Парадокс Аверроэса
- Авторы: Кирабаев Н.С.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 4 (2024): ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 1187-1199
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325389
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-4-1187-1199
- EDN: https://elibrary.ru/KOLNXM
- ID: 325389
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании рассматривается проблема разных способов восприятия античной философской традиции в классической арабо-мусульманской и средневековой европейской философии. Отмечается, что различие в способах восприятия определяется, в частности, особенностями концепции «знания» в исламе и христианстве. В рамках взаимодействия арабо-мусульманской и христианской культур возникают стереотипы в восприятии друг друга, которые удивительным образом формируют, например, парадоксы при христианизации и европеизации учений восточных перипатетиков, чьи труды переводились на латинский язык и имена которых «латинизировались». Наиболее известные имена философов: Ибн Сина (980-1037) более известен в Европе как Авиценна и Ибн-Рушд (1126-1198) как Аверроэс. Эти мыслители принадлежали к школе восточного перипатетизма. Восточный перипатетизм или восточный аристотелизм - термины, которыми обозначают одно из направлений арабо-мусульманской философии эпохи средневековья. Как известно, именно представителей восточного перипатетизма именую фаласифа (الفلاسفة), а их учения фалсафа (فلسفة). Под термином «фалсафа» в арабо-мусульманской культуре эпохи средневековья имелась в виду античная философия, а также учения ал-Фараби (870-950), Ибн Сины, Ибн-Рушда, которые основывались на античных моделях философствования . Фалсафа отличалась тем, что, в отличие от европейской средневековой философии, никогда не стремилась служить религии и даже не рассматривалась для этой роли. Именно с именем Ибн-Рушда связано и одно из направлений развития средневековой европейской философии - «латинского аверроизма», который как философский термин применяется к направлению в схоластике XIII в., основывающегося на аверроэсовской интерпретации Аристотеля, и лежит в основе учения о «двойственной истине», рассматривавшего независимость истин разума от истин откровения, и, в конечном счете, философии от религии. Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский (ок. 1240-1284) и Боэций Дакийский (ок. 1240-1284). Суть парадокса заключается в том, что средневековая Европа знала учение Аверроэса, но не знала учение Ибн-Рушда или по-своему его воспринимала. В то время как Арабский Восток как родина учения Ибн-Рушда не был знаком ни с так называемым аверроизмом, ни с концепцией «двойственной истины». В данном контексте парадокс можно объяснить как ситуацию, которая существует в исторической реальности, но не имеет строго логического объяснения, то есть на первый взгляд авторство Аверроэса как создателя учения о «двойственной истине» кажется истинным, но фактически является недостоверным высказыванием. Это связано и с тем, что в понятия и ценностные установки одной культуры, перенесенные для объяснения феноменов другой культуры, формируют стереотипное восприятие феноменов этой иной культуры. Вместе с тем в рамках взаимодействия культур распространение «латинского аверроизма» является одним из примеров интеграции арабо-мусульманской философской традиции в средневековую европейскую культуру.
Ключевые слова
Об авторах
Нур Серикович Кирабаев
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kirabaev-ns@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-0192-6337
SPIN-код: 3579-3794
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой истории философии, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Rosenthal F. The triumph of knowledge. The concept of knowledge in Medieval Islam. Moscow: Nauka; 1978. (In Russian).
- Kirabaev NS. “Knowledge” and “action”: al-Ghazali and the Arab-Muslim philosophical tradition in the context of interaction with the philosophical culture of Byzantium. RUDN Journal of Philosophy. 2023;27(2):201–215. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2-201-215
- Kirabaev NS, Al-Dzhanabi MM. Abu Hamid al-Gazali about “Reliable knowledge”. Filosofiya religii: analiticheskie issledovaniya. 2023;7(2):30–45. (In Russian). https://doi.org/10.21146/2587-683X-2023-7-2-30-45
- Sagadeev AV. Oriental peripatetism. Moscow: Izdatelskij dom Marzhani publ.; 2009. (In Russian).
- Sagadeev AV. Ibn Rushd’s teaching on the relationship between philosophy and religion, and its origins in the writings of al-Farabi. In: Al-Farabi: scientific creativity. Moscow; 1975. P. 120–144. (In Russian).
- Apollonov AV. Is “Latin Averroism” a myth or a reality? “Z”. Filosofsko-kulturologicheskij zhurnal. 2000;(3):5–15. (In Russian).
- Apollonov AV. Boethius of Dacia and Latin averroism of the XIII century. In: Boethius of Dacia. Works. Apollonov AV, transl. Moscow; 2001. P. V–LII. (In Russian).
- Apollonov AV. Latin averroism of the XIII century. Moscow: IFRAN; 2004. (In Russian).
- Kirabaev NS. Arab-Muslim philosophy in the works of Thomas Aquinas. In: Modern foreign studies on medieval Philosophy. Moscow: INION; 1979. P. 114–124. (In Russian).
- Bruno D. About the reason, the beginning and the one. In: Dialogues. Dynnik MA, transl. Moscow; 1949. (In Russian).
- Gilson E. Philosophy in the Middle Ages. From the origins of patristics to the end of the XIV century. Moscow: Respublika publ.; 2004. (In Russian).
- Sagadeev AV. “The Legacy of Islam”: history and modernity. In: Watt WM. The influence of Islam on medieval Europe. Moscow: Nauka publ.; 1976. (In Russian).
Дополнительные файлы
