Философия музыки в картине мира: от Античности к Новому времени
- Авторы: Коломиец Г.Г.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 1 (2021): ДОСТОЕВСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
- Страницы: 139-155
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ. КУЛЬТУРА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/324985
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-1-139-155
- ID: 324985
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены философские взгляды на музыку в контексте картины мира от Античности до Нового времени. Автор также затрагивает проблематику современности, опираясь на собственную философскую концепцию музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром, изложенную в книге «Ценность музыки: философский аспект». В бытии музыки сохраняется неизменный космический принцип Гармонии, принцип движения вселенского Ритма, становления в процессе борьбы противоположностей Хаос/Форма; музыка выражает текучую сущность мира и изменяющееся пространственно-временное бытие. Философия музыки - область философского знания, которая рассматривает музыку как то, что больше чем вид искусства, исследует музыку онтолого-гносеологически и феноменолого-аксиологически. Философия музыки исследует глубинные, предельные, фундаментальные основания музыкального бытия и философско-эстетические основоположения музыкального искусства. С древности в сознании человека музыка являлась отображением картины мира, гармоническим эквивалентом космологической философии, математики, астрономии, астрофизики (Пифагор, Платон, Аристотель, Аристоксен, Порфирий и др.). В Новое время научная мысль о музыке обогащается благодаря расширенному представлению о космо-звуковом пространстве, отображенном в музыкальном искусстве, трансформирующем математические идеи геометричности, квадратности и др. Тенденция создания интегральной мировой музыки в музыкальной практике ХХ-XXI вв. содержит попытку человечества посредством современных способов сочинения музыкального искусства представить сущность музыки как выражение, с одной стороны, страха перед тайной Гармонии вселенского бытия, с другой - как поиск спасения и душевного равновесия, интуитивно выражая то, что происходит в естественнонаучном знании, которое все больше и больше указывает нам на бездну не познаваемого до конца мироздания и неустойчивого места человека в современном мире.
Ключевые слова
Об авторах
Галина Григорьевна Коломиец
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kolomietsgg@yandex.ru
доктор философских наук, почетный работник сферы образования Российской Федерации, профессор, кафедра философии, культурологии и социологии
Российская Федерация, 460018, Оренбург, просп. Победы, 13Список литературы
- Azroyants EA. Periodic Table of Fractal Evolution. In: Modern Picture of the World. The Formation of a New Paradigm. Moscow: Noviy vek; 2001. (In Russian).
- Kolomiets GG. The Philosophy of Music in the Aspect of Axiology [online]. Abstracts of the reports of the XXIV World Philosophical Congress «Learning to be Human» (Beijing, China, August 13—20, 2018). URL: http://www.congress2018.dialog21.ru/reports/ kolomietsh.htm#eng.
- Kolomiets GG. Value of Music: Philosophical Aspect. Moscow: URSS; 2007. (In Russian).
- Jamblichus. About Pythagorean Life. Moscow: Aletheia; 2002. (In Russian).
- Losev AF. Filolai. Antique Musical Aesthetics. Moscow: Muzgiz Publ.; 1960. (In Russian).
- Zoltai D. Ethos and Affect. History of Philosophical Musical Aesthetics from Inception to Hegel. Moscow: Progress; 1977. (In Russian).
- Kolomiets GG. Aristotle Philosophy within the Meaning of the Ontological Status of Music. RUDN Journal of Philosophy. 2018;22(1): 55—64.
- Aristotle. Politics. In: Aristotle. Works in 4 vol. Vol. 4. Moscow: Mysl' Publ.; 1984. P. 375—644. (In Russian).
- Losev AF. The History of Ancient Aesthetics. The last centuries. Book 1. Moscow: "AST" Publ.; 2000. (In Russian).
- Makhov АЕ. MUSICA LITERARIA: The Idea of Verbal Music in the European Poetics. Moscow: Intrada Publ.; 2005.
- Shestakov VP. Musical Aesthetics of the Western European Middle Ages and Renaissance. Comp. texts and general entry article by VP Shestakov. Moscow: Muzica Publ.; 1966. (In Russian).
- Kepler J. Harmony of the World Book IV. In: Musical aesthetics of Western Europe of the 17th-18th centuries. Moscow: Muzica Publ.; 1971. (In Russian).
- Kircher A. Musurgia Universalis. In: Musical aesthetics of Western Europe of the 17th—18th centuries. Moscow: Muzica Publ.; 1971. (In Russian).
- Weber A. History of European philosophy. Moscow: LCI Publ., 2007. (In Russian).
- Gilbert KE, Kuhn H. The History of Aesthetics. 2nd Ed. St. Petersburg: Progress Publ., 2000. (In Russian).
- Shestakov VP. Harmony as an aesthetic category. Moscow: Nauka Publ.; 1973. (In Russian).
- Matteson I. The Perfect Bandmaster. Musical Aesthetics of Western Europe of the 17th—18th Centuries. Moscow: Muzica Publ.; 1971. Pp. 235—276. (In Russian).
- Schelling FWJ. Philosophy of Art. Under the general. ed. MF Ovsyannikova. Moscow: Mysl' Publ.; 1999. (In Russian).
- J. From pictures of the world to the living world. Bulletin of Moscow University. Series 7. Philosophy. 2010;(1): 3—14. (In Russian).
- Hamel PM. Through the music to yourself. How do we know and perceive music. Moscow: Classica-XXI Publ.; 2007. (In Russian).
- Steckel R. Herz der Wirklichkeit. Wuppertal: Yugenddienst Verlag; 1973.
- Bozhikova MB. Musical composition in the twentieth century: between the projections of monads and rhizomes. In: Music and Philosophy. Moscow: PROBEL-2000 Publ.; 2012. (In Russian).
Дополнительные файлы
