Свобода слова и самовыражения в цифровую эпоху: философский анализ и вызовы социальной безопасности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное информационное пространство формирует новые вызовы для свободы слова и самовыражения, связанные с цифровой цензурой, распространением дезинформации и алгоритмическим регулированием контента. В условиях растущей зависимости общества от цифровых технологий возникает необходимость переосмысления механизмов защиты свободы выражения мнений, особенно в контексте социальной безопасности. Целью настоящего исследования является анализ философских оснований свободы слова в цифровую эпоху через призму концепции Т. Скэнлона, а также оценка роли медиаобразования как инструмента, способствующего формированию критически мыслящего общества. В качестве материалов использованы современные исследования в области философии, медиаобразования и цифровых технологий, а методологической основой выступают философский анализ, междисциплинарный подход и изучение кейсов, связанных с регулированием свободы выражения в цифровой среде. Результаты исследования показывают, что традиционные правовые меры регулирования информационного пространства не всегда оказываются эффективными и могут противоречить принципу автономии личности. В отличие от них развитие медиаграмотности позволяет гражданам осознанно воспринимать информацию и выстраивать собственную коммуникативную стратегию, снижая зависимость от институциональных и технических механизмов контроля. В соответствии с базовыми особенностями философского подхода, авторы рассматривают свободу слова как не только юридическую категорию, но и фундаментальный принцип, обеспечивающий интеллектуальную самостоятельность личности. Специфика исследования заключается в интеграции философского дискурса о свободе выражения с актуальными вызовами цифровой среды, что позволяет предложить новые подходы к обеспечению социальной безопасности без ущерба для демократических ценностей. Исследование обосновывает необходимость баланса между защитой информационного пространства и сохранением автономии индивидов, подчеркивая, что эффективная стратегия регулирования должна включать не только правовые меры, но и образовательные инициативы, способствующие развитию критического мышления и осознанного взаимодействия с медиа.

Об авторах

Татьяна Юрьевна Лифанова

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Автор, ответственный за переписку.
Email: lifanova.tatiyana@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2269-1255
SPIN-код: 7325-0528

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, факультет философии и политологии

Республика Казахстан, 050000, Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71

Сергей Алексеевич Лифанов

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Email: lifanov.sergey.a@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2716-4254
SPIN-код: 1404-4430

докторант кафедры философии, факультет философии и политологии

Республика Казахстан, 050000, Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71

Алексей Валентинович Веревкин

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Email: phiosophy-sociology@mail.com
ORCID iD: 0000-0002-1817-8435
SPIN-код: 1724-7639

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, факультет философии и политологии

Республика Казахстан, 050000, Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71

Список литературы

  1. Wilson C, Grizzle A, Tuazon R, Akyempong K, Cheung CK. Media and information literacy curriculum for teachers. Paris: UNESCO; 2014.
  2. Howard JW. Freedom of Speech. In: Zalta EN, Nodelman U, editors. The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Stanford: Stanford University; 2024. Available from: https://plato.stanford.edu/archives/spr2024/entries/freedom-speech (accessed: 15.12.2024).
  3. Kramer MH. Freedom of Expression as Self-Restraint. Philosophy & Social Criticism. 2022;48(4):473-483. doi: 10.1177/01914537211072885 EDN: KCQEFV
  4. Sue AT. How to think about freedom of thought (and opinion) in the age of AI. Computer Law & Security Review. 2024;(53):105969. doi: 10.1016/j.clsr.2024.105969 EDN: NWEMRX
  5. Tetlock PE. Thinking the unthinkable: sacred values and taboo cognitions. Trends in Cognitive Sciences. 2003;7(7):320-324. doi: 10.1016/S1364-6613(03)00135-9
  6. Liagusha A, Iarovyi D. Memes, freedom, and resilience to information disorders: Information warfare between democracies and autocracies. Social Sciences & Humanities Open. 2024;(11):101247. doi: 10.1016/j.ssaho.2024.101247 EDN: YWYVTU
  7. Lasisi M, Adejumo S. Digital Ethics In: Baker D, Ellis L, editors. Encyclopedia of Libraries, Librarianship, and Information Science. Vol. 4. Elsevier Inc.; 2025. P. 118-124. doi: 10.1016/B978-0-323-95689-5.00267-4
  8. Witschge T. Passive accomplice or active disruptor: The role of audiences in the mediatization of politics. Journalism Practice. 2014;8(3):342-356. doi: 10.1080/17512786.2014.889455
  9. Scanlon T. A theory of Freedom of Expression. Philosophy and Public Affairs. 1972;1(2):204-226.
  10. Eftedal NH, Lotte T. Motivated moral judgments about freedom of speech are constrained by a need to maintain consistency. Cognition. 2021;(211):104623. doi: 10.1016/j.cognition.2021.104623 EDN: JNFDSD
  11. Chan J. Understanding Free Speech as a Two-Way Right. Political Philosophy. 2024;(1):156-180. doi: 10.16995/pp.15321 EDN: HHZRJC
  12. Redish MH. Value of Free Speech. University of pennsylvania law review. 1982;(130):591-645. Available from: https://scholarship.law.upenn.edu/penn_law_ review/vol130/iss3/2 (accessed: 15.12.2024). doi: 10.2307/3311836
  13. Shiffrin SV. A thinker-based approach to freedom of speech. Constitutional Commentary. 2011:(2):283-307.
  14. Kendrick L. Are speech rights for speakers? Virginia Law Review. 2017;(8):1767-1808.
  15. Eşitti Ş. Narcotizing Effect of Social Media. Journal of the Institute of Social Sciences Cankiri Karatekin University. 2016;(1):1015-1030.
  16. Kuehn EF. The information ecosystem concept in information literacy: A theoretical approach and definition. Journal of the Association for Information Science & Technology. 2023;(4):434-443. doi: 10.1002/asi.24733 EDN: VVGWOX
  17. Briand SC, Cinelli M, Nguyen T, Lewis R, Prybylski D, Valensise CM, et al. Infodemics: a new challenge for public health. Cell. 2021;(25):6010-6014. doi: 10.1016/j.cell.2021.10.031 EDN: VOLMVY
  18. Germani F, Spitale G, Machiri SV, Ho C, Ballalai I, Biller-Andorno N, et al. Ethical Considerations in Infodemic Management: Systematic Scoping Review. JMIR Infodemiology. 2024;(4):e56307. doi: 10.2196/56307 EDN: BBHAPC
  19. Chakraborty S, Goyal S, Rieder A, Onuchowska A, Berndt DJ. Freedom of speech or freedom of reach? Strategies for mitigating malicious content in social networks. Decision Support Systems. 2024;182(7415):114235. doi: 10.1016/j.dss.2024.114235 EDN: DRXPWP
  20. Cavazos R. The Economic Cost of Bad Actors on the Internet: Fake News in 2019. Available from: https://www.cheq.ai/fakenews (accessed: 15.12.2024).
  21. Huang T. Decentralized social networks and the future of free speech online. Computer Law & Security Review. 2024;(55):106059. doi: 10.1016/j.clsr.2024.106059 EDN: IUUZJO
  22. Thoman E, Jolls T. Literacy for the 21st century: An overview and orientation guide to media literacy education. Santa Monica: Center for Media Literacy; 2008.
  23. Boler M, Trigiani A, Gharib H. Media education: history, frameworks, debates and challenges, In: Tierney RJ, Rizvi F, Ercikan K, editors. International Encyclopedia of Education (fourth Edition). Elsevier Inc.; 2023. P. 301-312. doi: 10.1016/B978-0-12-818630-5.08058-1
  24. Lee S, Kim BG, Kim H. An integrated view of knowledge management for performance. Journal of Knowledge Management. 2012;16(2):183-203. doi: 10.1108/13673271211218807
  25. Pinto M, Garcia-Marco J, Caballero D, Manso R, Uribe A, Gomez C. Assessing information, media and data literacy in academic libraries: Approaches and challenges in the research literature on the topic. The Journal of Academic Librarianship. 2024;50(5):102920. doi: 10.1016/j.acalib.2024.102920 EDN: BRGRFR
  26. Mansoor HMH. Media and information literacy as a model of societal balance: A grounded meta-synthesis. Heliyon. 2024;10(3):e25380. doi: 10.1016/j.heliyon. 2024.e25380 EDN: UJFIJO

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».