Правовая политика в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров вне системы высшего образования
- Авторы: Соколов А.Ю.1, Лакаев О.А.1
-
Учреждения:
- Саратовский филиал Института государства и права Российской академии наук
- Выпуск: Том 27, № 4 (2023)
- Страницы: 886-901
- Раздел: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2337/article/view/327275
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2023-27-4-886-901
- EDN: https://elibrary.ru/GGPEPF
- ID: 327275
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается современная правовая политика в сфере подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук вне аспирантуры и ученой степени доктора наук в докторантуре. Актуальность исследования определяется тем, что переход к модели законодательного регулирования докторантуры и подготовки кандидатских диссертаций вне аспирантуры в русле исключительно научной деятельности обусловил отсутствие надлежащей законодательной базы данных направлений функционирования научной сферы, в то время как от надлежащей организации институтов докторантуры и соискательства зависит состояние высшего образования и науки, обеспечение квалифицированными кадрами всех отраслей и сфер функционирования социума. Поставлена цель определить недостатки правовой политики и возможные пути ее совершенствования в указанном направлении. Проанализировано нормативно-правовое регулирование подготовки научных и научно-педагогических кадров вне системы высшего образования, критически оценено его состояние, выявлены перспективы совершенствования институтов докторантуры и соискательства. Использована общенаучная (диалектический метод, анализ, синтез) и частнонаучная методология исследования (формально-юридический, системно-структурный, историко-правовой методы). Обосновывается вывод о необходимости четкого установления прав, обязанностей и условий деятельности докторантов и соискателей на законодательном уровне. Детально определенные гарантии для данных участников научной деятельности должны способствовать повышению востребованности отрасли науки и реализации их творческого потенциала. Нуждается в оптимизации и организация материального стимулирования докторантов и их научных консультантов, которая в настоящее время находится на невысоком уровне, снижая востребованность докторантуры.
Об авторах
Александр Юрьевич Соколов
Саратовский филиал Института государства и права Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: aysockolov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3350-7775
SPIN-код: 4009-2210
доктор юридических наук, профессор, директор
410028, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 135Олег Анатольевич Лакаев
Саратовский филиал Института государства и права Российской академии наук
Email: olegoleg81@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1156-3717
SPIN-код: 9411-6096
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник
410028, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 135Список литературы
- Babaev, B.D., Chekmarev, V.V. & Smolyaninova, Yu.V. (2012) Postgraduate studies, doctoral studies, competition as institutions: public demand. Economics of education. (2), 111-115. (in Russian).
- Belousov, S.A. & Nyrkov, V.V. (2020) The mechanism of evaluation of scientific qualifications through the Institute of awarding academic titles: problematic aspects and analysis of possible improvement options. Bulletin of the Saratov State Law Academy. (3), 29-43. https://doi.org/10.24411/2227-7315-2020-10065 (in Russian).
- Egorov, S.Yu. (2022) The problem of the integrity of the new Russian system of scientific attestation (on the example of requirements for a dissertation). Modern education. (1), 9-21. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2022.1.37622 (in Russian).
- Erokhina, T.V. & Nyrkov, V.V. (2021) Institute of awarding academic titles in the mechanism of career development of a scientific and scientific-pedagogical worker. Legal policy and legal life. (1), 199-217. https://doi.org/10.24412/1608-8794-2021-1-199-216 (in Russian).
- Gabov, A.V. (2020) The state system of scientific certification as a subject of legal regulation in the post-Soviet period. Methodological problems of civil studies. 2(2), 48-88. (in Russian).
- Glukhov, E.A. (2021) Methodology of military-legal research. Military law. (1), 258-261. (in Russian).
- Glukhov, E.A. & Novokshonov, D.V. (2020) Military doctoral students: problems of legal regulation of admission to doctoral studies and military service in it. Law in the Armed Forces - Military-legal review. (6), 75-81. (in Russian).
- Jan, T., Idrees, H. & Asif, N. (2020) Impact of HEC electronic information resources on research productivity of academicians: A systematic review. Pakistan library and information science journal. (51), 118-130.
- Kehm, B. M. (2007) Quo Vadis doctoral education? New European approaches in the context of global changes. European Journal of Education. (42), 307-319. https://doi.org/10.1111/j.1465-3435.2007.00308.x
- Kehm, B.M., Freeman, R.P.J. & Locke, W. (2021) Growth and Diversification of Doctoral Education in the United Kingdom. In: Doctoral Education for the Knowledge Society. Knowledge Studies in Higher Education. Springer Cham, рр. 105-121. https://doi.org/10.1007/978-3-319-89713-4_7
- Khokhlova, N.I. & Rustamova, L.R. (2017) The problem of training scientific and pedagogical personnel in higher school. Bulletin of the Bryansk State University. (4), 335-342. (in Russian).
- Kondakov, V.V. (2018) Normative aspects of preparing a dissertation for the degree of Candidate of Sciences. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 88(2), 118-129. https://doi.org/10.7868/S0869587318020032 (in Russian).
- Konin, N.M. (2010) Administrative law of Russia: Textbook. 2nd ed., reprint. and add. Moscow, Prospekt Publ. (in Russian).
- Конин Н.М. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. 448 с.
- Kurochkina, O.L. (2013) Protection of intellectual property in innovative, technological and military-technical spheres. Property relations in the Russian Federation. (3), 87-90. (in Russian).
- Mason, S., Merga, M.K. & Morris, J.E. (2020) Choosing the Thesis by Publication approach: motivations and influencers for doctoral candidates. The Australian Educational Researcher. (47), 857-871. https://doi.org/10.1007/s13384-019-00367-7
- Matas, C. (2012) Educación doctoral y desarrollo de competencias: Una perspectiva internacional. Revista de Docencia Universitaria. (10), 163-191. https://doi.org/10.4995/redu.2012.6102
- Rigby, J. & Jones, B. (2020) Bringing the doctoral thesis by published papers to the Social Sciences and the Humanities: A quantitative easing? A small study of doctoral thesis submission rules and practice in two disciplines in the UK. Scientometrics. (124), 1387-1409. https://doi.org/10.1007/s11192-020-03483-9
- Romanovskaya, O.V. (2021) Problems of formation of the legal regime of the state system of scientific attestation. Science. Society. State. 9(3), 78-87. https://doi.org/10.21685/2307-9525-2021-9-3-8 (in Russian).
- Rukavishnikov, S.M. (2022) Formation of the mechanism of administrative and legal regulation in the field of training of scientific and pedagogical personnel: constitutional and legal prerequisites. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. (1), 103-107. https://doi.org/10.52452/19931778_2022_1_103 (in Russian).
- Shestak, V.P. (2011) Doctoral studies. Higher education in Russia. (2), 38-51. (in Russian).
Дополнительные файлы

