Стилистическое использование грамматической категории времени на ранней стадии формирования английского языка
- Авторы: Вышенская Ю.П.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Выпуск: Том 13, № 2 (2022)
- Страницы: 416-432
- Раздел: КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323505
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-2-416-432
- ID: 323505
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящем исследовании предлагается опыт наблюдений над раскрытием стилистического потенциала глагольной категории времени в текстах позднесредневековой английской художественной словесности, представленной в своём прозаическом сегменте. Обретение автономного статуса прозаической формой бытования текста словесно-художественного творчества являет собой важный этап в истории средневековой европейской литературы, хронологические рамки которого объемлют период смены средневековья Возрождением. Преодоление ступени слитности жанров знаменует размежевание словесных оболочек одного и того же содержания, отличных по своим стилистическим, лексическим и грамматическим характеристикам, а также использованием народного языка. По завершении процесса секуляризации средневекового сознания, с присущим ему практическим «освоением» реальной действительности, литературные произведения обретают «практическую целеустремлённость», в связи с чем, возникает необходимость новых приёмов описания сформировавшегося нового качественного типа сознания. Грамматическая категория времени избирается в качестве объекта наблюдения в силу свойственной ей глубокой зависимости от содержания и композиционных характеристик текстового целого. Временной континуум художественного произведения рассматривается как расчленяемый на автономные временные планы, отражаемые во временных формах глагола. Период перехода средневековья к Возрождению, известный также как период преемственности, предполагает установление эвалюативных соответствий в стилистической ориентировочной деятельности с эталоном, представленным античной риторической традицией. Особенность стилепорождающих процессов в текстах английской художественной литературы, вторичной по отношению к французской, составляет выдвижение на позицию эталона также и французской риторической традиции. Наиболее ярко этот тип традиции представлен в жанре куртуазного рыцарского романа, тексты произведений которого, как наиболее репрезентативного в системе жанров европейской литературы, используется в качестве иллюстративного материала исследования.
Ключевые слова
Об авторах
Юлия Павловна Вышенская
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: clemence_isaure@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-2870-3026
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и лингвострановедения
191186, Российская Федерация, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корп. 14Список литературы
- Garen, E. (1986). Problemy ital’yanskogo Vozrozhdeniya [Issues of Italian Renaissance]. Moscow: Progress Publ. (In Russ.).
- Campbell, S.J. & Milner, S.J. (2004). Artistic Exchange and Cultural Translation in the Italian Renaissance City. Cambridge: Cambridge University Press.
- Dyer, Ch. (2005). An Age of Transition? Economy and Society in England in the Later Middle Ages. Oxford: Clarendon Press.
- Schlauch, M. (1964). The English Language in Modern Times (since 1400). Warszawa & London: PWN — Polish Scientific Publishers; Oxford University Press.
- Nenarokova, M.R. (2012). Carolingian Eclogue: text and Genre History. Moscow: Institute of World Literature Russian Academy of Sciences Publ. (In Russ.).
- Evdokimova, L.V. (1997). The French Prose OrigIn: Prosaic and Poetical Form in the XIII-th century French literature. Moscow: Nasledie Publ. (In Russ). (In Russ.).
- Blake, N.F. (1977). The English language in medieval literature. London, Melbourne and Toronto: J.M. Dent & Sons Ltd; Rowman and Littlefield, Totowa, N.-Y.
- Grigor’ev, V. P. (1975). Formation of Spanish National Literature Language. Leningrad: Herzen State Pedagogiacl Institute Publ. (In Russ.).
- Gordon, J.A. (1966). The Movement of the English Prose. London: Longmans.
- Shib, G. (1979). German Language during the Early Period of Bourgeois Revolution. In: Actual Matters of General Linguistics in German Democratic Republic. Language — Ideology — Society. Moscow: Progress Publ. pp. 183–222. (In Russ.).
- Corti, M. (1978). Il viaggio testuale. Torino: Giulio Einaudi editori s.p.a. (In Ital.).
- Alekseev, M.P. (1984). Medieval English and Scottish Literature. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Ahern, J. (2005). Dionco’s repertory: Performance and writing in Boccaccio’s “Decameron”. In: Performing Medieval Narrative. N-Y.: Boydell & Brewer Ltd. pp. 41–61.
- Baugh, A. (1948). Literary History of England. N.—Y. & London: Appleton-Century — Crofts, Inc.
- Revyakina, N.V. (1995). Humanistic Culture of Padua and the University in the End of the XIth and the Beginning of the XV centuries. In: Educational and Breeding Traditions in Europe during the Period of the XI—XVIIIth centuries. Ivanovo: Ivanovsky University Publ. pp. 56— 68. (In Russ.).
- Dante, Alig’eri (1968). Pir [Feast]. In: Operi Minori. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Bahtin, M.M. (1975). Issues of Literature and Esthetics. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.).
- Stepanova, L.G. (1982). Observations over Old Italian Prose Syntax. In: Syntactical Peculiarities of Literary Languages at their Early Periods of Formation. On the IndoEuropean Language material. Leningrad: Nauka. pp. 124–159. (In Russ.).
- Zumthor, P. (163). Langue et Techniques Poétiques á l’Ēpoque Romane (XI-е—XIII-e siècles). Bibiliotéque Française et Romane. Série C: Ētudes Litttéraires, 4. (In French).
- Alisova, T.B. (1963). Syntax and Style in the Process of Forming of Middle Italian Language Norm. Philology and Journalism Bulletin, 1, 46–58. (In Russ.).
- Kazumi, M. (1979). Syntax and Style in Early English. Finite and Non-Finite Clauses c. 900– 1600. Tokyo: Kaibunsha Ltd.
- Arnold, I.V. (1990). Stylistics of the Modern English. Moscow: Prosveshchenije Publ. (In Russ.).
- Semenjuk, N.N. (2000). Essays in Historical Stylistics of the German Language. Moscow: Institute of Foreign Languages. Russian Academy of Sciences. (In Russ.).
- Benvenist, Je. (1974.). General Linguistics. Moscow: Progress Publ. (In Russ.).
- D’Arras, J. Melusine. URL: https://archive.org/details/melusine00jeanuoft (accessed: 5.08.2017).
- Sabaneeva, M.K. (2001). Poertic Language of French Epic: Philological Synthesis Experience. Saint Petersburg: S.-Peterburg University Publ. (In Russ.).
- Malory, Th. Syr. Le Morte d’Arthur. URL: https://archive.org/details/lemortarhuror00malouft (accessed:05.08. 2019).
- Melori, T. (1993). Le Morte d’Arthur. In: Le Morte d’Arthur. Moscow: Nauka. pp. 13–764.
- The Right and Goodly Historie of the foure Sonnes of Aymon. URL: https://archive.org/details/rightplesauntno4400caxtoft (accessed: 21.05. 2018).
- Paris and Vienne. Thystory of the Noble Ryght Valiant and Worthy knyght Paris and of the Fayr Vienne the Daughter of Vyennoys URL: https://archive.org/details/parisandviennenet00hazlgoog (accessed: 26.07. 2021).
Дополнительные файлы
