Lelya Kunizheva is the first professional ethnographer of the Abaza people
- 作者: Albogachieva M.S.1
-
隶属关系:
- Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences
- 期: 编号 1 (2025)
- 页面: 374-382
- 栏目: Essays, notes, reviews
- ##submission.dateSubmitted##: 17.04.2025
- ##submission.datePublished##: 17.04.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/288091
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-1-374-382
- EDN: https://elibrary.ru/YJFESO
- ID: 288091
如何引用文章
全文:
详细
In June 2024, Lyolya Zamakhshyarievna Kunizheva defended her thesis within the walls of the Leningrad branch of the Institute of Ethnography named after N. N. Miklukho-Maclay of the USSR Academy of Sciences (now the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamer) of the Russian Academy of Sciences. She became the first professional ethnographer of the Abaza people and rightfully entered the galaxy of the best domestic Caucasian scholars.
We attempted to identify the direction of action of this complex personality in this piece, rather than attempting to analyze her work. The biography, which follows the scientist's scientific endeavors and his civic role in promoting Abazin history and culture, is described in full in the article.
In conclusion, it is noted that the influence of Leli Zamakhsherievna Kunizheva on science and culture cannot be overestimated. Her multifaceted activities had a significant impact on the preservation and popularization of Abaza culture, laid a solid foundation for future research and cultural initiatives.
When writing the article, a biographical method was used, which made it possible to consider various aspects of the life of L.Z. Kunizheva.
全文:
Лёля Кунижева родилась 14 декабря 1942 г. в ауле Псыж Черкесской автономной области в семье героя Советского Союза Замахшяри Османовича Кунижева.
Успешно окончив среднюю школу, она поступила в Карачаево-Черкесский педагогический институт, который окончила с отличием в 1966 г. Получив высшее образование, она по распределению вернулась в Карачаево-Черкесию и проработала два года учительницей в школах хутора Фроловский и аула Икон-Халк [Хабекирова, Курмансеитова 2010: 187].
Лёля Замахшяиевна с юности проявляла интерес к изучению истории и этнографии абазинского народа. Пунктуальная, исполнительная, талантливая и любознательная, она отличалась от своих сверстниц. Трудолюбивую и способную молодую абазинскую девушку трудно было не заметить. Регион нуждался в своих профессиональных кадрах и регулярно отправлял в аспирантуру вузов Москвы, Ленинграда, Тбилиси талантливых и подающих надежды молодых людей. Отбором будущих аспирантов от представителей пяти титульных наций республики занимался ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Ханафи Идрисович Суюнчев. При выборе кандидатов для поступления он учитывал не только личные качества, но склонность соискателя к научным изысканиям. Кандидатуры, выбранные им для поступления, оправдали возложенные на них надежды и успешно окончили учебу. Они стали профессионалами своего дела. В числе последних была и Л.З. Кунижева, которая в 1969 г. поступила в аспирантуру Ленинградского отделения Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Встреча Лёли Замахшяриевны и Леонида Ивановича Лаврова (1909–1982 гг.) была не случайна, скорее она была предопределена судьбой. Леонид Иванович – признанный ученый кавказовед и абазиновед, его научные интересы были тесно связаны с абазинским народом. Вести полевые исследования в абазинских районах Карачаево-Черкесии Леонид Иванович начал еще до войны и в 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «История абазинского народа». Его научные интересы, безусловно, были связаны с различными народами Кавказа, но в тот период они были аккумулированы вокруг изучения абазинского народа. Результатом его научных изысканий стали следующие работы:
- Абазины. Историко-этнографический очерк // Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Вып. 1. 5–47;
- Абазины // Народы Карачаево-Черкесии (Историко-этнографические очерки). Ставрополь, 1957. С. 81–118;
- Абазины // Народы Кавказа. М., 1960. Т. I. С. 232–242. (Сер. «Народы мира»).
Л.И. Лавров был не только выдающимся ученым, но и одним из организаторов отечественного кавказоведения. Его неизменной заслугой является то, что он был учителем и других талантливых исследователей, с которыми щедро делился своими знаниями. Это Г.С. Аракелян (Харатян), М.-Г.А. Гаджиев, Ю.Ю. Карпов, Г.Г. Копешавидзе, Э.Х. Панеш, Р.К. Чанба, А.И. Шамилов [Карпов 2009: 85]. Ученики Леонида Ивановича, как и Лёля, стали профессионалами своего дела и внесли значительный вклад в изучение истории и этнографии народов Кавказа.
Леонид Иванович многие годы посвятил изучению абазинского народа, был знаком со многими выдающимися деятелями абазинского народа и лично с отцом его подопечной – Замахшяри Османовичем Кунижевым, участником Польского похода, Советско-финской и Великой Отечественной войн, первым уроженцем Карачаево-Черкесии, удостоенным звания «Герой Советского Союза» [Дзыба 2024]. Часто бывая среди абазин во время сбора полевых материалов, Л.И. Лавров обратил внимание и неподдельный интерес к истории и этнографии абазинского народа у молодой абазинки, которая получила высшее образование и вернулась на родину. Дружеские отношения с этой семьей, возникшие и укрепившиеся благодаря многолетним неоднократным поездам, позволили ему увидеть в Л. Кунижевой талантливого и пытливого исследователя. По приглашению Л.И. Лаврова она впервые приехала в Ленинград и увидела город на Неве, с которым все последующие годы она была связана научными и дружескими связями неразрывно. Через год она поступила в аспирантуру. Вопрос о том, кто будет ее научным руководителем, даже не возник, так как Л.И. Лавров заведовал сектором Кавказа. За годы учебы Л. Кунижева смогла освоить основы этнографической науки и стала высококлассным специалистом. Она была частым и желанным гостем в семье Леонида Ивановича Лаврова и Натальи Николаевны Гревенс. Коллега Л. Кунижевой, Айшат Хамидовна Дзыба, рассказывает, что Лёля Замахшяриевна, часто вспоминала о своих аспирантских годах учебы в Ленинграде и семье Лавровых. Доброту и заботу Натальи Николаевны она ощущала не только во время учебы, но и в последующие годы жизни. Контакты с Лавровыми продолжались всю жизнь.
Сельской учительнице, приехавшей в Ленинград, удалось наладить дружеские отношения и с коллегами. Ее коммуникабельность и творческий подход к любой теме позволяли ей двигаться в ее научном поиске дальше других. Её профессиональная деятельность, начавшаяся в Академии наук, где она научилась проводить полевые исследования, помогли ей при сборе материала непосредственно у представителей абазинского народа. Ее знания были подкреплены тем, что она хорошо владела родным языком. Хорошее знание методики сбора полевого материала позволили ей запечатлеть в своих публикациях сюжеты материальной и духовной культуры уходящей эпохи. Результатом ее хорошей академической подготовки стала ее успешная защита в стенах Музея антропологии и этнографии. Ее профессионализм был подтвержден в 1974 г. успешной защитой диссертации на оискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Домашние промыслы и ремесла абазин (XIX – начало XX в.)», где она подробно описала различные ремесленные техники и процессы изготовления, что позволило сохранить знания о традиционных методах производства и об искусстве абазинского народа. Это стало важным звеном в цепи передачи знаний о богатой и самобытной культуре абазин для будущих поколений. Официальными оппонентами диссертации Л. Кунижевой были доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Лениградского государственного университета Рудольф Фердинандович Итс (1928–1990) и кандидат исторических наук, научный сотрудник Кавказского кабинета Института народов Азии АН СССР Саурмаг Саргисович Какабадзе (1928–1977). Оба оппонента являлись признанными учеными, внесшими существенный вклад в этнографическую науку. Их согласие быть оппонентами свидетельствует о высоком уровне диссертационного исследования Л.З. Кунижевой, которое не потеряло своей актуальности и сегодня.
Знания, полученные при обучении у корифеев науки в стенах Петровской Кунсткамеры, она пронесла сквозь всю свою жизнь, изучая и вводя в научный оборот никем до нее не изученные и не описанные этнографические и исторические материалы о своем народе.
В июне 2024 г. исполнилось 50 лет, как Лёля Замахшяриевна Кунижева защитила кандидатскую диссертацию в стенах Ленинградского отделения Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР (ныне – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. В память о ней в Кунсткамере подготовлен сборник «Научное наследие Л.З. Кунижевой» (2024). Это сборник позволяет изучить жизнь малочисленного абазинского народа. Необходимость в этой работе была продиктована тем, что работая по теме НИР мы сталкивались с тем, что значительная часть ее работ отсутствует в Российской национальной библиотеке, в Российской государственной библиотеке им. Ленина в Москве, в Библиотеке Академии наук Санкт-Петербурга и в других крупных библиотеках страны. Основные научные труды Л. Кунижевой были рассредоточены по различным региональным изданиям и не попали в обязательную библиотечную рассылку. Ввиду этого основной массив опубликованных статей остался в библиотеках и архиве Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, где она проработала всю жизнь. Не все выявленные материалы Л.З. Кунижевой вошли в предлагаемое вниманию читателя издание. Составители провели анализ работ и включили в книгу только избранные статьи касающиеся истории и этнографии малочисленного народа. Такие сборники научных трудов важны для исследователей, потому что благодаря подобным публикациям авторские работы становятся доступными для широкого круга читателей.
Ее работы охватывают широкий спектр тем, включающих традиции, обычаи, фольклор и повседневную жизнь абазин. Одним из ключевых достижений Л. Кунижевой стало систематическое описание и анализ обычаев абазин. Она детально исследовала праздники, ритуалы и обряды, выделив их значимость в формировании национальной идентичности малочисленного абазинского народа. Благодаря ее трудам, многие из этих традиций были сохранены и задокументированы для будущих поколений. Еще ждут своих исследователей неопубликованные работы, связанные с патронимией абазин. Научные интересы Лёли Кунижевой были столь широки и многоплановы, что трудно найти проблему, которой бы она не коснулась в своих исследованиях. Л.З. Кунижева автор более 60 научных трудов, в том числе монографических исследований «Абазины: историко-этнографический очерк» (Черкесск, 1989; в соавт.), «Народные промыслы абазин» (Черкесск, 2005). Важным аспектом работы Кунижевой было ее стремление сохранить наработки предыдущих поколений исследователей. Она тщательно собирала архивные данные, восстанавливала забытые имена и работы тех, кто ранее занимался изучением абазинской культуры. Этот трудоемкий процесс помог не только сохранить ценные сведения, но и ввести в научный оборот имена зарубежных исследователей, занимавшихся изучением истории, культуры, традиций абазинского народа. Выявленные материалы легли в основу монографии «Абазины в источниках иностранных и российских авторов» (Черкесск, 2008) и др.
Важной частью научного наследия Лёли Замахшяриевны Кунижевой стала ее педагогическая и просветительская деятельность. Она активно участвовала в работе с молодежью, стремясь передать свои знания и любовь к абазинской культуре. Благодаря ее лекциям и публикациям, многие молодые абазины получили возможность глубже познакомиться с историей и культурой своего народа. Она стала одним из авторов учебного пособия для учащихся старших классов «Народы Карачаево-Черкесии: история и культура» (Черкесск, 1998).
Лёля Замахшяриевна понимала важность передачи культурных ценностей и традиций своего малочисленного народа следующим поколениям. Она организовывала лекции и мастер-классы, на которых делилась своими знаниями и опытом с молодежью, вдохновляя их на изучение и сохранение абазинского наследия. Л. Кунижева являла собой образец настоящего, вдумчивого исследователя, соответствующего требованиям, предъявляемым классиками отечественной этнографии к исследователю.
Её стремление воспитать новое поколение исследователей, увлечённых изучением своего родного края, принесло свои плоды: многие её ученики и последователи продолжают работать в области этнографии и истории, вдохновлённые её примером. Ее ученица Фатима Куначева преподает в Карачаево-Черкесском государственном университете имени У.Д. Алиева и является продолжателем темы абазиноведения, которой была посвящена вся жизнь Л. Кунижевой [Керейтов 2002: 3].
Не менее значимым аспектом деятельности Лёли Замахшяриевны была ее работа по написанию и изданию научно-популярной литературы. Эти книги, адресованные широкой аудитории, способствовали повышению интереса к абазинской истории и культуре среди людей различных возрастов и профессий. Ее стиль изложения, сочетавший научную точность с доступностью, делал эти издания особенно ценными для школьников и студентов, стимулируя их к дальнейшему изучению и исследованию малочисленного народа.
Л. Кунижева с 1974 г. и до конца своей жизни работала в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований, пройдя путь от старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника до заведующего сектором этнографии народов Карачаево-Черкесии и отдела абазиноведения [Некролог 2010: 4]
Как профессиональный этнограф-абазиновед Л. Кунижева воплотила в себе непреходящие по своей ценности традиции российской этнографии. Под руководством Лёли Замахшяриевны Кунижевой были организованы многочисленные экспедиции в различные уголки Абазинского региона [Хабекирова 2002: 253]. Эти поездки позволили ей не только глубже исследовать культурные особенности и жизненный уклад абазинского народа, но и установить тесные связи с местными жителями. Прекрасное владение абазинским языком позволило ей оставаться своей в любом обществе. Знание языка, абазинского менталитета играли ключевую роль в ее работе. Достоверные данные и подробные рассказы о традициях и устоях позволили ей ввести в научный оборот многие материалы, касающиеся различных аспектов абазинской культуры.
В работах Лёли Замахшяриевны подняты и отражены проблемы этнографии, этнической истории, социальной организации абазинского народа, которые позволяют изучать не только историко-этнографические аспекты бытования народа, но и другие, смежные вопросы, касающиеся языка и культуры малочисленного народа. Возможно, именно из-за такого комплексного подхода работы Л. Кунижевой в равной мере интересны специалистам в разных областях науки – как историкам, так и филологам, философам и даже краеведам.
Ее опыт и знания были очень востребованы в Карачаево-Черкесии после ее возвращения на родину. Она была единственным профессиональным этнографом и экспертом по всем вопросам, связанным с историей, этнографией и антропологией абазинского народа. Исследовательская и просветительская работа Лёли Замахшяриевны также включала активное использование современных технологий и медиаресурсов. Она принимала участие в создании документальных фильмов, теле- и радиопередач, посвященных абазинской культуре. Эти проекты позволяли максимально широко распространять знания о культуре и истории абазинского народа, делая их доступными для широкой аудитории.
На радио и телевидении она всегда была востребована, как ученый способный ответить на все вопросы по истории и этнографии своего народа. 12 июня 1993 г. на канале Государственной телерадиовещательной компании «Карачаево-Черкесия» вышла в эфир первая телевизионная передача на абазинском языке. На начальном этапе своей работы телерадиокомпания не имела ни записывающего, ни монтажного оборудования. Все передачи шли в прямом эфире из студийного павильона, размещенного в здании бывшего Дома политпросвещения. Приоритетной задачей для творческой группы было запечатлеть современную историю и людей. Большую помощь в этом вопросе оказали абазинские ученые и просветители, которые видели в этих передачах возможность показать свой народ с разных сторон. Не осталась в стороне от этого вопроса и Лёля Кунижева, которая вела цикл передач «Наши обычаи». Они пользовались большой популярностью у зрителей, имевших возможность из уст профессионального этнографа абазинского народа слышать на родном языке различные интересные истории из жизни абазин, узнавать об их традициях и обычаях[1].
Лёля Кунижева участвовала в написании коллективной монографии «Абазины», в которой нашли отражение различные аспекты материальной и духовной культуры, этническая история, этнокультурные процессы, происшедшие в жизни абазин за годы советской власти.
Лёля была редактором и рецензентом многих коллективных трудов и монографий, посвященных проблемам традиционной культуры, социальной организации, этнической истории, этнических процессов, происходивших не только в абазинском обществе, но и в Карачаево-Черкесии.
Заслуги Кунижевой были отмечены наградами и признанием как на национальном, так и на международном уровнях. Она принимала участие в конференциях, научных чтениях, конгрессах и симпозиумах, где представляла результаты своих исследований, обменивалась опытом с коллегами и налаживала научные контакты. Она принимала участие в организации региональных конференций, и сама по возможности участвовала в конференциях, проходивших на Кавказе и за его пределами. Отдавая свой долг памяти Л.И. Лаврова, регулярно старалась выезжать на Лавровские чтения в Ленинград. Неоднократно принимала участие в конгрессах антропологов и этнологов, в международных конференциях, проходивших в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Благодаря ее усилиям, изучение абазинской культуры привлекло внимание зарубежных исследователей, что привело к расширению круга участников и углублению межкультурного диалога. Ее труды представляли и представляют интерес не только для абазин и исследователей Кавказа, но и для зарубежной диаспоры. Здесь же отметим, что абазины в XIX в. вынуждены были покинуть историческую родину и переселиться в Туцию. С этого периода они живут за рубежом, расселившись из Турции по странам Европы и Америки. Важной частью деятельности Лёли Замахшяриевны было поддержание и развитие связи с диаспорами абазинского народа за рубежом. Она активно общалась с представителями абазинских общин, оказывая им информационную и консультационную поддержку, помогала организовывать культурные мероприятия и праздники. По сценарию Л. Кунижевой в Германии был снят фильм про абазинский праздник первой борозды «Нып» [Некролог 2010]. Прошли века, но значительная часть мухаджиров знает о своем происхождении и изучает историю и этнографию своего народа. Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара» размещает на своей странице книги и интересные статьи, позволяющие репрезентировать через интернет-пространство свой народ и его культуру.
На протяжении всей своей жизни Лёля Замахшяриевна продолжала изучать культуру и традиции абазинского народа. Она и по сей день остается символом любви к своему народу и преданности своей культурной миссии, вдохновляя новые поколения на продолжение ее дела. Благодаря её трудам и многолетним усилиям, культура и традиции малочисленного абазинского народа не только сохранились, но и обогатились новыми идеями и проектами. Её деятельность стала примером того, как один человек способен изменить судьбу целого народа и оставить неизгладимый след в его истории.
[1] Б. Хасароков Телевидение на национальном языке: 26 лет назад началось вещание на абзинском. URL https://www.abaza.org/televidenie-na-natsionalnom-yazyke-26-let-nazad-nachalos-veschanie-na-abazinskom (дата обращения 12.12. 2024)
作者简介
Makka Albogachieva
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences
编辑信件的主要联系方式.
Email: albmac@mail.ru
доктор исторических наук 俄罗斯联邦
参考
- DZYBA A.KH. Lelya Kunizheva. Slovo ob uchenom [Lelya Kunizheva. A word about the scientist]. In: Vestnik Karachaevo-Cherkesskogo in-stituta gumanitarnykh issledovanii imeni Kh.Kh. Khapsirokova. Posvyashchaetsya pamyati uche-nykh-etnografov R.Kh. Kereitova i L.Z. Kunizhevoi. – Cherkessk: KChGU, 2024. – P. 62-69. (In Russ.).
- KARPOV YU.YU. Istorik. Etnograf. Kavkazoved. K stoletiyu so dnya rozhdeniya L.I. Lavrova [Historian. The ethnographer. The Caucasian scholar. On the centenary of the birth of L.I. Lavrov]. In: Nauchnaya mysl' Kavkaza. – 2009. – № 2. – P. 84–92. (In Russ.).
- KEREITOV R.KH. Predannaya nauke [Devoted to science]. In: Ekspress-pochta. – 2002. – 19 dek. (№ 51). – P. 1. (In Russ.).
- KHABEKIROVA KH.A. Kunizheva Lelya Zamakhshyarievna [Kunizheva Lelya Zamakhsharievna]. In: Karachaevo-Cherkesskii institut gumanitarnykh issledovanii: 70 let: yubileinyi sbornik. – Cherkessk: Informatsionno-poligraficheskii tsentr Karachaevo-Cherkesskogo instituta gumanitarnykh issledovanii, 2002. – P. 253. (In Russ.).
- KHABEKIROVA KH.A., KURMANSEITOVA A.KH. Lelya Zamakhshyarievna Kunizheva (14.12.1942–25.06.2010). Nekrolog [Lelya Zamakhsharievna Kunizheva (12/14/1942–06/25/2010). Obituary]. In: Etnograficheskoe obozrenie. – 2011. – № 2. – P. 187–188. (In Russ.).
- Nekrolog [Obituary]. In: Den' Respubliki. – 2010, 1 iyulya. – № 131–132. – P. 4. (In Russ.).
补充文件
