Zolsky uprise 1913 as a crisisis of trust in practices of society-state interaction in Nalchik district

封面

如何引用文章

全文:

详细

The subject of trust in public-state interactions and local self-government is examined using the example of agrarian protests on Zolsky pastures grasslands in Nalchik district in June 1913. The new pastureland usage laws, authorized in 1912 and applied in the spring of 1913, sparked mass protests among residents of many Kabardian rural societies. Based on archival sources and materials of periodicals,The major strategies for achieving “trust” in the adoption and approval of public pastureland use laws are outlined. Ritual and rhetorical forms of official and informal interaction between the crown authorities and representatives of the Kabardian society, which allowed to restore trust in the regional authorities, are considered. The grounds for the protracted suspension of the Congress of Entrusted from making decisions on the control of pastureland usage are determined, and are related to the fear of repeated expressions of protest feelings. The conclusion is substantiated that the complete overcoming of ideological consequences of the pasture crisis of 1913 became possible only in March 1917, when the congress of entrusted, freed from the supervision of the crown administration, abolished the rules of 1912, which caused unrest on the Zolsky pastures.

全文:

Доверие в организации социально-политической жизни выступает одним из факторов, поддерживающих формирование и стабильность вертикальных и го-ризонтальных интеграционных связей в обществе [Заболотная 2003, Бобкова 2014]. Механизмы доверия, сложившиеся в традиционной культуре народов Ка-бардино-Балкарии, признаются значимыми и в регулировании современных межнациональных отношений [Аккиева 2016; Аккиева 2017; Аккиева 2018]. В практиках общественно-государственных отношений в Нальчикском округе во второй половине XIX – начале ХХ в. доверие являлось ключевым символиче-ским ресурсом, на котором основывалось регулирование деятельности Съездов доверенных Большой и Малой Кабарды и Пяти горских обществ. Этот само-бытный «дополняющий институт» [Хелмке, Левитски 2007: 195–196], функцио-нировал в Кабардинском (Нальчикском) округе в системе военно-народного управления Российской империи на Кавказе. В своей деятельности он выходил за рамки формального регламента [Прасолов 2022: 29], что оставляло возмож-ности для ситуативного функционирования в административной практике раз-нообразных официальных и неформальных связей, позволяющих более гибко решать задачи поддержания локального общественно-политического порядка. Доверием располагали символически и уполномочивались документально пред-ставители сельских обществ на окружных съездах. Подтверждением доверия постановлениям съездов доверенных являлся символический акт утверждения приговоров начальником области, а наиболее значительных – высшей кавказ-ской властью Наместника или Главноначальствующего (в 1882–1904 гг.). При этом нельзя отрицать прагматизм коронных властей, которые располагали об-щественными приговорами для формализации доверия подвластного населения решениям, прежде всего целесообразным для задач имперского управления. Но в этом и заключался один из компромиссов военно-народного управления, при котором местному населению разрешалось относительно самостоятельно управлять различными сторонами своего общественного быта, но под контро-лем коронной администрации. В своем критическом анализе опыта организации мусульманских регионов Российской империи Ах. Цаликов утверждал, что «механизм современного административного управления, хотя бы, напр. в Тер-ской области, это есть механизм организованного недоверия по отношению к горскому населению» [Цаликов 1913: 138]. Деятельность съездов доверенных в Нальчикском округе опровергала это мнение. Регулярные практики окружных собраний и избираемых им органов и общественных должностных лиц подчер-кивали стабильность локальной организации общественно-государственного до-верия: властей – постановлениям окружных съездов, и сельских обществ – сво-им доверенным. Наибольших масштабов и разнообразия направлений деятель-ность съездов доверенных достигает в период управления Нальчикским округом С. Клишбиева (сентябрь 1910 – март 1917 гг.). К этому времени его социальный капитал включал достижения по военно-административной карьере на Северном Кавказе, конструктивные общественные связи с представителями кабардинской и балкарской интеллигенции, и располагал популярностью и поддержкой мно-гонационального населения округа [Опрышко 1996: 5–70]. Однако именно в этот же период произошел и наиболее серьезный кризис доверия в казавшихся стабильными отношениях. Сферой обострения общественных противоречий стало пастбищное землепользование, которое регулировалось съездами дове-ренных, но никогда не удовлетворяло интересов всех заинтересованных групп скотоводов и коневодов общественными Зольскими и Горными пастбищами. В итоге высказывались претензии, что и так при небезупречном регламенте, из-бранные для распределения пастбищных угодий поземельные «доверенные большей частью нарушали доверие выбиравших их обществ самым грубым об-разом» [ТВ. 1908. № 276. С. 3] Обновление пастбищных правил, по замыслу С. Клишбиева, должно было рациональнее организовать пастбищное землепользование. В марте 1911 г. про-ект был согласован съездом доверенных и утвержден главнокомандующим Кав-казского военного округа – Кавказским наместником И.И. Воронцовым-Дашковым в феврале 1912 г. В действующем порядке управления легитимность оформленного преобразования не вызывала сомнений. Однако практическая ре-ализация пастбищного регламента обернулась крупнейшими аграрными проте-стами, которые нарушили ключевое политическое условие «постоянного и неотъемлемого» общественного пастбищного землепользования в Нальчикском округе, пока «означенное население будет вести себя, как приличествует верно-подданным Его Императорского Величества» [Гаибов 1905: 116–117]. 11 июня 1913 г. владикавказская газета «Терек» сообщала: «Все пастбища кабардинцев находились в общем пользовании. В этом году в целях регистра-ции и урегулирования пользования землей, порядок пользования пастбищами был изменен на последнем съезде кабардинцев… По новому порядку пользова-ния все Зольские пастбища площадью 27 тыс. дес. были разделены на две части: верхнюю – которая осталась по-прежнему в общем пользовании, и нижнюю, ко-торая была поделена на участки по 40 дес. каждый. В 1913 г. в «1-х числах июня на Золку приехали около 3000 жителей селения Наурузова, Тамбиева 1-го и Ашабова и послали своих людей согнать скот на Золку, т.е. вернуться к преж-нему общему пользованию пастбищами. На Золку, где собрались кабардинцы-коневоды, были вызваны даже войска, но все прошло благополучно» [Терек. 1913. № 4629. С. 3]. Стереотипы, заданные ранней советской историографией, провозгласили зольские события восстанием, в котором крестьяне-трудящиеся вооруженным образом противостояли князьям, дворянам и кулакам, поддерживаемым цар-скими властями [Калмыков 1957: 9–11; Воробьев, Сарахан 1932: 26–28]. В це-лом такая трактовка сохраняется в некоторых современных отечественных и за-рубежных работах [King 1987: 37-38; Калмыков 2007: 123-125; Пазов 2019: 87; Дзамихов, Кажаров 2022: 240–241, Lanzillotti 2022: 119]. Идеологические штампы, опирающиеся на мифологизированную советской историографией вер-сию Зольских событий [Прасолов 2020], но пренебрегающие критическим ана-лизом источников, отразились и в новейших диссертационных исследованиях [Гедгафова 2018: 55; Пазов 2023: 140; Шахалиева 2023: 71]. Причиной Зольских волнений стало то, что при разделе по новым правилам участков не хватило многим коннозаводчикам и скотоводам. Некоторые из них средствами неформальной коммуникации воздействовали на возмущенное мас-совое общественное мнение, однако не приняли непосредственного участия в волнениях. В сообщении начальника Нальчикского округа С. Клишбиева указы-валось, что «агитация велась лицами более или менее развитыми» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 25. Оп. 1. Д. 25. Л. 1], а вдохновителем выражения протеста упоминал-ся наурузовец Али Джамбеков: выпускник Реального училища в Нальчике, служащий несколько лет на Царицынской ветке Владикавказской железной до-роги. Односельчане, недовольные новыми пастбищными правилами, обраща-лись к нему, как человеку образованному, «знающему законы». При этом реко-мендации его побуждали не только к противоправным действиям, но и к нару-шению верноподданнических обязательств, которыми было обусловлено паст-бищное землепользование: «Земля пожалована нам всем Кабардинцам, а потому и пользоваться ею равномерно должны все. Если хлопотать обычным порядком об отмене новых правил, которые это нарушают, то дело затянется надолго, а если вы все начнете пользоваться пастбищами по-старому, то высшее началь-ство сейчас же обратит на это внимание» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-1209. Оп. 13. Д. 58. Л. 19]. Согласно следственным документам, среди идейных вдохновителей массовых волнений фигурировали крупные скотоводы также из князей и дворян, не получившие по новому порядку достаточных пастбищных угодий: Т. Анзо-ров, К. Докшукин, М. Шипшев, В. Кудашев вместе с младшим братом, и другие [ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. Оп. 13. Д. 1005а. Л. 89, 90; УЦДНИ АС КБР. Ф. 25. Оп. 1. Д. 24. Л. 47, 48]. Зольский протест оказался обострением продолжавшегося с 1870-х гг. внутреннего конфликта в кабардинском обществе, вызванного поляризацией ин-тересов аграрных предпринимателей (в коневодстве, скотоводстве и арендном обороте земли) с приверженцами традиционной модели землепользования, предполагавшей общедоступность пастбищ всем селениям. Волнения также ста-ли реакцией на деятельность съезда доверенных, разработавшего и согласовав-шего новые правила, продемонстрировав недоверие значительной массы об-щинников, по существу, и избиравшей сельских делегатов на окружные съезды, что столь масштабно произошло впервые в деятельности этого института [Пра-солов 2020: 10]. Возможной причиной отдаления доверенных сельских обществ от чуткого понимания аграрных проблем своих односельчан стала администра-тивная реформа, в результате которой с осени 1905 г. большинство решений сельских сходов, в том числе избрание представителей на окружной съезд, стали осуществляться сборами десятидворных доверенных [Тифлисский листок. 1907. № 30. С. 2]. Съездами доверенных обсуждались изменения в порядок пользования пастбищами в октябре 1909 г. [УЦГА АС КБР. Ф. 6. Оп. 2. Д. 27. Т. 1. Л. 118, 120] и в марте 1910 г. [УЦГА АС КБР. Ф. 6. Оп. 1. Д. 767. Л. 49–50]. Итоговые правила были приняты мартовским съездом 1911 г. [Темукуев 2015: 62], а в феврале 1912 г. утверждены Кавказским наместником И.И. Воронцовым-Дашковым [Законодательные акты… 1914: 5]. На мартовском съезде 1913 г. прошло обсуждение «проекта договора на сдачу в аренду Зольских и Горных хуторских участков, согласно новых правил пользования кабардинскими паст-бищными землями» [ТВ. 1913. № 70. С. 3]. Начальник области отрицал воз-можность «абсолютно всеобщего недовольства… так как сами же доверенные кабардинского народа выработали эти правила относительно пользования Золь-скими пастбищами» [ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. Оп. 13. Д. 1005а. Л. 102]. После-довательное участие съезда доверенных в выработке пастбищного регламента обнадеживало коронные власти, что согласие представителей, уполномоченных сельскими обществами, выражало признание нового порядка всем кабардинским обществом. Возможность такого отрицания решения доверенных казалась неве-роятной, но подтвердилась при попытке переговоров с протестующими в районе сел. Абуково. Старший помощник начальника Терской области Н.И. Степанов сообщал, что «3000 самоуправцев» категорически отказывалась расходиться и даже избирать доверенных для диалога с начальством, «так как совершенно из-верилось в своих доверенных, обманывающих народ, но просят моего разреше-ния прибыть всем в сел. Абуково или просит меня приехать к ним». В этом многозначительном заявлении проявилось пренебрежение даже традиционным посредничеством, которое во многих ситуациях использовалось для взаимодей-ствия сельских обществ с представителями власти [ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. Оп. 13. Д. 1005а. Л. 107]. Несмотря на то, что все правила пастбищного земле-пользования в 1890, 1905, 1907 и 1912 гг. в окончательной редакции утвержда-лись главой Кавказского края – Главноначальствующим или Наместником, про-тестующими было заявлено о фактическом недоверии состоявшемуся порядку утверждения правил и готовности принять только «высочайшее» утверждение. Кабардинцы ответили, что «мы подчинимся, если эти правила утвердит Госу-дарь, но все-таки о своих нуждах хотим заявить» [Терек. 1913. № 4629. С. 3]. Зольский протест стал не только кризисом доверия, но и отказом недо-вольных представителей общества в легальных процедурах изменения пастбищ-ного регламента. Начальник Нальчикского округа С. Клишбиев напоминал о ле-гитимности съезда доверенных и его приговора, возражать по которому можно было только через съезд доверенных, а уж если общественное постановление было одобрено Кавказским наместником И.И. Воронцовым-Дашковым, то и предлагать изменения можно было только через ходатайство съезда доверенных [УЦДНИ АС КБР. Ф. 25. Оп. 1. Д. 25. Л. 2]. Однако попытки властей убедить протестующих, что пересмотр правил возможен только таким законным путем, первоначально не принесли успеха, так как доверие к этим устоявшимся проце-дурам оказалось подорванным. Ситуация продемонстрировала кризис легитим-ности съездов в глазах односельчан и дискредитировала их как инструмент вза-имодействия с обществом в руках региональной власти. Кризис доверия усугубился угрозой расторжения своеобразного обще-ственного договора между кабардинским обществом и монархом. Уже после прекращения волнений С. Клишбиев в приказе сельским старшинам указывал на перспективы потерять важные общественные преимущества: «Беспорядки, по-добные происшедшему могут повлечь за собой то, что пастбища и леса будут отняты, следовательно будет отнята возможность жить безбедно, как Вы живе-те, не будете Вы иметь общественной кассы, которая способствует развитию просветительных и экономических сторон Вашей жизни, не будете иметь права обсуждать свои нужды путем съезда Ваших уполномоченных» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 25. Оп. 1. Д. 25. Л. 1–3]. И в этом контексте в словах начальника Наль-чикского округа звучала тревога за те преимущества самоуправления, которыми пользовались его соотечественники и он сам, как администратор, представляю-щий государственную власть, и от ее имени взаимодействующий с подведом-ственным ему окружным населением, с которым он сохранял этнокультурное единство и близкую социокультурную дистанцию. Уверенность в политической культуре, приверженной не насильственным, компромиссным сценариям решения социально-экономических конфликтов, обманула С. Клишбиева. Природный кабардинец также переоценил доверие со-отечественников к своим методам взаимодействия с окружным самоуправлени-ем, будучи убеждённым в невозможности крайних мер. Оценивая поведение начальника округа, начальник области С. Флейшер писал: «Зная хорошо кабар-динский народ, как очень покойный, приверженный законности и порядку, под-полковник Клишбиев совершенно не допускал и тени мысли, чтобы народ мог решиться на самоуправное действие в отношение пастбищ и на насильственные против коневодов действия; напротив, был совершенно уверен, что все ограни-чится недовольством и разговорами на эту тему, а если что-либо и произойдёт, то в законном порядке, через начальство; поэтому зорко наблюдая за состояни-ем умов» [ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. Оп. 13. Д. 1005а. Л. 103 об.]. В Российской империи регулярные объезды губернаторами подведомствен-ных им территорий были необходимой мобильностью, поддерживая у населе-ния представления о государственной власти [Баберовски 2008: 91]. В августе 1913 г. состоялась ревизионная поездка по Нальчикскому округу начальника Терской области. Экстремальные обстоятельства лета 1913 г. придавали визиту особенный воспитательно-назидательный смысл, рассчитанный на политиче-скую социализацию посредством личного указания начальника Терской области на заблуждения кабардинцев. Хронология поездки выясняется из распоряжения начальника Нальчикско-го округа: «Начальник Терской области генерал-лейтенант Флейшер прибудет в слоб. Нальчик 13 августа и по объезде горских обществ вверенного мне округа возвратится в слоб. Нальчик 19 августа». Поездка в Балкарские общества могла быть связана с проработкой последствий Черекских волнений в июле 1913 г. Финальным мероприятием стала организация ритуального диалога представите-лей сельских обществ с областной властью: «Давая знать об этом предписываю сельским старшинам с двумя доверенными от каждого селения, уполномочен-ными от сельских обществ, прибыть в сл. Нальчик» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 25. Оп. 1. Д. 26. Л. 7]. Т.е. фактически был созван примирительный съезд доверен-ных «для представления» начальнику области и, очевидно, итогового обсужде-ния произошедших событий [УЦГА АС КБР. Ф. 27. Оп. 1. Д. 10. Л. 11; УЦДНИ АС КБР. Ф. 25. Оп. 1. Д. 26. Л. 7]. Подобная встреча начальника Терской области с «административно-терапевтическим» уклоном проводилась в 1887 г. 16 мая на встрече с предста-вителями сельских обществ генерал-лейтенант А.М. Смекалов заявил, что «в данное время он является среди них в роли врача, обязанного во что бы то ни стало вылечить их от такой скверной болезни, как склонность к убийству, гра-бежу и проч., и что от этой широко развившейся язвы может быть придется ле-чить их сильными средствами, если нельзя будет поступить иначе» [ТВ. 1887. № 44. С. 2]. В сентябре 1913 г. по следам протестных событий в приложении к област-ным ведомостям был опубликован пространный приказ, в котором отразились официальные результаты объезда [ТВ. 1913. № 205. Приложение. С. 3–5]. Со-держание приказа начальника Терской области выявило постепенное смягчение в подходах к реализации административно-полицейских санкций, произошедшее с июня по август 1913 г. В ходе личных встреч с местным населением С.Н. Флейшер использовал публичное порицание, отразившие неприятие властями методов, которые избрали несколько сельских обществ для выражения несогла-сия с новыми пастбищными правилами, принятыми ранее съездом доверенных Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ. В качестве символических мер воздействия использовалась демонстративная дифференциация сельских обществ, осуждаемых за вовлечение или поощряемых за уклонение от участия в волнениях [Прасолов 2021: 95]. Назидательная риторика начальника области, сформулированная в приказе, но не доступная для анализа в своих вербальных, произнесенных на встречах с сельскими обществами, формах, с точки зрения задач визита С.Н. Флейшера в Нальчикский округ представляется избыточной для целевой аудитории протестовавших кабардинцев. Очевидно, в большей сте-пени она была рассчитана на читательскую аудиторию «Терских ведомостей». Примером излишнего усложнения бюрократического слога стал упрек в проти-воправности поступков протестующих, действовавших не «как приличествует верноподданным»: «Подобные выступления и преступны и нетерпимы ни в ка-ком правовом государстве…Довести себя до такого положения Кабардинскому народу, искони отличавшемуся самобытным строго-бытовым укладом жизни, своей неизменной преданностью Престолу и России, а также законности и по-рядку стыдно и позорно и я глубоко верю, что он до этого никогда не дойдет» [ТВ. 1913. № 205. Приложение. С. 2]. Подобная административная стратегия была типична и для центральных, собственно русских, областей Российской им-перии. Исследователями отмечалось, что и здесь культурная дистанция в пони-мании правомочности общественных действий между крестьянами и региональ-ными властями оставалась непроработанной: «Каким же образом крестьяне должны были узнать, что есть правовое государство, если никто не объяснял им его идею?» [Баберовски 2008: 91]. Зольские события могли иметь весьма болезненные последствия для всего выстраиваемого С. Клишбиевым через решения съезда доверенных сценария верноподданнических мероприятий в контексте юбилейного для династии Ро-мановых 1913 г. Эти опасения были развеяны участием начальника Терской об-ласти при освящении 20 октября 1913 г. в Нальчике нового здания кабардино-горского реального училища. На торжестве было объявлено о присвоении учеб-ному заведению имени Александра III, «высочайше пожаловавшего» 21 мая 1889 г. Зольские и Горные пастбища кабардинцам [ТВ. 1913. № 231. С. 3]. Это событие прошло в преддверии октябрьского съезда доверенных. Однако, вопре-ки недавно узаконенному регламенту, одна из его ключевых функций – управ-ление пастбищным землепользованием, была ограничена распоряжением из опа-сений нового обострения ситуации. Доверие коронной власти к такому методу управления землепользованием оказалось подорвано. Надежнее казалось деле-гировать эти функции Хозяйственной комиссии – коллегиальному органу, из-бранному октябрьским съездом 1913 г. Ввиду ослабления общественного кон-троля съезда доверенных над ее деятельностью некоторые наблюдатели скепти-чески оценивали эффективность нового порядка регулирования распоряжением общественными землями [Терская жизнь. 1914. № 82. С. 1]. Восстановление доверия областной администрации к возможности обсуж-дения на окружных съездах пастбищного вопроса было отсрочено. В феврале 1914 г. начальник округа С. Клишбиев писал: «Создавшееся в части кабардин-ского народа с лета прошлого года стремление уничтожить во что бы то ни ста-ло новые правила пользования кабардинскими землями и вернуться к прежнему, беспорядочному и бесконтрольному пользованию этими землями, – стремле-ния, проявившее себя, между прочим, в происходивших летом 1913 г. беспо-рядках на Зольских пастбищных землях, – заставили меня не предлагать на об-суждение созывавшегося осенью 1913 г. сбора доверенных никаких вопросов, связанных с правилами пользования Кабардинскими пастбищными запасными землями 1912 г.». Заключение договоров с арендаторами пастбищных участков было возло-жено на Хозяйственную комиссию и юрисконсульта кабардинского народа Б. Шаханова. Он с сомнением высказался о целесообразности выносить вопрос о распределении пастбищ на обсуждение окружного собрания: «Созывать для рассмотрения проектов договоров сбор кабардинских и горских доверенных я не считаю возможным и в настоящее время не только потому, что глухое недо-вольство новыми порядками в народных массах, руководимых своекорыстными людьми, все еще существует, и несомненно прорвалось бы на сборе в той или иной форме, но и потому еще, что обсуждение содержания сложных договоров в собрании, в котором лишь незначительное меньшинство понимает русскую речь и, следовательно, может принять непосредственное участие в обсуждении того или другого пункта договора, лишено, по моему мнению, практического значения, и может быть лишь повести, в случае изменения сбором доверенных тех или других пунктов договоров в смысле уклонения от правил пользования, утвержденных главнокомандующим, – к необходимости созвать для утвержде-ния проектов договоров новый сбор доверенных, а это ведет к затяжке введения нового порядка пользования Кабардинскими запасными пастбищными землями на неопределенное время» [ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. Оп. 13. Д. 1032. Л. 1–1об.]. В марте 1914 г., не находя возможным возложить на съезды доверенных предусмотренные пастбищными Правилами 1912 г. функции по распределению арендуемых участков, начальник области распорядился о необходимости отсту-пить от п. 10 правил [ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. Оп. 13. Д. 1032. Л. 24–26об.]. Правила 1912 г. продолжали действовать до весны 1917 г. После февраль-ской революции 1917 г. новые областные власти, уполномоченные Временным правительством, отстранили С. Клишбиева с поста начальника округа. 26 марта 1917 г. под председательством комиссара Нальчикского округа Г. Чижокова со-стоялся «съезд доверенных Большой и Малой Кабарды и сопредельных с ними пяти Горских обществ Нальчикского округа». Автономный в решении местных вопросов и уже не обусловленный необходимостью согласовывать свои приго-воры с вышестоящей администрацией, обсудив «вопрос об уничтожении правил о порядке пользования Зольскими и Горными пастбищами, находящимися в нашем постоянном пользовании», съезд восстановил действие правил 1890 г. [УЦДНИ АС КБР. Ф. 25. Оп. 1. Д. 38. Л. 52]. Таким образом, причины и ход волнений на Зольских пастбищах в июне 1913 г., а также обстоятельства преодоления этого социального конфликта про-демонстрировали, вероятно, наиболее существенный кризис в системе обще-ственно-государственных отношений, в центре которых находился съезд дове-ренных в Нальчикском округе. Возникновение протеста стало свидетельством утраты доверия и консенсуса в отношениях сельских обществ и решений, при-нимаемых их доверенными. Прорабатывая кризис, коронные власти, гибко ма-нипулировали повесткой окружных съездов августа и октября 1913 г., исключив из рассмотрения полным составом последнего потенциально конфликтных во-просов организации пастбищного землепользования. Такой подход позволил нормализовать общественно-политическую ситуацию, что было особенно вос-требовано в контексте продолжавшихся в округе мероприятий, приуроченных к общероссийскому празднованию 300-летия династии Романовых. Мартовский съезд 1917 г. отменил Правила 1912 г. Символический акт, завершивший вос-становление доверия в общественно-государственных отношениях по поводу пастбищного вопроса, стал одним из первых решений в новой истории традици-онных окружных съездов, освобожденных от опеки военно-народного управле-ния Российской империи на Кавказе.
×

作者简介

Dmitry Prasolov

Institute for Humanitarian studies – branch Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia.

Email: dmprasolov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0026-1262

参考

  1. Lanzillotti 2022 – Ian Lanzillotti. Land, community, and the state in the Caucasus: Kabardino-Balkaria from tsarist conquest to post-Soviet politics. – London; New York: Bloomsbury Academic, 2022. – 328 р.
  2. King 1987 – King R.D. Sergei Kirov and the Struggle for Soviet Power in the Terek Region, 1917-1918. – Garland, 1987. – 415 p.
  3. Аккиева 2018 – Аккиева С.И. Доверие как фактор сохранения межнациональных отно-шений // Культура и цивилизация. – 2018. – Том 8. – № 6А. – С. 178–184.
  4. Аккиева 2016 – Аккиева С.И. Доверие как фактор сохранения межнациональной ста-бильности на Северном Кавказе в условиях глобализации // Успехи современной науки. 2016. – Т. 3. – № 8. – С. 166–169.
  5. Аккиева 2017 – Аккиева С.И. Институты доверия в традиционной культуре балкарцев // Большой Кавказ: пространство взаимодействия цивилизаций и народов. Материалы V Между-народного форума историков-кавказоведов. Отв. ред. В.В. Черноус. – Ростов-на-Дону: ЮНФ РАН, 2017. – С. 16–26.
  6. Баберовски 2008 – Баберовски Й. Доверие через присутствие. Домодерные практики вла-сти в поздней Российской империи // Ab Imperio. – 2008. – № 3. – С. 71–95.
  7. Бобкова 2014 – Бобкова Е. М. Доверие как фактор целостности общества // Социологиче-ские исследования. – 2014. – № 10. – С. 70–75.
  8. Воробьев, Сарахан 1932 – Воробьев С., Сарахан Д. Кабарда и Балкария. – Ростов-на-Дону: б/и, 1932. – 86 с.
  9. Гаибов 1905 – Гаибов Н.Д. О поземельном устройстве горских племен Терской области. – Тифлис: Типография Окружного Штаба Кавказского военного округа, 1905. – 340 с.
  10. Гедгафова 2018 – Гедгафова К.А. Социальная структура кабардино-балкарского обще-ства в исторической динамике 60-х гг. XIX в. – 30-х гг. XX в. Дисс. … канд. истор. наук. – Нальчик, 2018. – 286 с.
  11. Глушко 2014 – Глушко И.В. Систематизация научных подходов исследования феномена доверия в отечественной и зарубежной социологии (библиографический анализ) // Историче-ские, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 6 (44): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 51–56.
  12. Дзамихов, Кажаров 2022 – Дзамихов К.Ф., Кажаров А.Г. Кабардино-Балкария – респуб-лика в составе Российской Федерации (1922–2022 гг.). – Нальчик: Издательская типография «Принт Центр», 2022. – 716 с.
  13. Заболотная 2003 – Заболотная Г.М. Феномен доверия и его социальные функции // Вестник РУДН, серия Социология. – 2003. – № 4–5. – С. 79–85.
  14. Законодательные акты… 1914 – Законодательные акты, касающиеся Северного Кавказа и, в частности, Терской области: Сб. законов, указов Правительствующему сенату, положений Ком. министров, правительственных распоряжений, разъяснений Гос. сов. и Правительствую-щего сената / Сост. А.А. Кануков. – Владикавказ: типо-литография А.Г. Габисова, 1914. – 72 с.
  15. Калмыков 1958 – Калмыков Б.Э. Революционное движение в Кабарде и Балкарии: очер-ки. – Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. изд-во, 1957. – 54 с.
  16. Калмыков 2007 – Калмыков Ж.А. Интеграция Кабарды и Балкарии в общероссийскую систему управления (вторая половина XVIII – начало ХХ в.). – Нальчик: Эль-Фа, 2007. – 232 с.
  17. Опрышко 1996 – Опрышко О.Л. На изломе времен…: Документальное повествование. – Нальчик: Эльбрус, 1996. – 352 с.
  18. Пазов 2019 – Пазов И.С. Зольское восстание 1913 года: причины и последствия // Изве-стия СОИГСИ. – Школа молодых ученых. – 2019. – № 21. – С. 81–92.
  19. Пазов 2023 – Пазов И.С. Административное и экономическое развитие Нальчикского округа Терской области в 1905–1917 гг. Дисс. … канд. истор. наук. – Нальчик, 2023. – 192 с.
  20. Прасолов 2022 – Прасолов Д.Н. Съезды доверенных в политической культуре кабардин-цев и балкарцев. – Нальчик: Принт Центр, 2022. – 240 c.
  21. Прасолов 2020 – Прасолов Д.Н. Зольское восстание 1913 г. в версиях революционного прошлого: архивные документы vs. мемуарный нарратив // Новое прошлое / The New Past. – 2020. – № 1. – С. 8–26.
  22. Прасолов 2021 – Прасолов Д.Н. «Подобные выступления и преступны, и нетерпимы ни в каком правовом государстве…» (объезд начальником Терской области Нальчикского округа в августе 1913 г. // Новое прошлое / The New Past. – 2021. – № 1. – С. 90–102.
  23. Темукуев 2015 – Темукуев Б.Б. Под сенью гор: взлеты и падения: Кн. 1. – Нальчик: Из-дательство М. и В. Котляровых (ООО «Полиграфсервис и Т»), 2015. – 508 с.
  24. Терек – газета, г. Владикавказ.
  25. Терская жизнь – газета, г. Владикавказ.
  26. Тифлисский листок – газета, г. Тифлис.
  27. ТВ – Терские ведомости – газета, г. Владикавказ.
  28. УЦГА АС КБР – Управление Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики
  29. УЦДНИ АС КБР – Управление Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики
  30. Хелмке, Левитски 2007 – Хелмке Г., Левитски С. Неформальные институты и сравни-тельная политика: основные направления исследований // Прогнозис. – 2007. – № 2. – С. 188–211.
  31. Цаликов 1913 – Цаликов Ах. Кавказ и Поволжье: очерки инородческой политики и куль-турно-хозяйственного быта. – Москва: М. Мухтаров, 1913. – 184 с.
  32. ЦГА РСО-Алания – Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания.
  33. Шахалиева 2023 – Шахалиева Ф.Б. Социально-политические процессы в Кабарде и Бал-карии в годы революций и гражданской войны (1917-1920 гг.). Дисс. … канд. истор. наук. – Нальчик, 2023. – 272 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Прасолов Д.N., 2023

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名-非商业性使用 4.0国际许可协议的许可。

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».