Housing and life conditions of the population of Kabardino-Balkaria during the Great Patriotic war.

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article investigates the living circumstances of Kabardino-Balkaria's inhabitants during the Great Patriotic War. A comparison of the situation of the number of communal living spaces before and after the republic's temporary possession of its territory by Nazi invaders was carried out. The following factors were highlighted as contributing to the worsening of the housing crisis: the installation of evacuation hospitals in the region, the evacuated population, and considerable demolition of properties by occupants. The experience of state officials and the public in arranging the rehabilitation and building of homes for the region's urban and rural people has been explored. The challenges of delivering water and energy to city dwellers are examined. The characteristics of treatment facilities, bath-laundry facilities, and hairdressing services for the general public are revealed. The status of transportation and communications to suit the population's daily de-mands is assessed. It is decided that by the end of 1945, it was essentially able to reestablish the republic's housing economy, which supplied inhabitants with a minimum of living space and utilities and allowed them to live in the severe conditions of the war. Thousands of residents continued tolive in non-residential facilities such as barracks and other structures. Nonetheless, folks worked diligently, bore pains and tribulations, and linked the betterment of life to the impending Victory.

全文:

Обоснование научной проблемы В годы Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) значительно ухудши-лись жилищно-бытовые условия гражданского населения страны. Это связано с тем, что при распределении средств приоритетными стали нужды фронта. Кро-ме того, в тыловые регионы, в том числе в Кабардино-Балкарию были эвакуиро-ваны эвакогоспитали и гражданское население из прифронтовых территорий. В начале 1942 г. в республике функционировали 14 эвакогоспиталей на 13 тыс. человек, в которых работали 970 врачей, медсестер и фельдшеров. Помимо это-го, в годы войны в республике проживали более 16 470 эвакуированных граж-дан [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 428. Л. 25, 26; КБТФ 2005: 21, 22]. В период оккупации немецко-фашистские захватчики нанесли значитель-ный ущерб жилищно-коммунальному хозяйству. Поэтому изучение жилищно-бытовых условий гражданского населения в годы ВОВ является актуальной проблемой и имеет научно-практическое значение. Различные проблемы жи-лищных и бытовых условий жизни населения тыла и исследованы учёными. Особый интерес по теме исследования представляет двенадцатитомная Ис-тория Великой Отечественной войны. В ее десятом томе освещаются проблемы повседневной жизни населения в тылу и в условиях войны фашистского оккупа-ционного режима [ВОВ 2014]. В работе Т.П. Хлыниной нашли отражение различные проблемы обостре-ния жилищного вопроса в СССР в годы ВОВ. Отдельное внимание уделяется возрождению коммунального хозяйства городов и восстановлению жилищного фонда городской и сельской местности [Хлынина 2014]. Вопросы материально и бытового положения различных регионов страны исследованы в трудах историков. Так, например, работа городского населения Западной Сибири в годы ВОВ рассмотрена в монографии О.А. Черемных и АС. Шевлякова. В ней наряду с вопросами организации продовольственного и мате-риального обеспечения граждан дан анализ жилищной проблемы и коммуналь-но-бытовой сферы обслуживания населения региона [Черемных, Шевляков 2017]. В статье О.В. Морозовой анализируется жилищная проблема в годы ВОВ на материалах города Сталинска (5 ноября 1961 г. Указом Президиума Верхов-ного Совета РСФСР Сталинск вновь переименован в Новокузнецк – уточнение А.Т.). Выявлены причины нехватки жилья, показаны условия жизни горожан в жилых помещениях различного типа, рассмотрены деятельность государствен-ных органов по решению жилищной проблемы [Морозова 2019]. Отдельные аспекты восстановления и развития жилищно-коммунального хозяйства в городах Северного Кавказа фрагментарно освещается в статье Е.В. Панариной [Панарина 2016]. Отдельные проблемы рассматриваемой темы нашли отражение в наших предыдущих работах [Тетуев 2022]. Некоторые вопросы повседневной жизни населения в годы Великой Отече-ственной войны раскрыты в работах зарубежных историков Н.Дж. Боффа, Н. Верта, Й. Хелльбека [Боффа 1990; Верт 1992; Хелльбек 2010]. Однако эти труды написаны с пользованием ограниченного круга источни-ков и под воздействием политической конъюнктуры. Анализ литературы позволяет сделать вывод что, несмотря на некоторый задел, исследуемая проблема не стала предметом специального исследования. Практически отсутствуют научные работы, раскрывающие состояние жилищно-бытовых условий населения Кабардино-Балкарии в годы ВОВ. Объектом исследования – жилищно-бытовые условия населения Кабарди-но-Балкарии. Цель исследования – на основе новых архивных и других источников изу-чить комплексно особенности жилищно-бытовых условий гражданского населе-ния Кабардино-Балкарии в годы ВОВ. Она предусматривает решение следую-щих задач: исследование состояния жилищной проблемы и методы их решения; изучение состояния городского энергоснабжения, водоснабжения и водоотведе-ния; выявление характерных особенностей работы банно-прачечного хозяйства и обслуживания населения парикмахерскими; изучение состояния транспортных дорог и связи. Научная новизна исследования. Впервые исследована на региональном уровне особенности жилищно-бытовых условий гражданского населения Ка-бардино-Балкарии в годы ВОВ. Методологической основой исследования являются принципы историзма, научности и объективности. Кроме того, были использованы историко-сравнительный и историко-системный методы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть исполь-зованы при написании обобщающих трудов по истории Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа; в учреждениях высшего и среднего профессионального об-разования при чтении спецкурсов по истории Великой Отечественной войны. Состояние жилищной проблемы и методы ее решения До временной оккупации территории Кабардино-Балкарии немецко-румынскими войсками было зарегистрировано Наркоматом коммунального хо-зяйства КБАССР (далее – Наркомхоз КБАССР) в г. Нальчик 594 муниципаль-ных жилых домов с площадью 71,5 тыс. кв.м., в г. Прохладный – 275 домов с площадью 17,5 тыс. кв.м. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 10. Л. 19, 20; Д. 44. Л. 27]. С августа 1942 по 12 января 1943 г. оккупанты только в городах Нальчик и Прохладный уничтожили, разрушили и разграбили имущество жилищно-коммунального хозяйства республики: жилые дома, здания хозяйственного и другого назначения; сооружения, оборудование и транспортные средства; рабо-чий и продуктивный скот; топливо, материалы и готовые продукты. Всего убыт-ки и ущерб по актам Наркомхоза КБАССР составили 12 787 088 руб. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 2 доп. Д. 1. Л. 1-19]. Во время оккупации было разрушено 96 муниципальных жилых зданий площадью 29,7 тыс. кв.м. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 10. Л. 20]. Кроме того, разрушена гостиница Нальчик (площадь 9,3 тыс. кв.м.), которая имела 140 номеров, 254 койки. Поэтому в условиях жилищного кризиса, потерявшие жи-лье лица были расселены на уплотнение и в уцелевших нежилых зданиях. При этом особое внимание уделялось инвалидам Великой Отечественной войны и семьям фронтовиков. Так, Совнарком республики постановлением от 3 августа 1943 г. разрешил исполкому Нальчикскому горсовета на период военного вре-мени заселить в свободную жилую площадь (11 квартир) в доме Кабардино-Балкарского лесного хозяйства (улица Степная) [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 6. Л. 45]. После освобождения республики государственные органы власти и обще-ственность сразу же приступили к восстановлению жилья и коммунального хо-зяйства. Наркомхоз РСФСР (17 мая 1943 г.) на осуществление работ по восста-новлению жилищно-коммунального хозяйства республики предусмотрел выде-ление 3 050 тыс. руб., в том числе на восстановительные работы в городах Нальчик – 650 тыс. руб., Прохладный – 50 тыс. руб. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 5. Л. 74]. Для выполнения строительно-восстановительных работ по-становлением Совнаркома и обкома ВКП (б) (7 мая 1943 г.) был создан респуб-ликанский строительный трест на базе Нальчикского треста и утвержден план восстановительных работ на 1943 г. в сумме 3 млн руб. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 6. Л. 20-23]. Однако в связи недостаточностью финансовых средств, строительных материалов и специалистов восстановительные работы жилищно-коммунального хозяйства в городах, районных центрах и селах рес-публики проводились медленно (см. таблице 1). Таблица1 Сводная ведомость обобществленной жилой площади в городах Нальчик и Прохлад-ный по состоянию на 01 09. 1943 г. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 10. Л. 2-9, 15, 19]. Наименование города Количество квартир, усадеб Количе-ство кв.м. в них (тыс.) Проживает в них человек Количество нежилых помеще-ний, заня-тых под жилье (ба-раки и др. строения). Количе-ство кв.м. в них (тыс.) Проживает в них человек Нальчик 544 51,6 9942 45 7,0 1785 Прохладный 287 11,3 1850 Стройтрест 37 5,8 1609 Всего 868 68,7 13401 45 7,0 1785 Анализ таблицы показывает, что в сентябре 1943 г. численность жилой площади пригодной для проживания по сравнению с началом 1942 г. была меньше на 20,3 тыс. кв.м. Наряду с этим, 1785 человек проживали в бараках и других зданиях, не пригодных для проживания. Коллегия Наркомхоза РСФСР 16 сентября 1943 г., обсудив вопрос «О ра-боте жилищно-коммунального органов КБАССР, отметила: «…По состоянию на 01.09.1943 г. восстановлены и пущены в эксплуатацию водопро-вод в г. Нальчике мощностью 2,5-4 тыс. куб. м, гидростанция на реке Нальчик мощностью 40 кВт, баня на 100 мест, отремонтировано 1 250 квартир, восстановлен трехэтажный 13-ти квартирный дом общей площадью 600кв.м. и 8-и квартирный дом площадью 300 кв.м., вос-становлены административные здания с площадью 4500 кв.м. Выполнение плана восстано-вительных работ составляет 53,4 %, по жилому фонду 21 %...» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 3. Л. 15, 15 об.]. Наркомхоз РСФСР обязал Наркомхоз республики: «восстановить и ввести в строй в 1943 г бани, гостиницу, завершить восстановление электросетей и подготовку их к приему электроэнергии от Баксангэс» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 3. Л. 15, 15 об.]. В результате реализации указанных мер было введено в эксплуатацию бо-лее 22,0 тыс. кв.м. жилых помещений, из них 1,0 тыс. кв.м. по капитально-восстановительным работам. Кроме того, с привлечением жильцов провели в республике ремонт около 21,0 тыс. кв.м. жилья, в г. Нальчик – 219 домов [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 752. Л. 153, 154]. Вместе с тем пленум Нальчикского Горкома ВКП(б) 25 сентября 1943 г., обсудив вопрос «О состоянии и мерах улучшения бытового обслуживания тру-дящихся города Нальчика», отметил: «…Проведенная работа не удовлетворяет требования и запросы трудящихся... Отдел коммунального хозяйства городского совета трудящихся из средств, ассигнованных на вос-становление жилищного фонда 878 тыс. руб., освоил только 205 тыс. руб. или 23,3 %. Не выполняется также самозаготовка населением дров для отопления жилых домов. Например, по состоянию на 1 сентября 1943 г., из выделенных 1800 куб.м. лесного массива, населением заготовлено только 220 куб.м. или 12,2 %» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 752. Л. 153, 154]. В соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 29 мая 1944 г. «О мероприятиях по восстановлению индивидуального жилищного фонда в осво-божденных районах и усилении индивидуального жилищного строительства в городах и рабочих поселках СССР» Совнарком КАССР принял решение (12 июля 1944 г.), в котором предусматривалось выделение индивидуальным за-стройщикам ссуды до 10 тыс. руб. со сроком погашения на 7 лет, земельные участки и строительные материалы [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 6. Л. 87]. При распределении ссуд на индивидуальное жилищное строительство в 1944 г. в г. Нальчике было выделено на новое строительство 300 тыс. руб. и на восстановление частного жилого фонда 50 тыс. руб. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 44. Л. 26]. Тем не менее в показателях выполнения капитального ре-монта жилищного фонда местных советов РСФСР за 10 месяцев 1945 г. испол-нение плана по КАССР составило 70,0 % (место, занятое среди 75 регионов – 35) [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 16. Л. 64]. Следует отметить, что в документах Наркомхоза республики указывалось, что имелась просроченная дебиторская задолженность по квартплате за прожи-вание в домах местных советов. В связи с этим Совнарком республики, обсудив 18 сентября 1944 г. этот вопрос, отметил: «…По состоянию на 1 сентября 1944 г. дебиторская задолженность по квартплате в го-родах Нальчик и Прохладный составляет 52958 руб., в том числе просроченная задолжен-ность 18006 руб. Квартирная плата в Майском и Баксанском районах не взыскивалась. По арендной плате дебиторская задолженность составляет 17781 руб., в том числе просрочен-ная задолженность 1442 руб.» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 6. Л. 95]. Совнарком республики утвердил мероприятии по взысканию квартирной и арендной платы в домах местных советов. Однако эти меры не удалось реализо-вать. Об этом свидетельствует данные из отчета Наркомхоза республики за 1945 г., где отмечалось: «…Задолженность по квартирной плате в городах Нальчик и Прохладный составляет 53,4 тыс. руб., в том числе просроченная – 24,1 тыс. руб. По арендной плате – 44,2 тыс. руб., в том числе просроченная – 34,2 тыс. руб. Около 25 дел оформлено в суд и в большинстве случаев он обязывал уплатить» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 46. Л. 8]. Демобилизованным, инвалидам Великой Отечественной войны и семьям военнослужащих предоставлялись жилищный льготы: не заселенная жилая площадь за соответствующим военнослужащим из оплаты исключалась (всего за 1945 г. неоплаченной жилой площади значилось 1560 кв.м.); квартирная пла-та за жилую площадь (при отсутствии самостоятельного заработка) устанавли-валась по льготной ставке для военнослужащих. Кроме того, предоставлено жилплощадь 133 семьям военнослужащих, офицерам Красной Армии и демо-билизованным, отремонтировано 210 квартир [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 46. Л. 37]. Вместе с тем по проблемам улучшения жилищных условий в государ-ственные органы власти за 1945 г. обратились с заявлениями и жалобами 1959 граждан республики, из них от военнослужащих – 1328, инвалидов Великой Отечественной войны – 293, демобилизованных – 219 и других – 119. По ре-зультатам рассмотрения 183 жителям произведен ремонт, 373 – предоставлена жилплощадь, 1307 – взяты на учет, 96 – отказано [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 16. Л. 37]. Постановлением СНК КАССР и бюро обкома ВКП (б) от 17 сентября 1945 г. был утвержден план капитального ремонта, восстановление и нового строительства 330 жилых домов колхозников на 1945 г. Документ предусматривал создание при райисполкомах отделов сельского и колхозного строительства и утверждение общим собранием колхозников плана строитель-ства и списков работников, которым будут строиться и восстанавливаться дома с оценкой их стоимости в трудоднях в текущем году [УЦГА АС КБР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 22. Л. 8, 9]. По состоянию на начало 1946 г. в городах республики жилая площадь со-ставляла 65,7 тыс. кв.м., что меньше на 23,3 тыс. кв.м., чем в 1942 г. Вместе с тем в 1945 г. по сравнению с 1 сентябрем 1943 г. площадь нежилых помещений увеличилось в 1,3 раза (9,0 тыс. кв.м. в абсолютной численности). Следует от-метить, что жилая площадь местных советов была чрезмерна переуплотнена. Так, в г. Нальчике в эксплуатации на начало 1946 г. было 5,0 кв.м. жилой пло-щади, где проживали 12 203 человека. В среднем на одного человека в городах приходилось жилой площади приходилось – 4,6 кв.м., в том числе соответ-ственно в Нальчике – 4,1 и Прохладном – 8,2 [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 44 Л. 27; Д 46. Л. 36]. Поэтому в середине 1946 г. в республике остро ощу-щалась проблема жилья. Согласно справки начальника жилуправления Нальчи-ка, зарегистрировано 1 090 заявлений от граждан города, из них от семей воен-нослужащих – 439, инвалидов Великой Отечественной войны – 170, демобили-зованных – 258 и других – 223 [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 46. Л. 27]. В городских многоэтажных домах центральное отопление не функциони-ровало, так как система теплоснабжения не была восстановлена. Кроме того, ввиду отсутствия транспорта домоуправления не могли регулярно заниматься заготовкой и завозом топлива. В 1945 г. Наркомхоз республики провел учет жилого фонда в районах республики, принадлежащих местным советам. При этом зарегистрировано 410 коммунальных домов с площадью 12 763 кв.м. В Урожайненском районе рай-совет депутатов трудящихся жилищным фондом не располагал [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 46. Л. 36]. Муниципальный жилфонд, в своем подавляющем большинство, состоял из маломерных, турлучных и саманных домков. Незначи-тельная часть жилфонда в районных сельских центрах была оборудована элек-троосвещением. Учитывая назревшую необходимость в восстановлении и улучшения работы жилищно-коммунальных органов в районах республики Совнаркома КАССР постановлением от 22 января 1945 г. создал коммунальные отделы исполнительных комитетов районных советов депутатов трудящихся Майского, Урванского, Терского и Баксанского района, а также утверждена должность техника-инспектора жилищно-коммунального хозяйства [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 6. Л. 106]. Состояние городского энергоснабжения, водоснабжения и водоотведе-ния Нальчик в основном снабжался электроэнергией с БаксанГЭС. Длина элек-трической линии составляла 85 км. В период отступления немецко-фашистские войска почти полностью уничтожили Баксанскую ГЭС. Благодаря практической помощи государственных органов власти страны, союзных и автономных республик в декабре 1943 г. была восстановлена и вве-дена в эксплуатацию первая очередь Баксанской ГЭС [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 46. Л. 36]. Тем самым были созданы минимальные условия для прожи-вания населения республики. Тем не менее снабжение осуществлялось с боль-шими перебоями, в особенности декабрь–март, когда дебит воды значительно снижался. Например, в 1944 г. БаксанГЭС отпустил г. Нальчик 5426,2 кВт элек-троэнергии, или 73 % годового плана, в результате обеспеченность жилых до-мов электроосвещение было значительно ниже. В 1945 г. (1 и 4 квартал) г. Нальчику было опущено электроэнергии 86 % годового плана, поэтому частный сектор в указанный период был полностью отключен и получил только 761 тыс. кВт, что составило 40 % годового плана. В 1945 г. из общей жилой площади 65,7 тыс. кв.м. в городах республики электро-освещением обеспечивались 58,1 тыс. кв.м., что составляло 88,4 %. Средний та-риф электроэнергии по группам потребителей колебался от 1 руб. 20 коп за 1 кВт (население, колхозы, водопровод), до 3 руб. 34 коп (учреждения религиоз-ного культа) [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 46. Л. 20]. Архивные документы свидетельствуют о том, что электроэнергий обеспе-чивались в первую очередь предприятия, которые работали на нужды фронта. В связи с этим электроосвещение в меньшей степени коснулось повседневной жизни горожан, тем более сельских жителей. Употребляли в основном масля-ные светильники – плошки с фитилями работали на основе сгорания раститель-ного масла или жира, керосиновые лампы (кто мог себе позволить), самодель-ные свечи. Важное значение для улучшения быта населения имело восстановление в 1944 г. водоснабжение предприятий и населения города Нальчик. Общая про-тяженность водопроводов составляла 6 км, производительность в одни сутки 7200 куб.м. (см. таб.2). Таблица 2 Сводный отчет Наркомхоза КАССР по коммунальным водопроводам за 1944 г. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 26. Л. 405]. Наименование города Чисо водопроводов Всего насосов Пропус-кая спо-собность на 1.01.1945 г. (куб.м. в ч.) Общая про-тя-жен-ность водо-водов (в км) Протяжен-ность уличной водопроводной сети (без водо-водов и вво-дов-ответлений) (в км) Число всех вводов (по числу ответ-лений от сети) Число домовых вводов Число все улич-ных во-дозабо-ров (бу-док, ко-лонок, кранов) Нальчик 1 210 300 6 65 4300 2300 61 Данные таблицы показывают, что в 1944 г. план подачи воды в сеть был выполнен на 72 %. Невыполнение плановых показателей было связано главным образом: неудовлетворительным состоянием водопроводного хозяйства и ча-стые аварии, в особенности зимой 1944 г.; плохо организованный учет воды, бесхозяйственное отношение населения при использовании общественными во-допроводными колонками. Все это привело к тому, что потери и неучтенной воды составляли выше плановых (план – 6,7 %, ожидаемый фактический – 11,5 %). Тариф по воде от 60 коп за 1 куб.м. (население, коммунальные предприятия, бюджетные учреждения) до 1 р. 50 коп. (очистка) [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 26. Л. 32, 329]. Имелись проблемы и в организации работы очистных сооружений. Канали-зации функционировала только нескольких многоквартирных домах местного совета г. Нальчика, которые не соответствовали реальной потребности в них. В связи с этим жидкие нечистоты вывозили на гужевом транспорте бочками, а твердые сжигались или закапывались. План вывоза зачастую не выполнялся из-за отсутствия лошадей. Так, в 1944 г. вместо 27 лошадей, как намечалось по плану, работало в среднем 6 лошадей. Ввиду недостатка выполнение плана со-ставило 81 % от плановых показателей [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 26. Л. 330; Д. 49. Л. 122, 123]. На начало 1946 г. в республике жилые дома местных были оборудованы водопровод с канализацией советов только в г. Нальчике: из 51,1 тыс. кв.м. тыс. жилой площади водой обеспечивались 5,0 тыс. кв.м. (9,7 %), канализацией – 5,0 тыс. кв.м. (9,7 %) и ваннами – 1,7 кв.м. (3,3 %) [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 46. Л. 36]. Работа банно-прачечного хозяйства и обслуживания населения парикмахерскими Государственные органы власти республики пытались наладить банно-прачечное и парикмахерское хозяйство, которые находились в тяжелом поло-жении. В связи с этим Совнарком республики обсудив «О работе бань г. Наль-чика» (20 декабря 1943г) отметил: «…Ни одна из городских бань не работает нормально. Баня № 4 в течение 3-го и 4-го квартала не получает ни электроэнергии для сжигания штыба (мелкий каменный уголь – уточнение А.Т.) ни другого вида топлива. Баня №1, приспособленная примитивно для рабо-ты в летних условиях, в настоящее время не работает, не пригодна из-за отсутствия котель-ной». Учитывая, что такое состояние положение с работой бань может привести к развитию эпидемических заболеваний Совнарком республики принял постановление, которое обяза-ло: трест «Водосвет» и Госплан республики отпускать бане № 4 Коммунтреста ежедневно 4 кВт электроэнергии и 3 т кочерыжки; «Сройтрест» форсировать работы по восстановлению бани № 1» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 6. Л. 62]. Вместе с тем указанное решение не было выполнено в полном объеме. В республике функционировали в 1944 г. только 2 бани (см. таб. 3) Таблица 3 Сводный отчет Наркомхоза КАССР по коммунальным баням и санпропускникам в 1944 г. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 26. Л. 378, 379]. Общие сведения на 01.01.1945 г. Работа бань и санпро-пускников. 1944 г. Наименование города Число го-родов, имеющих комму-нальные бани и сан-пропуск-ники. Число бань и санпропускников Единовре-менная вмести-мость бань и санпро-пускников (человек) Единовре-менна про-пускная способность дезинфек-ционных камер (ком-плект белья) Число ме-сто дней в ра-боте (тыс. ме-сто дней Пропущено мывщихся 1944 тыс. человек) В сред-нем на одно разде-вальное место за1944 г. (человек) Нальчик 1 1 110 50 29,6 208,4 1894 Прохладный 1 50 – 0,9 4,1 81 Итого по Республике 1 2 160 50 30,5 212,5 1328 Анализ таблицы показывает, что единовременная вместимость двух бань и санпропускников на 01.01.1945 г. была 160 чел., однако число помывшихся в 1944 г. составило лишь 212,5 тыс. чел., что составляет 47 % от плана. Изучение архивных документов позволило выявить причины частых перебоев в работе бань. Не имея достаточного транспорта, Наркомхоз республики не мог обеспе-чить бани топливом, а наряды на шелуху и кочерыжки для отопления бани реа-лизовывались мелзаводом № 1 и мелькомбинатом максимум на 50-60 %. Под-возимый своими силами сырые и свежей вырубки дрова не обеспечивали по-требности бань по качеству и не давали должного эффекта по нагреванию воды и парообразованию. Средняя отпускная цена по тарифу одной помывки состав-ляла 1 руб. 68 коп., что составляет – 68 % от плана. В 1944 при бане № 1 г. Нальчика работала ручная прачечная на 7 корыт, так как Стройтресту не удалось восстановить механизированную стирку. Воду грели дровами и каменным углем. Прачечная в основном обслуживала воинские части, а также предприятия и учреждения: гостиницу, медицинские учреждения, школы и профессиональные учебные заведения (см. таб. 4) Таблица 4 Отчет по эксплуатации коммунальной прачечной системы Наркомата коммунального КАССР хозяйства КАССР за 1944 г. [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 26. Л. 328]. Наименование города Число прачечных Установленная пропускная способность их (кг сухого белья в 1 сме-ну По плану попуск белья на 1444г. (тыс.т) Выполнено за отчет-ный период (тыс.т) Доходы от экс-плуата-ции по плану 1944 г.(тыс. руб.) Фактические доходы Стои-мость стирки 1 кг сухого белья (в коп) Нальчик 1 125 68,0 51,2 161,2 125,6 245 Анализ таблицы показывает, что прачечная за 1944 г. план выполнила на 75,2 %. Необеспеченность дровами, мылом и другими средствами (сушка белья на открытом воздухе) привели к тому, что доход составил прачечной 78 % от плана, убыток – 14,3 тыс. руб. Парикмахерские Для упорядочения парикмахерского хозяйства городов районных сельских центров постановлением Совнаркома КБАССР от 8 мая 1943 г. был восстанов-лен Республиканский трест парикмахерских хозяйств [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 7. Л. 13]. В 1944 г. возобновили работу 5 парикмахерских с 25 креслами по плану. Однако из-за отсутствия клиентуры фактически обслуживались 15 человек в день (37 % от плана). Средний отпускной тариф в 1944 г. составлял 3 руб. 35 коп., 1945 – 2 руб. 71 коп. Следует отметить, что снижение тарифа было связа-но тем, что многие клиенты отказывались при обслуживании от использования парфюмерии. Парикмахерские не были достаточно обеспечены парфюмерией, мылом халатами пеньюарами, полотенцами, салфетками и другими материалами [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 26. Л. 330 об.; Д. 46. Л. 39]. После освобождения Кабардино-Балкарии от немецко-фашистских окку-пантов санитарно-эпидемиологическая ситуация в республике осложнилась из-за увеличения численности инфекционных заболеваний. Поэтому государствен-ные органы власти и общественность республики приняли ряд санитарно-профилактических мер. Прежде всего санитарно-эпидемические службы рес-публики провели работу по уборке городов и населенных пунктов от трупов людей и животных, обследованы источники водоснабжения. В целях улучшения санитарного состояния и предупреждения эпидемиче-ских заболеваний регулярно проводились декадники чистоты. Так, с 25 февраля по 5 апреля 1943 г. в декаднике приняли участие рабочие и служащие предприя-тий, учреждений, учащие, студенты, жители городов и сел республики. В марте-апреле 1944 г. проведена весенняя чистка городов, рабочих поселков и райцен-тров республики с привлечением населения и транспорта учреждений от нечи-стот и мусора [УЦГА АС КБР. Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 6. Л. 2. Д. 18 Л. 7, 8]. Транспорт Важную роль в удовлетворении бытовых потребностей населения в годы ВОВ имел транспорт. В 1941 г. общая протяженность железной дороги состав-ляла 125 км, важнейшие узлы – Прохладная, Котляревская. В республике было построено много капитальных мостов и сеть дорог, в том числе Нальчик–Прохладная, Солдатская–Эльхотово, Нальчик–Орджоникидзе, Баксанское, Че-гемское, Черекское, Хуламо-Безенгиевское ущелья, Прохладная–Моздок, Ста-рый Черек–Муртазово. Общая протяженность автомобильных дорог – 552 км. [Кабардинская АССР 1946: 134, 135]. Кроме этого, силами колхозов была построена сеть дорог местного значе-ния, соединяющих селения и райцентры республики с государственными маги-стралями. Следует отметить, что автобусного сообщения в республике не было. Для перевозки грузов и пассажиров использовался гужевой транспорт. Вместе с тем, отступая, немецко-фашистские войска, сожгли и взорвали все мосты, железную дорогу Нальчик–Прохладный, заминировали дороги, соеди-няющие города и селения. Для восстановления мостов в помощь республике части Красной Армии направили специальное инженерные подразделение. Благодаря самоотвержен-ной работе сапёров в короткий срок удалось восстановить мосты, извлечь из-под снега несколько тысяч мин и возобновить грузовое движение по дорогам республики. 25 июня 1943 г. закончилось восстановление железной дороги и возобновилось движение поездов по линии Нальчик–Прохладная [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 430. Л. 6]. Состояние связи Протяжённость межрайонных линий связи в начале 1941 г. составляла 462 км, внутрирайонных линий – 575 км. Было телефонизировано 115 сельсоветов, 110 колхозов, 16 МТС. По телефонным линиям Нальчик–Пятигорск и Нальчик–Прохладная осуществлялась связь с соседними республиками и с Москвой. По телефонной цепи Нальчик–Минеральные Воды была установлена прямая связь Нальчик–Москва. Имелось 14 телефонных станций внутрирайонной сети. Были телефонизированы Зольские пастбища, туристско-альпинистские ла-гери на Эльбрусе. В городе Нальчике оборудовали автоматическую телефонную станцию на 1100 номеров. Кроме этого, в республике функционировала в рес-публике почтовая связь [Кабардинская АССР 1946: 136, 137]. После освобождения республики от оккупантов все объекты и средства связи оказались разрушенными: дом связи в г. Нальчике, городская телефонная сеть, междугородная телефонная станция, линейные межрайонные и внутри районные связи [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 737. Л. 1]. Для восстановления связи в Нальчике была организована мастерская для восстановления собранных остатков аппаратуры, устанавливались столбы на линиях. В результате в марте 1943 г. восстановлена связь с 16 районами, 18 сельсоветами 12 МТС и 1 совхо-зом из 7. Однако обслуживание почтовой связью было неудовлетворительным. Так, например, в справке инструктора обкома ВКП(б) от 24 марта 1943 г. отме-чалось: «…Почта в райцентры и сельсоветы доставляется с замедлением от трех до пяти суток. Движение почты производиться не ежедневно. В течение июля месяца имелось 12 случаев необменов почт. Месяцами задерживается доставка денежных переводов, в том числе посо-бия военнослужащим. …Проверкой переводного и почтового хозяйства г. Прохладный об-наружено не доставленных до 200 переводов, адресованных в воинские части и 16 переводов – пособий фронтовиков от июля сего года…» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 737. Л. 2]. Восстановление и развитие хозяйства связи проводилось и в последующие годы, однако не удалось достигнуть до военных показателей (см. таблицу 5). Таблица 5 Развитие связи в КБАССР* (1940-1945гг.) [Народное хозяйство 1957: 66]. 1940 1945 Количество предприятий, почты и телеграфа 85 74 Число сельских почтальонов 194 144 Число сельсоветов, имеющих телефонную связь с рай-центром (в процентах к общему числу сельсоветов) 96,3 61,0 Число радиотрансляционных точек (тыс. штук). 12,9 10 Число радиоприемников (тыс. штук) 0,6 0,2 Анализ таблицы показал, что в 1945 г. по сравнению с 1940 г. число пред-приятий почты и телеграфа было меньше на 11, соответственно сельских почта-льонов – 50, сельсоветов, имеющих телефонную связь с райцентром – 35,3 %, радиотрансляционных точек – 2,9 тыс., радиоприемников – 0,4 тыс. Заключение Таким образом, анализ архивных документов показал, что в годы ВОВ ма-териально-бытовое положение населения республики ухудшилось. Обеспечение жильем, особенно в городах было неудовлетворительным. Тысячи граждан проживали в бараках и других нежилых помещениях. Ввиду размещения в рес-публике эвакогоспиталей и эвакуированного населения жилищно-бытовые усло-вия населения еще более ухудшились. Кроме того, в период временной оккупа-ции территории республики захватчики разрушили большое количество жилых домов. Государственные органы власти и население проводили значительную работу по организации ремонта, восстановления и строительства жилых домов. Однако в связи с нехватки строительного материала, рабочей силы, финансовых средств не удалось к концу 1946 г. достичь численности площадей 1942 г. В этих условиях государственные органы власти и местные советы трудящихся жильем обеспечивали в первую очередь инвалидов ВОВ, семей военнослужа-щих и других социально незащищенных граждан. Коммунальные услуги, функционирующие в городах, не удовлетворяли требования населения. Потребность в воде и электроэнергии резко возросла, в основном, за счет увеличения численности населения. Система канализации практически отсутствовала. В связи с этим жидкие нечистоты вывозили на гуже-вом транспорте бочками. Не удалось в полно объеме наладить работу банно-прачечного хозяйства и парикмахерских, которые сыграли положительную роль в стабилизации сани-тарной обстановки. Вместе с тем отсутствие средств, частые отключения света и воды, дефицит соответствующих инструментов и материалов снижали эффек-тивность их работы и нерентабельность. Транспорт и связь не в полном объеме удовлетворяли бытовые потребно-сти населения. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в годы ВОВ жизнен-ный уровень населения, в том числе жилищно-бытовые условия в регионе, как и в целом стране, снизились. Тем не менее граждане добросовестно трудились, терпели тяготы и лишения, связывая улучшение жизни со скорой Победой.
×

作者简介

Alim Tetuev

The Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Email: alim-tetuev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4387-291X

参考

  1. Боффа 1990 – Боффа Дж. История Советского Союза. T. 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941-1964 гг.: Пер. с итал. / Дж. Боффа. 2-е изд. – М.: Международные отношения, 1990. – 632 с.
  2. Верт 1992 – Верт Н. История Советского государства, 1900-1991 /пер. с французского: – Н.-Москва: Прогресс: Прогрес-Академия, 1992. – 480 с.
  3. ВОВ 2014 – Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. – Т. 10. Государство, общество и война. – М.: Кучково поле, 2014. – 864 с.
  4. Кабардинская АССР 1946 – Кабардинская АССР. – Нальчик: Кабард. гос. изд-во, 1946. – 395 с.
  5. КБТФ 2005 – Кабардино-Балкария: Тыл и фронт 1941-1945 (к 60-летию Великой Победы) / сост.: Х.М. Думанов, В.Х. Кажаров, А.И. Тетуев, О.Л. Опрышко. – Нальчик: Эльфа, 2005. – 340 с.
  6. Морозова 2019 – Морозова О.В. Жилищная проблема в Сталинске в годы Великой Отечественной войны // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2019. – No 1 (29). – С. 100-112.
  7. Народное хозяйство 1957 – Народное хозяйство КАССР: Статистический сборник. – Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1957. – 113 с.
  8. Панарина 2016 – Панарина Е.В. Восстановление и развитие жилищно-коммунального хозяйства городов Северного Кавказа в 1943-1945 гг. // Kant. – 2016. – No 4 (21). – С. 24-28. – EDN XETCDX.
  9. Тетуев 2022 – Тетуев А.И. Меры социальной поддержки эвакуированного населения в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на примере Кабардино-Балкарии) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2022. – No 2 (71). – С. 49-56. – doi: 10.54398/1818510X_2022_2_49. – EDN NVEXQB.
  10. УЦГА АС КБР – Управление центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
  11. УЦДНИ АС КБР – Управление центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
  12. Хелльбек 2010 – Хелльбек Й. Повседневная идеология: жизнь при сталинизме // Неприкосновенный запас. – 2010. – No 4. – С. 9-22.
  13. Хлынина 2014 – Хлынина Т.П. Жилищная политика и механизмы ее реализации в СССР в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2014. – No 2 (28). – С. 56-68. – EDN SGFLKJ.
  14. Черемных, Шевляков 2017 – Черемных О.А., Шевляков А.С. Будни тылового города. Материально-бытовое положение горожан Западной Сибири в годы Великой Отечественной
  15. войны 1941-1945 гг. (на материалах Новосибирской, Кемеровской и Томской областей). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017. – 220 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Тетуев А.I., 2023

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名-非商业性使用 4.0国际许可协议的许可。

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».