Excise policy of the tsarist government in the Transcaucasian region in the second half of the XIX – early XX century

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article is devoted to the study of the excise policy of Russia in the Transcaucasian region, the degree of its impact on the economic development of the region under study. The purpose of the study is to consider the amount of excise revenues contributed to the Russian treasury from various industries of the Transcaucasian Region and to determine the degree of its impact on the economic development of the region under study. Based on the study, generalization and review of archival materials and pre–revolutionary sources, an attempt is made to identify the features of the excise policy of the tsarist government in the second half of the XIX – early XX century in the studied region. The tasks related to introducing excise duty in the oil, tobacco, drinking and other industries are disclosed, analyzed and summarized. It is concluded that the excise policy was of great importance not only for replenishing the Russian treasury, it also had a significant impact on the development of various industries in the region under study.

全文:

Введение Закавказский край – геополитический регион, расположенный на границе Восточной Европы и юго-западной Азии, лежащий к югу от Каспия. В него вхо-дили Бакинская, Елизаветпольская, Тифлисская, Эриванская, Кутаисская губер-нии, Батумская и Карская области и Закатальский округ. Население Закавказского края по данным переписи 1897 г. составляло 4 593 960 человек [РГИА РФ. Ф. 1268. Оп. 16. Д. 92. Л. 40]. Кавказ отличали полиэтничность и большая языковая дробность населения – в его пределах проживало более 50 этносов [Исмаил-заде 2008: 55]. В Закавказском крае внедрялись те же законы, которые были распростране-ны на всей территории Российской империи. Современные исследователи отме-чают, что поначалу Закавказский край воспринимался российскими властями как колония наряду с Туркестаном, где при подготовке правительственных ме-роприятий рассматривался колониальный опыт Британии и Франции [Правилова 2006: 13]. Существование колониального статуса изучаемого региона поддер-живали в своих суждениях и исследователи советской эпохи [Мильман 1961; Петрушевский 1936]. Однако стратегический «вес» региона явно перетягивал экономический [Демешек 2003: 159], поскольку для России он являлся, в первую очередь, «как пункт, связующий торговлю её с Турцией и Персией», а во-вторых, «был полез-ным для России в военном отношении» [Обозрение российских владений за Кавказом 1836: 89]. Несмотря на возражения царских чиновников против представления Закав-казского края как о составной части России и видя в нем колонию, интеграция в имперское пространство рассматриваемого региона стало главной задачей для Российской империи. Реформы 60–70-х гг. XIX в. в империи оказали влияние на южные регионы Российской империи, в том числе и на Закавказский край. После проведения ли-беральных реформ существенные изменения произошли здесь в области торгов-ли, в частности, во внутренней и внешней торговле. Это произошло в связи с проникновением русского капитала в исследуемый регион [Пашаев 2014: 43]. С момента присоединения Закавказского края к России финансовая состав-ляющая края состояла из податной системы, отличающейся наличием множе-ства недостатков, главным из которых было «разнообразие между областями и в границах отдельных уездов». Правилова отмечает, что фактически значительная часть поступала со всего Закавказского края. Однако Имеретия пока не давала доходы от подымных сборов [Правилова 2006: 251]. Однако, как отмечалось в отчетах российских чиновников, подымная система не только не приносила казне большого дохода, но и была обременительной для населения края. По-пытки улучшить финансовую систему в Закавказском крае предпринимались неоднократно в виде различных проектов [Зульхарнеев 2008: 76]. В Российской империи акцизы были одним существенных направлений экономической политики. Прежде чем раскрыть данную тему, следует раскрыть понятие акциз. Известный ученый Иван Янжул считал, что определение акциза как производного от латинского accido – обрезаю, означающего «налагать», а в английском excise «отсекать». В энциклопедии дается следующее разъяснение слова акциз. Акциз – косвенный налог, который взимается с предметов внутреннего производства [Янжул 1904: 397]. Акцизом облагались в основном те отрасли промышленности, которые приносили высокий доход. Несмотря на то, что акциз был косвенным налогом, он приносил царской казне значительные доходы, пополняя ее до 2/3 от цены товара. Было принято решение ввести акцизную политику в Закавказском крае. Однако, не все акцизы могли служить для пополнения казны. Для обложения производителей и торгующих заведений предусматрива-лись патентные сборы акцизного ведомства [Юсупов и др. 2019]. Особенностью акцизной политики в Российской империи было то, что акцизы применялись только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами [Голик 2014: 62]. Акцизный сбор включался в цену товара или тариф на услуги и, таким образом, фактически оплачивался потребителем. Некоторые исследователи считают, что акциз не играл какой-либо значи-тельной роли в экономике государства, однако это не так. Ниже мы рассмотрим виды товаров, на которые был наложен акциз. Акцизы с нефтепродуктов История самой доходной промышленности в России – нефтяной – свиде-тельствует о развитии российского капитализма не только «вширь», но и «вглубь». Нефтяные источники, находящиеся в районе Апшеронского полуост-рова, пользовались мировой известностью [Клупт 1929: 28]. Из нефти выраба-тывались три вида фабрикатов: осветительные материалы (бензин); смазочные материалы (астралин); мазутные нефтяные остатки (керосин). Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность была развита в основном в Бакинской губернии. В 1867 г. в Тифлисе была создана комиссия, которая пришла к выводу о необходимости ликвидации откупной системы (Откупная система – порядок взыскания государственных повинностей или эксплуатации государственной монополии путем сдачи права на них частным лицам за определенную плату.). Одним из важных явлений в развитии нефтяной промышленности было то, что были приняты «Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогенного производства» в 1872 г. (Фотоген – разновидность керосина, минерального масла, получаемого при сухой перегонке бурого угля, торфа, богета и проч.). Первыми в России способ промышленной перегонки нефти применили братья Дубинины. Первые нефтеперегонные заводы называли фотогенными, что ознаменовало конец откупной системы в российской нефтяной промышленности. [Пажитнов 1940: 75; Исмаилова 2011: 66]. Поступление доходов от акциза фотогенного производства за 1873 г. в бакинское казначейство по Закавказскому Акцизному управлению в течение января 1873 г. составило 194279 руб. 57 коп. [ЦГИАГ. Ф. 7 Оп. 6. Д. 492. Л. 20]. Увеличение акцизного обложения керосина привело к тому, что предприниматели повысили цены на этот продукт [Мамедова 2010: 139]. В год снятия акциза с фотогена в 1877 г. было добыто 15 млн пудов сырой нефти. В 1877 г. было вывезено до 4 млн пудов фотогена, в 1882 г. – 52 979 954 пудов. 21 декабря 1887 г. акцизные налоги, отмененные в 1877 г., были восстановлены для увеличения поступления денег в казну. 80-е гг. XIX в. нефтяная промышленность развивалась ускоренными темпами. Акцизом были обложены керосин и другие нефтепродукты. По акцизным «Правилам» 1888 г., продукты, полученные в результате переработки нефти, облагались налогом: керосин – 40 коп. за пуд, легкие масла – 60 коп. за пуд, тяжелые – 50 коп. за пуд. Введение новых акцизных правил принесло казне в первый год более 8 млн руб., через 10 лет прибыль составила 20 млн руб. [Мамедов 1992: 18]. К 1888 г. в промышленных городах страны уже действовало 15 крупных нефтеперерабатывающих заводов, сырьем для которых была бакинская нефть. В этом году они произвели 5,35 млн пуд. керосина и смазочных масел высокого качества. Кроме того, во внутренних губерниях России имелось еще 40 мелких нефтеперерабатывающих предприятий, изготавливающих различные смеси и мази из бакинской нефти [Першке1913: 35]. После так называемого «безакцизного десятилетия» (1877–1888 гг.) с 15 января 1888 г. были введены в действие новые «Правила об обложении акцизом осветительных нефтяных продуктов», просуществовавшие с некоторыми изменениями вплоть до 1917 г. Они регламентировали обложение акцизом широкого спектра нефтепродуктов, а не только керосина как ранее. Акциза с керосина в 1889–1892 гг. было начислено 1 025 197 руб. 82 коп. [Обзор Бакинской губернии 1892: 34]. По акцизным «Правилам» 1888 г., продукты, полученные в результате переработки нефти, облагались налогом: керосин – 40 коп. за пуд, легкие масла – 60 коп. за пуд, тяжелые – 50 коп. за пуд. С введением акцизного налога поступления в казну от производства керосина значительно выросли. В 1877 г. по Каспийскому морю и Бакинско-Тифлисской железной дороге было вывезено 4 594 766 пудов керосина, в 1885 г. – 27 422 694 пуда, в 1886 г. – 32 453 494 пуда [Мехтиев 2000: 109]. Ведение акцизного налога обеспечило большие поступления в казну от производства керосина. Благодаря акцизу с нефтепродуктов по всей Российской империи в казну поступило: в 1888 г. – 6,6 млн руб., 1889 г. – 9,2 млн руб., 1890 г. – 10,5 млн, руб., 1891 г. 10,1 млн руб. [Правилова 2006: 267] Основная сумма приходилась, конечно на Закавказский край, в частности, на Бакинскую губернию. С Бакинского нефтепромышленного района в результате акцизного налога в казну поступило: 1888 г. – 3,6 млн руб., 1889 г. – 3,4 млн руб., 1890 г. – 4,1 млн руб., 1891 г. – 4,3 млн руб. [Умаев 2002: 123]. Рост потребления керосина и повышение с 1892 г. размера налога обеспечили еще большие поступления в имперскую казну. Развивающаяся нефтедобыча была способна в будущем действительно превратить Закавказский край в один из наиболее «доходных» регионов империи. Царское правительство постоянно искало резервы для пополнения казны. Поэтому свое взоры они обратили на нефтяную промышленность, откуда можно было получить высокие доходы за счет увеличения акцизного налога. Так, например, было принято решение поднять цену до 50 коп. с пуда тяжелого керосина и 60 коп с легкого керосина. Конечно же все это не прошло бесследно, и казна смогла пополниться за счет именно с данного акцизного налога на 35 млн. руб. Также российские экономисты принимают решение классифицировать осветительные масла. 22 мая 1896 г. Департаменту таможенных сборов было разрешен вывоз нефтяных масел со сложением акциза, на общем основании, из Бакинского рай-она Каспийским морем в Персию и в русские порты [ГААО. Ф. 681 Оп. 1. Д. 652. Л. 21]. Кроме того, в 1900 г. со станции «Баку-Товарная» было отправлено 484 вагона с топливом. Всего для нужд Закавказских железных дорог было вы-везено 16 725 вагонов-цистерн топлива, то есть на 2 460 вагонов больше, чем в 1899 г. (14 277 вагонов-цистерн). Производство керосина в Бакинском районе с 1873 по 1900 г. увеличилось с 832 000 пуд. до 1 341 000 пуд. [Обзор Бакинской нефтяной промышленности за 1900… 1901: 256]. Поступление нефтяного дохода в 1900 г. уменьшилось, вывоз керосина на имперские рынки с рассрочкою акциза производился в течение летних месяцев, так как к концу года еще не наступил 9-месячный срок уплаты акциза, рассрочкою под залоги [Отчет заведующего акцизными сборами Закавказского края1902: 142]. Таблица 1. Акцизные доходы за 5-летие поступления нефтяного дохода по губерниям было таково (в рублях) [Отчет заведующего акцизными сборами Закавказского края 1902: 121]. Губернии 1896 1897 1898 1899 1900 Тифлисская 1 080 1 020 - 2580 3 280 Кутаисская 2 519 096 3 750 531 3 615 948 3283862 2 043 936 Бакинская 8 870 282 11 076 236 10 825 319 13 432 905 13 430 920 Всего 11 390 458 14 827 787 14 441 267 16 719 347 15 478 136 Таким образом, из общей суммы нефтяного дохода в местные кассы посту-пило 7 332 руб. 650 коп., а в имперские за счет Управления – 8 145 руб. 485 коп. Акцизные доходы в 1911 г. с нефтяных продуктов достигли – 29 903 451 руб. по отсрочке акциза – 47 814 руб. В 1913 г. облагаемых акцизом продуктов (в пудах) было зафиксировано: бензина – 35 пуд., керосина – 4 795 пуд., соляровых масел – 503 пуд., веретенного масла – 12 пуд., машинного – 2 944 пуд., цилиндрового – 283 пуд., смазочного мазута – 93 пуд., светлой колесной мази – 293 пуд., парафина – 593 пуд. В 1913 г. Закавказские железные дороги израсходовали в качестве топлива, принятого из Бакинского нефтепромышленного района, 6 693 829 пуд. сырой нефти и 6 582 482 пуда нефтяных остатков, всего 13 276 311 пуд. [Обзор отраслей промышленности… 1914: 121]. Очевидно, что сбор акцизов с нефтяной промышленности позволил пополнить казну огромными средствами. С 1873 г. по 1900 г. со всей России в результате акцизного налога с нефтепродуктов в казну поступило 236,7 млн руб.; за 1892–1900 гг. – 186 млн руб., с Бакинского нефтепромышленного района за 1873–1900гг. – 98,2 млн руб., за 1892–1900гг. – 81,1 млн руб. [Бабаев 2005: 23]. Благодаря развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности город Баку вышел на первое место на Южном Кавказе. Благодаря бакинской нефти Россия вышла на лидирующие позиции по данной отрасли промышленности [Исмаилов 1997: 252]. В государственную казну в среднем ежегодно поступало более 100 млн руб. [Азизов 1997: 22]. Питейные сборы Следующей категорией акцизного налогообложения были питейные сборы. Несмотря на важность борьбы с пьянством, питейные сборы приносили казне солидный доход на протяжении всей российской истории. В 1861 г. было принято решение ввести «Положение о питейном сборе». Российские экономисты понимали, что именно спиртные напитки могут послу-жить очень значительной статье дохода в казну. С этой целью 1 января 1863 г. был введен акцизный налог на алкогольные напитки. Косвенный налог был наложен на спиртоводочные заводы [Родионов 2011: 114]. При этом Положение оговаривало, что патентный сбор вносится хозяевами торгующих заведений, а акциз – как покупателями напитков, так и заводчиками [ПСЗ – II: 29]. 1 марта 1871 г. был введен акциз с питейных сборов по 5 % с градуса. По патентному сбору, местности Закавказского края разделялись на 4 разряда: г. Тифлис; все губернские областные города; все уездные и портовые города; все остальные местности края. Акцизы взимались: с заводов, выделывающих напит-ки, по 1 коп. с ведра; с заводов, выделывающих водки виноградные и фрукто-вые, 5 % с ведра; с заводов, на коих выделываются садовладельцами водки ви-ноградные и фруктовые, по 1 руб.; с пивоваренных заводов – 3 руб.; с медова-ренных заводов – 5 руб.; с заводов водочных – от 15 до 80 руб. Распоряжение Главного управления об открытии действий Закавказского Акцизного управления и о введении новой акцизной системы с «питей и табаку» вступало в силу с 1 июля 1873 г. [ЦГИАГ. Ф. 7. Оп. 6. Д. 994. Л. 42]. С этого времени любой спирт, выкуриваемый в Закавказском крае и привозимый из дру-гих губерний империи, подлежал обложению акцизом. Размер акциза сначала был определен в 4 коп., затем, постоянно увеличиваясь, он вырос к 1 января 1888 г. до девяти и одной четвертой копейки с каждого градуса алкоголя. Акциз с градуса спирта увеличился с 4 до 7 коп. Вино и спирт обеспечивались залого-выми квитанциями в размере определенного акциза по 7 коп. [РГИА РФ. Ф. 1268. Оп. 16. Д. 92. Л. 43]. С уничтожением откупной системы в империи и по всему Закавказскому краю была введена однообразная питейно-акцизная система. По Закавказскому положению, расход с питей составлял акцизный сбор от 1 руб. до 1 руб. 20 коп. За право торговли напитками, привозимыми в край из внутренних губерний России, патентный сбор составлял от 6 руб. 25 коп до 80 руб. Акцизные сборы за остатки питей на 1 июля 1873 г. составили 68 119 руб. 1 коп. Акциз с привозных губерний с внутренних губерний водочных изделий со-ставил 323 руб. 30 коп., патентный сбор – 1 198 руб. 20 коп. Количество вино-градно-фруктовых заводов с оплатой акцизов в период винокурения с 1 июня 1873 по 1 июля 1874 г. на Южном Кавказе составило: в Тифлисской губернии – 256, в Кутаисской губернии – 15, Бакинской губернии – 54, Эриванской губер-нии – 83, Елизаветпольской губернии – 94 завода. Всего 502 завода с произво-дительностью около 20 877 ведер в год. Акцизные сборы за 1874 г. с виноку-ренных заводов составили 5 953 руб. 50 коп., доходы – 34 324 руб. [ЦГИАГ. Ф. 370. Оп. 175. Д. 52. Л. 12]. По Бакинской губернии в 1874 г. поступило акцизных сборов: с винокуре-ния и патентного сбора – 449 641 руб. 52 коп. Взысканий и штрафов за наруше-ние питейного устава – 581 руб. 40 коп. 30 октября 1874 г. о правилах касатель-но выпуска в Закавказский край из губерний империи и обратно вина и спирта с рассрочкою акциза было сказано следующее: «Выпускать в Закавказский край из внутренних губерний и обратно вина и спирта через следующие пограничные учреждения Закавказского края: А) По Каспийскому морю, через карантинно-таможенную заставу Ленкоранскую контору Бакинской заставы, Дербентскую и Петровскую; Б) на Черном море через конторы Сухум-Кальскую и Потий-скую… Вино и спирт обеспечивались залоговыми квитанциями в размере опре-деленного для империи акциза по 7 копеек за градус безводного спирта в поло-винном размере суммы акциза, или в полной сумме, если оптовые склады нахо-дятся в местностях, где имеются места постоянного жительства или Окружный Надзиратель, или один из его помощников». Так, например, о поступившем в январе 1875 г. дополнительном акцизе за привезенный из Кавказского края спирт через Чирюртовский акцизный пост имеются следующие сведения: в январе – 72 руб. 29 коп., в феврале – 9 руб., в марте – 3 руб. 45 коп., в апреле – 5 руб. 40 коп., в мае – 38 руб. 1 коп. [ЦГИАГ. Ф. 370. Оп. 175. Д. 52. Л. 19]. На Южный Кавказ отправлялись и приборы для питейных сборов. 5 ноября 1877 г. в Закавказское акцизное управление были высланы 11 металлических спиртомеров. 14 марта 1878 г. для акцизных нарядов были получены: спирто-меры, стаканы на сумму 314 руб. 45 коп. Акцизные поступления из внутренних губерний с водочных изделий в этот период составили 323 руб. 30 коп., патентный сбор – 1 198 руб. 20 коп. Вино и спирт обеспечивались залоговыми квитанциями в размере определенного акциза по 7 коп. [РГИА РФ. Ф. 1268. Оп. 16. Д. 92. Л. 46]. На Закавказский край также были распространены системы взимания акциз-ной системы с питейного сбора. С уничтожением откупной системы в империи по всему Закавказскому краю и Северному Кавказу была введена однообразная питейно-акцизная систе-ма. Ввоз в Закавказский край из внутренних губерний империи и вывоз обратно вина и спирта дозволялся только через посты в Ларге, Чирюрте и Казиюрте. Ввозимые из внутренних губерний в Закавказский край вино и спирт должны были обеспечиваться залоговыми квитанциями в размерах о представлении для Закавказского края акциза по 7 коп. за градус безводочного спирта в половин-ном размере суммы акциза или в полной сумме. Перевоз вина и спирта из внутренних губерний в Закавказский край разре-шался окружными надзирателями акцизных управлений, регулировавших коли-чество и место назначения подакцизной продукции [ЦГИАГ. Ф. 7. Оп. 5. Д. 995. Л. 12–13]. Питейные доходы края пополнялись за счет акцизного сбора в размере 1 руб. 20 коп. Откупной доход определялся по торгам, заключаемым с откупщи-ками контрактами. Патентный сбор зависел от территории: в Тифлисе он со-ставлял от 20 до 80 руб., в прочих городах края – от 12 руб. до 25 руб., в казен-ных селениях – от 6 руб. до 15 руб. Также питейные доходы пополнялись за счет штрафов. Акцизному сбору не подлежали спиртовой лак, уксус, пиво, мед и все заграничные напитки. В течение трех лет взимания питейных акцизов в Закавказском крае посту-пало в среднем по 430 907 руб. 76 коп. в год. В 1887 г. царское правительство значительно увеличило акциз на винокурение в Закавказском крае, что несколько замедлило рост производства спирта. По закону от 15 июня 1887 г., винные и спиртные заводы делились на промышленные и садовладельческие [Антелава и др. 1967: 91]. По роду перегонных аппаратов винокуренные заводы делились на усовершенствованные и неусовершенствованные. По акцизным правилам 1887 г. количество выкуренного спирта усовершен-ствованных заводов учитывалось по контрольному снаряду, а неусовершен-ствованных – по нормам выхода спирта в сутки на ведро емкости перегонных кубов. Это значит, что акцизное обложение производилось с усовершенство-ванных заводов по фактическому количеству выкуренного спирта, а с неусо-вершенствованных – по емкости перегонных аппаратов, независимо от степени их использования. Такой порядок акцизного обложения заставлял владельцев неусовершен-ствованных заводов по возможности полнее и крайне интенсивно использовать емкости перегонных аппаратов. Акцизные правила 1887 г. предоставляли большие льготы садовладельцам, занимающимся винокурением. От предоставленных садовладельцам льгот в ос-новном выиграли крупные промышленники и кулаки. В 1893 г. ожидалось поступление в казну питейных доходов: недоимок – 5621 руб., окладов – 341 034 руб. 54 коп., итого – 346 655 руб. 95 коп. Увели-чение питейных доходов зависело от увеличения с 1 сентября отчетного года акциза с виноградных и фруктовых водок с 5 на 6 копеек за градус. Так, напри-мер, в отчете Эриванского губернатора за 1895 г. указано, что акцизные сборы на питейные доходы достигли 146 665 руб. 22 коп. [ЦГИАГ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 1639. Л. 24]. Несмотря на повышение акцизных ставок, винокуренное производство обеспечивало достаточно высокие прибыли, и потому его продукция быстро увеличивалась. За период с 1890 по 1900 г. производство всех видов спирта в Эриванской губернии возросло более чем в 3,6 раза [Адонц 1957: 428]. Особен-но большие прибыли обеспечивало коньячное про¬изводство, возникшее в Ар-мении в 1890 г. В общей сумме акциза со спирта доход Бакинской губернии составляет 52,7 % в 1900 г., Тифлисской губ. – 21,5 %, (потребление – 10,7 г.), Эриванской гу-бернии – 8,6 % (потребление – 3,4 г.), Кутаисской губернии – 9,2 % (потребле-ние 4 г.), Елизаветпольской губернии – 6,5 % (потребление – 2,7 г.), Карской области около 0,1 % (потребление 5 г.) и Закатальского округа – около 0,4 % (потребление – 4 г спирта). По отдельным губерниям на поступление акциза влияет не только размер душевого потребления спирта, но и размер потребления спирта–местного или привозного, и в последнем случай оплаченного акцизом в место вывоза или привезенного край с рассрочкою акциза. Показатели поступления патентного сбора значительно колебались и в 1900 г. уменьшились в сравнении с предыдущим годом на 17 744 руб. – или на 3,3 %, при том, что потребление спирта увеличилось, как общий с ним торговый обо-рот. В результате общее поступление питейного дохода в 1900 г. оказалось более предыдущего на 338 826 руб., или на 19 %. По данным акцизного надзора в течение 1910 г. в Кутаисской губернии было выкурено виноградного спирта 930 749 градусов и коньячного 23 352 градусов. По сравнению с выкуркой в 1909 г., в отчетном 1910 г. было выкурено спирта на 10 718 градусов больше. Средняя стоимость градуса спирта составляла 11 ½ коп. Кроме того, в селении Абастумани Зугдидского уезда был один хлебно-винокуренный завод, на котором было выкурено 1 256 367 градусов хлебного спирта [Азизов 1997: 98]. В 1913 г. питейный сбор составил 229 211 руб. 91 коп. по сравнению с предыдущим годом на 12 147 руб. 86 коп. больше. Весь акцизный доход в от-четном году достигал 353 326 руб. 68 коп., меньше предшествовавшего года на 19 207 руб. 56 коп. [Обзор отраслей промышленности 1914: 202]. В 1913 г. в Закавказском крае было 3 630 заводов винокуренной промыш-ленности. Выкурено было 43 625 920 градусов спирта. Таким образом, акциз, налагаемый на винокуренное производство, также приносил большой доход российской казне. Акциз на табак Механизм правового регулирования табачной торговли в России прошел сложный исторический путь своего становления и развития. Законом от 6 февраля 1873 г. на Закавказский край был распространен налог с табака. Правительствующий Сенат слушали предложение Министра Юстиции от 23 февраля 1873 г. (№1850) «1. О применении к Закавказскому краю действующего в империи устава об акцизе с табаку; 2. Для применения се-го устава к Закавказскому краю марта сего дня 1873 г. Государственный совет, соглашаясь на применение к Закавказскому краю действующих в империи по-становлений об акцизе с табаку с предположенными изменениями, смеет пре-дурочить: увеличить согласно мнению Министерства финансов, предполагае-мый мною размер обязательного выбора здешними фабрикантами табачных бандеролей до размеров, установленных для Сибирских губерний, кроме г. Ти-флиса. Оставить в своей силе 123, 124, 125 ст. Устава об акцизах с табаку изде-лий 1871 г.» [ПСЗ-II. Т. XLVI: 782]. «Табак, в Закавказском крае приготовляемый, не может быть продаваем без бандеролей в прочих частях Империи» [ПСЗ-II. Т. XLVI: 41]. Обложение бан-деролями помещений с вывозимым во внутренние губернии табаком Закавказ-ского произрастания, равно и упаковка оного в ящики, тюки. Приставы должны были присутствовать, так как на эти ящики и тюки ставилась полицейская пе-чать. Эта печать подтверждала, что данный товар вырос в Закавказском крае. Кроме этого, товар сопровождался листом, где фиксировалась фамилия, имя упаковщика, качество табака. Обязанность таможенного надзора по Кавказской линии, растет как и Чер-номорских и Каспийских портовых таможен, при следовании через оных партий табаку с печатями местного полицейского начальства Закавказского края, огра-ничивается одним поверхностным досмотром транспортов, для удостоверения лишь в том, что действительно провозится тот самый табак, какой означен в свидетельстве. Устав, созданный 18 мая 1882 г. вносил существенные поправки в решения о табачной промышленности и торговле [Желобова 2014: 429]. Сухопутный привоз во внутренние губернии из Закавказского края, через кавказскую линию, всякого иностранного табака, как в приготовленном, так и в сыром виде, воспрещается. Бандерольный сбор за табачные патенты и раскурочные марки в 1873 г. со-ставил 304 961 руб. 71 коп., взыскания и штрафы за нарушение табачного уста-ва – 733 руб. 29 коп. Акциз по табачной части за 1875 г. в Эриванской губернии собирался с 3 фабрик. С них было собрано с бандероли на сумму – 16 880 руб. 80 коп., с папирос – 2 795 000 шт. [ЦГИАГ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 74. Л. 3]. Табачный сбор в 1887 г. составил 124 114 руб.; менее предшествовавшего года на 25 208 руб. 69 коп. [ЦГИАГ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 74. Л. 9]. Табачных дохо-дов в 1893 г. поступило: за бандероли для оклейки конфискованных табачных изделий – 476 руб. 97 коп.; взыскания и штрафы за нарушение Устава о табач-ных сборах – 372 руб., за патенты – 9 643 руб. 25 коп.; итого – 10 492 руб. 36 коп. [РГИА РФ. Ф. 1284. Оп. 223. Д. 253. Л. 10]. Табачная промышленность в крае развивалась, и доход от акциза на табак увеличивался. В 1900 г. поступление акциза с табака увеличилось на 10 % по сравнению с предыдущим годом. Весь акцизный доход с табака в 1913 г. г. достигал 353 326 руб. 68 коп., что на 19 207 руб. 56 коп меньше, чем за 1912 г. Табачные доходы составили 6 322 руб. 20 коп. Акциз с табака не приносил очень высокие доходы, но все же финансы, по-лучаемые с этой отрасли, также были значимы для казны империи. Акцизы на соль Обложение соли акцизом продолжалось сравнительно короткое время. 14 мая 1862 г. был введен в действие государственный соляной доход [Всеподдан-нейшая записка главноначальствующего на Кавказе 1890: 45]. С 1821 по 1873 г., то есть за 52 года, казна получила доход с акциза на соль в размере 1,4 млн руб. [Положение акцизного дела в Закавказском крае за 1891–1900 гг.: 27]. 15 января 1874 г. был издан Указ о введении в Закавказском крае акциза на соль. Откупная система взимания дохода с соли была отменена, взамен вводи-лась акцизная система: самосадочная и крупная соль облагалась 10 коп., мелкая 6 коп. с пуда. Сверх того, соль, вывозимую из Каспийского и Закавказского края во внутренние губернии, обложили дополнительным акцизом по 15 коп. с пуда. С введением в Закавказском крае акцизной соляной системы, как казенные, так и частные соляные промыслы и разработки перешли в ведение местных ак-цизных управлений. В 1875 г. были изданы «Правила» об отдаче в аренду с торгов соляных промыслов в Закавказском крае. В первые годы действия акцизной системы со-ляное производство империи приносило ежегодно более 11 млн руб. С 1 января 1881 г. соляной акциз был отменен. Уничтожение акциза на соль и переход со-ляных месторождений из ведения Акцизного управления к Горному содейство-вали изменению и способов эксплуатации этих месторождений, поступлений доходов в казну. Акцизный налог на спички Спичечных доходов в 1893 г.: поступило за бандероли для обложения фосфорных спичек – 192 руб. 8 коп.; за бандероли для обложения конфиско-ванных спичек – 54 руб. 34 коп. [РГИА РФ. Ф. 1284: 470], взыскания за нару-шения спичечного устава – 11 руб., 75 коп. Итого – 258 руб. 17 коп. В начале XX в. Российское правительство продолжало облагать акцизом продукты, которые приносили значительный доход в казну государства. Глав-ное Управление издало распоряжение об открытии действий Закавказского ак-цизного управления, о введении новой акцизной системы с питей и табаку в полное действие с 1 июля 1900 г. Деятельность акцизных управлений в первое время должна была заключаться в описании заводов, в изменении заводской по-суды, в приведении в надлежащее состояние питейной и табачной промышлен-ности в 1900-1901 гг. Поступление разных видов питейного дохода, как-то: а) акциза со спирта, питейный доход. б) акциза с дрожжей, в) акциза с пива и меда, г) акциза с водочных изделий, д) патентного сбора и е) штрафов за нарушения. Выводы акцизных поступлений в царскую казну в конце XIX в. с Закавказского края можно сделать по таблице акцизных доходов (в рублях) за 1896-1900 гг. Вся сумма поступивших доходов в 1900 г. была меньше предыдущей на 819 254 руб., уменьшились доходы нефтяной и спичечный, а питейный и табач-ный увеличились. В общей сумме доходов по данным за 1900 г. нефтяной доход составляет 78,8 %, питейный – 10 %, табачный – 10,2 % и спичечный – около 1 %. Таблица 2. Акцизные доходы на 1911-1915 гг. по Закавказскому краю [Кавказский календарь 1916: 352]. Годы От нефтяных осв. Масел Питейного и дрожжевого табачных спичечного Итого 1911 11.390,458 2.016,911 1.471,671 25,426 14.904,466 1912 14.827,787 2.119,011 1.604,244 23,030 18.574,072 1913 14.441,267 1.784,852 24,915 24,351 18.111,752 1914 16.719,347 1.773,089 1.947,974 20,351 20.460,761 1915 15.478,136 2.011,915 2.132,200 19,156 19.641,407 Выводы Таким образом, эономическая политика, проводимая в центральных губер-ниях, распространялась и на Закавказский край. Цель правительства была в том, чтобы как можно больше получить доходы от введения акцизных сборов. Та-ким образом, развитие различных отраслей промышленности, и, конечно же, обложение этих отраслей акцизом. Приводило в свою очередь обогащению и накоплению финансов империи. С другой стороны, развитие капиталистических отношений приводили страну к развитию промышленности. Российская импе-рия, несмотря на то что находилась во втором эшелоне развитых капиталисти-ческих стран, все-таки продвигалась к высшей точке капитализма – империа-лизму через призму различных финансово-экономических нововведений. Таким нововведением и явилась акцизная политика, которая явилась последствием проведенной новой налоговой политики, способствующая увеличению государ-ственных доходов и развитию акцизного сбора.
×

作者简介

Almaz Ismailovа

Dagestan State University

Email: almaz.ismailova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3562-3032

参考

  1. Адонц 1957 – Адонц М.А. Экономическое развитие Восточной Армении в XIX веке. –Ереван: Изд-во Акад. наук Арм. ССР, 1957. – 560 с.
  2. Азизов 1997 – Азизов Т. Азэрбаjчан XX эсрин эввелериндэ. – Баку: Азербайджанское Государственное Издательство Азернешр,1997. – 255 с. (на азерб. яз.).
  3. Антелава И.Г. и др. 1967 – Антелава И.Г., Орджоникидзе Э.А., Хоштария Э.В. К вопро-су о развитии капитализма в с/х и промышленности Грузии. – Тбилиси.: АН Груз. ССР, Ин-т истории, археологии и этнографии им. И.А. Джавахишвили, 1967. – 128 с.
  4. Бабаев 2005 – Бабаев А.-М.Б. Кавказ в геополитике мировых держав в первой половине XX. – Махачкала: типография ДГУ, 2005. – 379 с.
  5. Всеподданнейшая записка главноначальствующего на Кавказе 1890 – Всеподданней-шая записка Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе: 1882-1890:. – Тифлис: Б.и., 1890. – 115 с.
  6. Всеподданнейший отчет Эриванского губернатора 1892 – Всеподданнейший отчет Эриванского губернатора за 1892 г. // История Азербайджана в архивных документах. XIX–XX вв. Т. III. Документы Российского государственного исторического архива (РГИА РФ). Т. III. – Баку: Чашыоглы, 2012. – 560 с.
  7. ГААО. Ф. 681 – Государственный архив Астраханской области. Ф. 681. 22 мая 1896 года Департаменту Таможенных сборов. Астраханская таможня.
  8. Гавлин 2007– Гавлин М.Л. Вопрос о винных откупах в истории законодательства Рос-сийской империи. XVIII–XIX вв. // Институциональные аспекты экономической истории. Экономическая история. Обозрение. Выпуск 13 / Под ред. Л.И. Бородкина. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – С. 127-139.
  9. Голик 2014 – Голик Е.Н. Экономическая природа акцизного налога и возможности ее реализации в практике отечественного налогообложения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2014. – № 3 (46). – С. 60-65.
  10. Демешек 2003 – Демешек И. Управление окраинами в Российской империи (Закавка-зье и Финляндия в первой половине XIX века) // Вестник Евразии. – 2003. – № 1. – С. 155-175.
  11. Жолобова 2014 – Жолобова Г.А. Механизм правового регулирования табачной торгов-ли в дореволюционной России: история становления и специфика в условиях акцизной си-стемы обложения 1881–1913 гг. // Налоги и налогообложение. – № 2. – 2014. – С. 424-444.
  12. Зульхарнеев 2008 – Зульхарнеев А. Закавказье для России: «колония» или «губерния»? Имперские проекты освоения региона 1820-30 гг. // Уральское востоковедение: междуна-родный альманах. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. – Вып. 3. – С. 74-82.
  13. Исмаил-заде 2008 – Исмаил-заде Д. И.И. Воронцов-Дашков – администратор, реформа-тор. – Санкт-Петербург: Нестор-История, 2008. – 360 с.
  14. Исмаилов 1997 – Исмаилов М.А. Азэрбаjчан тарихи. – Баку: Елм. 1997. – 320 с. (на азерб. яз).
  15. Исмаилова 2011 – Исмаилова А.М. Из истории акцизной политики России в нефтепе-рерабатывающей промышленности Северного Азербайджана во второй половине XIX в. // Вестник Адыгейского Государственного университета. Серия 1: Регионоведение: филосо-фия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2011. – № 4. – С. 63-71.
  16. Кавказский календарь 1916 – Кавказский календарь на 1917год. Отдел статистический. – Тифлис: Канцелярия Кавказского Наместника, 1916. 1845-1916: 72-й год. 1916. – 1231 с.
  17. Клупт 1929 – Клупт В.С. Закавказье. Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1929. – 158 c.
  18. Мамедов 1992 – Мамедов М.Г. Акцизная политика в Азербайджане в XIX в. Авторефе-рат дисс. канд. ист. наук. – Баку, 1992. – 25 с.
  19. Мамедова 2010 – Мамедова Р. Налоговая политика в Северном Азербайджане во вто-рой половине XIX – начале XX в. – Баку: Нурлан, 2010. –196 с. (на азерб. яз).
  20. Мехтиев 2000 – Мехтиев А.М. Азербаjчанда нефт санаеси XIX эсрин сонунда. – Баку: Элм, 2000. – 127 с. (на азерб. яз).
  21. Мильман 1961– Мильман А.Ш. Как избирались органы самоуправления в дореволюционном Азербайджане. – Баку: Азернешр,1961. – 53 с.
  22. Обзор Бакинской губернии 1892 – Обзор Бакинской губернии за 1889-1892 гг. – Баку: тип. Губ. Правл., 1892. – 132 с.
  23. Обзор Бакинской нефтяной промышленности 1901 – Обзор Бакинской нефтяной про-мышленности за 1900. – Баку: Тип. АРОР , 1901. – 754 с.
  24. Обзор отраслей промышленности 1914 – Обзор отраслей промышленности, служащих предметом косвенного обложения, и положение акцизного дела в Закавказском крае: Отчет по Закавк. акциз. упр. за 1914 год – Тифлис:, 1916 (Электропечатня Тифлисской гу-бернской тюрьмы)1916. – 293 с.
  25. Обозрение российских владений за Кавказом 1836 – Обозрение российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом и финансовом отношениях. – В 4 тт. – СПб.: (Тип. департамента внешней торговли), 1836. – Т. 1. – 303 с.
  26. Отчет заведующего акцизными сборами Закавказского края 1902 – Отчет заведующе-го акцизными сборами Закавказского края о ходе акцизного дела в 1900 году Л.Л. Першке / Гл. упр. неоклад. сборов и казен. продажи питей. – Спб.: (изд-во), 1902. – 151 с.
  27. Отчет по Главному управлению наместника кавказского 1873 — Отчет по Главному управлению наместника кавказского за первое десятилетие управления Кавказским и Закавказским краем его императорским высочеством вел. кн. Михаилом Николаевичем (6 декабря 1862 г. – 6 декабря 1872 г.). – Тифлис: Тип. Главного управления наместника кавказского, 1873. – 414 с.
  28. Пажитнов 1940 – Пажитнов К.А. Очерки по истории бакинской нефтедобывающей промышленности (от конца XVII в. до Великой Октябр. соц. революции). – Москва; Ленин-град: Гостоптехиздат, 1940. – 192 с.
  29. Пашаев 2014 – Пашаев Д.Т. Региональные особенности национальной политики цар-ской России в Закавказье // Вестник Поволжского института управления. – 2014. – № 45 – С. 42-44.
  30. Першке 1913 – Першке С.Л. Русская нефтяная промышленность, ее развитие и совре-менное положение в статистических данных. – Тифлис: тип. К.П. Козловского, 1913. –193 с.
  31. Петрушевский 1936 – Петрушевский И. П. колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20-60-х гг. XIX в. – М.;Л.: Издательство АН СССР, 1936. – 463 с.
  32. Положение акцизного дела в Закавказском крае – Положение акцизного дела в Закав-казском крае за 1891–1900 гг. Петербург. Типография Киршбаума, 1901. – 52 с.
  33. Правилова 2006 – Правилова Е.А. Финансы империи: Деньги и власть в политике России на национальных окраинах. 1801-1917 гг. – М.: Новое издательство, 2006. – 453 с.
  34. РГИА РФ. Ф. 1268 – Российский государственный исторический архив. Ф. 1268. «Кав-казский комитет».
  35. РГИА РФ. Ф. 1284. Оп. 223. Д. 253. Всеподданнейший отчет Эриванского губернатора за 1892 г. // История Азербайджана в архивных документах. XIX–XX вв. Т. III. Документы Российского государственного исторического архива (РГИА РФ). – Баку: Чашыоглу, 2012. – 560 с.
  36. Родионов 2011 – Родионов Б.В. История русской водки от полугара до наших дней. – М.: Эксмо, 2011. – 336 с.
  37. Умаев 2002 – Умаев А.А. Процессы капиталистического развития в сельском хозяйстве Азербайджана в конце XIX – начале XX вв. – Баку: Элм, 2002. – 526 с.
  38. ЦГИАГ. Ф. 7. – Центральный Государственный Исторический Архив Грузии. Ф. 7 «Департамент главного управления гражданской частью на Кавказе. Выпуск в Закавказский край из внутренних губерний империи и обратно вина и спирта».
  39. ЦГИАГ. Ф. 12. – Центральный Государственный Исторический Архив Грузии. Ф. 12. Канцелярия главноначальствующего гражданской частью на Кавказе.
  40. ЦГИАГ Ф. 370. – Центральный Государственный Исторический Архив Грузии. Ф.370. Управление Акцизными сборами Закавказская края и Закаспийской области (1873-1918).
  41. Юсупов и др. 2019 – Юсупов Р.Г., Хайретдинова О.Б. Акциз: специфика использова-ния термина в царской России с начала XIX в. до периода реформ Александра II // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. №4. С. 202-219.
  42. Янжул 1904 – Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государ-ственных доходах. Издание четвертое. – СПб., тип. И. Стасюлевича, 1904. – 500 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Исмаилова А.M., 2023

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名-非商业性使用 4.0国际许可协议的许可。

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».