The formation of the foundations and methods of managing people's capital in the Central Caucasus in the late of the 1840s (using the example of the malokabardinsky social sum)
- Authors: Beppaev A.R.1
-
Affiliations:
- Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
- Issue: No 1 (2025)
- Pages: 15-26
- Section: Medieval and Modern history
- Submitted: 17.04.2025
- Published: 31.03.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/288065
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-1-15-26
- EDN: https://elibrary.ru/AASBMJ
- ID: 288065
Cite item
Full Text
Abstract
The article investigates the issues of foundation development and ways of administering national capital in the Central Caucasus in the late of the 1840s, using the Malokabardin public administration as an example. The article identified the routes of replenishment and spending of monetary fees from the Malokabardinsky public during 1848-1849. It was determined that the primary source of income were monetary fees collected from the Malaya Kabarda population for the export of timber outside the Caucasian Line for sale, fines for crimes, and funds from the sale of property owned by locals who voluntarily moved from their native region to territories beyond the control of the Russian government. The Caucasian line’s head administers collected funds. The Caucasian Line forces’ headquarters, Chernomoriya, the head of the Caucasian Line Center, the Center’s state treasurer, and the Malaya Kabarda bailiff define their main operational areas within their respective jurisdictions. The mechanism for the treasurer to keep a specific corded ledger to record the arrival and expenditure of the Malokabardinsky public sum has been established, and the preservation of periodic reports on the arrival, expenditure, and balance of its amount has been examined. It is determined that in the late 1840s, the Malokabardinsky social sum was a significant financial instrument that established the principles and foundations for the growth and administration of the national capital. Its operation reflected the authorities’ goal to build a competent system of managing and accounting for financial resources in the Caucasus.
Full Text
Введение
К настоящему времени в отечественной историографии стало усиливаться внимание к функционированию в дореволюционный период финансовых институтов при учреждениях власти на местах, на которые «поначалу возлагались функции управления денежными активами и хранения, учета прихода и расхода средств, что было во многом сопоставимо с казначейскими функциями» [Бербекова 2023: 3]. Сохранились сведения о функционировании в 60-е гг. XIX в. в Осетинском округе Терской области Окружной общественной суммы [Административная практика… 2012: 307], общественной казны у карачаевского населения Кавказа [Нухрикян 2015а: 132; Нухрикян 2015b: 709-716], караногайском капитале в начале ХХ в. [Терский календарь 1915: 56] и т.п. Наиболее разработанной в кавказоведении в этом направлении представляется проблематика, связанная с функционированием общественного капитала в Нальчикском округе Терской области во второй половине XIX – начале ХХ в., который представлял собой «условную совокупность капиталов Кабардинской общественной суммы и сельских общественных касс» [Бербекова 2023: 186]. Также обращалось внимание на истоки становления Кабардинской общественной суммы во второй четверти XIX в. [Прасолов 2019b: 88; Прасолов 2019а: 60; Прасолов 2022: 76; Прасолов 2023: 34; Бербекова 2023: 34]. Вместе с тем проблемам становления основ и методов управления народным капиталом на Центральном Кавказе во второй половине 1840-х гг. на примере малокабардинской общественной суммы в историографии политической истории народов региона не уделялось. Тогда как в делопроизводственной практике управления Центра Кавказской линии и приставства Малой Кабарды сохранились сведения по состоянию на 1848–1849 гг. о малокабардинской общественной сумме, исследование материалов о которой дает возможность определить источники ее пополнения, учета и контроля, взаимодействия по этому вопросу в пределах собственных полномочий штаба войск Кавказской линии и Черномории, начальника Центра Кавказской линии, государственного казначея управления Центра и пристава Малой Кабарды и т.п. Исследование этого вопроса позволяет расширить представления об особенностях складывания общественного капитала на Центральном Кавказе, формирования принципов управления им со стороны учреждений российской военной власти в регионе и роли учреждений локального судебно-административного контроля (приставских управлений и специальных судебных учреждений для коренного населения) в этом регионе.
Вопросы, связанные с функционированием малокабардинской общественной суммы в конце 40-х гг. XIX в., в историографии не затрагивались. Тогда как некоторые аспекты складывания и развития Кабардинской общественной суммы в Центре Кавказской линии во второй четверти XIX в. рассматривались в трудах Д.Н. Прасолова и М.Х. Бербековой [Прасолов 2019b: 88; Прасолов 2019а: 60; Прасолов 2022: 76; Прасолов 2023: 34; Бербекова 2023: 34]. Сведения о состоянии исследований общих вопросов взаимодействия Управления Центра Кавказской линии с учреждениями локального судебно-административного контроля (в том числе, и с приставом Малой Кабарды) подытоживались в трудах А.Х. Абазова [Абазов 2007; Абазов 2015; Абазов 2016; Абазов 2017; Абазов, Нахушева 2020; Абазов 2023], И.Р. Марзей (Нахушевой) [Алхасова 2022; Алхасова 2024], Д.М. Алхасовой [Нахушева 2020; Абазов, Нахушева 2020; Нахушева 2021; Марзей 2021] и т.п. Тогда как сведения о малокабардинской общественной сумме сохранились в материалах управления Центра Кавказской линии и отложились в фонде И-16 («Управление Центра Кавказской линии») УЦГА АС КБР (г. Нальчик). Для ее характеристики в ходе исследования были проанализированы предписания начальника штаба войск Кавказской линии и Черномории начальнику Центра Кавказской линии, рапорта начальника Центра Кавказской линии главнокомандующему войсками на Кавказской линии и Черномории, рапорта пристава Малой Кабарды начальнику Центра Кавказской линии, предписания начальника Центра Кавказской линии приставу Малой Кабарды и казначею управления Центра, шнуровые книги «на записку прихода и расхода малокабардинской общественной суммы», периодические отчеты пристава Малой Кабарды о «приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы» и т.п.
Результаты исследования
О функционировании Кабардинской общественной суммы во второй четверти XIX в. известно, что некоторые правила ее функционирования были закреплены в Наставлении временному Кабардинскому суду генерала А.П. Ермолова от 1822 г. Поначалу она пополнялась в основном за счет отчислений по назначенным этим судом штрафов за преступления, уплаченных «местными жителями денег за вывоз леса из предгорных районов за пределы Кавказской линии для продажи» и т.п. Собранные таким образом средства расходовались на основании распоряжений начальника Центра Кавказской линии и шли на общественные нужды (проведение торжеств в честь пожалования императором знамени кабардинцам в 1844 г.; организация встреч местных жителей с представителями российский власти в регионе; содержание здания управления Центра и т.п.) [Цит. по: Прасолов 2019b: 88; Прасолов 2019а: 60; Прасолов 2022: 76; Прасолов 2023: 34; Бербекова 2023: 34]. Вместе с тем изучение этого имеет определенную исследовательскую перспективу. В архивных фондах управления Центра Кавказской линии сохраняется много документов по этому вопросу. Например, на основе анализа предписания штаба войск Кавказской линии и Черномории и.д. начальника Центра Кавказской линии от 7 августа 1846 г. видно, что главнокомандующий войсками распорядился до утверждения штата Кабардинского временного суда назначить туда на службу двух писарей из военных контонистов с выплатой жалования за счет средств Кабардинской общественной суммы [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 567. Л. 5].
В 1848–1849 гг. начальник Центра Кавказской линии состоял в активной переписке с приставом Малой Кабарды по вопросам движения денежных средств по малокабардинской общественной сумме. Анализ документов управления Центра Кавказской линии и приставского управления Малой Кабарды показывает, что в эти годы малокабардинская общественная сумма воспринималась как самостоятельный финансовый инструмент с собственным наименованием в делопроизводственной документации и отлаженной системой учета и отчетности движения средств по ней. Пристав Малой Кабарды, ответственный за сбор средств, регулярно отчитывался перед начальником Центра Кавказской линии, предоставляя подробные сведения о ее пополнении. Рапорта пристава по этой части тщательно проверялись и утверждались, что свидетельствует о строгом контроле за движением денежных средств по общественной сумме. Для этого были введены шнуровые книги «на записку прихода и расхода малокабардинской общественной суммы». Вероятно, время функционирования малокабардинской общественной суммы в качестве отдельного финансового института было недолгим, т.к. уже в 1852 г. в материалах управления Центра Кавказской линии встречаются распоряжения его начальника на основании рапортов пристава Малой Кабарды о зачислении собранных им пошлин с малокабардинского населения за вывоз леса на продажу в доход Кабардинской общественной суммы [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 297. Л. 21 об.]. Аналогичные сведения можно получить и на основе анализа рапортов и ведомостей о приходах и расходах Кабардинской общественной суммы за 1854–1855 гг. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1295. Л. 40]. Предположительно, между 1850 и 1851 гг. малокабардинская общественная сумма была присоединена к общекабардинской. Но этот вопрос требует дополнительного исследования.
Далее на конкретных примерах рассмотрим основные направления взаимодействия начальника Центра Кавказской линии с приставом Малой Кабарды по вопросам движения денежных средств по малокабардинской общественной сумме. Так, с 16 августа 1848 г. по 1 января 1849 г. от пристава Малой Кабарды на имя начальника Центра Кавказской линии направлялись рапорта о состоянии малокабардиснкой общественной суммы [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 1]. Например, 16 августа 1848 г. пристав Малой Кабарды хорунжий Тургиев направил рапорт начальнику Центра Кавказской линии, в котором сообщалось о взыскании с «проезжавших в разные места малокабардинцев, исключая жителей аулов Бековича и Константиновского, для продажи разного рода делового леса, начиная с 16 февраля по сие число, всего 400 руб. серебром, каковые… записаны на приход в шнуровой книге, препровождённой при упомянутой надписи [начальника Центра Кавказской линии с возложением обязанности производить такие денежные сборы] [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 1]. Из этой суммы 390 руб. 52 коп. были направлена в распоряжение начальника Центра Кавказской линии по факту, а остальные 87 руб. 48 коп. должны были быть отправлены в срочном порядке [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 1]. Подобные рапорты позволяли контролировать поступление средств в общественную сумму и их целевое использование. Они также служили важным источником информации о социально-экономической жизни Малой Кабарды в указанный период.
Анализ документов управления Центра Кавказской линии показывает, что в 1848–1849 гг. пристав Малой Кабарды рапортовал начальнику и направлял в его распоряжение денежные средства на пополнение малокабардинской общественной суммы примерно один раз в 2 месяца. Например, рапорта со схожим содержанием были направлены приставом начальнику Центра Кавказской линии 1 октября 1848 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 3.], 14 января 1849 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 4.], 2 марта 1849 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 6.], 4 мая 1849 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 7.] и т.п.
Кроме того, вопросы пополнения и расходования средств малокабардинской общественной суммы находились на контроле высшего военного начальства на Кавказе. Так, 7 мая 1849 г. из штаба войск Кавказской линии и Черномории в адрес начальника Центра Кавказской линии было направлено предписание, в котором сообщалось о том, что по распоряжению начальника Центра Кавказской линии был «заведен порядок пошлинного взыскания с Малой Кабарды, которая занимается промышленностью леса и штрафами за разные предметы, и каковым доходом в состоянии будет уделять часть подлежащих с нея денег на содержание учреждаемой в Нальчике общественной школы» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 8]. В этом документе начальнику Центра Кавказской линии также предлагалось предоставить отчетность о поступлении в доход денежных средств от этих сборов. В ответ на это 20 мая 1849 г. начальник Центра Кавказской линии ходатайствовал перед начальником Штаба генера-майором Филиповым выслать «шнуровую книгу на записку прихода и расхода малокабардинской общественной суммы» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 8 об.]. 13 июня 1849 г. из Штаба войск Кавказской линии и Черномории (канцелярии по управлению мирными горцами) шнуровая книга была направлена начальнику Центра Кавказской линии [УЦГА АС КБР. Ф. И-Оп. 1. Д. 921. Л. 11].
28 мая 1849 г. пристав Малой Кабарды сотник Тургиев в рапорте начальнику Центра Кавказской линии сообщал о том, что им было взыскано 125 руб. 90 коп. с малокабардинцев, выезжавших за пределы Кавказской линии для торговли лесом [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 10]. 19 июня 1849 г. Центральному казначею сотнику К. было предложено все собранные приставом Малой Кабарды сотником Тургиевым с 16 августа 1848 г. по 4 мая 1849 г. за вывоз из Кабарды за пределы Линии общественного леса для продажи и препровождённые начальнику Центра Кавказской линии средства в размере 1042 руб. 50 коп. записать в присланную из Штаба войск специальную шнуровую книгу [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 11 об.].
После получения шнуровой книги из управления Центра Кавказской линии в Штаб войск стали направляться периодические отчеты о «приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы, находящейся в распоряжении начальника Центра Кавказской линии» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 12]. Отчеты заверялись «центральным казначеем» сотником К. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 12]. Анализ отчетов позволяет сформировать представления о малокабардинской сумме на начальных этапах становления и развития системы общественного капитала на Центральном Кавказе в это время. Так, в отчете о «приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы за май-июнь 1849 г.» в числе доходных статей указывались только суммы, собранные с местных жителей за пересечение линии с целью продажи общественного леса (а именно: 916 руб. 25 коп. – по состоянию до получения шнуровой книги, и 331 руб. 25 коп. – после). Всего в анализируемом отчете по доходной статье было зафиксировано 1244 руб. 50 коп. Расходов показано не было [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 13 об. – 14]. В аналогичном отчете за август 1849 г. статьи прихода были теми же, общая сумма прихода составляла 1282 руб. 30 коп. Расходов не было [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 16 об. – 17]. Это еще раз подчеркивает, что на начальном этапе становления и развития народного капитала на Центральном Кавказе во второй четверти XIX в. основным источником формирования малокабардинской общественной суммы являлись сборы с местного населения за продажу леса. А шнуровая книга, в свою очередь, представляла собой важный документ, в котором фиксировались все приходные и расходные операции с общественными средствами малокабардинского общества.
Далее можно охарактеризовать процедуру направления денежных средств по этой части. Так, пристав Малой Кабарды являлся основным сборщиком податей и периодически направлял и начальнику Центра Кавказской линии в сопровождении собственным рапортом. Начальник Центра Кавказской линии на входящем рапорте ставил отметку о получении денежных средств и ставил резолюцию (предписание) казначею сотнику К. о необходимости записать представленные деньги в приход в шнуровую книгу о малокабардинской общественной сумме [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 15 об.].
Схожая процедура применялась и в отношении денежных средств, собранных приставом Малой Кабарды с жителей подведомственной территории в виде штрафов за преступления. Например, в рапорте пристава Малой Кабарды начальнику Центра Кавказской линии от 23 октября 1849 г. сообщалось о том, что «с жителей Малой Кабарды в штраф за разные преступления деньги» было взыскано 200 руб. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 19–19 об.]. Пристав испрашивал распоряжение начальника Центра Кавказской линии о том, как поступить с этими деньгами. Начальник Центра Кавказской линии предписал направить их в управление Центра Кавказской линии для приобщения к малокабардинской общественной сумме, а казначею, в свою очередь, принять их и отразить в качестве прихода в той шнуровой книге, в которой заносились сведения о приходе средств от сборов за право вывоза общественного леса за пределы линии для продажи. В связи с этим в отчете начальника Центра Кавказской линии о «приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы» за октябрь 1849 г. к обычной статье прихода (за вывоз из Кабарды за Линию леса для продажи) добавилась еще одна статья – «от взыскания с малокабардинцев в штраф за разные преступления» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 21 об.]. В октябре 1849 г. расходов также не было, а общий размер суммы был 1594 руб. 35 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 21 об.]. В целом, штрафы, взимаемые приставом Малой Кабарды с местного населения, служили важным источником пополнения малокабардинской общественной суммы, которая находилась под контролем вышестоящего начальства в регионе.
В ноябре 1849 г. ситуация не измелись, а общий размер суммы вырос до 1650 руб. 85 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 26]. В декабре 1849 г. к этим статьям дохода суммы добавилась еще одна – от продажи имущества жителей подведомственной малокабардинскому приставу территории, самовольно переселившихся (бежавших) за пределы Кавказской линии. Так, в рапорте пристава Малой Кабарды начальнику Центра Кавказской линии от 12 декабря 1849 г. сообщалось о том, что после побега жителя подведомственной ему территории И-Ва осталось 30 баранов, которые были проданы приставом Малой Кабарды на основании распоряжения начальника Центра Кавказской линии за 35 руб. 25 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 27]. В рапорте пристав испрашивал разрешение начальника Центра Кавказской линии о том, как распорядиться вырученными средствами. Начальник Центра Кавказской линии принял такое же решение, как и в случаях с пошлинами за вывоз леса для продажи и сборами штрафов за преступления. Он уведомил пристава о необходимости пополнить ими малокабардинскую общественную сумму, а центральному казначею предписал записать на приход в шнуровую книгу малокабардинской общественной суммы [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 27 об.]. В отчете о «приходе, расходе и остатке Малокабардинской общественной суммы» за декабрь 1849 г. добавилась строка, которой до этого не было – «вырученные от продажи после побега… И-ва тридцати штук баранов» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 28 об.]. Расходов по-прежнему было. Общий размер суммы вырос до 1686 руб. 20 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 28 об.]. В отчете за декабрь 1849 г. была помещена резолюция начальника Центра Кавказской линии с предписанием казначею сотнику Крамаревскому о том, что «оставшуюся от прошлого 1849 г. к 1 числу января сего 1850 г. малокабардинская общественная сумма – 1686 руб. 20 коп. серебром препровождаю Вашему Благородию записать на приход в высланную книгу из Штаба войск Кавказской линии и Черномории на записку прихода и расхода этой суммы в 1850 году» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 28 об.]. Т.е. основным распорядителем малокабардинской общественной суммы в то время было управление Центра Кавказской линии, движение денежных средств по ней (приход, расход) осуществлялось на основании распоряжений (предписаний) начальника Центра Кавказской линии. И к этому времени сложились и практиковались основные принципы управления общественным капиталом региона. Пристав Малой Кабарды отчитывался перед начальником Центра Кавказской линии, который, в свою очередь, давал указания центральному казначею о том, как использовать поступившие средства. Казначей вел учет всех поступлений и расходов в шнуровой книге. Получается, что к концу 1849 г. малокабардинская общественная сумма пополнялась из нескольких источников: пошлины за вывоз леса, штрафы за преступления и средства, вырученные от продажи имущества бежавших жителей.
Заключение
Таким образом, в 1848–1849 гг. основной доход малокабардинской общественной суммы составляли денежные сборы с населения Малой Кабарды за вывоз леса за пределы Кавказской линии для продажи, штрафы за преступления и средства от продажи имущества местных жителей, самовольно переселившихся из региона проживания на неподконтрольные российской власти территории. Собранные средства направлялись в распоряжение начальника Центра Кавказской линии. Расходная часть была представлена незначительными суммами на делопроизводство и почтовые отправления. Сведения обо всех средствах заносились казначеем управления Центра Кавказской линии в выданную для этих целей штабом войск на Кавказской линии и Черномории начальнику Центра специальную шнуровую книгу для фиксирования прихода и расхода малокабардинской общественной суммы. Казначей управления осуществлял финансовые операции на основании предписания начальника Центра Кавказской линии. Анализ периодических отчетов о приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы показывает, что в 1848–1849 гг. ее размер постоянно увеличивался. Начальник Центра Кавказской линии, в свою очередь, отвечал за общее руководство сбором и распределением денежных средств с населения Малой Кабарды за вывоз леса и штрафов за преступления. Он контролировал деятельность пристава и казначея, следил за своевременностью поступления платежей и целевым использованием денежных средств. В конце 1840-х гг. малокабардинская общественная сумма представляла собой важный финансовый инструмент, закладывавший принципы и основы пополнения и управления народным капиталом. Ее функционирование отражало стремление властей к налаживанию эффективной системы управления и учета финансовых ресурсов на Кавказе.
About the authors
Azamat R. Beppaev
Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: beppaev33@mail.ru
аспирант Russian Federation
References
- ABAZOV A.KH. K voprosu o deyatel'nosti Kabardinskogo vremennogo suda [On the question of the activities of the Kabardian Provisional Court]. In: Arkhivy i obshchestvo. – 2007. – № 3. – P. 50-57. (In Russ.).
- ABAZOV A.KH. Kabardinskii vremennyi sud v usloviyakh integratsii Kabardy v sostav Rossiiskoi imperii vo vtoroi chetverti XIX v [The Kabardian Provisional Court in the context of Kabarda's Integration into the Russian Empire in the second Quarter of the 19th century]. In: Kavkazskii sbornik. – M.: Russkaya pano-rama, 2015. – P. 150-170. (In Russ.).
- ABAZOV A.KH. Narody Tsentral'nogo Kavkaza v sudebnoi sisteme Rossiiskoi imperii v kontse XVIII – nachale XX v [The peoples of the Central Caucasus in the judicial system of the Russian Empire in the late XVIII – early XX century]. – Nal'chik: «Pechatnyi dvor», 2016. – 264 p. (In Russ.).
- ABAZOV A.KH. Narody Tsentral'nogo Kavkaza v politiko-pravovom prostranstve Rossiiskoi imperii: sudebnye preobrazovaniya kontsa XVIII – nachala XX v. [The Peoples of the Central Caucasus in the Political and Legal Space of the Russian Empire: judicial Transformations of the Late 18th – early 20th Centuries]. Dis. d-ra ist. n-k. – Nal'chik, 2017. – 505 p. (In Russ.).
- ABAZOV A.KH. Deloproizvodstvennaya praktika Kabardinskogo vremennogo suda: dokumental'noe izmerenie regional'noi integratsii narodov Tsentral'nogo Kavkaza v 1822-1858 gg. [Clerical practice of the Kabardian Provisional Court: a documentary measurement of the regional integration of the peoples of the Central Caucasus in 1822-1858]. In: Novoe proshloe. – 2023. – №1. – P. 48-63. (In Russ.).
- ABAZOV A.KH., NAKHUSHEVA I.R. Pristavskie upravleniya na Severnom Kavkaze v posled-nei treti XVIII – pervoi polovine XIX veka: evolyutsiya deyatel'nosti [Bailiff offices in the North Caucasus in the last third of the XVIII – first half of the XIX century: the evolution of activity]. In: Nauchnyi dialog. – 2020. – № 8. – P. 287-300. (In Russ.).
- Administrativnaya praktika Rossiiskoi imperii na Tsentral'nom Kavkaze s kontsa XVIII v. do 1870 g. (na materiale Osetii) [Administrative practice of the Russian Empire in the Central Caucasus from the end of the XVIII century to 1870 (based on the material]: Sbornik dokumentov. Sost., vstup. st., komment. E.I. Kobakhidze. Vladikavkaz: IPO SOIGSI, 2012. – 399 p. (In Russ.).
- ALKHASOVA D.M. Deloproizvodstvennaya dokumentatsiya upravleniya Tsentra Kavkazskoi linii v 30-50-kh gg. XIX v. [Office documentation of the Office of the Center of the Caucasian Line in the 30-50s of the XIX century]. In: Elektronnyi zhurnal "Kavkazologiya". – 2022. – № 1. – P. 30-47. (In Russ.).
- ALKHASOVA D.M. Upravlenie Tsentra Kavkazskoi linii v administrativnoi sisteme i politicheskoi praktike Rossiiskoi imperii v 30–50-e gg. XIX v. [Management of the Center of the Caucasian Line in the administrative system and political practice of the Russian Empire in the 3050s of the XIX century]. Dis. kand. Ist. n-k. – Stavropol', 2024. – 224 p. (In Russ.).
- BERBEKOVA M.KH. Obshchestvennyi kapital v sisteme finansovo-ekonomicheskikh otnoshe-nii Nal'chikskogo okruga Terskoi oblasti vo vtoroi polovine XIX – nachale XX v. [Public capital in the system of financial and economic relations of the Nalchik district of the Tersk region in the second half of the XIX – early XX century]. Diss. kand. ist. n-k. – Nal'chik, 2023. – 206 p. (In Russ.).
- MARZEI I.R. Sistema pristavskikh upravlenii na Severnom Kavkaze v 1769–1864 gg. [The system of bailiff offices in the North Caucasus in 1769-1864]. Diss. kand. ist. n-k. – Nal'chik, 2021. – 193 p. (In Russ.).
- NAKHUSHEVA I.R. Pristavskoe upravlenie v Kabarde v 1769-1858 gg.: dinamika, polnomochiya, personalii [Bailiff's office in Kabarda in 1769-1858: dynamics, powers, personalities]. In: Elektronnyi zhurnal "Kavkazologiya". – 2020. – № 3. – P. 60-78. (In Russ.).
- NAKHUSHEVA I.R. K voprosu o finansirovanii deyatel'nosti pristavskikh upravlenii na Kavkaze v nachale 50-kh gg. XIX v. [On the issue of financing the activities of bailiff offices in the Caucasus in the early 1850s.]. In: Shag v nauku – 2021: Sbornik materialov Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, Nal'chik, 08–10 fevralya 2021 goda. – Nal'chik: Kabardino-Balkarskii nauchnyi tsentr Rossiiskoi akademii nauk, 2021. – P. 190-193. (In Russ.).
- NUKHRIKYAN E.S. Normativno-pravovaya osnova obshchestvennogo imushchestva Karachaya i Balkarii v poreformennyi period (1860-e gg. – nachalo XX v.) [The regulatory and legal basis of public property in Karachay and Balkaria during the reform period (1860s early twentieth century)]. In: Politika i obshchestvo. – 2015. – № 6 (126). – P. 709-716. (In Russ.).
- NUKHRIKYAN E.S. Evolyutsiya pravovogo regulirovaniya zemlepol'zovaniya v gorskikh obshche-stvakh Karachaya i Balkarii (1860-e gg. – nachalo XX v.) [The evolution of legal regulation of land use in the mountain societies of Karachay and Balkaria (1860s early twentieth century)]. In: Istoricheskie, filosofskie, politi-cheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i prak-tiki. – 2015. – № 6-2 (56). – P. 128-134. (In Russ.).
- PRASOLOV D.N. S"ezdy doverennykh v praktikakh mestnogo samoupravleniya kabardintsev i balkartsev vo vtoroi polovine XIX – nachale XX v. [Congresses of Kabardians and Balkarians trusted in the practices of local self–government in the second half of the XIX early XX century]. – Nal'chik: Izdatel'skii otdel IGI KBNTs RAN, 2019. – 208 p. (In Russ.).
- PRASOLOV D.N. S"ezdy doverennykh v praktikakh mestnogo samoupravleniya kabardintsev i balkartsev vo vtoroi polovine XIX – nachale XX v. [Congresses of Kabardians and Balkarians trusted in the practices of local self–government in the second half of the 19th early 20th centuries]. – Nal'chik: Izdatel'skii otdel IGI KBNTs RAN, 2019. – 208 p. (In Russ.).
- PRASOLOV D.N. S"ezdy doverennykh v politicheskoi kul'ture kabardintsev i balkartsev [Congresses of Kabardians and Balkarians trusted in political culture]. – Nal'chik: Print-Tsentr, 2022. – 240 p. (In Russ.).
- PRASOLOV D.N. Prazdniki kak resurs vlasti v politicheskoi kul'ture tsentra Kavkazskoi linii [Holidays as a resource of power in the political culture of the center of the Caucasian Line]. In: Vestnik KBIGI. – 2023. – № 1 (56). – P. 30–37. (In Russ.).
- Terskii kalendar' na 1915 god [The Terek calendar for 1915]. Vyp. 24 / pod red. S.P. Gortinskogo. – Vladikavkaz: izd. Terskogo obl. stat. kom, 1915. – 221 p. (In Russ.).
- Upravlenie Tsentral'nogo gosudarstvennogo arkhiva Arkhivnoi sluzhby KabardinoBalkarskoi Respubliki (g. Nal'chik) [Department of the Central State Archive of the Archival Service of the Kabardino-Balkarian Republic (Nalchik).]. (In Russ.).
Supplementary files
