The Concept of Political War: Approaches of West and East

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the concept of political warfare. The author explores the theoretical foundations of the concept formulated by Western scientists, as well as the understanding of political warfare in the modern philosophy of politics of the People's Republic of China. Special attention is paid to the role of the concept in achieving China's political goals without the use of military force.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Внешняя политика современных государств становится всё более сложной и многогранной под влиянием международно-политической среды. В условиях глобализации и усиления конкуренции между странами, нарастания сложносоставных этнополитических и территориальных конфликтов, как например тайваньский, украинский и израильско-палестинский, государства вынуждены разрабатывать новые подходы к реализации своих внешнеполитических целей, при этом не используя или «прокси-руя» свои военные методы ведения международной деятельности. Одним из таких подходов является политическая война, которая активно используется в современной китайской философии политики.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ В ЗАПАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В Европе к проблеме политической войны исследователи обращались уже в начале XIX века. Так, К. фон Клаузевиц еще в молодые годы утверждал, что «политически оборонительной войной называется такая война, которую ведут, чтобы отстоять свою независимость; стратегически оборонительной войной называется такой поход, в котором я ограничиваюсь борьбой с неприятелем на том театре военных действий, который себе подготовил для этой цели. Даю ли на этом театре войны сражения наступательного или оборонительного характера, это дела не меняет»1.

Современная же концепция «политической войны» была предложена в США дипломатом Дж. Кеннаном в 1948 году. Она стала теоретической основой глобального политического противостояния между США и СССР во время «холодной войны». Так называемая «политическая война» в основном относится к использованию политической стратегии для интеграции экономических, военных, культурных, дипломатических и других ресурсов с целью сдерживания войны или победы в войне в форме невоенной борьбы. Как утверждал американский политолог П.А. Смит, термин «политическая» в данном контексте описывает взаимодействие между правительством и целевой аудиторией, включая правительство другого государства, вооруженные силы и/или население в целом [Smith, 1989, с. 7].

1 Клаузевиц К. фон. О войне. 2007. URL: https://hrguru.ucoz.ru/_ ld/0/9_2Aw.pdf.

Западный исследователь Г Симмонс, цитируя своего коллегу А. Кодевиллу, отмечает, что «политическая война есть мобилизация человеческой поддержки или оппозиции для достижения победы в войне или в кровопролитных конфликтах, столь же серьезных, как война» [Simons, 2020, с. 76]. В отличие от своего физического аналога политическая война происходит в формате неоткрытого латентного насилия: сочетания систематического кризиса, структурной открытости и коллективных действий, которые возникают в результате пересечения международных, экономических, политических и символических факторов.

Таким образом, в основе теории политической войны лежит представление о том, что политические цели могут быть достигнуты путем использования различных невоенных стратегий и тактик. Например, начальник генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В. В. Герасимов в своем получившем известность докладе 2013 года отмечал, что в современных конфликтах соотношение невоенных и военных мер составляет 4:1. Кроме того, по его мнению, «в XXI веке прослеживается тенденция стирания различий между состоянием войны и мира. Войны уже не объявляются, а начавшись, идут не по привычному нам шаблону. Возросла роль невоенных способов в достижении политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли силу оружия. Акцент используемых методов противоборства смещается в сторону широкого применения политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с задействованием протестного потенциала населения»2.

Западными исследователями допускается, что в политической войне используются все доступные нации инструменты, кроме военных, для достижения своих национальных целей. Лучшим инструментом политической войны является открытая политика, подкрепленная силой [Codevilla, 2009]. Но, как объяснил один из ведущих исследователей в области пропаганды Дж. М. Валлер, к политической войне прибегают, когда заявления по связям с общественностью и мягкое убеждение в стиле публичной дипломатии не помогают завоевать необходимые настроения и действия3. Основным способом ведения политической войны является пропаганда.Ее суть может быть как открытой, так и скрытой [CodeviLLa, PauL, 2006, с. 2019].

2«Доктрина Герасимова» и пугало «гибридной войны» России // РИА, 2017. URL: https://ria.ru/20170628/1497445931.html.

3Waller J. M. Getting serious about strategic influence: How to move beyond the State Department's legacy of failure. URL: https://centerforsecuritypolicy.org/getting-serious-about-strategic-influence-how-to-move-beyond-the-state-departments-legacy-of-failure/6/.

Политическая война также включает агрессивные действия одного субъекта с целью получения относительного преимущества или контроля над другим. Как отмечает американский ученый П. У. Блэксток, в отношениях между национальными государствами она может закончиться захватом власти или открытой ассимиляцией пострадавшего государства в политическую систему или властный комплекс агрессора. Подобные отношения в координатах «агрессор - жертва» наблюдаются и между соперниками внутри государства и могут включать в себя такие тактические приемы, как убийство, деятельность военизированных формирований, саботаж, государственный переворот, мятеж, революцию, партизанскую войну и гражданскую войну, что вызывает феномен паноплии войны [Курочко, 2014].

Иностранное вторжение или «освобождение народа» происходит, когда правительство свергается в результате иностранной военной или дипломатической интервенции или с помощью тайных средств. Конечная цель такой кампании -установить контроль над политической и социальной структурой другой страны. Кампанию могут возглавлять национальные силы агрессора или политическая фракция, поддерживающая агрессора в другом государстве [BLackstock, 1964].

Эти стратегии и тактики позволяют государствам оказывать влияние на политические процессы в других странах и регионах, а также защищать национальные интересы и ценности. Концепция политической войны является важным инструментом внешней политики многих государств. Она позволяет им достигать своих целей, не прибегая к открытому насилию и конфронтации.

Подобную практику описывал известный немецкий правовед и политический теоретик К. Шмитт в XX веке, продолжая идеи военного теоретика К. фон Клаузевица [прив. по: Белозёров, 2015]. К. Шмитт в своей работе «Теория партизана» рассматривает концепцию партизанской войны в контексте политических отношений. Партизанская война, по мнению Шмитта, является одним из способов ведения войны, который может быть использован как в международных, так и во внутренних конфликтах. Партизанская война отличается от традиционных военных действий тем, что она ведется нерегулярными вооруженными формированиями и не имеет четкой линии фронта. Партизаны действуют в тылу противника, используя тактику внезапных нападений и засад. Они стремятся вызвать хаос и создать дезорганизацию в рядах противника, а также подорвать его моральный дух [Шмитт, 2007; Белозёров, 2020].

Несмотря на кажущееся различие с вышеописанной политической войной, концепция партизанской войны Шмитта может быть связана с концепцией политической войны в том смысле, что обе они предполагают использование нетрадиционных методов и тактик для достижения политических целей. Однако если партизанская война является преимущественно батальным понятием, то политическая война охватывает более широкий спектр инструментов и методов, включая дипломатические, экономические, информационные и другие аспекты внешней политики [Freudenberg, 2019].

Так, Шмитт утверждал, что «важнейшие для нашей темы формулировки Мао Цзэдуна встречаются в работе 1938 году "Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков"» [Шмитт, 2007, с. 88]. Он отмечал, что на вопрос о партизанстве китайской революции Мао Цзэдун «отвечает ясными цифрами: революционная война - на девять десятых неоткрытая, иррегулярная война, и на одну десятую - открытая война военных» [Шмитт, 2007, с. 94]. К. Шмитт так комментирует иррегулярную военную практику китайцев: «Исходя из собственного опыта, они разработали доктрину психологической, подрывной и повстанческой войны» [Шмитт, 2007, с. 96], о чем будет сказано ниже.

ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ В КИТАЕ - ТРАДИЦИЯ «СЕРОГО КАРДИНАЛА»?

Необходимо признать, что идеи Мао Цзэдуна оказали значительное влияние на формирование и развитие концепции политической войны в китайской внешней политике.

Мао Цзэдун был одним из основателей Китайской Народной Республики и ее первым руководителем. Он разработал и внедрил в жизнь ряд политических и экономических реформ, которые оказали огромное влияние на развитие Китая. Идеи Мао Цзэдуна, такие как теория народной войны, идея о том, что революция может быть осуществлена только через народную войну, оказали большое влияние на формирование в китайском видении концепции политической войны. Эти идеи были направлены на мобилизацию народных масс и использование их в качестве основной силы в борьбе за власть, как пишут в работе «Практическое воплощение политического, военного и стратегического мышления Мао Цзэдуна», опубликованной на сайте КПК КНР, китайские политологи Цай Сюэцинь, Ван Е и Цао Вэньхуэй1. Отметим, что идеи Мао Цзэду-на сохраняются и развиваются в китайском обществе до сих пор, что показывает интерес населения к философии великого кормчего.

Мао Цзэдун уделял большое внимание идеологической борьбе. Он считал, что идеологическая борьба является ключевым фактором в победе над врагом. Эти идеи также оказали влияние на формирование концепции политической войны, которая предполагает использование идеологических инструментов для достижения политических целей.

Кроме того, Мао Цзэдун считал, что Китай должен быть независимым и самодостаточным государством. Эти идеи оказали влияние на формирование концепции политической войны, которая предполагает использование различных инструментов для защиты национальных интересов Китая и его независимости2.

Таким образом, идеи Мао Цзэдуна оказали значительное влияние на формирование и развитие концепции политической войны в китайской внешней политике. Эта концепция предполагает использование различных инструментов и методов для достижения политических целей, защиты национальных интересов и обеспечения независимости Китая.

Вообще, концепция политической войны имеет глубокие корни в китайской истории и культуре. Она основана на принципах китайской философии, к числу которых относятся гармония, баланс и взаимность [Титаренко, 1997]. Опора на эти принципы позволяет Китаю использовать различные инструменты и методы для достижения своих политических целей, не прибегая к насилию и конфронтации.

В основе китайского видения политической войны лежит идея о том, что политические цели могут быть достигнуты посредством использования различных стратегий и тактик. Последние могут включать в себя следующие постулаты, сформулированные Цай Сюэцинем, Ван Е и Цао Вэньхуэем.

1) Всегда думать о военных вопросах с политической точки зрения. «Если вы не понимаете ее положения, ее природы и ее связи с другими вещами, вы не будете знать законов войны, вы не будете знать, как управлять войной, и вы не сможете выиграть

г-ж шх*. = Цай

Сюэцинь, Ван Е, Цао Вэньхуэй. Реалистическое просвещение политических и военно-стратегических мыслей Мао Цзэдуна. URL: http:// cpc.people.com.cn/n1/2024/0206/c443712-40174135.html. (На кит.)

2ЙШШ. ^ФВ^ЙЙЛЯШ?! = Тан Цзясюань. Славный курс дипло-

матии нового Китая. URL: https://www.mfa.gov.cn/web/ziliao_674904/

wjs_674919/2159_674923/200012/t20001220_7950084.shtml. (На кит.)

войну», - утверждал Мао Цзэдун в своей работе «Стратегические проблемы революционной войны в Китае» 1936 года3.

2) Активно стремиться к политической инициативе. Если ранее успешную революцию великий лидер Мао хотел видеть на своей Родине в виде образования КНР, то сейчас революционный подход усматривается в создании системы мирового порядка с учетом китайских интересов.

3) Вооружить революционные ряды прогрессивным политическим духом. В настоящее время это есть инициатива создания сообщества единой судьбы человечества.

4) Придерживаться комплексного проведения политических и военных операций. Здесь подразумевается уметь анализировать военные вопросы и планировать военные операции с учетом общей национальной политической и дипломатической ситуации и национальной стратегической ситуации4.

5) Названные постулаты позволяют Китаю оказывать влияние на политические процессы в других странах и регионах, а также защищать свои интересы и ценности, что соответствует китайской стратегической культуре. Последняя представляет собой совокупность ценностей, убеждений и норм, которые определяют восприятие угроз, выбор стратегий и поведение страны на международной арене. При этом одной из основных черт стратегической культуры Китая является стремление к сохранению мира и стабильности в регионе. Китайская сторона предпочитает использовать дипломатические и экономические инструменты для достижения своих целей, избегая применения военной силы. Это обусловлено историческими традициями Китая, его опытом участия в войнах и пониманием последствий вооруженных конфликтов [Кочеров, 2019].

Другой важной чертой стратегической культуры Китая является демонстрация уважения к суверенитету и территориальной целостности других государств. Китай стремится к формированию партнерских отношений с другими странами на основе взаимного уважения и сотрудничества.

= Мао Цзэдун. Стратегические проблемы революционной войны в Китае^и https://www.marxists.org/ chinese/maozedong/marxist.org-chinese-mao-193612.htm. (На кит.) BÄ*. = Цай

Сюэцинь, Ван Е, Цао Вэньхуэй. Реалистическое просвещение политических и военно-стратегических мыслей Мао Цзэдуна. URL: http://cpc. people.com.cn/n1/2024/0206/c443712-40174135.html. (На кит.)

Это позволяет ему избегать конфликтов с соседями и укреплять свои позиции в регионе1.

Стратегическая культура Китая характеризуется и стремлением к защите национальных интересов. Китай активно использует экономические инструменты, такие как инвестиции, торговля и сотрудничество в области инфраструктуры, для укрепления своих позиций в мире [Адамова, Денисов, 2022]. Это позволяет ему оказывать влияние на политические процессы и формировать благоприятный имидж страны.

Следование концепции политической войны позволяет современному Китаю добиваться своих стратегических целей. Указанная концепция предполагает использование различных методов, таких как дипломатия, экономика, культура и информация, для достижения политических целей. Стратегическая культура Китая предопределяет выбор этих методов и их применение во внешней политике.

1Совместное заявление РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху // Российская газета, 2023. URL: https:// rg.ru/2023/03/21/sovmestnoe-zaiavlenie-rf-i-knr-ob-uglublenii-otnoshenij-vseobemliushchego-partnerstva-i-strategicheskogo-vzaimodejstviia-vstupaiushchih-v-novuiu-epohu.html.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, концепция политической войны является важной частью внешней политики КНР. Она позволяет Китаю достигать своих целей, не прибегая к открытому насилию и конфронтации. Китай продолжает развивать и совершенствовать эту концепцию, что позволяет ему оставаться одним из ведущих игроков на мировой арене.

Концепция политической войны основана на принципах китайской философии, таких как гармония, баланс и взаимность. Эти принципы позволяют Китаю использовать различные инструменты и методы для достижения своих политических целей, не прибегая к насилию и конфронтации.

×

About the authors

Kira Evgenievna Kozhukhova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia

Author for correspondence.
Email: kira.kozhuhova@mail.ru

PhD in Political Science, Associate Professor at the Department of Political Science of the Institute of International Relations and Socio-Political Sciences of Moscow State Linguistic University

Russian Federation

References

  1. Smith P. A. On Political War. Washington: National Defense University Press, 1989.
  2. Simons G. The Evolution of Regime Change and Information Warfare in the 21st Century // Journal of International Analytics. 2020. Vol. 11, No. 4. P. 72-90.
  3. Codevilla A. Political Warfare: A Set of Means for Achieving Political Ends // Strategic Influence: Public Diplomacy, Counterpropaganda, and Political Warfare. Washington, DC: Institute of World Politics Press, 2009.P. 206-223.
  4. Codevilla A, Seabury P. War: Ends and Means. 2nd ed. Potomac Books, Inc.; 2006.
  5. Курочко М. М. Паноплия войны: готова ли Россия к современным войнам // Гуманитарный вестник. 2014. № 2(29). С. 195-199.
  6. Blackstock P. W. The strategy of subversion: manipulating the politics of other nations. Quadrangle Books, Chicago, 1964.
  7. Белозёров В. К. Клаузевиц как теоретик партизанства // Вестник Академии военных наук. 2015. № 1 (50). С. 169-173.
  8. Шмитт К. Теория партизана. М.: Праксис, 2007.
  9. Белозёров В. К. Политология войны в системе научного знания // Философские науки. 2020. № 63 (11). С. 74-90. Freudenberg D. Mao Tse-tungs Ansatz irregulärer Kriegführung im Lichte der Theorie des Carl von Clausewitz. Kieler Analysen zur Sicherheitspolitik. Nr. 50. Kiel, Januar 2019.
  10. Титаренко М. Л. Китайская философия и будущее китайской цивилизации // Китайская философия и современная цивилизация: сборник статей. М., 1997.
  11. Кочеров О. С. Китайская стратегическая культура и «Дао дэ цзин» // Международные отношения. 2019. № 4. С. 31-47.
  12. . Адамова Д. Л., Денисов И. Е. Период стратегических возможностей: опыт китайского форсайта и перспективы внешней политики Пекина // Ориенталистика. 2022. Т. 5. № 4. С. 839-856.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».