Preservation of historical memory in rostov-on-don's toponymic space: an example of the assign-ment of honorary names to schools

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Researchers consider issues related to the study of historical memory in a broad context, because the perception and display of its individual plots can be studied from various angles, both material in the form of, for example, a memorial space, and public and state practices, such as holding festive events. Research into toponymic space entails direct touch with the sphere of historical memory. With this phrasing of the topic, the toponymy of Rostov-on-Don appears to be a very interesting route for thinking about specific practices of conserving historical memory, such as naming schools after historical figures. Being a part of the general toponymic space of the city, they are a vivid marker of how the practices of implementing toponymic policy and preserving historical memory interact at the present stage. The authors of this article believe that studying toponymic space entails direct work on the study of the key subjects of historical memory, which are fixed in public space, by designating not just streets or squares, but also individual institutions. Based on the analysis of the complex of honorary names of Rostov-on-Don schools, the time of their appearance, as well as the semantic load, it seems natural to draw conclusions about the most significant and relevant subjects of historical memory preserved in the 1990s-2020s on the map of the capital of the South and the gates of the North Caucasus.

Full Text

Историческая память, предстающая во всем своем многообразии, является одним из наиболее востребованных объектов изучения среди специалистов из разных областей зарубежной и отечественной гуманитарной науки. Она охваты-вает различные сферы общественной жизни и человеческого сознания. Восприя-тие современным социумом отдельных личностей прошлого и исторических со-бытий, память о которых зафиксирована в топонимических объектах, представ-ляется перспективным направлением исследования коллективной памяти. Прак-тика присвоения почетных наименований гармонично вписывается в контекст изучения исторической памяти, так как является одним из основных элементов ее конструирования. Топонимическое пространство формируется целенаправленно в рамках ре-ализации политики по сохранению исторической памяти и состоит из отдельных элементов, отражающих наиболее актуальные и важные для общества смыслы. Будучи сформированным из различных урбанонимов, оно служит одним из спо-собов актуализации представлений о важнейших для общества и государства событиях. Изучение топонимического пространства и отдельных его элементов позволяет взглянуть на наиболее актуальные маркеры коллективной памяти. Наименование школ, или используя более широкое понятие – общеобразо-вательных учреждений, может быть рассмотрено как один из элементов топо-нимической политики по сохранению исторической памяти. Актуальность ис-следования заключается в отсутствии научных работ по изучению инструментов ее формирования путем присвоения почетных имен общеобразовательным учреждениям. С другой стороны, наблюдается отчетливая тенденция увеличе-ния количества школ, лицеев и гимназий, получивших почетное наименование за последние годы, что свидетельствует о широком распространении данной практики в мемориальном пространстве российских городов. В связи с этим представляется перспективным рассмотрение задач, основ-ных направлений и механизмов политики по наименованию общеобразователь-ных учреждений в контексте сохранения исторической памяти на региональном материале. Ростов-на-Дону как крупнейший город на Юге России обладает бо-гатой и насыщенной историей, которая отражена в топонимическом простран-стве города. Основу источниковой базы статьи составляют постановления мест-ной администрации и уставы общеобразовательных учреждений, которые нахо-дятся в свободном доступе на тематических ресурсах (официальный портал Администрации города и официальные сайты общеобразовательных учрежде-ний). Школа, являясь одним из важнейших социальных институтов, направлен-ных не только на обучение, но и на воспитание, играет колоссальную роль в процессе складывания представлений об истории государства и народа среди молодежи. Молодые люди, будучи тесно связанными с данным социальным ин-ститутом в период своего самого активного формирования взглядов и мировоз-зрения, наиболее предрасположены к восприятию социального и исторического опыта. Почетное наименование в подобном случае может играть роль увеличе-ния престижа как самой школы, так и учащихся в ней и при этом послужить толчком к пробуждению интереса к изучению того или иного исторического сюжета или личности среди школьников. Выборка почетных наименований анализируемых образовательных учре-ждений в статье представляется репрезентативной: на территории Ростова-на-Дону находятся свыше ста общеобразовательных учреждений , значительная часть из которых носит почетные имена в честь выдающихся личностей. При-мечательно, что большинство из них удостоились этой чести в 2010-2020-е гг. В подавляющем числе мы можем выделить почетные имена героев Великой Отечественной войны, что говорит об основных приоритетах государственной политики по сохранению исторической памяти и наиболее актуальных сюжетах в коллективном сознании. Довольно часто школы получают наименования с привязкой к конкретному человеку, связанному с данным общеобразователь-ным учреждением. Однако эта черта присуща далеко не всем сюжетам с присво-ением почетного имени. Важно отметить, что практика почетных наименований, как часть топони-мической политики, действует на основе «современных социокультурных про-цессов, работая на передачу актуальных смыслов дня сегодняшнего» [Голоми-дова 2019: 13]. Подтверждением этому выступает увеличение количества по-четных наименований школ в XXI в. в Ростове-на-Дону, отображающих тен-денции закрепления в топонимическом пространстве города наиболее важных как с исторической точки зрения, так и с позиции социального восприятия геро-ев и событий прошлого. Эмпирической базой исследования стал комплекс наименований общеобра-зовательных учреждений Ростова-на-Дону. В первую очередь необходимо от-метить, что рассмотреть все сюжеты присвоения почетных званий в рамках од-ной статьи не представляется возможным, так как на сегодняшний день в городе имеется свыше 60 подобных кейсов. При этом анализ отдельных наиболее яр-ких и показательных примеров является, на наш взгляд, вполне обоснованным, что позволит составить общее представление об основных направлениях и ме-ханизмах сохранения исторической памяти в мемориальном пространстве горо-да. В настоящей статье почетные наименования можно отнести к термину «ур-баноним», т.е. собственного имени любого внутригородского объекта [Подоль-ская 1988: 154]. По мнению видного исследователя топонимики – доктора фи-лологических наук Марины Васильевны Голомидовой, в широком понимании данного термина наименование отдельного объекта внутригородской инфра-структуры [Голомидова 2019: 14] вполне применимо. Другой важный термин, который требует пояснения – топонимическая по-литика, прекрасно описан М.В. Голомидовой: «Топонимическая политика пред-ставляет собой деятельность уполномоченных органов власти по присвоению наименований и переименованию географических объектов, а также нормализа-ции, употреблению, регистрации, учету и сохранению наименований географи-ческих объектов» [Голомидова 2022: 172]. Она указывает на сложность данного термина, которая обусловлена «как спецификой самих географических имен, так и комплексом связанных с ней идейных установок, задач и действий» [Голоми-дова 2022: 172]. Подобное определение топонимической политики вполне уместно, так как одной из ключевых задач является рассмотрение вопроса со-хранения исторической памяти и наименования общеобразовательных учрежде-ний как инструмента по реализации этого процесса, а также его идейного напол-нения. Как уже отмечалось, в Ростове-на-Дону, согласно реестру подведомствен-ных учреждений общего образования, имеется 101 общеобразовательное учре-ждение . 63 из них имеют почетные наименования, что составляет больше 60 %. Причем на основе выборки имеется возможность провести классификацию по различным признакам, например, по таким как наименования в честь: 1) отдельной личности (54); 2) определенного объединения, прежде всего воинского соединения или подразделения (9). Тем самым, из 63 общеобразовательных учреждений, имеющих почетное наименование – 54 названы в честь отдельных личностей. 8 носят имя войско-вых соединений, такие как «Школа № 16 имени 339-й Ростовской стрелковой дивизии», «Лицей № 33 имени Ростовского полка народного ополчения» или «Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса». Школа № 32 носит имя «Молодой гвардии» – подпольной организации времен Великой Отечественной войны. Важно отметить, что все войсковые подразделения и соединения, чьи имена присвоены общеобразовательным учреждениям, часть своего боевого пути и подвигов совершали непосредственно на территории Ростова-на-Дону или име-ют историю, тесно связанную с городом. Так, 339-я стрелковая Таманско-Бранденбургская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, также имеющая почетное наименование Ростовской, чье имя носит школа № 16, была сформирована изначально из уроженцев Ростовской области и принимала участие в зимнем контрнаступлении 1942 года. Имя Ростовского полка народного ополчения носит лицей № 33, а сам полк героически проявил себя при обороне и последующем первом освобождении Ростова-на-Дону. Школа № 40 имени Восьмой Воздушной Армии, названа в честь войсково-го соединения непосредственно участвовавшего в освобождении города в янва-ре-феврале 1943 года. Имя 33-го Кёнигсбергского мотострелкового полка, сформированного на территории Ростова, носит школа № 55. Имя 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознамен-ного Будапештского корпуса, также принимавшего участие в Ростовской опера-ции, присвоено школе № 60 еще в советский период – в 1979 г. 6-й Гвардейская Сивашская танковая бригада принимали участие в Миус-ской операции и ее имя было присвоено школе № 67. Школа №68 названа в честь 56-й армии, проявившей себя во время оборо-ны и последующего освобождения Ростова-на-Дону. «Школа № 79 имени 440-го гаубичного артиллерийского полка» носит имя в честь войскового соединения не просто сформированного в годы Великой Отечественной войны на территории города, а непосредственно в стенах шко-лы . Представляется обоснованным также классифицировать почетные наиме-нования в зависимости от идейного насыщения урбанонима, связанного с той или иной исторической личностью или событием, и названного в честь: 1) героев и событий Великой Отечественной войны; 2) героев России; 3) деятелей культуры и науки. Самой представленной в количественном плане подгруппой в имеющейся выборке являются наименования в честь героев и участников Великой Отече-ственной войны – их свыше 40. Все 9 учреждений, получивших наименования в честь войсковых подразделений и соединений, а также школа № 32 имени «Мо-лодой гвардии», относятся непосредственно к данной подгруппе. Четыре учреждения носят имена Героев Российской Федерации. «Школа № 24» имени Героя России Андрея Орлова – ветерана Второй Чеченской кампа-нии, похороненного в Ростове-на-Дону, где он жил и служил перед своей траги-ческой гибелью. «Школа № 82» имени Героя России Василия Анатольевича Першикова – участника Второй Чеченской кампании, трагически погибшего в 1999 г. во время вторжения бандформирований в Дагестан. Он являлся урожен-цем Ростова-на-Дону и учился в школе № 82, которая с 2015 г. носит его имя . «Школа № 84 имени Героя России Дмитрия Петрова» названа в честь уро-женца Ростова-на-Дону, учившегося в данной школе. С 2003 г. школа носит его имя . «Школа № 100 имени Героя Российской Федерации генерала Г.Н. Троше-ва» названа в честь участника Второй Чеченской кампании в 2020 г. Ряд школ имеет наименование в честь деятелей культуры и науки. Напри-мер, «Школа № 96 Эврика–Развитие имени Нагибина Михаила Васильевича» названа в честь выдающегося деятеля в сфере вертолетостроения. Его именем также назван одноименный проспект (бывший проспект Октября). «Лицей № 102» с 2020 г. носит имя дважды Героя Советского Союза, лет-чика-космонавта В.М. Комарова . «Школа № 115 имени Юрия Андреевича Жданова» названа в честь профес-сора, члена-корреспондента Академии наук СССР , долгое время бывшего рек-тором Ростовского государственного университета. Таким образом, прослеживается четкая корреляция между присвоением почетного звания той или иной школе и теми историческими личностями, кото-рые были непосредственно связаны с Ростовом-на-Дону: родились и жили в нем, работали, совершали военные и трудовые подвиги. Характерна также не-разрывная связь между представителями различных исторических периодов со-ветского времени и современности. Особое внимание следует обратить на рассмотрение хронологии присвое-ния почетных имен общеобразовательным учреждениям. Практика наименова-ний школ в честь выдающихся личностей началась в советский период. Напри-мер, «Школа № 80 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге» получила свое имя в соответствии с Решением Исполнительного комитета Ростовского-на-Дону городского Совета депутатов трудящихся № 23 от 15 января 1965 г. «Школа № 60 имени 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса» имеет почетное наименование с 1979 г. Однако наиболее массовые кампании по присвоению почетных наименова-ний проходили в 2000-2020-е гг. Проведя анализ уставов школ, размещенных на официальных сайтах учреждений и сопоставив ряд постановлений Администра-ции города Ростов-на-Дону, можно сделать следующие выводы. В 2000-е гг. получают почетные наименования 14 учреждений, 2010-е гг. – 13, а в еще не за-кончившиеся 2020-е гг. уже 28 школ, лицеев и гимназий. Тем самым 55 школам было присвоено имя в XXI в. Это свидетельствует о возросшей популярности использования урбанонимов как одного из инструментов сохранения историче-ской памяти, которая продолжает сохранять свою актуальность. Об этом свиде-тельствует комплекс постановлений Администрации города Ростова-на-Дону, в которых отражен процесс присвоения почетных наименований школам, лицеям и гимназиям в последние два десятилетия. Так, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 1040 от 26.04.2000 г. присвоены: имя Героя России Дмитрия Петрова муниципальной средней общеобразовательной школе № 84; имя Береста Алексея Прокопьеви-ча муниципальной средней общеобразовательной школе № 7 . Постановлением от 24.12.2007 г. № 1360 присвоено также два имени: Ге-роя Советского Союза Лунина Николая Александровича МОУ средней образо-вательной школе № 66 и Героя Советского Союза Щербакова Николая Митро-фановича МОУ средней образовательной школе № 87 . Стоит уточнить, что школы №66 ныне не существует, так как она реорганизована путем присоедине-ния к школе № 67 . Если рассмотреть период 2010-х гг., за исключением ряда нормативных ак-тов, в которых указано присвоение одного конкретного почетного наименова-ния, нас может заинтересовать постановление № 894 от 01.07.2016 г. В нем при-сваивается почетное звание сразу трем школам: имя Почетного гражданина го-рода Ростова-на-Дону Слюсаря Бориса Николаевича – школе № 53; имя Героя Советского Союза Никандровой Анны Алексеевны – гимназии № 76; имя Героя Советского Союза Пудовкина Павла Григорьевича – школе № 90. Тем самым на период 2000-2010-х гг. приходится ряд мероприятий по при-своению почетных имен, которые можно охарактеризовать скорее как единич-ные примеры. Однако ситуация кардинально меняется в 2020-е гг., в связи с чем особый интерес представляют три постановления администрации города, на ко-торые суммарно приходится 26 наименований образовательных учреждений. Постановлением № 506 от 25.05.2020 г. присвоено 5 почетных наименова-ний, постановлением № 1143 от 30.10.2020 г. – 13, постановлением № 611 от 15.07.2021 г. – 8. При характеристике конкретных сюжетов в процессе сохра-нения исторической памяти отчетливо пролеживается тенденция на увековече-ние имен героев Великой Отечественной войны. Например, «Лицей экономический № 71» получил имя Героя Советского Союза, гвардии подполковника Иноземцева Георгия Александровича; имя два-жды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза Баграмяна Ивана Христофоровича присвоено школе № 22; школа № 31 получила имя командира батальона Ростовского полка Народного ополчения Катаева Александра Сера-пионовича. Таким образом, на текущий момент Ростов-на-Дону имеет в своем активе крупную базу урбанонимов – в данном случае наименований школ, которые служат в определенном роде инструментом политики сохранения исторической памяти о важнейших событиях и личностях советской и российской истории. Важно отметить, что подобная практика направлена, прежде всего, на учащуюся аудиторию, что играет особую роль в деле исторического просвещения и фор-мирования коллективной памяти среди подрастающего поколения. Сохраняющая популярность практика наименования школ в честь героев Великой Отечественной войны указывает на важный социальный маркер и зна-чение, которые формируются вокруг коллективной памяти, объединяющей множество людей разных поколений. В то же время выделяются наименования в честь Героев Российской Федерации, что свидетельствует об историческом пре-емстве советского и современного периода в истории нашей страны. К 2023 г. почетные наименования имели чуть более 60 % общеобразова-тельных учреждений города, а именно 63 из 101 школы, что указывает на со-хранение ресурса по увековечению наиболее важных событий и героических личностей из российской истории в топонимическом пространстве Ростова-на-Дону на примере образовательных учреждений. В свою очередь это означает, что получившая за последние годы практика присвоение почетных наименова-ний школам имеет позитивное значение в деле сохранения исторической памяти и, по всей видимости, будет продолжена.
×

About the authors

Anton V. Aver'janov

Southern Federal University

Email: avaveryanov@sfedu.ru

Georgiy A. Shvidkoy

Southern Federal University

Email: shvidkoy@sfedu.ru

References

  1. Голомидова 2022 – Голомидова М.В. Топонимическая политика // Социолингвистика. – 2022. – № 3. – С. 172–177.
  2. Голомидова 2019 – Голомидова М.В. Урбанонимы как ресурс управления восприятием городского пространства // Коммуникативные исследования. – 2019. – № 6. – С. 11–30.
  3. Подольская 1988 – Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - 2-е изд. – М.: Наука, 1988. – 198 с.
  4. Сидорова 2012 – Сидорова Л.О. Концептуальные подходы к понятию «историческая память» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 4. – С. 81–86.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Аверьянов А.V., Швидкой Г.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».