Том 27, № 4 (2023): ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И НЕЙРОНАУКИ

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И НЕЙРОНАУКИ

Философия и нейронауки: перспективы взаимодействия

Чалый В.А.

Аннотация

Проанализированы современные редуктивистские и антиредуктивистские подходы к пониманию взаимодействия философии и нейронаук, подвергнуты анализу содержание и основания для употребления понятий «нейронаука» и «нейронауки», «философия нейронаук» и «нейрофилософия». Описаны вехи развития нейроредуктивизма от аргументов Патриции Чёрчленд в поддержку «интертеоретической редукции» через элиминативизм Фрэнсиса Крика к «беспощадному редукционизму» Джона Бикла. Проанализированы онтологические, методологические и эпистемические основания для редукции к нейронаукам иных способов представления сознания и тела. С опорой на поствитгенштейнианскую парадигму философии нейронаук Макса Беннета, Питера Хакера и Эндрю Рейнольдса описаны семантические проблемы, возникающие в нейронауках при попытке эпистемической редукции и происходящие от невозможности устранить базовый метафорический уровень смыслообразования и передачи, коренящийся в обыденном языке и его фигурах, среди которых особенно важны метафоры. Дескриптивистский подход к языку нейронаук противопоставлен «нейроревизионизму» - попытке «исправить» сложившиеся способы осмысления сознательности и телесности, родственной более ранним ревизионизмам, в частности физикализму, и вынужденной иметь дело с аналогичными проблемами. Редукция - операция «возвращения», сама понимаемая метафорически, - и антиредукция, сопротивляющаяся научному ревизионизму и «возвращающая» понимание к уровню обыденного языка, а философию к дескриптивной работе, представлены как круговое герменевтическое движение, необходимое для научного и философского понимания, но не ведущее к дисциплинарной гегемонии или «победе» одной из сторон. В заключении статья содержит очерк публикаций, вошедших в рубрику.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):835-847
pages 835-847 views

Актуальность междисциплинарных подходов в исследовании сознания

Соколова Ю.В.

Аннотация

Исследование посвящено обоснованию целесообразности междисциплинарного подхода в исследовании сознания. Многогранность сознания как феномена, загадочность природы и истории формирования сознания, разница подходов к трактовке самого термина «сознание» и связанных с ним понятий обуславливают многообразие возможностей в изучении этой проблемы. Различные подходы к осмыслению сознания выработаны сегодня в философии, психологии, биологии, медицине, нейронауках, социологии, когнитивных и компьютерных науках, лингвистике и ряде других научных областей. Начиная с конца 1980-х гг. можно заметить взрывной рост интереса к проблеме сознания в философии и науке, в это время появляются исследования Бернарда Баарса, Дэниела Деннета, Роджера Пенроуза, Фрэнсиса Крика и Кристофера Коха, Дэйвида Чалмерса, которые наметят основные подходы к разработке проблемы сознания и отчетливо обозначат междисциплинарность таких исследований. В исследовании рассмотрены особенности феномена сознания и очерчен круг основных теоретических вопросов, наиболее актуальными из которых являются так называемая «сложная проблема сознания» (как мозг порождает сознание и почему это происходит), вопрос соотношения ментальных и физических процессов и связанная с этим проблема «разрыва в объяснении», вопрос о правомерности рассмотрения первичности мозга по отношению к сознанию, определение места сознания в современной научной картине мира, а также изменение этической и мировоззренческой проблематики в связи с развитием искусственного интеллекта, нейросети и медицинских технологий. Исходя из сложности и многоаспектности исследовательского поля, связанного с проблемой сознания, разнообразия намеченных подходов изучения этой проблемы в философии и науке, дискуссионности самих формулировок поставленных вопросов и остроты научной дискуссии автор заключает, что наибольшими эвристическими возможностями сегодня обладают междисциплинарные исследования сознания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):848-857
pages 848-857 views

Удержание и переворачивание камеры-обскуры

Атанасова Н.

Аннотация

В предлагаемом исследовании рассматривается критическое взаимодействие между идеологией, опосредованной реальностью и ролью, которую восприятия, убеждения и действия людей играют в этом процессе. При этом исследование углубляется в изучение того, как властные структуры и доминирующие нарративы влияют на культурное самовыражение и, следовательно, на социальные действия. Таким образом, утверждается, что в современном обществе ситуационистское понятие «спектакля» заменило любое понимание реальности и создало овеществленный социальный мир, в котором доминируют товары, которые усиливают господствующие идеологии и определяют субъективное восприятие. Кроме того, рассматривается влияние этой опосредованной реальности на личную субъективность и активность. Опираясь на метафору Маркса о «камере-обскуре» как идеологии, она утверждает преобразующий «переворот перспективы», который меняет то, как люди смотрят на окружающую среду и взаимодействуют с ней. В конечном счете, это исследование подчеркивает глубокое влияние «спектакля» на социальные отношения, идеологию и восприятие, выступает за преобразующий и творческий подход, который побуждает людей сопротивляться захвату зрелища, восстанавливать свою свободу воли и развивать новые перспективы взаимодействия с миром. Расширение взгляда тонко отсылает к основе экономии, проявляющейся как «ложное сознание», отраженное камерой-обскура как перевернутое изображение, но корректируемое с помощью очков и зеркал внутри отражающего аппарата.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):858-868
pages 858-868 views

Неосознанность присутствия Другого в современном обществе в эпоху массовой цифровизации

Милиациду А.А.

Аннотация

Обсуждается, как существенное развитие технологий, особенно платформ социальных сетей, в последние десятилетия радикально изменило условия, которые очень сильно влияют на человеческие отношения. Представлен обзор того, как новые технологии повлияли на межличностные человеческие отношения, создав новую среду, в которой происходит общение и которая в будущем может стать исключительно виртуальной. Затем рассматривается теория Левинаса о личности и ее постоянное сознание Другого с точки зрения того, как теория Левинаса связана с современным обществом. В этой теории освещается процесс того, как каждый человек в течение своего существования стремится найти Другого, но часто не может этого сделать, и насколько важен в этом процессе контакт с Другим. Объясняется, что Левинас подчеркивает важность встречи с Другим, но указывает, что мы часто не делаем этого и в конечном итоге встречаемся с Третьим, неоригинальной формой Другого. Наконец, выдвигается гипотеза, что невозможность найти Другого в современном мире может быть связана с развитием цифровизации, поскольку новые медиа часто несут ответственность за создание дистанции в человеческих отношениях и, следовательно, не могут быть единственным средством создания отношений с другими людьми. Поскольку личное общение и встречи друг с другом являются важными компонентами развития значимых межличностных отношений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):869-877
pages 869-877 views

«Общий знаменатель» в решении многофакторных задач интеллектуальными системами

Аджемов А.С., Денисова А.Б.

Аннотация

Важнейшим свойством, отличительной чертой любой интеллектуальной системы является ее способность принимать решения. При этом чем сложнее задачи, чем больше и разнообразнее исходные данные, тем важнее, чтобы принимаемое решение было всесторонне рассмотрено и оценено. Во многих случаях одновременно поступающие разнообразные исходные данные, если их рассматривать в отдельности и принимать на основе такого рассмотрения решения, приводят к совершенно различным результатам, часто противоречащим друг другу. Поэтому в процессе разработки и внедрения искусственного интеллекта (ИИ) особенно важно исследовать «механизм» принятия решения в условиях противоречивости поступающих исходных данных и необходимости установления некого обобщающего правила, согласно которому можно найти гармонизирующее решение с учетом различных влияющих факторов. Совершенно очевидно, что, устанавливая правила принятия решения, необходимо стремиться к тому, чтобы оно имело «положительный» результат с точки зрения решаемой задачи. Это, несомненно, требует анализа последствий принимаемого решения в установленном масштабе времени, что может быть обеспечено за счет соответствующих обратных связей, которые позволят вносить необходимые корректирующие действия. Искусственный интеллект в современных формах практической реализации имеет, как правило, цифровое воплощение. Следует учитывать, что при цифровом представлении данных неизбежна погрешность отображения исходных значений, когда рассматриваются и анализируются процессы, имеющие непрерывную сущность. Поскольку цифровая модель обладает определенными ограничениями и характерными свойствами при анализе и обработке исходных данных, то логично предположить, что по этой причине может существовать некий общий подход, некое общее правило, согласно которому принимается решение в условиях разнообразных исходных данных и необходимости учета соответствующих последствий после принятия решения. В данном исследовании проведен поиск такого механизма принятия решения, гармонизирующего его согласно поступающим внешним и имеющимся внутренним исходным данным.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):878-887
pages 878-887 views

Человеческое и нечеловеческое сознание: имеют ли они общие характеристики?

Кумпарудис Е.

Аннотация

В данном исследовании рассматриваются возможные общие характеристики человеческого и нечеловеческого сознания. В основном статья направлена на анализ сознания животных и, в определенной степени, разумного искусственного интеллекта (ИИ). Представлен обзор основных теорий, касающихся сознания, в частности теорий нейробиологии и когнитивной науки, а также их материалистической основы на нейроанатомическом и нейрофизиологическом уровне, подчеркивается роль, которую играет префронтальная кора как у людей, так и у животных. Затем рассматриваются отдельные аспекты сознания, такие, в частности, как эмоции, и представлены три широкие традиции, анализирующие человеческие эмоции, а именно такие, как чувства, оценки и суждения, а также исследующие эмоции животных. Затем предложенные модели метапознания и памяти используются для углубления анализа общих характеристик человеческого и нечеловеческого сознания. Это также затрагивает теорию платформ, которая имеет возможность соединить сознание человека, животного и искусственного интеллекта. Хотя эта теория находится еще в стадии обсуждения. Исследование заканчивается ссылками на социальное поведение животных, их взаимодействие с людьми, их возможную онтогенетическую близость, выраженную в биолингвистике, а также на открытия компьютерной этологии, которые помогают создавать модели психических расстройств человека. Результаты исследования подтверждают близость между людьми и животными, их сознания на уровне нейрофизиологии, эмоций и метапознания. Однако, в отличие от животных и искусственного интеллекта, человеческое сознание более сложное и далекое от кибернетических и вычислительных моделей, поскольку оно связано с различными видами податливости, реконсолидации, нейронной пластичности, с различными концепциями эмоций и некоторыми психическими патологиями.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):888-900
pages 888-900 views

Квантовая концепция сознания: за или против?

Князев В.Н., Паршикова Г.В.

Аннотация

Рассматривается проблемная гипотеза возможных подходов к выявлению квантово-физических оснований функционирования сознания. Авторы исходят из того, что в современных условиях ни одна наука, ни все науки вместе взятые не дают окончательного ответа на вопрос о «механизме» происхождения мысли. Однако это совершенно не означает того, что исследования в этом направлении необходимо остановить. Авторы выражают уверенность в том, что современные и последующие исследования «квантовой концепции сознания» приведут к выявлению ранее неизвестных закономерностей, открывающих путь к формированию новых принципов и подходов. В качестве примера рассматривается соответствующая концепция Пенроуза - Хамероффа. Квантовая механика дополняет инструментарий нейробиологии и других отраслей нейронауки, которые в совокупности формируют междисциплинарную область знаний, динамически растущую и развивающуюся. Авторы не являются апологетами всесилия квантовой физики. Квантовые корреляты сознания фактически означают, что не сама по себе сегодняшняя квантовая механика объясняет возникновение ментальных состояний, а то, что в рождении этих состояний существенно то, что в самом процессе становления нейродинамических импульсов в нейронах коры головного мозга, порождающих ментальные состояния, лежат процессы квантовой природы. Следует также признать, что квантово-молекулярный уровень (наноуровень) процессов в нейронах головного мозга реально существует, и именно он является истоком протосознания. Наука стремится идти вперед, появляются новые исследовательские программы в рамках квантовой биологии, квантовой психологии, квантовой информатики, которые в свою очередь могут проливать свет на гипотезу «квантовой концепции сознания».

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):901-914
pages 901-914 views

Философско-методологические проблемы современной нейротеологии

Лагунов А.А., Иванова С.Ю.

Аннотация

В современной науке актуальны исследования, направленные на изучение функционирования головного мозга человека при воздействии на него различных факторов социально-природной среды, в том числе и религиозных практик - как личностных, так и общественных. Целью исследования является рассмотрение сложившегося состояния нейротеологии как новой области знания и анализ возможностей ее взаимодействия с уже существующими социально-гуманитарными дисциплинами; в качестве материала для исследования привлекаются обзорные, аналитические и критические публикации российских и зарубежных ученых. Обращается внимание на философско-методологические проблемы, которые нейротеологии требуется разрешить для того, чтобы определить свое место в современном когнитивном пространстве в качестве его органической составляющей. Прежде всего, по мнению авторов, представителям этой науки необходимо обогатить сформировавшийся эмпирический базис теоретическими обобщениями, для чего следует реализовать декларируемый ими принцип междисциплинарности и привлечь к общей работе специалистов из различных областей гуманитаристики. В выдвигаемых нейротеологами гипотезах вопрос об онтологическом существовании объектов религиозного опыта признается эпистемологически неразрешимым, однако при построении философско-мировоззренческой концепции невозможно ограничиваться подобными утверждениями, нужно тем или иным образом выразить отношение к внешней и внутренней для человека реальности. Отмечается, что разрабатываемая в нейротеологии идея о генетической трансляции качеств «мозга/сознания» в процессе «когнитивной эволюции» человечества возвращает нас к социально-детерминистическим и механистическим воззрениям, преодоленным современной наукой. Выражается надежда на то, что нейротеология, разрешив возникающие философско-методологические затруднения, сыграет немаловажную роль в развитии российской науки.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):915-927
pages 915-927 views

Проблемное поле философских дискурсов о применении систем искусственного интеллекта в социуме

Цвык В.А., Цвык И.В., Павлова Т.П.

Аннотация

Актуальность исследования заключается в необходимости понять содержание стратегических задач в отношении применения интеллектуальных технологий. Разработка и применение искусственного интеллекта в различных отраслях деятельности человека несут в себе потенциал глобальных изменений в обществе, что в методологическом плане повышает актуальность рассмотрения этих проблем. Исследование этических проблем искусственного интеллекта в концепции устойчивого развития общества связано с динамичным развитием инновационных технологий искусственного интеллекта (ИИ), которые рассматриваются как процесс становления нового техносубъекта в контексте развития нейронаук. В исследовании подчеркивается, что развитие искусственного интеллекта выступает инновационной формой развития техники, когда формируется новый вид - человека-машинный техносубъект. Авторами выявляются социальные проблемы применения искусственного интеллекта, так как цифровизация жизни становится глобальным антропологическим вызовом. Инновации искусственного интеллекта напрямую связаны с целым рядом этических проблем, так как вносят не только положительных вклад в устойчивое развитие общества, но и являются причиной дегуманизации отношений между людьми и обществом. На основе анализа качественных изменений в сфере научных и технологических исследований можно сделать вывод, что использование человеко-машинных устройств становится неизбежностью, человечество должно выработать этические ориентиры применения систем ИИ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):928-939
pages 928-939 views

Влияние нейронаук на понимание телесной обусловленности когнитивных процессов: социально-антропологический аспект

Чапны Е.В.

Аннотация

Представлен концептуальный анализ основных подходов к изучению человеческого мозга и сознания с позиций современной отечественной и зарубежной нейронауки. Раскрываются актуальные трактовки таких проблемных вопросов и концептов, как «граница человеческого тела», «воплощенное познание», «общий искусственный интеллект», «самость» и др. С позиции телесно-ориентированного подхода рассматривается проблема коэволюции тела, сознания, технологий и социальной среды. Актуализируется представление о теле как артефакте в контексте технологического изменения человеческой природы, влекущего элиминацию живого человеческого тела. На примере гомеровского эпоса показано, что попытки преодоления уязвимости демонстрируют одну из фундаментальных потребностей человека. Реализация потребности к расширению и вынесению границ тела в антропотехнологической среде представлена в образе киборга. Высказано предположение, что идея «воплощенного ума» (а также проекты по созданию гибридной реальности и «панкоммуникации»), могут проистекать из глубинной потребности человека в телесном вовлечении в окружающий мир. Раскрываются особенности создания Искусственного интеллекта (ИИ) и Общего искусственного интеллекта (ОИИ) на современном этапе. Отмечается целесообразность изучения результатов нейронаучного постижения организации психических процессов, в первую очередь, в области визуализации мозговых процессов и методе картирования. Рассмотрены основные современные проекты по изучению мозга, а также наиболее эффективные методы получения данных о структурах мозга. Описаны актуальные результаты исследования по таким областям нейронауки, как изучение зеркальных нейронов и их систем; «чтение мозга», изучение нейронных коррелятов сознания. Изложены результаты исследований представителей отечественной нейронауки . Человеческое «Я» рассматривается как уникальная структура Эго-системы мозга («самость»). В заключении делается вывод о существенном влиянии современной нейронауки на понимание особенностей функционирования человеческого мозга, сознания и когнитивных процессов; выявляется эффективность применения телесно-ориентированного подхода к постижению целостности «тело - сознание - технологии - социальная среда».

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):940-956
pages 940-956 views

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

И. КАНТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ: КРИТИКА «ОЧАРОВАННОЙ ДАЛИ»

Романов Д.Д.

Аннотация

В статье исследуются пути рецепции кантианства в философии русского символизма. Акцент делается на философские системы А. Белого, Вяч.И. Иванова и П.А. Флоренского как наиболее целостно отражающие развитие гносеологических, эстетических и общетеоретических тенденций символистской школы, представителей которой объединяет схожесть критических позиций относительно учения И. Канта, что свидетельствует о гомогенности самой символистской философии в ее отношении к трансцендентальному идеализму. Кантианское влияние анализируется через раскрытие символистской философии культуры и влияния на нее неокантианства, выявление оснований религиозно-мифологической метафизики и разрешение проблемы антиномичности в теории культа как пространства религиозного творчества. Эксплицируется особенность этапов эволюции кантианского влияния на символизм от безоговорочного принятия концепций критики чистого разума и способности суждения до полного их отрицания и поиска возможности разрешения антиномичности через специфическую миссию социальной эстетики. Утверждается, что при сильном влиянии Канта на развитие символистской эстетики, сами символисты в ней ищут пути преодоления разрыва между миром ноуменов и явлений, выделяя в этом особую роль теургическому творчеству и соборному действию. Делается вывод, что символистская критика кантианства носит в целом религиозный и мистико-интуитивистский характер, обосновывающий возможность постижения ноуменального мира как принцип духовного делания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):
views

«Критика чистого разума» в трудах П.Д. Лодия

Круглов А.Н.

Аннотация

Первый профессор логики и метафизики Главного педагогического института, а затем и Санкт-Петербургского университета, закарпатский русин П.Д. Лодий четверть века преподавал философию и право в Российской империи в первой трети XIX в. Его знание кантовской философии и отношение к кантовскому критицизму в исследовательской литературе оценивается диаметрально противоположно. Анализ его главного философского труда, «Логических наставлений, руководствующих к познанию и различению истинного от ложного» (1815), убедительно доказывает, что Лодий был отличным знатоком кантовской философии, первым в России мыслителем, заговорившем о различии первого и второго издания «Критики чистого разума». Лодий первым в России отметил революционную роль Коперниканского переворота И. Канта, а также важность проблемы каузальности Д. Юма для становления критической философии. Лодий впервые в России дал развернутую характеристику кантовского трансцендентального идеализма. Вместе с тем общее отношение Лодия к Канту скорее скептическое. В собственной логике он не следует кантовскому разделению логики на чистую и прикладную, а возвращается к докантовскому делению логики на теоретическую и практическую. Лодий полемизирует с основными выводами о пространстве, вытекающими из трансцендентальной эстетики, отрицает наличие априорно-синтетических суждений и укорененность познающего разума в иллюзиях. Несмотря на недвусмысленно выраженные претензии в адрес кантовской философии, «Логические наставления» и их автор были подвергнуты гонениям во время так называемого «дела профессоров» 20-х гг. XIX в., в результате чего Лодий был отстранен от преподавания философии, а его учебник по логике изъят из процесса преподавания за «нечестие», а также мнимое кантианство.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):957-976
pages 957-976 views

Первоисточники истории русской философии XIX-XX вв. в государственных архивах России: состояние и перспективы изучения

Черняев А.В., Корсаков С.Н., Макарова А.Ф.

Аннотация

Предлагаются обзор, анализ, оценка нынешнего состояния и перспектив дальнейшего научного изучения материалов российских государственных архивов, включающих личные фонды философов и философских институций России XIX-XX вв., представляющих наибольшую актуальность для историков русской философии. В связи с этим, с одной стороны, привлечены к рассмотрению крупнейшие исследовательские и научно-издательские историко-философские проекты, свидетельствующие об уже достигнутых результатах научного освоения обширных массивов архивных документов; с другой стороны - проведен мониторинг ряда фондов российских государственных архивов (федеральных, региональных, муниципальных, ведомственно-отраслевых) с целью выявления мало или недостаточно изученных с этой точки зрения архивных собраний. Представленные результаты исследования могут рассматриваться как начало большой систематической работы по аналитическому картографированию содержания архивных собраний России, релевантных проблематике истории русской философии. Установлена важность и продуктивность проведения параллельной исследовательской работы как с персональными фондами русских философов XIX-XX вв., так и с фондами, содержащими документацию философских институций (журнальных редакций, факультетов, кафедр, исследовательских институтов, издательств философской литературы, профессиональных и тематических объединений философов). В связи с этим поставлен вопрос о необходимости развития в России историко-философского архивоведения и источниковедения, включении данного комплекса предметов в систему подготовки специалистов - историков философии, а также о необходимости координации совместных усилий историков русской философии в направлении формирования архива русской философии как общезначимого и общедоступного картографированного ресурса. Полученные в ходе проведенного исследования результаты должны способствовать выходу истории русской философии как динамично развивающейся отрасли российской науки на качественно новый источниковедческий и методологический уровень, необходимый для решения стоящих перед ней масштабных исследовательских задач, связанных, в частности, с научной подготовкой академических собраний сочинений русских философов и с разработкой современной фундаментальной истории русской философии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):977-995
pages 977-995 views

ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Вайшнавизм в поэме Наммальвара «Тирувируттам»

Моисеев С.Р.

Аннотация

Наммальвар, тамильский поэт, живший в IX-X веках, почитается как один из великих мистиков Индии. Его четыре поэтические произведения приравнены к священным гимнам и являются частью ритуального поклонения в храмах Южной Индии. Спустя несколько столетий художественные образы Наммальвара легли в основу философии вишишта-адвайты. Поэма «Тирувируттам» считается его ранним произведением, где он объединяет каноны древней тамильской поэзии и свою преданную любовь к Вишну-Тирумалю. В исследовании представлена религиозно-философская интерпретация произведения. Секрет поэмы кроется в дуализме: внешняя красота и ее сакральный смысл. За символами тамильской поэзии прячется духовный смысл. Наммальвар заимствует каноны своих предшественников, поэтов эпохи сангам. Однако наполняет их новым содержанием. Автор сопоставляет древнетамильскую поэзию и творчество Наммальвара. Сюжет описывает любовь между Богом и душой. Поэт раскрывает несколько видов бхакти, или преданной любви. Описание бхакти в последующем легло в основу классификации душ в философии вишишта-адвайты. Бхакти приводит к обретению Вайкунтхи, или небесного города. Учителями шри-вайшнавизма описание взаимоотношений с Вишну-Тирумалем было превращено в духовную практику. Для лучшего понимания художественные образы Наммальвара сравниваются с понятиями индуизма, такими как трансцендентность, даршан, божественная милость и мокша. В Южной Индии «Тирувируттам» считается тамильской «Ригведой». Стихи исполняют дома, в храме, во время праздничных процессий. Поэма позволяет проникнуть в корни вайшнавизма и понять их поэтическое происхождение.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):996-1008
pages 996-1008 views

Культ Богини-Матери во Вьетнаме и его влияние на конфуцианскую этику

Нижников С.А., Марцева А.В., Фам Т.Б.

Аннотация

Вьетнам - страна с множеством духовных верований, которые отражают ценности жителей страны и являются важной составляющей её традиционной культуры. Среди них особое место занимает вера в Богиню-Мать. Этот совершенно уникальный для Вьетнама вид народных верований имеет долгую историю и подчеркивает женское начало через образ женщины, обладающей силой и способностью умножать, обогащать, развивать и создавать все сущее. Эта вера отражает желание вьетнамцев иметь достаточно риса, теплых одежд, обильных дождей и гармоничных ветров. С течением времени вера в Богиню-Мать претерпела значительные изменения, адаптируясь к реальной жизни общества. Вера в Богиню-Мать, отражающая ценности и высокие человеческие качества вьетнамцев, стала культурным наследием вьетнамского народа и всего мира и была признана ЮНЕСКО объектом репрезентативного нематериального культурного наследия человечества. Когда во Вьетнам пришла конфуцианская этика, она претерпела влияние веры вьетнамцев в Богиню-Мать. Большое влияние культ Богини-Матери оказал и на представления о роли женщины в обществе. В исследовании анализируются истоки, особенности и ценности вьетнамского культа матери, отмечается его влияние на вьетнамскую конфуцианскую этику, устанавливается, что деятельность, связанная с поклонением Богине-Матери, способствует укреплению чувства общности вьетнамской нации. В связи с развитием конфуцианской этики в рамках вьетнамской культуры отношение к женщине изменилось на более гуманное и открытое. В современности культ поклонения матери приобрел светские черты и может рассматриваться как признак гендерного равенства.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):1009-1020
pages 1009-1020 views

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Какая философия нам нужна?

Колычев П.М., Лосев К.В.

Аннотация

Приведен обзор дискуссии «Какая философия нам нужна? Эта дискуссия состоялась на международной научно-практической конференции «Современная онтология - XI: онтология и религия». Дискуссия развернулась вокруг трех основных направлений преподавания философии: философия как история философии, философия как основа мировоззрения, философия как системно-категориальное знание о мире в целом. Сторонники первого направления продемонстрировали содержательное разнообразие философии, нередко подчеркивая право преподавателя в выборе историко-философского материала, что вызвало критику со стороны других участников конференции, основной аргумент которых состоял в размывании содержания философии. В отношении второго направления дискуссии ее участники либо отрицали причастность философии к мировоззрению, либо полагали, что философия является основой мировоззрения, а задачей философии, в частности, является формирование мировоззрения студентов. В качестве аргументов сторонники такого подходы приводили необходимость участия философии в преобразовании современной духовной жизни России. Этот подход гармонично сочетался с мнением тех участников дискуссии, которые выступали за системно-категориальный подход в философии. Такой подход состоял из сочетания абстрактной части (Онтологии) с конкретной частью, где необходимо было бы рассматривать следующие три раздела философии: 1 - философия природы, 2 - философия социо-антропологической реальности, 3 - философия религии. При этом сторонники такого подхода предлагали в качестве основы использовать содержательную часть советской философии, которую необходимо преобразовать с учетом достижений современного знания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):1021-1032
pages 1021-1032 views

Трансцендентальный поворот в современной философии - VIII: метафизика, эпистемология, трансцендентальная когнитивистика и искусственный интеллект

Шиян А.А., Петров В.Б.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):1033-1041
pages 1033-1041 views

Рецензия на книгу по современной африканской теологии «The Routledge Handbook of African Theology» под редакцией Э.К. Бонгмба

Мбина Ж.Ш.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(4):1042-1046
pages 1042-1046 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».