Формирование пограничной стражи на российско-персидской границе в конце XIX – начале XX в.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется процесс развития охраны российско-персидской границы подразделениями пограничной стражи в конце XIX – начале XX в. Правильно организованный и точно установленный пограничный надзор, составляя необходимые условия охраны государственной границы, имел важное значение в обеспечении безопасности на границах Кавказа в XIX в. Связано это было с тем, что государственную границу на Кавказе нарушали не только профессиональные контрабандисты, но и местное население. В статье показано, что в силу этих обстоятельств, устройство целесообразного пограничного надзора на российско-персидской границе, вместе с тщательным изучением местных географических, топографических и экономических условий являлось предметом первой государственной важности. На основе изученных источников и литературы был выявлен процесс формирования пограничной стражи на российско-персидской границе. В дореволюционной и советской историографии исследования деятельности пограничных подразделений практически не осуществлялись и лишь в постсоветский период данному вопросу был проявлен интерес. Однако работы постсоветского периода в основном обзорные и вопросов истории формирования пограничной стражи на российско-персидской границе в конце XIX – начале XX в. не касались. В работе показано, что без специализированных подразделений Российская империя не была способна защитить свои национальные интересы в пограничном пространстве на Кавказе. Отмечается, что развитие системы охраны российско-персидской границы осуществлялось в сложных топографических условиях.

Полный текст

Введение До образования на Кавказе специализированных подразделений погранич-ной стражи граница охранялась в основном казаками. Роль таможенных объезд-чиков в охране государственной границы была незначительной так как они за частую привлекались к выполнению различным мероприятий не относящиеся к охране границы. Караульные команды занимались охраной таможенных касс и пакгаузов, вовсе не участвуя в охране государственной границы [Боярский 1992: 121]. Таким образом, интересы Российской империи по защите своих националь-ных интересов на Кавказе требовали принятия безотлагательных мер по созда-нию более надежной системы охраны государственной границы. Такой системой министерством финансов было признано учреждение пограничной стражи, ко-торая уже достаточно долго существовала на европейской границе Российской империи, показывая достаточно удовлетворительные результаты [Чернушевич 1903: 265]. Формирование пограничной стражи на Кавказе Принципы и все детали организации пограничной стражи на Кавказе и в За-кавказье были выработаны специально командированным с этой целью в 1880 г. полковника А.Т. Озеровского, который объехав все внешние границы Кавказе и Закавказья, обстоятельно и всесторонне изучил все данные на месте [Шапиров 1909: 5]. После завершения обследования границ в регионе А.Т. Озеровским был сделан вывод, что состояние дел по охране государственной границы в ре-гионе находится в неудовлетворительном состоянии. Причины этого он видел в больших расстояниях между пограничными постами «равносильно полному обнажению границы в некоторых ея участка», а также в организации охраны государственной границы в одну линию [Плеханов А.А., Плеханов А.М. 2003: 23-24]. На основании всестороннего изучения состояния охраны государствен-ной границы на Кавказе и в Закавказье А.Т. Озеровский представил подробные соображения о необходимости и возможности организации пограничного надзора в регионе. На основании представленных предложениях полковником А.Т. Озеровским была определена необходимая численность личного состава для охраны государственной границы в регионе, были распределены границы вновь реорганизованных карантинно-таможенных учреждений, дислокация по-стов и кордонов, а также были выработаны детали новой организации погранич-ного надзора в регионе [Шапиров 1909: 5]. В результате в конце 1881 г. в Государственный совет была представлена записка «Об устройстве Пограничной Стражи на Кавказе и в Закавказском крае» [Чернушевич 1903: 265]. Формирование бригад пограничной стражи на Кавказе и в Закавказье планировалось осуществить в течение 4 лет, начиная с 1 января 1882 г., таким образом, чтобы каждый год учреждалось по одной бригаде [Чер-нушевич 1903: 269]. Кроме того, взамен существовавших двух карантинно-таможенных округов, Кутаисского и Бакинского, образованы были два тамо-женных округа: Черноморский и Бакинский [Шапиров 1909: 5]. В записке, представленной в Государственный совет, Н.Х. Бунге указывал на безотлагательную необходимость учреждения пограничной стражи на рос-сийско-персидской границе и по побережью Каспийского моря, изложив следу-ющее: «Из сведений этих видно, что тайное водворение иностранных товаров и притом весь-ма часто европейских независимо берегов Чернаго и Каспийскаго морей, производится по-чти на всей сухопутной границе нашей с Персией, в особенности на некоторых ея участках, пролегающих против г.г. Эривани, Нахичевани, Шуши, Елисаветполя и проч.: что зло это уже давно было сознаваемо кавказским начальством, изыскивавшим способы к усилению Пограничнаго надзора, как единственнаго средства для успешной борьбы с контрабандным промыслом, и что в позднейшее время, вследствие возвышения пошлин на ввозные товары вообще, стремление к водворению контрабанды еще не более усилилось» [Чернушевич 1903: 291]. Таким образом, для усиления охраны российско-персидской границы и по-бережья Каспийского моря было предложено усилить Бакинский карантинно-таможенный округ путем увеличения численного состава карантинно-таможенных объездчиков до 727 человек, которые должны были охранять уча-сток государственной границы в пространстве 1500 верст. Однако, несмотря на предложения по значительному увеличению личного состава для охраны российско-персидской границы данного количества было недостаточно для надежной защиты государственной границы в регионе. На ос-новании проведенных расчетов Бакинская бригада должна была состоять из 4 отделов и 19 отрядов распределенных на 55-60 постах [Чернушевич 1903: 292]. Комплектование кадров Бакинского карантинно-таможенного округа для охра-ны российско-персидской границы, предлагалось из числа «…самых опытных в таможенной службе и известных своею энергиею офицеров из существующих бригад Пограничной Стражи на европейских границах и преимущественной су-хопутных, где пограничная служба доставляет наиболее боевой опытности в ча-стых столкновениях с контрабандирами» [Чернушевич 1903: 294]. Для борьбы с контрабандистами на Каспийском побережье, особенно в пространстве от Астары до северо-восточной банки предлагалось путем снаб-жения учреждаемых там постов лодками «..для выезда в море и для преследо-вания скрывающихся контрабандирских лодок на близлежащих мелких остро-вах, в плавнях и камышах». Предлагалось снабдить семь таких постов 4-хвесельными лодками [Чернушевич 1903: 296]. В результате Государственным советом в соответствии с предложениями министерства финансов было утверждено следующее заключение: «1) К действующим штатам управлений Бакинскаго… карантинно-таможенных окру-гов прибавить по одному чиновнику для поручений… ...3) Для усиления таможеннаго надзора в Бакинском карантинном таможенному окру-ге учредить в 1883 году Бакинскую бригаду Пограничной стражи… ...11) Снабдить лодками соответствующих размеров и конструкции… приморские по-ста …и 7 Бакинской. 12) Потребныя для постов и других надобностей помещения в Бакинской бригаде при-искать наемныя... 13) Вновь учреждаемыя кавказския бригады Пограничной Стражи подчинить действию общих законоположений о сей Страже вообще и согласно сему, действия особых о кавказ-ских таможенных объездчиках узаконений... 14) Потребные на расходы по сформированию и устройству …и Бакинской 40 т. руб. …к расходной смете Департамента Таможенных Сборов на 1883 г…» [Чернушевич 1903: 300-302]. Таким образом, в соответствии с утвержденным предложениями министер-ства финансов, в регионе были учреждены три бригады пограничной стражи – Черноморская, Бакинская и Карская. По мере образования данных бригад, вой-сковые подразделения, которые ранее занимались охраной государственной гра-ницы, освобождались от несения кордонной службы. Однако численный состав данных пограничных бригад не позволял полностью взять под свой контроль государственную границу, а только наиболее важные участки границы. В итоги на участках государственной границы, которые небыли заняты пограничной стражей функции пограничной стражи продолжали выполнять войсковые под-разделения. Однако опыт использования пограничной стражи в регионе указы-вал на необходимость усиления «таможеннаго надзора» [Чернушевич 1903: 308-309]. В результате на основании проекта министерства финансов относи-тельной общего устройства пограничного надзора на Кавказе и в Закавказье предполагалось образовать четвертую бригаду пограничной стражи – Эриван-скую, которая должна была взять под свой полный контроль Аралыхскую кор-донную линию. Эриванская бригада пограничной стражи должна была взять под охрану протяженный участок от Тендурека до Ордубата, что составляет 397 верст, а штатная численность бригады, необходимой для охраны участка государствен-ной границы должна была насчитывать 802 офицера и нижних чинов из которых полагалось иметь 755 объездчиков и 329 лошадей [Чернушевич 1903: 311-312]. В последствии 1889 г. Государственным советом было определено: «1) Учредить Эриванскую бригаду Пограничной Стражи в составе 5 штаб и 16 обер-офицеров, врача, 329 конных и 432 пеших нижних чинов. 2) Для сформирования названной бригады прибавить к существующему штату Погра-ничной Стражи 3 штаб и 5 обер-офицеров, а также 246 пеших нижних чинов, а недостающее затем число офицеров и нижних чинов пополнить перечислением из Кавказских бригад по распоряжению Министерства Финансов. 3) Для замещения добавляемых к штату Пограничной Стражи должностей 8 офицеров и 246 нижних чинов перевести в Эриванскую бригаду ровное число чинов из бригад, распо-ложенных на европейской границе, пополнив имеющий образоваться в них некомплект установленным порядком… …10) Отпустить в 1889 году семьдесят одну тысячу руб., на единовременныя издержки по сформированию Эриванской бригады…» [ПСЗРИ-III. Т. IX. № 5897: 126-127] Как уже было сказано, по мере образования бригад пограничной стражи в регионе, войсковые подразделения, охранявшие государственную границу, освобождались от несения кордонной службы. По состоянию на 1892 г. для охраны участков, где еще не было чинов пограничной стражи, военным ведом-ством использовалось 12 конных и 4 пеших казачьих сотен. [Чернушевич 1903: 326-329]. Однако в связи с обострением военно-политических отношений с Турцией военное министерство требовало полного освобождения от охраны государственной границы войсковых подразделений, которые планировалось использовать на российско-турецкой границе в случае дальнейших осложнений и возникновения вооруженного столкновения [Боярский 1992: 121]. В этих со-ображениях военным министерством предлагалось перевести на персидскую границу части пограничной стражи, охраняющие в настоящее время турецкую границу. «Вся охраняемая со стороны Персии граница имеет протяжения в до 1146 верст из коих до 289 в. Каспийскаго побережья и 155 в. сухопутной грани-цы, начиная от турецкой границы на востоке, находятся и ныне в ведении По-граничной Стражи, до 100 верст в Мигринском ущелье охраняются двумя сот-нями от пешаго пластунскаго баталиона, в ведении коих полагается пока оста-вить охрану этого района и на будущее время, и засим остальные до 602 в., охранявшияся до сего времени 57-ю постами Полтавскаго и Ейскаго казачьих полков, подлежат ныне занятию Пограничною Стражею….». Таким образом, для охраны протяженного участка российско-персидской границы необходимо было «…для Каспийскаго побережья – 5 отрядных офицеров, 73 объездчика, 83 стражника и 73 лошади…для охраны же всей сухопутной персидской границы от п. Чемурлинскаго до Каспийскаго побережья, протяжением 764 вер., считая в том числе и нынешния дистанция Полтавкаго и Ейскаго казачьих полков, требу-ется назначить 30 отрядных офицеров, 757 объездчиков, 1062 стражника и 757 лошадей» [Чернушевич 1903: 329-329]. В результате «на основании вышеизложеннаго министр финансов в заклю-чении полагал: 1) По случаю перемещения Карсской бригады Пограничной Стражи на персидскую границу наименовать бригаду эту Елисаветпольскою, со включением ея в состав Бакинскаго Карантинного Таможеннаго Округа. 2) Существующий штат кавказских бригад Стражи уменьшить на две должности от-ряднаго офицера и увеличить: на две должности обер-офицера для поручений, с назначени-ем по одному такому офицеру к штабам Эриванской и Елисаветпольской бригад, и на 16 объездчиков, 25 стражником и 18 строевых верховых лошадей, предоставив Министру Фи-нансов перечислить для сего порядком, указанным в примеч. 2 к ст. 48 Уст. Там. по прод. 1886 г. соответствующее число людей и лошадей из других приморских бригад стражи» [Чернушевич 1903: 334]. В итоге предложения министерства были удовлетворены и решением пра-вительства от 24 мая 1892 г. Карская бригада пограничной стражи была переве-дена на персидскую границу и получила наименование «Елисаветпольская» [Плеханов1993: 55]. Деятельность Отдельного корпуса пограничной стражи по охране государственной границы Таким образом, в конце XIX в. на Кавказе и в Закавказье для охраны госу-дарственной границы была создана пограничная стража на твердых воинских началах. Однако, несмотря на то что пограничная стража имела военную орга-низацию руководство оставалось в ведении гражданских чиновников. В резуль-тате в соответствии с предложением министра финансов 15 октября 1893 г. по-граничная стража выводилась из таможенного управления в Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС) [ПСЗРИ-III. Т. XIII. № 9975: 567]. С образованием ОКПС, на российско-персидской границе располагались Елисаветпольская, Эри-ванская и Бакинская бригады пограничной стражи, которые совместно с кордон-ной стражей, состоящей из войсковых подразделений, осуществляли охрану государственной границы [Миклашевский 1887: 351]. Расположение постов Эриванской бригады занимало приграничную с Тур-цией и Персией полосу на протяжении 395 верст. Елисаветпольская бригада имеет в своем составе 4 отдела и «...протяжением по границе не велика, всего 305 верст». Бакинская бригада «…в 531 версту, занимая протяжением своим восточную часть За-кавказья и образуя как бы неправильный треугольник, с одной стороны является морскою по низменному морскому Каспийскому прибрежью, а с другой стороны сухопутною частью у подножья, а частью на высотах Зувандских гор. Береговая линия от крайняго севернаго поста Апшеронскаго до самаго южнаго Аста-ринскаго представляет собою в общем низменное поморье, местами холмистое, лишенное растительности, но, начиная от устья реки Куры, переходит в прибрежную до крайности сы-рую полосу, пересекаемую болотами, особенно в районах самой Астары и частью Ленкора-ни. Сухопутная линия, от Астары до Кобжинскаго поста, находится в низменности, спуска-ющейся от отрогов Зувандских гор, и речки Астаринки, составляющей в данном месте гра-ницу с Персией» [Шапиров 1898: 7-19]. В 1894 г. с целью усиления охраны российско-персидской границы был увеличен штаб Эриванской и Елисаветпольской бригад пограничной стражи, пу-тем добавления бригадам по одному новому отделу, «…что вызывает надоб-ность в назначении в означенныя бригады всего 6 штаб и 22 обер-офицеров» [Сборник циркуляров 1984: 5]. Как уже было отмечено ранее на российско-персидской границе со стороны Персии действовали вооруженные бандформирования, которые занимались кон-трабандной деятельностью. Наиболее дерзкие действия контрабандистов отме-чались в Бакинском и Ленкоранском районах, где участились случаи прорыва вооруженных групп численностью до 40 человек в Персию [Ульянич 2010: 116]. В итоге в 1894 г. в связи с достаточно частыми случаями прорыва через границу персидских вооруженных бандитских формирований были утверждены временные правила применения оружия чинами ОКПС при осуществлении ими охраны государственной границы, где были четко определено в каких случаях чины ОКПС имеют право применять оружие [Высотенко 2004: 111]. В даль-нейшем в период с 1893 г. по 1897 г. между Российской империей и Персией были заключены ряд соглашений, которые позволяли чинам ОКПС пересекать границу с Персией при преследовании контрабандистов или «вооруженных раз-бойников», что в свою очередь положительно сказалось на подготовке чинов пограничной стражи [Минаков 2004: 184]. Однако пересечение государственной границы разрешалось лишь в экстренных случаях «когда того безусловно тре-буют обстоятельства дела» [РГВИА. Ф. 4895. Оп. 1. Д. 41. Л. 1]. Как уже отмечалось ранее, совместно с чинами ОКПС охраной государ-ственной границе занимались войсковые подразделения. Наиболее активно вой-сковые подразделения привлекались для пресечения прорыв вооруженных бандформирований с территории Турции и Персии. Однако количества воору-женных прорывов через государственную границу не уменьшалось [Плеханов 1993: 82-84]. Поэтому министерством финансов был согласован с командую-щим Кавказского военного округа порядок совместной охраны российско-персидской границы войсковыми и пограничными подразделениями в весенне-летний период времени [Сборник циркуляров 1900: 49-51]. 1914 г. ознаменовался началом первой мировой войны. С 18 июля 1914 г. все бригады ОКПС перешли в полное подчинение военного ведомства и приня-ли участие в боях. Однако бригады пограничной стражи, располагавшиеся на российско-персидской границе, оставались на своих местах и продолжали охра-нять государственную границу, так как на их участках не было активных боевых действий [Плеханов А.А., Плеханов А.М. 2003: 205]. Заключение В феврале 1917 г. в Российской империи началась революция, в результате чего вместе с Российской империей прекратил свое существование ОКПС. Таким образом, до создания на Кавказе специализированной пограничной стражи, охране государственной границы в регионе уделялось недостаточное внимание. Охраной российско-персидской границей занимались разносторонние подразделения, в основном карантинно-таможенные объездчики и переменные команды от казачьих и других иррегулярных войсковых частей. В результате чего системы охраны государственной границы находилась в неудовлетвори-тельном состоянии и не отвечала требованиям безопасности национальных ин-тересов России в регионе. Отсутствие специализированных пограничных под-разделений на российско-персидской границе и неприкрытость государственной границы создавало угрозы национальным интересам России. В итоге конце XIX в. российское правительство осознавая имеющуюся опасность национальным интересам, приступило к созданию на Кавказе пограничной стражи. В результате только после создания на Кавказе специализированной погра-ничной стражи в регионе появилось подразделение способное обеспечить надежную защиту российско-персидской границы и национальных интересов России в регионе.
×

Об авторах

Константин Александрович Павлов

Независимый исследователь

Email: kommendor@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6808-3322

Список литературы

  1. Боярский 1992 – Боярский В.И. На стороже Руси стояти: страницы истории пограничной стражи Российского государства. – М.: Граница, 1992. – 168 с.
  2. Высотенко 2004 – Высотенко А.В. Исторический опыт обеспечения безопасности государственной границы Российской империи отдельным корпусом пограничной стражи: дис… канд. ист. наук: 07.00.02. – М., 2004. – 284 с.
  3. Минаков 2004 – Минаков В.П. Пограничная стража России в войнах второй половины XIX – начала XX века: исторический опыт и уроки: дис... канд. ист. наук: 07.00.02. – М., 2004. – 238 с.
  4. Плеханов А.А., Плеханов А.М. 2003 – Плеханов А.А., Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893–1917): Ист. очерк. – М.: Граница, 2003. – 287 с.
  5. Плеханов 1993 – Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи России: крат. ист. очерк. – М.: Граница, 1993. – 282 с.
  6. ПСЗРИ-III – Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. 1881-1913 гг.: В 48 т. – СПб.: Государственная типография, 1891. – Т. IX.
  7. ПСЗРИ-III – Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. 1881-1913 гг. : В 48 т. – СПб.: Государственная типография, 1897. – Т. XIII.
  8. РГВИА – Российский государственный военно-исторический архив.
  9. Сборник циркуляров отдельного корпуса пограничной стражи за 1893 год. – СПб.: Тип. Штаба Отдельного корпуса пограничной стражи, 1894.– 239 с.
  10. Сборник циркуляров отдельного корпуса пограничной стражи за 1899 год. – СПб.: Тип. Штаба Отдельного корпуса пограничной стражи, 1900. – 275 с.
  11. Миклашевский 1887 – Миклашевский М.Н. Таможенный устав по европейской и азиатской торговле, дополненный соответственными инструкциями и разъяснениями по октябрь 1886 года. – СПб.: Изд. М.Н. Миклашевского, 1887. – 219 с.
  12. Ульянич 2010 – Ульянич А.М. Исторические аспекты пограничного и таможенного контроля на границе Российской империи в 1721–1917 гг.: дис… канд. ист. наук: 07.00.02. – М., 2010. – 286 с.
  13. Чернушевич 1903 – Чернушевич П.М. Материалы к истории пограничной стражи. Служба в мирное время. Стычки с контрабандистами и прочие происшествия на границе: (сборник). – Ч. I. – Выпуск I–IV. – СПб.: Тип. Штаба Отдельного корпуса пограничной стражи, 1900-1906. – Ч. I. – Вып. III. – 1903. – 349 с.
  14. Шапиров 1898 – Шапиров Б.М. Кавказские бригады Отдельного Корпуса пограничной стражи в санитарном отношении. – СПб.: Тип. т-ва «Нар. Польза», 1898. – 57 с.
  15. Шапиров 1909 – Шапиров Б.М. Наши пограничные окраины на Кавказе: Путевые наброски Бориса Шапирова. – СПб.: Тип. Штаба Отдельного корпуса пограничной стражи, 1909. – 222 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Павлов К.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».