Ролевая репрезентация и лингвокогнитивная структура образа деловой женщины в ракурсе гендерно-профессиональной аксиологии
- Авторы: Тамерьян Т.Ю.1, Зюбина И.А.2, Джигкаева А.В.3
-
Учреждения:
- Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
- Южный федеральный университет
- Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования
- Выпуск: Том 12, № 4 (2021)
- Страницы: 1216-1235
- Раздел: РУССКИЙ ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323342
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-4-1216-1235
- ID: 323342
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена полевому моделированию вербальной репрезентации стереотипного образа бизнесвумен - нового феномена в российской ментальности. Комплексное описание осуществляется в социолингвистическом, лингвокогнитивном, дискурсивном и гендерном аспектах на основе интегративного когнитивно-функционального анализа лингвокультурно маркированных составляющих образа-стереотипа методами семантическо-когнитивного, дискурсивного, контекстуального, концептуального анализа, метода полевого моделирования и интерпретации полученных данных. Описываемый фрагмент картины мира представляет собой пионерскую область осмысления новых явлений действительности в рамках анализа делового дискурса и национальных концептосфер. Эмпирическим материалом исследования послужили результаты опроса профессиональных фемининных и маскулинных групп. Выявлено ядро гетеростереотипа бизнесвумен, на основе представлений, закрепленных в сознании мужчин-предпринимателей - «фемининные стратегии бизнес-коммуникации» и интегральный набор ролей и статусных позиций исполнителя и помощника, в которых лидирующее место отводится мужчинам, а вторичное - женщинам. Кроме того, проанализированный языковой материал продемонстрировал трансформацию традиционных женских ролей жены и матери в сторону мужских ролей добытчика и лидера. Итак, автообраз бизнесвумен представляет собой сложную когнитивную структуру, включающую набор социальных ролей и функций, многочисленных гендерных предписаний и стереотипов. Ядро автопредставлений бизнесвумен также составил когнитивный признак «женские стратегии бизнес-коммуникации». Фемининный ролевой набор , по мнению предпринимательниц, включает традиционные роли хозяйки дома, матери, жены, слабой женщины, паритетной супруги и гибридный фемининно-маскулинный образ. Как зафиксировало исследование, актуализация новых фемининных ролей не элиминирует социокультурный фон развития женщины в социуме, а тяготеет к сохранению традиционных женских моделей поведения в сочетании с компонентами, обусловленными цивилизационными процессами.
Об авторах
Татьяна Юльевна Тамерьян
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Автор, ответственный за переписку.
Email: tamertu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0532-2538
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей факультета международных отношений
362025, Российская Федерация, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46Ирина Анатольевна Зюбина
Южный федеральный университет
Email: iazyubina@sfedu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1265-8366
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации
344006, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42Алла Владимировна Джигкаева
Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования
Email: kokowa.alla@yandex.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук
362027, Российская Федерация, Владикавказ, ул. Кирова, 46Список литературы
- Lippman, W. (2004). Public opinion, T.V. Barchunova (trans.). Moscow: Institute of the Public Opinion Foundation. (In Russ.).
- Eriksson, Т., Smith, N. & Smith, V. (2017). Gender Stereotyping and Self-Stereotyping Attitudes: A Large Field Study of Managers. Bonn: IZA Institute of Labor Economics. IZA Discussion Paper, 10932.
- Kachmazova, A.U. & Tameryan, T.Yu. (2017). Ethnic space of linguistic stereotyping “friend-foe-friend”. Vladikavkaz: SOGU. (In Russ.).
- Popova, Z.D. & Sternin, I.A. (2007). Cognitive linguistics. Moscow: AST “East-West”. (In Russ.).
- Vorontsov, D.V. (2010). Gender socialization. Gender psychology: chrestomathy. Irkutsk: ISU. pp. 83-87. (In Russ.).
- Merton, R.K. (ed.) (1968). Social Theory and Social Structure. New York: The Free press.
- Murray, H.А. (1938). Explorations in personality. Oxford: Oxford University Press.
- Biddle, B.J. (1986). Recent Developments in Role Theory. Annual Review of Sociology, 12(1), 67-92.
- Connell, R.W. (1979). The Concept of Role and What to Do With It. SAGE Journals: Journal of Sociology, 15(3), 116-118.
- Bodalev, A.A. (1998). Personality and communication. Moscow: International Pedagogical Academy. (In Russ.).
- Smith, G.W.H. (2005). Enacted Others: Specifying Goffman’s Phenomenological Omissions and Sociological Accomplishments. Human Studies, 28, 397-415.
- Turner, J.H. (2006). Handbook of Sociological Theory. Dordrecht: Springer.
- Barrett, M. & Davidson, M.J. (2006). Gender and communication at work: an introduction. In: M. Barrett & M.J. Davidson (Eds.), Gender and Communication at Work. Aldershot: Ashgate. pp. 1-18.
- Kryukov, I.A. (2009). The concept “business” in the concept sphere of the Russian language of the latter (based on the material of the national corpus of the Russian language). Bulletin of Nizhny Novgorod University named after Lobachevsky, 2, 266-269. (In Russ.).
- Startseva, T.V. (2011). Actualization of the emigrant concept within the gender stereotype of a woman emigrant. Bulletin of the Kemerovo State University, 4(48), 217-224. (In Russ.).
- Guseva, E.Yu. (2011). Gestalt structuring of the BUSINESS concept as a way to comprehend this fragment of the world in American linguistic culture. Samara University Bulletin. History, pedagogy, philology, 4(17), 143-147. doi: 10.18287/2542-0445-2011-17-4-143-147 (In Russ.).
- Karasik, V.I. (2009). Language keys. Moscow: Gnosis. (In Russ.).
- Mikhailova, A.G. (2004). Linguocultural type “English businessman”. In: Axiological linguistics: communicative types. Volgograd: Paradigma. pp. 136-155. (In Russ.).
- Ilyukhina, M.S. (2012). Parametric characteristics of the linguocultural type “English businessman”. Humanities research, 42, 65-69. (In Russ.).
- Chekaeva, V.V. (2012). Linguocultural type “American businessman”: value characteristics. In: Youth and Science: a collection of materials of the VIII All-Russian Scientific and Technical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists, dedicated to the 155th anniversary of the birth of K.E. Tsiolkovsky. Krasnoyarsk: Siberian Federal University. [Electronic resource] URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section28.html (accessed: 05.02.2021). (In Russ.).
- Ivanova, M.M. (2008). Experimental study of the concept “entrepreneur”. Psycholinguistic issues, 7, 97-100. (In Russ.).
- Dolgova, E.V. (2013). Lexico-phraseological features of the speech genre “portrait of a business person” in the media discourse. Philological sciences. Questions of theory and practice, 3-1(21), 50-53. (In Russ.).
- Badanyan, I.F. (2016). Cognitive stereotypes that form the concept of “business woman” in a naive picture of the world (based on the material of the Russian and German languages). Bulletin of the Southern Federal University. Philological sciences. P. 2. 204-213. (In Russ.).
- Tameryan, T.Yu., Zheltukhina, M.R., Zyubina, I.A. & Buzinova, L.M. (2020). Feminine representation of the business sphere: a communicative-cultural aspect. In: European proceedings of social and behavioural sciences. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference “Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment” Conference (ISMGE 2020). Social and Behavioural Sciences. pp. 914-924.
- Tameryan, T.Y., Popova, T.G., Redkozubova, E.A., Anikejeva, I.G., Sedliarova, O.M. & Solovyeva, N.S. (2019). Feminine perspective of ethnic business communication. Espacios, 40(34), 18.
- Rogers, K.B., Schröder, T. & Scholl, W. (2013). The Affective Structure of Stereotype Content: Behavior and Emotion in Intergroup Context. Social Psychology Quarterly, 76(2), 125-150. doi: 10.1177/0190272513480191 (accessed: 05.02.2021).
- Tannen, D. (1994). Gender and Discourse. London: Oxford University Press.
Дополнительные файлы
