Current state and factors of tension in interethnic relations in the North Caucasus in mass presen-tations and expert assessments
- Authors: Magomedova M.А.1
-
Affiliations:
- Regional Center for Ethnopolitical Studies of the Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia.
- Issue: No 2 (2023)
- Pages: 338-356
- Section: Проблемы современного общества и экономики
- Submitted: 11.05.2025
- Published: 15.12.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/291348
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-338-356
- EDN: https://elibrary.ru/WUOCSY
- ID: 291348
Cite item
Full Text
Abstract
For several centuries, the national question has remained a complex problem for Russia, inhabited by representatives of more than a hundred nations. As you know, one of the multinational and multi-confessional regions of the Russian Federation is the North Caucasus. The study of ethno-political processes in such a complex multi-ethnic region is determined by their high dynamism. And this factor requires increased attention, analysis of the current situation and monitoring of ongoing changes.The article is devoted to the analysis of factors contributing to the aggravation of interethnic relations in the North Caucasus. Particular attention is paid to the implementation of monitoring studies of regional ethno-political processes in order to identify and prevent conflict situations.Based on the study, the article concludes that, in general, interethnic relations in the North Caucasus are developing positively, maintaining manageability and stability. It is shown that the emerging conflicts in the interethnic sphere are caused by socio-economic and property-land problems. The materials of the expert survey conducted by the author make it possible to meaningfully interpret the influence of the above conflictogenic factors on the emergence of interethnic contradictions and disputes in the region. This article also uses the data of a mass sociological survey conducted by the RCEI FERC RAS and aimed at studying interracial, interethnic (interethnic) and interfaith relations, the socio-political situation in the Republic of Dagestan.Measures to adjust interethnic relations in the North Caucasus region are proposed.
Full Text
Введение
Проблемы межэтнических отношений, формирование национального согласия, как основы стабильного развития российского общества остаются актуальными на протяжении десятилетий и приковывают пристальное внимание различных специалистов.
Одним из многонациональных регионов Российской Федерации является Северный Кавказ. По сравнению с 90-ми гг. XX в. остроконфликтная форма межнациональных отношений не характерна для современного этапа развития северокавказского общества. Тем не менее, в регионе проявляются «застарелые» конфликты, обусловленные прежде всего, земельными отношениями. Особая напряженность в межнациональных отношениях на Северном Кавказе связана с нерешенностью вопроса восстановления Ауховского района в Республике Дагестан, неопределенностью осетино-ингушского конфликта, нерешенностью проблем репрессированных, депортированных и «разделенных» народов. А также дестабилизирует межэтнические отношения в регионе современный процесс демаркации границ между субъектами Российской Федерации. Истоки существующих в настоящее время межнациональных проблем уходят своими корнями в историческое прошлое.
Вышеуказанные проблемы отражены во многих исследованиях по Северному Кавказу [Апажева, Мамсиров 2021; Адиев 2022; Аккиева 2019; Этноконфессиональная ситуация… 2018 и др.].
Особое внимание исследователи уделяют осуществлению мониторинговых исследований региональных этнополитических процессов в целях выявления и предупреждения конфликтных ситуаций, которая является важным инструментом сохранения межэтнического согласия в регионе [Адиев 2022, Этноконфессиональная ситуация… 2018 и др.].
Если обратиться к истории Северного Кавказа, то станет очевидным, что межэтнические конфликты, а также территориальные споры порождают сохранившиеся в памяти некоторых народов Северного Кавказа исторические обиды на репрессивную по отношению к ним политику советской власти, многочисленные перекройки административных границ без учета исторически сложившихся реальностей региона.
Негативное воздействие на этнополитическую ситуацию оказывает усугубляющийся социально-экономический, экологический, политический кризис, переживаемый Северным Кавказом, как результат и следствие общероссийского кризиса. Существенное влияние на обострение межэтнических отношений оказывает высокий уровень внешней и внутренней миграции.
Следует отметить, что в республиках Северного Кавказа многие социально-экономические, политические и другие процессы приобретают этническую окраску. На протяжении уже нескольких лет проблемами, актуализирующими межнациональные отношения на Северном Кавказе, являются земельные споры.
Результаты исследования
Для более детального изучения состояния этнополитической ситуации в республиках Северного Кавказа автором был проведен экспертный опрос. Опрос проводился методом глубинного интервью и анкетирования. Состав участников экспертного опроса охватывает основную категорию специалистов, чья профессиональная и общественная деятельность связана с вопросами межэтнических отношений и национальной политики. В качестве экспертов выступили представители научного сообщества, органов государственной власти, общественных организаций и журналисты. По мнению большинства экспертов, межэтнические отношения в регионе в целом благоприятные, дружественные, стабильные. Но есть определенные земельные, социальные, культурные и политические проблемы, которые принимают национальный оттенок. В Республике Дагестан – это проблемы восстановления Ауховского района; земель отгонного животноводства. В Кабардино-Балкарии и в Карачаево-Черкессии – это спорные вопросы по определению границ муниципальных образований; этнического представительства в исполнительных и представительных органах власти; земельный вопрос; реабилитация репрессированных народов; «черкесский вопрос», который связан с исторической памятью кабардинцев, черкесов и адыгейцев.
Всего было опрошено 45 экспертов. Опрос проводился в 2022 году среди экспертов таких республик Северного Кавказа как: Республика Дагестан, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика и Ингушетия. Из числа опрошенных более 50 % составили представители научного сообщества (Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Дагестанский государственный университет, Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук, Чеченский государственный университет), остальные – представители органов власти разного уровня и общественных организаций и движений.
При оценке состояния межэтнических отношений большая часть экспертов охарактеризовала их как благоприятные, дружественные, отличающиеся стабильной уравновешенностью. Необходимо отметить отдельные комментарии экспертов. Так представители Республики Дагестан отметили, что многонациональность в Дагестане – явление уникальное и конфликты на национальной почве практически не возникали.
«Если проанализировать сводки МВД РД, то у нас не было случаев даже привлечения за разжигание межнациональной розни или случая конфликта на национальной почве (даргинец-аварец, кумык-русский и т.д.). Такого просто нет. Люди не конфликтуют друг с другом из-за национальности. Даже если возникают какие-то бытовые конфликты, то они связаны с обычными жизненными ситуациями» – считает эксперт-общественник1.
Хотя многие опрошенные отметили, что на протяжении постсоветского периода регион стал зоной повышенной конфликтности.
Для более детального изложения ситуации в межнациональной сфере Республики Дагестан, автором использованы данные мониторинга этноконтактной ситуации в муниципальных образованиях республики.
Так, научный коллектив Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН (РЦЭИ ДФИЦ РАН) в 2021-2022 гг. провел социологическое исследование, направленное на изучение межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в Республике Дагестан в целях предотвращения возникновения конфликтов, либо их обострения[2]. Метод проведения социологического исследования – массовый опрос. Выборочная совокупность опроса населения составляет 3000 человек. Формирование выборки осуществлялось методом вероятностного отбора по этническим группам, выбираемым по однородности проблем в муниципальных образованиях Республики Дагестан. Опрос проводился в 15-ти муниципальных образованиях. Целевая аудитория: жители Республики Дагестан старше 18 лет, постоянно проживающие в муниципальном образовании, на территории которого проводится опрос. Опрос осуществлялся по специально разработанной анкете.
По результатам опроса, почти 90 % опрошенных жителей республики оценивают отношения между людьми различных национальностей в Дагестане как доброжелательные, нормальные и бесконфликтные. И только 0,9 % из числа опрошенных жителей республики считают, что межэтнические отношения в Дагестане взрывоопасные, способные перейти в открытые столкновения (рис. 1). Важно отметить, что возраст, пол, национальность и уровень образования участников опроса не стали определяющими в ощущении ими комфортности межнационального климата в республике
Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, в целом отношения между людьми различных национальностей в Дагестане?» (Один ответ).
Результаты опроса, проведенного РЦЭИ ДФИЦ РАН в 2022 г., показывают, что 91,3 % жителей республики (сумма ответов «доброжелательные» и «нормальные, бесконфликтные») также положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Дагестане3. Соответственно, уровень конфликтного восприятия межнациональных отношений в Дагестане составляет сумму ответов «напряженные, конфликтные» (3 %) и «взрывоопасные, способные перейти в открытые столкновения» (1 %), 4 % по общереспубликанской выборке. Оставшиеся 4,7 % респондентов затруднились ответить (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, в целом, отношения между людьми различных национальностей в Дагестане?» (ответы даны в % от общего числа опрошенных).
По данным опроса, проведенного в 2021 г., 74,3 % жителей республики, не испытывают на территории нашей страны в отношении себя дискриминацию по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности4 (рис. 3).
Рисунок № 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Чувствуете ли Вы на территории нашей страны в отношении себя дискриминацию по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности?»
При этом 13,9 % опрошенных ответили на заданный вопрос утвердительно, а почти каждый восьмой респондент (11,8 %) – затруднился ответить.
По результатам опроса, проведенного в 2022 г., более 80 % жителей республики ответили, что не чувствуют на территории России в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой принадлежности. Еще 10,5 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос, а доля граждан, отмечающих в отношении себя дискриминацию по указанным признакам составляет 8,5 %, это – каждый восьмой опрошенный житель республики5.
Еще одним важным практичным индикатором состояния межнациональных отношений в обществе является показатель наличия/отсутствия чувства неприязни по отношению к представителям другой национальности. Согласно результатам опроса, свыше 90 % респондентов не испытывают неприязни по отношению к представителям других национальностей и иностранным гражданам – трудовым мигрантам (рис. № 4).
Рисунок № 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы лично испытываете неприязнь по отношению к представителям другой национальности и/или иностранным гражданам (мигрантам)?».
Возможность в течение ближайшего года в Дагестане открытого конфликта, способного принять форму межнационального противостояния исключили 21,7 % респондентов. Еще 44,6 % участников опроса считают такой сценарий маловероятным. Вместе с тем, 16,1 % жителей республики не исключают подобного развития ситуации (рис. № 5).
Рисунок № 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Возможен ли в Дагестане в течение ближайшего года открытый конфликт, способный принять форму межнационального противостояния?» (ответы даны в % от общего числа опрошенных)[6].
Среди причин возможного появления межэтнических противоречий и конфликтов большинством респондентов ежегодно отмечается фактор земельных и территориальных споров. Межэтническая напряженность в Дагестане усугубляется вследствие двух факторов, связанных с земельными проблемами.
Данные мониторинга, проводимого РЦЭИ ДФИЦ РАН, позволяют выделить несколько этнических сообществ, от имени которых чаще, чем от имени других этнических групп республики проводятся в последнее время публичные мероприятия с теми или иными требованиями в адрес властей. Это кумыки, ногайцы, чеченцы-аккинцы, лакцы и аварцы из Новолакского района.
Следует более подробно остановиться на том, что большая часть экспертов отметила, что есть определенные земельные, социальные, культурные, политические и имущественные проблемы, которые принимают национальный окрас.
– «Почему придается национальный оттенок? Он позволяет обратить на себя внимание всех сторон общества. Пример, я спорю за участок и говорю меня (русского – по национальности) ущемляет даргинец. И, следовательно, вся администрация подключится, прокуратура подключится. А если я придам еще и религиозный оттенок, то сюда подключится еще извне и полпредство и т.д. Это все делается специально» – считает эксперт-госслужащий7.
– «Я не могу сказать, что сейчас есть какие-то острые конфликты и противоречия в сфере межэтнических отношений. Другое дело, я не могу объяснить это тем, что вообще нет проблем в сфере межэтнических отношений, каких-то потенциальных угроз и рисков. Просто сейчас время чуть-чуть изменилось и на первый план вышли проблемы больше социальных противоречий, учитывая то, что во всей России по официальным данным около 21 млн человек находится за чертой бедности, а большинство республик Северного Кавказа всегда занимали одну из последних мест по уровню социального развития, по уровню зарплат и т.д. Так вот этот вопрос он более актуален на данный этап времени» – считает эксперт-представитель научного сообщества8.
– «Нет никаких принципиальных проблем между представителями разных наций. Возникающие конфликты среди «золотой» молодежи, определенная категория людей пытается перевести в плоскость межэтнических, но, как правило, эти попытки гасятся достаточно быстро старшими. Есть, конечно, вероятные очаги появления межэтнических конфликтов, а разовьются ли они в конфликты, покажет только будущее:
– демаркация границы Дагестан-Чечня;
– создание Новолакского района, выделение под него части территории Кумторкалинского района;
– восстановление Ауховского района, судьба оставшихся там лакцев;
– земли отгонного животноводства, узаконивание имеющихся там крупных поселений, выросших из кутанов.
Есть еще одна проблема – отсутствие статуса у многих народов (языков) Дагестана – андо-цезских, кубачинского и кайтагского» – считает эксперт-обществовед9.
Вместе с тем часть опрошенных специалистов отметила межэтническую ситуацию в регионе как взрывоопасную, которая обостряется в зависимости от внешних и внутренних факторов.
В целях определения факторов межэтнической напряженности в республиках Северного Кавказа участникам экспертного опроса предлагалось ответить на вопрос: «Что способствует обострению межэтнических отношений в Вашем регионе?».
По мнению экспертов из Ингушетии и Чеченской Республики, какие-либо причины, способствующие обострению межэтнических отношений, отсутствуют10. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что в вышеуказанных республиках проживают свыше 90 % представители одной национальности.
«В регионе почти свыше 96 % жители чеченской национальности, этнические группы живут дисперсно в Грозном и некоторых районах, а также компактно в нескольких населенных пунктах. Возникающие социальные проблемы, прежде всего связанные с инфраструктурой, решаются, какой-либо напряженности в межэтническом общении и сосуществовании нет. Федеральной и региональной власти следует изыскивать меры обеспечения трудовой занятости» – отмечает эксперт-представитель научного сообщества Чеченской Республики11.
Эксперты из Кабардино-Балкарской республики отметили, что межэтническая напряженность в республике находится на латентном уровне.
«Анализируя проведенные административно-территориальные преобразования, следует отметить, что они обострили взаимоотношения. Для разрешения спорных вопросов по закону КБР «О статусе и границах муниципальных образований» в Парламенте КБР была создана согласительная комиссия. Однако диалог органов государственной власти, местного самоуправления и представителей институтов гражданского общества не дал положительных результатов, до сих пор не решены спорные вопросы по определению границ муниципальных образований.
Принятое на сегодняшний день компромиссное решение пересмотреть границы административных поселений, ограничив межселенные территории отгонными пастбищами, также вызвало протест у определенной части населения. Приходится признать, что административно-территориальный передел на новом витке исторического развития, реализующий положения Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не дал пока желаемых результатов, не привел к общественному согласию в КБР. Предстоит долгая кропотливая работа по поиску реально компромиссного решения, способного удовлетворить все заинтересованные стороны.
Вместе с тем в Кабардино-Балкарии до сих пор не проведена земельная реформа в соответствии с требованиями Земельного Кодекса Российской Федерации. Главная причина в решении этой проблемы – отсутствие согласия в обществе. В настоящее время стало понятно, что без приватизации невозможно создать эффективное сельское хозяйство. Проблема состоит в том, что Кабардино-Балкария – это регион, где сельское население по данным переписи 2010 г. составляет 45,5 % – считает эксперт из Кабардино-Балкарской Республики12.
Более подробно этнополитические процессы в постсоветский период на примере этнически родственных республик – Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии проанализированы в монографии А.И. Тетуева [Тетуев 2020]. В ней же выявлены общие и специфические факторы, формирующие межэтническую напряженность в двухсубъектных республиках, освещаются формы и методы решения обусловленных ими социально-экономических проблем. На основе проведенного исследования автор утверждает, что наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили появление кризисных ситуаций в сфере межнациональных отношений на Северном Кавказе [Тетуев 2020: 116].
Эксперты из Республики Дагестан среди основных факторов, обостряющих межэтнические отношения выделили проблему восстановления Ауховского района и земельные вопросы13.
Если обратиться к истории вопроса, то можно отметить, что накануне депортации чеченцев-аккинцев места их расселения в Дагестане были объединены в Ауховский район, который просуществовал всего несколько месяцев и был ликвидирован сразу после депортации чеченцев в 1944 г. Но вскоре на этих землях создается Новолакский район, на территорию которого насильственно переселяются представители других дагестанских этносов.
Во исполнение закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»14 III съездом народных депутатов Дагестана в 1991 г. было принято решение о территориальной реабилитации репрессированного населения чеченцев-аккинцев. В решении съезда по реабилитации были предусмотрены меры постепенного возвращения прежним владельцам пустующих домов, выделение потерявшим дома земельные участки для строительства. Реализация этих мер натолкнулась на сопротивление лакского населения, депортированного на земли бывшего Ауховского района, поскольку ущемлялись их интересы, пока пребывали в этом районе. Следует отметить, что в Законе «О реабилитации репрессированных народов» указывалось на то, что восстановление и изменение национально-государственных образований репрессированных народов осуществляется на основе законодательного регулирования межнациональных отношений, но механизм реализации самого Закона не был тщательно разработан. Именно поэтому, в условиях отсутствия в стране правового механизма урегулирования межнациональных отношений, принятие указанного Закона привело к возникновению ряда трудноразрешимых проблем [Алиев, Курбанов, Юсупова 1994: 18].
По мнению большинства дагестанских экспертов, события, происходящие в 90-е гг. ХХ в., конца советской эпохи и начала постсоветской были обусловлены неправильной национальной политикой.
«К примеру, тот же самый конфликт по проблеме восстановления Ауховского района или проблема чеченцев-аккинцев в Дагестане, которая стала серьезной проблемой с 1989 года, когда Верховным советом РФ был принят Закон о реабилитации репрессированных народов, согласно которому было положение о восстановлении Ауховского района. Но тот же Закон не отражал интересы других заинтересованных сторон в этой проблеме. А там, как правило выделяли три стороны: чеченцы-аккинцы с их интересами и желанием вернуться на прежние места обитания с восстановлением Ауховского района на месте Новолакского района и части Казбековского района (двух селений Ленинаул и Калининаул). Вторая сторона – лакцы, третья сторона – аварцы. Интересы этих народов там не были учтены, в том числе не были учтены интересы, так называемых, депортированных народов, которые тоже насильственно переселяли после того, как были высланы чеченцы на их места, которые тоже в свою очередь пострадали, согласно историческим источникам, среди переселенных лакцев на места прежнего проживания чеченцев-аккинцев. Из переселенных лакцев за первые годы там погибло 30 % населения.
Сам этот Закон был достаточно провокационным, и он стал одним из детонаторов межэтнических противоречий и конфликтов» – считает эксперт-представитель научного сообщества15.
Вторым по значимости фактором, способствующим обострению межэтнических отношений в Дагестане, эксперты назвали вопросы, связанные с землями отгонного животноводства. На землях отгонного животноводства практически незаконно возникают целые муниципальные образования, которые числятся за горными территориями.
«Напряженная ситуация, которая возникает в сфере межэтнических отношений в республике, связана с кутанными хозяйствами, где разрослись крупные населенные пункты со школами, медицинскими пунктами и т.д. Но при этом они не имеют статуса населенного пункта, люди жалуются, они не могут прописаться, не могут получить так называемую «зеленку» на жилье. Несколько поколений живут на низменности, а прописаны в горах. Возникает масса вопросов, были коллективные письма в наш адрес, чтобы могли определить статус населенного пункта. Но, к сожалению, это не в нашей компетенции, мы не уполномочены в решении этих вопросов, это уже на уровне федерального центра должны решаться эти вопросы» – считает эксперт-госслужащий16.
«Следует отметить, что на национальной почве никогда не было конфликтов между народами Дагестана. Но история насчитывает много конфликтов, связанных с имущественными и земельными отношениями. В основном это конфликты, которые лежат в плоскости экономических отношений. Это не межнациональные отношения. Один из показателей состояния межнациональных отношений – это межнациональные браки. И этот показатель он объективный и характеризует хорошее состояние в межэтнической сфере. У нас также можно отметить о доброжелательном отношении к мигрантам.
Также мы можем отметить об удовлетворенности наличия СМИ на национальных языках народов Дагестана. Они регулярно ведутся. Это тоже достаточно хорошая оценка. В целом состояние не конфликтное, но многие экономические проблемы, имущественные, земельные споры, они могут в конечном счете иметь этническую окраску, маркировку. Чисто экономические проблемы пытаются перевести в плоскость межнациональных конфликтов. Хотя в любых случаях конечно выдвигаются нерешенные проблемы того или иного народа. Одной из них является проблема потери родного языка. Но ведь эта проблема не является специфически дагестанской проблемой. Это международная проблема, везде в мире малые народы теряют свою самобытность, свою культуру, исчезает язык. Требуют совершенствования уровня преподавания родных языков, состояние развития национальной культуры. Эти все проблемы, которые конечно надо решать, и которые требуют определенного времени. В целом если характеризовать, то это позитивное состояние, стабильное, а вызывает опасение лишь проблемы, которые связаны с экономическими, имущественными отношениями. В этом плане предстоит непростая работа. Эта проблема восстановления Ауховского района. Процесс переселения затянулся и обрастает новыми проблемами, связанными с дополнительным финансированием. Растет число жителей, возникают новые семьи, которые тоже требуют отдельного решения» – считает эксперт-представитель научного сообщества17.
Данные вопросы в целом объективно отражены в публикациях дагестанских ученых. В коллективной монографии исследователей РЦЭИ ДФИЦ РАН дан сравнительный анализ различных территорий (как регионов, так и муниципалитетов) республики, их группировка по характеру проблем и динамике развития межэтнической ситуации; рассмотрен конфликтогенный потенциал территорий, опасных с точки зрения возникновения межэтнической напряженности; исследованы особенности земельных конфликтов; изучено влияние миграционных процессов на характер межэтнических отношений в некоторых многонациональных районах республики [Межэтнические… 2019].
В 2019 г. в дагестанских средствах массовой информации и в социальных сетях бурно обсуждалась проблема, связанная с уточнением границ между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой18. Основные территориальные претензии были связаны с землями Гумбетовского и Кизлярского районов Дагестана, а также с озером Казеной-Ам.
Пока Советская власть в регионе была сильна, никто не отваживался предъявлять к соседним народам территориальные претензии. После развала СССР нарастает напряженность на границе между Северной Осетией и Чечено-Ингушетией. Ингуши требовали вернуть утраченные после депортации территории. Оформляя распад Чечено-Ингушетии, 4.07.1992 Верховный Совет принимает закон «Об образовании Ингушской Республики…», в котором, однако, остались неопределенными ее границы[19]. В результате в 1992 году произошел кровавый конфликт вокруг Пригородного района, разделяющую Ингушетию и Северную Осетию.
Проблемы земельных отношений спровоцировали межэтнические конфликты между ингушами и чеченцами после того, как осенью 2018 г. главы Чеченской Республики и Республики Ингушетия подписали соглашение об установлении границ между субъектами, по которому, по мнению ингушских активистов, Ингушетия отдавала Чечне много больше территории, чем получала взамен, причём речь шла об исторических ингушских землях.
Новая фаза протестов началась в Ингушетии весной 2019 г., в результате чего силовики впервые стали применять силу против протестующих. Начались массовые репрессии. По данным «Кавказского узла» на начало мая 2020 г. не менее 96-ти активистов подверглись преследованиям, в отношении по меньшей мере 29-ти из них возбуждены уголовные дела[20].
Безусловно, несколько недель или даже месяцев гражданской активности не могут радикально трансформировать социум. Но при этом могут способствовать кристаллизации уже накопленных изменений и послужить их катализатором. Протесты позволили выплеснуться на поверхность тому, что долгое время исподволь накапливалось в обществе. И для многих это оказалось шоком [Северный Кавказ… 2021: 169].
Меры гармонизации межэтнических отношений на Северном Кавказе
Во время интервью эксперты большее внимание уделяли деятельности органов федеральной и местной власти по гармонизации межэтнических отношений. Ниже приведем в обобщенном виде экспертное мнение по поводу того, какие действия должна предпринять федеральная и региональная власть для гармонизации межэтнических отношений на Северном Кавказе.
– Эффективное решение социально-экономических проблем населения.
– Корректировать и сделать более гибкой и продуктивной национальную политику на всех уровнях.
– Прекратить практику кадровой чехарды и временных назначенцев, особенно в многонациональных субъектах.
– Искоренить преступную «клановость» и «наследственность» во властных структурах республик.
– Определить и четко наметить вектор, направленный на формирование в стране основ правового государства и сильного гражданского общества.
– Усилить роль общественных структур и религиозных организаций в решении межэтнических проблем (НКО, сельская община, Духовное управление джамааты и др.)
– В рамках национальной политики проводить конференции, круглые столы, встречи по межэтническим отношениям, и широко и доступно распространять идеи межнационального согласия через различные СМИ.
– Грамотно и тонко реализовать молодежную политику, т.к. молодежь в основном является активной силой в политических, социально-экономических, идеологических процессах, в том числе и в межэтнических отношениях.
– Использовать положительный исторический опыт мирного сосуществования различных народов на территории региона.
– Взаимодействие органов власти с национальными объединениями с целью стабилизации этнополитической ситуации и профилактики экстремизма и терроризма.
– Поддержка и развитие культуры, обычаев, традиций, языков и т.д., проведение различных культурных мероприятий, например, «Дни Чеченской культуры» в братском Дагестане и т.д.
– Знакомство жителей и гостей нашего региона с историей и бытом народов, проживающих на Северном Кавказе
– В целом, для достижения определенных результатов в данной области необходимо усилия всех заинтересованных сторон, и особенно государственных и общественных институтов.
– Модернизировать отечественную модель федеративных отношений.
– Создание условий для сохранения и развития каждого этноса.
«Как известно, Дагестан – это многонациональная республика. У нас есть народы количеством 2000 человек в южном Дагестане. Если говорить о межэтнических отношениях, приведем один такой маленький пример. Приняли «Закон о казачестве» у нас в Дагестане. В Народном Собрании республики он не прошел, но через Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан его все-таки приняли. Если говорить о казаках, то их, по сравнению с другими народностями малое количество у нас в республике (2000 если наберется во всем Дагестане, уже хорошо). Но это не то количество, на которое можно было уделять избирательное внимание, чтобы принимать отдельно закон по отношению них, освобождать от налогов, выделять другие какие-либо льготы, давать безвозмездные субсидии, выделять земельные участки. У нас есть народности намного меньше по численности, но проблем у которых намного больше. И в отношении них, их национальных черт, было бы более целесообразно выделять денежные средства для сохранения культурных особенностей, создавать какие-то программы на государственном уровне. Но их не создают для дагестанских этнических народов, а пристальное внимание уделяется почему-то казачеству. Ведь у нас есть народности, которые языково-лингвистически вымирают. У нас есть народности, у которых нет письменности. Например, если взять субэтносы аварских народов, которые могут ограничиться одним селом. Пример генухцы, дидойская группа, цезская, языковая общность которых может ограничиться одним селом. То же самое можно отметить и в южном Дагестане. Если взять рутульцев, цахурцев, агульцев, хинаудцев, которые живут в Азербайджане. Их не так и много, но почему-то по поддержке этих народностей не принимаются никакие законы на федеральном уровне. Это тоже в свою очередь влияет на межнациональные отношения. Многие задаются вопросом: «Чем они избирательнее, чем мы?». Поэтому, это очень сложный вопрос» – отмечает эксперт-госслужащий21.
Следующий важный момент в урегулировании межэтнических отношений на уровне федеральной и региональной властей является вопрос восстановления Ауховского района в Дагестане и проблемы, связанные с землями отгонного животноводства.
Большинство экспертов высказали мнение, что единственной объективной проблемой, которая мешает гармонизации межэтнических отношений в самом многонациональном регионе как Дагестан, является проблема восстановления Ауховского района. Сложность решения вопроса заключается в том, что она затрагивает интересы не только дагестанцев, но и представителей Чеченской Республики.
«Здесь нужен комплексный подход. Федеральная власть должна дать, на мой взгляд, какие-то параметры решения этой проблемы. Должна сказать, для нас главное, чтобы не ущемлялись конституционные права граждан, территориальная целостность субъектов Российской Федерации. Вот мы говорим о нерешенности Ауховского вопроса, но вот решили допустим, восстановили в прежних границах 43 года, ситуация гармонизировалась? У меня большие сомнения, что сделай так, как просят и требуют они, наступит там мир и согласие? И вот это видение, что вряд ли наступит гармония и останавливает, на мой взгляд, республиканские в том числе и федеральные власти. Поэтому, что может сделать на сегодняшний день федеральная и региональная власть: федеральная власть должна обозначить рамки, что в пределах вот этих основных принципах, за которые нельзя переступать и дать на рассмотрение региональных властей. А региональные власти на сегодняшний день поступают, на мой взгляд, единственно правильным способом – они эту проблему решают медленно на локальном уровне. Поставить точку по завершению переселения лакцев в Новолакский район региональные власти пока не решаются. И этот этап затянули настолько, насколько можно было его затянуть. Его затягивают за тем, чтобы не перейти на следующий этап решения вопроса Ауховского района. Потому что следующий этап уже предполагает расхождение позиций аварской общины, чеченской общины. Аварская община говорит в части, которая осталась в Казбековском районе, мы остаемся в Казбековском районе, мы ни в какой Ауховский район не войдем. Чеченцы говорят, что мы все должны быть в составе Ауховского района. Наверняка в этом вопросе задействованы коррупционные схемы. Сама суть действия властей такова, оттого что ты сделаешь шаг вперед в деле урегулирования этого конфликта (восстановления Ауховского района), то этот шаг может обернуться катастрофой, значительным ухудшением общественно-политической ситуации», – считает эксперт – представитель научного сообщества22.
«Как бы это парадоксально не звучало, но решение многих проблем в межэтнической сфере требует увеличения финансирования. Если говорить шире, то конечно предполагается совместная работа многих министерств и ведомств, связанная с решением каких-то культурных проблем. Это, например, улучшение системы преподавания национальных языков. Кроме того, нам нужна системная работа по изучению культуры народов региона для того, чтобы наладить и улучшить состояние межнациональных отношений. Это, прежде всего, просветительская деятельность, это обмен культурными контактами, это работа СМИ. На сегодняшний день приобретает особую важность работа по патриотическому воспитанию. Наши исследования, которые анализируют состояние развития вопросов идентичности, свидетельствуют о том, что степень количества людей, которые идентифицируют себя как россияне и как представители какой-то малой народности увеличивается. То есть мы можем констатировать множественную идентификацию на всех уровнях» – представитель научного сообщества23.
По мнению большинства экспертов Республики Дагестан, проблемы, связанные с землями отгонного животноводства, можно решить при устранении социально-экономических проблем.
«Эта проблема менее актуальна, чем восстановление Ауховского района. Тем не менее, она тоже способствует эскалации напряжения в межэтнических отношениях. Там образовались целые села, но у них нет правового статуса. На мой взгляд, власть склонна к признанию их. Одна часть кумыков говорит, что их надо признать и передайте равнинным районам, а другая часть кумыков говорит, что их вообще не нужно признавать» – эксперт-представитель научного сообщества24.
«В первую очередь необходимо работать с молодежью. Внедрить не только в школьную, но и в вузовскую программы идею межэтнической толерантности, углубить знания учащихся о различных народах, культурном многообразии нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Я считаю, что необходимо привить школьникам, студентам и молодежи в целом непринятие интолерантных установок, нетерпимость к идеологии вражды, неонацизма, расизма и т. д. На системной основе проводить тренинги межэтнического взаимодействия для школьников, а также преподавателей и родителей.
Не менее важным, на мой взгляд, является повышение уровня медиаграмотности, под которой подразумевается комплекс знаний и установок, которые позволяют не только получать доступ к необходимой информации, но и анализировать ее, перерабатывать и продуктивно использовать в соответствии с законодательными и этическими нормами.
Неумение объективно оценивать точность и достоверность получаемой информации в комбинации с недоверием к официальным источникам информации является идеальным «полем» для работы сторонников экстремистской идеологии. Молодежь должна научиться должным образом использовать поток информации и ограждать себя от проявлений экстремизма в современном медиапространстве» – считает эксперт – представитель научного сообщества Ингушетии25.
Заключение
Таким образом, исследование экспертного мнения и массовых опросов показало, что в целом межэтнические отношения на Северном Кавказе развиваются положительно и стабильно.
По результатам массового социологического опроса, проведенного РЦЭИ ДФИЦ РАН в самой многонациональной республике Северного Кавказа -Дагестане, абсолютное большинство дагестанцев (91,3 % из числа опрошенных жителей республики) положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений в республике.
Традиционно высоким в дагестанском обществе остается и следующий целевой показатель госпрограммы – уровень толерантного отношения к представителям другой национальности. Согласно результатам опроса, данный показатель состояния межэтнических отношений в Дагестане составил 90,5 %.
Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой принадлежности по результатам опроса составила 81 %.
В целом состояние этнодистанцированности в этноконтактных зонах республики, характеризует дагестанское общество не просто как толерантное, а как благополучное для межэтнического взаимодействия. Абсолютное большинство респондентов выразило готовность принять людей других национальностей в качестве друзей, соседей, коллег, партнеров по бизнесу, непосредственных руководителей. Также большинство опрошенных жителей республики ответило, что национальная принадлежность другого человека не оказывает на них влияния при решении вопроса о вступлении в брак их родственников (78,7 %) и при их собственном решении вступить в брак (74,5 %)[26].
Несмотря на вышеизложенное, в регионе можно отметить наличие «застарелых» конфликтогенных факторов, среди которых наиболее сложными являются территориально-земельные проблемы. По мнению большинства экспертов, исторически не существовало на территории региона конфликтов исключительно по национальному признаку. А те социально-экономические, имущественные и земельные проблемы, которые возникают в регионе, далее перерастают в межэтнические.
Эксперты из Республики Дагестан среди основных факторов, обостряющих межэтнические отношения выделили проблему восстановления Ауховского района и земельные вопросы.
Ответы участников экспертных интервью позволяют систематизировать факторы, обостряющие межэтнические отношения в регионе следующим образом:
– территориальные изменения в границах (уходящие в советский период);
– последствия, связанные с восстановлением прав репрессированных, депортированных и разделенных народов;
– миграционные процессы;
– слабое развитие экономики;
– стихийное переселение горцев на равнину;
– геополитические факторы (повтор с. 10).
В экспертном докладе о состоянии межэтнических отношений и религиозной ситуации в субъектах РФ Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) отмечается, что в регионе сохраняется выраженная этническая и конфессиональная дифференциация сообществ, присутствует скрытый конфликтогенный потенциал отношений этнических групп, который проявляется в территориальной, экономической, политической конкуренции [Этноконфессиональная… 2018].
На основе проведенного исследования можно утверждать, что межэтнические отношения на Северном Кавказе становятся центром притяжения конфликтных настроений населения, вызванных социально-экономическими и имущественно-земельными проблемами. В этой связи необходима система мер по нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению конфликтов.
1 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
2 Отчет о выполнении государственного контракта № 30 от 8 июня 2021 года «На выполнение работ по проведению социологического исследования, направленного на изучение межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в Республике Дагестан в целях предотвращения возникновения конфликтов, либо их обострения»; Отчет о выполнении государственного контракта № 22 от 13 апреля 2022 года: «На выполнение работ по проведению мониторинга состояния этноконтактной ситуации в муниципальных образованиях, определению степени конфликтности и выработке рекомендаций для органов исполнительной власти Республики Дагестан.
3 Отчет о выполнении государственного контракта № 22 от 13 апреля 2022 года.
4 Отчет о выполнении государственного контракта № 30 от 8 июня 2021 года …
5 Отчет о выполнении государственного контракта № 22 от 13 апреля 2022 года.
6 Отчет о выполнении Государственного контракта № 06 от 11 мая 2021 года: «На выполнение работ по проведению мониторинга состояния этноконтактной ситуации в муниципальных образованиях, определению степени конфликтности и выработке рекомендаций для органов исполнительной власти Республики Дагестан».
7 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
8 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
9 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
10 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
11 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора
12 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора. Схожее мнение автор уже высказывал в своей статье: Тетуев А.И. Проблемы институциализации государственной национальной политики Российской Федерации // Вестник института ИАЭ. – 2017. – № 1. – С. 36–45 [Тетуев 2017].
13 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
14Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. О реабилитации репрессированных народов. Москва, 26 апреля 1991 года. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/298717-zakon-rossiyskoy-sovetskoy-federativnoy-sotsialisticheskoy-respubliki-o-reabilitatsii-repressirovannyh-narodov-moskva-26-aprelya-1991-goda (дата обращения: 30.03.2023).
15 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
16 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
17 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
18 Дагестан и Чечня: на Северном Кавказе снова конфликты по поводу определения границ. URL: https://expertsouth.ru/articles/vlasti-ostanovili-rabotu-po-opredeleniyu-granitsy-mezhdu-dagestanom-i-chechney-posle-konflikta-v-kiz/ (дата обращения: 20.03.2023); Telegram Спросите у Расула: https://web.telegram.org/a/#-1312966964
19 История границ Ингушетии: 1770-2010-е годы // https://kavkaz-uzel.eu/articles/371750 (дата обращения: 28.06.2022).
20 Протесты в Ингушетии: Хроника передела границы с Чечнёй [Электронный ресурс] // Кавказский узел. 02.06.2020. URL: https://www.google.com/amp/s/amp.kavkaz-uzel.eu/articles/326282/ (дата обращения: 28.06.2022).
21 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
22 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
23 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
24 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора.
25 Материалы опроса хранятся в личном архиве автора
26 Отчет о выполнении государственного контракта № 22 от 13 апреля 2022 года …
About the authors
Muslimat А. Magomedova
Regional Center for Ethnopolitical Studies of the Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia.
Author for correspondence.
Email: muslimat-rci@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5640-4686
References
- Адиев 2022 – Адиев А.З. Мониторинговые исследования этнополитических процессов в регионах России: методы власти и научного сообщества // Власть. – 2022. № 3. – С. 17-24.
- Аккиева 2019 – Аккиева С.И. К вопросу межкультурного и межэтнического взаимо-действия народов Северного Кавказа // Актуальные проблемы истории народов Северного Кавказа. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным уча-стием. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ" (Махачкала), 2019. – С. 6-13.
- Алиев, Курбанов, Юсупова 1994 – Алиев А.К., Курбанов М.Р., Юсупова Г.И. Чеченцы-аккинцы Дагестана: к проблеме реабилитации. – Махачкала: Типография Дагестанского научного центра РАН, 1994. – 60 с.
- Апажева, Мамсиров 2021 – Апажева С.С., Мамсиров Х.Б. Межнациональные отноше-ния в молодежной среде Кабардино-Балкарской Республики // Электронный журнал «Кавка-зология». – 2021. – № 2. – С. 135-153.
- Межэтнические… 2019 – Межэтнические отношения в Республике Дагестан: полито-логический анализ, проблемы и перспективы. Коллективная монография. – Махачкала: РЦЭИ ДФИЦ РАН, 2019. – 380 с.
- Северный Кавказ… 2021 – Северный Кавказ: общество в регионе, стране, мире. Сб. ст./ред. Д. Соколов. – Киев: Лаурус, 2021 г. – 272 с.
- Тетуев 2017 – Тетуев А.И. Проблемы институциализации государственной националь-ной политики Российской Федерации // Вестник института ИАЭ. – 2017. – № 1. – С. 36–45.
- Тетуев 2020 – Тетуев А.И. Этнополитические процессы на Северном Кавказе в постсо-ветский период. – Нальчик: Издательская типография «Принт Центр», 2020. – 224 с.
- Этноконфессиональная… 2018 – Этноконфессиональная ситуация в субъектах Россий-ской Федерации Северо-Кавказского федерального округа. Первое полугодие 2018 г. / Экс-пертный доклад. Научное издание. – Ставрополь: СКФУ, 2018. – 168 с.
Supplementary files
