МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЗАГОЛОВКАХ АНГЛОЯЗЫЧНОГО МЕДИАДИСКУРСА
- Авторы: МОСЯГИНА М.С.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государ-ственный университет имени Н. П. Огарева
- Выпуск: Том 47, № 1 (2025)
- Страницы: 73-79
- Раздел: ЯЗЫКИ НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-1077/article/view/294552
- DOI: https://doi.org/10.15393/uchz.art.2025.1131
- ID: 294552
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализируется метафорическое отображение идентичности в заголовках англо-язычного медиадискурса, особое внимание уделяется метафорическим моделям с доменом целиIDENTITY. Актуальность темы обусловлена растущим интересом к изучению медиа как мощногои нструмента формирования общественного сознания и конструирования социально значимых концептов, таких как идентичность. Целью исследования является выявление и систематизация метафорических моделей, используемых для представления идентичности в заголовках англоязычных медиа. Используются методы когнитивного анализа и лингвистической интерпретации медиатекстов. Исследовательский корпус включает 47 заголовков из ведущих англоязычных изданий, отобранных на основе их популярности и влияния (The Guardian и The Independent). Результаты исследования показывают, что идентичность часто метафорически представляется через образы маски, путешествия, потери, здания и территории, что отражает динамичный и многослойный характер данного концепта в медиадискурсе. Основные выводы заключаются в том, что метафоры играют ключевую роль в формировании восприятия идентичности читателями, в рамках медиадискурса активно используются метафорические модели для манипуляции общественным мнением. Данное исследование вносит вклад в лингвистику медиадискурса и когнитивную лингвистику, углубляя понимание роли метафоры в современном медиапространстве.
Ключевые слова
Об авторах
МАРИЯ СЕРГЕЕВНА МОСЯГИНА
Национальный исследовательский Мордовский государ-ственный университет имени Н. П. Огарева
Автор, ответственный за переписку.
Email: mmashamos@yandex.ru
кандидат филологических наук
Список литературы
- Буданова, А. А. Метафора как средство осмысления и вербализации кризисных межличностных отношений в современной англоязычной культуре // Этнопсихолингвистика. 2021. № 1 (4). С. 46–64. doi: 10.31249/epl/2021.01.03
- Дубровская, В. В., Кабанова, И. Н., Ромашкина, Т. С. Метафорические модели, репрезентирующие концепт ЛЮБОВЬ в английском и испанском песенном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. № 16 (8). С. 2577–2582. doi: 10.30853/phil20230404
- Козлова, Л. А. Национально-культурная специфика метафоры и способы ее манифестации в тексте // Филология и человек. 2015. № 1. С. 36–46.
- Малагин, Д. В., Курбанов, И. А. Метафорическое моделирование образа президента США Джо Байдена в англоязычном политическом медиадискурсе // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2023. № 23 (6). С. 55–65. doi: 10.37482/2687-1505-V305
- Berger, A. A. Media and communication research methods: An introduction to qualitative and quantitative approaches. SAGE Publications, Inc., 2020. 488 p.
- Bowdle, B. F., Gentner, D. The career of metaphor // Psychological Review. 2005. № 112 (1). P. 193–216. doi: 10.1037/0033-295x.112.1.193
- Carston, R. Metaphor and the literal/nonliteral distinction // Cambridge Handbook of Pragmatics. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 469–492. doi: 10.1017/CBO9781139022453.025
- Fortner, R. S., Fackler, P. M. The Handbook of Media and Mass Communication Theory. John Wiley & Sons, Inc., 2014. 1008 p.
- Gibbs, R. W. The Cambridge Handbook of Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 550 p. doi: 10.1017/CBO9780511816802
- Glucksberg, S. Beyond literal meanings: The psychology of allusion // Psychological Science. 1991. № 2. P. 146–152. doi: 10.1111/j.1467-9280.1991.tb00122.x
- Joseph, R., Liu, T., Ng, A. B., See, S., Rai, S. NewsMet: A ‘do it all’ dataset of contemporary metaphors in news headlines // Findings of the Association for Computational Linguistics: EACL 2023. Stroudsburg, 2023. P. 10090–10104. doi: 10.18653/v1/2023.findings-acl.641
- Kövecses, Z. Metaphor and Emotion: Language, Culture, and Body in Human Feeling. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 242 p.
- Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980. 256 p. doi: 10.7208/chicago/9780226470993.001.0001
- Mousoulidou, M., Taxitari, L., Christodoulou, A. Social media news headlines and their influence on well-being: Emotional states, emotion regulation, and resilience // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2024. № 14 (1). P. 1647–1665. doi: 10.3390/ejihpe14060109
- Semino, E. Metaphor in Discourse. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 244 p.
- Steen, G. J. The contemporary theory of metaphor – now new and improved! // Review of Cognitive Linguistics (published under the auspices of the Spanish Cognitive Linguistics Association). 2011. № 9 (1). P. 26–64. doi: 10.1075/rcl.9.1.03ste
- Van Dijk, T. A. Discourse, ideology and context // Folia Linguistica. 2006. № 35 (1-2). P. 11–40. doi: 10.1515/flin.2001.35.1-2.11
Дополнительные файлы
