Professional identity: essential and interdisciplinary base for analysis
- Autores: Salikhova I.S1
-
Afiliações:
- Moscow State Linguistic University
- Edição: Nº 4 (857) (2024)
- Páginas: 140-147
- Seção: Социологические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2500-347X/article/view/296942
- ID: 296942
Citar
Texto integral
Resumo
The term “professional identity” is at the intersection of sciences, as there are different approaches to its understanding: psychological, philosophical, sociological, etc. In the article we tried to systematize the existing scientific approaches, both in foreign and Russian papers.
Palavras-chave
Texto integral
ВВЕДЕНИЕ
Целью статьи является попытка поиска и систематизации существующих научных подходов к пониманию феномена профессиональной идентичности в зарубежных и отечественных исследованиях.
Понятие «идентичность» широко используется в современной науке и находится на стыке различных дисциплин, хотя его появление связывается с психологией. Термин становится популярным после появления работ американского психолога Эрика Эриксона в 1950-х годах. Это подтверждается данными сайта Google Books Ngram Viewer, который является инструментом для визуализации частоты использования слов в книгах, т. е. таким образом можно отследить первые упоминания слов. Согласно рисунку 1, с 1960-х годов частота использования термина «идентичность» начинает возрастать наравне с фамилией американского психолога.
Рис. 1 – частота упоминания слова «идентичность» по годам1
В книге «Childhood and society» («Детство и общество») он подчеркивает социальную значимость детства, создавая концепцию «кризиса идентичности». Согласно данной концепции жизнь человека можно разделить на восемь стадий развития, в каждой из которой он переживает внутренний конфликт. Так, на определенной стадии, когда ребенку 6-12 лет, он ищет свою идентичность, взаимодействуя со сверстниками и сравнивая себя с другими [Erikson, 1987].
Английский психолог Анри Тэшфел в своей теории самокатегоризации рассматривает идентичность через осознание человеком своей принадлежности к группе и его роли в ней, также большое внимание уделяется признанию и значимости личности внутри общности [Tajfel, Turner, 1986].
1 Identity and Erikson. Google books ngram viewer. URL: https:// books.google.com/ngrams/graph?content=identity%2C+enkson&ye ar_start=1800&year_end=2022&corpus=en&smoothing=0
В российской психологии идентичность связана с «Я»-концепцией, например, М. В. Заковорот-ная утверждает, что идентичность представляет собой модель жизни, разделяющей мир на противоположные полюса: «Я» и окружающую действительность или внешний и внутренний мир человека [Заковоротная, 1999].
В психологическом словаре «идентичность» понимается как «ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним»2.
Л. Б. Шнейдер, наоборот, говорит, что идентичность - динамичная структура, которая постоянно развивается и претерпевает изменения в течение жизни человека, «причем развитие - это неравномерно, определяется сильным стремлением личности к обретению идентичности и разрушительностью последствий ее утраты для человека» [Шнейдер, 2007].
При наличии множества подходов к определению идентичности, в большинстве из них можно выделить следующие сущностные признаки этого понятия:
- осознание (соотнесение)себя с другим;
- признание личности в группе;
- человек как часть группы / системы.
С понятием идентичность тесно связано понятие идентификации. Прежде всего, стоит отметить, что «идентичность и идентификация - это явления социокультурного ряда, обусловленные формированием осознанной принадлежности к тому или иному сообществу, объединенному определенными коллективными ценностными представлениями» [Лошкарева-Имгрунт, 2013, с. 2].
В социологии под идентичностью понимается особая категория, посредством которой индивид, являясь частью множества социальных групп, приобретает, а впоследствии усваивает ценности, нормы, традиции и идеалы3. Российский социолог А. И. Кравченко определяет идентификацию через «отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой ролью и т. п.» [Кравченко, 2010, с. 121]. Таким образом, идентичность представляет собой процесс становления нового «Я», в то время как идентификация - это уже результат усвоения всех норм, ценностей, идеалов, образцов поведения, то есть это сформированное «Я».
2Мещеряков Б. Г, Зинченко В. П. Большой психологический словарь. изд. 3-е. С.-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. а 168.
3Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г В. Осипова. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1999.
Формирование идентичности представляет собой долгий процесс, который может продолжаться даже на протяжении всей жизни индивида, в то время идентификация заключается в поиске модели ориентации. Такого рода ориентация помогает отождествлять себя с другими членами группы или общества посредством усвоения определенных моделей поведения, норм, ценностей, принятых людьми.
Идентичность может быть социальной, тендерной, культурной, личностной, религиозной, политической, этнической и др., но мы сосредоточим внимание на идентичности профессиональной.
Термин «профессиональная идентичность» (далее ПИ) получил широкое употребление в медицине, менеджменте, психологии, социологии и т. д.
Во французском языке появление термина «профессиональная идентичность» ("identité professionnelle") датируется 1919 годом1 в «Вестнике законов Французской Республики» («Bulletin des lois de la République française»). Данный термин использовался в трудовой сфере в словосочетании «la carte d'identité professionnelle», т. е. карточке, удостоверяющей личность рабочего в сфере торговли или даже путешественника2.
В американской науке впервые термин был использован намного позже в 1976 году3 в монографии «The Professional Education of Human Services Personnel» («Профессиональное образование персонала служб человеческих ресурсов») и интерпретировался уже с точки зрения профессии. Авторы указывают, что существуют так называемые проблемы человеческих ресурсов, одной из которых как раз является профессиональная идентичность. Люди тратят много времени и денег, чтобы достигнуть определенного этапа в жизни и стать профессионалом в выбранной области. Так, например, достигая высокой должности, человек вряд ли захочет выбрать менее престижную; он, скорее, будет делиться своим опытом и взаимодействовать с другими равными членами сообщества [Chenault, Mermis, 1976].
11dentité professionnelle. Google books ngram viewer. URL: https:// books.google.com/ngrams/graph?content=identité+professionnel le&year_start=1800&year_end=2022&corpus=fr&smoothing=0&ca se_insensitive=false
2Bulletin des lois de la République française. (1919). Imprimerie nationale. Pp. 4021. URL: https://www.google.ru/books/edition/Bulletin_desJois_deJa_République_fran/iTEtAAMYAAJ?hl=ru&gbpv=0&bsq=%2 2identité%20professionnelle%22
Professional identity. Google books ngram viewer. URL: https:// books.google.com/ngrams/graph?content=professional+identity&ye ar_start=1800&year_end=2022&corpus=en&smoothing=0
В России первое упоминание исследуемого термина зафиксировано в книге психолога Светланы Джексон «За кадром. О скрытой работе нашей психики», изданной в 1991 году4. Однако понятие получило широкое распространение в науке благодаря трудам Л. Б. Шнейдер, которая не только подробно изучила данный феномен, но выделила пять типов ПИ: преждевременная, диффузная, мораторий, достигнутая и псевдоидентичность. Также она отмечает, что проблемы идентичности до 1970-х годов широко не изучалась в гуманитарных науках и к ним начали обращаться чуть позже в виду обострения проблем личностного роста, что и подтвердилось в рамках анализа сайта Google Books Ngram Viewer.
В самом общем виде под профессиональной идентичностью обычно понимается длительный процесс профессионального становления индивида и принятие им своей профессии с учетом ее принципов, правил, норм, должностных обязанностей, а также вовлечение в профессиональное сообщество, в то время как идентификация является результатом данного процесса.
МЕТОДИКА
Поиск литературы осуществлялся в электронных базах: ResearchGate, Scholar Google и Cyber Leninka. В запросе использовались ключевые слова и формулировки на английском, французском и русском языках по данной тематике: professional identity, professional identification, professional identity of teachers, professional identity of educators, professional identity of students, professional identity in education (system), identité professionnelle, профессиональная идентичность, профессиональная идентичность педагогов /учителей / преподавателей, профессиональная идентичность студентов, профессиональная идентичность в образовании. Важно отметить, что предпочтение отдавалась публикациям за последние 5-7 лет, также учитывались цитируемость заинтересованность читателей в статьях. Для сравнения с современными подходами к пониманию профессиональной идентичности приводились примеры более ранних исследований.
4Профессиональная идентичность. Google books ngram viewer. URL: https://books.google.com/ngrams/graph?content=профессио-нальная+идентичность&year_start=1800&year_end=2022&corpus=ru& smoothing=0&case_insensitive=false
ИССЛЕДОВАНИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ» В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ
В зарубежных исследованиях профессиональная идентичность изучается с различных точек зрения ввиду заложенной в этом термине междисциплинарности. Например, ряд работ посвящен сфере здравоохранения - медсестрам и психологам (уходу за больными и консультированию по психологическим вопросам). Большое число работ связано с образованием, в частности с процессом становления профессиональной идентичности учителей, которые только начинают свой путь, или студентов, испытывающих трудности во время учебы и переживающих кризис своей профессиональной идентичности.
В сфере образования акцент делается на процесс формирования и становления индивида как профессионала, способного качественно и компетентно выполнять свои обязанности. Объектами исследования зарубежных ученых выступают студенты или учителя (преподаватели), которые только получили новый социальный статус «студента» и «педагога» или, испытывающие трудности в процессе образовательной и педагогической деятельности.
Так, например, при исследовании учителей-наставников (человек, который помогает ученикам выбрать будущий университет и соответствующие программы обучения, в зависимости от его запросов и знаний), которые являются связующим звеном между школами и университетами, норвежские ученые пришли к выводу, что школьный климат, индивидуальные представления о своей роли и сотрудничество с университетом предопределяют развитие ПИ учителя-наставника [Andreasen, Bj0rndal, Kovac, 2019].
Немецкий исследователь, Эрих Рихтер, считает, что профессиональная идентичность педагогов-воспитателей может быть связана с качеством непрерывного профессионального развития учителей, так как важными компонентами их ПИ являются убеждения, удовлетворенность работой и самоэффективность [Richter, Brunner, Richter, 2021].
Другой подход к исследованию профессиональной идентичности заключается в понимании данного феномена как чувства ответственности и приверженности или лояльности по отношению к организации в нашем случае университету [Jianguang, Jiayong, 2023]. Профессиональная идентичность также может подразумевать под собой то, как педагог представляет себя в глазах коллег и как он себя соотносит с профессиональным сообществом преподавателей [Ngan, Hercz, Thong, 2021].
Для сравнения, Д. Бейжард подчеркивал важность восприятия учителями различных компонентов своей профессиональной идентичности, например, таких как предмет, который они ведут, и взаимодействие с другими учениками и учителями [Beijaard, Meijer, Verloop, 2004]. По мнению авторов, учет мнения педагогов в значительной степени может облегчить образовательный процесс.
При исследовании ПИ студентов важное место отводится роли учебной и производственной практики, т. е. этапу, когда будущие выпускники начинают применять полученные во время учебы практические навыки и умения в реальных условиях и формировать свое отношение к профессии. Нельзя не согласиться с тем, что в процессе обучения в университете у студента складываются определенные ценности, убеждения, представления касательно профессии, однако сам процесс формирования ПИ складывается на практике. Отмечается также, что ПИ студентов связана с ценностями профессии и взаимодействием с коллегами на рабочем месте, в ходе которого они могут менять свое поведение и приобретать новые навыки, являясь членами профессионального сообщества [Matthews, BiaLocerkowski, MoLineux, 2019].
В исследованиях французских ученых ПИ в целом связана с пониманием своей роли (например, преподавателя) и своей деятельности (что и как должно преподаваться) [Goyette, Martineau, 2018]. Другие авторы считают, что профидентичность может быть многоуровневой, так как включает в себя не только социальную, личную и культурную идентичности, но и проявляется в действиях индивида [Behra et aL., 2024.].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в зарубежных исследованиях профессиональная идентичность рассматривается через понятие «профессии» и ее ценностей, оказывающих непосредственное влияние на становлении человека как высококвалифицированного специалиста. Акцент также делается на лояльности к учебной организации и взаимодействии с другими представителями профессионального сообщества.
Важно отметить, что в западных исследованиях упор делается на роль индивида в трудовой процессе (качественное исполнение своих обязанностей, важность самосовершенствования и саморазвития, применение умений и навыков на практике) и на его «внутренний мир» (приверженность, лояльность к организации, взаимодействие с другими представителями профессионального сообщества, индивидуальные убеждения и представления о профессии и т. д.).
ИССЛЕДОВАНИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ
В отечественной науке возникает сложность унификации исследуемого понятия, в виду отсутствия единой линии понимания термина. Данное понятие используется в различных науках и, как следствие, существует множество конструктов внутри проблемы исследования, что приводит к расширению критериев для объяснения феномена.
Н. С. Авдонина определяет профессиональную идентичность через состояние соответствия личности выбранной профессии, которое является синтезом личностных и важных профессиональных качеств, которые напрямую связаны с профессиональным развитием и самосовершенствованием на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях [Авдонина, 2017].
Согласно Ю. Ю. Стрельниковой, «профессиональная идентичность связана с осознанием своей принадлежности к определенной профессии, принятием ее ценностей и ограничений» [Стрельникова, 2019].
При определении ПИ ряд авторов (Берберян и др.) указывает, что она может включать в себя несколько компонентов: философию профессии, профессиональные знания и умения,профессиональное отношение к работе и своей роли, взаимодействие с коллегами и руководством и поведение профессионального представительства [Берберян и др., 2019].
О. У. Гогицаева рассматривает феномен профессиональной идентичности в совокупности с другими элементами, которые составляют развитие личности - ее профессиональную самооценку, ее профессиональную деформацию и др. Можно предположить, что в этой концепции «важно собственное признание человеком того, что он «педагог», а не уровень опытности в данной профессии» [Гогицаева, 2021].
Например, в психологии профидентичность педагогов определяют через элемент «Я-концеп-ции», который отражает представление личности о себе как профессионале [Разживина, Яковлева, 2022]. Также особую роль играют образцы-эталоны, на которые равняется индивид, вступая на новый этап своей жизни [Смоляр, Зоголь, 2021].
В противовес данной точке зрения, социолог Г. И. Чикарова отмечает, что «Я-концепция» является нестабильной; она подвержена изменениям, поэтому подвижна и зависит от контекста. Автор указывает на существование двух таких контекстов: конструктивное (интегрированность учителей в профессиональное сообщество) и деструктивное (трансформация некоторых компонентов профи-дентичности, которые приведут к уходу из профессии). Наиболее же подвижными элементами ПИ выступают статус профессии и профессиональные стратегии (цифровизация, расширение педагогических компетенций и пр.) [Чикарова, 2021].
В. Н. Мухортова утверждает, что в рамках социологического подхода определяется «интерес к субъекту идентичности как члену определенного общества». Основными частями идентичности будут выступать: профессия, социальный статус, пол, образовательный уровень и др. [Мухортова, 2015].
Трудно не согласится с вышеуказанным мнением, так как профидентичность представляет собой долгий и сложный процесс становления индивида внутри профессии; это не только представление личности о себе как профессионале, ключевую роль играет и окружение в виде профессионального сообщества, оказывающее как положительное, так и негативное влияние на педагога. Положительные - направлены на совершенствование.
Наиболее подробно их профессиональную идентичность изучила Л. Б. Шнейдер, предложившая собственную концепцию понимания данного понятия. Психолог отмечает, что важными аспектами процесса становления профессиональной идентичности являются: семейное воспитание (например, трудовые династии), информация о профессиональной принадлежности «значимых других» и об особенностях различных профессий на рынке, а также формирование образа профессии [Шнейдер, 2007]. Также Шнейдер пишет о возможном формировании ложной профессиональной идентичности, формирующейся под влиянием престижа профессии и элитарности профессиональных сообществ.
Говоря о российских исследованиях, необходимо подчеркнуть их междисциплинарность и разносторонность, т. е. профидентичность рассматривается в совокупности элементов: поведенческих, эмоциональных, личностных и пр. В какой-то степени все подходы исходят из психологического понимания личности и ее роли в профессиональной деятельности, что не делается в зарубежных исследованиях.
Мы систематизировали проанализированные подходы в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные подходы к определению профессиональной идентичности
Подход Критерии | Социологическо-образовательный | Личностно-психологический |
Представители | Дж.К.А. Андреасен, К.Р. Бжорндал, В.Б. Ковак Дж. Чено, В.Л. Мермис Э. Рихтер Г. Гу, Г. Чжан Д.Т.Н. Нган, М. Герц, В.Н. Тонг Д. Бейжард, П.К. Мейджер, Н. Верлуп Дж. Меттьюз, А. Биа Matthews, А. Бялоцерковски, М. Молинё Н. Гоетт, С. Мартино С. Бехра Н.С. Авдонина А. И. Смоляр, С. Г. Зоголь Г. И. Чикарова В. Н. Мухортова | Л.Б. Шнейдер Ю. Ю. Стрельникова, С. В. Емельянова А. С. Берберян О.У. Гогицаева М. И. Разживина, Н. В. Яковлева |
Элементы идентичности | Становление человека как профессионала и следование им профессиональной роли; чувство лояльности к организации; соотнесение себя с профессиональным сообществом; процесс взаимодействия с другими педагогами и студентами; статус профессии; преподаваемая дисциплина. | Осознание себя и своей принадлежности к группе; роль признания и значимости индивида; профессиональное развитие личности, которое может привести к деформации или росту; наличие эталонов, образцов поведения; приобретение новых «Я-идентичностей». |
Носитель профессиональной идентичности | Преподаватели вузов, школьные учителя, студенты | Преподаватели вузов, студенты |
Понимание профессиональной идентичности | Внешний мир человека (взаимодействие с другими социальными группами/сообществами, чувство лояльности) | Внутренний мир человека (эталоны, переживание, поведение, признание) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, важно отметить, что проблема исследования профессиональной идентичности заключается в различных подходах к определению данного феномена. Термин «идентичность» начал использоваться в психологии и впервые вошел в научный оборот благодаря работам Э. Эрикосна в 1960-х годах. Тогда термин был связан с тем, как человек представляет себя, отождествляя с другими внутри сообщества. Зачатки термина «профессиональная идентичность» появляются в начале XX века; тогда оно означало документ, удостоверяющий личность работника или путешественника. Однако только в 1976 году понятие уже приобретает более современные черты: ассоциация с профессией, роли человека внутри профессионального сообщества, особое внимание уделяется его профессиональным умениям и навыкам и процессу становления индивида как профессионала.
В западных исследованиях профессиональная идентичность изучается в нескольких направлениях: медицине, психологии, образовании и др. Основной упор делается в первую очередь на личности, в нашем случае педагогов / учителей и студентов, которые подвержены приобретению «новых Я-идентичностей». Акцентируется внимание на роли индивида в трудовой процессе (качественное исполнение своих обязанностей, важность самосовершенствования и саморазвития, применение умений и навыков на практике) и на его «внутренний мир» (приверженность, лояльность к организации, взаимодействие с другими представителями профессионального сообщества, индивидуальные убеждения и представления о профессии и т. д.).
Ученые рассматривают процессы становления преподавателя, его погружение в педагогическую деятельность, а у студентов, с точки зрения профессионального сообщества - их выход в трудовую жизнь (прохождение практик).
В отечественной литературе, несмотря на различные подходы к пониманию термина ПИ, существует явное сходство, объединяющее все трактовки - психологическое начало термина. Очевидно, что западные исследователи также опираются на психологические характеристики личности, но в российских статьях идентичность представляет собой более комплексное явление, не выделяющее человека как личность. Профессиональная идентичность - это процесс, на который влияют различные факторы: как уже непосредственно сам человек (делая свой профессиональный выбор), профессиональное окружение. Таким образом, существуют различные системные подходы к изучению феномена профессиональной идентичности: они разняться в зависимости от наук и носителя ПИ (например, преподавателя / учителя, студента и пр.).
Sobre autores
Irina Salikhova
Moscow State Linguistic University
Autor responsável pela correspondência
Email: Irasalikhova@list.ru
Postgraduate Student of the Department of Sociology
Institute of International Relations and Social and Political Sciences
Moscow State Linguistic University
Bibliografia
- Erikson E. H. Childhood and society. - L.: Paladin, 1987. Reprint.
- Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior. In S. Worchel & W. G. Austin (Eds.) // Psychology of intergroup relations. 1986. P. 7-24.
- Заковоротная, М. В. Идентичность человека (Социально-философские аспекты): дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
- Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный университет, 2007.
- Лошкарева-Имгрунт С. И. «Идентичность» и «идентификация»: семантические грани понятий // Социально-гуманитарные знания. 2013. №11. С. 1-7.
- Кравченко А. И. Краткий социологический словарь. М.: Проспект, 2010.
- Chenault J., Mermis W. L. The Professional Education of Human Services Personnel. Washington, D.C.: US Department of Health, Education, and Welfare, Office of Education, 1976.
- Andreasen J. K. A., Bj0rndal C. R., Kovac V. B. Being a teacher and teacher educator: The antecedents of teacher educator identity among mentor teachers // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2019. №85. P. 281-291.
- Richter E., Brunner M., Richter D. Teacher educators' task perception and its relationship to professional identity and teaching practice // Teaching and Teacher Education. 2021. 101(3). P. 1-10. D0I:10.1016/j.tate.2021.103303
- Jianguang Gu, Jiayong Zhang. Study on the relationship between the professional identity and the work engagement of teachers in private universities // International journal of innovative research and scientific studies. 2023. P. 562-569.
- Ngan D. T. N., Hercz M., Thong V. N. Teachers' Professional Knowledge and their Professional Identity - If they Relate or not? // International Journal of Childhood Education. 2021. Vol. 2. № 4. P. 17-31.
- Beijaard D., Meijer P., Verloop N. Reconsidering research on teachers' professional identity // Teaching and Teacher Education. 2004. Vol. 20. № 2. P. 107-128.
- Matthews J, Bialocerkowski A., Molineux M. Professional identity measures for student health professionals - a systematic review of psychometric properties // BMC Med Educ. 2019. Vol. 19. № 1:308. P. 1-10.
- Goyette N., Martineau S. Les défis de la formation initiale des enseignants et le developpement d'une identité professionnelle favorisant le bien- être // Phronesis. 2018. Vol. 7. № 4. P. 4-19.
- Behra S. et al. L'identité professionnelle de futurs enseignants de l'école primaire au prisme des langues-cultures // Recherches en didactique des langues et des cultures. 2024. URL : http://journals.openedition.org/ rdlc/13760
- Авдонина H. C. К вопросу об определении профессиональной идентичности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (50). С. 205-209.
- Стрельникова Ю. Ю., Емельянова С. В. Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки // Пенитенциарная наука. 2019. № 2. С. 257-265.
- Берберян А. С. [и др.]. Международное исследование профессиональной идентичности педагога / А. С. Берберян, Т. В. Богданова, С. В, Сильченкова, Е. Б. Ермолаева, Н. Т. Варданян // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. №3 (47). С. 306-319.
- Гогицаева О. У. Проблема профессиональной идентичности в психолого-педагогической литературе: теоретический аспект // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. С. 129-136.
- Разживина М. И., Яковлева Н. В. Профессиональная идентичность педагога. Анализ современных подходов // Прикладная юридическая психология. 2022. № 4(61). С. 131-140.
- Смоляр А. И., Зоголь С. Г. Внеучебная воспитательная деятельность в развитии профессиональной идентичности будущего учителя // Самарский научный вестник. 2021. №3. С. 283-288.
- Чикарова Г. И. Тенденции трансформации профессиональной идентичности молодых и опытных учителей в крупном российском городе // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 11 (50). № 4. С. 92-103.
- Мухортова В. Н. Особенности социологического подхода к понятию «Профессиональная идентичность» // Социум и власть. 2015. № 3 (53). С. 9-13.
Arquivos suplementares
