Том 31, № 2 (2023)
- Год: 2023
- Выпуск опубликован: 30.06.2023
- Статей: 10
- URL: https://journal-vniispk.ru/2413-1407/issue/view/22264
Весь выпуск
Политические институты, процессы, технологии
Имперское возрождение: соперничество и сотрудничество России и Турции в Черноморском регионе (политико-исторический анализ)
Аннотация
Введение. Современные Россия и Турция являются динамично развивающимися геополитическими центрами, активно участвующими в формировании новой модели международных отношений. Цель статьи – определить влияние исторических моделей и закономерностей взаимодействия двух государств на современное сотрудничество и возможное столкновение в ближайшем будущем и сравнить их основные ресурсные возможности для получения статуса державы в новом мировом порядке.
Материалы и методы. Исследование выполнено в рамках парадигм классической геополитики с использованием системного, геополитического, исторического и цивилизационного подходов. Исторический опыт российско-турецких отношений авторы рассматривают в виде взаимодействия имперских систем, понимая, что ретроспектива как метод научного исследования станет основой прогнозирования дальнейших моделей двусторонних отношений с учетом сопоставления логики политической и исторической географии.
Результаты исследования. Выявлено, что в основе имперской сущности России и Турции лежат евразийские пространственные проекты, что влияет на их современную внешнюю политику. Несмотря на 12 российско-турецких войн, державы никогда не представляли экзистенциальную угрозу друг для друга и имели беспрецедентные периоды политического сближения, но в то же время сталкивались с экзистенциальными вызовами со стороны объединенного Запада. Определено, что сейчас в геополитической сфере Россия и Турция сталкиваются в трех ключевых регионах: Восточном Средиземноморье и Северной Африке, Черноморском регионе, Южном Кавказе и Центральной Азии. Важным вопросом взаимодействия является проблема функционирования Черноморских проливов. Вопрос получил актуализацию после начала специальной военной операции России на Украине, когда Анкара на основании Конвенции Монтрё перекрыла проливы для всех военных кораблей, что играет на пользу России.
Обсуждение и заключение. Державное возрождение России и Турции формирует крайне неустойчивый климат двусторонних отношений, внутри которого в настоящее время формируется положительная повестка за счет личного фактора двух президентов, что заставляет решение болезненных вопросов переносить в пространство будущего времени. Такое положение вещей требует качественной научной экспертизы исторического и политического опыта взаимодействия двух держав и моделирования будущих двусторонних отношений.
214-237
Тема исторической памяти в дискурсе и практике парламентских партий России:федеральный и региональный уровни
Аннотация
Введение. Неотъемлемой частью общей исторической памяти России как государства – продолжателя Советского Союза является память о советском прошлом. На фоне активизации попыток влиятельных международных акторов по фальсификации и ревизии новейшей истории особую актуальность приобретает создание его целостной картины, равноценной и непротиворечивой для власти и общества. Цель статьи – определение специфики репрезентации темы исторической памяти парламентскими партиями Российской Федерации на современном этапе.
Материалы и методы. Ключевые методы исследования –сравнительный, синхронный анализ, традиционный и дискурс-анализ документов. Важнейшие материалы – нормативные правовые акты и концептуально-стратегические документы Российской Федерации, программные документы парламентских партий России, информация, размещенная на их официальных сайтах, а также в Системе обеспечения законодательной деятельности. В совокупности они позволили верифицировать принципиальные позиции и вероятные направления формирования государственной политики памяти России с учетом необходимости имплементации преемственности и непрерывности отечественной государственности.
Результаты исследования. Выявлены сходные и отличительные черты в интерпретации советского прошлого в партийном дискурсе, смысловые образы и сюжеты. Охарактеризованы главные инициативы и действия российских парламентских партий и их региональных отделений в Республике Мордовия по сохранению исторической памяти, показано их участие в разработке и осуществлении историко-патриотических проектов. Акцентированы партийные практики в плоскости защиты исторической правды о Великой Отечественной войне и подвиге советского народа. Обнаружена преимущественная активность «старых» парламентских партий в рассматриваемой области.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование демонстрирует неоднозначность статуса парламентских партий как мнемонических акторов и артикулирует существенные пробелы в трактовке и продвижении позитивно наполненных мемориальных нарративов в отношении советского прошлого. Его результаты могут быть полезны органам государственной власти и общественным объединениям разного уровня, способствовать разработке и реализации соответствующих решений и стратегий политического позиционирования, стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
238-254
Политическая регионалистика. Этнополитика
Социально-политическое взаимодействие горожан и власти в условиях транспортных нововведений (реформа городов Кузбасса)
Аннотация
Введение. В настоящее время в социально-политическом взаимодействии населения и представителей власти обнаруживается тенденция интенсивности проявления социальных и политических отношений. Горожане в условиях сетевых реактивных коммуникаций в информационном поле включаются в этапы планирования и реализации территориального управления, демонстрируют запрос на инновационные проекты, продукты и практики взаимодействия на городской территории. Цель статьи – по результатам проведенного исследования представить характер и особенности социально-политического взаимодействия горожан с органами власти в режиме освоения транспортных нововведений.
Материалы и методы. В исследовании применялся метод контент-анализа. Удалось получить уникальные единицы измерения – оценки пользователей региональных сетевых ресурсов транспортных инноваций в городах Кемерово и Новокузнецк. Анализ новостных порталов и сайтов публикаций городских событий, а также публичных страниц сообществ в социальных сетях позволил выявить активные, лояльные и пассивные категории пользователей транспортных услуг, определить векторы освоения транспортных нововведений, представить стратегии отношения и поведения к реформе жителей региона.
Результаты исследования. Опыт пассажирской транспортной реформы выявил наличие противоречивых гражданских оценок и запросов на инновации, население уверенно включается в активное и ответственное, судя по заявлениям многих жителей, участие в развитии и наполнении городской среды новыми коммуникативными практиками. В результате исследования обнаружены несколько различающиеся стратегии освоения нововведений. В Новокузнецке инициаторами нововведения была выбрана более динамичная и транспортно-ориентированная стратегия; основные коррекционные и мобилизующие этапы осуществлялись непосредственно в заданном временном лаге. В Кемерове использована модель последовательного инкорпорирования транспортных нововведений в сложившуюся схему городских коммуникаций. Определены различия в использовании инструментальных, экономических, культурных и социальных ресурсов в рамках внедрения транспортных инноваций.
Обсуждение и заключение. В итоге были обнаружены направления, требующие внимания исследователей и управленцев: актуальность сетевых коммуникаций в отношении городских проблем («цифровая политика»), социальные коммуникации городского населения и власти в условиях реактивных отношений; транспортная пассажирская коммуникация города (агломерации) и др. Исследование представляет практический сравнительный интерес организации инновационных городских проектов для социологов, исследователей территории, административных и политических управленцев.
255-274
Представления о геополитическом будущем России как фактор консолидации российского общества
Аннотация
Введение. Проблемы сохранения суверенитета, национальной идентичности, территориальной и культурной целостности России в настоящее время приобрели особую актуальность в рамках глобального противостояния с Западом и стали важными факторами консолидации российского общества. Цель статьи – оценить роль представлений гражданского общества и экспертного сообщества о геополитическом будущем России в контексте сохранения территориальной и культурной целостности страны как фактора консолидации российского общества.
Материалы и методы. Эмпирической базой статьи являются результаты социологического мониторинга «Как живешь, Россия» (1992–2022 гг.) и данные глубинных интервью экспертов, полученные в рамках исследования «Прогнозы и альтернативы развития России глазами россиян» (2021 г.), которые проводились при участии авторов статьи. Социологический опрос в режиме мониторинга позволил изучить динамику представлений граждан о геополитическом будущем России и проследить связь основных трендов с индикаторами консолидации общества, включенными в инструментарий. Глубинные интервью были направлены на выявление доминирующих точек зрения экспертного сообщества, определяющих направление публичного дискурса.
Результаты исследования. Сохранение целостности Российской Федерации, ее суверенитета в долгосрочной перспективе не вызывает сомнения ни у экспертов, ни у населения даже в условиях кризисного и неопределенного будущего, связанного со становлением многополярного мира. Рассматриваются сценарии оптимистические, подчеркивающие усиление роли России в новом миропорядке, и пессимистические, отражающие изоляционные модели развития.
Обсуждение и заключение. Хотя многонациональный состав России, федеративное устройство можно интерпретировать как потенциальную угрозу внутренней дестабилизации страны, благоприятный тренд в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в России наблюдается с 2016 г. И население, и большинство экспертов оптимистично оценивают перспективы и межнациональных, и межрегиональных отношений на фоне формирующейся общегражданской идентичности. Они предрекают России поступательное развитие в будущем, используя в качестве аргументов идеологемы об особом пути России, а также достижения государства в решении общественных проблем и собственные надежды.
275-293
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Практика реализации концепции открытых инноваций в России: государственный,региональный и корпоративный уровни
Аннотация
Введение. Императивы нового времени бросают вызов традиционной инновационной системе в Российской Федерации, что вызывает необходимость в развитии концепции открытых инноваций. Цель статьи – анализ сравнительной характеристики реализации концепции открытых инноваций на государственном, региональном и корпоративном уровнях для выявления особенностей и барьеров, сдерживающих диффузию инноваций.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе статистических сборников с целью определения уровня практического применения открытых инноваций на различных уровнях. С помощью метода иерархического анализа и метода k-средних произведена кластеризация субъектов Российской Федерации по трем стратам в зависимости от степени кооперационных связей. Результаты корреляционного анализа позволили определить факторы, влияющие на развитие открытых инноваций.
Результаты исследования. Выявлена недостаточная поддержка реализации открытых инноваций на государственном и региональном уровнях, что негативно влияет на их результативность в корпоративном секторе. Определено, что открытые инновации в большей степени используются крупным бизнесом; однако организациями отмечается недостаток информации о разработках и трудности во взаимодействии с различными акторами. Данные выводы были продемонстрированы в анализе динамики регионов по использованию организациями научной кооперации. Выделены основные барьеры при реализации открытых инноваций.
Обсуждение и заключение. Сформированы общие направления национального развития открытых инноваций, которые могут способствовать стимулированию увеличения количества участников и их интереса к инновационной деятельности, расширению территориальных и отраслевых границ, а также инициации новых решений в традиционных технологиях. Результаты исследования могут быть полезны: на государственном уровне – представителям органов власти при формировании новых программ и платформ поддержки инновационного развития; на региональном – органам местного самоуправления при определении стратегии инновационного развития регионов; на корпоративном – субъектам бизнеса, промышленности и науки для развития инновативности и усиления кооперации между ними.
294-312
Вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства: российский и европейский опыт
Аннотация
Введение. Вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства входит в число приоритетных направлений в рамках реализации концепции устойчивого развития. Цель статьи – проанализировать пути образования отходов и направления их использования в статистическом, правовом, стратегическом и экономическом разрезах, сравнить подходы к вовлечению отходов в хозяйственный оборот в России и странах Европейского союза.
Материалы и методы. В процессе исследования были использованы данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Статистической службы Европейского союза. С помощью методов описательной статистики изучены показатели образования и использования отходов в России и странах Европейского союза, методы сравнительного анализа позволили рассмотреть направления вовлечения отходов производства в хозяйственный оборот по отраслям экономики и подходы к вовлечению отходов в хозяйственный оборот в России и странах Европейского союза.
Результаты исследования. Определено, что европейский подход к обращению с отходами позволил достичь определенных результатов; в частности, созданы системы устойчивого управления отходами и применяются инструменты, направленные на предотвращение и сокращение отходов, увеличение содержания вторичной переработки. В России это пока относится к перспективным направлениям; на базе передового мирового опыта планируется сформировать и развить обрабатывающую, утилизирующую и обезвреживающую отходы промышленность.
Обсуждение и заключение. Выявлено, что проблема отходов существует и в России, и в Европейском союзе, однако страны по-разному подходят к ее решению. В целом странами были созданы системы регулирования сферы обращения отходов, разработаны стратегии, направленные на формирование экономики замкнутого цикла. Результаты проведенного анализа имеют практическую значимость, их могут учесть другие страны в процессе выработки и принятия решения по проблеме отходов производства.
313-334
Средняя заработная плата в Северо-Западном федеральном округе: оценка территориальных диспропорций на поселенческом уровне
Аннотация
Введение. Без объективного понимания влияния внутреннего территориального неравенства на экономику не представляется возможным осуществлять качественное управление региональными процессами социально-экономического развития. Этому не способствует отсутствие в официальной статистике в разрезе поселений открытых данных по такому базовому показателю, как средняя заработная плата. Для преодоления указанной проблемы впервые предлагается использовать альтернативный источник данных – форму налоговой отчетности 5-НДФЛ. Цель статьи – определение территориальных диспропорций средней заработной платы на поселенческом уровне в Северо-Западном федеральном округе.
Материалы и методы. Исследование охватывает все муниципальные образования Северо-Западного федерального округа за период с 2015 по 2020 г. На основе обработки 7 947 форм 5-НДФЛ рассчитаны средние заработные платы по городским и сельским поселениям, муниципальным районам и городским округам. Проведено сравнение с доступными в официальной статистике данными. По федеральному округу и каждому региону рассчитаны коэффициенты вариации и Джини, а также разница между средней прогрессивной и средней регрессивной заработной платой. Построены картограммы для отдельных муниципальных районов.
Результаты исследования. Предложен подход для определения средней заработной платы в муниципальном образовании на основе данных формы 5-НДФЛ. Обосновано, что эта форма является адекватным источником данных для определения территориального неравенства в оплате труда в разрезе поселений. Установлено, что в федеральном округе на фоне незначительного роста средней и медианной заработной платы происходило сокращение территориального неравенства. На примере отдельных муниципальных районов показана существующая разница в оплате труда между сельскими и городскими поселениями и зафиксирована определяющая роль районного центра в консолидированных показателях района.
Обсуждение и заключение. Сравнительный анализ показателей неравенства в оплате труда выявил более высокие значения территориальных диспропорций на поселенческом уровне. В практическом плане переход от районных значений показателей к поселенческим в системе государственного мониторинга позволяет повысить объективность оценки происходящих процессов и улучшить качество принятия управленческих решений.
335-356
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ
Экономические детерминанты рождений высоких порядков в России: исследование на основе анализа региональной дифференциации
Аннотация
Введение. Демографическая проблематика – одна из наиболее острых в современной России. Негативные демографические тенденции, специфическим образом проявляющиеся в регионах страны, актуализируют исследование тенденций, причин и последствий снижения рождаемости с целью разработки эффективных мер ее поддержки и стимулирования. При этом изучение региональной дифференциации особенно востребовано в отношении рождений высоких порядков, поскольку для преодоления негативных демографических трендов и увеличения численности населения в стране необходим рост числа рождений третьих и последующих детей. Цель статьи – изучить особенности региональной дифференциации рождений высоких порядков в России и оценить возможности влияния на них экономических факторов.
Материалы и методы. В качестве информационной базы использовались региональные демографические показатели Росстата за 2018–2021 гг., рейтинги регионов агентства «РИА Рейтинг». Применялись методы описательной статистики, корреляционный анализ, параметрические и непараметрические тесты сравнения выборок. На основе критерия Тьюки выделялись и отдельно описывались регионы с нетипичными значениями уровня рождаемости.
Результаты исследования. Анализ выявил высокий уровень региональной дифференциации рождений высоких порядков; показал отсутствие взаимосвязи между уровнем рождаемости третьих и последующих детей и следующими экономическими факторами в регионах: реализация программ регионального материнского капитала, уровень социально-экономического развития региона и уровень благосостояния семей в регионе. Определено, что эти факторы не взаимосвязаны и с характером динамики рождений высоких порядков.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что детерминанты рождений высоких порядков не ограничиваются экономическими условиями жизни населения. Эффективность реализуемых экономических мер поддержки и стимулирования рождаемости не была подтверждена. Результаты могут быть использованы для оценки эффективности государственных мер пронаталистской направленности. Понимание особенностей и причин складывающейся региональной дифференциации рождений высоких порядков позволит строить более обоснованные прогнозы демографической динамики.
357-374
Социальная структура, социальные институты и процессы
Социальная адаптация пожилых людей к цифровой трансформации общества: социологические исследования в Ханое и Хошимине (Вьетнам)
Аннотация
Введение. В эпоху развития 4-й промышленной революции и цифровой трансформации в мире (в том числе во Вьетнаме) остается большое количество пожилых людей, не имеющих навыка пользования цифровыми ресурсами. Цель статьи – проанализировать текущее состояние социальной адаптации пожилых людей в Ханое и Хошимине (Вьетнам) к цифровой трансформации общества через отношение и уровни доступа к некоторым видам цифровых технологий и их использования в экономической, политической и социальной сферах.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили результаты социологического опроса 984 пожилых людей в Ханое и Хошимине, который был проведен с мая по сентябрь 2022 г. Статистический анализ и количественное тестирование были выполнены с помощью программы SPSS версии 25.0. Также проанализированы данные национальных отчетов о переписи населения и о старении населения.
Результаты исследования. Выявлено, что пожилые люди плохо осведомлены о функции и пользе некоторых цифровых технологий, которые достаточно популярны, необходимы и даже созданы только для них. Определены основные причины низкого доступа к цифровым технологиям: незнание о доступных цифровых ресурсах и отсутствие помощи в их освоении. Однако пожилые люди считают, что цифровые технологии помогут им жить счастливее и удобнее.
Обсуждение и заключение. Оснащение молодого поколения цифровыми знаниями и навыками является необходимой подготовкой к «активному старению» в эпоху цифровых технологий. Правительству нужны более актуальные проекты по усилению социальной адаптации пожилых людей. Полученные результаты о степени доступа пожилых людей к цифровой среде могут быть полезны для государственных органов, ассоциаций пожилых людей, институтов семьи. Эти данные могут стать стимулом для создания необходимых программ для поддержки пожилых людей в цифровую эпоху.
375-392
Молодежь региона в поисках гражданской идентичности: цифровое участие и модель наблюдателя
Аннотация
Введение. В настоящее время задачи формирования гражданской идентичности актуализируют проблематику цифрового гражданского участия и осмысления специфики онлайн-активизма как фактора и индикатора гражданской идентичности молодежи. Цель статьи –построение типологии моделей цифрового гражданского активизма и анализ наблюдательских моделей как механизма проявления гражданской идентичности.
Материалы и методы. Исследование строится на результатах опроса жителей Свердловской области в возрасте 14–25 лет (n = 1 150). В объект включена учащаяся и работающая молодежь. Применение корреляционного анализа и расчета степенных средних показателей позволило определить связь моделей цифрового участия с проявлением гражданской идентичности.
Результаты исследования. Произведена типологизация на основании статуса вовлеченности, сконструированы три категории: наблюдатели, деятели, цифровые пассивисты. Молодежь включает наблюдательскую позицию в формы проявления гражданского цифрового активизма. Группа «наблюдателей» внутри является неоднородной и может быть дифференцирована по интенсивности использования цифровых практик. Определено, что несовпадение самоидентификации как наблюдателя и реальных практик цифрового гражданского участия создают внутренние противоречия в формировании гражданской идентичности.
Обсуждение и заключение. Исследование позволило определить, что идентификация молодежью себя как «гражданских наблюдателей» является для них удобной моделью, позволяющей преодолеть противоречия идентичности и выполняющей ряд функций. Зафиксирована трансформация позиции «наблюдателя» в заинтересованного и легко переключающегося со стороннего наблюдателя на деятельного участника и обратно. Результаты могут быть использованы при разработке региональных молодежных проектов, реализации гражданских инициатив, в работе молодежных общественных организаций.
393-410



















