Каббала и философия в творчестве раннего Маймона

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сборник Хешек Шломо («Желаемое Соломоном»), включающий ранние, написанные на иврите сочинения Соломона Маймона, до недавнего времени оставался вне поля зрения исследователей. Программная статья профессора Гидеона Фройденталя о становлении. Маймона, доказывающая необходимость при оценке творчества мыслителя учитывать его ранние произведения, изменила ситуацию. Фройденталь опубликовал и проанализировал предисловие Маймона к сборнику Хешек Шломо , а затем (в конце 2019 г.) один из входящих в сборник трактатов Ма‘асе ливнат ха-саппир («Выделка прозрачного сапфира»), содержащий идеи и понятия каббалы. При этом в своем анализе Фройденталь сосредоточился на рационалистической интерпретации каббалы Маймоном. Наша статья является попыткой дополнить исследование Фройденталя анализом другой стороны мысли раннего Маймона. Мы постараемся показать, что каббала, понимаемая ранним Маймоном в широком смысле как древнее еврейское знание, представлялась ему дополняющей философию и разрешающей порожденные философией проблемы. В своем раннем творчестве Маймон выступает не только как критик распространенной профанной каббалы, но и как критик философии Маймонида. Без философии невозможно понять истинную каббалу, но философское знание недостаточно и поро, ошибочно, истинная каббала его корректирует и уточняет. Критика аристотелизма и связанные с этим решения, предлагаемые Маймоном в его ранних произведениях (возможно, под влиянием Хасдая Крескаса), могут пролить свет на становление его мысли периода зрелости.

Об авторах

Ури Гершович

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gershovichuri@gmail.com

PhD, доцент кафедры еврейской культуры, Институт философии СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия; сотрудник Международного центра университетского преподавания еврейской цивилизации, Еврейский университет в Иерусалиме, Иерусалим, Израиль

Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 119034

Список литературы

  1. Freudenthal G. Hitpatḥuto shel Shlomo Maimon me-ha-qabbala la-razionalizm ha-filosofi. Tarbiz. 2012; 80(1):105—171. (In Hebrew).
  2. Jacobs NY. Ha-sifrut ‘al Shlomo Maimon: bibliografia mu‘eret. Qir‘yat Sefer. 1966; 41: 245—262. (In Hebrew).
  3. Melamed Y. Salomon Maimon. Stanford Encyclopedia of Philosophical Archive. Fall 2019. Available from: https://plato.stanford.edu/archives/fall2019/entries/maimon/
  4. Socher AP. The Radical Enlightenment of Solomon Maimon: Judaism, Heresy, and Philosophy (Stanford Studies in Jewish History and Culture). Palo Alto, CA; 2006.
  5. Freudenthal G. Shlomo ben Yehoshu‘a [Maimon] ha-meqqubal: Ma‘ase livnat ha-sappir. Mavo we-mahadura. Tarbiz 2019; 86 (2—3): 419—479. (In Hebrew).
  6. Maimon S. Avtoboigrafiya. Moscow: “Knizhniki”, 2016. (In Russian).
  7. Moshe ben Maimon [Rambam]. Putevoditel’ rasteryannih. Moscow: “Mosti kul’turi”; 2000. (In Russian).
  8. Sholem G. Osnovnie techeniya v evreyskoy mistike. Moscow—Jerusalem: “Mosti kul’turi”; 2004. (In Russian).
  9. Robinson JT. Hasdai Crescas and Anti-Aristotelianism. Eds. DH Frank and O Leaman. The Cambridge Companion to Medieval Jewish Philosophy. Cambridge University Press; 2003. P. 391—413.
  10. Wolfson HA. Crescas’ Critique of Aristotle: Problems of Aristotle’s Physics in Jewish and Arabic Philosophy. Cambridge: Harvard University Press, 1929.
  11. Qresqas Ḥasdai. ’Or ha-Shem. Jerusalem: Sifre Ramot; 1990. (In Hebrew).
  12. Harvey WZ. Rabbi Ḥasdai Qresqas. Jerusalem: Merkaz Zalman Shazar; 2010. (In Hebrew).
  13. Maimon S. Giv‘at ha-more (Vozvishennost’ Uchitelya). Moscow: “Knizhniki”, 2017. (In Russian).
  14. Wolfson HA. Crescas on the Problem of Divine Attribute. Jewish Quarterly Review 7, 2 (1916). P. 175—221 (reprinted in Idem. Studies in the History of Philosophy and Religion. Vol. 2. Cambridge, Mass. and London; 1977. P. 247—337).
  15. Harvey WZ. ‘Al ha-tehiyot ba-torat ha-te’arim shel rabbi Ḥasdai Qresqas. Divre ha-aqademia ha-israelit ha-le’umit le-mad‘aim. 1997; 8, 7: 133—144. (In Hebrew).
  16. Melamed Y. Hasdai Crescas and Spinoza on Actual Infinity and the Infinity of God's Attributes. Ed. Steven Nadler. Spinoza and Medieval Jewish Philosophy. Cambridge University Press; 2014. P. 204—215.
  17. Pines S. Sholastika posle Fomi Akvinskogo, uchenie Hasdaya Kreskasa I ego predshestvennikov. Iudaizm, hristianstvo, islam: paradigmy vzaimovliyaniya. Moscow—Jerusalem: “Mosti kul’turi”; 2009. P. 232—298. (In Russian).
  18. Sirat K. Istoriya srednevekovoy evreyskoy filosofii. Moscow—Jerusalem: “Mosti kul’turi”; 2002. (In Russian).
  19. Idel M. On Solomon Maimon and Kabbalah. Kabbalah. 2012; (28): 67—105.
  20. Idel M. On Maimonides in Nahmanides and His School. Eds. E Kanarfogel and M Sokolow Between Rashi and Maimonides. New York; YU Press; 2010. P. 131—164.
  21. Maimon S. Kriticheskie issledovaniya o chelovecheskom ume, ili visshey sposobnosti poznaniya I voli. Filosofskie trudi. Vol. II. St Petersburg: “Gumanitarnaya akademiya”; 2017. (In Russian).
  22. Haqdamot ha-Rambam la-Mishna. Mahadurat Y. Shilat, Jerusalem; 1996. (In Hebrew).
  23. Al-Farabi. O znacheniyah [slova] intellect. Filosofskie traktati. Alma-ata: “Nauka”; 1972. P. 15—38. (In Russian).
  24. Efremova N. Noologiya vostochnih peripatetikov. Srednevekovaya arabskaya filosofiya: problem i resheniya. Institut filosofii RAN; 1998. P. 146—174. (In Russian).
  25. Davidson HA. Alfarabi, Avicenna, and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect and Theories of the Human Intellect. New York: Oxford University Press; 1992.
  26. Blumberg H. The Problem of Immortality in Avicenna, Maimonides and St. Thomas Aquinas. H.A. Wolfson jubilee Volume. Jerusalem; 1965. P. 165—185.
  27. Schwartz D. Avicenna and Maimonides on Immortality: A Comparative Study. Ed. Ronald L. Nettler. Medieval and Modern Perspectives on Muslim-Jewish Relations. London and New York, Ruotledge; 1995. P. 185—198.
  28. Pines S. Ogranichennost’ chelovecheskogo postizheniya soglasno al-Farabi, Ibn Badzhe I Maimonidu. Iudaizm, hristianstvo, islam: paradigm vzaimovliyaniya. Moscow—Jerusalem: “Mosti kul’turi”; 2009. P. 191—231. (In Russian).
  29. Moshe ben Maimon [Rambam]. Poslanie o voskreshenii mertvih. Poslaniya I drugie trudi. Moscow: “Lehaim”, 2013. (In Russian).
  30. Levi ben Gershom [Ralbag]. Voini Gospoda. Knigi I—IV. Moscow: “Lehaim”; 2015. (In Russian).
  31. Maimon S. Opit o transzendental’noy filosofii. Filosofskie trudi. Vol. I. St Petersburg: “Gumanitarnaya akademiya”; 2017. (In Russian).
  32. Bergman H. Ha-filosofia shel Shlomo Maimon. Jerusalem: Magnes; 1967. (In Hebrew).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».