International cooperation of the Kabardino-Balkarian Republic in the field of economics in the first half of the 90s of the XX century

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

In the first half of the 1990s, post-Soviet Russia experienced large-scale transformations of state, socioeconomic, and institutional legal structures, which had a substantial impact on the country’s and the world’s entire economic and legal environment. Because of the transformations that took place, there was a general attitude towards integration into the global market, liberalization of the complex of public relations, including the formation of a certain degree of “independence” of the country’s subjects in the decision-making process, granting the latter greater rights and freedoms in foreign economic activity. Under the current conditions, the Government of the Kabardino-Balkarian Republic attempted establish as many contacts as possible with several countries in the field of trade and economic cooperation, using any opportunities for interaction with the leadership of other states, as well as with representatives of individual foreign firms and business circles. This had its positive results, since in the analyzed period several joint Russian-foreign companies appeared on the territory of the Kabardino-Balkarian Republic, foreign investments were attracted to the republic for the development of certain industries, and the states began to view the Kabardino-Balkarian Republic as a promising economic partner. However, the study of the historical and statistical material of the foreign economic activity of the Kabardino-Balkarian Republic in the first half of the 90s of the XX century made it possible to identify barriers and threats that did not allow the full use of the internal potential and capabilities of the republic, including: imperfection of the legislative framework, customs and tax regulation, lack of a developed credit and financial system, inconsistency of actions of federal and regional authorities on certain issues of international cooperation, unfavorable political situation on the North Caucasus.

Texto integral

Введение

Актуальность исследования. В Российской Федерации в начале 1990-х гг. произошел ряд событий в геополитической и социально-экономической жизни страны, повлекших трансформации в системе государственного управления, которые привели к существенным изменениям и на уровне регионов. Институциональные реформы открыли для регионов страны новые возможности развития, межрегиональной и международной интеграции путем встраивания в мировое экономическое пространство. В сложившихся условиях важное значение приобрело создание в КБР эффективной системы управления внешнеэкономической деятельностью за счет использования собственного потенциала и предоставляемых федеральным центром возможностей. Наряду с этим условия и тенденции, сформировавшиеся внутри и за пределами социально-экономиче-ского пространства КБР и страны в целом в первой половине 90-х гг. XX в., не позволили в полной мере реализовать поставленные руководством республики цели во внешнеэкономической деятельности. В современный период в сфере международного сотрудничества КБР сохранились прежние проблемы и многие негативные тенденции, характерные для первой половины 90-х гг. XX в., что ставит исследование исторического опыта работы республики в указанном направлении в разряд актуальной проблемы.

Цель работы – исследование международного сотрудничества Кабардино-Балкарской Республики в сфере экономики в первой половине 90-х гг. XX в.

Практическая значимость представленного исследования заключается в возможности выявления исторически обусловленной природы современных актуальных проблем развития внешнеэкономической деятельности КБР путем анализа, выстроенного в хронологической последовательности исторического материала, отражающего международное сотрудничество КБР в сфере экономики в первой половине 90-х гг. XX в. В таком формате исследование проблем внешнеэкономической деятельности КБР в начале 1990-х гг. ранее не проводилось.

Источниковая база работы. Статья подготовлена на основе анализа делопроизводственных документов Управления Центра документации новейшей истории Архивной службы КБР (УЦДНИ АС КБР), Управления Центрального государственного архива Архивной службы КБР (УЦГА АС КБР) и материалов периодической печати.

Основная часть

В начале постперестроечного периода КБР обладала определенным социально-демографическим и финансово-экономическим потенциалом. Прежде всего – это относительно благоприятные природно-климатические условия региона, позволяющие развивать такие направления народного хозяйства, как сельское хозяйство, туризм, перерабатывающая промышленность и др. Наличие крупных месторождений некоторых полезных ископаемых общероссийского и мирового значения, позволяло развивать в тот период добывающую промышленность. Республика обладала значительным потенциалом для развития и строительства гидроэлектростанций, а также нетрадиционных источников получения энергии. В сфере сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, в химической промышленности и машиностроении, в КБР был открыт ряд крупных компаний регионального и общероссийского значения. Кадровый потенциал региона позволял обеспечивать новые предприятия достаточным количеством специалистов, так как активно развивалась система среднего и высшего образования.

Однако, несмотря на перечисленные возможности, экономика КБР к началу 90-х гг. XX в. характеризовалась наличием ряда важнейших проблем:

– отсутствовали средства для развития новых наукоемких отраслей и использования инновационных технологий, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности;

– основные производственные фонды предприятий характеризовались моральным и физическим износом, и не было возможности для их обновления;

– отсутствовали возможности для получения новых знаний и стажировки специалистов в целях работы с передовыми технологиями;

– отсутствовали финансовые ресурсы для развития прежних и новых отраслей производства.

Структура народного хозяйства КБР в конце 1980-х гг. была нерациональной: наибольшее развитие получили отрасли промышленности, работающие преимущественно на привозном топливе, сырье, металле, комплектующих, а также вывозящие большую часть продукции за пределы региона. Это стало следствием экономического спада в процессе распада традиционно сформировавшихся социально-экономических контактов между территориями страны. В целом экономика республики характеризовалась стагнацией и нестабильностью развития, что требовало поиска альтернативных путей для выхода из состояния кризиса. В качестве одного из эффективных направлений экономического роста Правительство КБР выбрало курс на активное развитие внешнеэкономической деятельности, тем более что в стране радикальные преобразования способствовали реализации запланированных стратегических перспектив.

Начиная с 1990 г. Правительство страны проявило заинтересованность в интеграции российской экономики в международный рынок путем привлечения прямых иностранных инвестиций, в проведении либеральных и институциональных реформ, опираясь в данном вопросе на собственный и зарубежный опыт. Данная тенденция получила свое отражение и на уровне субъектов РФ, в том числе и в КБР.

Иностранные компании привлекали ресурсы и перспективы развития новой рыночной ниши. Однако, как в целом российский рынок, так и рынок КБР для них был неизвестным (с точки зрения культуры, языка, законодательного регулирования, в связи с неразвитостью и не совершенством институциональных основ, нормативно-правового обеспечения, наличием препятствий для вхождения на новый рынок).

Анализ состояния внешнеэкономической деятельности в республике и статистические данные за 1989-1990 гг. по экспортно-импортным поставкам позволяют сделать вывод о снижении общего объема торговых операций и уменьшении номенклатуры экспортной продукции её предприятий. Это было одной из основных проблем, над которой необходимо было работать [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 3. Л. 8].

Анализ отчетной документации Комитета внешних экономических связей КБР позволяет сделать вывод, что в республике практически отсутствовали в данном периоде фирмы, способные сотрудничать с иностранными партнерами. Исключение составили следующие компании: Терский завод алмазных инструментов, заводы «Севкавэлектроприбор» и Телемеханика, АО «Севкаврентген», АО «Каббалктурист», которые имели более или менее оформленные проекты для представления иностранным партнерам [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 2. Д. 3. Л. 10]. Фактически предприятия КБР не были подготовлены к совместной работе с иностранцами в части привлечения и использования зарубежного капитала, что требовало особого внимания со стороны Правительства республики для решения данного вопроса.

Отметим, что в начале 1990-х гг. к интеграции стремились преимущественно крупные иностранные компании путем поиска контактов с представителями региональной власти. Для органов региональной власти важнейшей задачей внешнеэкономического сотрудничества было не только аккумулирование на своей территории иностранных инвестиций и «оздоровление» экономики, но также получение навыков и знаний от иностранных партнеров относительно ноу-хау технологий, менеджмента и других вопросов предпринимательской деятельности, которые могли бы получить развитие в рамках местного бизнеса.

Начиная с 1991 г. Управление внешних экономических связей Министерства экономики Кабардино-Балкарской Республики принимало участие в подготовке постановлений Правительства КБССР по привлечению иностранных инвестиций через фонд «Интерприватизация». Были организованы встречи руководителей предприятий и организаций республики с экспертами фонда и разработана совместная Программа первоочередных мер по развитию экономики КБССР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 2. Д. 3. Л. 11].

В ноябре 1991 г. были начаты переговоры с представителем бельгийско-румынской фирмы Недалем Таефом по организации совместного производства прохладительных напитков, используя специальные концентраты из Бельгии. Бельгийская стороны должна была предоставить для производства технологическое оборудование, сырье, заготовки для бутылок, этикетки. Кабардино-Балкарская сторона должна была предоставить помещение, инфраструктуру и трудовые ресурсы для организации производственного цикла. Однако, сделка так и не состоялась в связи со сложностями реинвестирования валютных поступлений. Недаль Таеф предлагал приобретать лес за рубли и вывозить в страны Европы, где продавать его за валюту. Но этот вариант оказался невыполнимым, так как в республике отсутствовала квота на лес в требуемых объемах.

В начале 1992 г., в соответствии с Постановлением Правительства КБССР, на базе фирмы «Внешэкономсервис» была создана Кабардино-Балкарская Торгово-промышленная палата Северо-Кавказской палаты в системе Российской Торгово-промышленной палаты [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 2. Д. 6. Л. 4]. Основными функциями во внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарской Торгово-промышленной палаты были:

– содействие развитию экспорта товаров, оказание помощи предприятиям в проведении операций на внешнем рынке;

– оказание консультационных услуг иностранным партнерам;

– содействие установлению производственного и научно-технического сотрудничества с компаниями иностранных государств;

– приглашение иностранных торгово-экономических делегаций;

– организация международных выставок;

– обеспечение обслуживания представительств иностранных фирм, банков и организаций на территории КБССР, включая предоставление им всего комплекса услуг, необходимого для коммерческой деятельности и т.д. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 2. Д. 6. Л. 8].

В соответствии с Постановлением КБССР от 01.04.1992 г. № 80 «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями» Кабинет Министров КБССР постановил, что регистрация предприятий, объем иностранных инвестиций в которых не превышает 100 млн руб., осуществляется Министерством финансов КБР по результатам экспертного заключения Управления внешних экономических связей Министерства экономики Кабардино-Балкарской Республики. При этом предприятия с объемом иностранных инвестиций свыше 10 млн руб. должны регистрироваться с разрешения Кабинета Министров КБР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 2. Д. 6. Л. 19].

В марте 1992 г. вступил в силу «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами суверенных республик в составе Российской Федерации»1, который наделил регионы РФ новыми правами и полномочиями, определенной «свободой» и самостоятельностью, в том числе и в сфере международных отношений. При этом их международная деятельность могла осуществляться исключительно в соответствии с Конституцией РФ и, несмотря на предоставляемые возможности и «свободы», под жестким контролем со стороны федеральных органов власти. Все действия необходимо было координировать с Центром.

В этот период международная и внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ выдвинулась в качестве самостоятельного направления деятельности регионов в составе страны, что способствовало созданию на их территории соответствующих органов исполнительной власти, организующих и координирующих данное направление работы. В соответствии с Постановлением Верховного Совета КБР «О структуре Кабинета министров Кабардино-Балкарской Республики» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1191. Оп. 2. Д. 22. Л. 17] в апреле 1992 г. в регионе было создано Министерство внешних сношений и по делам национальностей КБР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 28. Л. 4]. Чуть позже в этом же году была утверждена Программа Министерства на ближайшие два года (рис. 1) [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 2. Д. 4. Л. 6].

Правительство страны также продолжало взятый во внешнеэкономической деятельности курс, направленный на укрепление связей с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, путем создания новых и развития прежних ассоциаций в данной сфере. Так, в начале 1992 г. ассоциация по связям с соотечественниками «Родина» получила международный статус и стала называться Международной Ассоциацией «Родина», на которую возлагались новые права и обязанности, способствующие развитию внешнеэкономической деятельности регионов страны, в том числе и КБР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 10].

 

Рис. 1. – Основные направления работы Министерства внешних сношений и по делам национальностей КБР в сфере торгово-экономических отношений в 1992-1993 гг. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 2]

 

В целях обеспечения непрерывной работы с зарубежной черкесской и карачаево-балкарской диаспорами на международном уровне внутри Министерства внешних сношений и по делам национальностей КБР была создана Служба по связям с зарубежными соотечественниками [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1191. Оп. 2. Д. 225. Л. 44]. С этого периода, по официальному приглашению Кабардино-Балкарской стороны, начался период регулярных визитов представителей некоторых государств (Иордании, Сирии, Турции, ФРГ, США и др.), на территориях которых проживали черкесские и карачаево-балкарские диаспоры соотечественников, что способствовало их многостороннему сотрудничеству в перспективе [Кушхабиев 2022: 200].

Впервые в практике международных отношений КБР с зарубежными странами были направлены информативные письма послам государств со значительной черкесской диаспорой: Иордании, Сирии, Турции, Германии, США, а также Республики Северная Корея (в связи с проживанием на территории КБР многочисленной общины корейцев) [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 6, 7]. Ответом на эти письма стало официальное посещение несколькими зарубежными делегациями КБР.

Одним из итогов работы по привлечению иностранного капитала соотечественников в экономику республики, стало создание сирийской компании «Эльбрус-Экспресс», занимающейся организацией экспресс-почты и производством товаров народного потребления.

В 1992 г. продолжалась активная работа между предприятиями республики и германской фирмой «Бабкок-БСХ» (начиная с 1989 г.), в области изготовления «чистых» производственных помещений.

В апреле 1992 г. было зарегистрировано совместное российско-германское предприятие «Техновент» в целях освоения по лицензии фирмы «Бабкок-БСХ» сушильной камеры «Фаворит», необходимой АПК КБР и РФ.

В июне 1992 г. республику посетили высокопоставленные представители Иорданского Хашимитского Королевства, что позволило согласовать ряд ранее разработанных направлений экономического сотрудничества, в том числе и по предприятию АО «Техноприбор», которое осуществляло тесное сотрудничество с иорданскими деловыми партнерами [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 7]. Во время ответного визита делегации КБР в Иорданское Хашимитское Королевство в сентябре 1992 г. был подписан Протокол о намерениях между членами Кабардино-Балкарской делегации и главой нескольких транснациональных корпораций шейхом Маджидом Ат-Тамими, предусматривавший крупные инвестиционные вложения в ключевые направления экономики КБР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 10].

В августе 1992 г. республику посетила официальная делегация из Саудовской Аравии, в октябре 1992 г. – делегация из Турецкой Республики. По результатам этих визитов был достигнут ряд договоренностей в сфере торгово-экономического сотрудничества на ближайшие годы, определены направления совместной деловой работы, высказана заинтересованность иностранных компаний в сотрудничестве с компаниями КБР.

Во время ответного визита делегации КБР в Иорданское Хашимитское Королевство в сентябре 1992 г. был подписан Протокол о намерениях между членами Кабардино-Балкарской делегации и главой нескольких транснациональных корпораций шейхом Маджидом Ат-Тамими, предусматривавший крупные инвестиционные вложения в ключевые направления экономики КБР.

В июле 1992 г. был подписан Контракт между республиканским центром МЖК (г. Нальчик, КБР) и универсальным магазином «Ду лэ» (г. Аньшань, Китайская Народная Республика) на обмен товарами в номенклатуре, объемах и количествах на сумму 25500 долл. США.

Министерство проводило работу по налаживанию контактов структур власти и управления КБР с зарубежными деловыми кругами. В рамках данного направления работы в мае 1992 г. состоялись переговоры с представителями деловых кругов США (П. Хендерсоном и др.), итогом которых стало подписание Протокола о намерениях по сотрудничеству между республикой и американской компанией «Сьерра–Кавказ» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 16].

В 1992 г. республике с участием иностранного партнера и ряда российских организаций было создано также совместное с итальянцами предприятие «НАЛЬМАС – бчз», основной деятельностью которого была добыча и переработка природного камня. Итальянские партнеры «Симек» и «Кориэс» обязывались в соответствии с контрактом осуществлять поставку оборудования из Италии на сумму 5 млн долл. США из требуемых для реализации контракта 6,2 млн долл. США. Остальные компании – участники контракта: МСХ КБР (26 % доля вклада), ОХМК – Орско-Халиловский металлургический комбинат (25 % доля вклада), алмазный завод (5 % доля вклада), ОПХ «Нартан» (3 % доля вклада), совхоз «Эльбрусский» (3 % доля вклада), КБпроектстрой (7,5 % доля вклада) должны были участвовать в формировании уставного фонда наличными денежными средствами, либо поставкой товаров собственного производства (например, ОХМХ должен был поставлять на территорию Италии предельный чугун). Однако, компания на протяжении строительства сталкивалась с рядом трудностей, начиная со сложной кризисной ситуацией в регионе и отсутствием свободных денежных средств у учредителей, заканчивая резким ростом курса доллара по отношению к курсу рубля, что требовало привлечения кредитных средств от Правительства республики для выполнения своих обязательств перед иностранными партнерами, несмотря на то, что годовой доход комбината должен был составить 37800 тыс. руб. Многие договоренности с иностранными партнерами, в связи с указанными причинами, исполнялись, либо не в полной мере, либо не в установленный срок.

Выстраивалось активное сотрудничество между КБР и Венгерской Республикой. Осознавая важное значение торгово-экономических отношений и научно-технического сотрудничества; учитывая возможности промышленного и производственного потенциала; исходя из намерений содействовать дальнейшим экономическим реформам и приблизить их к процессам мирового хозяйства, практике и нормам мирового рынка; руководствуясь при осуществлении двусторонних связей общепринятыми принципами и нормами международного права, – было подписано двустороннее Соглашение между Правительством КБР и Правительством Венгерской Республики о содействии торговле и иным видам экономического сотрудничества между договаривающимися сторонами на взаимовыгодной и долгосрочной основе [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 2. Д. 30. Л. 42].

В сентябре 1992 г. было подписано первое в истории республики Соглашение и Протокол о торгово-экономическом сотрудничестве между КБР и Венгрией в целях расширения коммерческих связей между организациями и гражданами обеих сторон [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 225. Л. 16]. Управление внешних экономических связей КБР и Северо-Кавказское отделение торгового представительства Венгерской Республики договорились, исходя из ограниченности валютных средств, об установлении прямых связей для конструктивного сотрудничества по обмену товарами на сбалансированной основе, о содействии в изучении возможности кооперации между предприятиями сторон, а также о создании совместных предприятий.

В исследуемом периоде в качестве основных контрагентов выступали компании и представители Ближнего Востока путем создания малых совместных предприятий. Этот путь не дал возлагаемых на него результатов, так как деятельность совместных компаний, как правило, ограничивалась коммерческими сделками по торговле товарами и не была направлена на развитие производства продукции.

Несмотря на активность созданных различного рода общественных и неправительственных фондов в области привлечения иностранных инвестиций, их деятельность носила хаотичный и неблагоприятный с точки зрения региональной «выгоды» характер, так как каждый фонд старался своими действиями получить эксклюзивные права на тот или иной вид деятельности, что ставило их в ранг монополистов, концентрирующих в своих руках отдельные народнохозяйственные отрасли республики. Управляющие органы в данный процесс практически не вмешивались и не регулировали его должным образом, что давало преимущественное право таким фондам приватизировать жизненно важные для развития экономики КБР объекты и комплексы [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 16]. В этой связи во внешнеэкономической деятельности республики требовалось разработать стратегию, которая позволяла бы учитывать в первую очередь интересы республики и ее населения.

Оценивая результаты внешнеэкономической деятельности КБР в период с 1990 по 1992 г., можно сказать, что, несмотря на позитивные сдвиги, работа велась неудовлетворительно и требовала более активных действий со стороны органов законодательной и исполнительной власти республики (рис. 2).

 

Рис. 2. – Актуальные «барьеры» развития внешнеэкономической деятельности в КБР в 1990-1992 гг. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 15]

 

С января 1993 г. делегации КБР с официальными визитами и по приглашению второй стороны регулярно посещали государства, в которых проживали черкесские диаспоры: Турцию, Сирию, Иорданию и др. страны. Они принимались первыми и высокопоставленными лицами зарубежных стран. С российской стороны, участниками встреч, наряду с делегациями из КБР, выступали также чрезвычайные и полномочные послы РФ в этих странах. Правительство КБР в этом же периоде организовало и провело ряд «ответных» мероприятий, приглашая и показывая представителям перечисленных стран республику, ее культуру, природный, экономический и институционально-правовой потенциал. Проведение таких мероприятий имело большое значение в связи с отсутствием у соотечественников, проживающих за рубежом, объективных данных об исторической родине, ее социальном, экономическом и политическом положении. С точки зрения стратегической перспективы – это предоставило возможность для формирования дружественных связей с рядом стран, проявления их лояльности по отношению к РФ по ряду важнейших вопросов мирового масштаба, в связи с чем и федеральное правительство поддерживало данные мероприятия.

По результатам посещения официальной делегацией КБР Турецкой Республики в марте 1993 г., было подписано Соглашение о сотрудничестве с союзом торговых и промышленных палат Турции и Стамбульской торговой палаты [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 5. Л. 38]. В июле 1993 г. между Турецкой и Кабардино-Балкарской сторонами был подписан «Договор о дружбе и сотрудничестве» в сферах экономики, культуры, здравоохранения, образования, спорта, туризма и альпинизма [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 28].

Предпринятые обеими сторонами меры позволили в последующем сотрудничать, в том числе в торгово-экономической сфере между двумя странами, способствовали открытию ряда совместных российско-турецких и турецких компаний на территории КБР.

В 1993 г., благодаря совместным усилиям Правительства КБР и представителей иностранных государств, в республике соотечественниками было создано 6 коммерческих компаний производственного назначения. В республику было завезено оборудование на сумму свыше 200 тыс. долл. США [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 30].

После опыта длительных переговоров с турецкой компанией «Орсан» Министерство внешних сношений КБР предложило Правительству КБР утвердить определенный порядок сотрудничества и регистрации совместных российско-иностранных компаний на территории региона (рис. 3).

 

Рис. 3. – Порядок сотрудничества и регистрации совместных российско-иностранных компаний на территории КБР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 25. Л. 12]

 

По мнению представителей Министерства внешних сношений КБР, такой Порядок должен был решить ряд актуальных проблем в процессе регистрации совместных российско-иностранных компаний на территории КБР.

В апреле 1993 г. в КБР было упразднено Министерство внешних сношений и по делам национальностей КБР и создано Министерство иностранных дел КБР с утвержденной на 1993-1994 гг. программой мероприятий [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 24]. Основные функции преобразованного Министерства в сфере внешнеэкономической деятельности остались прежними [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 24].

Основной концепцией внешней политики Министерства иностранных дел КБР было создание «пояса добрососедства» вокруг КБР, что было особенно актуально в связи с нарастанием напряженности осетино-ингушского и абхазо-грузинского конфликтов.

В мае 1993 г. был создан Комитет внешних экономических связей КБР, Положение о котором было подписано в июне того же года [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 2. Д. 30. Л. 31]. Новый комитет стал разрабатывать и активно продвигать Стратегию КБР во внешнеэкономической деятельности.

С октября 1993 г. стали поддерживаться деловые связи между Комитетом внешних экономических связей КБР и Германским обществом «Новый Восток» (г. Мюнхен), в частности, его транснациональным агентством «Европерсонал» в целях взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, создания благоприятных и реальных условий для скорейшей интеграции экономики КБР в европейский инвестиционный рынок [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 28. Л. 5].

В ноябре 1993 г. на территории КБР было зарегистрировано российско-турецкое совместное предприятие «Босфор-Эльбрус» с объемом иностранных инвестиций в сумме 50 млн руб. и российско-турецкое совместное предприятие «Босфор-Нальчик» с объемом иностранных инвестиций в сумме 50 млн руб. В декабре было зарегистрировано российско-турецкое совместное предприятие «Флора» с объемом иностранных инвестиций в сумме 40 млн руб.

В июне 1993 г. началась активная работа по привлечению инвестиций в предприятия КБР из Канады путем многочисленных переговоров с Обществом друзей Канады. В этих целях в республику был приглашен член Правительства провинции Квебек Анри Дориан для ознакомления с КБР и изучения возможностей заключения двустороннего торгово-экономического соглашения между Квебеком и КБР [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 34. Л. 5]. По итогам обсуждения сторонами вопросов, представляющих взаимный интерес, премьер-министром КБР и генеральным комиссаром по торговле, туризму и инвестициям провинции Альберта (Канада) было подписано Соглашение о совместном сотрудничестве в области внешнеэкономических связей, торгово-экономи-ческой деятельности, науки и туризма со всеми вытекающими из этого возможностями взаимовыгодного финансово-экономического сотрудничества для обеих сторон [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 34. Л. 6]. Следствием Соглашения стало создание в КБР Отделения общества друзей Канады – общественной, неправительственной, коммерческой организации, объединяющей на добровольной основе индивидуальных и коллективных членов в целях укрепления дружбы и сотрудничества между КБР и Канадой, расширения и развития российско-канадских политических, экономических, научных, культурных и гуманитарных связей [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 34. Л. 16].

В этом же году проводилась активная работа по внешнеэкономическому сотрудничеству КБР со странами СНГ, в частности, с Украиной. В ноябре 1993 г. результатом запланированных Правительством КБР мероприятий по сотрудничеству с Украиной стало подписание Постановления № 258 об учреждении постоянного торгово-экономического Представительства КБР на Украине [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 33. Л. 39].

В целом, по итогам внешнеэкономической деятельности 1993 г. в республике было зарегистрировано 30 совместных российско-иностранных компаний, однако, только 8 из них открыли собственное дело [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 78. Л. 51]. Остальные предприятия были заняты разработкой проектной документации, либо сконцентрировали внимание на купле-продаже. Наиболее успешными совместными компаниями стали: греческое предприятие по производству томатной пасты и итальянское предприятие по производству кожевенного картона, полностью оснащенное итальянской компьютерной техникой (ООО «Налвес»).

Банковские возможности в КБР по-прежнему оставались на низком уровне. В республике действовал филиал КБ Инкомбанк, который занимался переводами на Запад. Другими двумя крупными банками в регионе были Бум-Банк и Сельскохозяйственный банк. Банковские проблемы в КБР были аналогичны тем же проблемам, что и в других регионах страны. Например, внутри региональный перевод денег занимал около двух недель, что значительно снижало привлекательность республики в качестве объекта для инвестирования.

В конце 1993 г. Прокуратурой КБР была проведена оценка работы Министерства финансов КБР, Министерства экономики КБР и Комитета внешнеэкономической деятельности КБР на предмет соблюдения легитимности при экспорте за рубеж, в том числе и в страны СНГ, сырья, материалов и продукции, по результатам которой был выявлен ряд серьезных нарушений, допускаемых перечисленными органами исполнительной власти в сфере внешнеэкономической деятельности КБР (рис. 4).

Перечисленные проблемы имели для КБР негативные последствия:

– значительно снижались потенциальные доходы от внешнеэкономической деятельности, которые шли в бюджет республики;

– иностранные партнеры выходили непосредственно на руководителей ведомств и предприятий и заключали контракты без предварительной экспертизы и учета интересов республики, проверки финансовой надежности, что приводило к стихийному развитию внешнеэкономической деятельности и не позволяло применять конкретные санкции к юридическим лицам, нарушающим законы КБР в этой области;

– филиалы и совместные предприятия КБР в других городах страны, использовали ресурсы республики, но при этом не являлись самостоятельными юридическими лицами, и финансово не были подотчетны КБР, не отчисляли налоги в её бюджет в процессе экспорта продукции в ближнее и дальнее зарубежье;

– отсутствие фактического валютного контроля привело к снижению пользы для республики от вывоза промышленной продукции отдельными предприятиями и неконтролируемой репатриации валютной выручки в КБР и РФ;

– упущения контролирующих органов стали следствием незаконного перемещения товаров и продукции из КБР в страны ближнего и дальнего зарубежья.

 

Рис. 4. – Проблемы легитимности работы органов исполнительной власти КБР в сфере внешнеэкономической деятельности в 1993 г. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 2. Д. 30. Л. 67]

 

Указанные проблемы наносили серьезный «урон» экономике и репутации республики и значительно снижали эффективность внешнеэкономической деятельности исследуемого периода.

1994 г. стал для Министерства иностранных дел КБР годом активных, прагматичных внешнеполитических акций, нацеленных на воплощение в жизнь новой концепции внешней политики республики [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 2. Д. 30. Л. 40]. В связи с изменением приоритетов и специфичности задач, стоящих перед Министерством, была переработана Программа деятельности Министерства на 1994 г., пересмотрены планы работы его департаментов.

Во внешнеэкономической деятельности РФ 1994 г. значимым событием стало основание Консультативного совета по иностранным инвестициям совместно с представителями крупных иностранных компаний, инвестирующих в экономику страны, с целью повышения инвестиционного климата страны и ее регионов. В начале своего становления деятельность Консультативного совета носила формальный характер, однако этот факт предоставил новые возможности для российско-иностранного сотрудничества и в целом благоприятно отразился на внешнеэкономической деятельности РФ и ее регионов [Яковлев и др. 2017].

Параллельно с Консультативным советом по иностранным инвестициям в стране начали создаваться средним и малым иностранным бизнесом ассоциации иностранного бизнеса, как правило, объединяемые страновым признаком, в целях защиты и отстаивания собственных интересов, входящих в них членов на территории РФ [Яковлев и др. 2017]. В качестве основных направлений работы ассоциаций иностранного бизнеса того периода, осуществляемых как на платной, так и на бесплатной основах, можно назвать: лоббирование интересов челнов ассоциаций; оказание услуг делового характера; допуск членов ассоциаций к необходимой информации; обмен опытом; налаживание контактов с представителями власти; создание коммуникационных сетей между российско-иностранными партнёрами; преодоление административных барьеров и т.д. Однако, несмотря на активность действий ассоциаций, данный институт также был достаточно слаб для преодоления большинства препятствий и решения актуальных вопросов в процессе российско-иностранного сотрудничества. [Яковлев и др. 2017].

Главным политическим событием на региональном уровне явилось подписание Договора РФ и КБР «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики»2. Значимость данного Договора была существенной для республики. Правительство КБР на основании Договора о разграничении полномочий между РФ и КБР, выступая субъектом международного права и вытекающих из этого правоотношений, стремилось к самостоятельному стабильному выходу на мировой и западно-европейский рынок с целью взаимовыгодных контактов по удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления, а республики в целом - в новейших западных технологиях по подъему её экономики на должный уровень и в инвестициях. В связи с этим Правительство республики выступило инициатором открытия и регистрации на территории КБР различных торговых представительств иностранных стран и крупных транснациональных компаний, и также стало стремиться к открытию собственных торговых представительств на территории некоторых государств [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 76. Л. 20].

Продолжалось активное сотрудничество между КБР и Турецкой Республикой, чему способствует географическая близость Турции и России. В исследуемом году на территории КБР было открыто более 10 совместных российско-турецких компаний. Объем внешнеторгового оборота за первое полугодие 1994 г. составил 1,5 млрд руб. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1241. Оп. 1. Д. 25. Л. 21].

В августе 1994 г. между г. Амманом (столица Иордании) и г. Нальчиком (столица Кабардино-Балкарской Республики) был подписан Договор о сотрудничестве между этими городами в сферах экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения и спорта. Также было подписано Соглашение о побратимстве городов [Договор… 1994: 2], что стало началом сотрудничества между компаниями двух стран, так как правительства данных стран стремились к их всесторонней поддержке и созданию условий для развития.

Значимым неблагоприятным событием данного периода было начало Первой Чеченской кампании, имевшей официальное название «Операция по восстановлению конституционного порядка в Чечне» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 2. Д. 4. Л. 412]. Данное событие крайне негативно отразилось на всей дальнейшей внешнеэкономической деятельности КБР в связи с территориальной близостью Чеченской Республики – значительно снизило привлекательность КБР для иностранного инвестора.

Оценивая результаты внешнеэкономической деятельности КБР в 1994 г., можно сказать, что, позитивные тренды тормозились наличием ряда сдерживающих развитие внешнеэкономической деятельности факторов, к числу которых можно отнести [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1262. Оп. 1. Д. 4. Л. 52]:

– кризис экономики России и банковского сектора;

– социально-политическая напряженность в Северо-Кавказском регионе, связанная с первой чеченской кампанией;

– деятельность отдельных национальных движений внутри республики, направленная на ее раздел;

– отсутствие необходимого уровня контроля за выполнением подписанных МИДом КБР документов.

Выводы

Экономика КБР в начале постперестроечного периода характеризовалась стагнацией и нестабильностью развития, что требовало поиска альтернативных путей для выхода из состояния кризиса. Правительство республики выдвинуло внешнеэкономическую деятельность в качестве одного из способов решения острых социально-экономических проблем, актуальных в начале 90-х гг. XX в. Для этого в КБР были созданы соответствующие органы исполнительной власти, организующие и координирующие данное направление работы: Министерство внешних сношений и по делам национальностей КБР, Министерство иностранных дел КБР, Комитет внешних экономических связей КБР.

Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в КБР, проводили работу по налаживанию контактов структур власти и управления республики с зарубежными деловыми кругами различных стран ближнего и дальнего зарубежья: США, Канады, Германии, Италии, Китая, Кипра, Венгрии, Румынии, Польши, Сирии, Турции, Иордании и др. С начала 1990-х гг. делегации из КБР с официальными визитами и по приглашению второй стороны непрерывно посещали государства, в которых проживали черкесские диаспоры: Турцию, Сирию, Иорданию и др. страны. Они принимались первыми и высокопоставленными лицами зарубежных стран. Правительством КБР также был организован ряд «ответных» мероприятий, проведение которых имело большое значение в связи с отсутствием у зарубежных соотечественников объективных данных об исторической родине, ее социальном, экономическом, культурном и политическом положении. Предпринятые сторонами меры позволили в последующем сотрудничать, в том числе в торгово-экономической сфере, способствовали открытию ряда совместных российско-иностранных и иностранных компаний на территории КБР.

Несмотря на ряд сложившихся благоприятных трендов, способствовавших развитию внешнеэкономической деятельности КБР в начале 90-х гг. XX в., были также и барьеры, исторически обусловленные и вновь появившиеся, которые значительно снижали эффективность результатов сотрудничества республики в сфере экономики с другими странами. В сложившейся законодательно-право-вой среде исследуемого периода иностранный бизнес, имущество иностранных собственников и сами иностранные граждане не были защищены в достаточной мере, отсутствовала оперативность в решении возникающих в ходе сотрудничества проблем, формирующиеся связи носили неустойчивый характер. Банковские возможности в КБР по-прежнему оставались на низком уровне. Длительность внутри региональных переводов денег и других банковских операций, неразвитость банковских услуг и всей финансово-кредитной системы, значительно снижали привлекательность КБР в качестве объекта для инвестирования со стороны иностранных партнеров.

Международная экономическая деятельность КБР могла осуществляться в анализируемом периоде исключительно в соответствии с Конституцией РФ и, несмотря на предоставляемые возможности и «свободы», под жестким контролем со стороны федеральных органов власти, все действия должны были быть скоординированы с Центром.

Несмотря на активность созданных в КБР в начале 90-х гг. XX в. неправительственных фондов в области привлечения иностранных инвестиций, их деятельность носила хаотичный и не благоприятный с точки зрения региональной «выгоды» характер, так как каждый фонд старался своими действиями получить эксклюзивные права на тот или иной вид деятельности, что ставило их в ранг монополистов, концентрирующих в своих руках некоторые народнохозяйственные отрасли республики. Управляющие органы в данный процесс практически не вмешивались и не регулировали его должным образом, что давало преимущественное право таким фондам приватизировать жизненно важные для развития экономики КБР объекты и комплексы.

Еще одним негативным событием исследуемого периода стало обострение политической ситуации на Северном Кавказе (1994 г. – Первая чеченская кампания), что привело к смещению акцентов в системе управления государством: экономические приоритеты ушли на второй план, выдвинув на первое место политические проблемы, следствием чего стало снижение эффективности используемых экономических механизмов и стимулов для взаимодействия КБР с иностранными партнерами.

Таким образом, систему управления внешнеэкономической деятельностью, сложившуюся в КБР в первые несколько лет 1990-х гг., сложно назвать эффективной и адаптивной по отношению к внешней среде, так как ряд внутри региональных проблем, проблем федерального масштаба и глобальных тенденций негативно отразился на результатах сотрудничества КБР с другими государствами.

1 Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» // Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120324/ (дата обращения: 08.05.2024).

2 Договор РФ и КБР «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики», 01.06.1994 г. (утратил силу). URL: https://base.garant.ru/165080/ (дата обращения: 20.05.2024 г.).

×

Sobre autores

Marina Zhanokova

Kabardinо-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Autor responsável pela correspondência
Email: s.marisabel@mail.ru
ORCID ID: 0000-0002-8043-0531

Candidate of Sciences (Economy)

Rússia, Nalchik

Bibliografia

  1. Dogovor o druzhbe i sotrudnichestve mezhdu gorodami Nal'chik (Kabardino-Balkarskaya Respublika, Rossiiskaya Federatsiya) i Amman (Iordanskoe Khashimitskoe Korolevstvo) [Treaty of Friendship and Cooperation between the cities of Nalchik (Kabardino-Balkarian Republic, Russian Federation) and Amman (Hashemite Kingdom of Jordan)]. In: Kabardino-Balkarskaya pravda. – 1994.23.08. – № 154 (18426). – P. 2. (In Russ.).
  2. KUSHKHABIEV A.V. Sotrudnichestvo Kabardino-Balkarii s cherkesskoi i karachaevo-balkarskoi zarubezhnymi diasporami v kontse XX – nachale XXI veka [Cooperation of Kabardino-Balkaria with Circassian and Karachay-Balkarian foreign diasporas in the late XX – early XXI century]. In: Elektronnyi zhurnal «Kavkazologiya». – 2022. – № 4. – P. 200-220. – doi: 10.31143/2542- 212X-2022-4-200-220. – EDN: INEPMT. (In Russ.).
  3. Upravlenie Tsentral'nogo gosudarstvennogo arkhiva Arkhivnoi sluzhby Kabardino-Balkarskoi Respubliki [Department of the Central State Archive of the Archival Service of the Kabardino-Balkar Republic]. (In Russ.).
  4. YAKOVLEV A.A., FREINKMAN L.M., ERSHOVA N.V. Kollektivnye deistviya inostrannogo biznesa v Rossii: osnovnye organizatsionnye formy, etapy i faktory ikh razvitiya [Collective actions of foreign business in Russia: the main organizational forms, stages and factors of their development]. – M.: NIU VShE. Seriya WP1 «Institutsional'nye problemy rossiiskoi ekonomiki», 2017. – Preprint WP1/2017/01. (In Russ.).

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Fig. 1. - The main directions of work of the Ministry of Foreign Affairs and Nationalities of KBR in the sphere of trade and economic relations in 1992-1993. [UTSGA AS Kabardino-Balkaria. F. R-1262. Op. 1. D. 1. 4. L. 2]

Baixar (251KB)
3. Fig. 2. - Actual “barriers” to the development of foreign economic activity in KBR in 1990-1992. [UTSGA AS Kabardino-Balkaria. F. R-1262. Op. 1. D. 1. 4. L. 15].

Baixar (220KB)
4. Fig. 3. - Procedure for cooperation and registration of joint Russian-foreign companies in the territory of the Kabardino-Balkaria [UTSGA AS Kabardino-Balkaria. F. R-1241. Op. 1. D. 25. L. 12].

Baixar (150KB)
5. Fig. 4. - Problems of legitimacy of the work of the executive authorities of the KBR in the sphere of foreign economic activity in 1993. [UTSGA AS Kabardino-Balkaria. F. R-1241. Op. 2. D. 30. L. 67].

Baixar (303KB)

Declaração de direitos autorais © Жанокова М.V., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição–NãoComercial 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».