«ПОЛЕЗНЫЙ КЛАСС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖИТЕЛЕЙ»: К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА (по материалам Русского Севера)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Историю российской школы невозможно представить без рассмотрения положенияучителя – неотъемлемого элемента школьной системы. С привлечением источников, отражающих ре-гиональную проекцию образовательных реформ Александра I и Николая I как долговременногокурса, рассматривается важнейшее условие их эффективности, а именно качество подготовки педа-гогических кадров. На основе законодательных и делопроизводственных документов прослеживаетсяправовой, образовательный и социальный статус провинциальных учителей в 1800–1840-е годы, ихсемейное и материальное положение. Авторы анализируют общественную репутацию учителей,особенности повседневной жизни и социальной мобильности этой социопрофессиональной группы,а также социальные истоки формирующейся этики учительской профессии. В основу наблюде-ний положены фонды Министерства народного просвещения, канцелярии попечителя столичногоучебного округа, С.-Петербургского университета и Педагогического института в Петербурге,а также малоизученные фонды трех губернских училищных дирекций: Олонецкой, Архангельскойи Вологодской. На региональном материале прослежены результаты школьных реформ первой третиXIX века, важнейшим из которых было формирование системы училищ и штата профессиональныхпедагогов, действующих в губернских и уездных городах. Их многочисленность, общность проис-хождения и карьерных траекторий, осознание корпоративного единства и, кроме того, сохранениеи поддержание связей с Петербургом свидетельствуют о важной роли С.-Петербургского универси-тета и Педагогического института в просвещении края, выполняемой ими как в качестве центровадминистрирования, так и опосредованно – через своих выпускников как агентов влияния. В начале1850-х годов численность профессиональных педагогов по трем рассматриваемым губерниям превы-сила 300 человек, не считая учителей начальных училищ, что сопоставимо с имеющимися даннымипо другим учебным округам. Данная локальная общность является представительной для пониманияособенностей правового и социального статуса провинциального учителя в дореформенной России.Система управления училищами, а также кадровая политика и условия учительской службы в этовремя менялись в рамках общероссийской модели просвещения и социального конструированиясверху, поэтому выводы, полученные на региональном материале, создают понимание этапов и социальных результатов модернизационного проекта власти в целом.

Об авторах

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ЖУКОВСКАЯ

Санкт-Петербургский институт истории РАН

Email: tzhukovskaya@yandex.ru
кандидат исторических наук

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА КАЛИНИНА

Петрозаводский государственный университет

Email: kalinka46@yandex.ru
кандидат исторических наук

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».