The Alawite Topic in Turkish Studies

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The historiography of Turkish studies on the topic of Arab Alawites/Nusayris is analyzed for the Republican period of Turkish history. Particular attention is paid to modern publications, which are distinguished by a more balanced and objective approach. The purpose of the article is to determine the typology and specificity of Turkish scientific literature about the Alawites. Materials and methods are determined by the task of studying Turkish historiography about the Alawite community and include works from subscription publications, foreign libraries, as well as a comparative historical research method. In accordance with the author's periodization, the distinctive aspects of scientific works on the stated topic at different stages of the development of the Turkish state were analyzed, the specifics were identified and the typology of approaches of Turkish authors to the topic was determined.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Значительный интерес турецких ученых к проблематике алавитской общины связан, в первую очередь, со множественным присутствием на территории Малой Азии представителей означенной религиозной конфессии. Турецкий вариант алавит-ского вероучения принято обозначать термином «алевизм». Однако в отношении полного генетического родства с арабским алавизмом среди ученых до сих пор нет единства. Кроме того, арабские «алавиты» - самоназвание общины, которая до 20-х годов ХХ века называлась «нусайриты». Это именование фигурирует и в работах турецких исследователей, занимающихся историей общины до новейшего периода. При этом следует учитывать, что турецкая провинция Хатай, где значительную долю населения до сих пор составляют алавиты, исторически представляет собой бывший сирийский Александреттский санджак, отошедший к Турции только в 1939 году.

Представленный анализ турецкой историографии охватывает работы только республиканского периода, т. е. публикации, выходившие на протяжении последних ста лет.

В историографии различных аспектов нусай-ризма / алавизма или алевизма на турецком языке прослеживаются несколько этапов в хронологическом порядке. Они характеризуются всплесками интереса к тому или иному вопросу алавитской проблематики. Отчасти такой интерес может объясняться неравномерной динамикой стратегии национальной политики Турецкой Республики, но в значительной степени это волнообразное движение подчинено флуктуациям исторической научной мысли, развивающейся по собственным законам.

Можно выделить также и «горизонтальные» группы научных публикаций по этой общей теме. Они характеризуются различными подходами авторов в освещении истории арабских алавитов / нусайритов (а также, как правило, и турецких але-витов). Избираемые различными авторами методы работы, подходы к теме, в свою очередь зависят как от социального положения исследователей, так и от целей, стоящих перед ними.

Особое внимание уделяется современным публикациям на турецком языке, которые отличаются более взвешенным и объективным подходом.

Цель статьи заключается в определении типологии и специфики турецкой научной литературы об алавитах. Среди задач исследования можно выделить следующие: охарактеризовать разные типы научных публикаций на турецком языке, выявить основные типологические характеристики, а также определить специфические черты работ турецких ученых по данной проблематике.

Обзор литературы. В отечественном востоковедении столь детальное исследование, претендующее на исчерпывающий охват турецкой историографии по алавитам, предпринимается впервые. В западной научной литературе также не удалось обнаружить подробного изложения историографии темы. Отдельные элементы содержатся в некоторых работах по истории конфессиональных общин Анатолии, но в качестве работ-предшественников они рассматриваться не могут. Единственной работой, посвященной специально историографии, можно считать статью на турецком языке Селахаттина То-злу «Библиография по нусайритам и нусайризму» в сборнике 2010 года [Тс^Ш, 2010а; Т*1и, 2010б]. Тем самым, представляемое исследование не может не обладать определенной научной новизной.

Методы работы обусловлены задачами изучения турецкой историографии об алавитской общине. Соответственно, методы исследования включают в себя работы с базами данных и зарубежными библиотеками, турецкими подписными изданиями. В основе же методологии лежит сравнительно-исторический подход, включающий в себя методы сопоставления данных, сравнение типологических характеристик публикаций, а также общепринятые методы историографических исследований.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Турецкая библиография на тему арабских алавитов / нусайритов условно может быть разделена на несколько категорий:

1) книги религиозных деятелей (шейхов), в частности, наиболее известных: Шерафет-тина Серина, Мехмета Муллаоглу, Махмута Рейхани, Насреддина Эскиоджака, Махмута Недима Турханера и др.,

2) научные исследования нусайризма,

3) популярные работы в основном этнографического характера, базирующиеся на полевых исследованиях.

Сочинения первой категории характеризуются широкой свободой интерпретации религиозного знания, разнообразием подходов к оценке природы Али бин Аби Талиба и к проблеме божественной инкарнации (хулул).

Работы второй категории демонстрируют вариативность оценок алавитского вероучения, его соотношения с суннитской и шиитской традициями. Закрытый характер доктрины и стремление ран-нереспубликанского правительства Турции ассимилировать алавитов задали тон академическим исследованиям в сфере алавизма / нусайризма на долгие годы вперед. Лишь в последние два десятилетия исследования алавизма в Турции вышли на качественно новый этап, значительно повысив уровень объективности интерпретаций и расширив источниковую базу.

Работы третьей категории, как правило, методологически несовершенны, написаны рядовыми представителями алавитской общины или людьми, не входящими в нее, но проявляющими интерес к культуре и обычаям нусайритов.

Особняком стоят переводы основополагающих источников нусайритского вероучения с арабского на турецкий язык. Существующее многообразие работ и имеющейся в них информации значительно усложняет исследование алавитской проблематики в Турции, определяет необходимость оценки исторических, социально-политических условий появления того или иного материала и личности его автора.

Избранная историография не претендует на всеохватность, но содержит систематизацию работ по алавизму / нусайризму, подготовленных в Турции, в хронологическом порядке и в соответствии с тематикой, позволяя группировать их и выявлять то особенное, что привносится в изучение вопроса на каждом этапе.

В связи с закрытым образом жизни, традиционным для общины алавитов / нусайритов, для самого раннего периода Турецкой Республики характерно отсутствие научных исследований по теме. Первая статья раннереспубликанского периода турецкой историографии, посвященная арабским алавитам / нусайритам, принадлежит Баха Саиду [Said, 1927]1. Она была опубликована в 1927 году и включила в себя материалы полевых исследований. В ней автор описывает места компактного проживания алавитов / нусайритов, выявляет их отличия от турецкого и арабского населения, несмотря на языковую общность с последним.

Вторая по времени работа написана в 1938 году Хасаном Решитом Танкутом в преддверии вхождения провинции Хатай в состав Турецкой Республики [Tankut, 1938]. В ней особое внимание уделено этническим корням алавитов. Автор указывает на политическую ангажированность произведений европейских исследователей и миссионеров, подчеркивает якобы истинно турецкую природу нусайритов, которых называет потомками хеттов.

В 1973 году в Парижском университете Ахмет Туран защитил докторскую диссертацию на тему нусайризма в Хатае [Turan, 1973]. К этому же периоду можно отнести публикации различных статей в энциклопедиях, а также написание выпускных квалификационных работ на теологических факультетах университетов [Bozgag, 1983; Sarag, 1984]. В 1975 году в Антакье Селим Сонмез опубликовал книгу, посвященную празднику Гадир Хум и личности Али бин Аби Талиба [Sonmez, 1975]2.

1Для более полных сведений по алевизму, бекташизму и нусайризму в сравнительном плане см.: Said B. Türkiye'de Aleví-Bekta§í, Ahí ve Nusayrí Zümreleri, (yay. haz. ismail Görkem). Ankara, Kültür Bak. Yayinlari, 2000.

И вот что примечательно! В то время как период 1980-1990-х годов характеризуется резким подъемом интереса к анатолийскому алевизму и значительному увеличению исследовательских и научно-популярных публикаций на эту тематику, на тему нусайризма в журналах3 было подготовлено всего лишь несколько статей и монографий. К наиболее информативным из них относятся книга Омера Улучая [ULugay, 1996]. В ней рассматривались как общие вопросы нусайризма, так и частные особенности алавизма в Турции, а также работа Касыма Энера [Ener, 1993], посвященная истории и этнографии провинции Адана. Комплексный характер имеет труд известного религиоведа Этхема Рухи Фыглалы о разных течениях в исламе [FigLaLi, 1980]4, который содержит, в частности, сведения о нусайризме.

Отдельно необходимо рассмотреть работы, опубликованные нусайритскими лидерами, в том числе за пределами Турции. В связи с активной миграцией граждан Турции в Европу многие алавиты / нусайриты, оказавшись за пределами родины, испытывали недостаток сведений о собственной религии и культуре. Так, например, в 1981 году в Кёльне была опубликована книга алавитского шейха Махмута Недима Турханера «Что такое религия?» [Turhaner, 1981]5, адресованная, как пояснял ее издатель Мехмет Ай, нусайритам Германии. Кроме того, стоит упомянуть изданные в Турции в 1990-х годах и широко известные в алавитской среде сочинения шейхов - Мехмета Муллаоглу (M. MuLLaogu, 1996, 1999, 1998), Шера-феттина Серина (§. Serin, 1988, 1995, 1999), Махмута Рейхани - особого внимания заслуживает четырехтомное сочинение автора «Огни без теней» (M. Reyhani, 1994, 1995, 1997, 2000), Насред-дина Эскиоджака (N. Eskiocak)6, а также Мехмета Тевфика Озэзена (M. Ozezen, 1992), Мустафы Бедира Соная (M. B. Sonay, 1999), Сабахаттина Со-ная (S. Sonay, 1991), Селима Сонмеза (S. Sonmez, 1975, 1993), Сафаэддина Аксоя (E. Aksoy, 2010).

2Более поздняя работа автора: Sonmez S. Alevilik Nedir? Antakya, 1993.

3Can S. Turkiyeli Arap AlevTleri // Kervan. 1994. S. 17-19.

4Впоследствии книга многократно переиздавалась. Ее современное название «Современные исламские мазхабы».

5Еще одно важное сочинение автора называлось «Борьба Аллаха с мазхабами» (1997).

'Важной работой автора стоит считать «Кто первый алевит?» (Eskiocak N. ilk AlevT Kimdir? istanbul, Can Yayinlari, 1996). Проблема реинкарнации и божественной манифестации в личности Али б. Аби Талиба освещена в книге: Eskiocak N. Yaraticinin Azameti ve Kur'an'daki Reenkarnasyon. istanbul 1997.

Большой научный интерес представляет труд шейха из Мерсин Абдюлькерима Куртулуша, повествующий о непростой судьбе его отца - также шейха-нусайрита - попавшего в плен к французам и чудом спасшегося из него [Kurtulu?, 2000]. Примечательно, что исследователи-сунниты (например, Ильяс Юзюм), анализируя работы шейхов-нусайри-тов, указывают на то, что сведения, содержащиеся в них, зачастую не отражают или даже противоречат основным постулатам алавитской доктрины, закрепленным в священных текстах нусайритов, и объясняют это принципом сокрытия веры [Uzüm, 2000].

Для объективизации знаний о нусайризме в Турции большое значение имеют переводы с арабского на турецкий язык оригинальных источников по религии алавитов. Без всяких сомнений, ключевым из них является «Книга всеобщего», или Китаб ал-маджму', перевод которой был осуществлен Ахметом Тураном в 1996 году [Turan, 1996]1. Другое важное издание принадлежит Абдюльха-миту Синаноглу, оно представляет собой краткий перевод сочинения Сулаймана-эфенди ал-Адани (турецкий вариант имени - Сулейман-эфенди Ада-налы)2 и включает в себя материалы интервью с нусайритским шейхом из Антакьи [Sinanoglu, 1997]. Третий значимый перевод был сделан с известного сочинения Мухаммада Амина Галиба ат-Тавила о нусайритах (или «арабских алевитах») и выполнен Исмаилом Оздемиром в 2000 году.

Кроме того, имеются два перевода арабского источника нусайритского шейха IX-X веков ал-Хусайна б. Хамдана ал-Хасиби «Ал-Хидайа ал-куб-ра», выполненные Ахметом Сонаем в 2015 году и Эмином Айбаджи в 2022 году.

Своеобразным преддверием комплексного научного изучения алавизма / нусайризма в Турции можно считать проведение в 1997 году Фондом научных исследований ислама (islami ilimler Ara?tirma Vakfi) масштабной конференции, посвященной алевитам, бекташи и нусайритам Турции. По ее результатам издан сборник под редакцией видного специалиста в области изучения исламской гетеродоксии Ахмета Яшара Оджака, который переиздавался не раз и до сих пор представляет собой важный источник по алевизму в Турции. В этой книге содержится, в частности, статья о нусайритах, принадлежащая авторству несомненного лидера современной исторической науки в Турции Ильбера Ортайлы [OrtayLi, 1999]. В ней ученый подчеркивает отличие групп але-витов Анатолии и Румелии (используя применительно к ним термин ALevi) от нусайритов Сирии и Хатая (которых именует ALavi).

1В своем предисловии автор отмечает, что «нам неизвестно, когда именно была написана книга... впервые она была опубликована в Бейруте как часть книги Сулеймана-эфенди Аданалы в 1863 г.»

2Речь идет об известном сочинении «Книга первого плода Сулей-манова в открытии тайн нусайритской веры» (Китаб ал-бакура ас-Сулайманиййа фи кашф асрар ад-дийана ан нусайриййа), или кратко «Китаб ал-бакура».

Для периода начала 2000-х годов характерен подъем интереса в Турции к вопросам нусайризма. В частности, внимания заслуживают работы Хюсейина Тюрка (H. Türk, 2010), Омера Улучая (Ö. ULugay, 1996, 2001, 2003), Инана Кесера (I. Kes-er, 2005, 2006, 2008, 2016, 2020), Шахие Сай (§. Say, 2004), Энгина Сертеля (E. SerteL, 2005), Исмаила Онарлы (i. OnarLi, 2006), Джахита Аслана (C. AsLan, 2009), а также ряд магистерских диссертаций.

Представляет интерес специальный выпуск научного журнала «Турецкая культура и Хаджи Бекташ Вели» (Türk KüLtürü ve Haci Bekta§ VeLi Ara§tirma Dergisi), посвященный исключительно алевитской проблематике, вобравший в себя статьи турецких ученых, которые освещают различные аспекты нусайризма.

Так, четыре статьи, вошедшие в журнал, а именно исследование Али Синана Бильгили «Нусайриты Аданы, Тарса и Мерсина в османских архивных документах (XIX-X вв.)» [BiLgiLi, 2010], статьи Селахат-тина Тозлу «Нусайриты Антакьи и Искендеруна в османских архивных документах (XIX в.)» [TozLu, 2010] и Угура Акбулута «Нусайриты Латакии в османских архивных документах (XIX в.)» [AkbuLut, 2010], а также совместная работа Наима Уркмеза и Айдына Эфе «Общие сведения о нусайритах в османских архивных документах (XIX век)» [Urkmez, Efe, 2010], основаны на османских архивных материалах. Они тематически дополняют друг друга. В этих статьях рассматриваются связи центрального правительства и нусайритов, негативное отношение османов к миссионерской деятельности европейцев и американцев, направленной на алавитов, принятие ответных мер, таких как строительство школ и мечетей. Примечательно, что в этих статьях акцентируется желание самих нусайритов перейти в суннитский ислам. Также в 2010 году коллективом авторов была опубликована монография «Нусайриты и нусайризм в османских архивных документах», охватывающая 1745-1920 годы [Urkmez et aL., 2010].

Миссионерской деятельности и западному взгляду на нусайризм посвящены статьи Ахмета Беше «Нусайриты в английских и американских источниках» [Beşe, 2010], Неджметтина Алкана «Османские нусайриты согласно немецким источникам» и Абдуллаха Эра «Нусайриты во французских письменных источниках» [Er, 2010], которые также базируются на архивных материалах: отчетах, официальной переписке, путевых заметках, воспоминаниях миссионеров, исследователей и т. д. В этих работах деятельность западных миссий оценивается как политически ангажированная.

Следующие статьи касаются различных аспектов доктрины и религиозной практики нусайри-тов. Так, исследование Ханефи Палабыйыка «Ну-сайризм с точки зрения религиозных верования и особенностей» [PaLabiyik, 2010] освещает историю нусайризма, выявляет его характерные черты. Подчеркивается самобытность нусайризма и невозможность его полного включения в суннитскую или шиитскую парадигму.

Вопрос исторических связей и взаимовлияния нусайризма и исмаилизма освящен в статье Айше Атыджы Араянджан «Два религиозных течения в сирийском регионе: исмаилиты-низариты и нусайриты» [Arayancan, 2010]. Автор отмечает сходство в философии и структуре двух исламских течений, которые именует шиитскими, и утверждает, что нусайризм оказал существенное влияние на формирование веры в переселение душ в среде низаритов Сирии.

Статья Эрдала Аксоя «Социальная структура нусайритской общины и подход раннереспубли-канского правительства к данной общине, проживавшей в Турции» [Aksoy, 2010] основана на официальных документах. Автор прослеживает эволюцию социального и правового статуса нусай-ритов в период после провозглашения Турецкой Республики. Показано, что нусайриты являются одним из элементов, формирующих турецкую нацию.

Современное состояние нусайризма рассмотрено в статьях Мехмета Донмеза «Способы отправления культа религиозными лидерами в хатайском алевизме» [Donmez, 2010] и Хю-сейина Тюрка «Культ Хызра среди нусайритов», основанных на результатах полевых исследований [Turk, 2010]. В статье Мехмета Темизкана «Нусайризм в литературе алевитов-бекташи» [Temizkan, 2010] приводятся редкие сведения об устной поэтической традиции нусайритов, анализируется творческое наследие известного поэта Озана Вирани.

Наряду с исследовательскими статьями в специальном выпуске журнала присутствуют важные обзорные работы, подготовленные по результатам полевых исследований в Хатае, а также рецензии на телевизионную программу и переизданную монографию Хюсейина Тюрка «Тайная вера Анатолии: религиозные системы и культурные особенности нусайризма». В книге приводятся общие сведения о нусайритском вероучении, социальной организации и механизмах взаимопомощи и контроля внутри общины, праздниках, методах передачи религиозного знания, религиозных практиках и обычаях (в том числе, о значении тюрбе, почитании Хызра / Ходра и т. д.), а также вере в реинкарнацию. Автор книги указывает на отличия нусайритов как от суннитов, так и от шиитов, отмечает закрытый характер общины, обусловленный долгими преследованиями со стороны доминирующих религиозных сил, и подчеркивает мистический характер вероучения.

Завершает специальный выпуск журнала упомянутая работа С. Тозлу, посвященная библиографии по теме нусайризма [Тся1и, 2010а; 2010б], которая содержит перечень западных и турецких тематических исследований, составленный в алфавитном порядке.

Для позднейшего периода, начиная с 2010-х годов, среди турецких исследователей проявляется и находит выражение в многочисленных публикациях устойчивый интерес к проблеме алавизма. Среди них необходимо выделить неоднократно переизданную популярную монографию Инана Кесера1 и его новую книгу об арабах на востоке Турции2, исследование Эрдинча Кинешчи, посвященное оценке влияния деятельности политических партий на формирование идентичности нусайритов [Кте§дЬ 2017], работу Али Ихсана Октена, выступающего защитником культурного и религиозного многообразия в Турции, в частности традиций нусайритов [Ок:еп, 2017], и работу Рейхана Эрдогду Башарана3. Книга Селахаттина Тозлу и Наима Уркмеза заключает в себе ранее не опубликованные архивные материалы по ну-сайритам времен Первой мировой войны. Историческое исследование Саджита Угуза охватывает историю нусайризма со времен его возникновения вплоть до распада Османской империи [Uguz, 2019]. Однако особое внимание в работе уделено периоду Танзимата. Отличительной особенностью последней книги является сравнительный анализ арабского нусайризма и алевизма Анатолии, а также выявление сходных черт и степени взаимовлияния нусайризма и исхакизма на ранних этапах. Кроме того, в начале 2024 года была опубликована монография Ахмета Баглыоглу, в которой освещается процесс формирования нусай-ризма, особенности его вероучения и ритуальная практика [Вад1юд1и, 2024].

1Keser I. NusayrT Alevilik. Tarih, inang, Kimlik. Adana Karahan Kitabevi, 2016.

2Keser I., Seyidoglu S. Turkiye'nin Dogusunda Araplar. Adana, Karahan Kitabevi, 2020.

3Başaran R. E. NusayrTlik, ishakTlik, AlevTlik. Tarih, Literatur ve inang. Ankara, Eski Yeni Yayinlari, 2023.

ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика развития научного интереса к теме общины алавитов / нусайритов характеризуется неравномерностью. Начальные публикации пришлись на период французского мандата в Сирии, когда осуществлялись проекты дробления сирийских территорий, в том числе, по конфессиональному признаку. Вполне возможно, что первые турецкие полевые исследования на эту тему были осуществлены не без политической подоплеки, особенно учитывая дальнейший успех в «оттягивании» от подмандатной Сирии в пользу Турецкой Республики Александреттского санджака (провинции Хатай).

Впоследствии умозрительный подход к исторической тематике был, очевидно, заслонен сугубо практическими соображениями турецких властей: в период подъема в регионе исламистских движений, особенно в Сирии - с конца 70-х и в 90-е годы ХХ века - акцент турецких ученых был сделан на изучении собственных общин этой деноминации, турецких алевитов.

Увеличивается количество академических исследований на тему нусайризма в Турции. Всплеск интереса к данной теме в академических кругах пришелся на рубеж XX-XXI веков. Работы этого периода разнообразны, многосторонни, базируются на богатом источниковом и эмпирическом материале, демонстрируют более объективный и обоснованный взгляд на проблемы, нежели ранние публикации.

Приток миллионов сирийских беженцев на территорию Турции в период так называемого сирийского кризиса вкупе со значительной внутренней трудовой миграцией (в том числе арабов) из восточных районов страны в более развитые западные районы обусловил интерес исследователей к религиозной культуре турецких арабов Восточной Анатолии (работа 2020 года).

Необходимостью более фундировано обеспечивать национальную и религиозную политику можно объяснить повторное – после издания 2015 года – обращение к одному из главных и наиболее популярных источников алавитского вероучения «Ал-Хидайа ал-кубра»: другой вариант перевода был осуществлен уже в 2022 году. В 2024 году турецкими учеными вновь публикуется научный труд о нусайритах, начиная с истоков формирования этой общины и складывания ее вероучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, интерес со стороны турецкого научного сообщества к теме алавизма / нусайризма с течением времени не только не угасает, но углубляется. Подходы становятся, по-видимому, более основательными, включающими изучение алавитско / нусайритских догматов по первоисточникам. 

Внутренняя проблематика алевизма даже уступает место изучению нусайризма как истока этой турецкой общины. Исторический подход прослеживается и в исследованиях локальных конфессиональных групп – алевитов Аданы, Тарса, Мерсина, Хатая, а также восточных областей страны с их многонациональным и многоконфессиональным составом, включая алевитов. Налицо сознательное обращение турецких исследователей к истокам вероучения нусайритов, к трактатам эпохи Средневековья с целью выяснить природу религиозной культуры, а возможно, и спрогнозировать в  ближайшей перспективе (особенно с учетом неизбежного периода восстановления разрушенной войной соседней Сирии) социальное алавитско  / нусайритское поведение столь важной для Турции конфессиональной общины.

×

About the authors

Vladimir Nikolaevich Sautov

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Author for correspondence.
Email: sv@vlddoc.com

PhD (Historical Sciences)

Deputy Scientific Director of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences

Russian Federation

References

  1. Tozlu S. Osmanli Arjiv Belgelerinde Antakya ve iskenderun Nusayrîleri (19. YüzyiL) // Türk KüLtürü ve Haci Bektaj VeLi Arajtirma Dergisi. Nusayrîlik Özel Sayisi. Ankara, 2010a. № 54. S. 79-110.
  2. Tozlu S. Nusayrîler ve Nusayrîlik Bibliyografyasi // Türk KüLtürü ve Haci Bektaj VeLi Arajtirma Dergisi. Nusayrîlik Özel Sayisi. Ankara, 20106. № 54. S. 323-350.
  3. Said B. Anadolu'da Gizli Mâbedlerden: Nusayrîler ve Esrâr-i Mezhebiyeleri // Türk Yurdu, Kânunisâni. 1927. H. V. S. 6-27.
  4. Tankut H. R. Nusayrîler ve Nusayrîlik Hakkinda. Ankara: Ulus Basimevi, 1938.
  5. Turan A. Les Nusayrîs de Turquie dans La Region D'Hatay. PhD thesis, Histoire. Paris: Sorbonne, 1973.
  6. Bozgaç M. Tarsus ve Çevresindeki Nusayrîler'le Mülakat. Ankara Üniversitesi ilâhiyat Fakültesi Ktp. 1983. Nr. 22910.
  7. Saraç C. Nusayrîlik. Dokuz Eylül Üniversitesi ilâhiyat Fakültesi Ktp. 1984. Nr. 15724.
  8. Sönmez S. Gadir Bayrami ve Hz. Ali. Antakya. 1975.
  9. Uluçay Ö. Arap Aleviligi: Nusayrîlik. Adana: Gözde Yayincilik, 1996.
  10. Ener K. Tarih Boyunca Adana Ovasina Bir Bakij. Adana: Hakan Ofset, 1993.
  11. Figlali E. R. Çagimizda Îtikadî islâm Mezhepleri. istanbul: Selçuk Yayinlari, 1980.
  12. Turhaner M. N. Din Nedir? N/p, 1981.
  13. Kurtuluf A. §ih ibrahim Esir'in Esaretten Kurtulufu / §ih Yusuf Esir'in Mersiyesi ve Vasiyeti. Mersin, 2000.
  14. Üzüm i. Türkiye'de Alevt/Nusayrt Önderlerinin Eserlerinde inang Konularina Yaklafim // islam Araftirmalarai Dergisi. istanbul, 2000. Sayi 4. S. 173-187.
  15. Turan A. Kitabu'l-Mecmu'u'nun Tercümesi // Ondokuz Mayis Üniversitesi ilahiyat Fak. Dergisi. Samsun. 1996. № 8. S. 5-18.
  16. Sinanoglu A. Nusayrtler'in inang Dünyasi ve Kutsal Kitabi. Konya: Yayinlari, 1997.
  17. Ortayli I. Alevilik, Nusayrtlik ve Bab-i Ält // Tarihi Kültürel Boyutlariyla Türkiye'de Aleviler, Bektafiler : Nusayrtler Sempozyumu Bildireleri istanbul. Ensar Nefriyat, 1999. S. 35-46.
  18. Bilgili A. S. Osmanli Arfiv Belgelerinde Adana, Tarsus ve Mersin Nusayrtleri (19-20.Yüzyil) // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. P. 49-78.
  19. Akbulut U. Osmanli Arfiv Belgelerinde Lazkiye Nusayrtleri (19. Yüzyil) // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. S. 111-126.
  20. Ürkmez N., Efe A. Osmanli Arfiv Belgelerinde Nusayrtler Hakkinda Genel Bilgiler // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. S. 127-134.
  21. Ürkmez N. et al. Osmanli Arfiv Belgelerinde Nusayrtler ve Nusayrtlik (1745-1920) / N. Ürkmez, A. S. Bilgili, S. Tozlu, U. Akbulut. Ankara: Gazi Üniversitesi Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Merkezi, 2010.
  22. Befe A. ingiliz ve Amerikan Kayitlarinda Nusayrtler // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. S. 159-182.
  23. Er P. Sözlü Gelenekten Derlemelerle Hatay Alevileri (Nusayrtler) ve inang Esaslari // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. S. 277-290.
  24. Palabiyik M. H. Dini inanglari ve Özellikleri Bakimindan Nusayrtlik // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. S. 19-48.
  25. Arayancan A. A. Suriye Bölgesinde iki inang Hareketi: Nizart ismailtleri ve Nusayrtlik // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. S. 183-198.
  26. Aksoy E. Nusayrtlerin Sosyal Yapilari ve Cumhuriyetin ilk Yillarinda Türkiye'de Yafayan Bu Topluluga Devletin Yaklafimlari // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. P. 199-212.
  27. Dönmez M. Hatay Aleviliginde inang Önderlerinin ibadeti idrak Edif Tarzlari // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. P. 213-224.
  28. Türk H. Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. P. 314.
  29. Temizkan M. Alevi-Bektaft Edebiyatinda Nusayrtlik // Türk Kültürü ve Haci Bektaf Veli Araftirma Dergisi. Nusayrtlik Özel Sayisi. Ankara, 2010. № 54. S. 243-252.
  30. Kinefgi E. Nusayrt Kimliginin Olufumunda Siyasal Katilimin ve Siyasi Partilerin Rolü: Hatay Örengi. Ankara: Gece Kitapligi, 2017.
  31. Ökten A. I. Anadolu'nun Sirli Aynasi, Arap Aleviler (Nusayrtler). Adana: Karahan Kitabevi, 2017.
  32. Uguz S. Tarihte Nusayrtler. Ortaya Qkifi,Yayilifi ve Osmanli'da Nusayrt Toplumu. istanbul: ideal Kültür Yayincilik, 2019.
  33. Baglioglu A. Nusayrtligin Tefekkül Süreci, inang ve Ritüelleri. Ankara: Okulu Yayinlari, 2024.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».