Preservation of historical memory in rostov-on-don's toponymic space: an example of the assign-ment of honorary names to schools
- Authors: Aver'janov A.V.1, Shvidkoy G.A.1
-
Affiliations:
- Southern Federal University
- Issue: No 4 (2023)
- Pages: 166-174
- Section: Recent history
- Submitted: 11.05.2025
- Published: 15.12.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/291258
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-166-174
- EDN: https://elibrary.ru/GOTOYF
- ID: 291258
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
Full Text
Историческая память, предстающая во всем своем многообразии, является одним из наиболее востребованных объектов изучения среди специалистов из разных областей зарубежной и отечественной гуманитарной науки. Она охваты-вает различные сферы общественной жизни и человеческого сознания. Восприя-тие современным социумом отдельных личностей прошлого и исторических со-бытий, память о которых зафиксирована в топонимических объектах, представ-ляется перспективным направлением исследования коллективной памяти. Прак-тика присвоения почетных наименований гармонично вписывается в контекст изучения исторической памяти, так как является одним из основных элементов ее конструирования. Топонимическое пространство формируется целенаправленно в рамках ре-ализации политики по сохранению исторической памяти и состоит из отдельных элементов, отражающих наиболее актуальные и важные для общества смыслы. Будучи сформированным из различных урбанонимов, оно служит одним из спо-собов актуализации представлений о важнейших для общества и государства событиях. Изучение топонимического пространства и отдельных его элементов позволяет взглянуть на наиболее актуальные маркеры коллективной памяти. Наименование школ, или используя более широкое понятие – общеобразо-вательных учреждений, может быть рассмотрено как один из элементов топо-нимической политики по сохранению исторической памяти. Актуальность ис-следования заключается в отсутствии научных работ по изучению инструментов ее формирования путем присвоения почетных имен общеобразовательным учреждениям. С другой стороны, наблюдается отчетливая тенденция увеличе-ния количества школ, лицеев и гимназий, получивших почетное наименование за последние годы, что свидетельствует о широком распространении данной практики в мемориальном пространстве российских городов. В связи с этим представляется перспективным рассмотрение задач, основ-ных направлений и механизмов политики по наименованию общеобразователь-ных учреждений в контексте сохранения исторической памяти на региональном материале. Ростов-на-Дону как крупнейший город на Юге России обладает бо-гатой и насыщенной историей, которая отражена в топонимическом простран-стве города. Основу источниковой базы статьи составляют постановления мест-ной администрации и уставы общеобразовательных учреждений, которые нахо-дятся в свободном доступе на тематических ресурсах (официальный портал Администрации города и официальные сайты общеобразовательных учрежде-ний). Школа, являясь одним из важнейших социальных институтов, направлен-ных не только на обучение, но и на воспитание, играет колоссальную роль в процессе складывания представлений об истории государства и народа среди молодежи. Молодые люди, будучи тесно связанными с данным социальным ин-ститутом в период своего самого активного формирования взглядов и мировоз-зрения, наиболее предрасположены к восприятию социального и исторического опыта. Почетное наименование в подобном случае может играть роль увеличе-ния престижа как самой школы, так и учащихся в ней и при этом послужить толчком к пробуждению интереса к изучению того или иного исторического сюжета или личности среди школьников. Выборка почетных наименований анализируемых образовательных учре-ждений в статье представляется репрезентативной: на территории Ростова-на-Дону находятся свыше ста общеобразовательных учреждений , значительная часть из которых носит почетные имена в честь выдающихся личностей. При-мечательно, что большинство из них удостоились этой чести в 2010-2020-е гг. В подавляющем числе мы можем выделить почетные имена героев Великой Отечественной войны, что говорит об основных приоритетах государственной политики по сохранению исторической памяти и наиболее актуальных сюжетах в коллективном сознании. Довольно часто школы получают наименования с привязкой к конкретному человеку, связанному с данным общеобразователь-ным учреждением. Однако эта черта присуща далеко не всем сюжетам с присво-ением почетного имени. Важно отметить, что практика почетных наименований, как часть топони-мической политики, действует на основе «современных социокультурных про-цессов, работая на передачу актуальных смыслов дня сегодняшнего» [Голоми-дова 2019: 13]. Подтверждением этому выступает увеличение количества по-четных наименований школ в XXI в. в Ростове-на-Дону, отображающих тен-денции закрепления в топонимическом пространстве города наиболее важных как с исторической точки зрения, так и с позиции социального восприятия геро-ев и событий прошлого. Эмпирической базой исследования стал комплекс наименований общеобра-зовательных учреждений Ростова-на-Дону. В первую очередь необходимо от-метить, что рассмотреть все сюжеты присвоения почетных званий в рамках од-ной статьи не представляется возможным, так как на сегодняшний день в городе имеется свыше 60 подобных кейсов. При этом анализ отдельных наиболее яр-ких и показательных примеров является, на наш взгляд, вполне обоснованным, что позволит составить общее представление об основных направлениях и ме-ханизмах сохранения исторической памяти в мемориальном пространстве горо-да. В настоящей статье почетные наименования можно отнести к термину «ур-баноним», т.е. собственного имени любого внутригородского объекта [Подоль-ская 1988: 154]. По мнению видного исследователя топонимики – доктора фи-лологических наук Марины Васильевны Голомидовой, в широком понимании данного термина наименование отдельного объекта внутригородской инфра-структуры [Голомидова 2019: 14] вполне применимо. Другой важный термин, который требует пояснения – топонимическая по-литика, прекрасно описан М.В. Голомидовой: «Топонимическая политика пред-ставляет собой деятельность уполномоченных органов власти по присвоению наименований и переименованию географических объектов, а также нормализа-ции, употреблению, регистрации, учету и сохранению наименований географи-ческих объектов» [Голомидова 2022: 172]. Она указывает на сложность данного термина, которая обусловлена «как спецификой самих географических имен, так и комплексом связанных с ней идейных установок, задач и действий» [Голоми-дова 2022: 172]. Подобное определение топонимической политики вполне уместно, так как одной из ключевых задач является рассмотрение вопроса со-хранения исторической памяти и наименования общеобразовательных учрежде-ний как инструмента по реализации этого процесса, а также его идейного напол-нения. Как уже отмечалось, в Ростове-на-Дону, согласно реестру подведомствен-ных учреждений общего образования, имеется 101 общеобразовательное учре-ждение . 63 из них имеют почетные наименования, что составляет больше 60 %. Причем на основе выборки имеется возможность провести классификацию по различным признакам, например, по таким как наименования в честь: 1) отдельной личности (54); 2) определенного объединения, прежде всего воинского соединения или подразделения (9). Тем самым, из 63 общеобразовательных учреждений, имеющих почетное наименование – 54 названы в честь отдельных личностей. 8 носят имя войско-вых соединений, такие как «Школа № 16 имени 339-й Ростовской стрелковой дивизии», «Лицей № 33 имени Ростовского полка народного ополчения» или «Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса». Школа № 32 носит имя «Молодой гвардии» – подпольной организации времен Великой Отечественной войны. Важно отметить, что все войсковые подразделения и соединения, чьи имена присвоены общеобразовательным учреждениям, часть своего боевого пути и подвигов совершали непосредственно на территории Ростова-на-Дону или име-ют историю, тесно связанную с городом. Так, 339-я стрелковая Таманско-Бранденбургская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, также имеющая почетное наименование Ростовской, чье имя носит школа № 16, была сформирована изначально из уроженцев Ростовской области и принимала участие в зимнем контрнаступлении 1942 года. Имя Ростовского полка народного ополчения носит лицей № 33, а сам полк героически проявил себя при обороне и последующем первом освобождении Ростова-на-Дону. Школа № 40 имени Восьмой Воздушной Армии, названа в честь войсково-го соединения непосредственно участвовавшего в освобождении города в янва-ре-феврале 1943 года. Имя 33-го Кёнигсбергского мотострелкового полка, сформированного на территории Ростова, носит школа № 55. Имя 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознамен-ного Будапештского корпуса, также принимавшего участие в Ростовской опера-ции, присвоено школе № 60 еще в советский период – в 1979 г. 6-й Гвардейская Сивашская танковая бригада принимали участие в Миус-ской операции и ее имя было присвоено школе № 67. Школа №68 названа в честь 56-й армии, проявившей себя во время оборо-ны и последующего освобождения Ростова-на-Дону. «Школа № 79 имени 440-го гаубичного артиллерийского полка» носит имя в честь войскового соединения не просто сформированного в годы Великой Отечественной войны на территории города, а непосредственно в стенах шко-лы . Представляется обоснованным также классифицировать почетные наиме-нования в зависимости от идейного насыщения урбанонима, связанного с той или иной исторической личностью или событием, и названного в честь: 1) героев и событий Великой Отечественной войны; 2) героев России; 3) деятелей культуры и науки. Самой представленной в количественном плане подгруппой в имеющейся выборке являются наименования в честь героев и участников Великой Отече-ственной войны – их свыше 40. Все 9 учреждений, получивших наименования в честь войсковых подразделений и соединений, а также школа № 32 имени «Мо-лодой гвардии», относятся непосредственно к данной подгруппе. Четыре учреждения носят имена Героев Российской Федерации. «Школа № 24» имени Героя России Андрея Орлова – ветерана Второй Чеченской кампа-нии, похороненного в Ростове-на-Дону, где он жил и служил перед своей траги-ческой гибелью. «Школа № 82» имени Героя России Василия Анатольевича Першикова – участника Второй Чеченской кампании, трагически погибшего в 1999 г. во время вторжения бандформирований в Дагестан. Он являлся урожен-цем Ростова-на-Дону и учился в школе № 82, которая с 2015 г. носит его имя . «Школа № 84 имени Героя России Дмитрия Петрова» названа в честь уро-женца Ростова-на-Дону, учившегося в данной школе. С 2003 г. школа носит его имя . «Школа № 100 имени Героя Российской Федерации генерала Г.Н. Троше-ва» названа в честь участника Второй Чеченской кампании в 2020 г. Ряд школ имеет наименование в честь деятелей культуры и науки. Напри-мер, «Школа № 96 Эврика–Развитие имени Нагибина Михаила Васильевича» названа в честь выдающегося деятеля в сфере вертолетостроения. Его именем также назван одноименный проспект (бывший проспект Октября). «Лицей № 102» с 2020 г. носит имя дважды Героя Советского Союза, лет-чика-космонавта В.М. Комарова . «Школа № 115 имени Юрия Андреевича Жданова» названа в честь профес-сора, члена-корреспондента Академии наук СССР , долгое время бывшего рек-тором Ростовского государственного университета. Таким образом, прослеживается четкая корреляция между присвоением почетного звания той или иной школе и теми историческими личностями, кото-рые были непосредственно связаны с Ростовом-на-Дону: родились и жили в нем, работали, совершали военные и трудовые подвиги. Характерна также не-разрывная связь между представителями различных исторических периодов со-ветского времени и современности. Особое внимание следует обратить на рассмотрение хронологии присвое-ния почетных имен общеобразовательным учреждениям. Практика наименова-ний школ в честь выдающихся личностей началась в советский период. Напри-мер, «Школа № 80 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге» получила свое имя в соответствии с Решением Исполнительного комитета Ростовского-на-Дону городского Совета депутатов трудящихся № 23 от 15 января 1965 г. «Школа № 60 имени 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса» имеет почетное наименование с 1979 г. Однако наиболее массовые кампании по присвоению почетных наименова-ний проходили в 2000-2020-е гг. Проведя анализ уставов школ, размещенных на официальных сайтах учреждений и сопоставив ряд постановлений Администра-ции города Ростов-на-Дону, можно сделать следующие выводы. В 2000-е гг. получают почетные наименования 14 учреждений, 2010-е гг. – 13, а в еще не за-кончившиеся 2020-е гг. уже 28 школ, лицеев и гимназий. Тем самым 55 школам было присвоено имя в XXI в. Это свидетельствует о возросшей популярности использования урбанонимов как одного из инструментов сохранения историче-ской памяти, которая продолжает сохранять свою актуальность. Об этом свиде-тельствует комплекс постановлений Администрации города Ростова-на-Дону, в которых отражен процесс присвоения почетных наименований школам, лицеям и гимназиям в последние два десятилетия. Так, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 1040 от 26.04.2000 г. присвоены: имя Героя России Дмитрия Петрова муниципальной средней общеобразовательной школе № 84; имя Береста Алексея Прокопьеви-ча муниципальной средней общеобразовательной школе № 7 . Постановлением от 24.12.2007 г. № 1360 присвоено также два имени: Ге-роя Советского Союза Лунина Николая Александровича МОУ средней образо-вательной школе № 66 и Героя Советского Союза Щербакова Николая Митро-фановича МОУ средней образовательной школе № 87 . Стоит уточнить, что школы №66 ныне не существует, так как она реорганизована путем присоедине-ния к школе № 67 . Если рассмотреть период 2010-х гг., за исключением ряда нормативных ак-тов, в которых указано присвоение одного конкретного почетного наименова-ния, нас может заинтересовать постановление № 894 от 01.07.2016 г. В нем при-сваивается почетное звание сразу трем школам: имя Почетного гражданина го-рода Ростова-на-Дону Слюсаря Бориса Николаевича – школе № 53; имя Героя Советского Союза Никандровой Анны Алексеевны – гимназии № 76; имя Героя Советского Союза Пудовкина Павла Григорьевича – школе № 90. Тем самым на период 2000-2010-х гг. приходится ряд мероприятий по при-своению почетных имен, которые можно охарактеризовать скорее как единич-ные примеры. Однако ситуация кардинально меняется в 2020-е гг., в связи с чем особый интерес представляют три постановления администрации города, на ко-торые суммарно приходится 26 наименований образовательных учреждений. Постановлением № 506 от 25.05.2020 г. присвоено 5 почетных наименова-ний, постановлением № 1143 от 30.10.2020 г. – 13, постановлением № 611 от 15.07.2021 г. – 8. При характеристике конкретных сюжетов в процессе сохра-нения исторической памяти отчетливо пролеживается тенденция на увековече-ние имен героев Великой Отечественной войны. Например, «Лицей экономический № 71» получил имя Героя Советского Союза, гвардии подполковника Иноземцева Георгия Александровича; имя два-жды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза Баграмяна Ивана Христофоровича присвоено школе № 22; школа № 31 получила имя командира батальона Ростовского полка Народного ополчения Катаева Александра Сера-пионовича. Таким образом, на текущий момент Ростов-на-Дону имеет в своем активе крупную базу урбанонимов – в данном случае наименований школ, которые служат в определенном роде инструментом политики сохранения исторической памяти о важнейших событиях и личностях советской и российской истории. Важно отметить, что подобная практика направлена, прежде всего, на учащуюся аудиторию, что играет особую роль в деле исторического просвещения и фор-мирования коллективной памяти среди подрастающего поколения. Сохраняющая популярность практика наименования школ в честь героев Великой Отечественной войны указывает на важный социальный маркер и зна-чение, которые формируются вокруг коллективной памяти, объединяющей множество людей разных поколений. В то же время выделяются наименования в честь Героев Российской Федерации, что свидетельствует об историческом пре-емстве советского и современного периода в истории нашей страны. К 2023 г. почетные наименования имели чуть более 60 % общеобразова-тельных учреждений города, а именно 63 из 101 школы, что указывает на со-хранение ресурса по увековечению наиболее важных событий и героических личностей из российской истории в топонимическом пространстве Ростова-на-Дону на примере образовательных учреждений. В свою очередь это означает, что получившая за последние годы практика присвоение почетных наименова-ний школам имеет позитивное значение в деле сохранения исторической памяти и, по всей видимости, будет продолжена.About the authors
Anton V. Aver'janov
Southern Federal University
Email: avaveryanov@sfedu.ru
Georgiy A. Shvidkoy
Southern Federal University
Email: shvidkoy@sfedu.ru
References
- Голомидова 2022 – Голомидова М.В. Топонимическая политика // Социолингвистика. – 2022. – № 3. – С. 172–177.
- Голомидова 2019 – Голомидова М.В. Урбанонимы как ресурс управления восприятием городского пространства // Коммуникативные исследования. – 2019. – № 6. – С. 11–30.
- Подольская 1988 – Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - 2-е изд. – М.: Наука, 1988. – 198 с.
- Сидорова 2012 – Сидорова Л.О. Концептуальные подходы к понятию «историческая память» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 4. – С. 81–86.
Supplementary files
