On the issue of the activities of cultural institutions of Chechen-Ingushetia in 40-kh – early 60-kh XX century.
- Authors: Semenova O.V.1
-
Affiliations:
- Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences
- Issue: No 3 (2023)
- Pages: 197-208
- Section: Recent history
- Submitted: 04.05.2025
- Published: 15.12.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/290465
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-3-197-208
- EDN: https://elibrary.ru/XYCHFM
- ID: 290465
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
Full Text
Введение Переосмысление прежних ценностных установок и освоение новых являет-ся для человека и общества насущной необходимостью. Формирование отно-шений к традициям помогает в трансляции культурного опыта. Принятие базо-вых основ традиционной культуры помогает людям в дальнейшем восприни-мать новации, включать их в свою культурную систему. Социокультурный институт – это механизм, позволяющий воспринимать культурные процессы индивидом и обществом. В любом обществе социальные институты – это устойчивые формы организации совместной деятельности лю-дей, обеспечивающие удовлетворение потребностей общества, социальных групп и отдельных людей. Принято выделять четыре группы социальных инсти-тутов: политические, экономические, стратиграфии и родства, культурные. Именно социокультурные институты оказывают большое влияние на общество. К их числу относят школы, высшую школу, библиотеки, музеи, театры, рели-гию, науку, архивы. В сложные исторические периоды, в годы войн и невзгод, традиционные социокультурные институты помогают народам консолидироваться и выжить. В мирное время, в периоды активного экономического и социального развития, модернизации общества, возникает необходимость приобщения индивидуумов к новому культурному опыту. В результате массового насильственного выселения чеченцев и ингушей в 1944 г. в Грозненской области (бывшей Чечено-Ингушской АССР) возникла де-мографическая проблема. Регион имел стратегическое значение. На нефтедобы-вающих, перерабатывающих предприятиях и в сельском хозяйстве требовались кадры, и туда были направлены рабочие и специалисты из всех уголков СССР. Люди приносили на новую территорию свою культуру, обычаи, песни и танцы. Советское государство предлагало привычный для большинства перечень куль-турных институтов: школы, вузы, библиотеки, театры и кино, клубы. Эти учре-ждения успешно работали в новых исторических условиях. После возвращения чеченцев и ингушей на родину в конце 1950-х – начале 1960-х гг. решения основных экономических, жилищных и социальных вопро-сов, советские социокультурные институты стали той возможностью, которая давала вчерашним ссыльным включиться в активную общественную, образова-тельную и творческую жизнь. Основной задачей исследования стало рассмотре-ние функционирования на территории Чечено-Ингушетии учреждений культуры как в период депортации коренного населения, так и в первые годы после воз-вращения. Вопросу изучения институтов и учреждений культуры советского периода в регионе посвящено значительное число работ советских, российских и зару-бежных авторов. Исследования проходили в контексте нескольких направлений: культуры, истории, политики, этнографии, философии. Эти статьи и моногра-фии, посвященные вопросам кавказской традиции и культуре, развитию социо-культурных институтов, а также сосуществованию, столкновениям и взаимодей-ствию национальных и русской (советской) культур. Специфика исторического прошлого, обусловленная депортацией, привела к тому, что ученые тесным об-разом связывают проблемы политики, экономики, нациестроительства и куль-турного развития на Кавказе. Истории и политическим процессам у представителей чеченского населения региона посвящена глава в книге шведского исследователя С. Корнелла [Cornell, Svante 2001]. Вопросам взаимодействия российской и национальной культур посвящены ряд работ ведущих специалистов: Ш.А. Гапурова, А.М. Бугаева, В.Х. Магомае-ва, В.В. Черноуса [Гапуров и др. 2016: 5-13], В.Х. Акаева [Акаев 2015: 82-87]. Проблемы межкультурного и межэтнического взаимодействия отражены в ис-следованиях С.И. Аккиевой [Аккиева 2019: 6-13]. Особенности национальной традиционной культуры чеченцев освещены в статьях З.И. Хасбулатовой [Хас-булатова 2018: 137-144] и З.С. Исакиевой [Isakieva, Solovyova, Khasbulatova 2019: 1926-1933]. В перечне монографий, посвященных культуре Чечни и Ингушетии, необ-ходимо отметить работу Т.У. Эльбуздукаевой «Культура Чечни: XX век» [Эль-буздукаева 2012]. Ей же принадлежит интереснейшая статья по истории чечен-ского театра [Эльбуздукаева 2021]. Привлекает внимание документальное изда-ние Д.А. Музакаева «Чеченская культура – от традиционности к современно-сти» [Музакаев 2012]. Мероприятия, проводимые в области культуры в Чечне в 1940-е – 1950-е гг. освещены в издании института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая «Культура Чечни; история и современные проблемы» [Культура Чечни… 2006]. Это издание вышло в свет благодаря В.А. Тишкову, который внес огромный вклад в исследования истории и культуры Чечни и ко-торый отмечал, что «культура есть одно из средств миротворчества и послево-енной терапии, ибо через мир культуры и через художественные образы человек быстрее излечивается от травмы войны и избавляется от образа врага» [Тишков 2006]. Вопросы культуры, образования и науки исследованы в «Истории Чечни с древнейших времен до наших дней» в 2-х томах [История Чечни 2008]. Фун-даментальным трудом по истории и культуре Чечни стало пятитомное издание «Художественный мир чеченцев в контексте русской истории и культуры» Х.В. Туркаева [Туркаев 2015]. Сотрудники ЮНЦ РАН неоднократно обращались к истории Северного Кавказа. В монографиях нашли отражение проблемы историографии, нацие-строительства и культуры региона [Кринко, Хлынина 2009; Хлынина, Кринко 2014]. Специфике цивилизационных и модернизационных процессов на Кавказе посвящены работы О.В. Семеновой [Семенова 2007: 100-106; Семенова 2009: 117-123]. В настоящее время изучение культуры народов Юга России, в том числе чеченцев и ингушей продолжается в лаборатории истории и этнографии ЮНЦ РАН в рамках реализации научной базовой темы «Политические и социокуль-турные процессы на Юге России в условиях модернизации (XVII–XXI вв.)». Комплексный анализ деятельности учреждений культуры в Чечено-Ингушетии 1940-х – нач. 1960-х гг. ранее не производился. В статье предпринята попытка анализа деятельности социокультурных ин-ститутов, функционирующих в Чечено-Ингушетии в 1940-е – нач.1960-е гг. Цель – показать их роль, значимость для жителей региона, а также важность в ходе разрешения социально-политического кризиса, сложившегося на данной территории и ставшего следствием политического решения руководства СССР о депортации народов. Методологическая основа. Основу исследования составили документы, связанные с культурным строительством в Чечено-Ингушетии, и материалы пе-риодической печати – газеты «Грозненский рабочий», выходившей с марта 1917 г. по 1991 г. Подшивки 1950-х – нач. 1960-х гг. стали интереснейшим источни-ком для анализа культурной жизни Чечено-Ингушетии. Газета на русском языке выходила регулярно, ежедневно, исключая праздничные и выходные дни. В работе использовались общенаучные методы логического анализа, ис-точниковедческий анализ документов и сравнительно-исторический метод, поз-волившие проанализировать большой массив информации, вычленить особен-ности функционирования социокультурных институтов в Чечне и определить возможности влияния этих учреждений на процесс включения пребывающих из депортации чеченцев и ингушей в модернизационные процессы в республике. Данный анализ производился по хронологическому и систематическому принципу. Основная часть Начавшаяся в июне 1941 г. Великая Отечественная война неблагоприятно отразилась на работе учреждений культуры ЧИАССР. Сокращение бюджетного финансирования временно прервали работу театра юного зрителя, кукольного театра, музыкального училища, музея изобразительного искусства и музея гео-логии при Грозненском нефтяном институте [Культурное строительство 1985: 35]. Дефицит учительских кадров, вызванный военной мобилизацией, не мог восполнить Грозненский пединститут, поскольку ввиду организационных слож-ностей военного времени выпустил в 1941-1943 гг. лишь 142 дипломированных специалиста [Культурное строительство 1985: 67]. К началу 1943 г. положение улучшилось. В республике начинают работать библиотеки, 12 домов культуры, краеведческий музей. Возвращается из эвакуа-ции Русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова. В театр на работу при-влекаются молодые специалисты из эвакуированных [Культурное строительство 1985: 35]. С депортацией в 1944 г. чеченцев и ингушей исчезла потребность в нацио-нальных кадрах в искусстве, культуре и образовании. Их подготовка прервалась на 13 лет. Восполнило отсутствие специалистов прибытие переселенцев [Осмаев 2018: 40]. В результате анализа документов и материалов периодической печати о функционирующих на территории Чечено-Ингушетии во второй половине 1940-х – 1950-х гг. учреждениях культуры способствует трансляции культурного опыта, что в Грозненской области (ЧИАССР была упразднена в 1944 г.) рабо-тают школы, ремесленные училища, техникумы, различного рода образователь-ные курсы. Продолжают действовать библиотеки, в том числе передвижные. Имеются и активно функционируют Дома культуры при крупных предприятиях и кое-где в колхозах. В г. Грозном, как и прежде, работает драмтеатр им. М.Ю. Лермонтова с самым разнообразным репертуаром. Работают также кинотеатры с регулярными сеансами. Как кинотеатры функционируют также некоторые круп-ные дома культуры, например, ДК им. Ленина. Продолжают выпускать специа-листов нефтяной и педагогический институты. В вузах и техникумах республики в 1958 г. учится около 10 500 студентов [ПАЧИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1869. Л. 52]. Огромную популярность имело движение художественной самодеятельно-сти, народных театров и кружков. В 1956 г. на смотре самодеятельного искус-ства в г. Грозном было представлено творчество 53 коллективов из клубов, до-мов и дворцов культуры, красных уголков, предприятий, учреждений и учеб-ных заведений с общим числом участников свыше двух тысяч человек (2 000). На смотре областной художественной самодеятельности приняли участие 24 хора, 185 солистов, 16 танцевальных коллективов [Алышев, Самойлов 1956]. Такая информация на первый взгляд дает благополучную картину. Ведь по-сле Великой Отечественной войны многие города и села в СССР были букваль-но уничтожены. Страна тяжело восстанавливалась. Но внимательное изучение материалов дает и другую картину: – среди авторов газеты нет чеченских и ингушских журналистов; – в заметках и статьях нет чеченских фамилий (ни в числе работников предприятий, ни колхозников, ни студентов, ни в числе участников художе-ственной самодеятельности); – отсутствуют фотографии чеченцев и ингушей, так же нет на страницах га-зет изображений граждан в национальных костюмах, нет национальных или просто кавказских номеров в перечне отчетов художественной самодеятельно-сти; – не отмечается ни одной фамилии в заметках об успешных спортивных достижениях, о которых много и регулярно сообщают (шахматы, легкая атлети-ка, футбол); – не упоминается ни одного отмеченного наградой или грамотой чеченца или ингуша. Вместе с тем можно утверждать, что именно вышеназванные социокуль-турные институты стали основой возрождения возвращавшихся в конце 1950-х – начале 1960-х гг. на родину чеченцев и ингушей в восстановленную ЧИАССР. Конечно, люди получили жестокую социальную травму. Но пережить эту тра-гедию им в ссылке помогла традиционная культура, свои социокультурные ин-ституты: тайп, семья язык, песни и сказания, память о предках, национальные кодексы чести. Эти институты стали стержнем, позволившим не только пере-жить ссылку и депортацию, но и, вернувшись на родину через 13 лет, начать новую жизнь. Известно, что многие чеченцы и ингуши по возвращении на родину не мог-ли вселиться в свои дома, которые либо разрушились, либо в них жили другие граждане со своими семьями. Были материальные проблемы, проблемы с рабо-той и др. Это вызывало гнев, боль и подрывало веру в справедливость. Государ-ство осознавало сложность стоящих перед ним задач по устранению послед-ствий депортации. Так в 1958 г. был принят план строительства жилых домов для семей чеченцев и ингушей по которому предполагалось построить 17000 домов в республике [Восстановление Чечено-Ингушской АССР 2013: 451]. Будущее народа – его молодежь. Вернувшись в родные края, молодые лю-ди словно попадали в другой мир. Пережив голод, смерти близких и бесправие, необходимо было жить дальше, идти вперед, наверстывать упущенное, учиться и работать. Из материалов периодики конца 1950-х – начала 1960-х гг. можно почерп-нуть следующее: – продолжает активно работать драмтеатр им. Лермонтова. Наряду с рус-ским драмтеатром начинает работать чечено-ингушский театр, с постоянным, хотя и небольшим репертуаром; – дает концерты национальный ансамбль «Вайнах»; – демонстрируется большое количество советских и зарубежных фильмов. Постепенно в газетах появляются чеченские и ингушские фамилии. В пе-чатных материалах появляется речевой оборот «представители коренной нацио-нальности». Прослеживая материалы газет, мы получаем представление о том, что в республике работают самые различные учебные курсы: – курсы кройки и шитья; – курсы баянистов для села (для представителей коренной национально-сти); – курсы кукурузоводов; – курсы росписи тканей [Привалов 1959]. В Грозном начинает работу клуб симфонической музыки. Идет активная школьная реформа и школьное строительство. Образование получает все больше молодежи. В республике работают 14 техникумов и ре-месленные училища. Однако высшее образование представителям коренной национальности в 1950-е гг. оставалось малодоступным в связи со слабой под-готовкой школьников. Во время Великой Отечественной войны и в первые годы после нее возникало множество сложностей. Отставало развитие школьной ма-териальной базы, учащихся привлекали к оборонным и сельскохозяйственным работам, к оказанию помощи эвакуированным и сиротам. Эта тенденция наблю-далась во всей стране, но северокавказском регионе, пострадавшем не только от военных действий, но и от депортации, проблема стояла очень остро. С боль-шим трудом «проводилась реализация закона о всеобщем обучении детей школьного возраста, причинами чего являлись слабое материальное обеспече-ние школ, недостаток мебели, классных досок, учебной литературы, канцеляр-ских принадлежностей, нехватка квалифицированных педагогических работни-ков, материально-бытовые трудности учащихся» [Тетуев 2023: 139]. В связи этим не удалось достигнуть довоенных показателей по численности школ, уча-щихся и педагогических кадров, особенно национальных. В 1960-е гг. и далее молодежь начинает активно учиться в вузах, в том числе по республиканским квотам. Появляются статьи о чечено-ингушской литературе В.Б. Виноградова, а также стихи и проза чеченских и ингушских авторов, например И.М. Базоркина. В декабре 1957 г. бюро обкома партии постановляет разрешить провести первую конференцию писателей Чечено-Ингушетии. Было решено пригласить на конференцию кроме членов Союза писателей начинающих писателей и по-этов, а также журналистов, работников искусств, преподавателей литературы высших и средних учебных заведений. Приглашали на это значимое мероприя-тие представителей писательских организаций Дагестанской, Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской автономных республик и Ростова-на-Дону [Восстановление Чечено-Ингушской АССР 2013: 451-452]. В периодических печатных изданиях освещается работа библиотек, но уже немного под иным углом – как привлечь кавказских женщин в число читателей? Ответ – устраивать читки на курсах кройки и шитья. Появляются очерки о земляках, которые несут службу в рядах Советской армии. Отдельно подчеркивалось, что ими гордится родина (родной полк, под-водная лодка и т.п.). Можно выделить материалы о героях Великой Отечествен-ной войны – чеченцах и ингушах. Ранее, до возвращения из депортации, такие статьи не публиковались. Участниками спортивных соревнований становятся юноши и девушки – че-ченцы и ингуши. В Грозном проходят всесоюзные и региональные первенства по спортивной гимнастике, легкой атлетике, боксу, футболу, волейболу, шахма-там. Статьи, освещающие смотры художественной самодеятельности, пополня-ются фамилиями чеченских и ингушских участников. Это не только работники промышленности и сельского хозяйства, но и студенты, учителя и служащие [Народные таланты 1959]. И еще одна особенность газет этого периода – появляются фотографии и заметки о передовиках производства, животноводах, рабочих, учителях и биб-лиотекарях кавказских национальностей. В период переписи населения 1959 г. пишут о многодетных чеченских и ингушских семьях. По материалам чувствуется, что существовал алгоритм донесения до чита-теля информации о судьбах этих людей. Как правило, боль почти полутора де-сятилетий депортации укладывалась в одной фразе: – «начинала свою трудовую деятельность в Павлодаре» (город на северо-востоке Казахстана); – «вернулся из Казахстана»; – «организовывал буровые работы в Сибири» [Наши кандидаты… 1959]. В газетах пишут о вреде религии, обрядов, постов, многоженстве. Но это лишь единичные заметки. Критики национальной чеченской культуры, истории, искусства в материалах периодической печати нет. Выводы В результате анализа становится очевидно, что конец 50-х – начало 60-х гг. XX в. было не простое время возвращения чеченцев и ингушей на историческую Родину и полное восстановление в правах. В связи с этим можно сделать сле-дующие выводы. Традиционная культура помогает выжить людям в критических ситуациях, подчас за приделами Родины. Сохраняются язык, песни, сказки, историческая память и другие формы нематериальной культуры. Советское государство через социокультурные институты включало людей разных национальностей в единое культурно-образовательное пространство, да-вало возможности образовательного и творческого развития. Возвращавшиеся на Родину из депортации люди вынуждены были решать множество проблем. Горечь обиды, потери, годы упущенных возможностей не помешали значительной части граждан не только вернуться к созидательному мирному труду, но и включиться в культурную, научную и общественную жизнь республики. Стремление быть нужными и полезными своим семьям вели молодежь не только на производство, но и в школы, техникумы и институты. Допустившее несправедливость государство старалось урегулировать пробле-мы, строя новые школы и библиотеки, клубы и кинотеатры. Необходимо отметить и тот факт, что приехавшие в 1940-е гг. в Чечню лю-ди (русские, украинцы, грузины, аварцы, лакцы и представители других нацио-нальностей) много и честно работали на этой земле, учились, создавали семьи и получали жилье. Большинство специалистов приезжало в Чечено-Ингушетию по партийным и комсомольским направлениям. Сюда отправляли выпускников институтов и техникумов. Переезд на новое место в период гигантских социали-стических строек и послевоенного восстановления воспринимался в большой стране как нечто естественное и динамичное. Но и эти люди начинали понимать, что государство подвело их, заселив в чужие дома ранее изгнанных людей. Приведенные в статье материалы о деятельности учреждений культуры на территории современных Чечни и Ингушетии в 40-х– нач. 60-х г. XX в. доказы-вают, что общее социокультурное пространство, ценности и идеалы общества способны решать сложнейшие задачи, объединять людей, способствуют выходу из тяжелейших социально-политических кризисов, например, таких как депор-тация.About the authors
Olga Valer'evna Semenova
Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences
Email: oliko_sov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8224-1948
References
- Cornell, Svante 2001 – Cornell, Svante E. Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict. – Richmond: Curzon Caucasus World. – 480 pp.
- Isakieva, Solovyova, Khasbulatova 2019 – Isakieva Z.S., Solovyova L.T., Khasbulatova Z.I. The main tasks of moral education in Chechen society: traditions and modernity // European Pro-ceedings of Social and Behavioural Sciences. – Vol. 58. – Pp. 1926-1933.
- Акаев 2015 – Акаев В.Х. Кавказско-русское культурное взаимодействие: статика, динамика, синтез // Научная мысль Кавказа. – 2015. – No 3. – С. 82-87.
- Аккиева 2019 – Аккиева С.И. К вопросу межкультурного и межэтнического взаимодействия народов Северного Кавказа // Актуальные проблемы истории народов Северного Кавказа. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. – Махачкала: АЛЕФ, 2019. – С. 6-13.
- Алышев, Самойлов 1956 – Алышев Н., Самойлов А. За дальнейший расцвет самодеятельного искусства // Грозненский рабочий. – 1956. – 22 января.
- Восстановление Чечено-Ингушской АССР 2013 – Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1953-1962). Сборник документов и материалов. – Том I. – Нальчик. ООО «Печатный двор», 2013. – 491 с.
- Гапуров и др. 2016 – Гапуров Ш.А., Бугаев А.М., Магомаев В.Х., Черноус В.В. Цивилизационная роль России на Северном Кавказе (на примере российско-чеченских отношений) // Научная мысль Кавказа. – 2016. – No 2 (86). – С. 5-13.
- История Чечни 2008 – История Чечни с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т. II. История. Чечни XX и начала XXI веков. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. – 832 с.
- Кринко, Хлынина 2009 – Кринко Е.Ф., Хлынина Т.П. История Северного Кавказа в 1920-1940-е. гг.: современная российская историография. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. – 304 с.
- Культура Чечни... 2006 – Культура Чечни: история и современные проблемы. – Москва, Наука, 2006. – 382 с.
- Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941 – 1980 гг.): сб. документов и материалов 1985 – Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941 – 1980 гг.): сб.
- документов и материалов. – Грозный. Чечено-ингушское книжное издательство, 1985. – 138 с.
- Музакаев 2012 – Музакаев Д.А. Чеченская культура – от традиционности к современности. – Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс», 2012. – 280 с.
- Народные таланты 1959 – Народные таланты // Грозненский рабочий. – 20 марта.
- Наши кандидаты... 1959 – Наши кандидаты в депутаты Верховного Совета РСФСР // Грозненский рабочий. – 14 февраля.
- Осмаев 2018 – Осмаев М.К. Социально-культурная сфера Чечено-Ингушетии периода Великой Отечественной войны: преодоление нехватки специалистов // Вестник КГУ. – 2018. – No 4. – С. 37-42. ПАЧИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1869. Л. 52.
- Привалов 1959 – Привалов В.И. Роспись на тканях. 1959 // Грозненский рабочий. – 1959 – 16 января.
- Семенова 2007 – Семенова О.В. Эволюция цивилизационного самосознания как социо-культурного феномена // Вестник Института истории, археологии и этнографии. – 2007. – No 2. – С. 100-106.
- Семенова 2009 – Семенова О.В. Социокультурная специфика цивилизационных процессов на Кавказе // Вестник института истории, археологии и этнографии. – 2009. – No 2. – С. 117-123.
- Тетуев 2023 – Тетуев А.И. Повседневность учащихся общеобразовательных школ в годы Великой Отечественной войны (на примере Кабардино-Балкарии) // Электронный журнал «Кавказология». – 2023. – No 1. – С. 124-141. – doi: 10.31143/2542-212X-2023-1-124-141. EDN: CHXBXI.
- Тишков 2006 – Тишков В. А. Война и культура. В кн.: Культура Чечни. История и современные проблемы. – Москва, Наука, 2006. – С. 9.
- Туркаев 2015 – Туркаев В.А. Художественный мир чеченцев в контексте русской истории и культуры:: в 5 т.;. – Москва, Наука, 2015. – 130 с.
- Хасбулатова 2018 – Хасбулатова З. И. Этикет и культура поведения чеченцев как основа нравственной культуры в семейных отношениях в XIX — начале ХХ вв. // Культура и цивилизация. – 2018. – Т. 8. – No 2 А. – С. 137-144.
- Хлынина, Кринко 2014 – Хлынина Т.П., Кринко Е.Ф. История, политика и нациестроительство на Северном Кавказе. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014. – 434 с.
- Эльбуздукаева 2012 – Эльбуздукаева Т.У. Культура Чечни: XX век. – Грозный: Издательство АН, 2012. – 410 с.
- Эльбуздукаева 2021 – Эльбуздукаева Т.У. Театральное искусство в ЧИАССР в 60-80-е гг. ХХ в. // Вопросы истории. – 2021. – No 11-2. – С. 182-188.
Supplementary files
