Влияния демпфирующих свойств подвески на боковую реакцию шины

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается влияние демпфирующих свойств подвески автомобиля на процесс формирования боковой реакции в пятне контакта шины и опорной поверхности. В исследовании использовались: математическая модель четверти автомобиля, модель шины типа «натянутая струна» и генератор микропрофиля дорожного покрытия. Получены зависимости нормальных и боковых реакций от пройденного пути для трех классов дорог при изменении параметра, характеризующего демпфирующие свойства подвески автомобиля. Для анализа зависимостей использовались методы математической статистики. Установлено, что среднее значение нормальной нагрузки мало изменяется при снижении демпфирующих свойств подвески, а стандартное отклонение увеличивается. Среднее значение боковой силы снижается на 22 %, при этом стандартное отклонение увеличивается в 1,6 раза. Использование критерия Колмогорова-Смирнова для анализа реализации боковых усилий позволяет определить допустимый диапазон номинальных значений параметров технического состояния амортизаторов подвески транспортных средств.

Цель – получение и анализ закономерностей, описывающих изменения боковой реакции автомобильной шины при ее движении под действием боковой силы и возмущенном состоянии подвески, а также при изменении демпфирующих свойств амортизатора.

Метод или методология проведения работы. В статье использовались методы математического моделирования и статистические методы анализа.

Результаты. Получены зависимости, характеризующие влияние демпфирующих свойств подвески на величину боковой реакции, при движении колеса по дороге с неровностями и под действием боковой силы.

Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять организациями и учреждениями, занимающимися разработкой методов и средств диагностирования автомобилей.

Об авторах

Дмитрий Анатольевич Тихов-Тинников

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Автор, ответственный за переписку.
Email: dm_tt@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0912-4109
Scopus Author ID: 57196258857

заведующий кафедрой «Автомобили», кандидат технических наук, доцент

 

Россия, ул. Ключевская, 40В, строение 1, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 670013, Российская Федерация

Список литературы

  1. Вонг Д. Я. Теория наземных транспортных средств М.: Машиностроение, 1982. 284 с
  2. Гергенов С. М. Нестационарные характеристики бокового увода легковых фрикционных шин на зимней дороге, покрытой песчано-соляной смесью // International Journal of Advanced Studies, 11(4), 31-42. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2021-11-4-31-42
  3. ГОСТ 31507-2012. Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний. – М.: Стандартинформ, 2013. – 51 с.
  4. Дик А. Б. Расчет стационарных и нестационарных характеристик тормозящего колеса при движении с уводом: дис. … канд. тех. наук. Омск, 1988. 228 с.
  5. Литвинов А. С. Управляемость и устойчивость автомобиля M.: Машиностроение, 1971.
  6. Литвинов А. С., Фаробин Я. Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств: Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». М.: Машиностроение, 1989. 240 с.
  7. Певзнер Я. М., Гридасов Г. Г., Конев А. Д. и др. Колебания автомобиля. Испытания и исследования. М.: Машиностроение, 1979. 208 с.
  8. Федотов А. И. Повышение эффективности работы антиблокировочных систем при колебаниях нормальной нагрузки на колесах автомобиля: дис. … канд. тех. наук. Москва, 1986. 187 с.
  9. Хачатуров А. А., Афанасьев В. Л., Васильев В. С. и др. Динамика системы дорога – шина – автомобиль – водитель. М: Машиностроение, 1976. 535 с.
  10. Эллис Д. Р. Управляемость автомобиля М.: Машиностроение, 1975. - 216 с.
  11. Dixon J C. Tires, Suspension and Handling. 2nd ed., Society of Automotive Engineers ; Arnold, 1996.
  12. Gillespie T. D. Fundamentals of Vehicle Dynamics. Society of Automotive Engineers, 1992.
  13. Milliken W. F. Douglas L. M. Race Car Vehicle Dynamics. Great Britain: Society of Automotive Engineers Inc., 1996.
  14. Pacejka, H. B. Tyre and Vehicle Dynamics. Butterworth-Heinemann, 2002.
  15. Takahashi T. The Influence of Tire Transient Property on Vehicle Behavior // Advanced Vehicle Control AVEC’16, 2016, pp. 553–558, https://doi.org/10.1201/9781315265285-88
  16. Theodorus V P J. Optimal Control of Vehicle Suspensions. 1994. http://resolver.tudelft.nl/uuid:131a9d5b-9250-43bd-867e-4c15b137e787

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тихов-Тинников Д.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».