Foreign economic activity of the Kabardino-Balkarian republic in the second half of the 90s of the XX century

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Since the mid-90s of the twentieth century, the authorities of the Kabardino-Balkarian Republic have increased overseas economic activity as a means of overcoming the economic crisis. The positive results of the activities of the authorities of the Kabardino-Balkarian Republic in this area were: the establishment of the Ministry of Foreign Relations of the Kabardino-Balkarian Republic; the re-establishment of the Department of Foreign Economic Relations within it; the conclusion of interstate agreements with the Government of the Republic of Abkhazia, the Government of the Republic of Turkey and the Government of the Republic of Turkmenistan. Economic ties between the Kabardino-Balkarian Republic and the Commonwealth of Independent States began to develop. The number of joint Russian-foreign companies registered in the Kabardino-Balkarian Republic grew. Contracts were signed with large companies from Italy, Cyprus, Canada, France and China. Nevertheless, the success of joint ventures in the Kabardino-Balkarian Republic in the second half of the 1990s turned out to be insignificant, which was due to the strict federal tax and credit policies that hampered the development of production activities, the fall of the ruble exchange rate and the military conflict in Chechnya, which caused a significant decrease in the investment attractiveness of the Kabardino-Balkarian Republic and the entire North Caucasus at the international level.

Full Text

Введение

Актуальность исследования. Во второй половине 90-х гг. XX в. Правительство Кабардино-Балкарской Республики в сложной социально-политической и экономически нестабильной ситуации осуществляло деятельность по расширению международного сотрудничества и укреплению прежних связей с иностранными партнерами. Развитие межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества является одним из актуальных направлений деятельности властных структур КБР и в современный период. В этой связи изучение опыта внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарской Республики в указанный период имеет важное значение в научно-теоретическом и практическом отношениях.

Цель работы – исследование внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарии во второй половине 90-х гг. XX в.

Степень научной разработанности темы. Опыт и проблемы внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарии во второй половине 90-х гг. XX в. ранее не становились предметом специального научного исследования.

Источниковая база работы. Настоящая статья подготовлена на основе анализа архивных документов и материалов Управления Центрального государственного архива Архивной службы КБР (УЦГА АС КБР, г. Нальчик), материалов периодической печати и сведений информантов.

Основная часть

С середины 90-х гг. XX в. властные структуры Кабардино-Балкарской Республики активизировали внешнеэкономическую деятельность, которая выступила в качестве адаптивного механизма преодоления экономического кризиса на локальном уровне. Основные цель и задачи, которыми руководствовалось Правительство КБР в процессе развития деловых и торгово-экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, были направлены: на повышение конкурентоспособности республики в рамках международного и внутри российского экономического пространства; увеличение валового внутреннего продукта – благосостояния республики; обеспечение доступа к инновационным технологиям и уникальным ресурсам, способствующим прогрессу во всех сферах народного хозяйства; снижение социальной напряженности в обществе за счет роста уровня и качества жизни населения республики; плавный переход республики на рельсы рыночной экономики; повышение делового имиджа республики на международном уровне.

Факторами, способствующими достижению поставленных цели и задач в анализируемом периоде, были: накопленный практический опыт работы с представителями ряда государств в первой половине 1990-х гг.; сформировавшийся промышленно-производственный, сельскохозяйственный и трудовой потенциал республики; благоприятные природно-климатические и ресурсные возможности; реформы, проводимые в сфере совершенствования налогового, таможенного, финансового законодательства страны, предоставление республике определенной «свободы» со стороны Правительства РФ в обеспечении двусторонних связей с субъектами других государств и др.

В начале 1995 г. Президент Республики В.М. Коков подписал Указ о преобразовании Министерства иностранных дел КБР в Министерство внешних связей КБР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 3]. В 1997 г. Постановлением Кабинета министров КБР было утверждено Положение о Министерстве внешних связей КБР.

Основной функцией Министерства внешних связей КБР в качестве органа республиканской исполнительной власти была разработка и реализация политики республики в сфере межрегионального, международного и внешнеэкономического сотрудничества с другими регионами страны и странами ближнего и дальнего зарубежья в соответствии с курсом и ориентирами выбранными страной в данном направлении. Министерство обладало полномочиями сотрудничества со странами мира и иностранными организациями в соответствии с законодательством РФ и ее конституционными нормами.

В 1995 г. Правительством КБР была продолжена работа по поиску иностранных инвесторов, однако она была осложнена политическими событиями – военным конфликтом в Чеченской Республике, который резко ухудшил инвестиционный климат в регионе. Длительная реорганизация МИД и Комитета внешних экономических связей КБР (КВЭС КБР, создан в 1993 г.) также негативно сказались на результатах работы в сфере внешнеэкономического сотрудничества. Фактическая часть контактов с зарубежными партнерами была прервана.

В 1995 г. были и положительные результаты; вновь созданное управление ВЭС в составе МВС КБР в короткое время наладило планомерную работу во внешнеэкономической деятельности республики.

После подписания в 1995 г. Правительством России и Правительствами стран Содружества независимых государств ряда Соглашений об основных принципах торгово-экономического сотрудничества, Указа Президента России Б.Н. Ельцина от 14.09.1995 г. № 940 «Об утверждении стратегического курса РФ с государствами – участниками Содружества Независимых Государств» [Указ… 1995b] и ряда других нормативно-правовых актов, направленных на регулирование вопросов международных и внешнеэкономических связей, Правительство КБР предприняло попытку установления долговременного и стабильного сотрудничества с отдельными странами СНГ путем разработки и подписания ряда соглашений о сотрудничестве в различных областях.

В мае 1995 г. Правительство КБР и Правительство Республики Абхазия в рамках подписанного межгосударственного Договора о дружбе и сотрудничестве и в целях содействия всесторонним взаимоотношениям в различных сферах, подписали ряд двусторонних соглашений в области торгово-экономического сотрудничества, науки и образования, здравоохранения, информации, культуры, транспорта, а также между Министерствами Внутренних дел и Соглашение об обмене Полномочными Представительствами [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 21. Л. 5]. В соответствии с Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве КБР брала на себя ответственность по поставке важнейших видов продукции производственного и технического назначения и товаров народного потребления в Республику Абхазия в больших объемах [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 21. Л. 99].

На основании Распоряжения Правительства с фирмой «CB Engineering S.r.I.» (Италия) был подписан контракт от 17.05.1996 г. на общую сумму 5,75 млн долларов США на поставку для АО «Нальмас б.ч.з.» (г. Нальчик, КБР) технологического оборудования для добычи и переработки природного облицовочного камня [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 59. Л. 148]. На указанный контракт распространялась гарантия Правительства РФ, выданная на привлекаемые кредитные средства в соответствии с подписанным межправительственным соглашением. Закупаемое оборудование было необходимо для оснащения второй очереди камнеобрабатывающего комбината и вывода комбината на проектную мощность для создания конкурентоспособного и импортозамещающего производства в области переработки природного облицовочного камня. Однако реализация контракта на деле сопровождалась несвоевременностью и неполнотой выполняемых обязательств иностранной стороной, что нанесло значительный ущерб экономике республики и самому предприятию, так как стройка относилась к особо важным строительным объектам. Были «заморожены» вложенные ранее средства, а завод и карьер не были запущены в эксплуатацию.

В целях развития и расширения разносторонних деловых отношений, обеспечения оперативного решения возникающих вопросов, в конце 1995 г. между акционерным обществом «АГРОПРОМСНАБ» (КБР) и компанией «Дэйзи Интернэшнл» (Республика Кипр), занимающейся строительством промышленных объектов, был подписан Протокол о сотрудничестве [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 22. Л. 3]. Каждая из сторон обязалась выделить помещение, открыть и содержать представительство своей компании на территории другого государства, обеспечивая все финансовые расходы, содержание персонала и решая возникающие проблемы. Были определены следующие основные направления сотрудничества компаний:

  • совместное производство;
  • содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику КБР в сфере промышленности, строительства и торговли (проведение совместных ярмарок и выставок для кипрских инвесторов, привлеченных компанией «Дэйзи Интернэшнл» на территории КБР);
  • развитие туризма, транспортно-логистического сотрудничества и строительство отелей.

В данном сотрудничестве Правительство КБР выступило гарантом защиты имущественных, визовых и иных интересов компании «Дэйзи Интернэшнл» на территории КБР, содействуя подписанию Протокола о деловом партнерстве.

В июле 1995 г. было подписано соглашение между Правительством КБР и кипрской фирмой «Унинтерко» по разработке горнорудных месторождений в КБР. Несмотря на экономическую привлекательность данной сделки для Кабардино-Балкарской стороны, Правительством РФ была высказана озабоченность и «недовольство» относительно правомерности отдельных пунктов делового сотрудничества между указанной кипрской фирмой и Правительством КБР, в частности [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 22. Л. 12,13]:

  • отсутствие процедуры согласования и предварительной экспертизы данного Договора с Министерством иностранных дел РФ и с Министерством внешних связей РФ, а при необходимости и с другими федеральными органами, несмотря на то, что соглашения, заключенные между субъектами РФ и иностранными компаниями, не считались международными договорами и не налагали международно-правовых обязательств на Россию;
  • отсутствие ссылки в Договоре на законодательство РФ при разработке залежей золота и серебра;
  • организация международного авиасообщения между Кипром и КБР, которое выходило за пределы компетенции Республики;
  • открытие Представительства КБР в Республике Кипр;
  • возможность выступить КБР в качестве гаранта защиты иностранных инвестиций и др.

По результатам визита делегации Турецкого агентства международного сотрудничества (TICA) при МИД Турции в августе 1995 г., Министерством внешних связей КБР был разработан Протокол по экономическому, научному и техническому сотрудничеству между Правительством КБР и Правительством Турецкой Республики, который был подписан в ноябре того же года [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 22. Л. 95].

Развитию взаимовыгодных экономических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья в этот период способствовало участие ученых и студентов вузов КБР в научно-техническом сотрудничестве в форме стажировок (США, Сирия), обмена студентами (Шотландия, США, Сирия, Турция), деловых связей (Китай, Сирия) в соответствии с подписанными ранее договоренностями [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 20. Л. 15].

По итогам 1995 г. следует отметить рост количества совместных российско-иностранных компаний, зарегистрированных в КБР. По данным государственной статистики, количество компаний с иностранным капиталом в КБР составило 58, из них действовало 21 предприятие, было произведено продукции и оказано услуг на сумму 6,93 млрд руб. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 30. Л. 69].

Значимым событием конца 1995 г. можно назвать подписание Постановления Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1244 «О стабилизации и развитии экономики КБР и создании на ее территории свободных экономических зон» [Постановление… 1995], в соответствии с которым планировалось реализовать в КБР ряд мер, направленных в перспективе на положительные трансформации во внешнеэкономическом сотрудничестве (рис. 1).

 

Рис. 1 – Основные пункты Постановления Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1244 «О стабилизации и развитии экономики КБР и создании на ее территории свободных экономических зон» [Постановление… 1995].

 

Подписание Указа Президента РФ от 22.03.1995 г. № 300 «О свободной экономической зоне «Кабардино-Балкария» [Указ… 1995а: 1125] предоставляло ряд льгот и преференций иностранным компаниям на территории республики.

С 1996 г. в КБР активно развивались экономические связи со странами СНГ. Между Правительством КБР и Правительством Республики Туркменистан, опираясь на возможности промышленного и производственного потенциала, были подписаны соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 21. Л. 146], руководствуясь при осуществлении двусторонних связей признанными принципами и нормами международного права, а также законодательствами обоих государств. Основными целями сотрудничества было налаживание взаимовыгодных отношений между республиками на длительной основе:

  • содействие развитию торгово-экономического сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес;
  • создание совместных предприятий и установление между ними взаимовыгодных связей;
  • создание благоприятных условий для притока инвестиций для обеих сторон;
  • информирование об изменениях нормативно-правового характера в законодательствах обеих республик, способных повлиять на выполнение своих обязательств в сфере торгово-экономического сотрудничества и т.д. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 21. Л. 229].

В феврале 1996 г. по приглашению Квебекского отделения Ассоциации «Канада-Россия» была организована поездка в г. Монреаль (Канада) делегации КБР в составе министра внешних связей КБР, главы администрации Терского района и директора Терского завода алмазного инструмента [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 30. Л. 28]. Результатом поездки стало подписание ряда договоренностей о сотрудничестве между сторонами.

С 1997 г. основные усилия Министерства внешних связей КБР были направлены на решение задач, поставленных Президентом КБР. Для совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций была проведена структурная перестройка аппарата Министерства – создана служба регистрации совместных предприятий и предприятий – нерезидентов КБР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 37].

Совместно с АО «Каббалкэнерго» были проведены систематические переговоры с Президентом итальянской компании «Brunelli Engineering» Доменико Пиколло-Брунелли. В результате переговоров и посещения места строительства каскада гидроэлектростанций было достигнуто соглашение между двумя сторонами и подписаны протоколы о техническом сотрудничестве с АО «Каббалкэнерго» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 39].

По итогам длительных переговоров был подписан протокол с фирмой «Elbrus Technologies» по созданию цифровых средств телекоммуникаций на Юге России и в Северо-Кавказском регионе [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 39].

Велась постоянная работа с итальянским соучредителем фирмы «Налвес» Дж. Пицци по улучшению состояния дел на предприятии и привлечению дополнительных инвестиций. Параллельно было достигнуто соглашение о привлечении им инвестиций итальянского банка для развития малого бизнеса в Республике и подписан соответствующий протокол [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 39].

В рамках реализации Программы «Стабилизация и развитие экономики КБР» было поставлено оборудование для производства фармацевтических препаратов по германскому кредиту на предприятие НЗПП на сумму 40 млн долларов США и оборудования картонажной фабрики, упаковочного производства для создания минеральной и экологически чистой воды по французскому кредиту на сумму свыше 60 млн долларов США [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 40].

В завершающей стадии находился контракт между Правительством КБР и германскими фирмами на строительство стекольного завода стоимостью 70 млн долларов США по германскому кредиту.

Осуществлялись запуск российско-французского проекта «Экодом», открытие магазина на территории КБР совместно с французской компанией «Домаксель». Магазин представлял собой маркетинговый центр, в который были реально привлечены финансовые и материальные ресурсы иностранных соучредителей [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 19. Л. 40].

Иностранные инвестиции в размере 1471,2 млн руб. были направлены в виде взноса в уставный фонд СП «Синема», которое осуществляло свою деятельность в сфере культуры и искусства.

На просьбу по открытию Представительства Министерства иностранных дел РФ в КБР был получен отказ, который обосновывался отсутствием финансирования, связанного с содержанием регионального аппарата [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 30. Л. 34]. В то же время, учитывая необходимость отправления процедур Представительства Министерства иностранных дел РФ на территории Республики, с Министерством иностранных дел РФ был согласован, как временный вариант, вопрос выполнения функций Представительства Министерства иностранных дел РФ в КБР Министерством внешних связей КБР на договорной основе.

Венгерский концерн «Dunaholding Plc» и Правительство КБР подписали ряд соглашений о сотрудничестве. Правительство КБР оказывало некоторую помощь и содействовало развитию сотрудничества между Венгрией и КБР в этот период. Правительство КБР было готово предоставить концерну «Dunaholding Plc» благоустроенное помещение и квалифицированный персонал (для создания аптеки), а также выступить гарантом безопасности любых форм сотрудничества на основе долгосрочных и взаимных интересов [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 30. Л. 40].

В 1998 г. в КБР начало свою работу российско-американское предприятие «Кассия» по выпуску разнообразных ювелирных изделий [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 19. Л. 41].

Начало также работу совместное российско-германское предприятие «Эльзо-Нальчик» по производству электротехнических изделий высокого качества по германской технологии.

Впервые удалось привлечь банковские средства для инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии Правительства КБР. Международный банковский альянс «ДрезнерБанк – ВНП» предоставил кредит на 5 млн долларов США для организации в КБР высокоэффективного производства медной катанки из медного лома по итальянской технологии, не имеющей аналогов в России [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 19. Л. 42].

В результате долевого финансирования были привлечены средства частных инвесторов и установлено оборудование для осветления соков и розлива в пакеты «ТетраПак» на предприятии «Интерсок КВЯ», что позволило перерабатывать большую часть плодоовощной продукции, производимой в КБР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 19. Л. 42].

Было создано совместное российско-кипрское предприятие «Ростра Кавказ Трейдинг», взнос в уставный капитал со стороны иностранного партнера составлял 100 тыс. долларов США, осуществлялась подборка необходимого оборудования и технических средств, прорабатывались вопросы предоставления кредита совместному предприятию [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 19. Л. 53].

Привлеченные в пищевую промышленность кредитные ресурсы в размере 22779 тыс. руб. были вложены в производство безалкогольных напитков, в частности, минеральной воды – ОАО «Минеральные воды».

Из Турции было направлено в пищевую промышленность 420 тыс. долларов США и 7,3 тыс. руб. прямых инвестиции в строительную организацию ООО СП «Кардиф».

Начиная с 1998 г. в архивных документах чаще прослеживается информация о возникновении ряда разногласий между иностранными и российскими компаниями, осуществлявшими совместную деятельность на территории КБР. Рассмотрим несколько примеров.

На территории КБР было зарегистрировано совместное российско-китайское предприятие «Этсонг-БГК Лтд» по производству сигарет с уставным капиталом 2 млн долларов США, из которых 1 млн долларов США вносит российская сторона. Однако, годом позже выяснилось, что российская сторона полностью выполнила свои договоренности по контракту, а китайская сторона – компания «Этсонг», которая должна была поставить оборудование на сумму 1 млн долларов США в счет полного обеспечения вклада в уставный капитал, выполнила свои обязательства частично (600 млн долларов США), срывая таким образом ранее достигнутые договоренности [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 59. Л. 177].

Еще один пример. Российская компания «Седьмое небо», созданная на территории КБР и осуществлявшая сотрудничество с венгерской компанией «КАСТЕЛЛУМ», не выполнила свое платежное обязательство полностью до конца срока расчета. В связи с этим Торговым представительством Венгерской Республики в Москве было направлено письмо в Министерство внешних связей КБР с просьбой решить данный вопрос на уровне исполнительной власти КБР в связи с ранее предоставленными гарантиями со стороны Правительства КБР, связанными с выполнением контракта [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 59. Л. 19].

Ответное письмо было отправлено Министерством внешних связей КБР торговому директору фирмы «КАСТЕЛЛУМ» в марте 1999 г. В нем утверждалось, что в связи с невыполнением фирмой «КАСТЕЛЛУМ» своих договорных обязательств по отдельным пунктам заключенного договора, Министерство внешних связей КБР не обязано выполнять перед ней взятые на себя обязательства [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 59. Л. 26]. Следовательно, просьба Торгового Представительства Венгерской Республики в Москве относительно компании «КАСТЕЛЛУМ» не была удовлетворена.

Перечисленные примеры в дальнейшем негативно отражались на репутации КБР в качестве бизнес-партнера, снижая ее инвестиционную привлекательность на внешнем рынке, так как иностранные партнеры не всегда оценивали и представляли складывавшуюся ситуацию объективно, выражая мнение о некомпетентности и не легитимности действий представителей КБР.

Еще одно негативное явление 1998 г. – это «падение» курса национальной валюты и один из самых тяжелых в истории России экономический кризис. Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора: резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (основной статьи российского экспорта) и вспыхнувший в середине 1997 г. кризис в Юго-Восточной Азии, обваливший курсы национальных валют Малайзии, Индонезии, Бангладеш, Бирмы и Таиланда. Для стабилизации ситуации Правительство РФ и ЦБ РФ предприняли чрезвычайные меры. 17 августа 1998 г. был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Одновременно было объявлено об отказе от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, до этого искусственно поддерживавшегося (в сторону завышения) массивными интервенциями Центробанка России.

Последствия кризиса серьёзно повлияли на развитие экономики страны в целом. Шок, который испытала экономика страны из-за ослабления рубля, а также изменения в экономической политике Правительства и ЦБ, последовавшие после смены их руководства, оказали в дальнейшем как положительное, так и негативное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на внешнеэкономическое направление.

Дезинтеграционные процессы предыдущих лет привели к нарушению производственно-хозяйственных связей между странами СНГ. С целью их восстановления КБР предприняла ряд попыток по заключению договоров и соглашений с некоторыми странами СНГ, в том числе и с Узбекистаном. В январе 1999 г. Правительство КБР предприняло попытку по установлению взаимовыгодного сотрудничества между КБР и Навоийской областью Республики Узбекистан в различных сферах деятельности [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 59. Л. 5].

В феврале 1999 г. велись переговоры со Словацкой фирмой «Словакофарма» по созданию на территории КБР коммерческой организации с иностранным участием в виде общества с ограниченной ответственностью. Для этого Правительство КБР намеревалось предоставить помещение в центре г. Нальчика для открытия аптеки [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 59. Л. 10].

В 1999 г. ООО СП «Диметра», осуществлявшему свою деятельность в пищевой промышленности, был предоставлен кредит Правительством Кипра под гарантии Правительства РФ в размере 1483124 тыс. руб.

В октябре 1999 г. состоялось совещание по вопросам совместной работы с российско-итальянской фирмой ООО «Оазис», зарегистрированной на территории КБР, в связи с несвоевременным выполнением российской стороной взятых на себя обязательств перед иностранными партнерами, по результатам которого были приняты следующие решения [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 59. Л. 154]:

  • российская сторона должна была в срок до 3-х месяцев выполнить обязательства по возвращению кредитных средств итальянской стороне;
  • в случае невыполнения обязательств доля итальянской стороны в компании ООО «Оазис» должна была быть передана компании ООО «Налвес», и ООО «Налвес» должно было стать соучредителем ООО «Оазис», при этом устанавливались новые отношения по финансово-экономическому контролю за деятельностью ООО «Оазис» новым учредителем;
  • при частичном возмещении долга итальянской стороне компания ООО «Оазис» может обратиться к итальянской стороне с предложением пролонгации долга.

Сложившаяся ситуация негативно повлияла в перспективе на реализацию других запланированных совместно Правительством РФ и итальянской стороной в лице Дж. Пицци и Банка Медиакредито Чентрале инвестиционных проектов, в том числе: опытного хозяйства по выращиванию табака, по организации производства фильтров для сигарет, по строительству кожевенного завода и обувной фабрики на территории КБР. Данные проекты не были реализованы на территории КБР в тех масштабах, в которых они были запланированы.

В то же время, анализ результатов работы совместных предприятий в КБР в рассматриваемый период свидетельствует о незначительных успехах в развитии внешнеэкономической деятельности. Единицы из общего количества совместных российско-иностранных компаний занимались производственной деятельностью. Большинство из них переключались на торгово-посреднические и импортные операции. Причина столь низкой активности совместных компаний заключалась в жесткой федеральной налоговой и кредитной политике, затруднявшей развитие производственной деятельности. Несмотря на некоторую «свободу», законодательно предоставляемую регионам по налаживанию внешнеэкономического сотрудничества с другими государствами, на практике, происходило установление Правительством РФ «жесткого» протокола действий в процессе заключения соглашений о деловом сотрудничестве. Требовалось согласование каждого действия с министерствами и ведомствами федерального масштаба. Каждый проект соглашений должен был пройти предварительную экспертизу и получить одобрение на федеральном уровне, что значительно «тормозило» результативность в целом деятельности Правительства КБР и отдельных региональных коммерческих компаний в данном вопросе. Правительство РФ не было настроено на активизацию международного торгово-экономического взаимодействия КБР с представителями других государств. Процедуры «экспертизы», как правило, носили длительный характер и на момент подписания, сделки могли быть уже не актуальными.

Многочисленные визиты иностранных делегаций в Кабардино-Балкарии в данном периоде носили, как правило, ознакомительный характер – маркетинговое изучение потенциала и возможностей республики. Иностранные инвесторы высказывались относительно объективных, сложившихся трудностей ведения бизнеса, в целом в РФ и, в частности в КБР, к числу которых можно отнести:

  1. Кризис экономики России и банковского сектора.
  2. Социально-политическая напряженность в Северо-Кавказском регионе.
  3. Отсутствие реальных налоговых льгот и преференций для совместного производства продукции (услуг).
  4. Декларативный характер инвестиционного законодательства.
  5. Отсутствие четкой системы гарантий охраны иностранной собственности на территории РФ [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 30. Л. 69].

Фактором, значительно ухудшившим социально-политическую ситуацию в Северо-Кавказском регионе, и в частности в Кабардино-Балкарии, стал военный конфликт в Чеченской Республике, начавшийся в декабре 1994 г. и обострившийся в 1999 г. Конфликт в Чечне негативно отразился на внешнеэкономической сфере, так как иностранные партнеры в связи с территориальной близостью КБР и ЧР опасались инвестировать средства в регион и привлекать иностранных специалистов к деятельности создаваемых совместных предприятий, несмотря на гарантии безопасности, предоставляемые им Правительством КБР. Осложнение социально-политической ситуации в Северо-Кавказском регионе существенно подорвало возможности развития российско-иностранных компаний в КБР в среднесрочной перспективе.

Последние зарубежные капиталовложения были осуществлены в 2000 г. и представлены тремя странами-инвесторами: Италией, инвестировавшей 221,5 тыс. долларов США, Беларусью – 466,9 тыс. руб. и Украиной – 168,4 тыс. руб. Все вложения были осуществлены в предприятие легкой промышленности ООО СП «Налвес» в виде вкладов в уставный капитал.

Начиная с 2001 г. инвестиции в КБР перестали поступать.

В 2002 г. произошла ликвидация Министерства внешних связей КБР.

Заключение

С середины 90-х годов XX века властные структуры КБР активизировали внешнеэкономическую деятельность, которая выступила в качестве адаптивного механизма преодоления экономического кризиса на локальном уровне. Основные цель и задачи, которыми руководствовалось Правительство КБР в процессе обеспечения деловых и торгово-экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, были направлены на: повышение конкурентоспособности республики в рамках международного и внутри российского экономического пространства; увеличение валового внутреннего продукта – благосостояния республики; обеспечение доступа к инновационным технологиям и уникальным ресурсам, способствующим прогрессу во всех сферах народного хозяйства; снижение социальной напряженности в обществе за счет роста уровня и качества жизни населения региона; переход республики на рельсы рыночной экономики; повышение делового имиджа республики на международном уровне.

Позитивными результатами деятельности властных структур КБР в исследуемом периоде стали: создание Министерства внешних связей КБР; воссоздание в его составе управления внешнеэкономических связей; заключение межгосударственных договоров с Правительством Республики Абхазия, Правительством Турецкой Республики и Правительством Республики Туркменистан. Стали развиваться экономические связи КБР со странами СНГ. Происходил рост количества совместных российско-иностранных компаний, зарегистрированных в КБР. Были подписаны контракты с крупными компаниями Италии, Кипра, Канады, Франции и Китая.

Вместе с тем успехи в развитии внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарии во 2-й половине 90-х гг. XX в. оказались незначительными. Единицы из общего количества совместных российско-иностранных компаний занимались производственной деятельностью. Большинство совместных компаний переключались на торгово-посреднические и импортные операции. Причина низкой активности совместных компаний заключалась в жесткой федеральной налоговой и кредитной политике, затруднявшей развитие производственной деятельности.

Многочисленные визиты иностранных делегаций в республике носили преимущественно ознакомительный характер – маркетинговое изучение потенциала и возможностей КБР. Иностранные инвесторы высказывали опасения относительно трудностей ведения бизнеса, в целом в РФ и, в частности в КБР.

Факторами, значительно осложнившими внешнеэкономическую деятельность Правительства КБР, стали падение курса рубля в 1998 г. и военный конфликт в Чечне, который послужил причиной существенного снижения инвестиционной привлекательности КБР и всего Северного Кавказа на международном уровне. 

×

About the authors

M. V. Zhanokova

Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: s.marisabel@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8043-0531

PhD (in Economy)

Russian Federation, Nalchik

References

  1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.12.1995 g. № 1244 «O stabilizatsii i razvitii ekonomiki KBR i sozdanii na ee territorii svobodnykh ekonomicheskikh zon» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/18/1995 No. 1244 "On Stabilization and Development of the economy of the CBD and the creation of free economic zones on its territory"]. In: Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/1376808 (data ob-rashcheniya: 20.05.2024 g.). (In Russ.).
  2. Ukaz Prezidenta RF ot 22.03.1995 g. № 300 «O svobodnoi ekonomicheskoi zone «Kabar-dino-Balkariya» [Decree of the President of the Russian Federation dated 03/22/1995 No. 300 "On the Kabar-dino-Balkaria Free Economic Zone"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF. – 1995 g. № 13, St. 1125. (In Russ.).
  3. Ukaz Prezidenta Rossii B.N. El'tsina ot 14.09.1995 g. № 940 «Ob utverzhdenii strate-gicheskogo kursa RF s gosudarstvami – uchastnikami Sodruzhestva Nezavisimykh gosudarstv» [Decree of the President of Russia B.N. Yeltsin dated 09/14/1995 No. 940 "On approval of the strategic course of the Russian Federation with the Member States of the Commonwealth of Independent States"]. In: Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: URL: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n940-ot14091995-h2735 (data obrashcheniya: 22.05.2024 g.). (In Russ.).
  4. Upravlenie Tsentral'nogo gosudarstvennogo arkhiva Arkhivnoi sluzhby KabardinoBalkarskoi Respubliki [Department of the Central State Archive of the Archival Service of the Kabardino-Balkar Republic] (In Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1 – Main points of the RF Government Resolution of 18.12.1995 No. 1244 “On the stabilization and development of the economy of the KBR and the creation of free economic zones on its territory” [Resolution… 1995].

Download (427KB)

Copyright (c) 2024 Жанокова М.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».