Семиотика песенного дискурса периода Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.)
- Авторы: Балан Е.Г.1, Чеснокова О.С.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 14, № 3 (2023): ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ
- Страницы: 785-800
- Раздел: СЕМАНТИКА И СЕМИОТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323418
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-785-800
- EDN: https://elibrary.ru/QNSJKV
- ID: 323418
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Песенный дискурс как один из видов дискурса представляет особое поле для исследований. Музыкальное произведение, относящееся к определенному историческому контексту, является частью выражения культуры, памяти и идентичности народа. Цель исследования - интерпретация песенно-поэтических произведений периода Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг., одного из тяжелых этапов в истории страны, семиотический анализ песенных текстов двух враждующих сторон. Анализ текста песен позволяет определить ключевые особенности изображения военного конфликта в рамках лингвокультурного, лингвокогнитивного, социального и политического контекста. Определятся роль песенного дискурса как части пропаганды и способа сплочения против врага. Кроме того, актуальность исследования созвучна социально-политическому курсу Испании последних лет по работе с травматичным прошлым Гражданской войны и последующей диктатурой Ф. Франко. Материалом работы послужили песенные испаноязычные тексты о периоде Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Исследовательские методы - лексико-семантический, контекстуальный, корпусный анализ, методы семантической и прагматической интепретации. Помимо исследования песенного дискурса периода Гражданской войны, анализируется песенный дискурс поствоенного периода. Авторы приходят к выводу, что песенно-поэтические тексты выступали эффективным инструментом для сплочения народа и быстрого донесения позиции конфликтующих сторон, укрепления пропаганды. На сегодняшний день музыкальные произведения проигравших в 1939 г. сторонников Республики и после 1939 г. попавшие под цензуру на территории Испании, продолжают пользоваться популярностью, с учетом кампаний испанских общественных организаций по поиску останков бойцов и увековечению памяти о жертвах Гражданской войны 1936-1939 гг. и диктатуры.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Геннадьевна Балан
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: balan_el@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0488-4686
ассистент кафедры иностранных языков филологического факультета и экономического факультета
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Ольга Станиславовна Чеснокова
Российский университет дружбы народов
Email: chesnokova-os@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7025-4098
SPIN-код: 6485-4278
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков филологического факультета
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Kibrik, A.A. (2008). Is the concept of “Media discourse” justified? In: Genres and types of text in scientific and media discourse: collection of scientific tr. Orel: OGIIK. pp. 6–11. (In Russ.).
- Linguistic encyclopedia (2002). V.N. Yartseva (Ed.). Moscow: Bol’shaya rossiyskaya entsiklopediya. (In Russ.).
- Arutyunova, N.D. (1990). Discourse. Linguistic Encyclopedic Dictionary. Moscow. (In Russ.).
- Krasina, E.A. (2016). Discourse, Statement and Speech Act. Russian Journal of Linguistics, 20(4), 91–102. https://doi.org/10.22363/2687-0088-15150 (In Russ.).
- Stepanov, Yu.S. (1995). Alternative World, Discourse, Fact, and Causality Principle. In: Language and Science in Late 20th Century. Moscow. pp. 35–73 (In Russ.).
- Chernyavskaya, V.E. (2021). Linguistics of the text. Linguistics of discourse. Moscow: URSS. (In Russ.).
- Ilyin, I.P. (2002). Postmodernism. Glossary of terms. Moscow. (In Russ.).
- Ferrándiz, F. (2019). Unburials, Generals, and Phantom Militarism: Engaging with the Spanish Civil War Legacy. Current Anthropology, 60(19), 62–76.
- Sichrovsky, P. (1997). Born guilty: Children of Nazi Families. Moscow: Complex-Progress. (In Russ.).
- ¿Qué Es la Asociación ParalLa Recuperación de la Memoria Histórica (Armh)? [Electronic resource] URL: https://memoriahistorica.org.es/que-es-la-asociacion-para-la-recuperacionde-la-memoria-historica-armh-2000-2012/ (accessed: 26.12.2022). (In Spanish).
- Muñiz Velázquez, J.A. (1998). La Música en el Sistema Propagandístico Franquista. Historia y Comunicación Social, 3, 343–363. (In Spanish).
- Pizarroso Quintero, A. (2005). La Guerra Civil española, un hito en la historia de la propaganda. El Argonauta español, 2. https://doi.org/10.4000/argonauta.1195 (In Spanish).
- Ballesteros Jiménez, S. (1995). Psicología General. Un enfoque cognitivo. Madrid: Universitas. (In Spanish).
- Levitin, D.J. & Tirovolas, A.K. (2009). Tirovolas Current Advances in the Cognitive Neuroscience of Music. Annals of the New York Academy of Science, 1156(1), 211–231. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2009.04417.x
- Zaragoza Fernández, L. (2006). Canciones para una guerra: la propaganda republicana a través de la música durante la Guerra Civil Española. En República y republicanismo en la comunicación. In: VIII Congreso de la Asociación de Historiadores de la Comunicación. Sevilla: Universidad de Sevilla. pp. 485–501. (In Spanish).
- Bertrand de Muñoz, M. (2009). Si me quieres escribir. Canciones políticas y de combate de la Guerra de España. Calambur poesía, 26, 305–335. (In Spanish).
- Sánchez Puig, M. (2021). РОДИНА-PATRIA in Russian and Spanish Verbal Associative Networks. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12(2), 302–315. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-2-302-315 (In Russ.).
- Kucheryavykh, V.S. (2017). Ways of Linguistic Objectivation of the Concept PATRIA in the Contemporary Spanish and Russian Political Discourse [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Orlov, A. (2019). Autumn 1936: the battle for Madrid (from the working materials of the book on the history of Spain in the ХХ century). Cuadernos Iberoamericanos, 4, 7–15. https://doi.org/10.46272/2409-3416-2019-4-7-15 (In Russ.).
- Muhamedzhanov, М.М. (2012). To the History of the Civil War in Spain (1936–1939). Znanie. Ponimanie. Umenie, 2, 102–108. (In Russ.).
- International Brigade Memorial Trust [Electronic resource] URL: https://internationalbrigades.org.uk/uncategorized/international-brigade-memorial-trust/ (accessed: 28.12.2022).
- Comintern and the Spanish Civil War: Documents. (2001). Institute of General History of the Russian Academy of Sciences, Federal archive. S.P. Pozharskaya (Ed.). Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Vernant, J. (1953). The Refugee in the Post-War World. London: George Allen & Unwin.
- Gemie, S. (2006). The Ballad of Bourg-Madame: Memory, Exile, and the Spanish Republican Refugees of the Retirada of 1939. International Review of Social History, 51(1), 1–40.
- Zaragoza Fernández, L. (2006). Canciones para una guerra: la propaganda republicana a través de la música durante la Guerra Civil Española. En República y republicanismo en la comunicación. In: VIII Congreso de la Asociación de Historiadores de la Comunicación. Sevilla: Universidad de Sevilla.
- Muñiz, J.A. (1998). La música en el sistema propagandístico franquista. Historia y Comunicación Social, 3, 343.
- Nuevatribuna El día que no pudimos cantar con Peter Seeger ¡Viva la Quince Brigada! [Electronic resource] URL: https://www.nuevatribuna.es/articulo/sociedad/dia-no-pudimos-cantar-peterseeger-viva-quince-brigada/20140128230659100366.html (accessed: 25.01.2023).
Дополнительные файлы
