Formation of Digital Legal Awareness Among Young People: From Scoring to Social Networks of Public Authorities
- Авторлар: Tikhon A.V.1
-
Мекемелер:
- Russian State University of Justice
- Шығарылым: № 1 (2024)
- Беттер: 82-87
- Бөлім: Information Law
- ##submission.datePublished##: 25.05.2024
- URL: https://journal-vniispk.ru/2414-5750/article/view/364658
- ID: 364658
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of digital legal awareness among young people in the modern period of development of society, as well as the factors influencing this process. The content of the concept of “digital legal awareness” is analyzed. Attention is focused on the aspect of the need to form and develop consumer and user culture of citizens of the Russian Federation as an integral part of legal awareness, and through this prism the development of the scoring system in Russia is analyzed. It is noted that such a perception model as clip thinking is most characteristic of the youth environment. Attention is also drawn to the fact that social networks have a great influence on the formation of digital legal awareness, a distinctive feature of maintaining pages in which is the brevity, accessibility, and content of the transmitted information that correspond to clip thinking. It is emphasized that the mandatory maintenance of pages of state bodies, local governments, subordinate organizations and courts in social networks, the purpose of which is the development of digital legal awareness of citizens, may become an urgent area for the professional development of a number of young professionals. It is concluded that the formation of digital legal awareness is carried out in different directions, in different ways, on different platforms, being one of the most important issues of our time.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Электронные средства массовой информации, информационные системы и социальные сети, доступ к которым осуществляется с использованием сети «Интернет», стали неотъемлемой частью повседневной жизни россиян. В настоящее время цифровизация охватывает и труднодоступные населенные пункты, например, при поддержке органов государственной власти к бесплатному интернету получают доступ даже коренные малочисленные народы, проживающие на родовых угодьях и ведущие традиционный образ жизни79. Данный факт свидетельствует о все большем проникновении цифровизации во все сферы жизни людей, а значит, и о ее влиянии в том числе на формирование цифрового правосознания граждан. Развитие цифрового правосознания особенно актуально в молодежной среде, для которой наиболее характерна такая модель восприятия, как «клиповое мышление», особенностью которого является массовое поверхностное восприятие информации.
Правосознание – составная часть правовой культуры, уровень которой измеряется правовой активностью индивида, т. е. готовностью личности к активным сознательным действиям на основе права [1, с. 506]. Под правосознанием понимается совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере [2, с. 430]. Цифровое правосознание формируется в условиях использования средств цифрового общества, которое способствует большему пониманию правовых явлений. Согласно подп. «н» п. 26 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» для формирования информационного пространства знаний в России необходимо формировать и развивать правосознание граждан и их ответственное отношение к использованию информационных технологий, в том числе потребительскую и пользовательскую культуру80.
Потребительская и пользовательская культура включает в себя ряд прав, свобод и обязанностей, ответственное отношение к которым является составной частью правосознания, в частности цифрового. В настоящее время в России в цифровом пространстве ведутся различные рейтинги. Например, кредитный скоринг, воплощенный в индивидуальном рейтинге субъекта кредитной истории, положения о котором с 1 января 2022 г. были включены в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»81. Также ведутся рейтинги сервисных услуг: например, таксистов и пассажиров, когда услугами таксиста с низким рейтингом отказываются пользоваться клиенты и, наоборот, когда водители могут не приезжать на вызов к конфликтному пассажиру. На сайтах медицинских, образовательных и иных учреждений возможно встретить также информацию с отзывами клиентов и рейтинговыми баллами работников данных организаций. С одной стороны, рейтинговые системы посредством влияния на поведение людей через его оценку способствуют формированию более ответственного отношения к правам, свободам и обязанностям как производителей услуг, так и их потребителей, что напрямую связано с формированием цифрового правосознания. С другой стороны, ведение рейтингов не должно приобретать дискриминационный характер. Примечательно, что на данный момент в российском цифровом пространстве предлагают запретить цифровую дискриминацию и социальные рейтинги82. Соответствующие пункты планируется включить в концепцию защиты прав граждан в цифровой среде, разработанную президентским Советом по правам человека83.
На формирование цифрового правосознания большое влияние оказывают социальные сети, отличительной особенностью ведения страниц в которых являются краткость, доступность и содержательность транслируемой информации, отвечающие модели клипового мышления. Согласно п. 3 ч. 12 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168)84 на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывает влияние такой фактор, как распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в том числе в электронном виде. С 1 декабря 2022 г. в России вступили в силу поправки в Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»85, обязывающие государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные организации и суды создавать официальные страницы в социальных сетях «ВКонтакте» или «Одноклассники» и публиковать там актуальную информацию86.
Безусловно, создание страниц в социальных сетях, упрощающих доступ к получению информации, – это еще один шаг на пути к развитию цифрового правосознания, в том числе молодых людей. Однако многие страницы не пользуются большой популярностью. Например, на сообщество Второго кассационного суда общей юрисдикции подписано 366 человек87, на сообщество Департамента экономики Тюменской области – 104 человека88, и таких примеров намного больше. Причины такого положения дел могут быть самыми разными, начиная от единообразия формата подачи контента, заканчивая перегруженностью современного человека информацией.
Исследуя коммуникационную стратегию Правительства Москвы в социальных сетях, А. А. Бабаева пришла к выводу, что наиболее популярным форматом публикаций являются фото и видео, что доказывает важность создания качественных визуальных материалов [3, с. 210]. Тематические предпочтения пользователей подтверждают общую гипотезу социальных сетей: аудитория приходит в социальные сети за отдыхом от рабочих будней [3, с. 210]. При этом не стоит отрицать факт актуальности развития ведения страниц органов государственной власти в социальных сетях. Для специалистов, которые только начинают свой путь, это может стать перспективным направлением. Например, в сфере юриспруденции ведение различных рубрик в социальных сетях начинающими юристами, в том числе студентами, изложение ими трудного для восприятия материала в более простой и доступной для широкой аудитории форме, в том числе с использованием юридического дизайна, будут способствовать их профессиональному развитию, а также формированию цифрового правосознания. Тем более студенты самостоятельно инициируют создание информационных сообществ с целью освещения событий, происходящих в правовой сфере.
Примером может служить сообщество в социальной сети «ВКонтакте» проекта «Школа-практикум по конституционному правосудию “Интерес защищать”»89. В нем студенты Российского государственного университета правосудия публикуют посты о событиях90, происходящих в мире конституционного права и правосудия, рассказывают об устройстве Конституционного Суда Российской Федерации91 и конституционных судов мира92, разбирают самые интересные решения высших судебных органов конституционного контроля в форме инфографики93. Все посты сопровождаются визуальным материалом: схемами, фотографиями, рисунками, что отвечает специфике ведения социальных сетей, помогает подписчикам сообщества усваивать сложную информацию (такую, как постановления Конституционного Суда России в объеме 25–30 страниц) за счет ее подачи в понятной для восприятия форме. В результате качественный контент привлекает внимание не только студентов, но и преподавателей, а также профессиональных юристов. Такая практика свидетельствует о том, что у социальных сетей государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных организаций и судов может быть перспективное будущее благодаря молодым специалистам – студентам и выпускникам высших учебных заведений, которые владеют определенными приемами подачи информации в специализированных цифровых формах, актуальных для процесса формирования цифрового правосознания граждан.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что формирование цифрового правосознания, являясь одним из важнейших вопросов современности, осуществляется в разных направлениях, разными способами и на разных платформах. Представляется, что обязательное ведение страниц государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных организаций и судов в социальных сетях может стать актуальным направлением для профессионального развития ряда молодых специалистов.
Авторлар туралы
Anastasia Tikhon
Russian State University of Justice
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: t1kh0n.n@mail.ru
3rd year student of the Faculty of Law
Ресей, MoscowӘдебиет тізімі
- Egibaryan, R. V., Krasnov, Yu. K. Theory of state and law. Textbook. Moscow: Normа, Infra-M; 2023. 560 p. (In Russ.)
- Morozova, L. A. Theory of state and law. Textbook. Moscow: Normа, Infra-M; 2023. 464 p. (In Russ.)
- Babaeva, A. A. Public authorities in social networks: analysis of accounts of the Government of Moscow. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10, Zhurnalistika = Bulletin of the Moscow University. Series 10, Journalism. 2021;(3):198-215. (In Russ.)
Қосымша файлдар


