Dzhegonas mountain jews history and culture in the modern digital archives / datebases (source study aspect)

Abstract

During two decades, the Databases of digitized historical documents had come into sight, specifically WWI and WWII periods (www.gwar.mil.ru; www.obd-memorial.ru; www.podvignaroda.ru; www.pamyat-naroda.ru). It’s bringing a new momentum in the historical and ethnological studies by updating the focus on individual biographies, family stories and their network, genealogies and onomastics. The author is showcasing the potential of Databases for heuristic search on the local Mountain Jews group in Dzhegonas village, Kuban region. It is noted that there is an interaction process between the researcher and the platform, in which the platform, after providing options for the required data, can change the vector and focus of scientific search, thereby changing the object and subject of research, among other things. It is concluded that the advent of such Internet platforms of digitized documents and Databases affects the complex of sources in history and ethnology on the one hand, and influences research processes on the other.

Full Text

Принцип историзма, основополагающий в гуманитарных исследованиях [Stocking 1968], предполагает основу на широкий круг источников: для истори-ческих изысканий – на письменные источники (архивные и иные документы), для этнологических/антропологических, помимо вышеуказанных, – на «поле-вые» этнографические материалы (наблюдения и интервью), обуславливающих наибольшую объективность и качественность. В этой связи внимание к источ-никам, способам их эвристического поиска и верификации легко объяснимо и оправдано. В исторической науке развивается специальное направление «Источ-никоведение», рассматривающее специфику каждого вида источника и его влия-ние на формирование научного текста [Румянцева 2002]. В социокультурной ан-тропологии (этнологии) существует имеющая многолетнюю традицию рефлек-сия о методах проведения экспедиционных («полевых») исследований, способах получения необходимой информации и результатах, зависящих от многочис-ленных объективных и субъективных факторов (см., например [Sanjek 1990]). Новая «цифровая» эра последних десятилетий породила во всех направлениях гуманитарной мысли разнообразные трансформации, вплоть до перенесения «полевых» антропологических изысканий в он-лайн среду (см., например, [Цифровая 2022]). Историческая наука расширила «горизонты» источниковед-ческих поисков в результате появления новой интернет-реальности – Баз дан-ных, в основном, составленных на оцифрованных гетерогенных документов. В данном контексте, например, можно вспомнить портал «Прожито» (www.prozhito.org), аккумулирующий эго-документы – источники личного про-исхождения (дневники и воспоминания). В нашей статье мы будем говорить о материалах интернет-порталов, созданных под эгидой Министерства обороны РФ при поддержке Федерального архивного агентства и Российского историче-ского общества, использующих оцифрованные документы периодов I и II Ми-ровых войн (www.gwar.mil.ru; www.obd-memorial.ru; www.podvignaroda.ru; www.pamyat-naroda.ru). Актуальность введения в научный оборот этих матери-алов не представляет сомнений для различных аспектов историко-этнологического познания: анализа биографий исторических личностей, истории семей, акторно-сетевых связей как личностных, так и групповых, ономастике во всех её аспектах (антропонимы, топонимы и т.д.) и многих других. Целью ста-тьи является демонстрация эвристических возможностей исторических данных, опубликованных вышеупомянутыми порталами, на примере небольшой локаль-ной группы горских евреев Кавказа – жителей и выходцев из Джегонасско-Еврейского поселка Баталпашинского отдела Кубанской области. Горские евреи Кавказа – общность разнообразных общин и локальных групп иудеев, родным языком которых являлся «татский» (или «иудео-татский»), один из новоиранских языков, называемый ими «джуури», «парс-ский» и т. п. (см. например, [Назарова 2018: 228–248]). Экзоним «горские евреи» начал применяться к этим общинам/группам в период российской коло-низации Кавказа, с первой половины XIX в., объединив их в единую категорию местных, автохтонных жителей, тем самым, дифференцируя от европейских ев-реев «ашкеназим», проживавших в Российской империи после разделов Польши последней четверти XVIII в. [Мурзаханов 1994: 14]. Отличительные особенно-сти хозяйственной деятельности, бытовой культуры и языковых практик (дву-, полиязычие) общин/групп горских евреев, обусловленные специфическими условиями проживания среди разных кавказских народов и этнических групп, актуализируют исследовательское внимание к артикулируемым параметрам границ локальных ареалов (например, противопоставление «кайтагские» vs. «дербентские», или «дербентские» vs. «губинские») или даже выделение от-дельных локальных групп (например, совершенно особые «варташенцы», или «шурьё», выходцы из Темир-хан-Шуры среди «кайтагских»). В качестве дискус-сионной модели можно представить следующую иерархию: «горские евреи Кав-каза» дифференцируются на две условные части – северную («кайтагские») и южную («губинские»), в свою очередь эти части делятся на группы и одноауль-ные общины, появившиеся в обозримый исторический период в связи с Кавказ-ской войной, российской колонизацией и миграциями еврейского населения в регионе (см. выделение этнотерриториальных групп горских евреев М.С. Куповецкого [Куповецкий 2010: 145–175]). Таким образом, кайтагские включают себя уже упомянутых «шурьё», «нальчикских», «грозненских», «киз-лярских» евреев, составивших общины при российской крепостях – соответ-ственно, Темир-хан-Шуре (ныне – Буйнакск), Нальчике, Грозном, Кизляре, а также проживавших в «туземных» аулах – Эндери (Андрей-аул), Костек, Дешлагар, Аксай, Енгикент, Нюгди и других. «Губинские» (жители Красной Слободы г. Куба, ныне – Губа, Азербайджан) же послужили основанием для формирования горско-еврейской общины г. Баку. Несколько особняком в этой классификационной модели выглядят две группы – «варташенцы», причисляе-мые многими к «южной» части горского еврейства, но обладающие специфиче-скими чертами в разных культурных и языковых аспектах, а также джегонасские горские евреи (самоназвание – гъубонийhо), проживавшие в одноименном по-селке Кубанской области, считающиеся некоторыми исследователями и инфор-мантами «кайтагцами», в то же время отличающиеся рядом значимых культур-ных паттернов. Именно история жителей и выходцев из Джегонасско-еврейского поселка (Джегонаса), и в целом, данной общины стала предметов ис-следования историков и этнологов на протяжении последних двадцати лет [Ко-лесов, Сень 2000: 199–211; Колесов, Сень 2009: Мурзаханов 2018: 318–319]. Новые эвристические возможности, обусловленные опубликованными он-лайн материалами вышеупомянутых интернет-порталов (информационных ресурсов, банков данных) актуализировали фокус исследовательского внимания на этой общине и её членах. Документы периода I Мировой войны, размещенные на портале www.gwar.mil.ru «Памяти героев Великой войны 1914–1918», извлечены, в ос-новном, из Российского государственного военно-исторического архива, мате-риалы Великой Отечественной войны (www.obd-memorial.ru; www.podvignaroda.ru; www.pamyat-naroda.ru) – из Центрального архива Мини-стерства обороны РФ. Несмотря на темпоральную дистанцию в 30 лет, и иной государственный контекст создания этих документов, типологически они сход-ны и представляют собой совокупность формулярных делопроизводственных свидетельств военных эпох, составленных на русском языке в россий-ских/советских учреждениях, связанных с армейской сферой. Их можно подраз-делить на две основных категории: наградные документы (соответствующие приказы о награждении, перечни награжденных, для II Мировой войны – наградные листы, своеобразные индивидуальные представления), и документы, учитывающие потери личного состава (карточки военнопленных, раненых, больных, списки погибших и т.д.). Прежде всего, проанализируем собственно оцифрованные документы, раз-мещенные на указанных сайтах. Наградные документы периода I мировой войны малоинформативны, так как в приказах о награждении и перечнях награжденных указывались лишь воинские чины и фамилия, имя, отчество, что существенно сужает и затрудняет поиск. Место рождения и жительства не указывались, по-этому имеется определенная сложность в выявлении представителей той или иной общины. Так, ни одного награжденного еврея, уроженца Джегонаса или окрестностей, пока обнаружить не удалось. Гораздо больше информации дают карточки и перечни, составленные на погибших и выбывших из строя воинов. Например, ефрейтор 201-го Потийского полка Гавриил Ашуров награжден в 1915 г. т. н. «солдатским» Георгиевским крестом IV-й степени (никакой ин-формации в перечне награжденных более нет), и только из дела о потерях (пе-речень раненых) дополнительно можно узнать, что иудей Гавриил Авилович Ашуров, уроженец слободы Нальчик, Пятигорского уезда, Терской области, по-сле ранения был признан не годным к службе и отправлен на «родину» . Кар-точки на раненых и больных заполнялись в госпиталях и лазаретах и делились на несколько видов. Самая распространенная карточка т. н. «Синяя для нижних чинов. На прибывших» представляла собой печатный формуляр с определен-ными графами: фамилия; имя; отчество; воинское звание и часть; губерния; уезд; волость; селение (деревня, станица); болен; ранен; время и место сражения; название и подробный адрес лазарета, сообщающего сведения (штемпель); когда поступил в лазарет. Из 37 документов горских евреев, связанных с Джегонасом, 22 именно «синие» карточки на прибывших. Для примера приведем одну из них. Личные данные вносились от руки, лишь в одном случае нами выявлена карточка-формуляр, заполненный машинописно. «(Синяя для нижних чинов). На прибывших Фамилия Амерджиев Имя Пейсон Отчество Израилевич Воинское звание и часть – Р. 12 вьюч. трансп. (т. е. Рядовой вспомогательной транс-портной части – автор) Губерния – Куб. об. (Кубанская область – автор) Уезд – Баталпаш. отд. (Баталпашинский отдел – автор) Волость – (прочерк – автор) Селение (деревня, станица) – Джагонасское Болен Бронхит Ранен (прочерк – автор) Время и место сражения (прочерк – автор) Название и подробный адрес лазарета, сообщающего сведения (поставлен штемпель: «Губ. г. Ставрополь, госпиталь №6» – автор) Когда поступил в лазарет – 11/iv 17 ». Гораздо реже встречаются карточки «Синяя для нижних чинов. На выбыв-ших» и «синяя» учетная карточка-формуляр. В нашем исследовании в отноше-нии общины джегонасских горских евреев выявлено по одной такой карточке. Их особенность в наличии дополнительных граф: в синей карточке для выбыв-ших появилась графа – вероисповедание, вместо рубрики «когда поступил в ла-зарет» – «выбыл из (штемпель лазарета)» и добавились графы «Куда (в строй или другое лечебное заведение или в отпуск и проч.)», «Умер и погребен (когда и где)», а в «синей» учетной добавились две графы – «вероисповедание» и «хо-лост, семейный». Более структурно насыщенными были карточки лазаретов об-щественных организаций – Всероссийского Союза городов помощи больным и раненым воинам, Всероссийского городского союза, Московского городского общественного управления организации помощи раненым и больным воинам, Всероссийского Земского Союза помощи больным и раненым воинам, имевших наименования – Уведомления о приёме, Отчетно-осведомительные карточки и др. В них больше описательных рубрик (граф), к тому же многие из которых детализированы. В Уведомлениях о приёме добавлены графы «Откуда посту-пил», «Звание или сословие» или «Национальность»/«Народность», «Возраст», «Холост, женат, вдов», «Грамотный, неграмотный, образованный», «Занятие (перед войной)». Вместо «Губернии, уезда, селения» вставлены две рубрики: «Место родины: губ., уезд, город» и «Место жительства перед войной». В графе «Ранение, контузия» предлагается детализация: тяжелое, легкое, огнестрельное (ружейной пулей, шрапнелью, осколком снаряда), холодным оружием (штык, шашка, проч.), проникающее (череп, грудь, живот, сустав), с повреждением ко-стей, без повреждения костей, черепа, лица, шеи, груди, живота, спины, конеч-ностей верхних, нижних. Далее необходимо было заполнить пункт «Название болезни». Такая детализация позволяет проникнуть в различные аспекты повсе-дневной социокультурной деятельности, какие-то аспекты прояснив, а в других случаях поставить новые вопросы. Например, у Шумгума Шахимовича Андре-ева (уроженец Баталпашинского уезда) , Сафани Хизгировича Израилева (с. Джигонасское) , Давида Шамилевича Мелихова (ст. Усть-Джегутинская) в графе «сословие» указано «мещанин», а в рубрике «Занятие (перед войной)» Израилев – хлебопашец, а Мелихов – чернорабочий. Мещанин – лицо городско-го сословия из ремесленников или торговцев. Ремесленниками и торговцами горские евреи, в том числе и жившие на Кубани, были. Но принадлежность к мещанскому сословию означало приписку к какому-либо городскому обществу. Известны попытки джегонасских евреев приписаться к Майкопу, впрочем, по-видимому, не увенчавшиеся успехом. Возможно, некоторым представителям джегонасцев удалось все-таки получить мещанский статус, приписавшись к го-рожанам Нальчика, Грозного и иных городов с крупными горско-еврейскими общинами. Другим возможным вариантом ответа на эти вопросы мог быть го-родской статус станицы Баталпашинской в 1869–1903 гг., но никто из вышена-званных в Баталпашинске не проживал. Более того, судя по посемейным спис-кам 1864 г., Андреевы, Израилевы (Израевы), Мелиховы – семьи, входившие в число первопоселенцев Джегонасского поселка [ГАКК. Ф. 774. Оп. 2. Д. 2. Л. 16-21], что исключало возможность приезда их в поселок уже мещанами ка-кого-либо кавказского города, например, Грозного. В то же время, благодаря таким детализированным карточкам, отдельные индивидуальные (семейные) биографии получают подтверждение и/или прояснение жизненных траекторий. Так, Нахамио Шимович Розиилов (на дату составления карточки 9.09. 1915 г. ему 22 года), женат, грамотен, «народность» – еврей, вероисповедание – иудей-ского, родился, вырос и жил перед войной в станице Баталпашинской, центре одноименного отдела (уезда), занимался хлебопашеством . Важность подобных свидетельств определяется тем обстоятельством, что молодые люди, призван-ные в армию, чаще всего не участвовали в сельских выборах, так как еще не бы-ли главами семейств, и таким образом, не фигурировали на страницах историче-ских документов. Но в этих архивных источниках, например, часто присутство-вал отец вышеупомянутого Нахамио (Нахимье) Разиилова – Шим Рабаевич Ра-зиилов, бывший в 1906 г. Уполномоченным от селения для выбора выборщиков в областное избирательное собрание по выборам в Государственную Думу [ГАКК. Ф. 467. Оп. 1. Д. 11. Л. 172, 263], 5 марта 1911 г. он же баллотировался на должность сельского старшины (за 7 голосовавших, 17 – против) [ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 5447. Л. 1б, 2], а в 1915 г. был Почетным блюстителем Джего-насско-Еврейского 1-го классного смешанного начального училища 5-го ин-спекторского района Баталпашинского отдела Кубанской области [ГАКК. Ф. 476. Оп. 1. Д. 2. Л. 1; КК 1915: 366]. Цифровые платформы, на которых размещены документы, в отличие от обычного архива являются не только хранилищем письменных источников, но и фактором, меняющим исследовательскую эвристику, способствующим расши-рению поисковых возможностей. Используя две стратегии обнаружения необ-ходимой информации – антропонимическую (по фамилии) или топонимическую (по названию населенного пункта, а шире – уезда, района, отдела, области), ис-следователь получает выборку сведений в виде перечня, открыв каждый раздел которого можно познакомиться с оцифрованными подлинниками документов. Важным для эвристики представляется демонстрация цифровыми платформами многочисленных вариантов написания имен, фамилий, топонимов, расширяю-щих, таким образом, фокус исследовательской оптики. Причем, искажения в написании топонима могут быть столь велики, что не оставляли бы возможно-сти исследователю самостоятельного выявления их в бумажном массиве архива. В нашем случае помимо «традиционного» для отечественного делопроизвод-ства употребления для данного еврейского поселка терминов Джегонас, Джиго-нас, Джеганас, Джагонас встречаются искаженные или редуцированные формы Джигамас, Жиганас, Хиганас, Джекана, обусловленные, скорее всего, произно-шением самих горских евреев-уроженцев населенного пункта, а также совер-шенно невообразимые варианты – Загонос (карточка – Пенхасов Илья Шагбо-нович ), Живонас (Мелихов Шунду Рафаилович ), Жагнарское (Инатаев Навто-сий Аврамович ), Дежегунавское (Мелехов Арон Рафаилович ), ст. Джанахско-Еврейская (Яшагияев Захар Шаблович ). Такие же искажения в документах за-трагивали и более известные названия уезда/отдела Кубанской области. Вместо «Баталпашинского» писали «Талпашинский », «Палтапашский » (Давыдов Мар-дахай Рахмилович), а в одном случае – «Черезбалтатайский» (Завла Матаев ). Сразу хотелось бы отметить, что две упомянутые поисковые стратегии не толь-ко дополняли друг друга, но и пересекались, выходили за рамки заранее обозна-ченных исследователем для себя самого географических и антропонимических «границ». Так, встретились случаи, когда горский еврей родился или жил перед призывом в армию в период I Мировой войны не в еврейском поселке Джегонас, а шире – в разных населенных пунктах Баталпашинского отдела, или даже за его пределами, в других районах Кубанской области. Например, Гемриил Инато-евич Амиранов – в ст. Джигута, Завла Матаев в ст. Чутинской (в обоих случа-ях имелась в виду станица Усть-Джегутинская, ныне – город Усть-Джегута, КЧР), Яков Тарабаевич Матаев — в ст. Зеленчукской, Нахамио (Нахимье) Ши-мович Разиилов и Ешува Табушевич Рабаев в ст. Баталпашинской, Ханука Са-дыкович Хампулиев в сел. Шахгиреевском (ныне – а. Апсуа, КЧР). В одной, структурно подробной, карточке, там, где были дифференцированы пункты «место родины» и «местожительство (перед войной)» у Мелихова Давида Ша-милевича указано в первом пункте – «ст. Джагутинская» (т. е., Усть-Джегутинская), а во втором – «там же» . С другой стороны, топонимическая привязка позволила выявить представителей новых фамилий/семей, живших в с. Джегонас и его окрестностях: напр., Самуил Ханинаевич Аназов . Ни в каких других документах на данный момент других Аназовых пока не выявлено. Так-же были зафиксированы модификации написания отдельных фамилий: сын Ага-сы Израева рядовой 38-го Тобольского полка был записан как Израилев Циткия Агасеевич , т. е. Израев стал Израилевым. В другом случае только топоним «Джигамас, Паташпашин. отд.» заставил обратить внимание на рядового 208-й пешей Саратовской дружины Пикасова Михаила Борисовича , а сопоставление с иными письменными источниками – отождествить этого «Пикасова» с жителем Джегонаса Минхой (Минькой Борисовичем) Пинхасовым. Кстати, в этом кейсе поисковая система цифровой платформы на запрос по фамилии «Пенхасов», предоставив достаточное количество вариантов написания фамилии, «Пикасов» не показала. Джегонасский Еврейский поселок в годы Гражданской войны подвергся разграблению и фактически уничтожению в результате погромов белогвардей-ских частей под руководством Шкуро [Павленко 1933: 26]. Жители поселка расселялись по окружающим населенным пунктам, некоторые вернулись в рай-он неподалеку от Джегонаса, например, в станицу Усть-Джегутинскую, но сам поселок, по-видимому, в полной мере восстановлен не был. В этой связи второй корпус оцифрованных документов и материалы Баз данных периода Великой Отечественной войны представляют огромный интерес, так как, демонстрируют миграционные стратегии джегонасцев в новых советских условиях политики «коренизации», раскрывают семейные связи, индивидуальные жизненные траек-тории и многие другие историко-культурные аспекты. Но перед тем, как анали-зировать эвристические возможности информации этих документов и записей Баз данных, охарактеризуем собственно эти документы, появившиеся в годы Великой Отечественной войны. Как уже указывалось, данный корпус источни-ков условно можно разделить на две категории: Наградные документы (пред-ставления, приказы) и Учет безвозвратных потерь (погибшие, раненые, попав-шие в плен). Изредка встречаются информационно насыщенные Учетно-послужные карточки (в различных вариациях) и другие типологически отлича-ющиеся от вышеуказанных документы (например, немецкие карточки военно-пленных, советских фильтрационные формы на бывших военнопленных и т.д.). Важным в контексте изучения одного из антропологических феноменов – этнической идентичности является формуляр представления к награде – «Наградной лист», который составляли утвержденные разделы: первая часть – 1. Фамилия, имя, отчество; 2. Звание; 3. Должность, часть; Представляется к…; 4. Год рождения; 5. Национальность; 6. Партийность; 7. Участие в Гражданской войне, последующих действиях по защите СССР и в Отечественной войне (встречается редуцированная форма этого пункта – «Уча-стие в боях», «Участие в Отечественной войне»); 8. имеет ли ранения и конту-зии в Отечественной войне; 9. с какого времени в Красной Армии; 10. Каким РВК призван; 11. чем ранее награжден (за какие отличия); 12. Постоянный до-машний адрес представляемого к награждению и адрес его семьи; вторая часть – 1. Краткое изложение личного боевого подвига или заслуг, в конце первой стра-ницы наградного листа – дата, должность и подпись командира, представляю-щего к награждению; на обороте располагались мнения и подписи вышестоящих военачальников (они могли не утвердить представление, снизить уровень награ-ды, например, с ордена на медаль и т.п.). Если для учетных документов I Миро-вой войны графа «Народность», «Национальность» была скорее редкостью – прерогативой лишь некоторых формуляров, то во многих документах Великой Отечественной (наградные листы, учетные карточки военнослужащих, учетно-послужные листы, формуляры на советских военнопленных) данная информа-ция – обязательный элемент, позволяющий исследователю проанализировать этническую идентичность индивида. В случае с джегонасскими горскими еврея-ми наблюдалась ситуация, характерная для советской политики «коренизации», когда автохтонное, коренное население (в том числе и на Кавказе), бывшее в Российской империи «туземным» и «инородческим», становилось обладающим субъектностью – происходила выработка этнических номинаций. В случае с горскими евреями, самоназвание проистекало либо от лингвонима «джуури» – соответственно, «джуругйо», либо отражало локальную идентичность – «шу-рьё» (темир-хан-шуринские), губанийо, нальчикъо, дербенди. Экзоним «горские евреи» появился в российском делопроизводственном, а затем и научном дис-курсе в середине XIX в., и был призван выполнить дифференцирующую функ-цию – отделить местных кавказских евреев от «европейских»-ашкеназим. Кроме него, с подачи лингвистов, классифицировавших их язык как один из татских (иранских), к ним стал применяться термин «таты», который в условиях совет-ской государственной политики антисемитизма стал доминирующим в 1930–1940 гг., а затем и официальным для северокавказских горских евреев, особенно проживавших в Дагестане, где «таты» являются одной из титульных наций (см., например, [Шахбанова 2018: 108-117]). В выявленных нами документах, со-ставленных на выходцев из Джегонаса (наградные листы и карточки учета) встречаются различные номинации в разделе «национальность»: примерно в равных пропорциях «горский еврей» и «еврей», гораздо меньше – «тат», два случая – «русский», по одному случаю «татарин», «грузин», «кабардинец». Причем, Геннадий Рафаилович Мелихов (1911 г.р.) в двух наградных листах указал себя «русский» , а в одном – «татарин» . Хаскиль Шагбаевич Пинхасов в одном листе «горский еврей» , в другом – просто «еврей» . Второй большой совокупностью (а численно даже превосходящий наград-ные листы) являются документы учета потерь, чаще всего представленные в ви-де Именного Списка безвозвратных потерь, составленных воинской частью или территориальным военкоматом. Табличная форма подобных перечней включала в себя такие графы как: фамилия, имя, отчество; военное звание; должность и специальность; партийность; место и год рождения; каким РВК и какой обл. призван; когда и по какой причине выбыл; где похоронен; имя, отчество и фа-милия, адрес жены или родителей. Именно данные родственников раненого или погибшего в этих документах представляют наибольший интерес, так как могут позволить проследить семейно-брачные связи горско-еврейских фамилий. Осо-бенно наглядны данные факты, когда в этих документах у жены (родственников) – другая фамилия. Например, у пропавшего без вести в июне 1942 г. Ашурова Якуба Пейсановича (1902, г.р.) жена Израева Надон Шантиновна, проживавшая в с. Богдановка, Курского р-на, Орджоникидзевского края . Или в случае про-павшего без вести в 1941 г. Ешегияева Исая Соломоновича (1911 г.р.), когда указан ближайший родственник – Дормолов, живший в Нальчике . Изредка встречаются в «свободном» доступе оцифрованные Учетные кар-точки, заполнявшиеся, в основном, на офицерский и сержантский состав. По-добные документы наиболее информативны. Для примера приведем карточку, заведенную на старшего сержанта Рабаева Георгия Семеновича на Военно-пересыльном пункте (ВПП), и представлявшую собой отпечатанный типограф-ским способом с двух сторон бланк со многими разделами. Опустив армейские классификации (звание – ст. сержант, ВУС – 34 и т.д.) и мелкие детали, упомя-нем лишь важные в этнологическом смысле факты: год рождения – 1924, ФИО – Рабаев Георгий Семенович, социальное положение – колхозник, националь-ность – горский еврей, гражданская специальность – тракторист, Грозненский МТС, образование – 5 кл., какой местности уроженец – Ордженик. край, район Устаджугутинский, село Джекана, (далее в той же рубрике через скобку, види-мо, место проживания до войны), г. Грозный, ст. Петропаловская, к-з Больше-вик . В другой его же «Карточке учета военнослужащего» помимо вышеприве-денных данных и аналогичных ошибок (Устаджугутинский район), иной вариант написания Джегонаса – станц. Джетонес, и указан возраст родителей – мать 50 лет, отец 55 . Следует упомянуть, что этот Рабаев Г.С. в наградном листе на представление к ордену Красной Звезды в графе «национальность» записан как «еврей» . Таким образом, каждый вид документов обладает ценной информацией для историко-этнологических исследований. Анализ корпуса документов I и II Ми-ровых войн, размещенных на вышеупомянутых интернет-платформах, значи-тельно может расширить «границы» изучаемой группы (сообщества), в данном случае, джегонасских (кубанских) горских евреев: дополняет антропонимию, раскрывает генеалогические связи и состав семей, демонстрирует семейно-брачные отношения, миграционную мобильность представителей различных локальных групп горских евреев Кавказа, и в частности, миграции джегонасцев в 1920–1930 гг. Эвристический потенциал описываемых платформ увеличивает-ся почти ежедневно, в связи с перманентным пополнением количества оцифро-ванных документов. Кроме того, большое количество информации содержится в описании той или иной индивидуальной странички героя – участника войны. Например, учетно-послужная карточка или иной учетный документ не оцифро-ван, но информация из него присутствует в личных данных индивида. К слову, информация о месте рождения (в нашем случае, сел. Джегонас), если в оцифро-ванном виде на платформе размещен только наградной лист, отсутствует. Но на страничке каждого героя есть так называемая «сводная информация», где прак-тически обязательно наличествуют данные о месте рождения. Более того, как уже было сказано, интернет-платформы могут моделировать и направлять ис-следовательскую эвристику подбором вариантов написания фамилии героя и места его рождения. Происходит процесс взаимодействия исследователя и платформы, когда платформа, предложив варианты искомых данных, может из-менить вектор и фокус научного поиска, тем самым, видоизменяя объект и предмет исследования, в том числе. Появление подобных интернет-платформ оцифрованных документов и Баз данных, таким образом, меняют, с одной сто-роны, комплекс источников в истории и этнологии, а с другой – влияют на ис-следовательские практики.
×

About the authors

Vladimir Igorevich Kolesov

Independent scholar

Email: vovakolesov1971@gmail.com

References

  1. ГАКК – Государственный архив Краснодарского края (Краснодар)
  2. Колесов, Сень 2000 – Колесов В.И., Сень Д.В. Недолгая история горских евреев Северо-Западного Кавказа // Диаспоры: независимый научный журнал. М.: ЗАО «Олита», 2000, № 3. С. 199–211.
  3. Колесов, Сень 2009 – Колесов В.И., Сень Д.В. Выборы, элиты, идентичность (случай гор-ских евреев Кубанской области) // Вопросы еврейской истории: Материалы Шестнадцатой еже-годной междисциплинарной конференции по иудаике. – Москва, 2009. – С. 401–413.
  4. КК 1915 – Кубанский календарь на 1915 год / Издание Кубанского Областного Стати-стического Комитета под ред. Л.Т. Соколова и А.С. Селевко – Екатеринодар: Тип. Кубанского обл. правления. – 1915. – С. 366.
  5. Куповецкий 2010 – Куповецкий М.С. К исторической демографии территориальных групп горских евреев Азербайджана в XVII–XIX вв. // Studia Anthropologica: Сборник статей в честь проф. М.А. Членова / Ред.-сост. А.М. Федорчук и С.Ф. Членова. Науч. ред. О.В. Белова. – Москва; Иерусалим: Мосты культуры/Гешарим, 2010. – С. 145–175.
  6. Мурзаханов 1994 – Мурзаханов Ю.И. Очерк истории этнографического изучения гор-ских евреев (XVIII – начало XX в.). – Москва: Издательство «ЧОРО», 1994. – 78 с.
  7. Мурзаханов 2018 – Мурзаханов Ю.И. Горско-еврейские общины Северного Кавказа // История и культура горских евреев / науч. ред. Е. М. Назарова, И. Г. Семенов. – Москва, 2018. – С. 317–323.
  8. Павленко 1933 – Павленко И.П. Черкесская автономная область // Революция и горец. Ростов-на-Дону: Партиздат. 1933. – № 9. – С. 22–28.
  9. Назарова 2018 – Назарова Е.М. Язык горских евреев в сравнительно-исторической пер-спективе // История и культура горских евреев / науч. ред. Е. М. Назарова, И. Г. Семенов. Москва, 2018. – С. 228–248.
  10. Румянцева 2002 – Румянцева М.Ф. Теория истории. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 319 с.
  11. Шахбанова 2018 – Шахбанова М.М. Политика татизации и ее отражение на этническом самочувствии горских евреев // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – Том. 10. № 4-1. – С.108–117. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-108-117.
  12. Цифровая 2022 – Цифровая иудаика: исследования еврейских общин в он-лайн простран-стве. М., 2022. 188 с.
  13. Sanjek 1990 – Sanjek, Roger (ed.). Fieldnotes: the Makings of Anthropology. – Cornell Uni-versity Press, 1990. 430 p.
  14. Stocking 1968 – Stocking G. On the Limits of ‘Presentism’ and ‘Historicism’ in the Historiog-raphy of the Behavioral Sciences // Journal of the History of the Behavioral Sciences. – 1968. – No 1. Pp. 1–12.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Колесов В.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».