Documentary support of the activities of the bailiff department of the Balkarian people in 1846-1858.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the peculiarities of documentary support for the activities of the bailiff administration of the Balkarian people in 1846-1858. Various types and functionalities of management documents (prescriptions, reports, petitions, relations, statements, lists, accounting books, reporting documents, etc.) were analyzed. It was established that the bailiff throughout the entire period of activity produced administrative, reporting, reference and information documents and documented information on the personnel of employees. The office documentation of the Office is considered in two aspects: 1) ensuring its external communication; 2) used to manage its own activities. Separately, written documents compiled following the results of mediator proceedings with the participation of employees of the bailiff department of the Balkarian people were considered. It was concluded that the documentation of the active bailiff department of the Balkarian people was built on the basis of the achievements of the Russian clerical culture and the principles of the administrative hierarchy of officials and the delimitation of subjects of jurisdiction between sectoral institutions.

Full Text

Данное исследование продолжает цикл наших работ, посвященных изуче-нию особенностей документального обеспечения деятельности учреждений ло-кального судебно-административного контроля на Центральном Кавказе в по-следней трети XVIII – начале ХХ в. Ранее мы рассматривали делопроизвод-ственную документацию Моздокского верхнего пограничного суда во взаимо-действии с Главнокомандующим войсками на Кавказской линии (1793–1822); практику документирования деятельности Кабардинского временного суда (1822–1858); особенности делопроизводства и обеспечения внешней коммуни-кации в работе Нальчикского горского словесного суда (1871-1918) и т.п. Ис-следование особенностей делопроизводственной практики функционировавшего с 1846 по 1858 гг. и подведомственного начальнику Центра Кавказской линии приставского управления балкарского народа имеет важное значение, т.к. в то время эффективность государственного управления во многом зависела от каче-ства и скорости документооборота. Кроме того, распространение российской делопроизводственной культуры в этом субрегионе Кавказа в значительной ме-ре повлияло на расширение массива документируемых сведений о разных сфе-рах общественной жизни представителей балкарского населения. Фиксировав-шиеся факты во многом отражали сведения о различных институтах их культу-ры, сложившихся и функционировавших до начала российского влияния. Их ис-следование позволяет расширить наши представления о становлении и развитии институтов российской государственности и инкорпорации балкарского населе-ния в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской империи. Поэтому общая характеристика и дифференциация по видовой при-надлежности документов приставского управления балкарского народа в 1846–1858 гг., применявшихся им для обеспечения внешней коммуникации и для управления собственной деятельностью, представляется важной исследователь-ской задачей современной кавказологии. Изучение информативной отдачи и дифференциации по видовой принад-лежности делопроизводственных документов приставского управления балкар-ского народа в 1846–1858 гг. не становилось предметом специального исследо-вания. Тогда как некоторые вопросы выявления моделей интеграции этнополи-тических образований Центрального Кавказа в политико-администра-тивную систему Российской империи; исследования особенностей становления и разви-тия здесь российского государственного аппарата и административно-территориальных преобразований; определения места балкарского пристава в системе приставских управлений в регионе, характеристики его роли при вклю-чении представителей балкарской этноэлиты для участия в делегациях к импе-ратору, решении сословного вопроса и определении статуса балкарских сосло-вий в российском социальном пространстве затрагивались в трудах Ж.А. Кал-мыкова [Калмыков 1995; Калмыков 2007], Е.Г. Муратовой (Битовой) [Битова 2005; Муратова 2006; Муратова 2007; Муратова 2016; Боров, Муратова, Азико-ва 2020], М.И. Баразбиева [Баразбиев 2013], А.М. Башиева [Башиев 2013], З.М. Блиевой [Блиева 2015], З.Ж. Глашевой [Глашева 2017], И.Р. Марзей (Нахуше-вой) [Нахушева 2020а; Нахушева 2020b; Марзей 2021] и некоторых наших ра-ботах. Делопроизводственная документация приставского управления балкарско-го народа рассредоточена в фондах Москвы, Нальчика, Ставрополя и др. Ос-новной массив документов, обеспечивавших деятельность приставского управ-ления балкарского народа, отложился в Ф. И-31 «Управление балкарского участка Кабардинского округа» УЦГА АС КБР. Также большой объем докумен-тов хранится в фондах учреждений, с которыми приставство взаимодействовало в пределах своей компетенции (см., например, ф. И-16 «Управление Центра Кавказской линии», ф. И-23 «Кабардинский временный суд» УГЦА АС КБР и т.п.). Здесь отложились различные по видовой принадлежности и функционалу документы (предписания, рапорта, прошения, отношения, ведомости, списки, учетные книги, отчетные документы и т.п.), которые позволяют рассматривать их как системное явление, дифференцировать на различные группы, определять информативную отдачу для исследования различных вопросов социально-политической истории и этнографии балкарского населения региона и т.п. Приставское управление балкарского народа в 1846–1858 гг. было одним из пунктов государственного документооборота, на основе которого выстраива-лось взаимодействие органов власти и местного населения. Основную делопро-изводственную документацию приставского управления можно рассматривать в двух аспектах: как обеспечивавшую его внешнюю коммуникацию, так и приме-нявшуюся для управления собственной деятельностью. Документирование внешней коммуникации балкарского приставского управления зависело от характера его иерархических связей с субъектами взаи-модействия (начальником Центра Кавказской линии, канцелярией по управле-нию мирными горцами при Штабе войск на Кавказской линии и Черномории, начальниками воинских подразделений, руководителями иных приставских управлений, экзекуторами и т.п.). Так, например, балкарский пристав направлял информацию начальнику Центра Кавказской линии в основном в форме рапор-тов и отчетов, а получал – в форме предписаний. Его взаимодействие с учре-ждениями и должностными лицами, состоявшими с ним на одном уровне адми-нистративной иерархии, оформлялись в виде отношений. Документы от пред-ставителей местного населения попадали на рассмотрение пристава в форме прошений. В этом плане выявляется схожесть в отправлении делопроизвод-ственных практик приставского управления балкарского народа с аналогичными структурами, функционировавшими в регионе до введения системы военно-народного управления в конце 50-х гг. XIX в. Отдельно отложились документы, отражавшие факты участия служащих приставского управления в медиаторских разбирательствах. Предписания представляли собой документы, исходившие от вышестоящих инстанций в отношении нижестоящих и составленные с использованием языко-вых конструкций императивной интенциональной направленности. Предписа-ния, поступавшие из управления Центра Кавказской линии в адрес пристава балкарского народа, соответствовали сложившейся в делопроизводственной практике того времени общей формуле предписаний и содержали сведения об адресате и адресанте, дате и месте издания, содержательной и распорядительной частей, указании должности подписанта. В своих предписаниях начальник Цен-тра Кавказской линии предлагал приставу направить жителей подведомственных ему территорий для проведения следственных действий и судебных разбира-тельств с участием представителей соседних народов [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 6-10 об.], выслать аманатов от представителей состоявших в его подведомственности привилегированных фамилий [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 128], взыскать штрафы с населения за разные преступления [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 130; Д. 2. Л. 34], выставить караульные посты и представителей местного населения (с согласованием персоналий) [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 39] и т.п. Кроме того, предписания начальника ЦКЛ зачастую содержали распоряжения об аресте преступников, располагав-шихся на подведомственной ему территории [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 33 об.]; о возможных вторжениях неприятеля [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 63] и об ограничении определенных действий из-за усложнения ситуации в регионе [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 62]. В адрес балкарского пристава из управления Центра Кавказской линии по-ступали и сообщения иного плана. В иных письмах начальника Центра Кавказ-ской линии содержались сведения о расселении некоторых групп народов или представителей отдельных фамилий на той или иной территории [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 76 об.]; сведения о краже скота и вещей [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 86]; о направлении детей для обучения в учебные заведения Санкт-Петербурга, Ставрополя, Нальчика [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 14] и т.п. В исключительных случаях документы на имя пристава балкарского народа поступали напрямую из канцелярии по управлению мирными горцами Штаба войск на Кавказской линии и в Черномории (минуя управление Центра Кавказ-ской линии). Однако они касались в основном вопросов финансирования дея-тельности балкарского приставского управления, их обсуждения с основным распорядителем государственных средств по этой части – Ставропольской ка-зенной палатой [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 120]. Обратная связь пристава с управлением Кавказской линии обеспечивалась с помощью рапортов, различного рода сообщений и отчетной документации. Ра-порта балкарского пристава начальнику Центра Кавказской линии представляли собой своего рода отчетные документы о выполнении определенных задач. В них содержалась информация о ссылках в Сибирь преступников [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1], результатах разбирательств споров и конфликтов с участием представителей соседних народов [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 4. Л. 18], разделе имений представителей привилегированных сословий [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1], подготовке сведений об обычаях и традициях местного населения [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 154], сборе пошлин с населения (например, об уплате пошлины на для сбора средств на строитель-ство мечетей с лиц, отправлявшихся в паломничество в Мекку [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 3. Л. 115]) направлении на рассмотрение начальника ЦКЛ различных сведений по запросам и т.п. Некоторые рапорта пристава имели сложную структуру, т.к. представляли собой обобщение отчетов, сведений, донесений, ответов на поручения и т.п. За-частую они выступали в качестве сопроводительных документов (с элементами пояснения) к документам другой видовой принадлежности: отчетам, ведомо-стям (в том числе и размерах собранных с населения штрафов за правонаруше-ния), пояснениям и т.п. Информация от пристава в управление Центра Кавказской линии могла по-ступать и в других формах (сообщениях, донесениях), смысловая нагрузка ко-торых заключалась в том, что донести до сведения вышестоящего начальства сведения о событиях и происшествиях, при этом пристав не отчитывался, а лишь констатировал их факт. Отчеты пристава балкарского народа представляли собой документы, в ко-торых содержалась информация в организованном формате (иногда по предло-женным формам) для вышестоящего начальства по разным направлениям дея-тельности и за разные периоды. Отчётная документация пристава перед началь-ником Центра Кавказской линии содержала в основном сведения о приходе и расходе выделенных на экстраординарные и канцелярские расходы за опреде-ленный период (как правило, за истекший календарный год) [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 121–122]. В таких отчетах содержались сведения об остатке денежных средств за год, предшествовавший отчетному, объеме поступивших средств на год и статьях расхода (примечательно, что они содержали сведения о размере вознаграждения лазутчикам за предоставленную информацию, потра-ченных на «угощение горцев» при проведении переговоров или решении важ-ных общественных вопросов, канцтоварах и т.п.). При этом каждая отчетная по-зиция должна была быть обеспечена подтверждающими документами [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 121 об. – 122]. Приставы отвечали за подготов-ку отчетов о собранных штрафах, направлявшихся на рассмотрение начальника Центра Кавказской линии по истечении очередного календарного года [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 36]. Деятельность пристава балкарского народа обеспечивал и большой блок документов по его внешней «горизонтальной» коммуникации (с учреждениями и должностными лицами, с которыми он не состоял в отношениях иерархиче-ской подчиненности). В пределах своей компетенции он взаимодействовал с иными учреждениями локального судебно-административного контроля (суда-ми (в основном, Кабардинским временным), приставскими управлениями и эк-зекуторами, народным депутатом). Помимо них, пристав взаимодействовал по схожим вопросам с командирами дислоцировавшихся по соседству казачьих команд [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 132] и с начальниками уездов некоторых кавказских губерний (например, с начальником Рачинского уездного правления Кутаисской губернии [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 23]). Иногда рапорта от пристава исходили не только в вышестоящую по подведом-ственности инстанцию, но и другим адресатам (например, пристав подавал ра-порта командующему донского казачьего полка [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 104]). Анализ делопроизводственных документов приставского управ-ления балкарского народа показывает, что такое взаимодействие выстраивалось в основном по вопросам проведения отдельных следственных и судебных меро-приятий, содействия в приглашении жителей подведомственной территории к местам их проведения, розыска преступников [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 18, 131] и т.п. В 1846–1858 гг. одной из форм внешней коммуникации приставского управления балкарского народа, частично подвергшейся документированию, стали факты содействия их служащих в отправлении посреднического (медиа-торского) правосудия. Поэтому зафиксированные в письменной форме резуль-таты медиаторских разбирательств не являются документацией исключительно приставского управления, однако они отражают факты участия его служащих в решении споров и конфликтов, содержат сведения о традиционных формах пра-восудия у представителей балкарского населения региона, иногда фиксируют результаты толкований спорных ситуаций и предложения о формах их урегули-рования со стороны компетентных жителей населённых пунктов или служащих российских военизированных структур, рассказывают о фактах выработки и принятия новых социальных норм и т.п. Эти документы позволяют установить подходы и принципы отбора кандидатов в медиаторы, охарактеризовать предъ-являемые к ним требования и т.п. Так, в делопроизводственной практике бал-карского приставского управления сохранились результаты модераторского разбирательства, в ходе которого был составлен документ известный в наше время под названием «Показание Шакмановых, какой обряд издревле существо-вал для узденей, подвластных им», состоявший из 24 статей и отражавший пра-вила регулирования сословных отношений у балкарцев в середине XIX в. [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 154-155 об.]. Другие зафиксированные в письменной форме результаты посреднических разбирательств содержат све-дения о решении споров, связанных с разделом наследственных имений по нор-мам балкарского обычного права [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 4. Л. 12]; иным вопросам о правах на имущество и земельные участки [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 4. Л. 32] и т.п. Поступавшие на имя пристава балкарского народа прошения представляют собой одну из наиболее информативных групп документов и позволяют доста-точно полно представить круг вопросов, по которым население обращалось за поддержкой и с надеждой на справедливое решение и восстановление нарушен-ных прав. Они, как правило, содержали информацию об особенностях повсе-дневной жизни балкарского населения того времени, традиционных практиках решения споров и конфликтов, социальном составе населения и т.п. Прошения подавались на рассмотрение пристава в письменной форме в основном на рус-ском языке. Для их составления зачастую требовалась помощь служащего управления. Иногда встречались прошения, подготовленные с использованием арабоязычной графической основы [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 94–96, 110, 119]. Эти документы сопровождались переводами на русский язык. В прошениях часто указывалось на суть возникшей проблемы, иногда содержа-лись варианты ее решения в том числе и по нормам обычного права [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 91]. Дополнительную информативность прошени-ям придают помещенные в них сведения о просителях, их социальном статусе, месте жительства. Важным атрибутом прошений были отметки о дате и месте составления. Прошения содержали сведения о невыплатах общественных денег на содержание представителей мусульманского духовенства [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 114], неповиновении детей родителям [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 117], правах на невольников [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 5], кражах скота и имущества [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 65], причинении ран и телесных повреждений [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 4. Л. 37] и т.п. Прошения могли поступать как от жителей балкарских селе-ний, так и других населенных пунктов региона. Примечательно, что прошения могли поступать приставу как от представителей мужского пола, так и женского [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 122]. Иногда на самих прошениях по-мещались пометы о том, как были решены эти дела. В некоторых случаях на рассмотрение начальника Центра Кавказской линии направлялись изготовлен-ные в приставском управлении копии прошений [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 4. Л. 8]. Выбор формы документов, принявшихся для управления собственной дея-тельностью, зависел от характера решаемого вопроса. Так, для учета разных направлений деятельности приставского управления необходимо было постоян-но вести записи в шнуровых книгах (по годам и по предметам), которые подле-жали периодическим проверкам со стороны вышестоящего начальства по под-ведомственности. Например, шнуровые книги для записи прихода и расхода де-нежных средств должны были направляться на проверку в канцелярию по управлению мирными горцами Штаба войск Кавказской линии и Черномории [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 1. Л. 157]. Определенный эвристический потенциал имеют ведомости о собранных штрафах с населения за разные преступления, в которых содержатся сведения о личностях нарушителей, местах их жительства, сущности нарушений, размере материальной компенсации и т.п. [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 36 об.]. Анализ ведомостей показывает, что штрафы взимались как в денежной, так и в натуральной формах (лошадьми или скотом, вещами). Штрафы взимались в основном за драки, нанесение побоев, кражу лошадей и скота [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 84] и т.п. В ведомостях фиксировались сведения о том, кто, когда и за какое правонарушение был приговорен к уплате материальной компенсации, какой именно взят штраф, и где он находится (т.е. передан ли при-ставу или остался на поручении) [УГЦА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 3. Л. 133]. Анализ таких ведомостей позволяет установить и конкретные размеры матери-альных компенсаций за те или иные виды правонарушений. В приставском управлении составлялись и другие ведомости. Например, в ведомостях о беглецах должны были фиксироваться сведения о его личности, возрасте, о том, из какого аула он происходил, о его родственниках (в основ-ном, жене и детях), в наличии крестьян, сведения об имуществе (в частности, лошадях, рогатом скоте, баранах, вещах) [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 121]. Схожим по значению были статейные списки о конкретных жителях населенных пунктов на подведомственной балкарскому приставу территории [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 3. Л. 12–13 об.]. Отчасти к это группе документов можно условно отнести и документы, позволявшие определить динамику персонального состава (в том числе и фор-мулярные списки служащих) и штатной структуры приставского управления [УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 77, 153]. Однако, группа документов приставства по управлению собственной деятельностью не является многочис-ленной по сравнению с другой его документацией. Таким образом, деятельность приставского управления балкарского народа в 1848–1858 гг. тщательно документировалась. Приставство на протяжении все-го периода деятельности производило распорядительные, отчетные, справочно-информационные документы и документировало информацию по личному со-ставу служащих. Делопроизводственная документация обеспечивала его внеш-нюю коммуникацию (как между ними и вышестоящим начальством – предписа-ния, сообщения, рапорты, отчеты; так и между учреждениями, не состоявшими в административном подчинении – отношения) и создавалась им для управле-ния собственной деятельностью. Документы отражали основные аспекты соци-ально-политической и экономической жизни балкарского населения, содержали сведения о формах решения споров и конфликтов и т.п. Документирование вы-страивалось с опорой на достижения российской делопроизводственной культу-ры, а также принципы административной иерархии должностных лиц и разгра-ничения предметов ведения между отраслевыми учреждениями.
×

About the authors

Alexey Khasanovich Abazov

Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Email: alex_abzov@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-4004-7009

References

  1. Баразбиев 2013 – Баразбиев М.И. Балкарские аристократы – участники депутации 1852–1853 гг. в Санкт-Петербург // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. – 2013. – Т. 3. – No 3. – С. 60-67.
  2. Башиев 2013 – Башиев А.М. Сословный вопрос и статус балкарских сословий в социальном пространстве Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ века // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2013. – No 5 (177). – С. 55-62.
  3. Битова 2005 – Битова Е.Г. Модели интеграции этнополитических образований Кабарды и Балкарии в политико-административную систему Российской империи (первая половина XIX в.) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2005. – No 1 (129). – С. 30-37.
  4. Блиева 2015 – Блиева З.М. Российский бюрократический аппарат и народы Центрального Кавказа в конце XVIII – 80-е годы XIX века. – Владикавказ: Ин-т истории и археологии РСО-А, 2015. – 397 с.
  5. Боров, Муратова, Азикова 2020 – Боров А.Х., Муратова Е.Г., Азикова Ю.М. Социально-политические взаимосвязи владений и обществ Центрального Кавказа в XVI – первой трети XIX в.: документальный обзор // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – No 1. – С. 79–119.
  6. Глашева 2017 – Глашева З.Ж. Административно-территориальные преобразования на Северном Кавказе в период наместничества А.И. Барятинского (1856-1862 гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Т. 9. – No 4-1. – С. 45-49.
  7. Калмыков 1995 – Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии (конец XVIII – начало XX века). – Нальчик: Эльбрус, 1995. – 124 с.
  8. Калмыков 2007 – Калмыков Ж.А. Интеграция Кабарды и Балкарии в общероссийскую систему управления (вторая половина XVIII – начало ХХ в.). – Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.; Эль-Фа, 2007. – 232 с.
  9. Марзей 2021 – Марзей И.Р. Система приставских управлений на Северном Кавказе в 1769–1864 гг. Дис. канд. ист. н. – Нальчик: КБГУ, 2021. – 193 с.
  10. Муратова 2006 – Муратова Е.Г. Балкарские общества в контексте российской политики на Северном Кавказе (XVII – начало ХХ в.). Автореф. дис. д.и.н. – Нальчик, 2006. – 46 с.
  11. Муратова 2007 – Муратова Е.Г. Социально-политическая история Балкарии XVII – начала XX в. – Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 2007. –
  12. с.
  13. Муратова 2016 – Муратова Е.Г. Приставство Урусбиевского, Чегемского, Хуламского и Балкарского народов в российской системе управления на Северном Кавказе (1846–1857) //
  14. Всероссийские Миллеровские чтения. – 2016. – No 5. – С. 125-134.
  15. Нахушева 2020а – Нахушева И.Р. Приставское управление в Кабарде в 1769-1858 гг.: динамика, полномочия, персоналии // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – No 3. – С. 60-78.
  16. Нахушева 2020b – Нахушева И.Р. Причины и предпосылки реорганизации приставских управлений на Центральном Кавказе в 50-е гг. XIX в. // Манускрипт. – 2020. – Т. 13. – No 9. – С. 19-23.
  17. УЦГА АС КБР. Ф. И-23 – Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики. Ф. И-23 «Кабардинский временный суд».
  18. Оп. 1. Д. 1.
  19. УЦГА АС КБР. Ф. И-31 – Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики. Ф. И-31 «Управление Балкарского участка Кабардинского округа». Оп. 1. Д. 1.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Абазов А.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».