Свобода слова и самовыражения в цифровую эпоху: философский анализ и вызовы социальной безопасности
- Авторы: Лифанова Т.Ю.1, Лифанов С.А.1, Веревкин А.В.1
-
Учреждения:
- Казахский национальный университет им. аль-Фараби
- Выпуск: Том 29, № 2 (2025): СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Страницы: 381-397
- Раздел: СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325492
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-2-381-397
- EDN: https://elibrary.ru/ROFXBD
- ID: 325492
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современное информационное пространство формирует новые вызовы для свободы слова и самовыражения, связанные с цифровой цензурой, распространением дезинформации и алгоритмическим регулированием контента. В условиях растущей зависимости общества от цифровых технологий возникает необходимость переосмысления механизмов защиты свободы выражения мнений, особенно в контексте социальной безопасности. Целью настоящего исследования является анализ философских оснований свободы слова в цифровую эпоху через призму концепции Т. Скэнлона, а также оценка роли медиаобразования как инструмента, способствующего формированию критически мыслящего общества. В качестве материалов использованы современные исследования в области философии, медиаобразования и цифровых технологий, а методологической основой выступают философский анализ, междисциплинарный подход и изучение кейсов, связанных с регулированием свободы выражения в цифровой среде. Результаты исследования показывают, что традиционные правовые меры регулирования информационного пространства не всегда оказываются эффективными и могут противоречить принципу автономии личности. В отличие от них развитие медиаграмотности позволяет гражданам осознанно воспринимать информацию и выстраивать собственную коммуникативную стратегию, снижая зависимость от институциональных и технических механизмов контроля. В соответствии с базовыми особенностями философского подхода, авторы рассматривают свободу слова как не только юридическую категорию, но и фундаментальный принцип, обеспечивающий интеллектуальную самостоятельность личности. Специфика исследования заключается в интеграции философского дискурса о свободе выражения с актуальными вызовами цифровой среды, что позволяет предложить новые подходы к обеспечению социальной безопасности без ущерба для демократических ценностей. Исследование обосновывает необходимость баланса между защитой информационного пространства и сохранением автономии индивидов, подчеркивая, что эффективная стратегия регулирования должна включать не только правовые меры, но и образовательные инициативы, способствующие развитию критического мышления и осознанного взаимодействия с медиа.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Юрьевна Лифанова
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Автор, ответственный за переписку.
Email: lifanova.tatiyana@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2269-1255
SPIN-код: 7325-0528
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, факультет философии и политологии
Республика Казахстан, 050000, Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71Сергей Алексеевич Лифанов
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Email: lifanov.sergey.a@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2716-4254
SPIN-код: 1404-4430
докторант кафедры философии, факультет философии и политологии
Республика Казахстан, 050000, Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71Алексей Валентинович Веревкин
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Email: phiosophy-sociology@mail.com
ORCID iD: 0000-0002-1817-8435
SPIN-код: 1724-7639
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, факультет философии и политологии
Республика Казахстан, 050000, Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71Список литературы
- Wilson C, Grizzle A, Tuazon R, Akyempong K, Cheung CK. Media and information literacy curriculum for teachers. Paris: UNESCO; 2014.
- Howard JW. Freedom of Speech. In: Zalta EN, Nodelman U, editors. The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Stanford: Stanford University; 2024. Available from: https://plato.stanford.edu/archives/spr2024/entries/freedom-speech (accessed: 15.12.2024).
- Kramer MH. Freedom of Expression as Self-Restraint. Philosophy & Social Criticism. 2022;48(4):473-483. doi: 10.1177/01914537211072885 EDN: KCQEFV
- Sue AT. How to think about freedom of thought (and opinion) in the age of AI. Computer Law & Security Review. 2024;(53):105969. doi: 10.1016/j.clsr.2024.105969 EDN: NWEMRX
- Tetlock PE. Thinking the unthinkable: sacred values and taboo cognitions. Trends in Cognitive Sciences. 2003;7(7):320-324. doi: 10.1016/S1364-6613(03)00135-9
- Liagusha A, Iarovyi D. Memes, freedom, and resilience to information disorders: Information warfare between democracies and autocracies. Social Sciences & Humanities Open. 2024;(11):101247. doi: 10.1016/j.ssaho.2024.101247 EDN: YWYVTU
- Lasisi M, Adejumo S. Digital Ethics In: Baker D, Ellis L, editors. Encyclopedia of Libraries, Librarianship, and Information Science. Vol. 4. Elsevier Inc.; 2025. P. 118-124. doi: 10.1016/B978-0-323-95689-5.00267-4
- Witschge T. Passive accomplice or active disruptor: The role of audiences in the mediatization of politics. Journalism Practice. 2014;8(3):342-356. doi: 10.1080/17512786.2014.889455
- Scanlon T. A theory of Freedom of Expression. Philosophy and Public Affairs. 1972;1(2):204-226.
- Eftedal NH, Lotte T. Motivated moral judgments about freedom of speech are constrained by a need to maintain consistency. Cognition. 2021;(211):104623. doi: 10.1016/j.cognition.2021.104623 EDN: JNFDSD
- Chan J. Understanding Free Speech as a Two-Way Right. Political Philosophy. 2024;(1):156-180. doi: 10.16995/pp.15321 EDN: HHZRJC
- Redish MH. Value of Free Speech. University of pennsylvania law review. 1982;(130):591-645. Available from: https://scholarship.law.upenn.edu/penn_law_ review/vol130/iss3/2 (accessed: 15.12.2024). doi: 10.2307/3311836
- Shiffrin SV. A thinker-based approach to freedom of speech. Constitutional Commentary. 2011:(2):283-307.
- Kendrick L. Are speech rights for speakers? Virginia Law Review. 2017;(8):1767-1808.
- Eşitti Ş. Narcotizing Effect of Social Media. Journal of the Institute of Social Sciences Cankiri Karatekin University. 2016;(1):1015-1030.
- Kuehn EF. The information ecosystem concept in information literacy: A theoretical approach and definition. Journal of the Association for Information Science & Technology. 2023;(4):434-443. doi: 10.1002/asi.24733 EDN: VVGWOX
- Briand SC, Cinelli M, Nguyen T, Lewis R, Prybylski D, Valensise CM, et al. Infodemics: a new challenge for public health. Cell. 2021;(25):6010-6014. doi: 10.1016/j.cell.2021.10.031 EDN: VOLMVY
- Germani F, Spitale G, Machiri SV, Ho C, Ballalai I, Biller-Andorno N, et al. Ethical Considerations in Infodemic Management: Systematic Scoping Review. JMIR Infodemiology. 2024;(4):e56307. doi: 10.2196/56307 EDN: BBHAPC
- Chakraborty S, Goyal S, Rieder A, Onuchowska A, Berndt DJ. Freedom of speech or freedom of reach? Strategies for mitigating malicious content in social networks. Decision Support Systems. 2024;182(7415):114235. doi: 10.1016/j.dss.2024.114235 EDN: DRXPWP
- Cavazos R. The Economic Cost of Bad Actors on the Internet: Fake News in 2019. Available from: https://www.cheq.ai/fakenews (accessed: 15.12.2024).
- Huang T. Decentralized social networks and the future of free speech online. Computer Law & Security Review. 2024;(55):106059. doi: 10.1016/j.clsr.2024.106059 EDN: IUUZJO
- Thoman E, Jolls T. Literacy for the 21st century: An overview and orientation guide to media literacy education. Santa Monica: Center for Media Literacy; 2008.
- Boler M, Trigiani A, Gharib H. Media education: history, frameworks, debates and challenges, In: Tierney RJ, Rizvi F, Ercikan K, editors. International Encyclopedia of Education (fourth Edition). Elsevier Inc.; 2023. P. 301-312. doi: 10.1016/B978-0-12-818630-5.08058-1
- Lee S, Kim BG, Kim H. An integrated view of knowledge management for performance. Journal of Knowledge Management. 2012;16(2):183-203. doi: 10.1108/13673271211218807
- Pinto M, Garcia-Marco J, Caballero D, Manso R, Uribe A, Gomez C. Assessing information, media and data literacy in academic libraries: Approaches and challenges in the research literature on the topic. The Journal of Academic Librarianship. 2024;50(5):102920. doi: 10.1016/j.acalib.2024.102920 EDN: BRGRFR
- Mansoor HMH. Media and information literacy as a model of societal balance: A grounded meta-synthesis. Heliyon. 2024;10(3):e25380. doi: 10.1016/j.heliyon. 2024.e25380 EDN: UJFIJO
Дополнительные файлы
