History of mountain Jews of the North Caucasus region 1920s – 1930s: current issues in historiography and sources

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article analyzes historiographical and source research problems associated with the study of the past of Mountain Jews of the North Caucasus region. The achievements of recent Russian historiography related to scientists’ various degrees of attention to one or more local Mountain Jewish groups are evaluated. The scientific issues presented in the essay are also linked to key events in the lives of Mountain Jews, most notably the resettlement programs implemented by the Soviet government during this time period. They resulted in a shift in the spatial distribution of Mountain Jews on North Caucasus area in the 1920s and early 1930s. It is known that the Mountain Jews of the 1920s and 1930s were researched more fragmentarily than the turn of the nineteenth and twentieth centuries, as well as since the 1940s - second half of the twentieth century. The prospects for renewing the source base on the research issue are highlighted, including the entrance of new sources into scientific circulation, such as clerical sources from various Soviet, party, and other bodies.

Толық мәтін

Введение История горских евреев Северного Кавказа (точнее, Северо-Кавказского края, далее – СКК) успешно вписывается в пространство крупной и значимой темы – изучение процессов советского нациестроительства и национальной по-литики на территории СССР, в т.ч. СКК [Аверьянов 2020; Хлынина, Кринко 2014; Касьянов, Баранов, Ишин, Рожков 2022]. Данная политика претерпевала изменения и характеризовалась несколькими подходами [Аверьянов 2020: 299–300], причем случай горских евреев демонстрирует реализацию нескольких по-добных подходов, включая создание властями разного уровня еврейской авто-номии и еврейских сельсоветов, еврейских «моноэтничных» населённых пунк-тов и пр. Историкам еще предстоит сравнить соответствующие практики совет-ских и иных структур по решению «еврейского вопроса» применительно как к ашкеназам, так и к горским евреям, совпадавшие далеко не во всем. Более того, горские евреи имели собственное видение проблемы, связанной не только со своим землеустройством, но и с решением другой актуальной проблемы – свое-го национального самоопределения. В историографии существует мнение о том, что «инициатива выделения властями сельскохозяйственных земель горским ев-реям Северного Кавказа исходила от самой еврейской общины» – вскоре после создания в Москве Комитета по землеустройству трудящихся евреев (далее – Комзет) в 1924 г. [Горские евреи 1999: 127]. Обращу также внимание на привет-ствие делегации горских евреев 1-му съезду Общества по земельному устрой-ству трудящихся евреев (далее – ОЗЕТ) (15–20 ноября 1926 г.), в котором го-ворилось о том, что «евреи, как и любая национальность СССР, имеют право на свою автономию» [Могаричев 2020: 60–61]. Замечу, что новые процессы груп-пообразования носили в среде горских евреев активный и разновекторный ха-рактер, охватив период второй половины 1920-х – 1930-х гг. Они не могут быть сведены к их массовой «советизации» под влиянием национальной политики со-ветской власти и проводимой ею «аграризации» горских евреев на Северном Кавказе. Помимо прочего, такие процессы привели к существенному изменению пространственного размещения горских евреев на территории СКК в 1920-е – начале 1930-х гг. (Пере)конструирование группы горских евреев СКК (как ста-рожильческого населения, так и горских евреев из числа беженцев) происходило в немалой степени как консолидация: объединялись гетерогенные горско-еврейские группы, впрочем, знакомые друг другу еще по досоветскому периоду. На современном этапе изучения темы исключительно важно применить истори-ко-компаративный метод, предполагая более детально, чем было принято в предшествующей историографии, уяснить общее и особенное в новой, для 1920-х гг., истории обустройства и развития сразу нескольких групп горских ев-реев. Речь идет, в первую очередь, о горских евреях Дагестана, Моздока, Наль-чика, Грозного и Джегонасского (быв. Джегонасско-Еврейского) поселка. Основная часть Советские и партийные власти активно влияли на состояние традиционных симбиозных связей горских евреев (путем ослабления/разрыва старых связей и формирования новых), разные группы которых хотя и не единовременно, но впервые в своей истории оказались на территории одной административно-территориальной единицы (СКК). В дореволюционный период они проживали, главным образом, на территории Дагестанской области, Терской области и Ку-банской области Российской империи. Более того, представители всех этих со-обществ (локальных групп) участвовали или намечались к участию в создании новых еврейских поселений на территории СКК в 1920-е – начале 1930-х гг. Стоит, при этом, учитывать более сложную картину взаимодействия разных групп горских евреев и ашкеназов, нежели это отмечено в недавнем труде: «…если европейские были коренными жителями региона, то горские евреи – пе-реселенцы из Закавказья и Северного Кавказа, которые нуждались в трудо-устройстве и организации быта» [Аверьянов 2020: 105]. Действительно, часть горских евреев была представлена беженцами, в т.ч. из Дагестана; но часть их – как раз старожильческие группы, проживавшие в регионе в течение, как мини-мум, нескольких поколений. Речь идет о грозненских, нальчикских и джего-насских горских евреях (правда, представителей последней группы можно с из-вестными оговорками тоже именовать беженцами). Актуально исследовать миграционную историю горских евреев 1920-х – 1930-х гг. в связи с изменением их пространственного размещения в регионе, повлекшего за собой существенную трансформацию состояния и акторно-сетевой коммуникации горско-еврейских обществ. Примечательно, что в тот период активно (под влиянием разных факторов и причин, в т.ч. актуализован-ных благодаря властям, а также краевыми и региональными отделениями Ком-зет и ОЗЕТ) взаимодействовали друг с другом представители и тех горскоеврей-ских групп, которые фактически исчезли – либо в тот же период, либо позже. Речь, в частности, идет об одной из наименее изученных, применительно к заяв-ленному периоду, группе т.н. джегонасских горских евреев – губони/гъубони (т.е. кубанские) [Колесов, Сень: 2000: 198–210; Колесов 2020: 33–59; Амосова 2023: 32, 33, 35], а также о грозненских горских евреях [Елизаров 2012]. В 1920-е – 1930-е гг. изменились пространственные характеристики и количе-ственный состав локальных групп горских евреев. Данные обстоятельства необ-ходимо учитывать в ходе изучения вопросов, связанных с эволюцией их этниче-ской идентификации и представлений о внутреннем делении на этнотерритори-альные и диалектные группы [Амосова 2023: 32–33; Семенов 2003: 191–200; Семенов 2013: 236–242; Шахбанова, Загирова, Лысенко 2018: 70–74; Шахбано-ва, Лысенко 2018: 235–241; Шахбанова, Лысенко, Мамараев 2018: 202–225]. Так, В.И. Колесов справедливо обращает внимание на то, что «в горско-еврейской среде сохранилось локальное обозначение джегонасских евреев и их потомков – «гъубони» (этимологически обозначающее «кубанские»)» [Колесов 2020: 48]. Исключительно важно продолжить сбор генеалогической информа-ции – в пространстве истории как конкретной группы, так и межгрупповых гене-алогических связей [Исход 2000: Амосова 2023: 32–36; Колесов 2023 а: 42–44; Колесов 2023 b: 161–165]. Исследователи иногда пишут о переселении той или иной группы на территорию СКК в отрыве от описания аналогичных кейсов (или близких по звучанию/содержанию) из истории других локальных групп горских евреев. Характерный пример – история заселения и освоения т.н. гор-ско-еврейских (моздокских и степновских) фондов Терского округа СКК во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. – т.к. в указанном проекте участво-вали представители нескольких горско-еврейских групп; причем одни горские евреи появились там раньше, другие – позже. Между тем, Д.Ш. Рамазанова рас-сматривает вопросы переселения горских евреев Дагестана [напр.: Рамазанова 2011: 94–95] на эти территории в явном отрыве от аналогичных процессов, в которые были вовлечены и другие горско-еврейские группы. В новейшей историографии, несмотря на имеющиеся достижения [Горские евреи 1999: 69–85, 125–135, 137–141 и др.; Дымшиц 2018: 160–207; Норкина 2020: 102–110; Рамазанова 2010; 72–80; Рамазанова 2011: 89–97; Рамазанова 2014 а; Рамазанова 2014 b; Акопян 2016 а: 52–58; Коваленко 2009; Исход 2000; Дзагов 2012: 46–56], наблюдается определенный дисбаланс в изучении прошло-го горских евреев Северного Кавказа именно ХХ в.; лучше, по сравнению с 1920-ми и 1930-ми гг., исследован позднеимперский период и революционные события в жизни их общин, а также трагические события Холокоста. Имеются и другие хронологические лакуны – даже в одном из крупнейших обобщающих трудов, по словам С.Н. Амосовой, «нет истории горских общин после 1945 г.» [Амосова 2020: 293]. Между тем, в ряде случаев история локальных групп гор-ских евреев (напр., х. Богдановки и х. Ганштаковки), имеет прямое отношение к более раннему периоду, а именно – к концу 1920-х гг., когда в ходе конкретных мероприятий и были целенаправленно созданы (причем, из разных по составу и происхождению горско-еврейских групп) указанные населенные пункты. Одна-ко, до недавнего времени в историографии можно было встретить излишне обобщенные сведения о реализации данного переселенческого проекта: «...в районе Моздока не без проблем были созданы два горско-еврейских переселен-ческих поселка Богдановка и Гантштаковка. Основное их население составили беженцы периода Гражданской войны из Джегонаса, Баталпашинска и Хасавюр-та» [Куповецкий 2018: 304]. Собственно, исследователи только приступают к «сквозному» изучению истории указанных горско-еврейских населенных пунктов, в пространстве кото-рой 1920-е – 1930-е гг. занимают ключевое место [Акопян 2016 а: 52–58; Гор-ские евреи 1999: 126–131]. В многочисленных новейших трудах по истории Ка-бардино-Балкарской автономной области (КБАО) 1920-х – 1930-х гг. явно не достает материала о Горско-Еврейской колонии, история которой только в по-следнее время стала предметно изучаться на основе новых выявленных доку-ментальных данных [Сень 2023: 57–68]. Здесь налицо отмеченный выше дисба-ланс: освещение раннесоветского периода в жизни нальчикских горских евреев явно уступает по интенсивности/результативности изучению их прошлого, ска-жем, рубежа XIX–ХХ вв., а также периода 1940-х гг. [Мурзаханов, Норкина 2020: 129–139; Дзагов 2012: 129–139; Мурзаханов 2017: 120–127]. Существен-ные находки, применительно к истории Горско-Еврейской колонии, были не-давно сделаны автором при изучении фондов двух архивов Кабардино-Балкарской Республики (далее – КБР): Управления центрального государствен-ного архива Архивной службы КБР (УЦГА АС КБР; напр., ф. Р-2, Р-23) и Управления Центра документации новейшей истории Архивной службы КБР (УЦДНИ АС КБР; напр., ф. П-1). О тех же проблемах источникового характера можно сказать применитель-но к изучению горских евреев Грозного 1920-х – 1930-гг., участников затрону-тых выше переселенческих процессов и, помимо прочего, одной из старожиль-ческих горско-еврейских групп. Не считая некоторых историографических до-стижений конца 1990-х гг., а также относительно недавнего научно-популярного труда [Елизаров 2012; Горские евреи 1999: 184–185], новые существенные дан-ные об этой группе давно в науке не пополнялись. Наиболее заметные достиже-ния – в части пополнения источников – произошли в последние год-два – когда в научный оборот стали вводиться документы из ф. Р-1484 Государственного архива Ростовской области (ГАРО), в т.ч. связанные с деятельностью Терского и Грозненского отделения ОЗЕТ. В случае с документированием советского прошлого грозненских горских евреев значение таких документов возрастает в связи с тем, что архивы Чеченской Республики существенно пострадали в 1990-е гг. Реконструировать их прошлое, опираясь на фонды АУП ЧР, к сожалению, невозможно. Сплошной просмотр ряда архивных дел в ф. Р-1390, ф. Р-1484 ГАРО за середину – вторую половину 1920-х гг. позволил автору привести но-вые аргументы в пользу решения давнего и дискуссионного в науке вопроса – о месте пребывания в середине – второй половине 1920-х гг. большей, как выяс-няется, части населения бывшего Джегонасско-Еврейского поселка Кубанской области (с начала 1920-х гг. – с. Джегонасского Карачаево-Черкесской автоном-ной области – далее КЧАО). Это действительно оказалась ст-ца Невинномыс-ская Армавирского округа СКК [ГАРО. Ф. Р-1484. Оп. 1. Д. 35. Л. 5; там же. Ф. Р-1484. Оп. 1. Д. 47. Л. 38, 72; там же. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 328. Л. 12; там же. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 203. Л. 24]; автором получены новые для науки данные о судьбе джегонасских горских евреев середины 1920-х гг., сконцентрировавшихся в Армавирском округе СКК (прежде всего – в ст-це Невинномысской) и «обнару-женных» властями в ходе реализации одного из этапов заселения горскими ев-реями Терского округа. Согласно данным от 2 июля 1927 г., в ст-це Невинно-мысской насчитывалось горских евреев «140 хозяйств до 600 едоков», которые по планам Севкавкомзет должны были быть переселены оттуда в 1927/1928 г. [ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 326. Л. 10]. К августу 1928 г. на Степновских фон-дах Терского округа обосновалось уже 20 семейств горских евреев (т.н. джего-насцев), желавших остаться на зиму и сумевших перевезти на эти земли свои семьи [ГАРО. Ф. Р-1484. Оп. 1. Д. 47. Л. 10–11]. Интересна одна из форм само-организации (и, конечно, групповой идентичности) горских евреев, проживав-ших на территории Армавирского округа: 1 февраля 1928 г. на заседании прав-ления Терского правления ОЗЕТ было заслушано письмо «Кубано-Еврейского Товарищества Джегонасских горских евреев» [ГАРО. Ф. Р-1484. Оп. 1. Д. 47. Л. 104). Кроме того, автором выявлены в ГАРО новые документальные данные о причинах и обстоятельствах разрушения Джегонасского (Джегонасско-Еврейского) поселка и трагической судьбе его жителей. Как оказалось, к этому не были причастны карачаевцы, а, как сказано в документе, «белогвардейцы» (в другом документе указано на А. Шкуро: ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 203. Л. 12); другое дело, что карачаевцы, после ухода выживших горских евреев, заняли их земли, возведя там свои постройки [ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 328. Л. 2]. По-сле случившихся событий (важно, что уже в 1920 г. джегонасцы массово про-живали в ст-це Невинномысской: ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 328. Л. 12 об.) эти горские евреи вернулись на территорию КЧАО, ходатайствуя с 1925 г. о наделе-нии их землей. Власти автономной области пытались решить вопрос о новом месте жительства для бывших джегонасцев на территории КЧАО – в т.ч. по просьбе самих джегонасцев; но это вызвало ряд конфликтных ситуаций, причем выясняется, что в свой старый поселок горские евреи не намерены были массово возвращаться [ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 328. Л. 2; там же. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 203. Л. 5–5 об., 6, 8, 9, 10, 11 и др.]. Данный вопрос так и не был решен положительно для джегонасцев [ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 203. Л. 18] – вот почему на по-вестку дня был вскоре поставлен вопрос о выделении для них земельных участ-ков в Степновском р-не Терского округа СКК [ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 203. Л. 21]. Власти подчеркивали, что переселение джегонасцев в пределы Терского округа (где располагались т.н. моздокские земельные фонды, тоже предназна-ченные для горских евреев) будет способствовать тому, что получится «почти единая территория, заселенная горскими евреями, что даст возможность органи-зовать национальную административную единицу» [ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 203. Л. 24 об.]. Наконец, немаловажная деталь – сами джегонасцы не особенно радовались предстоящему переселению – их «представители… не соглашаясь на переселение в Терокруг, настаивают на отводе им земли в Карачае, Черкесии и Кубани» [ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 203. Л. 24 об.]. В 2023 г. нашими коллегами были обнаружены новые важные документы в ходе работы экспедиции проекта «Комплексное социо-антропологическое ис-следование горско-еврейской общины города Пятигорска», поддержанного Ев-рейским музеем и центром толерантности (г. Москва). Это два документальных машинописных источника с рукописной правкой, поступившие от О.С. Шауловой (в девичестве Давыдовой, 1931 г.р., уроженки с. Богдановка, проживающей в г. Кисловодске, супруги С.А. Инотаева): – Инотаев С.А. Трагическая история еврейских общин на Кавказе. Краткий очерк [Инотаев а]; – Инотаев С.А. Автобиография участника войны, ветерана труда, инвалида 2-й группы Инотаева Семена Акимовича [Инотаев b]. Так вот, из автобиографии уроженца с. Джеганас (быв. Джегонасско-Еврейского поселка Кубанской обл.) С.А. Инотаева (1908 г.р.) следует, что набег сотни генерала А.И. Шкуро на поселок действительно имел место, причем до 1921 г. [Инотаев b: 2–3]. По словам С.А. Инотаева, «село Джеганас было полностью уничтожено, а случайно оставшиеся в живых наши односельчане разбрелись по Северному Кавказу, кто в Ставропольский Край, кто в Гор. Моз-док, Нальчик, Грозный, Осетию, Дагестан» [Инотаев b: 2]. Семья самого С.А. Инотаева перебралась в ст-цу Невинномысскую [Инотаев b: 4], причем указанное свидетельство имеет для нас принципиальное значение: часть джего-насских евреев проживала там еще в 1927 г. [Инотаев b: 6]. Другой источник, автором которого тоже являлся С.А. Инотаев, сообщает важные данные о не только о процессе переселения джегонасских евреев в Терский округ СКК, но и о персональной коммуникации между разными горско-еврейскими группами по данному поводу. К примеру, он пишет: «…многие («из наших селян». – Д.С.) пришли к выводу, что надо собраться где-то в одном из городов Кавказа, обсу-дить и принять решение о том, как быть им дальше. Было принято решение: в гор. Грозном или Нальчике собраться главам семей наших селян для обсужде-ния этой проблемы. В сентябре 1928 г. такое собрание было совано (sic! – Д.С.) в Гор. Грозном. На нем присутствовало 58 человек. Возглавил эту инициативу мой дядя Израев Сафрон по-еврейски Тукли» [Инотаев а: 25]. К слову, одним из первых представителей новейшей историографии, кто обнаружил другие документальные данные о переселении джегонасских евреев в ст-цу Невинномысскую, был В.Ю. Коваленко [Коваленко 2009: 138–142], за-щитивший диссертацию о евреях Ставрополья и Кубани конца XIX в. – первой трети XX в. Правда, к версии о причастности подчиненных генерала А. Шкуро к изгнанию горских евреев из указанного селения В.Ю. Коваленко отнесся скеп-тически [Коваленко 2009: 139–140]. Это мнение автора опровергается много-численными документальными источниками из фондов ГАРО. О причинах пе-реселения джегонасских евреев именно в ст-цу Невинномысскую, указывал В.Ю. Коваленко, наверняка неизвестно. Не исключено, что речь могла идти о ее торговом значении, а также о стремлении джегонасских евреев объединиться там с другими горскими евреями [Коваленко 2009: 142]. Он же подробно иссле-довал опыт «осельчанивания» горских евреев, а именно – их жизни в колхозах, основанных в х. Богдановка – к-з «Дружба» (позже – к-з им. Кагановича) и х. Ганштаковка (позже стал называться х. Менжинский) – к-з «КИМ» [Коваленко 2009: 159–239]. Он же сделал важное уточнение о том, что среди горских евре-ев, переселявшихся, например, в Степновский р-н Терского округа СКК, были как джегонасцы, так и грозненские горские евреи. Кроме того, В.Ю. Коваленко одним из первых поставил на повестку дня вопрос о новых советско-партийных выдвиженцах из среды местных горских евреев. В.З. Акопян, опираясь на прочную источниковую базу, исследовал важный для науки вопрос о землеустройстве горско-еврейских беженцев на Юге России в 1920-е – 1930-е гг. [Акопян 2016 а: 52–58]. Не со всеми выводами В.З. Акопяна можно согласиться. Излишне категоричным предстает мнение о том, что масштабные проекты по земельному устройству (аграризации) северо-кавказских евреев в первые советские десятилетия можно охарактеризовать так: «Грандиозные замыслы, но ничтожные результаты» [Акопян 2016 а: 57]. Одна-ко, акцент на количественных показателях и на затратах «огромных средств» [Акопян 2016 а: 58] не может в полной мере отразить результаты системной трансформации горско-еврейского населения Северного Кавказа. Кроме того, власти и учреждения разных уровней пошли на реализацию специального про-екта в отношении горских евреев (как старожильческих, так из числа беженцев). Впрочем, среди несомненных заслуг этого историка – поиск и ввод в научный оборот новых архивных источников (Центр документации новейшей истории Ростовской области – ЦДНИРО и Государственного архива Ростовской области – ГАРО), показ событий переселения разных групп горских евреев в Терский округ СКК в контексте активной деятельности краевых и местных отделений Комзет и ОЗЕТ, рассмотрение разных возможных вариантов расселения горских евреев по территории СКК, исследование различных практик адаптации пересе-ленцев на новых землях и пр. Перспективен и предложенный В.З. Акопяном подход по исследованию конфессиональной политики властей в отношении ев-рейских религиозных организаций на Юге России в 1920-е гг. [Акопян 2016 b: 213–222]. На широком историческом фоне и материале автор рассмотрел и судьбы культовых сооружений горских евреев. В данном отношении не менее перспективно системно исследовать вопрос об истории синагог у горских евреев в ХХ в., как несомненных организующих центров их жизни, в сравнении позд-неимперского периода с советским [Шапиро 2020], заодно ставя на повестку дня вопросы о составлении списка раввинов, скажем, за первую половину ХХ в. и о роли религии в жизни горско-еврейских общин на территории СКК 1920-х – 1930-х гг. В капитальном труде В. Дымшица исследована очень важная и по-прежнему недостаточно изученная тема – политическая активность горских ев-реев 1920-е гг.; кроме того, подробно охарактеризовано экономическое поло-жение горских евреев в СССР 1920-х – 1930-х гг., а также их землеустройство – с учетом проблем и несомненного опыта разных локальных горско-еврейских групп [Горские 1999: 75–85; 121–143]. Он же рассмотрел несколько кейсов из истории антисемитизма на Северном Кавказе 1920-х гг. [Горские евреи 1999: 196–198], которые, несомненно, стоит использовать в ходе специального иссле-дования об антисемитизме на территории СКК по отношению как к ашкеназам, так и к горским евреям. Л.С. Гатагова рассмотрела данный вопрос более по-дробно [Гатагова 2008: 74–85]; ее выводы тоже можно использовать при изуче-нии жизни разных групп горских евреев 1920-х гг. Так, исследователь полагает, что в 1920-е гг. антисемитизм на Северном Кавказе вытеснил «привычную» для населения региона армянофобию; наиболее явным тому подтверждением стала эволюция отношения северокавказских народов к горским евреям: от латентно-го неприятия (прежде всего, из-за конфессиональных различий) до открытой эт-нической неприязни, проявившейся в насилии и погромах» [Гатагова 2008: 84]. Вероятно, такое отношение к горским евреям могло быть актуализовано не-сколько раньше – в период революций 1917 г. и Гражданской войны. Собствен-но, беженцами они стали именно тогда, хотя тема антисемитизма действительно не исчезла с вовлечением горских евреев в советскую действительность. При этом стоит заметить, что наиболее пострадавшими в 1920-е гг. в данном отно-шении оказались горские евреи Дагестана [Рамазанова 2011: 95–96; Рамазанова 2014 b: 87–99]. Вместе с тем, почти отсутствуют (не выявлены) данные об анти-семитских преследованиях за тот же период джегонасских, нальчикских горских евреев или, например, горско-еврейского населения х. Богдановка и х. Ган-штаковка Терского округа СКК. Более того, отработав существенные объемы архивных документов 1920-х гг., можно утверждать, что население Горско-Еврейской ко-лонии КБАО (в отличие, скажем, от горских евреев Дагестана) не ощутило на себе заметных проявлений ни т.н. бытового антисемитизма, ни антисемитизма со стороны отдельных советских и партийных служащих (не путать с государ-ственным антисемитизмом в СССР более позднего времени). Заключение Полагаю, что предложенный автором историографический обзор может за-дать некоторые перспективные направления по дальнейшему изучению и си-стемному осмыслению истории и культуры горских евреев 1920-х – 1930-х гг. Было доказано, что в историографии имеет место определенный дисбаланс в изучении прошлого горских евреев Северного Кавказа ХХ в.; лучше, по сравне-нию с 1920-ми и 1930-ми гг., исследован позднеимперский период и революци-онные события в жизни горско-еврейских общин, а также трагические события Холокоста. Между тем, уже в 1920-е гг. существенно изменились быт, хозяй-ственные занятия, пространственное размещение и многие социальные характе-ристики горских евреев, которые (правда, не все) пусть и разновременно, но оказались на территории СКК. Показано, что эти процессы затронули все основ-ные группы горско-еврейского населения, которые вполне репрезентативно изу-чать на примере джегонасских, дагестанских, нальчикских, моздокских и гроз-ненских горских евреев. Историкам еще предстоит выявить и сравнить соответ-ствующие практики советских и иных структур по решению «еврейского вопро-са» применительно как к ашкеназам, так и к горским евреям, совпадавшие дале-ко не во всем. Собственно, в рамках решения «еврейского вопроса» уместно го-ворить о «горско-еврейском вопросе», который также обладал политическим и социально-экономическим звучанием. При этом нельзя ограничиваться иссле-дованием только экономических проблем горских евреев (в контексте их агра-ризации/«осельчанивания»), или, скажем, их вклада в создание двух новых наиболее заметных («моноэтичных») населенных пунктов на территории СКК – х. Богдановка и х. Ганштаковка. Предстоит решение ряда смежных исследова-тельских проблем, среди которых: – религиозная политика советской власти и судьба синагог (или же молит-венных домов, как, например, в х. Богдановка и х. Ганштаковка), а также рели-гиозных деятелей из среды горских евреев; – происхождение и состав переселенческих партий горских евреев – в кон-тексте новой локализации тех или иных их групп на Северном Кавказе. Так, бы-ла сделана важная находка, позволившая уточнить данные о происхождении и составе моздокских горских евреев. Так, согласно данным Северо-Кавказского крайисполкома за декабрь 1926 г., в г. Моздоке проживали горские евреи «в числе около 1000 человек, в прошлом крестьяне из Хасаф-Юрта» (так в тексте. Речь идет о слободе Хасавюрт в Дагестане. – Д.С.), занимающиеся «кустарной обработкой кожи или мелкой торговлей» [ГАРО. Ф. Р-1390. Оп. 6. Д. 326. Л. 1]. – формы и методы коммуникации самих горских евреев с властями разного уровня, а также с краевыми и местными отделениями ОЗЕТ (напр., Терское и Грозненское отделения ОЗЕТ) и Комзет; – формирование «новых лидеров» среди горско-еврейских групп в 1920-е – 1930-е гг. и новые «социальные лифты» (руководство избами-читальнями, по-ступление молодежи на рабфаки, их вступление в ряды РКП(б)/ВКП(б) и в ряды РКСМ, работа на должностях председателей колхозов и пр.); – эволюция быта и традиционных занятий горских евреев под влиянием «аграризации»; колхозное строительство и жизнь населения горско-еврейских хуторов; – взаимоотношения горских евреев и евреев-ашкеназов; – «коренизация» и культурное развитие горских евреев СКК, включая т.н. татизацию; – «старые» и «новые» локальные идентичности горских евреев СКК под влиянием переселенческих и иных процессов; – межгрупповые (включая генеалогические) связи в пространстве коммуни-кации локальных горско-еврейских групп; – исследование демографической ситуации (а также брачности и семейно-брачных отношений, включая формы заключения браков и пр.) в общинах гор-ских евреев СКК, включая их статистический учет властями, который, кстати, нельзя свести только к переписям 1917 г. – 1930-х гг. [Аверьянов 2020: 105]. Напротив, учет количества горских евреев регулярно осуществлялся властями в разных формах, причем еще в первой половине 1920-х гг. Так, согласно годо-вому отчету совета национальных меньшинств Северо-Кавказского краевого от-дела народного образования за 1924/1925 г., евреев на территории СКК насчи-тывалось 41 192 чел., причем в эту цифру, судя по содержанию документа, включались и горские евреи [ГАРО. Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 234. Л. 12]. Другой при-мер – согласно данным Северо-Кавказского краевого земельного управления от 23 сентября 1925 г., «горские евреи, издавна проживающие в крае» насчитывали примерно 1500–1600 семей или 10000 чел. [ГАРО. Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 301. Л. 2]. – антисемитизм и «социальное самочувствие» горских евреев СКК. Наконец, одна из важнейших исследовательских задач, по мнению автора, поиск и ввод в научный оборот новых источников – нарративных, визуальных (включая фотографии), документальных – по истории горско-еврейских общин СКК. Соответствующие документальные комплексы в некоторых случаях утра-чены, об этом писалось выше. В других случаях ситуация выглядит более обна-дёживающей; необходимо, среди прочего, соотнести новое пространственное размещение горских евреев СКК с деятельностью тех фондообразователей, ко-торые включали (могли включать) их в свое функциональное (идеологическое, управленческое и т.п.) пространство. Прежде всего, речь идет об управленче-ских и иных структурах СКК с центром в г. Ростове-на-Дону. Например, совре-менным исследователям стоит более внимательно отнестись к выявлению доку-ментов в ф. Р-7 (Северо-Кавказский крайком ВКП (б)) ЦДНИРО. Еще большее количество находок по истории горских евреев на территории СКК последовало в ходе подробного изучения единиц хранения из нескольких фондов ГАРО). Назову среди них следующие: – Р-64 (Отдел народного образования крайисполкома (Крайоно)); – Р-1390 (Азово-Черноморское краевое земельное управление (КрайЗУ) краевого исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся); – Р-1484 (Азово-Черноморский краевой совет Всесоюзного общества по земельному устройству трудящихся евреев СССР (Азчеркрайозет). Название фонда не должно «смущать» исследователей при работе над историей горских евреев времени существования СКК. Во-первых, данная организация изначально называлась по-другому: «Северо-Кавказское областное правление общества по земельному устройству трудящихся евреев («Озет»). Во-вторых, в данном фон-де находится 121 единица хранения за 1924–1937 гг., при том, что Севкавозет был учрежден 1 марта 1926 г. [Акопян 2016 a: 53]. – Р-1485 (Исполнительный комитет Азово-Черноморского краевого Совета депутатов трудящихся (Азчеркрайисполком)). В данном фонде также хранятся документы за период существования СКК. Важно обратить на документирова-ние деятельности краевого «Комзет», точнее «Комитета по земельному устрой-ству трудящихся евреев» при крайисполкоме. Он был организован не просто «в течение года» после создания рабочей группы 1 июня 1925 г. [Акопян 2016 a: 53], а 28 января 1926 г. согласно постановлению Большого Президиума Северо-Кавказского крайисполкома от 28 января 1926 г. [ГАРО. Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 301. Л. 8–9]. – Р-2607 (Северо-Кавказское районное переселенческое управление при краевом земельном управлении); – Р-2608 (Переселенческий комитет при президиуме Азово-Черноморского крайисполкома). Благодаря многомесячной архивной эвристике (в т.ч. с неизвестными ранее в науке документами СевкавкрайОЗЕТ и краевого Комзет при крайисполкоме), автором были введены в научный оборот новые документальные источники се-редины 1920-х – начала 1930-х гг., позволившие детализировать процессы засе-ления разными горско-еврейскими группами т.н. моздокских и степновских фондов Терского округа СКК; уяснить принципы сбора информации различны-ми структурами о разных группах горских евреев; собрать сведения о составе таких переселенческих групп и формах их коммуникации с властями; кроме то-го – удалось поставить на повестку дня и частично решить новые исследова-тельские задачи, в т.ч.: – изучение основных и «побочных», в т.ч. ранее малоизученных в науке, планов со стороны властей расселить горских евреев по территории СКК в кон-тексте расзновектороной переселенческой политики советской власти (попытки размещении еврейского населения в Крыму; в Донском и Сальском округах СКК и т.д.); – определение происхождения и состава горско-еврейских переселенческих групп, переселяемых или предназначавшихся к переселению на территорию Терского округа СКК; – появление новых горско-еврейских лидеров в условиях (пе-ре)конструирования группы. Полагаю, что в целях успешного источникового осмысления (решения) за-явленных в статье вопросов, изучения перспективных тематических направле-ний потребуется новый этап архивной эвристики, прежде всего, в государствен-ных архивах: ГАКК, ГАРО, ГАСК, УЦГА АС КБР, УЦДНИ АС КБР, ЦДНИРО. Благодарности: Выражаю благодарность д.и.н. А.В. Аверьянову (Инсти-тут истории и международных отношений Южного федерального университета) за указание на дела № 326 и № 328 из ф. Р-1390 ГАРО.
×

Авторлар туралы

Dmitriy Sen

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

Email: roman.skripkin97@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5222-4685

Әдебиет тізімі

  1. Аверьянов 2020 – Аверьянов А.В. Национальная политика на Дону, Кубани и Ставропо-лье в 1920–1930-е гг. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020. – 308 с.
  2. Акопян 2016а – Акопян В.З. К вопросу о земельном устройстве горскоеврейских бежен-цев на Юге России в 1920–30-е гг. // Региональный нарратив имперской провинции: современ-ные методологические подходы и исследовательские практики: Сб. научных статей. – Ставро-поль: СКФУ, 2016. – С. 52–58.
  3. Акопян 2016b – Акопян В.З. Конфессиональная политика центральных и региональных органов власти в отношении еврейских религиозных организаций на Юге России в 1920-е годы // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. – 2016. – № 12. – С. 213–222.
  4. Амосова 2020 – Амосова С.. История и культура горских евреев / под ред. Е.М. Назаровой, И.Г. Семенова. – М.: Всемирный конгресс горских евреев, 2018 // Judaic-Slavic Journal. – 2020. – № 2 (4). – С. 292–294. – doi: 10.31168/2658-3364.2020.2.25.
  5. Амосова 2023 – Амосова С.Н. Стереотипы и автостереотипы локальных групп горских евреев // Живая старина. – 2023. – № 2. – С. 32–36.
  6. ГАРО – Государственный архив Ростовской области.
  7. Гатагова 2008 – Гатагова Л.С. Антисемитизм и погромы на Северном Кавказе в контек-сте кавказских фобий (1920-е годы) // Вестник Тверского государственного университета. – 2008. – №19(79). – Вып.2. – С. 74–85.
  8. Горские евреи 1999 – Горские евреи: История, этнография, культура / сост. и ред. В. Дымшиц; под общ. ред. И. Бегуна. – Москва: ДААТ/Знание, 1999. – 464 с.
  9. Дзагов 2012 – Дзагов Р.Н. Горские евреи в этнокультурном пространстве Кабардино-Балкарии в XIX – первой трети XX в. // Исторический вестник. – 2012. – Вып. XI. – С. 46–56.
  10. Дымшиц 2018 – Дымшиц В. Советская модернизация. Горские евреи во время револю-ции и гражданской войны на Кавказе // История и культура горских евреев / под ред. Е.М. Назаровой, И.Г. Семенова. – Москва: Всемирный конгресс горских евреев, 2018. – С. 160–207.
  11. Елизаров 2012 – Елизаров М.Ш. Община горских евреев Чечни. – Изра¬иль: Мирвори, 2012. – 232 с.
  12. Инотаев а – Инотаев С.А. Трагическая история еврейских общин на Кавказе. Краткий очерк // Личный архив О.С. Шауловой, 1931 г.р., уроженки с. Богдановка, супруги С.А. Ино-таева.
  13. Инотаев b – Инотаев С.А. Автобиография участника войны, ветерана труда, инвалида 2-й группы Инотаева Семена Акимовича // Личный архив О.С. Шауловой, 1931 г.р., уроженки с. Богдановка), супруги С.А. Инотаева.
  14. Исход 2000 – Исход горских евреев: разрушение гармонии миров / Сост. С.А. Данилова. – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2000. – 216 с.
  15. Касьянов, Баранов, Ишин, Рожков 2022 – Касьянов В.В., Баранов А.В., Ишин А.В., Рож-ков А.Ю. Национальная политика в Северо-Кавказском крае и Крымской АССР, 1920-е гг.: институциональный и коммуникационный аспекты взаимодействия власти и общества. – Крас-нодар: КубГУ, 2022. – 450 с.
  16. Коваленко 2009 – Коваленко В.Ю. Евреи в хозяйственной, политической и социальной жизни российской провинции в конце XIX – первой трети XX веков (на материалах Ставропо-лья и Кубани): Дис. … к.и.н. – Ставрополь, 2009. – 306 с.
  17. Колесов, Сень 2000 – Колесов В., Сень Д. Недолгая история горских евреев Северо-Западного Кавказа // Диаспоры. – 2000. – № 3. – С. 198–210.
  18. Колесов 2020 – Колесов В.И. Горские евреи, урымы, черкесогаи: типология немусуль-манских групп Северо-Западного Кавказа середины XIX века // Judaic-Slavic Journal. – 2020. – № 2 (4). – С. 33–59. – doi: 10.31168/2658-3364.2020.2.05.
  19. Колесов 2023 а – Колесов В.И. Антропонимия и генеалогия джегонасских горских евреев (случай Бельхияевых) // Геральдика и генеалогия народов Кавказа. К 15-летию со дня смерти Анатолия Ахмедовича Максидова (1944–2008): Материалы Круглого стола (28 января 2023 г.) / отв. ред. и сост. Р.М. Абрамян, Е.В. Пчелов. – Москва: ООО «Старая Басманная», 2023. – С. 42–44.
  20. Колесов 2023 b – Колесов В.И. Через генеалогию к семейным историям и сетево-акторным связям джегонасских горских евреев // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: материалы XXXV Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 6–7 апреля 2023 г. / отв. ред. И.Г. Коновалова, Е.В. Пчелов. Москва: ИВИ РАН, 2023. – С. 161–165.
  21. Куповецкий 2018 – Куповецкий М. Динамика численности и расселения горских евреев в XIX – начале XXI в. // История и культура горских евреев / под ред. Е.М. Назаровой, И.Г. Семенова. – Москва: Всемирный конгресс горских евреев, 2018. – С. 288–316.
  22. Могаричев 2020 – Могаричев К.Ю. К вопросу о дискуссии по поводу Еврейской автоно-мии в СССР: 1920-е гг. // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия «История». – 2020. – № 2. – С. 58–64.
  23. Мурзаханов 2017 – Мурзаханов Ю.И. Холокост и горско-еврейские общины // Электрон-ный журнал «Кавказология». – 2017. – № 3. – С. 120–127. – doi: 10.31143/2542-212X-2017-3-120-127.
  24. Мурзаханов, Норкина 2020 – Мурзаханов Ю.И., Норкина Е.С. Правовое положение нальчикских горских евреев (вторая половина XIX – начало XX в.) // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 3. – С. 129–139. – doi: 10.31143/2542-212X-2020-3-129-139.
  25. Норкина 2020 – Норкина Е.С. Многоженство у горских евреев Кавказа в XIX – начале ХХ вв. // Judaic-Slavic Journal. – 2020. – № 2 (4). – C. 102–110. doi: 10.31168/2658-3364.2020.2.09.
  26. Рамазанова 2010 – Рамазанова Д.Ш. Переселение горских евреев Дагестана в 1920–1930 гг. // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – Вып. 10/2010. – 2010. – С. 72–80.
  27. Рамазанова 2011 – Рамазанова Д.Ш. Горские евреи Дагестана в переселенческой полити-ке советской власти (1926–1933 гг.) // Научная мысль Кавказа. – 2011. – № 1. – С. 89–97.
  28. Рамазанова 2014 а – Рамазанова Д.Ш. Из истории горских евреев Дагестана (1920–1930-е гг.): Сб. документов. – Москва: Парнас, 2014. – 360 с.
  29. Рамазанова 2014 b – Рамазанова Д.Ш. Горские евреи Дагестана в национальной полити-ке советской власти в 1920–1930-е гг. – Москва: Парнас, 2014. – 184 с.
  30. Семенов 2003 – Семенов И.Г. Горские евреи. Некоторые аспекты этнической идентифи-кации (конец XIX – начало XXI века) // Центральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований. – 2003. – №3 (27). – С. 191–200. EDN QJYXGE.
  31. Семенов 2013 – Семенов И. Г. Современные этнические самоназвания горских евреев (новации последних десятилетий) // Дагестан и дагестанцы: взгляд на себя. – Москва: Россий-ская политическая энциклопедия, 2013. – С. 236–242. EDN RYUTLD.
  32. Сень 2023 – Сень Д.В. Горско-Еврейская колония Кабардино-Балкарской автономной области во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. // Северокавказский город как про-странство социально-экономического развития и межкультурного диалога (к 300-летию г. Нальчика): материалы Международной научно-практической конференции (Нальчик, 28–30 сентября 2023 г.): в 2 частях / отв. ред. В.М. Грусман. – Нальчик: Кабардино-Балкарский уни-верситет, 2023. – Ч. 1. – С. 57–68.
  33. Хлынина, Кринко 2014 – Хлынина Т.П., Кринко Е.Ф. История, политика и нациестрои-тельство на Северном Кавказе. – Ростов-на-Дону, ЮНЦ РАН, 2014. – 434 с.
  34. Шахбанова, Загирова, Лысенко 2018 – Шахбанова М.М., Загирова Э.М., Лысенко Ю.М. Типы этнической идентичности горских евреев // Государственное и муниципальное управле-ние. Ученые записки. – 2018. – № 7. – С. 70–74. doi: 10.23672/SAE.2018.2018.15794. – EDN XVRCCD.
  35. Шахбанова, Лысенко 2018 – Шахбанова М., Лысенко Ю. Этническая идентичность гор-ских евреев: культурные установки и автостереотипы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 4. – С. 235–241. doi: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-235-24.
  36. Шахбанова, Лысенко, Мамараев 2018 – Шахбанова М.М., Лысенко Ю.М., Мамара-ев Р.М. Этническая идентичность горских евреев: культурные установки и автостереотипы // Сборник научных статей Института социальных исследований ИнгГУ. – Назрань: ООО «КЕП», 2018. – С. 202–225. – EDN SPNNDF.
  37. Шапиро 2020 – Шапиро Г.Е. Архитектура синагог юга Российской империи второй по-ловины XIX – начала XX века. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федераль-ного университета, 2020. – 208 с.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Сень Д.V., 2023

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қол жетімді Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».