Том 5, № 4 (2018)
Статьи
Неизвестный замысел критической статьи Ф. М. Достоевского о драме А. Ф. Писемского «Горькая судьбина»
Аннотация
В статье на основе нового текстологического прочтения записи в перечне творческих планов Достоевского рубежа 1859–1860 гг. («Анания и впечатления» вместо принятого в академической публикации «Апатия и впечатления»), а также анализа его переписки конца 1859 г. с Плещеевым, из которой следует, что писатель восторженно отнесся к литературной новинке этого времени — драме А. Ф. Писемского «Горькая судьбина», высказывается и обосновывается гипотеза о намерении Достоевского написать литературно-критическую статью, посвященную этому произведению с преимущественным вниманием к его главному герою — крестьянину Ананию Яковлеву. В общих чертах характеризуется предполагаемое содержание этого неосуществленного замысла.



Графические особенности рукописей Достоевского: материалы для информационной базы данных
Аннотация
Статья посвящена анализу графических особенностей рукописных текстов Достоевского на материале ранних записных книжек и тетрадей писателя. Особое внимание уделяется изучению особенностей почерка и почерковедческому анализу материалов записной тетради 1854–1860 гг. и записной книжки 1860–1862 гг. Составлена предварительная версия алфавита начертаний, который будет дополняться по мере дальнейшего изучения рукописей. Каждое начертание сопровождается необходимым текстологическим комментарием, как применительно к конкретной букве, так и в комплексе наблюдений, сделанных в результате контекстуального анализа авторских написаний. Материалы данной статьи являются первой попыткой создания «азбуки Достоевского», — с перспективами практического применения полученных результатов. Подробная характеристика почерка писателя дает возможность более точного прочтения текстов и аргументированной работы с так называемыми «трудными чтениями», неразобранными местами в рукописях Достоевского. Хронологически последовательный сбор сведений о почерке и систематизация начертаний с их контекстуальным анализом позволит создать пополняемую информационную базу для текстологов и исследователей творчества писателя, материалы которой могут быть полезны в научной и издательской практике.



Проблемы хронологической атрибуции «первой» записной книжки Ф. М. Достоевского
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы хронологической атрибуции «первой» записной книжки Ф. М. Достоевского, хранящейся в ОР РГБ (Ф. 93.I.2.6). Уточняются имеющиеся датировки как книжки в целом, так и отдельных записей в частности. Анализ рукописи, сопоставление биографических, литературных данных и расчетов, которые вел Достоевский в период с января 1860 по октябрь 1862 г., позволяют обосновать и уточнить датировку, аргументированную впервые в публикации записной книжки в 83-м томе «Литературного наследства», и отказаться от датировки (1861–1862 гг.), которую предложила В. С. Нечаева в «Описании рукописей Ф. М. Достоевского». В статье уточняются даты отдельных записей, помогающие восстановить хронологию заполнения записной книжки. Многие вопросы, затрагиваемые в статье, носят дискуссионный характер и требуют дальнейшей разработки.



И скрытое стало явным: Сергей Федорович Калугин, корреспондент Ф. М. Достоевского
Аннотация
Статья стоит в ряду источниковедческих работ, разрабатывающих тему окружения Ф. М. Достоевского. В центре исследования — актер, писатель, профессиональный журналист, бывший автором «Гражданина» и корреспондентом Достоевского. Образ С. Ф. Калугина на протяжении статьи претерпевает несколько трансформаций (сломленный нуждой неудачливый литературный поденщик — аферист, прибегающий к недостойным способам добывания денег, — состоявшийся актер, писатель и журналист, преодолевший удары судьба и добившийся многого в жизни собственными трудами). Проведенная с опорой на достижения отечественной криминалистики почерковедческая и автороведческая экспертиза письма «сына» Калугина с высокой степенью вероятности позволяет провести переатрибуцию этого письма как принадлежащего руке того же С. Ф. Калугина; обращение к материалам архивов Москвы и Петербурга (РГИА, ЦГИА СПб, ОР РНБ, РО ИРЛИ, ОР РГБ, РГАЛИ) позволило значительно дополнить биографический портрет героя, подкрепить строгими фактами гипотезы и вероятностные выводы.



Письма Ф. М. Достоевского В. Ф. Пуцыковичу: История несостоявшейся публикации в «Русском Обозрении»
Аннотация
В статье рассматривается вопрос об утраченных письмах Ф. М. Достоевского В. Ф. Пуцыковичу: в частности, вводится в научный оборот и публикуется (в сокращении) ряд писем В. Ф. Пуцыковича редактору журнала «Русское Обозрение» А. А. Александрову за 1896–1897 гг., свидетельствующих о подготовке В. Ф. Пуцыковичем по просьбе редакции журнала публикации четырех писем Достоевского. Ввиду того, что данные письма не были помещены в журнале, предпринимается попытка их идентифицировать по ряду указаний, сохранившихся в письмах В. Ф. Пуцыковича редактору «Русского Обозрения», и определить, не было ли среди этого эпистолярия утраченных писем Достоевского. В результате анализа переписки устанавливается, что высланные В. Ф. Пуцыковичем в редакцию «Русского Обозрения» письма Достоевского (три подлинника и одна копия) не были возвращены владельцу и сохранились в личном архиве редактора журнала А. А. Александрова; ныне они находятся в фонде Ф. М. Достоевского в РГАЛИ.



«Куманинское дело» в мемуарном и эпистолярном наследии А. Г. Достоевской
Аннотация
«Куманинское дело», из-за которого произошло разобщение Ф. М. Достоевского с родственниками, трагическим образом повлияло на судьбу писателя. Его участие в тяжбе за наследство московской тетки А. Ф. Куманиной болезненно воспринималось супругой А. Г. Достоевской, которая старалась помочь в решении этого непростого вопроса. Анна Григорьевна взяла на себя часть забот мужа, связанных с переговорами, поездками, составлением деловых бумаг и документов. Она вела переписку, устраивала встречи с сонаследниками и поручителями Достоевского. Сведения об этом представлены в ее мемуарах, записных тетрадях и переписке. Проведенный анализ фактического материала позволяет сделать вывод о том, что А. Г. Достоевская, вовлеченная как жена писателя в «куманинское дело», сыграла в нем значительную и достойную роль.



Неизвестный источник биографических сведений о семье А. М. Достоевского — младшего брата писателя
Аннотация
Публикация вводит в научный оборот неизвестный источник биографических сведений о семье А. М. Достоевского, младшего брата писателя. Это хранящийся в книжном фонде петербургского Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского мемориальный экземпляр фамильного «Месяцеслова» на церковно-славянском языке 1849 года издания, на полях которого Андрей Михайлович против соответствующих дат делал записи, связанные с семейными событиями — рожденьями, крестинами, браками и смертями своих детей, племянников и племянниц писателя. Автор статьи рассматривает названные записи в качестве первичного источника, в том числе и в отношении известных воспоминаний А. М. Достоевского. На форзаце «Месяцеслова» наряду с владельческой надписью неустановленной рукой сделана запись, свидетельствующая, что эта книга была получена Андреем Михайловичем от доктора Ф. П. Гааза. В статье предпринята попытка реконструировать обстоятельства, при которых брат писателя мог встретиться с легендарным «святым доктором».



Профессора стенографии П. М. Ольхин и Ю.-В. Цайбиг, знакомые Ф. М. и А. Г. Достоевских
Аннотация
С осени 1866 г. стенографирование речи и последующая расшифровка этих записей стали важным этапом творческого процесса Ф. М. Достоевского. Благодаря жене и помощнице, профессиональной стенографистке А. Г. Достоевской, писатель познакомился с просветителями, стоявшими у истоков развития стенографии в России и Германии — П. М. Ольхиным и Ю.-В. Цайбигом (Цейбигом). Значение П. М. Ольхина в жизни и деятельности Достоевских велико: в течение 20 лет он занимался приложением различных систем стенографии к русскому языку и разработал свою по началам немецкой скорописи Габельсбергера — систему, легшую в основу работы Достоевского и его помощницы. Именно П. М. Ольхин познакомил писателя и его стенографистку с одним из ведущих немецких стенографов, членом Королевского стенографического института в Дрездене Ю.-В. Цайбигом. Две короткие встречи писателя с дрезденским стенографом Цайбигом А. Г. Достоевская зафиксировала в своем дневнике. Сама она встречалась с ним неоднократно, в том числе на заседании кружка немецких стенографов, куда была специально приглашена. Документальные свидетельства знакомства и общения Достоевского и Ольхина отсутствуют. В мемуарах жены писателя упомянуты лишь отзывы их друг о друге как «угрюмых» людях, отмечено, что мальчиком, который нес образ при венчании Достоевских, был сын Ольхина Константин. В статье приведены данные метрических книг, уточняющие сведения о рождении П. М. Ольхина и его сына К. П. Ольхина, рассматриваются документальные свидетельства общения А. Г. Достоевской с дрезденским стенографом Ю.-В. Цайбигом. На основании писем П. М. Ольхина, хранящихся в Ивангородском архиве, подтверждается факт его личной встречи с Цайбигом во время поездки в Германию в 1875 г.



«Непрочитанное» литературное наследие жены Ф. М. Достоевского (с приложением текстов ее неопубликованных произведений)
Аннотация
В статье дан краткий обзор литературного творчества представителей рода Достоевских — брата, жены, детей и внуков писателя. Главное внимание уделено анализу художественных произведений А. Г. Достоевской, написанных в период после смерти Достоевского. Автографы текстов, атрибутируемых ей, хранятся в архивах РГАЛИ и РО ИРЛИ и широко не известны. Перу жены Достоевского принадлежат два юмористических рассказа (окончание одного из них не сохранилось) и два произведения драматического жанра — фарс «Рекомендация» и сцена-монолог «Исповедь Мармеладова», подготовленная для театральной постановки. Их автор предстает хорошей рассказчицей, любящей занимательные сюжеты, наделенной тонким юмором и сатирическим даром. Литературные опыты А. Г. Достоевской интересны как тексты ученицы великого писателя, художественное мастерство которой развилось в результате многолетнего духовного общения, совместной творческой работы с Достоевским. В Приложении впервые публикуются литературные произведения А. Г. Достоевской.


