Особенности осуществления клиринга внебиржевых производных финансовых инструментов в Европейском союзе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель работы состоит в определении правил и особенностей оказания услуг по центральному клирингу внебиржевых производных финансовых инструментов (далее — ПФИ) в ЕС.

Реформа рынка внебиржевых ПФИ стала ответом на мировой финансовый кризис 2007-2008 гг., затронувший экономики наиболее развитых западных государств. В соответствии с обязательствами, данными лидерами Группы Двадцати, одним из методов устранения последствий кризиса и предотвращения последующих кризисных ситуаций на финансовых рынках стало введение правила об обязательном прохождении клиринга центрального контрагента. В ЕС данное обязательство нашло отражение в Регламенте 648/2012/ЕС «О рыночной инфраструктуре» и впоследствии было развито в делегированных регламентах и регулятивных технических стандартах ЕС.

Клиринг был изобретен еще в XIX в., однако его активное использование началось в конце XX в. Клиринг направлен на сглаживание рисков, присущих определенным финансовым договорам. Существуют разнообразные модели оказания клиринговых услуг, наиболее популярными из которых являются новация, непоименованная правовая конструкция, агентская модель и др. В ЕС правом оказания клиринговых услуг обладают центральный контрагент, члены клиринговой группы и их клиенты.

В целях исполнения клирингового обязательства все участники рынка внебиржевых ПФИ были разделены на финансовых и нефинансовых контрагентов, которые в зависимости от степени их активности должны пользоваться услугами центральных контрагентов.

Надзором за деятельностью центральных контрагентов занимается Европейский орган по ценным бумагам и рынкам, который также устанавливает финансовые и административные критерии их работы.

В статье были рассмотрены как наднациональные аспекты регулирования клиринговой деятельности в ЕС в отношении внебиржевых ПФИ, так и некоторые практические особенности оказания данных услуг на примере крупных европейских центральных контрагентов.

Об авторах

Анжелика Михайловна Кригер

МГИМО МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: Angelica.kriger@mail.ru

магистр международного и европейского бизнес права, соискатель кафедры европейского права

Россия, Москва

Список литературы

  1. Касьянов Р. А. Эволюция правовых основ Европейского союза в области регулирования рынков финансовых инструментов, 1993 - 2015 гг. // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2015. № 11. С. 76-79.
  2. Уткин В. С. Сущность деятельности и роль центральных контрагентов на современном финансовом рынке // Финансы и кредит. 2009. № 40(376). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-deyatelnosti-i-rol-tsentralnyh-kontragentov-na-sovremennom-finansovom-rynke (дата обращения: 03.04.2018).
  3. Braithwaite J. The dilemma of client clearing in the OTC derivatives markets // European Business Organization Law Review. 2016. ISSN 1566-7529 [Электронный ресурс] http://eprints.lse.ac.uk/64476/1/Braithwaite_Dilemma%20of%20client%20clearing_2016.pdf (дата обращения: 11.05.2018).
  4. Bryan G. The Law of the Clearing Houses // Virginia Law Review. 1914-1915.
  5. Cecchetti S. G., Gyntelberg J., Hollanders M. Central Counterparties for Over-the-Counter Derivatives // BIS Quarterly Review. September 2009. [Электронный ресурс] https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt0909f.pdf (дата обращения: 06.04.2018).
  6. Chamorro-Courtland C. Central Counterparties and the New Transnational Lex Mercatoria // FSU Business Review. Vol. 10. 2011. P. 57-117.
  7. Garslian L. Towards a Universal Model Regulatory Framework for Derivatives: Post-Crisis Conclusions from the United States and the European Union // University of Pennsylvania Journal of International Law. Vol. 37. Issue 3. 2016. P. 941-1026.
  8. Gobbo G. MIFiD’s Systematic Internalisation: the Efficiency Debate and the Future of the European Financial Markets // European Business and Law Review. 2009. Issue 1. 20. P. 63-69.
  9. Henry D. Clarifying and Settling Access to Clearing and Settlement in the EU // European Business and Law Journal. Vol. 17. Issue 4. 2006. P. 1-20.
  10. Ho J. How Will Emir Affect Corporates? // International Financial Law Review. Vol. 46. April 2013. P. 48-50.
  11. Lynch T. E. Coming Up Short: The United States’ Second-Best Strategies for Corralling Purely Speculative Derivatives // Cordazo Law Review. Vol. 36. 2014-2015. P. 545-624.
  12. Peirce H. Derivatives Clearinghouses: Clearing the Way for Failure // Cleveland State Law Review. Vol. 64. 2016. P. 589-660.
  13. Smyth W. The New York Clearing House // The Banking Law Journal. 1891. P. 101.
  14. Szpringer M., Szpringer W. Law and Economics of Central Counterparties (CCP) - Selected Issues of Regulation and Competition Concerning Financial Market Infrastructure // European Business and Law Journal. 2016. Vol. 27. Issue 5. P. 587-603.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кригер А.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».