МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЗАГОЛОВКАХ АНГЛОЯЗЫЧНОГО МЕДИАДИСКУРСА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируется метафорическое отображение идентичности в заголовках англо-язычного медиадискурса, особое внимание уделяется метафорическим моделям с доменом целиIDENTITY. Актуальность темы обусловлена растущим интересом к изучению медиа как мощногои нструмента формирования общественного сознания и конструирования социально значимых концептов, таких как идентичность. Целью исследования является выявление и систематизация метафорических моделей, используемых для представления идентичности в заголовках англоязычных медиа. Используются методы когнитивного анализа и лингвистической интерпретации медиатекстов. Исследовательский корпус включает 47 заголовков из ведущих англоязычных изданий, отобранных на основе их популярности и влияния (The Guardian и The Independent). Результаты исследования показывают, что идентичность часто метафорически представляется через образы маски, путешествия, потери, здания и территории, что отражает динамичный и многослойный характер данного концепта в медиадискурсе. Основные выводы заключаются в том, что метафоры играют ключевую роль в формировании восприятия идентичности читателями, в рамках медиадискурса активно используются метафорические модели для манипуляции общественным мнением. Данное исследование вносит вклад в лингвистику медиадискурса и когнитивную лингвистику, углубляя понимание роли метафоры в современном медиапространстве.

Об авторах

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА МОСЯГИНА

Национальный исследовательский Мордовский государ-ственный университет имени Н. П. Огарева

Автор, ответственный за переписку.
Email: mmashamos@yandex.ru
кандидат филологических наук

Список литературы

  1. Буданова, А. А. Метафора как средство осмысления и вербализации кризисных межличностных отношений в современной англоязычной культуре // Этнопсихолингвистика. 2021. № 1 (4). С. 46–64. doi: 10.31249/epl/2021.01.03
  2. Дубровская, В. В., Кабанова, И. Н., Ромашкина, Т. С. Метафорические модели, репрезентирующие концепт ЛЮБОВЬ в английском и испанском песенном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. № 16 (8). С. 2577–2582. doi: 10.30853/phil20230404
  3. Козлова, Л. А. Национально-культурная специфика метафоры и способы ее манифестации в тексте // Филология и человек. 2015. № 1. С. 36–46.
  4. Малагин, Д. В., Курбанов, И. А. Метафорическое моделирование образа президента США Джо Байдена в англоязычном политическом медиадискурсе // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2023. № 23 (6). С. 55–65. doi: 10.37482/2687-1505-V305
  5. Berger, A. A. Media and communication research methods: An introduction to qualitative and quantitative approaches. SAGE Publications, Inc., 2020. 488 p.
  6. Bowdle, B. F., Gentner, D. The career of metaphor // Psychological Review. 2005. № 112 (1). P. 193–216. doi: 10.1037/0033-295x.112.1.193
  7. Carston, R. Metaphor and the literal/nonliteral distinction // Cambridge Handbook of Pragmatics. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 469–492. doi: 10.1017/CBO9781139022453.025
  8. Fortner, R. S., Fackler, P. M. The Handbook of Media and Mass Communication Theory. John Wiley & Sons, Inc., 2014. 1008 p.
  9. Gibbs, R. W. The Cambridge Handbook of Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 550 p. doi: 10.1017/CBO9780511816802
  10. Glucksberg, S. Beyond literal meanings: The psychology of allusion // Psychological Science. 1991. № 2. P. 146–152. doi: 10.1111/j.1467-9280.1991.tb00122.x
  11. Joseph, R., Liu, T., Ng, A. B., See, S., Rai, S. NewsMet: A ‘do it all’ dataset of contemporary metaphors in news headlines // Findings of the Association for Computational Linguistics: EACL 2023. Stroudsburg, 2023. P. 10090–10104. doi: 10.18653/v1/2023.findings-acl.641
  12. Kövecses, Z. Metaphor and Emotion: Language, Culture, and Body in Human Feeling. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 242 p.
  13. Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980. 256 p. doi: 10.7208/chicago/9780226470993.001.0001
  14. Mousoulidou, M., Taxitari, L., Christodoulou, A. Social media news headlines and their influence on well-being: Emotional states, emotion regulation, and resilience // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2024. № 14 (1). P. 1647–1665. doi: 10.3390/ejihpe14060109
  15. Semino, E. Metaphor in Discourse. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 244 p.
  16. Steen, G. J. The contemporary theory of metaphor – now new and improved! // Review of Cognitive Linguistics (published under the auspices of the Spanish Cognitive Linguistics Association). 2011. № 9 (1). P. 26–64. doi: 10.1075/rcl.9.1.03ste
  17. Van Dijk, T. A. Discourse, ideology and context // Folia Linguistica. 2006. № 35 (1-2). P. 11–40. doi: 10.1515/flin.2001.35.1-2.11

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».