On the issue of the activities of cultural institutions of Chechen-Ingushetia in 40-kh – early 60-kh XX century.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article explores various facets of cultural life, focusing on the activities of cultural institutions in Chechen-Ingushetia during the 1940s to the 1960s. Following the deportation of the indigenous population to Kazakhstan and Kyrgyzstan, individuals from different regions of the USSR were relocated to fill the void. The objective of this study is to illustrate the role of culturalinstitutions during that time, highlighting their significance for the Chechen population, as well as their contribution in mitigating the socio-political crisis that ensued as a result of the USSR leadership's decision to deport certain ethnic groups. The Soviet government provided the resettled individuals with familiar cultural establishments such as theaters, clubs, libraries, and schools. Consequently, this research explores the distinct characteristics of these institutions, analyzes their level of development, and determines their importance in facilitating the return of Chechens and Ingush people to their homeland. Furthermore, new materials and sources pertaining to this research topic have been introduced. The study incorporates materials from the periodical press of that era, specifically the newspaper Grozny Rabochy. Based on the reviewed material, it can be concluded that the shared socio-cultural space, values, and ideals of society possess the capacity to tackle even the most challenging problems, foster unity among people, and aid in overcoming arduous socio-political crises.

Full Text

Введение Переосмысление прежних ценностных установок и освоение новых являет-ся для человека и общества насущной необходимостью. Формирование отно-шений к традициям помогает в трансляции культурного опыта. Принятие базо-вых основ традиционной культуры помогает людям в дальнейшем восприни-мать новации, включать их в свою культурную систему. Социокультурный институт – это механизм, позволяющий воспринимать культурные процессы индивидом и обществом. В любом обществе социальные институты – это устойчивые формы организации совместной деятельности лю-дей, обеспечивающие удовлетворение потребностей общества, социальных групп и отдельных людей. Принято выделять четыре группы социальных инсти-тутов: политические, экономические, стратиграфии и родства, культурные. Именно социокультурные институты оказывают большое влияние на общество. К их числу относят школы, высшую школу, библиотеки, музеи, театры, рели-гию, науку, архивы. В сложные исторические периоды, в годы войн и невзгод, традиционные социокультурные институты помогают народам консолидироваться и выжить. В мирное время, в периоды активного экономического и социального развития, модернизации общества, возникает необходимость приобщения индивидуумов к новому культурному опыту. В результате массового насильственного выселения чеченцев и ингушей в 1944 г. в Грозненской области (бывшей Чечено-Ингушской АССР) возникла де-мографическая проблема. Регион имел стратегическое значение. На нефтедобы-вающих, перерабатывающих предприятиях и в сельском хозяйстве требовались кадры, и туда были направлены рабочие и специалисты из всех уголков СССР. Люди приносили на новую территорию свою культуру, обычаи, песни и танцы. Советское государство предлагало привычный для большинства перечень куль-турных институтов: школы, вузы, библиотеки, театры и кино, клубы. Эти учре-ждения успешно работали в новых исторических условиях. После возвращения чеченцев и ингушей на родину в конце 1950-х – начале 1960-х гг. решения основных экономических, жилищных и социальных вопро-сов, советские социокультурные институты стали той возможностью, которая давала вчерашним ссыльным включиться в активную общественную, образова-тельную и творческую жизнь. Основной задачей исследования стало рассмотре-ние функционирования на территории Чечено-Ингушетии учреждений культуры как в период депортации коренного населения, так и в первые годы после воз-вращения. Вопросу изучения институтов и учреждений культуры советского периода в регионе посвящено значительное число работ советских, российских и зару-бежных авторов. Исследования проходили в контексте нескольких направлений: культуры, истории, политики, этнографии, философии. Эти статьи и моногра-фии, посвященные вопросам кавказской традиции и культуре, развитию социо-культурных институтов, а также сосуществованию, столкновениям и взаимодей-ствию национальных и русской (советской) культур. Специфика исторического прошлого, обусловленная депортацией, привела к тому, что ученые тесным об-разом связывают проблемы политики, экономики, нациестроительства и куль-турного развития на Кавказе. Истории и политическим процессам у представителей чеченского населения региона посвящена глава в книге шведского исследователя С. Корнелла [Cornell, Svante 2001]. Вопросам взаимодействия российской и национальной культур посвящены ряд работ ведущих специалистов: Ш.А. Гапурова, А.М. Бугаева, В.Х. Магомае-ва, В.В. Черноуса [Гапуров и др. 2016: 5-13], В.Х. Акаева [Акаев 2015: 82-87]. Проблемы межкультурного и межэтнического взаимодействия отражены в ис-следованиях С.И. Аккиевой [Аккиева 2019: 6-13]. Особенности национальной традиционной культуры чеченцев освещены в статьях З.И. Хасбулатовой [Хас-булатова 2018: 137-144] и З.С. Исакиевой [Isakieva, Solovyova, Khasbulatova 2019: 1926-1933]. В перечне монографий, посвященных культуре Чечни и Ингушетии, необ-ходимо отметить работу Т.У. Эльбуздукаевой «Культура Чечни: XX век» [Эль-буздукаева 2012]. Ей же принадлежит интереснейшая статья по истории чечен-ского театра [Эльбуздукаева 2021]. Привлекает внимание документальное изда-ние Д.А. Музакаева «Чеченская культура – от традиционности к современно-сти» [Музакаев 2012]. Мероприятия, проводимые в области культуры в Чечне в 1940-е – 1950-е гг. освещены в издании института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая «Культура Чечни; история и современные проблемы» [Культура Чечни… 2006]. Это издание вышло в свет благодаря В.А. Тишкову, который внес огромный вклад в исследования истории и культуры Чечни и ко-торый отмечал, что «культура есть одно из средств миротворчества и послево-енной терапии, ибо через мир культуры и через художественные образы человек быстрее излечивается от травмы войны и избавляется от образа врага» [Тишков 2006]. Вопросы культуры, образования и науки исследованы в «Истории Чечни с древнейших времен до наших дней» в 2-х томах [История Чечни 2008]. Фун-даментальным трудом по истории и культуре Чечни стало пятитомное издание «Художественный мир чеченцев в контексте русской истории и культуры» Х.В. Туркаева [Туркаев 2015]. Сотрудники ЮНЦ РАН неоднократно обращались к истории Северного Кавказа. В монографиях нашли отражение проблемы историографии, нацие-строительства и культуры региона [Кринко, Хлынина 2009; Хлынина, Кринко 2014]. Специфике цивилизационных и модернизационных процессов на Кавказе посвящены работы О.В. Семеновой [Семенова 2007: 100-106; Семенова 2009: 117-123]. В настоящее время изучение культуры народов Юга России, в том числе чеченцев и ингушей продолжается в лаборатории истории и этнографии ЮНЦ РАН в рамках реализации научной базовой темы «Политические и социокуль-турные процессы на Юге России в условиях модернизации (XVII–XXI вв.)». Комплексный анализ деятельности учреждений культуры в Чечено-Ингушетии 1940-х – нач. 1960-х гг. ранее не производился. В статье предпринята попытка анализа деятельности социокультурных ин-ститутов, функционирующих в Чечено-Ингушетии в 1940-е – нач.1960-е гг. Цель – показать их роль, значимость для жителей региона, а также важность в ходе разрешения социально-политического кризиса, сложившегося на данной территории и ставшего следствием политического решения руководства СССР о депортации народов. Методологическая основа. Основу исследования составили документы, связанные с культурным строительством в Чечено-Ингушетии, и материалы пе-риодической печати – газеты «Грозненский рабочий», выходившей с марта 1917 г. по 1991 г. Подшивки 1950-х – нач. 1960-х гг. стали интереснейшим источни-ком для анализа культурной жизни Чечено-Ингушетии. Газета на русском языке выходила регулярно, ежедневно, исключая праздничные и выходные дни. В работе использовались общенаучные методы логического анализа, ис-точниковедческий анализ документов и сравнительно-исторический метод, поз-волившие проанализировать большой массив информации, вычленить особен-ности функционирования социокультурных институтов в Чечне и определить возможности влияния этих учреждений на процесс включения пребывающих из депортации чеченцев и ингушей в модернизационные процессы в республике. Данный анализ производился по хронологическому и систематическому принципу. Основная часть Начавшаяся в июне 1941 г. Великая Отечественная война неблагоприятно отразилась на работе учреждений культуры ЧИАССР. Сокращение бюджетного финансирования временно прервали работу театра юного зрителя, кукольного театра, музыкального училища, музея изобразительного искусства и музея гео-логии при Грозненском нефтяном институте [Культурное строительство 1985: 35]. Дефицит учительских кадров, вызванный военной мобилизацией, не мог восполнить Грозненский пединститут, поскольку ввиду организационных слож-ностей военного времени выпустил в 1941-1943 гг. лишь 142 дипломированных специалиста [Культурное строительство 1985: 67]. К началу 1943 г. положение улучшилось. В республике начинают работать библиотеки, 12 домов культуры, краеведческий музей. Возвращается из эвакуа-ции Русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова. В театр на работу при-влекаются молодые специалисты из эвакуированных [Культурное строительство 1985: 35]. С депортацией в 1944 г. чеченцев и ингушей исчезла потребность в нацио-нальных кадрах в искусстве, культуре и образовании. Их подготовка прервалась на 13 лет. Восполнило отсутствие специалистов прибытие переселенцев [Осмаев 2018: 40]. В результате анализа документов и материалов периодической печати о функционирующих на территории Чечено-Ингушетии во второй половине 1940-х – 1950-х гг. учреждениях культуры способствует трансляции культурного опыта, что в Грозненской области (ЧИАССР была упразднена в 1944 г.) рабо-тают школы, ремесленные училища, техникумы, различного рода образователь-ные курсы. Продолжают действовать библиотеки, в том числе передвижные. Имеются и активно функционируют Дома культуры при крупных предприятиях и кое-где в колхозах. В г. Грозном, как и прежде, работает драмтеатр им. М.Ю. Лермонтова с самым разнообразным репертуаром. Работают также кинотеатры с регулярными сеансами. Как кинотеатры функционируют также некоторые круп-ные дома культуры, например, ДК им. Ленина. Продолжают выпускать специа-листов нефтяной и педагогический институты. В вузах и техникумах республики в 1958 г. учится около 10 500 студентов [ПАЧИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1869. Л. 52]. Огромную популярность имело движение художественной самодеятельно-сти, народных театров и кружков. В 1956 г. на смотре самодеятельного искус-ства в г. Грозном было представлено творчество 53 коллективов из клубов, до-мов и дворцов культуры, красных уголков, предприятий, учреждений и учеб-ных заведений с общим числом участников свыше двух тысяч человек (2 000). На смотре областной художественной самодеятельности приняли участие 24 хора, 185 солистов, 16 танцевальных коллективов [Алышев, Самойлов 1956]. Такая информация на первый взгляд дает благополучную картину. Ведь по-сле Великой Отечественной войны многие города и села в СССР были букваль-но уничтожены. Страна тяжело восстанавливалась. Но внимательное изучение материалов дает и другую картину: – среди авторов газеты нет чеченских и ингушских журналистов; – в заметках и статьях нет чеченских фамилий (ни в числе работников предприятий, ни колхозников, ни студентов, ни в числе участников художе-ственной самодеятельности); – отсутствуют фотографии чеченцев и ингушей, так же нет на страницах га-зет изображений граждан в национальных костюмах, нет национальных или просто кавказских номеров в перечне отчетов художественной самодеятельно-сти; – не отмечается ни одной фамилии в заметках об успешных спортивных достижениях, о которых много и регулярно сообщают (шахматы, легкая атлети-ка, футбол); – не упоминается ни одного отмеченного наградой или грамотой чеченца или ингуша. Вместе с тем можно утверждать, что именно вышеназванные социокуль-турные институты стали основой возрождения возвращавшихся в конце 1950-х – начале 1960-х гг. на родину чеченцев и ингушей в восстановленную ЧИАССР. Конечно, люди получили жестокую социальную травму. Но пережить эту тра-гедию им в ссылке помогла традиционная культура, свои социокультурные ин-ституты: тайп, семья язык, песни и сказания, память о предках, национальные кодексы чести. Эти институты стали стержнем, позволившим не только пере-жить ссылку и депортацию, но и, вернувшись на родину через 13 лет, начать новую жизнь. Известно, что многие чеченцы и ингуши по возвращении на родину не мог-ли вселиться в свои дома, которые либо разрушились, либо в них жили другие граждане со своими семьями. Были материальные проблемы, проблемы с рабо-той и др. Это вызывало гнев, боль и подрывало веру в справедливость. Государ-ство осознавало сложность стоящих перед ним задач по устранению послед-ствий депортации. Так в 1958 г. был принят план строительства жилых домов для семей чеченцев и ингушей по которому предполагалось построить 17000 домов в республике [Восстановление Чечено-Ингушской АССР 2013: 451]. Будущее народа – его молодежь. Вернувшись в родные края, молодые лю-ди словно попадали в другой мир. Пережив голод, смерти близких и бесправие, необходимо было жить дальше, идти вперед, наверстывать упущенное, учиться и работать. Из материалов периодики конца 1950-х – начала 1960-х гг. можно почерп-нуть следующее: – продолжает активно работать драмтеатр им. Лермонтова. Наряду с рус-ским драмтеатром начинает работать чечено-ингушский театр, с постоянным, хотя и небольшим репертуаром; – дает концерты национальный ансамбль «Вайнах»; – демонстрируется большое количество советских и зарубежных фильмов. Постепенно в газетах появляются чеченские и ингушские фамилии. В пе-чатных материалах появляется речевой оборот «представители коренной нацио-нальности». Прослеживая материалы газет, мы получаем представление о том, что в республике работают самые различные учебные курсы: – курсы кройки и шитья; – курсы баянистов для села (для представителей коренной национально-сти); – курсы кукурузоводов; – курсы росписи тканей [Привалов 1959]. В Грозном начинает работу клуб симфонической музыки. Идет активная школьная реформа и школьное строительство. Образование получает все больше молодежи. В республике работают 14 техникумов и ре-месленные училища. Однако высшее образование представителям коренной национальности в 1950-е гг. оставалось малодоступным в связи со слабой под-готовкой школьников. Во время Великой Отечественной войны и в первые годы после нее возникало множество сложностей. Отставало развитие школьной ма-териальной базы, учащихся привлекали к оборонным и сельскохозяйственным работам, к оказанию помощи эвакуированным и сиротам. Эта тенденция наблю-далась во всей стране, но северокавказском регионе, пострадавшем не только от военных действий, но и от депортации, проблема стояла очень остро. С боль-шим трудом «проводилась реализация закона о всеобщем обучении детей школьного возраста, причинами чего являлись слабое материальное обеспече-ние школ, недостаток мебели, классных досок, учебной литературы, канцеляр-ских принадлежностей, нехватка квалифицированных педагогических работни-ков, материально-бытовые трудности учащихся» [Тетуев 2023: 139]. В связи этим не удалось достигнуть довоенных показателей по численности школ, уча-щихся и педагогических кадров, особенно национальных. В 1960-е гг. и далее молодежь начинает активно учиться в вузах, в том числе по республиканским квотам. Появляются статьи о чечено-ингушской литературе В.Б. Виноградова, а также стихи и проза чеченских и ингушских авторов, например И.М. Базоркина. В декабре 1957 г. бюро обкома партии постановляет разрешить провести первую конференцию писателей Чечено-Ингушетии. Было решено пригласить на конференцию кроме членов Союза писателей начинающих писателей и по-этов, а также журналистов, работников искусств, преподавателей литературы высших и средних учебных заведений. Приглашали на это значимое мероприя-тие представителей писательских организаций Дагестанской, Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской автономных республик и Ростова-на-Дону [Восстановление Чечено-Ингушской АССР 2013: 451-452]. В периодических печатных изданиях освещается работа библиотек, но уже немного под иным углом – как привлечь кавказских женщин в число читателей? Ответ – устраивать читки на курсах кройки и шитья. Появляются очерки о земляках, которые несут службу в рядах Советской армии. Отдельно подчеркивалось, что ими гордится родина (родной полк, под-водная лодка и т.п.). Можно выделить материалы о героях Великой Отечествен-ной войны – чеченцах и ингушах. Ранее, до возвращения из депортации, такие статьи не публиковались. Участниками спортивных соревнований становятся юноши и девушки – че-ченцы и ингуши. В Грозном проходят всесоюзные и региональные первенства по спортивной гимнастике, легкой атлетике, боксу, футболу, волейболу, шахма-там. Статьи, освещающие смотры художественной самодеятельности, пополня-ются фамилиями чеченских и ингушских участников. Это не только работники промышленности и сельского хозяйства, но и студенты, учителя и служащие [Народные таланты 1959]. И еще одна особенность газет этого периода – появляются фотографии и заметки о передовиках производства, животноводах, рабочих, учителях и биб-лиотекарях кавказских национальностей. В период переписи населения 1959 г. пишут о многодетных чеченских и ингушских семьях. По материалам чувствуется, что существовал алгоритм донесения до чита-теля информации о судьбах этих людей. Как правило, боль почти полутора де-сятилетий депортации укладывалась в одной фразе: – «начинала свою трудовую деятельность в Павлодаре» (город на северо-востоке Казахстана); – «вернулся из Казахстана»; – «организовывал буровые работы в Сибири» [Наши кандидаты… 1959]. В газетах пишут о вреде религии, обрядов, постов, многоженстве. Но это лишь единичные заметки. Критики национальной чеченской культуры, истории, искусства в материалах периодической печати нет. Выводы В результате анализа становится очевидно, что конец 50-х – начало 60-х гг. XX в. было не простое время возвращения чеченцев и ингушей на историческую Родину и полное восстановление в правах. В связи с этим можно сделать сле-дующие выводы. Традиционная культура помогает выжить людям в критических ситуациях, подчас за приделами Родины. Сохраняются язык, песни, сказки, историческая память и другие формы нематериальной культуры. Советское государство через социокультурные институты включало людей разных национальностей в единое культурно-образовательное пространство, да-вало возможности образовательного и творческого развития. Возвращавшиеся на Родину из депортации люди вынуждены были решать множество проблем. Горечь обиды, потери, годы упущенных возможностей не помешали значительной части граждан не только вернуться к созидательному мирному труду, но и включиться в культурную, научную и общественную жизнь республики. Стремление быть нужными и полезными своим семьям вели молодежь не только на производство, но и в школы, техникумы и институты. Допустившее несправедливость государство старалось урегулировать пробле-мы, строя новые школы и библиотеки, клубы и кинотеатры. Необходимо отметить и тот факт, что приехавшие в 1940-е гг. в Чечню лю-ди (русские, украинцы, грузины, аварцы, лакцы и представители других нацио-нальностей) много и честно работали на этой земле, учились, создавали семьи и получали жилье. Большинство специалистов приезжало в Чечено-Ингушетию по партийным и комсомольским направлениям. Сюда отправляли выпускников институтов и техникумов. Переезд на новое место в период гигантских социали-стических строек и послевоенного восстановления воспринимался в большой стране как нечто естественное и динамичное. Но и эти люди начинали понимать, что государство подвело их, заселив в чужие дома ранее изгнанных людей. Приведенные в статье материалы о деятельности учреждений культуры на территории современных Чечни и Ингушетии в 40-х– нач. 60-х г. XX в. доказы-вают, что общее социокультурное пространство, ценности и идеалы общества способны решать сложнейшие задачи, объединять людей, способствуют выходу из тяжелейших социально-политических кризисов, например, таких как депор-тация.
×

About the authors

Olga Valer'evna Semenova

Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences

Email: oliko_sov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8224-1948

References

  1. Cornell, Svante 2001 – Cornell, Svante E. Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict. – Richmond: Curzon Caucasus World. – 480 pp.
  2. Isakieva, Solovyova, Khasbulatova 2019 – Isakieva Z.S., Solovyova L.T., Khasbulatova Z.I. The main tasks of moral education in Chechen society: traditions and modernity // European Pro-ceedings of Social and Behavioural Sciences. – Vol. 58. – Pp. 1926-1933.
  3. Акаев 2015 – Акаев В.Х. Кавказско-русское культурное взаимодействие: статика, динамика, синтез // Научная мысль Кавказа. – 2015. – No 3. – С. 82-87.
  4. Аккиева 2019 – Аккиева С.И. К вопросу межкультурного и межэтнического взаимодействия народов Северного Кавказа // Актуальные проблемы истории народов Северного Кавказа. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. – Махачкала: АЛЕФ, 2019. – С. 6-13.
  5. Алышев, Самойлов 1956 – Алышев Н., Самойлов А. За дальнейший расцвет самодеятельного искусства // Грозненский рабочий. – 1956. – 22 января.
  6. Восстановление Чечено-Ингушской АССР 2013 – Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1953-1962). Сборник документов и материалов. – Том I. – Нальчик. ООО «Печатный двор», 2013. – 491 с.
  7. Гапуров и др. 2016 – Гапуров Ш.А., Бугаев А.М., Магомаев В.Х., Черноус В.В. Цивилизационная роль России на Северном Кавказе (на примере российско-чеченских отношений) // Научная мысль Кавказа. – 2016. – No 2 (86). – С. 5-13.
  8. История Чечни 2008 – История Чечни с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т. II. История. Чечни XX и начала XXI веков. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. – 832 с.
  9. Кринко, Хлынина 2009 – Кринко Е.Ф., Хлынина Т.П. История Северного Кавказа в 1920-1940-е. гг.: современная российская историография. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. – 304 с.
  10. Культура Чечни... 2006 – Культура Чечни: история и современные проблемы. – Москва, Наука, 2006. – 382 с.
  11. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941 – 1980 гг.): сб. документов и материалов 1985 – Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941 – 1980 гг.): сб.
  12. документов и материалов. – Грозный. Чечено-ингушское книжное издательство, 1985. – 138 с.
  13. Музакаев 2012 – Музакаев Д.А. Чеченская культура – от традиционности к современности. – Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс», 2012. – 280 с.
  14. Народные таланты 1959 – Народные таланты // Грозненский рабочий. – 20 марта.
  15. Наши кандидаты... 1959 – Наши кандидаты в депутаты Верховного Совета РСФСР // Грозненский рабочий. – 14 февраля.
  16. Осмаев 2018 – Осмаев М.К. Социально-культурная сфера Чечено-Ингушетии периода Великой Отечественной войны: преодоление нехватки специалистов // Вестник КГУ. – 2018. – No 4. – С. 37-42. ПАЧИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1869. Л. 52.
  17. Привалов 1959 – Привалов В.И. Роспись на тканях. 1959 // Грозненский рабочий. – 1959 – 16 января.
  18. Семенова 2007 – Семенова О.В. Эволюция цивилизационного самосознания как социо-культурного феномена // Вестник Института истории, археологии и этнографии. – 2007. – No 2. – С. 100-106.
  19. Семенова 2009 – Семенова О.В. Социокультурная специфика цивилизационных процессов на Кавказе // Вестник института истории, археологии и этнографии. – 2009. – No 2. – С. 117-123.
  20. Тетуев 2023 – Тетуев А.И. Повседневность учащихся общеобразовательных школ в годы Великой Отечественной войны (на примере Кабардино-Балкарии) // Электронный журнал «Кавказология». – 2023. – No 1. – С. 124-141. – doi: 10.31143/2542-212X-2023-1-124-141. EDN: CHXBXI.
  21. Тишков 2006 – Тишков В. А. Война и культура. В кн.: Культура Чечни. История и современные проблемы. – Москва, Наука, 2006. – С. 9.
  22. Туркаев 2015 – Туркаев В.А. Художественный мир чеченцев в контексте русской истории и культуры:: в 5 т.;. – Москва, Наука, 2015. – 130 с.
  23. Хасбулатова 2018 – Хасбулатова З. И. Этикет и культура поведения чеченцев как основа нравственной культуры в семейных отношениях в XIX — начале ХХ вв. // Культура и цивилизация. – 2018. – Т. 8. – No 2 А. – С. 137-144.
  24. Хлынина, Кринко 2014 – Хлынина Т.П., Кринко Е.Ф. История, политика и нациестроительство на Северном Кавказе. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014. – 434 с.
  25. Эльбуздукаева 2012 – Эльбуздукаева Т.У. Культура Чечни: XX век. – Грозный: Издательство АН, 2012. – 410 с.
  26. Эльбуздукаева 2021 – Эльбуздукаева Т.У. Театральное искусство в ЧИАССР в 60-80-е гг. ХХ в. // Вопросы истории. – 2021. – No 11-2. – С. 182-188.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Семенова О.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».