Юсуф Хас-Хаджиб Баласагуни о добродетельном лидерстве: Средневековый тюрко-исламский философский дискурс в «Кутадгу Билиг»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается выдающееся произведение Юсуфа Хас-Хаджиба Баласагуни „Кутадгу Билиг“ с целью анализировать его мысли об этике добродетели и лидерстве. Дидактическая поэма „Кутадгу Билиг“, основанная на древнем жанре „Зеркала для принцев“ („Mirrors for Princes“), отражает средневековый тюрко-исламский философский дискурс о добродетельном лидерстве, в котором главные герои поэмы ведут глубокие дискуссии о справедливости, морали и мудрости, разъясняя их значение в контексте политического лидерства. Более того, в статье показано, как Кутадгу Билиг раскрывает важную роль этических и интеллектуальных добродетелей для формирование будущих политических правителей как добродетельных лидеров на основе культивирования этика добродетели. Как отмечается в статье, этика добродетели занимает центральное место в учении Юсуфа, а „Кутадгу Билиг“ была написана, чтобы осветить путь к мудрости в эффективном управлении и этическом принятии решений для молодых политических правителей. В первой части статьи рассматривается моральные и этические взгляды Юсуфа в контексте добродетельного лидерство и его утопические взгляды о „добродетельном правителя“ (Кюн Тогди) в „Кутадгу Билиг“, фокусируясь на его этических и интеллектуальных качествах. Во второй части статьи рассматривается позитивные эффекты добродетельного лидерства с точки зрения Юсуфа. Особое внимание уделяется четырем принципам Юсуфа в „Кутадгу Билиг“ - справедливость, счастье, мудрость (или интеллект) и умеренность, которые рассматриваются в контексте этика добродетели. Более того, в статье предпринята попытка, связать идеи Юсуфа о добродетельном лидерстве с мыслями исламского философа аль-Фараби.

Об авторах

Дархан Мирзабекович Наурузбаев

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Автор, ответственный за переписку.
Email: nauruzbayevd@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-7934-4919

докторант по специальности «Политическая философия», кафедра философии

Республика Казахстан, 050012, г. Алматы, ул. Масанчи, д. 39/47

Жакыпбек Алтаевич Алтаев

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Email: altaev.kaznu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3925-0045

доктор философских наук, профессор, кафедра философии

Республика Казахстан, 050012, г. Алматы, ул. Масанчи, д. 39/47

Нуртас Талгатжанович Абдимомынов

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Email: nurtas.amirbay@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5395-8701

PhD по специальности история, профессор, кафедра истории Казахстана

Республика Казахстан, 050012, г. Алматы, ул. Масанчи, д. 39/47

Список литературы

  1. Scalzo G, Akrivou K, Fernandez GM. A Personalist Approach to Business Ethics: New Perspectives for Virtue Ethics and Servant Leadership. Business Ethics, the Environment & Responsibility. 2023;(32):145-158. https://doi.org/10.1111/beer.12435
  2. Plato. Complete works. Cooper JM, Hutchinso DS, editors. Indianapolis Cambridge: Hackett Publishing Company; 1997.
  3. Aristotle. The Politics. Oxford World’s Classics. Stalley RF, editor. Barker E, translator. Oxford: Oxford University Press; 1998.
  4. Mittiga R. Ranking the regimes in Aristotle’s Politics: The four-principles approach. The Review of Politics. 2021;8(1):1-20. https://doi.org/10.1017/S003467052000087X
  5. Plato. The Republic. Reeve CD, editor. Grube GM, translator. Indianapolis: Hackett; 1992.
  6. Dieterici F. Alfarabi’s Philosophische Abhandlungen. Verlag: Outlook Verlag; 2022.
  7. Walzer R. Introduction. In: Walzer R, editor, translator. Al-Fārābi on the perfect state: Abū Naṣr al-Fārābī’s Mabādiʾ Ārāʾ Ahl al-Madīna al-Fāḍila. Oxford: Clarendon Press; 1985. P. 1-18.
  8. Fakhry M. Al-Farabi and the reconciliation of Plato and Aristotle. Journal of the History of Ideas. 1965;26(4):469-478. https://doi.org/10.2307/2708494
  9. Fakhry M. Aristotelian and Neo-Platonic Tendencies: Al-Fārābī (d. 950), Ibn Sīnā (d. 1037), and Ibn Rushd (d. 1198). In: Fakhry M, editor. Ethical Theories in Islam. Leiden: Brill; 1994. P. 78-92.
  10. Cotesta V. Al-Farabi II. Political Theory and the Doctrine of the Perfect Imam. In: Gotesto V, editor. The Heavens and the Earth: Graeco-Roman, Ancient Chinese, and Mediaeval Islamic Images of the World. Leiden: Brill; 2021. P. 339-357.
  11. Lulofs HJD. The Ruler as Philosopher. A New Interpretation of Fārābī’s View. In: Daiber H, editor. From the Greeks to the Arabs and Beyond. V. 2. Islamic Philosophy. Leiden: Brill; 2021. P. 375-394.
  12. Al-Fārābī A. Kitāb al-Milla wa-nuṣūṣ uḫrā. Mahdi M, editor. Beirut: Dār al-Mašriq; 1968.
  13. Al-Fārābi A. Al-Fārābi on the Perfect State: Abū Naṣr al-Fārābī’s Mabādiʾ Ārāʾ Ahl al-Madīna al-Fāḍila. Walzer R, editor, translator. Oxford: Clarendon Press; 1985.
  14. Yūsuf Khāṣṣ-Hājib. Kutadgu Bilig. Wisdom of Royal Glory. A Turko-Islamic Mirror for Princes. Dankoff R, editor, translator. Chicago: The University of Chicago Press; 1983.
  15. Tekin T. A Grammar of Orkhon Turkic. Bloomington: Indiana University; 1968.
  16. Dankoff R. Inner Asian Wisdom Traditions in the Pre-Mongol Period. Journal of the American Oriental Society. 1981;101(1):87-95. https://doi.org/10.2307/602165
  17. Kononov AN. A Word about Yūsuf from Balasagun and his poem Blessed Knowledge (Wisdom of Royal Glory). Sovetskaja tjurkologija. 1970;(4):3-12. (In Russian).
  18. Dankoff R. Introduction to Wisdom of Royal Glory. In: Dankoff R, editor. From Mahmud Kasgari to Evliya Celebi Studies in Middle Turkic and Ottoman Literature. Istanbul: Isis Press; 2008. P. 131-172.
  19. Yūsuf Has Hâcib. Kutadgu Bilig II: Tercüme. Arat RR, editor, translator. Ankara: Türk Tarih Kurumu Yayınları; 1959.
  20. Dilaçar A. Bize Mânevî Cihazlanmayı Öğreten: Kutadgu Bilig. Ankara: Manevî Cihazlanma Cemiyeti; 1970.
  21. Kononov AN. The poem of Yūsuf Balasagun Blessed Knowledge. In: Kononov AN, editor, Ivanov SN, translator. Yūsuf Balasagun. Blessed Knowledge (Wisdom of Royal Glory). Moscow: Nauka publ.; 1983. P. 495-517. (In Russian).
  22. Egeubaev A. The great heritage of the Turkish world. In: Egeubaev A, editor, translator. Yūsuf Khāṣṣ-Hājib. Qutty bіlіk. Almaty: Taymas; 2007. P. 8-55 (In Kazakh).
  23. Dankoff R. Introduction to Wisdom of Royal Glory. In: Dankoff R, translator. Wisdom of Royal Glory. A Turko-Islamic Mirror for Princes. Chicago: The University of Chicago Press; 1983. P. 1-35.
  24. Ivanov SN. About Wisdom of Royal Glory of Yūsuf Balasagun. In: Kononov AN, editor, Ivanov SN, translator. Blessed Knowledge by Yūsuf Balasagun. Moscow: Nauka publ.; 1983. P. 518-538. (In Russian).
  25. Starr SF. Lost Enlightenment: Central Asia’s Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane. Princeton and Oxford: Princeton University Press; 2014.
  26. Ganieva RK. Eastern Renaissance and poet Kul Gali. Kazan: KGU Publishing House; 1988. (In Russian).
  27. Alberts O. Der Dichter des in Uigurisch-Türkischem Dialect geschriebenen Kudatku Bilik (1069-1070) ein Schüler des Avicenna. Archiv für Geschichte der Philosophie. 1901;14(3):319-336. Republished by De Gruyter July 22, 2009. https://doi.org/10.1515/agph.1901.14.3.319
  28. Al-Fārābī A. Social and ethical treatise. Khasymzhanov Akh, editor. Alma-Ata: Nauka publ.; 1973. (In Russian).
  29. Yūsuf Khāṣṣ-Hājib. Kutadgu Bilig. Egeubaev A, editor, translator. Almaty: Taĭmas; 2007 (In Kazakh).
  30. Bonelli M. Farabi’s Virtuous City and the Plotinian World Soul: A New Reading of Farabi’s “Mabadi’Ara’Ahl Al-Madina Al-Fadila”: dissertation for the degree of Doctor of Philosophy. Montreal; 2009.
  31. Nauruzbayev D, Abzhalov S, Bazarbayev K, Kolukiri S, Amrebayeva Z. The concept of Justice in Yūsuf Khāṣṣ-Hājib’s Kutadgu Bilig. The Bulletin of KazNU. 2023;85(3):15-24. https://doi.org/10.26577/10.26577/jpcp.2023.v.85.i3.03
  32. Hackett RD, Wang G. Virtues and leadership: An integrating conceptual framework founded in Aristotelian and Confucian perspectives on virtues. Management Decision. 2012;(505):868-899. https://doi.org/10.1108/00251741211227564
  33. Aristotle. Nicomachean Ethics. Books II-IV. Taylor C. editor. New York: Oxford University Press; 2006.
  34. Broadie S, Rowe C. editors. Aristotle Nicomachean Ethics. New York: Oxford University Press; 2002.
  35. Hanbury GL. A ‘Pracademic’s’ Perspective of Ethics and Honor: Imperatives for Public Service in the 21st Century. Public Organization Review. 2004;(4):187-204.
  36. Ryskieva A, Nauruzbaev D, Abzhalov S, Bazarbaev K. The concept of happiness in the works of Abu Nasr Al-Fārābi and Yūsuf Khāṣṣ-Hājib Balasaghun. Al-Farabi Journal. 2023;84(4):16-31. (In Kazakh). https://doi.org/10.48010/2023.4/1999-5911.02

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».