Каббала и философия в творчестве раннего Маймона
- Авторы: Гершович У.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 342-361
- Раздел: История еврейской философии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325050
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-342-361
- ID: 325050
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сборник Хешек Шломо («Желаемое Соломоном»), включающий ранние, написанные на иврите сочинения Соломона Маймона, до недавнего времени оставался вне поля зрения исследователей. Программная статья профессора Гидеона Фройденталя о становлении. Маймона, доказывающая необходимость при оценке творчества мыслителя учитывать его ранние произведения, изменила ситуацию. Фройденталь опубликовал и проанализировал предисловие Маймона к сборнику Хешек Шломо , а затем (в конце 2019 г.) один из входящих в сборник трактатов Ма‘асе ливнат ха-саппир («Выделка прозрачного сапфира»), содержащий идеи и понятия каббалы. При этом в своем анализе Фройденталь сосредоточился на рационалистической интерпретации каббалы Маймоном. Наша статья является попыткой дополнить исследование Фройденталя анализом другой стороны мысли раннего Маймона. Мы постараемся показать, что каббала, понимаемая ранним Маймоном в широком смысле как древнее еврейское знание, представлялась ему дополняющей философию и разрешающей порожденные философией проблемы. В своем раннем творчестве Маймон выступает не только как критик распространенной профанной каббалы, но и как критик философии Маймонида. Без философии невозможно понять истинную каббалу, но философское знание недостаточно и поро, ошибочно, истинная каббала его корректирует и уточняет. Критика аристотелизма и связанные с этим решения, предлагаемые Маймоном в его ранних произведениях (возможно, под влиянием Хасдая Крескаса), могут пролить свет на становление его мысли периода зрелости.
Об авторах
Ури Гершович
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: gershovichuri@gmail.com
PhD, доцент кафедры еврейской культуры, Институт философии СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия; сотрудник Международного центра университетского преподавания еврейской цивилизации, Еврейский университет в Иерусалиме, Иерусалим, Израиль
Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 119034Список литературы
- Freudenthal G. Hitpatḥuto shel Shlomo Maimon me-ha-qabbala la-razionalizm ha-filosofi. Tarbiz. 2012; 80(1):105—171. (In Hebrew).
- Jacobs NY. Ha-sifrut ‘al Shlomo Maimon: bibliografia mu‘eret. Qir‘yat Sefer. 1966; 41: 245—262. (In Hebrew).
- Melamed Y. Salomon Maimon. Stanford Encyclopedia of Philosophical Archive. Fall 2019. Available from: https://plato.stanford.edu/archives/fall2019/entries/maimon/
- Socher AP. The Radical Enlightenment of Solomon Maimon: Judaism, Heresy, and Philosophy (Stanford Studies in Jewish History and Culture). Palo Alto, CA; 2006.
- Freudenthal G. Shlomo ben Yehoshu‘a [Maimon] ha-meqqubal: Ma‘ase livnat ha-sappir. Mavo we-mahadura. Tarbiz 2019; 86 (2—3): 419—479. (In Hebrew).
- Maimon S. Avtoboigrafiya. Moscow: “Knizhniki”, 2016. (In Russian).
- Moshe ben Maimon [Rambam]. Putevoditel’ rasteryannih. Moscow: “Mosti kul’turi”; 2000. (In Russian).
- Sholem G. Osnovnie techeniya v evreyskoy mistike. Moscow—Jerusalem: “Mosti kul’turi”; 2004. (In Russian).
- Robinson JT. Hasdai Crescas and Anti-Aristotelianism. Eds. DH Frank and O Leaman. The Cambridge Companion to Medieval Jewish Philosophy. Cambridge University Press; 2003. P. 391—413.
- Wolfson HA. Crescas’ Critique of Aristotle: Problems of Aristotle’s Physics in Jewish and Arabic Philosophy. Cambridge: Harvard University Press, 1929.
- Qresqas Ḥasdai. ’Or ha-Shem. Jerusalem: Sifre Ramot; 1990. (In Hebrew).
- Harvey WZ. Rabbi Ḥasdai Qresqas. Jerusalem: Merkaz Zalman Shazar; 2010. (In Hebrew).
- Maimon S. Giv‘at ha-more (Vozvishennost’ Uchitelya). Moscow: “Knizhniki”, 2017. (In Russian).
- Wolfson HA. Crescas on the Problem of Divine Attribute. Jewish Quarterly Review 7, 2 (1916). P. 175—221 (reprinted in Idem. Studies in the History of Philosophy and Religion. Vol. 2. Cambridge, Mass. and London; 1977. P. 247—337).
- Harvey WZ. ‘Al ha-tehiyot ba-torat ha-te’arim shel rabbi Ḥasdai Qresqas. Divre ha-aqademia ha-israelit ha-le’umit le-mad‘aim. 1997; 8, 7: 133—144. (In Hebrew).
- Melamed Y. Hasdai Crescas and Spinoza on Actual Infinity and the Infinity of God's Attributes. Ed. Steven Nadler. Spinoza and Medieval Jewish Philosophy. Cambridge University Press; 2014. P. 204—215.
- Pines S. Sholastika posle Fomi Akvinskogo, uchenie Hasdaya Kreskasa I ego predshestvennikov. Iudaizm, hristianstvo, islam: paradigmy vzaimovliyaniya. Moscow—Jerusalem: “Mosti kul’turi”; 2009. P. 232—298. (In Russian).
- Sirat K. Istoriya srednevekovoy evreyskoy filosofii. Moscow—Jerusalem: “Mosti kul’turi”; 2002. (In Russian).
- Idel M. On Solomon Maimon and Kabbalah. Kabbalah. 2012; (28): 67—105.
- Idel M. On Maimonides in Nahmanides and His School. Eds. E Kanarfogel and M Sokolow Between Rashi and Maimonides. New York; YU Press; 2010. P. 131—164.
- Maimon S. Kriticheskie issledovaniya o chelovecheskom ume, ili visshey sposobnosti poznaniya I voli. Filosofskie trudi. Vol. II. St Petersburg: “Gumanitarnaya akademiya”; 2017. (In Russian).
- Haqdamot ha-Rambam la-Mishna. Mahadurat Y. Shilat, Jerusalem; 1996. (In Hebrew).
- Al-Farabi. O znacheniyah [slova] intellect. Filosofskie traktati. Alma-ata: “Nauka”; 1972. P. 15—38. (In Russian).
- Efremova N. Noologiya vostochnih peripatetikov. Srednevekovaya arabskaya filosofiya: problem i resheniya. Institut filosofii RAN; 1998. P. 146—174. (In Russian).
- Davidson HA. Alfarabi, Avicenna, and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect and Theories of the Human Intellect. New York: Oxford University Press; 1992.
- Blumberg H. The Problem of Immortality in Avicenna, Maimonides and St. Thomas Aquinas. H.A. Wolfson jubilee Volume. Jerusalem; 1965. P. 165—185.
- Schwartz D. Avicenna and Maimonides on Immortality: A Comparative Study. Ed. Ronald L. Nettler. Medieval and Modern Perspectives on Muslim-Jewish Relations. London and New York, Ruotledge; 1995. P. 185—198.
- Pines S. Ogranichennost’ chelovecheskogo postizheniya soglasno al-Farabi, Ibn Badzhe I Maimonidu. Iudaizm, hristianstvo, islam: paradigm vzaimovliyaniya. Moscow—Jerusalem: “Mosti kul’turi”; 2009. P. 191—231. (In Russian).
- Moshe ben Maimon [Rambam]. Poslanie o voskreshenii mertvih. Poslaniya I drugie trudi. Moscow: “Lehaim”, 2013. (In Russian).
- Levi ben Gershom [Ralbag]. Voini Gospoda. Knigi I—IV. Moscow: “Lehaim”; 2015. (In Russian).
- Maimon S. Opit o transzendental’noy filosofii. Filosofskie trudi. Vol. I. St Petersburg: “Gumanitarnaya akademiya”; 2017. (In Russian).
- Bergman H. Ha-filosofia shel Shlomo Maimon. Jerusalem: Magnes; 1967. (In Hebrew).
Дополнительные файлы
