Влияния демпфирующих свойств подвески на боковую реакцию шины
- Авторы: Тихов-Тинников Д.А.1
- 
							Учреждения: 
							- Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
 
- Выпуск: Том 13, № 2 (2023)
- Страницы: 60-74
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 30.06.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2328-1391/article/view/347187
- DOI: https://doi.org/10.12731/2227-930X-2023-13-2-60-74
- EDN: https://elibrary.ru/TDVCDH
- ID: 347187
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается влияние демпфирующих свойств подвески автомобиля на процесс формирования боковой реакции в пятне контакта шины и опорной поверхности. В исследовании использовались: математическая модель четверти автомобиля, модель шины типа «натянутая струна» и генератор микропрофиля дорожного покрытия. Получены зависимости нормальных и боковых реакций от пройденного пути для трех классов дорог при изменении параметра, характеризующего демпфирующие свойства подвески автомобиля. Для анализа зависимостей использовались методы математической статистики. Установлено, что среднее значение нормальной нагрузки мало изменяется при снижении демпфирующих свойств подвески, а стандартное отклонение увеличивается. Среднее значение боковой силы снижается на 22 %, при этом стандартное отклонение увеличивается в 1,6 раза. Использование критерия Колмогорова-Смирнова для анализа реализации боковых усилий позволяет определить допустимый диапазон номинальных значений параметров технического состояния амортизаторов подвески транспортных средств.
Цель – получение и анализ закономерностей, описывающих изменения боковой реакции автомобильной шины при ее движении под действием боковой силы и возмущенном состоянии подвески, а также при изменении демпфирующих свойств амортизатора.
Метод или методология проведения работы. В статье использовались методы математического моделирования и статистические методы анализа.
Результаты. Получены зависимости, характеризующие влияние демпфирующих свойств подвески на величину боковой реакции, при движении колеса по дороге с неровностями и под действием боковой силы.
Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять организациями и учреждениями, занимающимися разработкой методов и средств диагностирования автомобилей.
Ключевые слова
Об авторах
Дмитрий Анатольевич Тихов-Тинников
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: dm_tt@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0003-0912-4109
				                								Scopus Author ID: 57196258857
											                								
заведующий кафедрой «Автомобили», кандидат технических наук, доцент
Россия, ул. Ключевская, 40В, строение 1, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 670013, Российская Федерация
Список литературы
- Вонг Д. Я. Теория наземных транспортных средств М.: Машиностроение, 1982. 284 с
- Гергенов С. М. Нестационарные характеристики бокового увода легковых фрикционных шин на зимней дороге, покрытой песчано-соляной смесью // International Journal of Advanced Studies, 11(4), 31-42. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2021-11-4-31-42
- ГОСТ 31507-2012. Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний. – М.: Стандартинформ, 2013. – 51 с.
- Дик А. Б. Расчет стационарных и нестационарных характеристик тормозящего колеса при движении с уводом: дис. … канд. тех. наук. Омск, 1988. 228 с.
- Литвинов А. С. Управляемость и устойчивость автомобиля M.: Машиностроение, 1971.
- Литвинов А. С., Фаробин Я. Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств: Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». М.: Машиностроение, 1989. 240 с.
- Певзнер Я. М., Гридасов Г. Г., Конев А. Д. и др. Колебания автомобиля. Испытания и исследования. М.: Машиностроение, 1979. 208 с.
- Федотов А. И. Повышение эффективности работы антиблокировочных систем при колебаниях нормальной нагрузки на колесах автомобиля: дис. … канд. тех. наук. Москва, 1986. 187 с.
- Хачатуров А. А., Афанасьев В. Л., Васильев В. С. и др. Динамика системы дорога – шина – автомобиль – водитель. М: Машиностроение, 1976. 535 с.
- Эллис Д. Р. Управляемость автомобиля М.: Машиностроение, 1975. - 216 с.
- Dixon J C. Tires, Suspension and Handling. 2nd ed., Society of Automotive Engineers ; Arnold, 1996.
- Gillespie T. D. Fundamentals of Vehicle Dynamics. Society of Automotive Engineers, 1992.
- Milliken W. F. Douglas L. M. Race Car Vehicle Dynamics. Great Britain: Society of Automotive Engineers Inc., 1996.
- Pacejka, H. B. Tyre and Vehicle Dynamics. Butterworth-Heinemann, 2002.
- Takahashi T. The Influence of Tire Transient Property on Vehicle Behavior // Advanced Vehicle Control AVEC’16, 2016, pp. 553–558, https://doi.org/10.1201/9781315265285-88
- Theodorus V P J. Optimal Control of Vehicle Suspensions. 1994. http://resolver.tudelft.nl/uuid:131a9d5b-9250-43bd-867e-4c15b137e787
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
					 
						 
						 
						 
									


