Становление теории поликодового текста
- Авторы: Новоспасская Н.В.1, Цзоу Х.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 12, № 2 (2021): Образ языковой личности в языкознании XXI века
- Страницы: 501-513
- Раздел: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И ГРАММАТИКА. MISCELLANEA
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323389
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-2-501-513
- ID: 323389
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обзор посвящен теории поликодовых текстов, которые представляют собой сочетание вербального и невербального компонентов. Данное единство поддержано смыслом, структурой и функцией, под которой мы понимаем направленность на решение единой коммуникативной задачи. Поликодовый текст включает знаки различных семиотических систем, например, цвет и кинессику. Наличие целого ряда синонимических терминологических описаний данного явления - креолизованный текст, поликодовый текст, полисемиотический текст, семиотически обогащенный тест - свидетельствует о том, что в настоящее время мы наблюдаем становление теории поликодовых текстов. Теоретическое, в том числе терминологическое осмысление объекта нашего описания, проходит в таких направлениях, как анализ компонентов поликодового текста и их связи, описание методов и перспектив исследования поликодовых текстов. Прагматика поликодового текста, с кратким обзором наиболее заметных работ российских лингвистов, рассмотрена в таких основных сферах его реализации, как юмористический поликодовый текст и поликодовый текст кинематографа. Наиболее изученным явлением в рассматриваемом направлении явлется описание поликодового текста рекламы различных типов. Новыми направлениями анализа является описание функционирования поликодового текста в политической лингвистике и интернет-коммуникации. Важно отметить увеличение количества работ, в которых исследуется использование поликодового текста в школьном обучении и в преподавании иностранных языков. Новой сферой изучения поликодового текста является его описание как отражение национальной языковой картины мира. Обзор выполнен на материале научных работ, которые являются основополагающими в данном направлении исследований, а также включает научные статьи, опубликованные в научных журналах России в течение последних пяти лет.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Викторовна Новоспасская
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: novospasskaya-nv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7599-0246
кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета
117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Хуадзин Цзоу
Российский университет дружбы народов
Email: 1042188017@rudn.ru
аспирант кафедры общего и русского языкознания филологического факультета
117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Krasnykh, V.V. (2001). Fundamentals of Psycholinguistics and Communication Theory. Course of lectures. Moscow: Gnosis. (In Russ.).
- Sorokin, Yu.A. & Tarasov, E.F. (1990). Creolized Texts and Their Communicative Function. Speech Effect Optimization. Moscow, Vysshaya shkola Publ. pp. 180-186. (In Russ.).
- Eiger, G.V. & Yukht, V.L. (1974). The Construction of a Typology of Texts In Text linguistics: proceedings of the scientific conference at Moscow State Pedagogical Institute of Foreign Languages named after M. Torez: in 2 p. P. I. Moscow. pp. 103-109. (In Russ.).
- Sonin, A.G. (2005). Experimental Studies of Multimodal Text Comprehension: Main Directions. Voprosy Jazykoznanija, 6, 115-123. (In Russ.).
- Bolshakova, L.S. (2008). On the Content of the Concept of “polycode text” // Bulletin of Samara State University, 4, 19-24. (In Russ.).
- Chigaev, D.P. (2010). Methods of Creolization of a Modern Advertising Text [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Bernatskaya, A.A. (2000). On the Problem of Text Creolization: History and the state-of-arts. Speech communication: a specialized bulletin, 3 (11), 104-110. (In Russ.).
- Kara-Murza, E.S. (2001). “Brave new world” of Russian Advertising: Socio-cultural, stylistic and cultural-speech aspects In Dictionary and culture of Russian speech. To the 100th anniversary of the birth of S.I. Ozhegov. Moscow: Indrik. pp. 165-186. (In Russ.).
- Chigaev, D.P. (2008). Creolized Lexeme. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Russian Philology, 2. 82-85. (In Russ.).
- Remchukova, E.N. & Omelianenko, V.A. (2017). Linguistic Means of Russia’s Image Making in Modern Advertisinge. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 8(2), 341-349. (In Russ.).
- Romanova, I.D. & Smirnova, I.V. (2019). Persuasive Techniques in Advertising. Training, Language and Culture, 2019.3(2), 55-70. doi: 10.29366/2019tlc.3.2.4.
- Anisimova, E.E. (1994). Communicative-pragmatic Norms of German Appellate Texts [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Voroshilova, M.B. (2007). A Creolized Text: Aspects of studying. Political Linguistics, 1(21), 70-80. (In Russ.).
- Dugalich, N.M. (2020). Universal and Culturally Specific Features and Linguistic Peculiarities of the Political Cartoon in the Arabic and French Languages. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 11(3), 479-495. doi: 10.22363/2313-2299-2020-11-3-479-495.
- Chaplygina, Yu.S. Text Categories of Linguo-visual Phenomenon Charicatures [Electronic resource]. URL: http://main.isuct.ru/files/konf/antropos/SECTION/3/chaplygina.htm (accessed: 10.01.2021). (In Russ.).
- Krasina, E.A., Rybinok, E.S. & Moctar, A. (2020). Film Naming: Book Titles and Film Titles. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 11(2), 330-340. doi: 10.22363/2313-2299-2020-11-2-330-340.
- Maksimenko, O.I. (2012). Polycode VS. Creolized Text: Terminology problems. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 2, 93-102. (In Russ.).
- Bugaeva, I.V. Demotivators as a new genre in Internet communications: genre signs, functions, structure [Electronic resource]. URL: http://www.rastko.rs/filologija/stil/2011/10Bugaeva (accessed: 01.05.2021). (In Russ.).
- Babina, L.V. (2013). On Features of Demotivators as Polymodal Text. Philology. Theory & Practice, 2 (20), 28-33. (In Russ.).
- Schurina Y.V. (2014). Internet Memes in the Structure of Comic Speech Genres. Speech Genres, 1-2(9-10), 147-153. doi: 10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10-147-153. (In Russ.).
- Michurin, D.S. (2013). Impact of Multimodal Texts on the ways of Self-presentation in Virtual Internet-based Communication. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija “Filologija”, 5(2), 320-326. (In Russ.).
- Jacobson, R.O. (1985). Language in relation to Other Communication Systems. In: Selected works. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Bart, R. (1994). Selected works. Semiotics. Poetics. Moscow: Progress. (In Russ.).
- Sigal, K.Ya. (1997). The Problem of Iconicity in Language (a survey of literature). Voprosy Jazykoznanija, 6, 100-120. (In Russ.).
- Shvetsova, M.G. Paralinguistic Means in Text Linguistics [Electronic resource] LingvoMaster. URL: http://www.lingvomaster.ru/files/210.pdf (accessed: 03.01.21).
- Eykalis, Yu.A. (2015). Paralinguistic Means of Communication in the Texts of Modern German-language Comics. Vestnik of the Orenburg State University, 11, 135-141. (In Russ.).
- Baranov, A.N. (1989). Influencing Potential of Variation in the field of Metagraphics. In: Problems of the effectiveness of speech communication: collection of articles, A.N. Baranov, L.B. Parshin (eds.). Moscow. (In Russ.).
- Кochetova, L.A. (2008). Hypertextual Structure and Printed Advertising Text. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 2(8), 147-151. (In Russ.).
- Poimanova, O.V. (1997). The Semantic Space of the Video Verbal Text: PhD thesis in Philological sciences [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Rogers, P. (2017). Digital Language Learning and Teaching: Research, theory and practice (a review). Training, Language and Culture, 1(3), 104-109. doi: 10.29366/2017tlc.1.3.7.
- Kyst, T.S. (2008). About Hypertextuality and Creolization of Texts of Electronic Textbooks. Philology. Theory & Practice, 2 (2), 62-65. (In Russ.).
- Senatorova, O.A. (2020). A Сoursebook on Linguocultural Studies for Foreigners studying the Russian language: Concept and Content. Russian Language Studies, 18(3), 315-327. doi: 10.22363/2618-8163-2020-18-3-315-327. (In Russ.).
- Koltsov, I.A. (2009). The Method of Using Creolized Hypertext in Teaching Intercultural Foreign Language Communication among Students of a Language University [dissertation]. Saint Petersburg. (In Russ.).
- Sentsova, V.А. (2017). The Use of the Linguodidactical Potential of Multicode Texts in Teaching Italian students to a Russian Grammar. Modern Science: actual problems of theory and practice, 8, 170-172. (In Russ.).
- Novospasskaya, N., Zou, Huajing, Perfilieva, N. & Lazareva, O. (2019). Innovative method of teaching based on polycode texts. In: Edulearn19 Proceedings (11th International Conference on Education and New Learning Technologies, 1-3 July, 2019, Spain). Palma. pp. 4524-4528. doi: 10.21125/edulearn.2019.1132.
- Leppik, S.A., Ustinov, A.Y. & Chabanets, T.A. (2019). Event-driven Approach to teaching Russian to schoolchildren of the Russian Ministry of Foreign Affairs. Russian Language Studies, 17(4), 445-459. doi: 10.22363/2618-8163-2019-17-4-445-459.
- Maslova, V.A. (2019). The Role of a Language in the World’s Conceptualization: the Aspect of Cultural Linguistics. Russian Language Studies, 17(2), 184-197. doi: 10.22363/2618-8163-2019-17-2-184-197. (In Russ.).
- Danilevskaya, N.V. (2012). On Specific Character of Texts of Social Advertisement in Contemporary Advertisement Discourse (based on the data of medical prophylactic literature). Perm University Herald. Russian and Foreign Philology, 4(20), 132-137. (In Russ.).
- Garan, E.P. (2018). The Advertising Slogan as a Special Marker of Advertisement Language. Actual issues of modern philology and journalism, 2(29), 133-136. (In Russ.).
- Anisimova, E.E. (2003). Linguistics of the Text and Intercultural Communication (based on creolized texts). Moscow: Academy. (In Russ.).
- Aleksandrova, E.M. (2018). A Creolized Language Game as a Semiotic Phenomenon. Philology. Theory & Practice, 3(81), 276-282. doi: 10.30853/filnauki.2018-3-2.15. (In Russ.).
- Zou, Huajing & Novospasskaya, N.V. (2021). Classification of Elements of Linguocultural Information in the Polycode Text of Printed Advertising based on the material of the Russian and Chinese Languages. Litera, 2, 1-10. DOI: 10.25136 / 2409-8698.2021.2.35001. (In Russ.).
- Terskikh, M.V. (2012). Polycode Mechanisms of Metaphorization in Advertising. Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin (Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina), 2 (7), 162-172. (In Russ.).
- Kuryanovich, A.V. & Dragunayte, A.V. (2015). Place and Role of Visual Language in Modern Communication (illustrated creolized advertising texts). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 4, 153-159. (In Russ.).
Дополнительные файлы
