Развитие кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Для эффективного функционирования образовательным организациям высшего образования необходимо обладать высоким уровнем кадрового потенциала, который проявляется в качественных характеристиках основной категории персонала - профессорско-преподавательского состава. В статье на основе статистических данных проведен анализ профессорско-преподавательского состава по ряду ключевых параметров − наличию ученой степени, возрастному уровню и гендерной структуре. Сделаны выводы о снижении доли лиц, имеющих ученую степень ниже допустимых значений и о одновременном сокращении доли лиц младшей возрастной группы, что представляется проблемной областью и требует развития кадрового потенциала высших учебных заведений, в частности, привлечения молодых специалистов и создания условий для осуществления ими как преподавательской, так и научной деятельности.

Об авторах

Евгений Дмитриевич Иванов

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Email: evgeniy_ivanov2000@mail.ru
ассистент кафедры истории и управления персоналом

Список литературы

  1. 1. Вахитов Д.Р., Кондратьева Т.Н. Профессорско-преподавательский состав вузов в условиях реформирования российской системы высшего образования // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 1. – c. 43-47.
  2. 2. Голева Е.В. Современные взгляды на кадровый потенциал вуза // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 8. – c. 28-31.
  3. 3. Зайцева Е.В., Воронина Л.И. Кадровый потенциал университетов: что дальше? // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VIII Международной научно-практической конференции: в двух томах, Екатеринбург, 18–19 апреля 2022 года / научный редактор сборника А. П. Багирова. Том 1. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета. Екатеринбург, 2022. – c. 307-312.
  4. 4. Зинченко В. О. Кадровый потенциал вуза как научная категория // Инновационные технологии в образовании. – 2020. – № 1(3). – c. 68-75.
  5. 5. Иванов Е.Д. Кадровый потенциал как фактор конкурентного преимущества вуза // Менеджмент в социальных и экономических системах: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 16–17 декабря 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет. Пенза, 2022. – c. 206-209.
  6. 6. Иванова М.О., Лавская К.К. Система непрерывной профессиональной подготовки как фактор экономического роста в гражданской авиации // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 1883-1896.
  7. 7. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 28.07.2023).
  8. 8. Кадровый потенциал вуза. / под редакцией В. В. Запария / Е. В. Зайцева, А. П. Коробейникова, И. С. Бусыгина, В. В. Запарий. - Екатеринбург : ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2011. – 295 c.
  9. 9. Ковельский В.В. Человеческий капитал как ключевой фактор развития инновационной деятельности университетов // Креативная экономика. – 2020. – № 1. – c. 21-32.
  10. 10. Краткий статистический сборник «Образование в цифрах: 2022». [Электронный ресурс]. URL: https://img-cdn.tinkoffjournal.ru/-/oc2022.35wxfc..pdf (дата обращения: 27.07.2023).
  11. 11. Кумаре И., Пескова О.С., Борискина Т.Б. Кадровый потенциал как объект маркетингового управления и фактор развития конкурентоспособного преимущества вуза // Вестник АГУ, сер. «Экономика». – 2019. – № 1 (235). – c. 147 − 152.
  12. 12. Морозова Е. А., Голубицкая Л. В., Кочнева О. П. Кадровый потенциал региональной системы образования: понятие и подходы к оценке // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2023. – № 1. – c. 103-111.
  13. 13. Нанавян А. М. Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений России и его структура // Концепции. – 2021. – № 1. – c. 74-82.
  14. 14. Пирогова Е. В. Кадровый потенциал вуза как приоритетное конкурентное преимущество // Экономические системы. – 2022. – № 4. – c. 116-121.
  15. 15. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/ (дата обращения: 28.07.2023).
  16. 16. Российская наука в цифрах 2023. / В.В. Власова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 48 c.
  17. 17. Рубин Ю. Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5. – c. 17-30.
  18. 18. Сафонов С. В. Кадровый потенциал – важнейший ресурс вуза // Аккредитация в образовании. – 2010. – № 7. – c. 69.
  19. 19. Сеничева Л. В. Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений: мотивация и стимулирование трудовой деятельности // Социальная политика и социология. – 2010. – № 5. – c. 187-194.
  20. 20. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения: 28.07.2023).
  21. 21. ЛатышевА. С., Похолков Ю. П., Червач М. Ю., Шадская А. Н. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5. – c. 6-16.
  22. 22. Песоцкая Е. В., Селютина Л. Г., Слинков А. М., Иванова М. О. Управленческий консалтинг в системе непрерывного профессионального образования // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2021. – № 3. – c. 84-95.
  23. 23. Федеральный закон от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031?index=0rangeSize=1 (дата обращения: 28.07.2023).
  24. 24. Янковская В. В., Бабкина Л. Н. Особенности оценки профессионального результата труда педагогических кадров // Экономика. Бизнес. Банки. – 2017. – c. 60-72.
  25. 25. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «О плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70550418/ (дата обращения: 28.07.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иванов Е.Д., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».