Formation of civil executive committees in the Batalpashinsky department of the Kuban region and the main problems of their activities in 1917.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article covers the development of new administrations on the area of the Kuban region's Batalpashinsky department following the February Revolution of 1917. The study focuses on elected local authorities - civil executive committees - which were established in the region immediately following the revolutionary events. It should be emphasized that, as in the rest of the country, an unusual system of dual authority has emerged in the Batalpashinsky department, with administrative structures in the shape of government commissars and village atamans coexisting with the newly elected authorities. The work focuses on the key issues encountered by civil executive committees during their brief presence in the region. It was determined that the most difficult issue was the land. Within a few months, the new elected authorities, for the most part, have moved quickly from attempts to maintain the status quo in land ownership to broad support for land self-seizures of both state and private holdings.

Full Text

Проблема реформирования системы местного самоуправления в России, создания эффективной местной власти, способной решать насущные проблемы населения непосредственно на уровне населенных пунктов, чрезвычайно акту-альна на протяжении уже нескольких столетий. Перманентные преобразования в этой сфере детерминируют поиск наиболее удачных форм местного самоуправ-ления, к тому же опирающихся на национальные традиции, а также предполага-ют учет просчетов и ошибок, допущенных при формировании и работе местных органов власти в прошлом. В этой связи, на наш взгляд, анализ исторического опыта становления и развития системы местного самоуправления в России на разных этапах её истории востребован, полезен и актуален. Кроме того, можно отметить, что рассматриваемая проблема в региональ-ном контексте, на материалах Баталпашинского отдела Кубанской области (большая часть территории современной Карачаево-Черкесской республики) рассматривалась довольно поверхностно. Особенно это касается периода с 1917 по 1920 г., когда страну охватил масштабный общенациональный кризис, со-провождавшийся гражданской войной. Интересующая нас проблема фрагмен-тарно затрагивалась в трудах, посвященных описанию этих трагических собы-тий и вышедших в советское и постсоветское время. Среди них, прежде всего, можно отметить работу К.Т. Лайпанова [Лайпанов 1971] и коллективные труды «Очерки истории Карачаево-Черкесии» [Очерки истории Карачаево-Черкесии 1972], «Очерки истории Кубани» [Очерки истории Кубани 1996]. В постсовет-ский период к проблеме становления российской административной системы в Карачае и Черкесии, в том числе в 1917 г. обращалась М.Н. Урусова [Урусова 2008]. В это же время появились работы В.В. Черпакова [Черпаков 2011], З.Я. Емтыль и А.В. Пахомовa [Емтыль, Пахомова 2020], Э.М. Агаджаняна [Агаджа-нян 2013] и некоторые другие, в которых интересующий нас вопрос получил некоторую апробацию. Но в исследовании Э.М. Агаджаняна это было сделано в порядке введения в общую тему, посвященную становлению и развитию орга-нов исполнительной власти Карачаево-Черкесии в 1920-1941 гг., а В.В. Черпа-ков, З.Я. Емтыль и А.В. Пахомова осветили тему выборных представительных органов государственной власти на Кубани в 1917 г., не затрагивая особенно-стей деятельности гражданских исполнительных комитетов в Баталпашинском отделе. Таким образом, определенная лакуна в области исторического знания по указанной проблематике существует, что и детерминирует дополнительные ис-следовательские усилия в избранном направлении. В основе данной статьи лежит принцип историзма, позволивший осветить проблему становления и эволюции гражданских исполнительных комитетов в Баталпашинском отделе Кубанской области в период февраля-декабря 1917 г. В ходе работы над исследованием нами были задействован ряд специально-исторических методов. Среди них проблемно-хронологический, хронологиче-ский, синхронистический, позволивший установить взаимосвязи между анало-гичными процессами, происходившими России в обозначенный период, сравни-тельно-исторический, позволивший определить особенности развития обще-ственно-политической ситуации в регионе в 1917 г., генетический, при помощи которого проанализированы основные тренды эволюции позиции местных вла-стей по земельному вопросу в рассматриваемый период и др. После Февральской революции 1917 г. в России была ликвидирована ста-рая система власти; стремительно распространялись демократические идеи управления. Временное правительство, создавая новые структуры власти, под-черкивала свою приверженность народовластию. Демократические идеи как и поддержка новых властей нашли массовый отклик среди населения всей Кубан-ской области и её Баталпашинского отдела в частности. Временное правитель-ство получило широкую поддержку и в среде местных элит, и среди значитель-ной части простого населения. При этом мотивация различных слоев общества в вопросах оказания поддержки новых властей, зачастую, довольно кардинально отличалась. Среди крестьян и горцев Баталпашинского отдела, доминировала идея пре-одоления хронического земельного дефицита. Оно рассчитывало, что новые власти в первую очередь займутся решением именно этой проблемы. Так называемое иногороднее население, к 1917 г. составлявшее около трети населения Баталпашинского отдела, рассчитывало не только на земельные пре-ференции, но и на ликвидацию своего неравноправного правового статуса, на который указывали еще в царское время [Шершенко 1906: 49-50]. Оно очень рассчитывало на социально-правовую эмансипацию, которая бы позволила на законных основания решать и отстаивать свои гражданские и экономические права. В свою очередь кубанское казачество Баталпашинского отдела рассматри-вало смену власти, прежде всего, как открывающуюся возможность пересмот-реть свой статус военно-служилого сословия. К рассматриваемому периоду значительная часть казачества рассматривала свои многочисленные обязанности в рамках службы государству и консервативные нормы общественного уклада уже как существенное бремя, а не почетную миссию. При этом оно не собира-лось отказываться от экономических преимуществ (особенно в земельном во-просе), которыми оно пользовалось в имперский период. Таким образом, интересы различных групп населения Баталпашинского от-дела Кубанской области далеко не всегда совпадали и даже в определенных мо-ментах противоречили друг другу. В итоге это не могло не сказаться на органи-зации новых органов власти на местах и на особенностях их деятельности в хо-зяйственных и общественных вопросах. Всеобщее воодушевление, охватившее население после Февральской революции, стало постепенно улетучиваться, от-ступая перед широким фронтом новых проблем и противоречий. Между тем, в марте 1917 г. в Баталпашинском отделе прошли съезды уполномоченных населенных пунктов, на которых объявлялось о полной под-держке Временного правительства. В марте-апреле того же года в отделе, как и по всей Кубанской области, были созданы выборные органы – гражданские ис-полнительные комитеты (ГИК) во главе с председателями. Они состояли из не-скольких уровней – уездный (отдельский), районный (участковый) и сельский (аульный, станичный). Правда, одновременно с этими выборными органами власти появилась вертикаль правительственных комиссаров. Они, по большей части, заменили аульных и сельских старшин в горских и иногородних населен-ных пунктах. В станицах же власть, по-прежнему, осталась в руках станичных атаманов [Очерки истории Карачаево-Черкесии 1972: 10-11]. В инструкциях о формировании и деятельности ГИК отмечалось, что в ве-дении атаманов оставались вопросы, связанные с военной службой казаков, а гражданские исполнительные комитеты должны были заняться решением во-просов гражданской жизни [Очерки истории Кубани 1996: 496-497]. В целом, можно отметить, что в сельской местности рассматриваемого ре-гиона сложилась своеобразная система двоевластия. Здесь функционировали фактически независимые друг от друга две формы управления посредством ко-миссаров (старшин, станичных атаманов) и ГИКов. Одной из важнейших задач, которую должны были решать новые органы власти, была проблема продовольственного обеспечения армии. Еще при царе в регионе стали функционировать так называемые реквизиционные комиссии, ко-торые обязывали население поставлять продовольствие на военные нужды. Война продолжалась, и данная обязанность досталась новым властям в наслед-ство от прежних. Но реквизиционные комиссии своими поборами уже успели настроить против себя основную массу населения. В 1917 г. на фоне ухудшав-шейся экономической ситуации протесты против деятельности реквизиционных комиссий становились все масштабнее и активнее. Это поставило гражданские исполнительные комитеты в щекотливое положение. С одной стороны необхо-димо было выполнять правительственное поручение, с другой – становилось очевидно, что данная функция активизирует рост социального протеста и недо-вольство новыми властями. В сложившейся ситуации местные должностные ли-ца стали проявлять солидарность с населением в вопросе снижения реквизици-онного давления. Так, общественный сход аула Теберда, указывая на значитель-но выросшие цены на продукты первой необходимости и нехватку хлеба, по-средством своих лидеров заявлял, о «критическом положении» дел в аулах и тяжести бремени реквизиций [Очерки истории Карачаево-Черкесии 1972: 19-20]. Некоторые сельские общества, пытаясь улучшить положение дел в земель-ном вопросе, стали арендовать земельные наделы. Например, нам известно, что община села Ивано-Сусановского (Марухского) арендовала под пастьбу и поко-сы участки частной земли. При этом сельские власти обязались охранять от са-мовольных порубок лес, находившийся на тех участках. В этой связи по реше-нию сельского общества была введена должность лесного сторожа, который должен был охранять лесные массивы [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 39. Л. 26-26 об.]. В то же время, наверное, самой большой проблемой для местных властей в описываемый период стал земельный самозахват. Он начинал приобретать все больший размах, и бороться с ним становилось все труднее. Особенно часто са-мозахватам подвергались участки казенной и частновладельческой земли. Ха-рактерно в этом отношении постановление сбора выборных и должностных лиц с. Марухо-Эстонского от 12 ноября 1917 г., созванного старшиной Эдуардом Китцелем. В документе, принятом на собрании, отмечалось, что жители селения «живя более других окружающих нас поселений в худших условиях в земель-ных отношениях… не решались на захваты чужого имущества до постановле-ния Учредительным Собранием…». При этом там же отмечалось, что жители станиц Кардоникской и Зеленчукской, села Ивано-Сусановского подвержены «незаконным захватам… частновладельческих участков, находящихся в окруж-ности наших юртов» [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 39. Л. 45-45 об.]. Земельные самозахваты распространились во всех частях Баталпашинского отдела, затронув и горское население. Известно, например, что возглавляемые Даутом Гутекуловым и Магометом Санглибаевым крестьяне аула Нижне-Мансуровского (Эркин-Халк), самовольно захватили земли, принадлежавшие помещику Мамонтову. Малоимущие жители Тебердинского ущелья под руко-водством Саида Халилова заняли часть земельных наделов помещика Николен-ко, Сентинского монастыря, ряд казенных участков, поделив их между собой [Очерки истории Карачаево-Черкесии 1972: 16-17]. Примечательно, что со временем новые местные власти не только переста-ли пытаться противодействовать таким самовольным захватам чужой земельной собственности, но и сами стали возглавлять их. Таким образом, затягивание ре-шения аграрного вопроса на уровне центральной власти привело к росту ради-кальных настроений даже среди части должностных лиц. Некоторые представи-тели местной власти, осознавая, что идея перераспределения земли довольно популярна среди значительной части населения, пытались путем «легализован-ного» самозахвата поднять свой авторитет и оперативно решить назревшие во-просы земельного обустройства. По этому пути, например, пошли в граждан-ском исполнительном комитете Курорта Теберды, возглавлявшимся Солтан-хаджи Байчоровым. Данный ГИК принял решение отобрать земельные угодья у крупных землевладельцев и передать их нуждающимся крестьянам. Правда, от-дельские власти смогли пресечь эту попытку, обвинив председателя ГИКа в пропаганде «самоуправного захвата чужой собственности» и натравливании од-ной части населения на другую [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 26. Л. 15]. Однако эксцессы в данном направлении продолжали нарастать. В ноябре 1917 г. Карачаевский ГИК принял постановление, которое признавало незакон-ным решение, принятое еще при царе, об изъятии в казну двух земельных участков (14 тыс. дес. и 12 тыс. дес.), расположенных в Тебердинском ущелье. Одновременно тот же ГИК объявил, что готов отдать эти земли в аренду, день-ги от которой должны были направляться в общекарачаевскую казну. Это ре-шение, подписанное председателем Карачаевского ГИКа Х. Урусовым, членом исполкома М. Абаевым и секретарем Н. Токовым, было отправлено в Кубан-скую войсковую раду. Там оно не нашло поддержки, а начальник управления земледелия и госимуществ Черноморской губернии и Кубанской области в об-ращении к комиссару области оценил произошедшее как «нарушение владения казны» [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 27. ЛЛ. 1-7 об.]. В то же время отменить по-добное решение властных ресурсов у Рады уже не хватало и ей пришлось оста-вить этот вопрос открытым [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 27. ЛЛ. 1-7 об.]. В то же время решения Карачаевского ГИК вызвали протест со стороны Тебердинского аульного общества. Последнее, созвав сход выборных и долж-ностных лиц, 29 декабря 1917 г. заявило, что указанные участки были насиль-ственно изъяты из земельного фонда селения прежними властями. На этом ос-новании сход требовал вернуть эти земли не всему карачаевскому обществу, а только Тебердинскому аулу [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 102. ЛЛ. 1-3.]. Кроме то-го, было озвучено требование о создании самостоятельного лесничества, дохо-дами от деятельности которого селение собиралось распоряжаться самостоя-тельно. Это решение, в свою очередь, встретило противодействие со стороны Карачаевского ГИКа. Общекарачаевский общественный лесничий Абулкерим Хасанов составил обращение к Кубанскому краевому правительству, в котором отмечал, что все леса составляют общую собственность карачаевского народа в лице 12-ти аульных обществ, а не одного Тебердинского. Он также обвинял те-бердинцев в том, что они заражены «большевистской идеологией и грабитель-скими замашками» и претендуют на общенародную собственность, и призывал краевое правительство принять безотлагательные меры для пересечения само-управных действий. Однако, ввиду «трудности безотлагательного решения во-проса» краевое правительство предпочло сохранить сложившееся к тому вре-мени статус-кво [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 102. ЛЛ. 1-3.]. Отметим, что попытки радикально решить земельный вопрос, перераспре-делить земельный фонд и т.п. обуславливались не только большевистской про-пагандой. В Баталпашинском отделе она имела место быть; в некоторых насе-ленных пунктах действовали члены РСДРП(б) и близкие им революционные ак-тивисты – И. Марченко (станица Баталпашинская), И. Толопа, И. Бережной (станица Зеленчукская), С. Сотниченко (станица Кардоникская), Г. Чучулин (рудник «Эльбрус»), Д. Гутекулов (аул Тазартуковский), С. Халилов (аул Те-бердинский), Г. Дзасохов (село Георгиевско-Осетиновское). Но их влияние бы-ло довольно ограниченным. В Баталпашинском отделе, как в сугубо аграрном регионе, доминирующие позиции занимали эсеры, что и показали выборы в Учредительное собрание в ноябре 1917 г., на которых большевики потерпели полное фиаско [Очерки истории Карачаево-Черкесии 1972: 24-25]. Но дело в том, что на необходимости земельных преобразований стали настаивать практи-чески все левые партии (а не только большевики), что обеспечивало этой идее широкую социальную поддержку и создавало объективные трудности для мест-ных и краевых властей в деле противодействия незаконным переделам земли. Справедливости ради, отметим, что власти всех уровней пытались проти-водействовать незаконным актам в отношении частного и казенного землевла-дения. Кубанское правительство издало приказ, в котором объявляло, что «вся-кая попытка разрешать до Учредительного собрания земельный и другие вопро-сы путем насилия и захвата, помимо добровольного соглашения, будет пресе-каться в корне самыми решительными мерами» [Очерки истории Карачаево-Черкесии 1971: 18]. Специализированной инстанцией, рассматривавшей колли-зии в аграрной сфере, выступала Кубанская областная комиссия по рассмотре-нию земельных правонарушений, созданная в сентябре 1917 г. [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 26. Л. 34]. В то же время общероссийский закон о земельных комитетах от 21 апреля 1917 г. предполагал, что к ним перейдет ведение земельными ресурсами. Они должны были формировать специальный фонд для последующей земельной ре-формы, которая планировалась после созыва Учредительного Собрания. Однако по настоянию Совета Союза казачьих войск действие данного закона первона-чально не распространялось на казачьи области. Только через несколько меся-цев Кубанский исполнительный комитет санкционировал создание земельных комитетов на Кубани, после чего здесь, как и в Центральной России, «начался разгром имений, захват земель, инвентаря и другого имущества» [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 63. Л. 44.]. Помимо частных и казенных земель попытки самозахвата отмечались и в отношении частнособственнических лесных угодий. Вследствие этого местные власти в 1917 г. были вынуждены активизировать свои усилия и по борьбе с этими явлениями. Например, согласно рапорта старшины села Ивано-Сусановского (Марухского) на имя атамана Баталпашинского отдела в октябре 1917 г., жители станицы Кардоникской занимались самовольной порубкой леса на владельческих участках, входивших в границы юрта данного села. При этом нарушители не только отказывались выполнять предписания сельских властей, но угрожали последним. В итоге события стали известны краевым властям. Из Екатеринодара прислали поручение областного комиссара, в котором атаману станицы Кардоникской предписывалось не только принять меры по охране частных лесных угодий, но и привлечь виновных к уголовной ответственности. Станичный атаман созвал сход, на котором объявил, что «частновладельческие леса рубить нельзя, подчеркивая, что такие действия будут пресекаться зако-ном» [ГАКК. Ф. р-13. Оп. 1. Д. 39. ЛЛ. 1, 30-33, 38]. Довольно сложным было положение ГИКов в районах с преобладанием ка-зачьего населения. В принципе, после падения монархии власти Кубанской об-ласти вообще не спешили с либерализацией общественной жизни и местного са-моуправления. Правило, по которому в выборах в станичные и хуторские прав-ления могли участвовать только мужчины и казаки даже после революционных событий в России, продержалось довольно долго. Только в октябре 1917 г. Ку-банская краевая рада наконец-то приняла «Временные Основные Положения о высших органах в Кубанском крае», вводившие всеобщие, прямые, равные вы-боры при тайном голосовании. Кроме того, в резолюции Рады «О политическом моменте» указывалось на равенство в вопросах управления, в политическом и гражданском статусе казаков, горцев и иногородних. В ноябре совместное засе-дание Рады и областного съезда иногородних приняло основные положения, по которым до решений Учредительного Собрания население Кубани должно было самостоятельно создавать бессословные и демократические органы местного самоуправления. К участию в них допускались все жители края, достигшие 20-летнего возраста [Черпаков 2011: 35-36]. Несмотря на эти новации, политиче-ский режим в Кубанской области, в целом, с июля 1917 г. стал постепенно уже-сточаться. В это время было объявлено об упразднении Областного Совета и Кубанского облисполкома и о передаче всей полноты власти Кубанскому вой-сковому правительству [Черпаков 2011: 35]. На этом фоне, как отмечают неко-торые исследователи, на местах прошла волна закрытия ГИКов, особенно на уровне сельских поселений. При этом участковые ГИКи, в том числе в Батал-пашинском отделе Кубанской области, оказались более устойчивыми [Емтыль, Пахомова 2020: 188-189]. Таким образом, местным органам власти Баталпашинского отдела Кубан-ской области после Февральской революции 1917 г. пришлось работать в до-вольно сложных условиях. Первоначальная эйфория от революционных собы-тий и свержения царской власти прошла, и новым властям в лице гражданских исполнительных комитетов пришлось не только решать насущные хозяйствен-ные вопросы, но и столкнуться с ростом протестных настроений, радикализаци-ей общества. Ситуацию в значительной степени усугубляло то, что в регионе фактически сформировалось двоевластие: ГИКи функционировали параллельно с правительственными комиссарами (старшинами, станичными атаманами). К концу 1917 г. отчетливо проявлялись тенденции потери управляемости, элемен-тарной соподчиненности краевых и местных органов власти. Среди казачества довольно устойчивыми оказались консервативные тенденции, в результате чего к выборным органам с участием неказачьих групп населения в станицах относи-лись враждебно или, как минимум, настороженно. Но, пожалуй, самой сложной проблемой, с которой пришлось столкнуться гражданским исполнительным ко-митетам и в целом местным властям Баталпашинского отдела, стала проблема земельных самозахватов. Несмотря на ряд предпринимаемых мер, размах этих явлений постепенно расширялся и во второй половине 1917 г. некоторые из ГИКов сами становились инициаторами неправовых действий в отношении ка-зенных и частных земельных угодий. В дальнейшем начало гражданской войны в регионе фактически привело к окончательной ликвидации гражданских форм управления.
×

About the authors

Alexey Aleksandrovich Sayko

Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev

Email: com.berum@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-1429-4772

References

  1. Агаджанян 2013 – Агаджанян Э.М. Становление и развитие органов исполнительной власти и управления Карачаево- Черкесии (1920-1941 гг.). Автореферат дисс ... канд. ист. н-к.
  2. – Владикавказ, 2013. – 27 с.
  3. ГАКК – Государственный архив Краснодарского края. Емтыль, Пахомова 2020 – Емтыль З.Я., Пахомовa А.В. Формирование органов власти и самоуправления на Кубани в период революционных преобразований 1917 г. // Вестник Рос-
  4. сийского университета дружбы народов. – М., 2020. – Т. 19. – No 1. – С. 174-196.
  5. Лайпанов 1971 – Лайпанов К.Т. Октябрь в Карачаево-Черкесии: Борьба большевиков за власть Советов. (1917-1920). – Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд-ва, 1971. – 192 с.
  6. Очерки истории Карачаево-Черкесии 1972 – Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. 2: Советский период. – Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд-ва,
  7. – 448 с.
  8. Очерки истории Кубани 1996 – Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: Советская Кубань, 1996. – 654 с.
  9. Урусова 2008 – Урусова М.Н. Становление российской административной системы в Карачае и Черкесии (1830-1917 гг.). Автореферат дис. ... канд. ист. н-к. – Пятигорск, 2008. – 29 с.
  10. Черпаков 2011 – Черпаков В.В. Выборные представительные органы государственной власти на Кубани (1917 – первая половина 1918 года) // Культурная жизнь Юга России. Ре-
  11. гиональный научный журнал. – No 2 (40). – Краснодар, 2011. – С. 33-38.
  12. Шершенко 1906 – Шершенко А.И. Правовое и экономическое положение иногородних на Северном Кавказе в связи с хозяйственным развитием края. Вып. I. Кубанская область.
  13. Статистический очерк // Сборник сведений о Северном Кавказе. – Ставрополь: Типография И.Ф. Бойко, 1906. – Т. 1. – С. 1-138.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Сайко А.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».