Immigration of Circassians to the Ottoman Empire in the 1820s–1850s.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Long before the mass exodus of the Northwestern Caucasus people representatives to the Ottoman Empire during the final stage of the Caucasian War, there were sporadic group and individual migrations of Circassians to the Sultan’s possessions, directly or indirectly caused by Russian military-political expansion in the region. These episodes of the early Caucasian muhajirism, as well as the situation of this settlers in the Ottoman possessions, usually remain outside the attention of researchers. This article, based mostly on the Turkish archival sources and testimonies of contemporaries introduced into scientific circulation for the first time, reveals the cases of immigrant communities and families from Circassia to the Ottoman territory, traces their relocations and main places of temporary and permanent settlement in Anatolia and characterizes the features of the settlers’ adaptation in their new homeland within the framework of the emerging colonization policy of the Porte during the 1820s–1850s. In this regard, this article clarifies some circumstances of the stay and activity in the Ottoman state of one of the significant figures of the Hadjret resistance in the Trans-Kuban region - Prince Hatokshoko Mohammed Asha.

Full Text

Одним из итогов Кавказской войны стал начавшийся на ее завершающей стадии процесс массового переселения представителей горских народов в Османскую империю, известный в отечественной историографии и обществен-ном обиходе как мухаджирство . Его первым значимым актом можно считать прибытие в Стамбул в декабре 1858 г. 1060 кубанских черкесов и ногайцев, ко-торые, согласно официальному османскому документу, «покинули свою страну и пожертвовали своим имуществом, чтобы укрыться под спасительным крылом Высокого Халифата» [BOA. İ.DH 420/27766]. Это событие положило начало длившемуся с переменной интенсивностью в течение нескольких следующих десятилетий потоку преимущественно вынужденной миграции, приведшему к формированию на Ближнем Востоке северокавказского рассеяния численностью в сотни тысяч человек – главным образом адыгов, абхазов и абазин. Очевидно, однако, что задолго до указанного времени имели место спора-дические групповые и индивидуальные переселения жителей Северного Кавказа на османскую территорию, прямо или опосредованно обусловленные россий-ской военно-политической экспансией в регионе и в какой-то степени предопре-делившие как направление будущих миграционных волн, так и базовые принци-пы политики Порты в отношении кавказских мухаджиров. Целью настоящей работы, опирающейся преимущественно на турецкие архивные источники и немногие свидетельства современников, является выявление основных фактов иммиграции в пределы султанской империи общин и семейств выходцев из ис-торической Черкесии и характеристика особенностей их приема, расселения и адаптации в новой для них стране в хронологических границах от первых доку-ментально зафиксированных эпизодов данного рода в 1820-х гг. до разворачи-вания масштабного исхода черкесов с родины на рубеже 1850-х – 1860-х гг., иными словами, в период и на фоне продолжающейся Кавказской войны. Наиболее ранним известным нам свидетельством османских документов о перемещении населения Северо-Западного Кавказа в султанские владения явля-ются относящиеся к первой половине 1820-х гг. упоминания о попытке эмигра-ции какой-то части «беглых» кабардинцев или хаджретов. В составленном в ок-тябре 1822 г. укрывшимися в крепости Анапа представителями кабардинского духовенства и знати обращении на имя шейх-уль-ислама (главного муфтия им-перии) выражалась просьба ходатайствовать перед Портой об их приеме и посе-лении в османских землях «как мухаджиров… ввиду невозможности терпеть далее гнет России» [BOA. HAT 1102/44553-B, 1102/44553-C]. В начале декабря комендант крепости Сейид Ахмед-паша переправил это прошение своему пра-вительству с собственными пояснениями, в которых отмечал, что кабардинцы, «…сражаясь с русскими, своими силами пробились через границу и прибыли на территорию Высокого Государства (т.е. в Анапу. – Г.Ч.)», откуда намеревались отплыть в Стамбул, но были остановлены до выяснения позиции Порты по дан-ному вопросу [BOA. HAT 1102/44553, 1102/44553-A]. По всей видимости, раз-решение на коллективную иммиграцию кабардинцев в «материковую» часть империи на этом этапе получено не было. Внутри стен самой Анапы, однако, данная община продолжала проживать под защитой местного гарнизона и в по-следующие годы. В ноябре 1824 г. Сейид Ахмед-паша обратился к Порте с просьбой предпринять необходимый демарш перед посольством России в Стамбуле в связи с «агрессивным расположением здешних русских служащих к беженцам кабардинского племени» [BOA. HAT 1042/43107]. Нахождение по-следних под покровительством Порты было подтверждено в августе 1825 г. и назначенным новым комендантом крепости губернатором Трабзонского эялета Чечен-заде Хаджи Хасан-пашой [BOA. HAT 1042/43104]. В одном из его доне-сений в столицу численность этой группы оценивалась в несколько сотен се-мейств [BOA. HAT 639/31452-A]. Уступка османами по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. земель закубанских черкесов России придала новый импульс эмиграционным настрое-ниям в среде адыгской знати. Так, в составленном в 1245 г.х. (не позднее 21 июня 1830 г.) послании натухайского предводителя Хунагу Девлет-Мирзы в Стамбул выражались разочарование и растерянность по поводу этого диплома-тического решения, сообщалось о росте числа жертв среди черкесов в столкно-вениях с русскими войсками и высказывалась настоятельная просьба в случае неспособности или нежелания Порты защитить лояльное ей население предо-ставить ему – «ради спасения женщин и детей» – убежище на находящейся под управлением султана территории [BOA. HAT 1106/44620-D]. Требования разъ-яснить новый статус региона и проявить «милость» к его жителям содержались и в написанном тогда же обращении более чем 30 шапсугских старшин и духов-ных лидеров к османским властям [BOA. HAT 1106/44620-L]. Эти ожидания и озабоченности были непосредственно доведены до сведения высокопоставлен-ных чиновников в Трабзоне и Стамбуле находившейся там летом-осенью 1830 г. представительной делегацией натухаевцев и шапсугов. Вскоре после этого на утверждение султана Махмуда II (1808-1839) поступило предложение великого везира о поселении в «подходящих местах» государства не желающих оставать-ся под российской оккупацией черкесов [BOA. HAT 1106/44620], лежавшее, в сущности, в русле 13-й статьи упомянутого договора, которая предоставляла российским и османским подданным право на свободный переезд из одной страны в другую в течение 18 месяцев после его ратификации [Шеремет 1975: 155-156]. Судя по всему, плодом описанной активности стал доставленный в Черке-сию в ноябре того же года должностным лицом по имени Салахур (Силяхдар?) Мехмед-ага и известный нам лишь по упоминаниям в русских источниках сул-танский фирман, санкционировавший прием в османское подданство и перевоз-ку на османских судах черкесов, готовых покинуть родину в ограниченный срок с марта по май 1831 г. Впрочем, согласно донесению российского агента, это приглашение вызвало резко негативную реакцию участников «собрания старшин шапсугского и натухайского народов», возмущенных отказом Порты от участия в дальнейшей судьбе их страны [Томкеев 1898: 196; Фелицын 1904: 14-15]. Тем не менее, несмотря на отсутствие соответствующих документальных подтвер-ждений, нельзя исключать, что незначительное число протурецки настроенных представителей верхушки западноадыгских субэтносов все-таки воспользова-лось в последующие месяцы этой возможностью для эмиграции. Достоверный факт переселения в Османскую империю крупной группы от-мечен лишь в 1250 / 1834-35 г., когда в порт Самсун в организованном порядке несколькими партиями было доставлено примерно 400 семейств (домохо-зяйств) «черкесских и кабардинских мухаджиров» [BOA. HAT 737/34972] . По некоторым данным, этому предшествовало обращение их представителей к трабзонскому губернатору с констатацией утраты ими из-за военных действий почти всего своего имущества и угрожающей их жизням на родине опасности. Примечательно, что созданная по этому поводу османскими властями комиссия дала разрешение на их иммиграцию с условием ее осуществления «семьями» [İpek et al. 2016: 25, 336], что указывает на наличие у Порты уже на этом этапе определенных демографических и хозяйственных расчетов в связи с кавказским мухаджирством. Распоряжение великого везирата, изданное вслед за прибытием названных семейств и квалифицировавшее их как «достойных высочайшего милосердия и сострадания… беженцев», предусматривало их безвозмездное наделение землей в санджаках Самсун, Амасья и Чорум в Центральной Анатолии и освобождение от всех налогов на 3 года [BOA. HAT 737/34972]. Заслуживающим внимания положением этого документа представляется назначение, «подобно другим племенам», предводителем (бей) всей группы некоего Мехмед-бея «из их знати», что напоминает применявшуюся центральной властью до середины XIX в. практику управления через традиционных лидеров проживающими на терри-тории империи полуавтономными сообществами (туркменскими, курдскими, албанскими племенами и др.) [Çelik 1999: 64-65; Orhonlu 1987]. Несмотря на очевидное стремление османского руководства к скорейшему превращению своих новых подданных в благополучный, самодостаточный и, соответственно, налого- и военнообязанный элемент населения, реальный про-цесс их поселения и адаптации в стране оказался сопряжен с немалыми трудно-стями и не лишен некоторого драматизма. В этом отношении показательно адресованное султану недатированное прошение за подписью «главы (мир) трех-четырех сотен семейств… черкесских и кабардинских бедняков» Хатозук-оглу Чолака Мехмед-бея, который, бесспор-но, является тем же лицом, что и вышеназванный назначенец Порты. Более того, едва ли приходится сомневаться в том, что данный персонаж есть не кто иной, как известный участник хаджретского сопротивления в Закубанье князь Маго-мет Атажукин (Хатокшоко) [см. о нем: Алоев 2019; Мирзоев, Чанак 2022a], за-фиксированное в источниках прозвище которого на его родном языке – Iэшэ (русифиц. аша), – как и турецкое чолак, означает «сухорукий, косорукий, без-рукий». По свидетельству знавшего Атажукина барона Торнау, в 1834 или 1835 г. он, «тяжело раненный в правую руку, лишился возможности владеть оружи-ем и поехал в Турцию лечить рану» [Торнау 2008: 331]. Трудно судить о нали-чии у князя других мотивов для этой поездки, помимо медицинских. Заметим лишь, что факт немедленного и безоговорочного признания его лидерства османскими властями указывает на определенные феодально-иерархические и владельческие отношения между ним и значительной частью остальных пересе-ленцев, что в свою очередь наводит на мысль о намерении (или попытке) обос-новаться в новой стране традиционной общиной – вместе с представителями за-висимых групп и сословий. Что касается времени появления документа, то, со-гласно содержащемуся в самом тексте указанию, он был написан по прошествии одной зимы после миграции, то есть, по-видимому, весной 1835 г. Автор прошения после выражения чувств верноподданства государству османов и монаршей особе подчеркивал, что находящиеся под его началом му-хаджиры, «лишившись родины и дома», прибыли в Анатолию в надежде «обре-сти покой под сенью Халифата». Из дальнейшего изложения следовало, что по-сле долгих блужданий в районе Самсуна черкесы, перейдя Понтийский хребет, добрались до Мерзифона и затем Чорума, где «минувшей зимой» были оста-новлены чиновниками, которые, вероятно, намеревались рассредоточенно посе-лить их в этом и соседних санджаках. В противовес этому Мехмед-бей, напоми-ная, что его соотечественники «подобны племенам и общинам» (ашаир ве ка-баиль мисиллю олдуклары), и ссылаясь на их «бедственное положение» и незна-ние ими турецкого языка и обычаев страны, просил султана дать указание мюте-селлиму (исполняющему обязанности главы администрации) Чорума «собрать» группу на расположенной в местности Кадыкёй в нахийе Эмляк «пустующей и заброшенной на протяжении ста пятидесяти лет земле,… достаточной для сов-местного поселения пяти-шести сотен семейств», а также землях в «других под-ходящих местах» того же санджака. В заключение выражалось пожелание о предоставлении переселенцам отсрочки в несколько лет от призыва на военную службу, по истечении которой каждое семейство должно было начать выстав-лять по одному воину для османской регулярной кавалерии [BOA. C.DH 137/6832]. К лету 1835 г. предложения Чолака Мехмеда о компактном поселении ука-занных семейств в Чоруме были в принципе одобрены Министерством внутрен-них дел [Мирзоев, Чанак 2022b: 82-83], однако, судя по отсутствию в последу-ющий период упоминаний о сколько-нибудь крупной колонии северокавказцев в этом районе, на практике они не были реализованы в полной мере, возможно ввиду выявившейся недостаточности здесь фактически и юридически свободных земель (см. ниже о коллизии 1840 г.). С другой стороны, нельзя полностью ис-ключать и того, что власти в конечном счете предпочли воздержаться от сов-местного размещения этой группы, к тому же под эффективным контролем над ней со стороны ее феодального предводителя . Во всяком случае, примерно в этот период завершаются роль и полномочия Магомета Атажукина как фор-мально признанного лидера своего сообщества в Османской империи. Не позд-нее начала 1836 г. он вернулся на родину, где спустя ряд лет закончил свой жизненный путь в сражении с русскими [Торнау 2008: 356; Мирзоев, Чанак 2022a: 39]. Немногочисленные документальные данные о дальнейшей судьбе имми-грантов 1834-1835 гг. свидетельствуют о быстрой фрагментации этой группы, позволяя лишь в общих чертах установить основные места постоянного или временного нахождения некоторых ее частей в Анатолии. По всей видимости, в санджаке Самсун, где изначально высадились пересе-ленцы, после ухода оттуда основного их массива осталось сравнительно не-большое число черкесов. В реестре населения (нюфус дефтери) центральной казы этого округа за 1250 / 1834-35 г. в категории «чужеземцев и гостей» заре-гистрированы «кабардинские и анапские мухаджиры» в количестве 123 душ мужского пола. Из актуализированной же в 1261 / 1845 г. версии этого реестра следует, что в течение десятилетия 43 из них умерли, 19 выбыли из казы (в ос-новном в соседние казы и санджаки, но также в Стамбул, Хиджаз и Египет), а 1 вернулся на Кавказ. При 8 родившихся и 36 прибывших из-за пределов казы за указанное время численность группы сократилась до 104 человек [İpek et al. 2016: 19, 336-340; Karagöz 2017: 1518-1519]. Даже с учетом возможной неточ-ности и недостаточной репрезентативности данной статистики она вполне опре-деленно отражает впечатляюще высокие уровни текучести и особенно смертно-сти среди иммигрантов в первые годы их пребывания на новой родине. Вероят-но, сопоставимое число кавказцев осело в этот период и в других частях сан-джака, что подтверждают, к примеру, упоминания в окружном реестре населен-ных пунктов 1253 / 1837-38 г. о «селе черкесских мухаджиров» в казе Арым (ныне Чаршамба) и двух сельских мухтарах (старостах) с прозвищем «Черкес-оглу» в казах Арым и Кавак [Erler 2009: 183, 184, 190] . Какая-то часть семейств, о которых шла речь в прошении Чолака Мехмеда, по-видимому, была, в соответствии со стремлением Порты, мелкими партиями поселена в регионе Амасьи и Чорума. Так, известно, что в июне 1835 г. около 50 иммигрантов переместились в санджак Амасья, где им была предоставлена пустующая земля в нахийе Аргома (ныне Сулуова). Принимая во внимание тяжелое физическое и материальное положение этой группы, власти пошли навстречу просьбе ее лидера Тахир-бея «из кабардинской знати» об освобождении его подопечных от налогов, сборов и пошлин «до обретения ими благосостояния» [BOA. C.DH 161/8028, 216/10776; BOA. HAT 680/33173]. О черкесской колонизации в санджаке Чорум можно судить по прошению, поданному в начале 1840 г. султану от имени «поселенных некоторое время назад… в окрестностях городка Чорум» 20 семейств их представителями Хаджи Омером и Хаджи Мехмедом. В документе содержалась жалоба на препятствия, чинимые мухаджирам местными жителями в строительстве домов и занятии сельским хозяйством, а также просьба об отсрочке уплаты налогов (последнее указывает на факт иммиграции более 3 лет назад). Последовавший в связи с этим султанский фирман в довольно строгих выражениях предписывал окруж-ным властям проявить милосердие к данной общине «как беженцам и бедня-кам», в частности обеспечить их безопасное проживание в выбранном ими месте и невзыскание с них налогов в течение 5 лет с соответствующим указанием ми-нистру финансов [Korkmaz 1995: 118-120]. Впрочем, этот конфликт, в основе которого, скорее всего, лежали подкрепленные традиционными правами поль-зования претензии коренного населения на занятую иммигрантами землю, не удалось урегулировать на месте, и в конце того же года Портой было принято решение о переводе названных семейств в санджак Кютахья в Западной Анато-лии [BOA. İ.MVL 13/201]. Достаточно отчетливо прослеживается также перемещение из Самсуна, Амасьи и Чорума в западном направлении и поселение на территории государ-ственного землевладения (чифтлика) Чифтелер в санджаке Эскишехир 40 се-мейств, изъявивших желание быть включенными в эту относительно отлажен-ную хозяйственную структуру. Указанный чифтлик площадью около 180 тыс. гектаров и всего с десятком находящихся в его границах сел числился за Воен-ным министерством и располагал крупным конным заводом и другими ското-водческими и земледельческими предприятиями [Köksal 2009: 333-343, 358]. Хотя первые упоминания о планируемой отправке туда черкесов относятся к лету 1836 г. [BOA. C.DH 83/4135; BOA. HAT 1418/58002], их достоверное при-сутствие в хозяйстве отмечено лишь в 1838 г., когда, по сообщению официаль-ного хрониста Ахмеда Лютфи-эфенди, было издано высочайшее повеление о выделении 50 тыс. курушей на обеспечение данных семейств «возможностями для занятия хлебопашеством… из сострадания к их бедности и нужде» [Ahmed Lütfî 1999]. В султанском же рескрипте от декабря 1838 г. говорилось о покры-тии половины расходов на их «пропитание» из средств самого чифтлика, а по-ловины – из доходов четырех ближайших к нему санджаков [BOA. HAT 381/20572-F, 381/20572]. Известно, что образовавшие в Чифтелере село Черкескёй («черкесское се-ло») мухаджиры в 1843 г. обратились к окружной администрации с просьбой о строительстве для них мечети и примечетной начальной школы. Несмотря на наличие подобных объектов в двух находящихся в пределах пешей доступности соседних селах, власти после некоторых колебаний согласились с обоснованно-стью стремления черкесов к обладанию собственной мечетью и распорядились о составлении сметы для ее сооружения [Güneş 2014: 446]. Данный факт может, очевидно, свидетельствовать как о достаточно успешной социально-экономической адаптации этой общины, так и о ее тяготении к определенной культурной изоляции от окружающего населения. Вышеприведенными примерами, безусловно, не исчерпываются все марш-руты передвижения и места поселения иммигрантов 1834-1835 гг., обстоятель-ства колонизации и адаптации многих из которых, вероятно, не получили отра-жения в источниках. Документально не зафиксированными могли остаться и факты прибытия в Османскую империю мелких групп переселенцев из Черкесии, предположитель-но имевшие место во второй половине 1830-х гг. и позже. Так, не вполне ясно время возникновения локализуемого в центральной казе санджака Амасья села Куту, которое впервые упоминается в окружном налоговом реестре (теметту-ат дефтери) 1256 / 1840-41 г. как «новое» и состоящее из 16 семейств, вклю-чающих в себя 46 лиц мужского пола [Genç 2020: 88]. Согласно аналогичному реестру 1259 / 1843-44 г., в селе проживало то же количество семейств при все-го лишь 27 лицах мужского пола (последняя цифра маловероятна и, скорее все-го, является следствием распространенной практики сокрытия числа податных членов домохозяйств). При этом несколько семейств все еще не имели земли и какого-либо дохода [Genç 2020: 88; Serbestoğlu, Yıldırım 2017: 1498-1503], что может объясняться их недавним заселением либо испытываемыми экономиче-скими трудностями. Судя по всему, процесс адаптации сельчан, характеризуе-мых в документах как кабардинцы, не был простым, что в последующие годы проявилось в их неспособности платить налоги, несмотря на неоднократное продление льгот по ним [BOA. İ.MVL 114/2728]. В сентябре 1851 г. в админи-страцию санджака поступило заявление жителей села за подписями 6 лиц ду-ховного звания с просьбой об очередной налоговой отсрочке «до обретения имущества и благосостояния» [BOA. A.MKT.UM 74/64]. Однако после изучения властями вопроса на местном и центральном уровнях Порта в феврале 1852 г. постановила отказать в удовлетворении этого прошения. Изданным в этой связи указом предписывалось взыскать с иммигрантов, поселенных не только в Куту, но и ряде других районов страны, все налоги и недоимки, образовавшиеся после истечения 3-летнего периода их льгот. Одновременно было провозглашено о начале по прошествии указанного срока призыва в армию иммигрантов соответ-ствующего возраста [BOA. İ.MVL 231/8005; BOA. A.MKT.MVL 50/99]. Несо-мненно, что такие решения диктовались прежде всего необходимостью укреп-ления подорванного финансового и военного потенциала государства в услови-ях обострения «восточного вопроса» накануне Крымской войны. Относящееся же к 1858 г. свидетельство о Куту известного русского учено-го Петра Чихачева дает основание для заключения о выработке к этому времени весьма своеобразной хозяйственной специализации села, состоявшей в выпол-нении им функций своего рода «депо и агентства» для промышлявших между Анатолией и Кавказом черкесских работорговцев и ориентированной на осман-ский элитный спрос «фабрики живого товара» [Tchihatcheff 1859: 74-75; Дзид-зария 1982: 266-267] . Несмотря на откровенно обличительный по отношению к Порте, равно как и к «мятежным кавказским подданным России» [Tchihatcheff 1859: 73] пафос автора и, возможно, сознательное акцентирование им внимания на данной теме, следует отметить, что отдельные османские источники середи-ны 1850-х гг. также упоминают о причастности проживающих в Амасье черке-сов к незаконной работорговле, в том числе к порабощению свободнорожден-ных людей [BOA. HR.MKT 161/41]. С середины 1840-х гг. несколько усилился приток небольших партий и от-дельных семей с Северо-Западного Кавказа в Трабзон, Самсун и реже Стамбул , что, по-видимому, было связано с нарастающим ожесточением русско-черкесского военного противостояния и обострением социальной борьбы внут-ри адыгского общества [Касумов, Касумов 1992: 99-104]. Посетивший в эти го-ды Трабзон немецкий путешественник и естествоиспытатель Мориц Вагнер опи-сывает город как «место встречи всех поддерживающих политические связи с Турцией черкесов и абхазов… и всех беженцев из России» [Wagner 1852: 156]. Основным регионом колонизации черкесских иммигрантов в этот период выступает Южное Мраморноморье. Летом 1845 г. в казу Михалич (ныне Кара-джабей) санджака Бурса были направлены приблизительно 60 семейств, до это-го временно размещавшихся в окрестностях Стамбула. Местом их поселения было избрано селение Улуабад на берегу одноименного озера, где имелись об-ширные неиспользуемые пахотные земли, принадлежавшие вакфу султана Ба-язида I (1389-1402). Эти земли были распределены между названными семей-ствами с условием «их благоустройства ими… и ежегодного внесения приемле-мой арендной платы» в счет доходов вакфа. В связи с этой колонизацией Порта, предвидя, очевидно, дальнейшее прибытие в страну кавказских и иных пересе-ленцев, впервые сочла необходимой выработку некой общей, но при этом чрез-мерно не обременительной для государственной казны схемы их хозяйственного обустройства, нацеленной на скорейшее превращение иммигрантов в произво-дительный элемент населения. Согласно утвержденному султаном по представ-лению Высшего совета по правовым решениям «временному порядку», сред-ства на строительство жилья и приобретение аграрного инвентаря должны были выделяться мухаджирам взаймы из провинциальных налоговых поступлений с обязательным предоставлением ими «кругового поручительства» и «надежной расписки» о возвращении полученных денег. В соответствии с этим принципом, поселяемой в Улуабаде общине было выдано 79 тыс. курушей, подлежавших выплате в рассрочку в течение следующих 4 лет. Безвозмездно в качестве «вы-сочайшего дара» было предоставлено семенное и продовольственное зерно (пшеница, ячмень и просо) и некоторые другие продукты питания и предметы первой необходимости. Срок освобождения от налогов также составил 4 года [BOA. İ.MVL 73/1394, 299/12169; Sarıbal 2018]. Поселение черкесов в Улуабаде весьма примечательно также тем, что оно было сопряжено с первым серьезным конфликтом между кавказскими имми-грантами и христианскими подданными Порты. Данное село и окружающий его район были компактно населены православными греками , которые с крайним беспокойством восприняли появление здесь мухаджиров-мусульман с чуждым им социокультурным профилем. Предположительно в конце 1846 г. ими была направлена в российское посольство в Стамбуле жалоба, в которой утвержда-лось, что переселенцы , находящиеся в беспрекословном подчинении у своего «именуемого ханом» лидера, жестоко притесняют коренных жителей при пол-ном попустительстве местной администрации. Особую обиду сельчан вызывал факт предоставления властями черкесам значительной денежной помощи, тогда как грекам, пострадавшим несколькими годами раньше от землетрясения, якобы было отказано в подобной поддержке. В заключение авторы обращения преду-преждали, что в случае непресечения правительством бесчинств черкесов и направления в село, согласно имеющим хождение слухам, еще 24 их семейств местным христианам не останется ничего другого, как искать себе новое место жительства. В ответ на ноту российского посла османские власти провели рас-следование изложенных в документе утверждений, придя к выводу об их бес-почвенности или, по крайней мере, сильной преувеличенности. Тем не менее, во избежание создания повода для дальнейшего иностранного вмешательства (ана-логичная петиция была направлена улуабадцами и английскому послу, также за-явившему протест Порте [MacFarlane 1850: 413]) было решено предупредить черкесов о недопустимости такого поведения, а в случае продолжения жалоб – перевести их в другое место [BOA. HR.MKT 17/19] Несколько иной, хотя в целом не противоречащий приведенной выше ин-формации официальных документов и отчасти дополняющий ее взгляд на чер-кесско-греческую коллизию в Улуабаде содержат свидетельства проведшего там несколько дней в ноябре 1847 г. британского историка и писателя Чарльза Макфарлейна. Опираясь в основном на сведения, почерпнутые из бесед со ста-ростой греческой части села, он сообщает, что данная община иммигрантов, «изгнанная с родины русскими или какими-то из их собственных кланов, нахо-дящимися в союзе с русскими», после прибытия в Улуабад вместо создания от-дельного села на прилегающих к озеру свободных невозделанных землях пред-почла силой занять сады, обработанные поля и даже жилища греков в самом се-ле. При этом попытки последних восстановить справедливость посредством апелляций к стамбульским властям и европейским дипломатам не принесли ре-зультата, поскольку, хотя Порта и направила окружной администрации распо-ряжение о необходимости возвращения владельцам их захваченной собственно-сти, оно было проигнорировано «пашой Бурсы», получившим от «вождя» чер-кесов взятку в виде молодой невольницы [MacFarlane 1850: 412-413]. По наблюдениям Макфарлейна, непримиримость сторон усугублялась тем обстоятельством, что обе были до фанатизма привержены каждая своей рели-гии, и в то время, как черкесы не упускали случая оскорбительно высказаться о вере своих соседей и пригрозить осквернить их недавно возведенный храм, гре-ки искренне полагали, что последний дал трещину и осадку из-за разгневанности его небесного покровителя – архангела Михаила – присутствием в селе «задири-стых иноверцев», уже успевших построить собственную небольшую деревян-ную мечеть [MacFarlane 1850: 410-411, 413]. На самого же путешественника и его спутников встреченные ими черкесы бросали «недружелюбные взгляды», а их дети награждали их кличками «гяур» и «москоф» (московит) [MacFarlane 1850: 415]. По сведениям британца, в селе насчитывалось 30 греческих и столько же черкесских семейств, причем часть последних проживала в захваченных домах коренных жителей, но большинство – в построенных ими самими маленьких глинобитных мазанках, «ничем не уступавших лачугам греков». В отличие от местного населения, колонисты не пренебрегали заготовкой на зиму сена и оде-вались «гораздо лучше и изящнее, чем османцы». Вместе с тем иммигранты уже успели приобрести на новой родине дурную славу не только искусных ското- и конокрадов, но и неисправимых торговцев «живым товаром», не брезгующих продажей состоятельным туркам собственных детей и похищением в тех же це-лях детей местных христиан [MacFarlane 1850: 414-416]. Впрочем, на деле ско-рее могла иметь место контролируемая традиционной феодальной верхушкой торговля членами зависимых сословий, стимулировавшаяся высоким рыночным спросом и несомненными материальными проблемами всех слоев переселенцев, не исключая и знать . Вероятно, именно с тяготами и лишениями первых лет иммиграции было связано и двукратное сокращение с 1845 по 1847 г. (при условии корректности вышеприведенных цифр) количества семейств в улуабад-ской общине. Показательно, что на нее также было распространено упомянутое постановление 1852 г. о непрощении просроченных мухаджирских долгов по налогам [BOA. A.MKT.MVL 50/99]. В конце 1852 г. в Улуабад прибыли еще 5 черкесских семейств в количе-стве 47 душ. Эти лица, иммигрировавшие предположительно в октябре, перво-начально разместились в издавна пользовавшемся популярностью среди севе-рокавказцев стамбульском квартале Топхане в домах, снятых на выданные им властями пособия в размере 5 кесе на человека. В направленном на имя султана одним из лидеров группы Ахмед-беем прошении констатировалось, что они «покинули свою страну Кабарду… из-за ее захвата Российским государством», и выражалась просьба оказать им, «как это принято в отношении дагестанских и черкесских мухаджиров», милость в виде предоставления постоянного жилья и назначения денежных жалований [BOA. İ.MVL 251/9218]. Такая формулировка связанных с дальнейшей жизнью на новой родине ожиданий, похоже, несколько озадачила османское руководство, усмотревшее в ней стремление иммигрантов к иждивенческому и к тому же городскому (предпочтительно столичному), но не сельскому образу поселения. В представленной султану Высшим советом по правовым решениям докладной записке отмечалось, что, хотя государству не составит труда «обеспечить едой и питьем» подателей заявления, это может по-служить основанием для требований «других таких же, которые, думается, от-ныне будут прибывать партиями». Поэтому вместо рассмотрения вопросов раз-мещения и обустройства каждой общины, семьи или индивида в отдельности было предложено ввести в действие «постоянный порядок» колонизации аграр-ных иммигрантов, предусматривающий их наделение «достаточным» количе-ством свободной казенной земли, выделение им из провинциальных средств займов на обзаведение домами и сельскохозяйственными орудиями и их осво-бождение от всех налогов на срок от 4 до 5 лет, чем должны были быть решены две важные государственные задачи – интеграция переселенцев в местный класс крестьян-производителей и хозяйственное освоение пустующих земель в Ана-толии [BOA. İ.MVL 251/9218; BOA. A.MKT.MVL 57/78]. Вслед за утверждением султанским рескриптом этих предложений указан-ные семейства были переправлены на лодках из Стамбула в санджак Бурса, где предпочли поселиться рядом со своими соотечественниками в Улуабаде. При-мечательно, что поданное перед поселением главой одного из семейств по име-ни Хаджи Ислам-эфенди прошение о назначении ему временного жалованья и разрешении на проживание в городе Бурса также было отклонено Портой, под-твердившей обязательность занятия всех членов группы «землепашеством или торговлей» [BOA. İ.MVL 299/12169]. Такое в целом нетипичное для османских властей игнорирование просьбы иммигранта духовного звания, каковым, по-видимому, являлось названное лицо, явно свидетельствовало о твердом стрем-лении к претворению в жизнь означенных целей официальной колонизационной политики. Вместе с тем ввиду обнаружившегося исчерпания в окрестностях села свободных государственных и вакфных земель вновь прибывшие семьи были по решению властей размещены на находящихся в собственности их предшествен-ников, но не обрабатываемых ими участках на условиях их испольной аренды. При этом 3 семействам из 5 не удалось по причине их бедности найти среди своих соплеменников поручителей для получения займа. На запрос провинци-альной администрации в Стамбул о возможности выделения им денег без со-блюдения этого требования Порта ответила отказом («во избежание составле-ния примера для будущих мухаджиров»), но рекомендовала в качестве выхода из положения поощрить местных жителей к поручительству за своих малоиму-щих новых соподданных, после чего всем иммигрантским семьям было выпла-чено по 3 тыс. курушей подъемных [BOA. İ.MVL 299/12169]. В изученных источниках не выявлено сведений о создании черкесскими иммигрантами других сколько-нибудь значимых колоний на османской терри-тории в рассматриваемый период, хотя в документах конца 1840-х – начала 1850-х гг. и встречаются единичные упоминания о прибытии в империю и посе-лении в различных регионах малых коллективов и отдельных семей и лиц . В период Крымской войны османскому командованию удалось привлечь в состав т.н. Батумской армии для восполнения дефицита кавалерии несколько сотен иррегуляров из Абхазии и Черкесии, участвовавших главным образом в операциях в Западном Закавказье [Allen, Muratoff 1953: 95-96; BOA. A.AMD 51/81; BOA. A.MKT.MHM 60/36], однако данных об уходе кого-либо из них вместе с турецкими войсками в Анатолию нет. Достоверно известно лишь об иммиграции в конце 1853 г. через Эрзурум 4 или 5 представителей черкесской знати с намерением «сражаться вместе с османскими войсками». Все они сразу по прибытии вступили в подданство Порты, а их семьям на время их пребыва-ния в Эрзуруме султанским указом были назначены ежемесячное жалованье в размере 425 курушей и поденное пособие в 12 окк хлеба [BOA. İ.DH 282/17705, 283/17755; BOA. İ.MVL 306/12615; BOA. A.MKT.NZD 109/35]. В послевоенные годы отмечен ряд обращений к властям лиц, обозначающих себя как «черкесские мухаджиры», с просьбами о предоставлении им пенсий или ма-териальной помощи за проявленное в ходе боевых действий отличие, но не вполне ясно, переселились ли они в Османскую империю в период войны или до нее [BOA. A.AMD 87/79, 88/15; BOA. A.MKT.MHM 215/45; BOA. A.MKT.NZD 202/91, 235/2, 284/101, 287/48; BOA. A.MKT.UM 261/22]. Уже по окончании войны, в конце 1856 г., иммигрировал некий майор русской службы Хасан-бей, зачисленный в османскую армию с сохранением ему того же звания [BOA. A.MKT.NZD 211/57]. В дальнейшем, вплоть до конца 1850-х гг., известные нам официальные документы не фиксируют фактов прибытия в страну выходцев с Северо-Западного и Центрального Кавказа. Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что уже на достаточно раннем этапе Кавказской войны, в начале-середине 1820-х гг., наметился и в дальнейшем усиливался поток миграции в Анатолию жителей Черкесии – пред-ставителей феодально-патриархальных и военно-политических элит, аграрных общин, духовенства и др. Независимо от обстоятельств переселения, мотивов и устремлений конкретных коллективов и индивидов очевидно, что владения сул-тана-халифа рассматривались ими как более безопасное место для проживания и отчасти сохранения привычного социально-экономического и культурного уклада по сравнению с подвергавшимся все большему давлению российской во-енно-государственной машины Кавказом. Будучи в значительной мере обуслов-лено историческими связями населения региона с османско-мусульманским ми-ром (особенно усилившимися с конца XVIII в. на фоне российской экспансии), это раннее мухаджирство в то же время стало предвестником и подготовило определенную почву для исхода черкесских переселенцев и беженцев на осман-скую территорию после окончательного покорения Россией Северо-Западного Кавказа в 1860-х гг. Ввиду далекого от благополучия финансового положения османского госу-дарства и отсутствия у него сколько-нибудь четкой программы и достаточного опыта переселенческой колонизации, прибывавшие в страну группы, несмотря на их немногочисленность, похоже, порой сталкивались с серьезными пробле-мами материального и гуманитарного свойства, хотя, вероятно, и не столь тя-желыми и продолжительными, как это имело место на последующих, массовых стадиях мухаджирства. При несомненном отсутствии у Порты в рассматривае-мый период цели привлечения в страну иммигрантов с Кавказа очевидно, что по мере их притока происходила выработка некоторых общих принципов и мето-дов их поселения в соответствии с демографическими, экономическими и поли-тическими интересами империи. В частности, уже на данном этапе проявились такие присущие османской колонизационной политике второй половины XIX в. подходы, как дробление крупных общин, использование новых подданных для хозяйственного освоения пустующих земель и коррекции этноконфессиональ-ного баланса в отдельных местностях, поддержка аграрных иммигрантов по-средством налоговых льгот и ограниченных выплат из провинциальных бюдже-тов и др. На основе имеющихся сведений о численности прибывших партий и с уче-том вероятного неотражения изученными источниками всех фактов иммиграции количество черкесских переселенцев указанного периода может быть очень приблизительно оценено в 3-4 тыс. чел. Несомненно, что какая-то их часть по-сле переселения отделилась по различным причинам от своих общин и прошла индивидуальный путь интеграции и ассимиляции в османское общество, не оставив о себе свидетельств в официальных документах. Большинство, однако, явно тяготело к общинному и до известной степени культурно-изолированному поселению, позволившему некоторым колониям (в Чифтелере, Улуабаде и др.), несмотря на их малочисленность и взаимную удаленность, сохранить свою эт-ническую идентичность вплоть до эпохи массового мухаджирства, а с его нача-лом – стать центрами притяжения для вновь иммигрирующих групп своих со-отечественников [Köksal 2009; Sarıbal 2018].
×

About the authors

Georgy V. Chochiev

V.I. Abaev North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies of the Vladikavkaz Scientific Centre of RAS

Email: georg-choch@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8082-7806

References

  1. Алоев 2019 – Алоев Т.Х. Хатокшоко Магомет Аша: вступая на путь легенды // Вестник КБИГИ. – 2019. – № 4-1 (43). – C. 29-35. – doi: 10.31007/2306-5826-2019-4-1-43-29-35.
  2. Дзидзария 1982 – Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. – Сухуми: Алашара, 1982. – 530 с.
  3. Касумов, Касумов 1992 – Касумов А.X., Касумов X.А. Геноцид адыгов. Из истории борьбы адыгов за независимость в XIX веке. – Нальчик: Логос, 1992. – 199 с.
  4. Мирзоев, Чанак 2022a – Мирзоев А.С., Чанак М.-Р.К. Личность Магомет Аш Атажуки-на в контексте участия Хаджретской Кабарды в Кавказской войне // Кавказология. – 2022. – № 2. – С. 37-54. – doi: 10.31143/2542-212X-2022-2-37-54. – EDN: BVRPLU.
  5. Мирзоев, Чанак 2022b – Мирзоев А.С., Чанак М.-Р.К., «Вольные кабардинцы» в кон-тексте русско-турецких и османо-черкесских отношений первой половине XIX столетия на основе российских и османских источников // Кавказология. – 2022. – № 4. – С. 69-87. – doi: 10.31143/2542-212X-2022-4-69-87. – EDN: EKRGKJ.
  6. Томкеев 1898 – Томкеев В.И. Кавказская линия под управлением генерала Емануеля // Кавказский сборник. – 1898. – Т. 19. – С. 120-220.
  7. Торнау 2008 – Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. – М.: АИРО-XXI, 2008. – 456 с.
  8. Фелицын 1904 – Фелицын Е.Д. Князь Сефер-бей Зан. Политический деятель и побор-ник независимости черкесского народа // Кубанский сборник. – 1904. – Т. 10. – С. 1-167.
  9. Хан-Гирей 1978 – Хан-Гирей. Записки о Черкесии. – Нальчик: Эльбрус, 1978. – 333 с.
  10. Чочиев 2015 – Чочиев Г.В. Некоторые проблемы адаптации черкесских иммигрантов в Османской империи во 2-й половине XIX в. (по обращениям иммигрантов к властям) // Вестник КБИГИ. – 2015. – № 3 (26). – C. 27-34.
  11. Шамиль… 1953 – Шамиль – ставленник султанской Турции и английских колонизато-ров (сборник документальных материалов) / Под ред. Ш.В. Цагарейшвили. – Тбилиси: Гос-издат Груз. ССР, 1953. – X+562 с.
  12. Шеремет 1975 – Шеремет В.И. Турция и Адрианопольский мир 1829 г. Из истории Восточного вопроса. – М.: Наука, 1975. – 230 с.
  13. Ahmed Lütfî 1999 – Ahmed Lütfî Efendi. Vakanüvis Ahmed Lütfî Efendi Tarihi. – Cilt 6-7-8. – İstanbul: Yapı Kredi Yayınları, 1999. – 1335 s.
  14. Allen, Muratoff 1953 – Allen W.E.B., Muratoff P. Caucasian Battlefields: A History of the Wars on the Turco-Caucasian Border (1828-1921). – Cambridge: Cambridge University Press, 1953. – XXII+614 p.
  15. BOA – Türkiye Cumhuriyeti Cumhurbaşkanlığı Devlet Arşivleri Başkanlığı Osmanlı Arşivi.
  16. Çelik 1999 – Çelik G. Osmanlı Devleti’nin Nüfus ve İskân Politikası // Divan. – 1999. – № 1. – S. 49-110.
  17. Erler 2009 – Erler M.Y. Osmanlı Nüfus Kayıtlarına Dair Alternatif Bir Kaynak: Defter-i Li-va-ı Canik (1837) // Uluslararası Sosyal Araştırmalar Dergisi. – 2009. – Cilt 2. – № 8. – S. 169-190.
  18. Genç 2020 – Genç S. 19. Yüzyılda Veray Kazasının Nüfusu ve Ekonomik Yapısı // 19 Mayıs Sosyal Bilimler Dergisi. – 2020. – Cilt 1. – № 2. – S. 79-104.
  19. Göyünç 1979 – Göyünç N. “Hâne” Deyimi Hakkında // Tarih Dergisi. – 1979. – № 32. – S. 331-348.
  20. Güneş 2014 – Güneş M. Kafkasya Muhacirlerinin Karahisar-ı Sahib’de İskânı ve Karşılaşılan Sorunlar (1861-1895) // Tarih Okulu Dergisi. – 2014. – № 18. – S. 421-452. – DOI: http://dx.doi.org/10.14225/Joh536.
  21. İpek et al. 2016 – İpek N., Karagöz R., Uslucan C. Canik Sancağı Samsun Kazasının Nüfus Yapısı (1834-1845). – Samsun: Canik Belediyesi Kültür Yayınları, 2016. – VI+509 s.
  22. Karagöz 2017 – Karagöz R. Nüfus Defterlerine Göre Samsun Kazasında Misafir ve Göçmen Nüfus (1834-1845) // Geçmişten Günümüze Göç / Editör O. Köse. – Samsun: Canik Belediyesi Kültür Yayınları, 2017. – Cilt 3. – S. 1515-1524.
  23. Korkmaz 1995 – Korkmaz Ş. H.1255-1264 (M.1839-1847) Tarihli Çorum Şeriyye Sicili (Transkripsiyon ve Değerlendirme). – Yayınlanmamış Yüksek Lisans Tezi. – Ankara: Gazi Ün-iversitesi, 1995. – VIII+669 s.
  24. Köksal 2009 – Köksal O. Osmanlı Dönüşüm Sürecinde Bir Devlet Teşebbüsü Olarak Çifteler Hâra-yı Hümayunu ve Türk Atçılığına Katkıları // Eskişehir Osmangazi Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi. – 2009. – Cilt 10. – № 2. – S. 333-363.
  25. MacFarlane 1850 – MacFarlane C. Turkey and Its Destiny: The Result of Journeys Made in 1847 and 1848 to Examine into the State of that Country. – L.: John Murray, 1850. – Vol. 1. – XII+543 p.
  26. Orhonlu 1987 – Orhonlu C. Osmanlı İmparatorluğu’nda Aşiretlerin İskânı. – İstanbul: Eren Yayıncılık, 1987. – XX+152 s.
  27. Redhouse 1856 – Redhouse J.W. An English and Turkish Dictionary, in Two Parts, English and Turkish, and Turkish and English. – L.: Bernard Quaritch, 1856. – XXVI+1149 p.
  28. Sarıbal 2018 – Sarıbal İ. Osmanlı Devleti’nde Muhaceret, İskân ve Entegrasyon: Bursa Sancağı Örneği (1845-1908). – İstanbul: İdeal Kültür Yayıncılık, 2018. – 186 s.
  29. Saydam 1997 – Saydam A. Kırım ve Kafkasya Göçleri (1856-1876). – Ankara: Türk Tarih Kurumu Yayınları, 1997. – 235 s.
  30. Serbestoğlu, Yıldırım 2017 – Serbestoğlu İ., Yıldırım R. Amasya Temettuat Defterlerinde Göçmen Haneler // Geçmişten Günümüze Göç / Editör O. Köse. – Samsun: Canik Belediyesi Kültür Yayınları, 2017. – Cilt 3. – S. 1497-1505.
  31. Tchihatcheff 1859 – Tchihatcheff P. Lettres sur la Turquie. – Bruxelles: Auguste Schnée, 1859. – 84 p.
  32. Tosun 2014 – Tosun M.D. Çeçenzade Hacı Hasan Paşa’nın Hayatı: Bulunduğu Görevler, Yaptığı Çalışmalar ve Aile Efradı. – İstanbul, 2014. – 225 s.
  33. Wagner 1852 – Wagner M. Reise nach Persien und dem Lande der Kurden. – Leipzig: Arnoldische Buchhandlung, 1852. – Band 1. – VIII+360 s.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Чочиев Г.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».