Технопарки Москвы: управление и правовое положение
- Авторы: Иванова С.Г.1
-
Учреждения:
- Университет Правительства Москвы
- Выпуск: № 1 (63) (2024)
- Страницы: 23-28
- Раздел: Теория и практика управления
- URL: https://journal-vniispk.ru/2541-8580/article/view/274889
- ID: 274889
Цитировать
Полный текст
Аннотация
По мере усложнения и расширения научной, конструкторской, исследовательской и инновационной деятельности возникают новые институты, среди которых выделяются технопарки, нацеленные на разработку современных технологий. Интенсивное развитие технопарков в России начинается в 2007 г., особенно активно – в Москве, технологическом центре страны. Технопарки обеспечивают прирост спроса на рынке труда, создавая новые сферы занятости, дают возможность получать дополнительное профессиональное образование. На основании федерального закона утверждены требования к созданию технопарков и меры государственной поддержки, в том числе различные виды льгот для участников. Технопарки выступают как стартовая площадка для тех компаний, которым в одиночку трудно вывести на рынок свои научные разработки. В этом смысле технопарки являются своеобразными «инкубаторами» для роста научных кадров. Технопарки Москвы среди прочих ставят своими задачами обучение детей новым технологиям, открывают возможности для участия студентов московских вузов в деятельности разработчиков инноваций.
Ключевые слова
Полный текст
Развитие предпринимательства в России долгие годы было связано с получением прибыли исключительно путем производства или продажи товаров и оказания услуг. С 2000-х гг. ситуация постепенно меняется вслед за принятием ряда нормативных правовых актов, регулирующих промышленную политику в стране. Появляются новые механизмы, объединяющие предпринимательскую и научную деятельность в сфере высоких технологий. Как один из этапов развития научной, конструкторской, исследовательской и инновационной деятельности возникают институты нового типа – технопарки. Эти образования представляют собой определенную территорию, как правило, созданную в границах крупных современных городов. В ее пределах объединены различные виды юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, функционирующих в определенной научной и практической сфере. Цель деятельности этих участников – развитие новых направлений науки и техники, инновационные и опытно-конструкторские разработки, развитие и внедрение новых IT-технологий. Нужно подчеркнуть, что технопарки как формы объединения различных субъектов предпринимательской деятельности обеспечивают рынок труда кадрами [3].
В 2006 г. вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 № 328-Р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» – знаменательное событие, поскольку впервые на уровне государства была заявлена программа, в которой предусматривалось создание технопарков в России. Принятие этой программы отвечало необходимости в наукоемких и высокотехнологичных производствах, в стремительном развитии данной сферы. Как следствие, появилась юридическая основа поддержки отечественных производителей высокотехнологичной продукции и услуг. В программе отмечено, что для этих целей следует создавать технопарки, работающие в области высоких технологий и представляющие собой форму «территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования», юридических лиц и предпринимателей, а также других структур, взаимодействующих между собой.
С 2007 г. начинается развитие технопарков в России, и к 2014 г. уже было построено 12 комплексов для компаний, интенсивно развивающих технологические отрасли.
В 2014 г. принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [1], включающий в себя нормы и определяющий понятия и признаки технопарков. Согласно названному нормативному правовому акту, были выделены промышленные технопарки как «объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления» «деятельности в сфере промышленного производства, и (или) научно-технической, и (или) инновационной деятельности». Летом 2023 г. текст закона был дополнен понятием «технопарк в сфере высоких технологий». В его определении среди целей создания технопарков впервые было названо не только производство промышленной продукции, но и развитие рынков, продажа результатов научно-технической деятельности. Технопарк управляется управляющей компанией – «коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1].
В 2015 г. принимается Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков». Данный акт включает нормы, детализирующие механизм создания и деятельность технопарков. Были также разработаны положения о правовом статусе управляющей компании. Некоторые из введенных норм получили дальнейшее развитие в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков». Важность этого акта объясняется тем, что он регламентирует различные льготы, устанавливаемые для данных территорий, и основания для их получения.
Необходимо отметить, что с 2014 г. был принят ряд подзаконных нормативных актов, направленных на поддержку субъектов Российской Федерации при создании технопарков.
Большое влияние на правовое регулирование технопарков оказал Приказ Росстандарта от 01.09.2021 № 906-ст «Об утверждении Национального стандарта Российской Федерации», которым в 2021 г. был утвержден ГОСТ Р 56425–2021 «Технопарки. Требования». Потребность в данном документе объяснялась значительным развитием технопарков в стране. Стандарт установил единые требования к участникам, включая требования к территории и инфраструктуре.
На наш взгляд, данный ГОСТ содержит наиболее емкую и точную дефиницию технопарка – «комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктур, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию резидентов технопарков».
Необходимо отметить, что на федеральном уровне принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов, касающихся деятельности технопарков. На основании федерального закона они конкретизируют нормы о требованиях к созданию технопарков, а также меры их государственной поддержки. Федеральное законодательство позволило развивать подобные новые территории и в различных субъектах Российской Федерации.
Что касается столичного мегаполиса, то понятие «технопарк» появляется в Законе города Москвы от 06.06.2012 № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» в 2012 г. (в настоящий момент утратил силу). В законе впервые технопарк (технологический парк) определяется как форма взаимодействия малого и среднего предпринимательства, даны определения управляющей организации и резидентов технопарка. Иными словами, введены все те термины, которые далее на более глубоком уровне вошли в текст ныне действующего Закона города Москвы от 07.10.2015 № 55 «О промышленной политике города Москвы». Кроме того, в законе 2015 г. дано определение и такого вида технопарков, как технополис. Упомянутые в законе различные варианты технопарков различаются функциями. Например, деятельность субъектов индустриального парка связана с модернизацией промышленного производства, а технополис включает в себя объекты еще и социального назначения, которые обеспечивают комфортный уровень проживания.
Подзаконным актом, регламентирующим процесс создания технопарков в российской столице, является постановление Правительства Москвы от 11.02.2016 № 38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве». Для получения статуса технопарка территория должна отвечать достаточно строгим условиям, в том числе определенным требованиям к земельным участкам, к имущественным комплексам на данной территории. Постановление содержит и перечень финансовых документов, которые должны быть предоставлены потенциальными участниками технопарка. Подробно регламентированы состав и механизм подачи заявки, а ее форма утверждена Департаментом инвестиционной и промышленной политики города Москвы.
Определены полномочия департаментов города Москвы в сфере вопросов создания технопарков в столице. Главные распорядительные органы исполнительной власти в данном случае – это Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Территория может получить статус технопарка в результате оценки ее Межведомственной комиссией по вопросам присвоения, подтверждения и прекращения статусов в сфере промышленной и инвестиционной деятельности. Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы направляет комиссии пакет документов. Комиссия, постоянно действующий коллегиальный орган Правительства Москвы, вправе либо принять решение о присвоении данного статуса технопарку, либо на основаниях, указанных в законе и других нормативных актах, отказать заявителям.
И юридические лица, и индивидуальные предприниматели получают определенные преференции, если осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях технопарков. Для резидентов технопарков в столичном мегаполисе предусмотрен ряд льгот. Среди них [4]:
- льготы для управляющих компаний и собственников недвижимого имущества технопарков;
- льготы для субъектов – собственников недвижимости на данной территории;
- освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество;
- пониженная ставка земельного налога (0,7%);
- пониженная ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы (0,01% от кадастровой стоимости земельного участка);
- льгота для якорных резидентов – пониженная ставка налога на прибыль (13,5%).
Интенсивное обновление законодательства повлекло за собой быстрое развитие технопарков, а их деятельность дала богатые плоды. Большое значение имеют и льготы для резидентов. На 2023 г. в Москве работал уже 51 технопарк, и шло активное строительство новых [7]. Технопарки включают в себя большое количество компаний, которые обеспечивают тысячи москвичей рабочими местами в пределах мегаполиса.
Кроме появления совсем новых территорий, технопарки возникают также на базе действующего комплекса предприятий. Примером этому служит открытие (присвоение статуса технопарка) телевизионного технического центра «Останкино». В его составе работает 78 компаний, среди которых ряд популярных телеканалов. Технопарк «Останкино» занимается разработкой теле- и видеоконтента для российского телевидения [5].
Телевизионный технический центр «Останкино» (фото А. Сивова, 2024 г.)
Другой пример – Мосмедпарк. Его деятельность направлена на построение инновационной инфраструктуры и сервисов для фармацевтических компаний. В состав Мосмедпарка входят организации, создающие, в частности, материалы для лабораторных исследований, наборы и реагенты для диагностики заболеваний [7].
Можно привести пример из иной сферы деятельности. Производитель пластиковых смарт-карт «Инновационные карточные технологии» является якорным резидентом технопарка «Калибр». Компания занимается выпуском пластиковых карт различного назначения, от банковских карт до проездных билетов [7].
В 2022 г. резидент ОЭЗ «Технополис Москва» запустил в производство ряд оригинальных препаратов для лечения онкологических, аутоиммунных и других заболеваний. Лекарства поступают в медицинские учреждения страны по государственным программам закупок. Совсем недавно (летом 2023 г.) в «Технополисе Москва» открылось еще одно предприятие, благодаря которому спектр препаратов будет расширен и увеличатся объемы их производства [6]. Выпуск таких лекарств имеет особое значение для населения в условиях экономических санкций. Важным для поддержания проекта является то обстоятельство, что Москва гарантированно будет осуществлять закупки производимых лекарств в течение семи лет. Стоит добавить, что в предшествующие годы развитие «Технополиса Москва» стало успешным во многом благодаря участию города.
Примечательно, что в зарубежных странах, например в США и Великобритании, технопарки начали образовываться на базе крупнейших учебных заведений. Вузы предоставляли земельные участки в аренду для получения дополнительных финансовых средств. В настоящее время, если обратиться к практике и России, и Москвы, технопарки на базе вузов имеют целью научное и инновационное развитие. Также такие технопарки помогают стартовать научным проектам небольших компаний, которым трудно самостоятельно привлечь внимание рынка к своим разработкам, и в этом смысле технопарки являются своеобразными «инкубаторами» для роста научно-технических кадров.
Сегодня важной составляющей работы российских технопарков является обучение. В технопарках получают новые компетенции представители различных категорий граждан. Технопарки также предоставляют возможность получить дополнительное профессиональное образование.
Огромное значение приобретает привлечение студентов определенных специальностей к участию в научных разработках технопарков. Более того, некоторые технопарки изначально создаются на базе крупнейших технических (и не только) вузов страны.
Стоит особо отметить технопарки, созданные в Москве, которые среди прочего направленно обучают детей новым технологиям, а также открывают новые возможности для участия студентов московских вузов в деятельности технопарков. Первый детский технопарк, созданный на базе вуза, – проектный центр «Детский технопарк» РГСУ – был открыт в 2018 г. Студенты и старшеклассники занимаются там научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью.
Недавно, в 2022 г., появился педагогический технопарк «Кванториум» Здесь проводятся практические занятия для студентов МПГУ в рамках их основной учебной программы. Технопарк, кроме того, организует курсы повышения квалификации для педагогических работников и многое другое.
Следует также отметить сотрудничество МГЮА имени О. Е. Кутафина с технопарком «Сколково». Партнеры взаимодействуют в сфере развития технологического предпринимательства и образовательных технологий. Благодаря сотрудничеству студенты вуза имеют уникальную возможность проходить стажировки в технопарке. Они участвуют в совместных мероприятиях, развивают также свои предпринимательские возможности.
Реализуется совместный образовательный проект МГТУ имени Н. Э. Баумана и Mail.ru Group. Проект представляет собой сочетание фундаментального инженерного образования и практической работы студентов под руководством сотрудников одной из крупнейших IT-компаний.
Студенты Университета Правительства Москвы вносят свой вклад в исследование законодательства о технопарках. В 2023 г. стартовал международный междисциплинарный проект «Формирование дорожной карты (методики создания и стратегии развития) технопарков на основе законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации». Совместную исследовательскую деятельность вели студенты кафедры юриспруденции Университета Правительства Москвы и юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Опубликована статья, в которой был проделан сравнительно-правовой анализ статуса технопарка в законодательствах Республики Беларусь и Российской Федерации [2].
В 2024 г. студенческие исследования правового регулирования работы технопарков продолжаются в Университете Правительства Москвы при изучении курса «Предпринимательское право» и при подготовке выпускных квалификационных работ.
Технопарки Москвы стали в буквальном смысле площадкой для развития технологий и науки, вмещая предприятия, лаборатории и инфраструктуру. Они берут на себя просветительскую функцию, предоставляя молодежи возможность для практического знакомства с техническими, прикладными и точными науками. Они же служат основой для социально-гуманитарных исследований, превратившись в объект изучения будущих профессиональных юристов.
Об авторах
С. Г. Иванова
Университет Правительства Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru
Доцент кафедры юриспруденции, кандидат юридических наук
Россия, МоскваСписок литературы
- Федеральный Закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Баковкина А. А., Дорняк К. И. Статус технопарка по законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) // Взаимодействие правовых систем современности в целях устойчивого развития общества: Сборник научных статей, посвященный 45-летию юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. В 2 ч. Ч. 2 / ГрГУ им. Янки Купалы. Гродно: ГрГУ. С. 55–60.
- Дегтев Г. В. Инвестиционные проекты особой экономической зоны в условиях цифровой трансформации: опыт Москвы // Управление информационными ресурсами: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Минск, 2022. С. 74–76.
- Инвестиционным проектам. Меры поддержки // Инвестиционный портал города Москвы : [сайт]. URL: https://investmoscow.ru/business/tax-benefits-investment-projects (дата обращения: 02.01.2024).
- Сергей Собянин одобрил создание технопарков в сфере производства видеоконтента и создания инфраструктуры для фармкомпаний // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 29.03.2023. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/9197050/ (дата обращения: 17.01.2024).
- Собянин: В ОЭЗ «Технополис Москва» открыли новый фармацевтический комплекс // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 21.08.2023. URL: https://www.mos.ru/news/item/105419073/ (дата обращения: 17.01.2024).
- Шесть столичных площадок получили в прошлом году статус технопарков // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы [сайт]. 16.01.2024. URL: https://www.mos.ru/news/item/134273073 (дата обращения: 16.01.2024).
Дополнительные файлы
