Moscow’s best practices of attracting tourists

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Tourism is booming in Moscow. The bulk of the tourist flows is made by internal tourists, while most foreign tourists come from India, Turkey and Iran. The focus area of Moscow’s Tourism Committee is strengthening the existing international ties and seeking out new partners abroad. The Russian capital positions itself as top destination for MICE-tourism. Moscow is one of the richly bestowed cities in tourist attractions and cultural institutions among world’s big cities. There’s a multitude of city parks, rivers embankments are all fitted out for strolls. There is over 18.5 thousand food outlets in the city. To make planning itineraries through Moscow and searching necessary services an easy job, special web portals have been created, while tourists-oriented information centers are active in the city. Moscow is true to its age-old hospitality tradition, trying to become ever more convenient, comfortable both for its own citizens and visitors alike.

Full Text

За последние годы количество туристов, приезжающих в Москву, увеличилось. Так, в 2022 г. столицу посетили 17,9 млн человек – это на 1 млн больше показателя 2021 г. Большая часть гостей столичного мегаполиса – это внутренние туристы. Они составляют 90% от общего турпотока. Чаще всего в Москву приезжают гости из Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Владимирской, Тульской и Нижегородской областей.

Примерно 20% туристического потока – гости, прибывающие в Москву с деловыми целями – в командировку, на выставку, форум или конгресс. Можно говорить о том, что после пандемии COVID-19 деловой туризм полностью восстановился, и здесь Москва является безоговорочным лидером среди регионов России. В этом сегменте туристического рынка рост составил 6% по сравнению с показателем 2019 г.

Москва остается открытой и для зарубежных путешественников. В 2022 г. город посетили порядка 1,7 млн иностранных гостей – в основном из ближнего зарубежья и азиатских стран. В первой тройке государств дальнего зарубежья – Индия, Турция и Иран.

Развитие международного сотрудничества и укрепление связей в сфере туризма – важное направление работы Комитета по туризму города Москвы. Российская столица постоянно участвует в международных отраслевых выставках и конгрессах. В 2022 г. на международном форуме «Новый этап сотрудничества ШОС» представители города встретились с бизнес-сообществами Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Индии, Юго-Восточной Азии и Китая. Одним из значимых мероприятий 2022 г. стала международная туристическая выставка Online Travel Mart в Индии. Стенд Москвы оказался весьма популярен: тогда его посетило более 7 тыс. человек. В марте этого года Москва была представлена на крупнейшей в России и СНГ выставке туризма и индустрии гостеприимства MITT. Представители Мостуризма и туристического бизнеса столицы провели на выставке более 1,2 тыс. встреч. В рамках «Московских гостиных» прошла сессия «Международный диалог Россия – Иран» при участии министра экономического развития Российской Федерации М. Г. Решетникова.

Одним из часто используемых инструментов для выстраивания диалога между московскими и зарубежными представителями туристической отрасли являются деловые бизнес-миссии. Москва регулярно проводит очные и дистанционные деловые бизнес-миссии для зарубежных представителей туристической индустрии. Подобные мероприятия позволяют наладить надежные деловые контакты с целевыми партнерами, выстроить долгосрочное сотрудничество, сформировать у представителей зарубежной туристической отрасли заинтересованность в создании туристических продуктов в Москве. Каждая деловая бизнес-миссия состоит из трех частей – презентации туристического потенциала Москвы, выступлений экспертов и сессии с участием представителей зарубежной и московской туристической отрасли. Подобный формат взаимодействия высокоэффективен. Так, например, в январе 2022 г. бизнес-миссия принесла одному из крупнейших игроков на российском рынке DMC-услуг 1 сразу семь контрактов с туроператорами Объединенных Арабских Эмиратов. Только за 2022 г. было проведено шесть очных международных бизнес-миссий в странах ОАЭ, Азербайджане, Республике Беларусь, Казахстане, Индии и две дистанционные бизнес-миссии в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Вьетнам). В мероприятиях приняли участие 832 зарубежных участника, 124 московских представительства, было проведено почти 5 тыс. B2B-переговоров.

Для выхода на новые рынки Комитет по туризму ведет активный поиск и устанавливает деловые контакты с участниками туристической отрасли в других странах. В 2023 г. планируется организовать более 10 деловых миссий, найти новых партнеров и создать туристические продукты для иностранных туристов.

Деловой туризм в российской столице достаточно многогранен. Он включает организацию не только деловых поездок, но и конгрессно-выставочных и корпоративных мероприятий. Данное направление, обозначаемое как MICE (англ. «meetings, incentives, conferences and exhibitions»), наиболее полно отвечает задачам современной бизнес-индустрии. MICE позволяет предпринимателям и их сотрудникам заниматься развитием, продвижением своего бизнеса и параллельно получать новые впечатления и эмоции от неформального общения и культурно-познавательных активностей.

Организаторов MICE-событий в Москве привлекают развитая инфраструктура, хорошая транспортная доступность и высокий уровень сервиса. Мостуризм активно работает с зарубежными приоритетными рынками для продвижения Москвы как подходящего места для MICE-туризма. Так, в апреле 2023 г. представители комитета побывали в Мумбаи, Ахмадабаде и Калькутте. На встрече с потенциальными партнерами присутствовало более 160 индийских туроператоров, которых российские делегаты познакомили с перспективами сотрудничества с Москвой в области бизнес-туризма.

По итогам поездки был подписан меморандум о взаимопонимании с ассоциацией индийских MICE-агентств. В рамках договора планируется начать программу обучения представителей индийской туристической отрасли, которые станут амбассадорами Москвы в Индии, будет налажен обмен аналитической информацией для оценки деловых туристических потоков. Активное сотрудничество упростит выход московских компаний на индийский рынок.

Согласно рейтингу Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, российская столица – один из самых привлекательных городов мира для туристов [4]. По числу театров, музеев и галерей Москва занимает второе место, третье – по количеству уникальных мест и достопримечательностей и входит в пятерку лидеров по количеству стадионов. В столичном мегаполисе функционирует 10 тыс. заведений культуры – театров, музеев, библиотек, парков, кинотеатров, концертных залов и др.

Почти 50% территории российской столицы с учетом ООПТ приходится на озелененные пространства [1]. С 2010-х гг. в Москве городские службы благоустроили около 900 парков и других зеленых территорий. В летний сезон доступны пляжи и открытые бассейны, экотропы и гигантские природные зоны, спортивные площадки в парках.

 

В парке на ВДНХ

 

Благодаря благоустройству Северного Речного вокзала, прилежащих территорий и набережных горожане и туристы могут ощутить здесь атмосферу курортного города. Им предлагаются услуги водного транспорта, в том числе круизы по реке, доступны комфортные прогулки вдоль воды, посещение ресторанов, лавок с сувенирами, изготовленными московскими мастерами.

В городе несколько локаций, предназначенных для наблюдения панорамных видов столицы. Во-первых, нужно назвать Московскую канатную дорогу через Москву-реку по маршруту Воробьевы горы – Лужники. Во-вторых, можно посетить высотные смотровые площадки: в одной из башен Москвы-Сити – на крыше комплекса «Око» и на 89-м этаже небоскреба «Федерация-Восток». В-третьих, следует упомянуть парящий мост в парке «Зарядье». Существуют и другие места, где можно насладиться панорамными видами, не считая видовых ресторанов, которые традиционно рекомендуются к посещению туристами.

 

Московская канатная дорога

 

Парящий мост в парке «Зарядье»

 

Туристический инфоцентр в «Зарядье»

 

В сфере общественного питания Москва предлагает и гостям, и жителям на выбор 18,5 тыс. заведений, меню которых охватывает широкий диапазон цен и блюд. Здесь работают и рестораны с мировым именем, и демократичные московские рынки, трансформировавшиеся за последние годы в гастрономические кластеры. Внутри кластеров представлены разные кухни мира, а сетевые форматы соседствуют с небольшими закусочными и стартапами. Разнообразие кухонь и концепций столичных ресторанов привлекает туристов. Благодаря высокой конкуренции между заведениями отрасль продолжает развиваться, появляются новые направления и форматы.

Каждый год рестораны разрабатывают различные совместные программы и придумывают новые виды активности. Так, в 2023 г. к летнему сезону в столице стартовал гастрономический проект «Московский завтрак на верандах». С 1 мая 500 московских ресторанов и кафе предлагали посетителям особый завтрак, который включал утренний набор из трех или четырех блюд. Все участники фестиваля разместили наклейку с символикой проекта на своих дверях и специальным образом оформили меню, предлагавшееся на верандах, чтобы завтраки в рамках проекта было легко распознать [3].

Для комфортного планирования, поиска необходимых услуг для туристов создан специальный цифровой онлайн-сервис RUSSPASS. Он помогает найти отель, подобрать тур, забронировать столик в ресторане, составить собственный маршрут по столице или воспользоваться уже готовыми предложениями. На сайте можно пополнить транспортную карту «Тройка», купить билет на «Аэроэкспресс», при необходимости приобрести железнодорожные и авиабилеты. Сервис работает на русском, английском, испанском и арабском языках.

На официальном туристическом портале Комитета по туризму города Москвы – Discovermoscow.com – иностранные гости могут узнать обо всех возможностях, предоставляемых московскими службами и учреждениями в сфере туризма. Вся информация доступна на русском, английском и китайском языках.

Помимо нескольких онлайн-сервисов, в Москве работает шесть стационарных туристических инфоцентров. Флагманский расположен в парке «Зарядье», остальные – в Терминале 1 аэропорта Домодедово, на первом этаже в Терминале А аэропорта Внуково, в зданиях Северного и Южного Речных вокзалов и в аэропорту Шереметьево. Сотрудники инфоцентров помогают туристам составить индивидуальный маршрут по городу, записаться на экскурсии, выбрать наиболее подходящие культурные мероприятия. Консультанты центров, опытные гиды-экскурсоводы говорят на иностранных языках и работают в соответствии с принципами клиентоориентированности.

Истории Москвы посвящен навигационно-туристический портал «Узнай Москву», который также ориентирован на помощь туристам. Справки о памятниках истории и культуры, размещенные на портале, можно обнаружить и на самих памятниках: на многих из них установлены таблички с QR-кодами. При наведении камеры мобильного устройства на QR-код человек получает сведения об объекте культурного наследия.

Российская столица на протяжении столетий была местом притяжения путешественников из разных уголков земли. Здесь люди приобретали новые знакомства, черпали новые идеи. Москва по сей день остается гостеприимным городом, открытым для каждого, – удобным и доступным для всех туристов, независимо от их финансовых возможностей, жизненных интересов и увлечений. Здесь любой человек при желании найдет занятие по душе, приобретет ценный опыт, который поможет ему в дальнейшей жизни, отыщет что-то важное, что сохранит в своей памяти, в своем сердце.

 

Московские рестораны получают наивысшие награды за качество сервиса. Так, в ежегодном рейтинге национальной премии WHERETOEAT, представленном в апреле 2023 г., среди десяти лучших заведений общественного питания России пять расположены в Москве [2].

 

1 Туристические услуги принимающей стороны, которые могут включать встречу гостей, трансфер, бронирование отелей, организацию экскурсий и т. п. – Прим. ред.

×

About the authors

B. A. Nurmukhanov

Tourism Committee of the City of Moscow

Author for correspondence.
Email: herald@mguu.ru

Head of the Office on International Ties 

Russian Federation, Moscow

References

  1. Moscow Can Boast 1.5 Times More Green Space in Its Territory than the Russia’s Average. Department of Federal State Statistics Service in Moscow and Moscow Region: [website], 13.04.2023. Available at: https://77.rosstat.gov.ru/folder/70759/document/203591 (accessed: 12.05.2023). (In Russ.).
  2. Top 10 Restaurants. Russia 2023. WHERETOEAT: [website]. Available at: https://wheretoeat.ru/publications/news/wheretoeat-russia-2023-itogi (accessed: 30.05.2023).
  3. Culture, Architecture, Gastronomy: Moscow’s Summertime Tourist Season Is on. Moscow Mayor’s official website, 25.04.2023. Available at: https://www.mos.ru/news/item/122844073/ (accessed: 12.05.2023). (In Russ.).
  4. HSE Global Cities Innovation Index – 2023. HSE University: [website]. Available at: https://gcii.hse.ru (accessed: 12.05.2023). (In Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. In the park at VDNKh

Download (658KB)
3. Moscow cable car

Download (218KB)
4. Floating bridge in Zaryadye Park

Download (191KB)
5. Tourist information center in Zaryadye

Download (392KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».