Программное обеспечение в обучении дошкольников нотной грамоте с использованием музыкально-цветовой информации
- Авторы: Потапова Р.К.1, Потапов В.В.2, Померанцев Н.Д.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
- Выпуск: № 1(854) (2025)
- Страницы: 53-59
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2500-3488/article/view/293138
- ID: 293138
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Восприятие цвета - одна из врожденных способностей человека. Исходя из того, что цвет может выполнять две функции (сигнальную и эмоциональную), мы предполагаем, что эти две вышеупомянутые функции могут лечь в основу обучения детей дошкольного возраста нотной грамоте. В статье представлено описание программного обеспечения в процессе освоения дошкольниками музыкальной грамоты на основе использования сигнальной функции цветомузыки. Данный программный продукт основан на алгоритме согласования цвета и локализации конкретной ноты на нотном стане. Впервые разработанная нами программа «Музыкальная радуга» написана на языке программирования Python 3. Она предлагает визуализацию звука в реальном времени с возможностью выбора аудиоустройства или визуализацию звука из аудиофайла. Практическое использование предлагаемой программы реализуется поэтапно.
Об авторах
Родмонга Кондратьевна Потапова
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: RKpotapova@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор
действительный член Международной академии информатизации
директор Института прикладной и математической лингвистики
Всеволод Викторович Потапов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Email: Volikpotapov@gmail.com
доктор филологических наук
старший научный сотрудник Учебно-научного компьютерного центра филологического факультета
Никита Дмитриевич Померанцев
Московский государственный лингвистический университет
Email: nicetes@gmail.com
аспирант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики
Список литературы
- Потапова Р. К., Потапов В. В. Синкретический дуализм музыки и речи как особый семиотический феномен бытия человека // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2018. № 3 (34). С. 52-71. EDN: YLSHKP
- Potapova R., Potapov V. Acoustic and Perceptual-Auditory Determinants of Transmission of Speech and Music Information (in Regard to Semiotics) // Communications in Computer and Information Science. 2019. Vol. 943. P. 35-46. EDN: RJUHDE
- Buether A. The Function of Colour: An Introduction to Colour Theory and a Definition of Terms // Colour Turn 2018: An Interdisciplinary and International Journal. No 1. URL: https://journal.colourturn.net/ojs/index.php/tct/article/view/671
- Гёте И. В. Учение о цвете. М.: АСТ, 2021.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 2021.
- Витгенштейн Л. Заметки о цвете. М.: Канон, 2022.
- Kennedy M. Impressionism // The Oxford Dictionary of Music. 2nd edition, revised. Ass. editor J. Bourne. Oxford; New York: Oxford University Press, 2006.
- Cytowic R. E. Synesthesia: A Union of the Senses. 2nd edition. Cambridge: MIT Press, 2002.
- Cytowic R. E, Eagleman D. M. Wednesday is Indigo Blue: Discovering the Brain of Synesthesia (with an afterword by Dmitri Nabokov). Cambridge: MIT Press, 2009.
- Simner J., Hubbard E. M. Variants of synesthesia interact in cognitive tasks: Evidence for implicit associations and late connectivity in cross-talk theories // Neuroscience. 2006. Vol. 143 (3). P. 805-814.
- Dael N., Sierro G., Mohr C. Affect-related synesthesias: a prospective view on their existence, expression and underlying mechanisms // Frontiers in Psychology. 2013. Vol. 4. Article 754. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00754
- Price M. C., Mattingley J. B. Automaticity in sequence-space synaesthesia: a critical appraisal of the evidence // Cortex. 2013. Vol. 49 (5). P. 1165-1186.
- Greenwald A. G., McGhee D. E., Schwartz J. L. K. Measuring individual differences in implicit cognition: The implicit association test // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74 (6). P. 1464-1480. EDN: GXURCB
- Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., пер. и предисл. Д. В. Сильвестрова; комм. Д. Харитоновича. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. EDN: QPUPXF
- Zhenilo V., Potapov V. Invariant components of speech signals: analysis and visualization // Lecture Notes in Computer Science. 2015. Vol. 9319. P. 251-258. EDN: VAJSXN
- Женило В. Р., Потапов В. В. Инварианты речевых сигналов - их диагностика и визуализация // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2016. Вып. 15 (754). С. 89-102. EDN: REDZOU
- Xie H. et al. Coordinating visual and auditory cueing in multimedia learning / H. Xie, R. E. Mayer, F. Wang, Z. Zhou // Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 111 (2). P. 235-255.
Дополнительные файлы
