Daily students of general schools during the great patriotic war (on the example of the Kabardino-Balkarian Republic)
- Authors: Tetuev A.I.1
-
Affiliations:
- The Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
- Issue: No 1 (2023)
- Pages: 124-141
- Section: Recent history
- Submitted: 11.05.2025
- Published: 15.12.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/291361
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-1-124-141
- EDN: https://elibrary.ru/CHXBXI
- ID: 291361
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Введение Исследование повседневности населения в годы Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) является актуальной научной проблемой. Важный вклад в достижение Победы внесли различные социальные категории общества, в том числе учащиеся. В то же время, невзирая на общность переживаемых процессов, повседневная жизнь школьников имела свои особенности. В связи с этим изуче-ние комплекса вопросов, связанных с повседневностью учащихся и студентов в годы ВОВ, представляется актуальным. Исследуемая проблема в последние годы все больше привлекает внимание историков. Так, в вопросы развития профессионального и общего среднего об-разования в военных условиях анализируются в 10 томе фундаментального тру-да «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. В 12 томах» [ВОВ 2014]. В монографии С.А. Черник исследуются особенности учебно-воспитательного процесса, содержание и методы работы учителей, обществен-ных организаций в годы ВОВ [Черник 1984]. Отдельные вопросы рассматриваемой темы нашли отражение в работах Е.Г. Бечеряковой, М.П. Дудкиной, Н.Д. Козлова, О.Г. Яцкевич [Бечерякова 2014; Дудкина 2013; Козлов 2014; Яцкевич 2016]. В них дается анализ повсе-дневной жизни учащихся и студентов в годы ВОВ в отдельных регионах: осо-бенности учебного процесса, быта, помощь фронту, промышленности и сель-скому хозяйству. В исследованиях ученых Кабардино-Балкарии изучены некоторые вопросы названной темы. Так, в работах Х.И. Хутуева, Ш.Ш. Чеченова отдельные вопро-сы развития образования в КБАССР в годы социалистического строительства. Вместе с тем следует отметить, что в них не рассматривается исследуемая нами тема [Хутуев 1984; Чеченов 1971]. В работе «Кабардино-Балкария: Тыл и фронт…» освещены некоторые во-просы помощи тыла фронту [КБТФ 2005]. Отдельные проблемы обычной жизни школьников и студентов исследуются в нашей работе [Тетуев 2021]. Вопросы повседневной жизни населения в годы Великой Отечественной войны кратко раскрыты в работах зарубежных историков Дж. Боффа, Н. Верта [Боффа 1990; Верт 1992]. Следует отметить, что они располагали большой творческой свободой, однако эти труды написаны без использования архивных документов. Таким образом, анализ литературы показывает, что, несмотря на опреде-ленные наработки, исследуемая проблема не стала предметом специального ис-следования. Практически отсутствуют комплексные работы, раскрывающие особенности обычной жизни учащихся Кабардино-Балкарии в годы ВОВ. Объективное исследование этой проблемы на материалах, ставших доступ-ными в последнее время, особенно в региональных архивах, имеет большое научно-практическое значение. Объектом исследования явилась повседневная жизнь учащихся и студен-тов в годы ВОВ на примере Кабардино-Балкарии. Цель исследования – изучить комплексно на основе новых архивных доку-ментов особенности повседневности учащихся Кабардино-Балкарии. 1. Исследовать влияние перестройки структуры и содержания образования в годы ВОВ на повседневную жизнь учащихся: 2. Обобщить формы оказания помощи учащимися фронту и тылу. 3. Изучить опыт работы общеобразовательных учреждений по осуществле-нию закона о всеобщем обязательном обучении. Научная новизна. Анализ архивных документов, введенных в научный обо-рот впервые, и других источников позволил автору на региональном уровне ре-конструировать максимально приближенную к действительности повседневную жизнь учащихся в годы ВОВ. Методологической основой исследования являются принципы историзма, научности, объективности и системности. Кроме того, были использованы исто-рико-сравнительный, историко-системный, историко-типологический методы, а также метод социального анализа. Основная часть В годы ВОВ в соответствии с требованиями «Директивы СНК СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 г. осуществлялась перестройка всей жизни советского общества, в том числе системы образования в интересах фронта и тыла. На основе указанной Директивы образовательные учреждения страны подчинили свою деятельность интересам фронта и тыла, что сказывалось на повседневной жизни учащихся и студентов. Приоритетным направлением работы общеобразовательных школ в годы ВОВ являлось обучение военному делу. Начальная и допризывная подготовка в школах Кабардино-Балкарии вво-дилась в 5–10-х классах и военно-физическая подготовка в 1–4-х классах. Воен-ные занятия, за исключением классных, проводились на местности, а в началь-ных школах в виде комплексных уроков военно-физической подготовки. Про-грамма военного дела для учащихся 7–10-х классов предусматривала 110 часов. Учащиеся изучали противохимическую подготовку, военно-санитарное дело и другие вопросы. В 115 школах республики проводились военизированные по-ходы, военные игры с охватом 11 540 учащихся [УЦДНИ АС КБР Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 162, 164]. Затем девочки, мальчики раздельно сдавали экзамены. Особое внимание уделялось качественной стороне военной подготовки. Итоги экзаменов учащих-ся школ республики (см. таб. 1). Таблица 1 Успеваемость по военной подготовке учащихся школ КАССР в 1944/45 учебном году [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 163]. Классы и число учеников 5 (отлично) 4 (хорошо) 3 (посредственно) 2 (плохо) Не получили оценки 1-4 (мальчики и девочки вместе) учащихся –25212 3891 6283 12955 583 1500 5-7 мальч. –796 девоч. –507 1002 1061 1775 3180 160 200 447 372 5–7 (мальчики и девочки вместе) учащихся – 9500 1303 2063 4955 360 819 8-10 мальч. –179 девоч. – 203 155 324 244 741 7 12 9 35 (мальчики и девочки вместе) учащихся – 1909 382 479 985 19 44 Всего учащихся (1–10кл.) – 36621 5576 8825 18895 962 2363 Анализ таблицы показывает, что в 1944/1945 учебном году в школах рес-публики военное дело изучали 36 621 учащийся, в том числе в 1–4 кл. – 25 212, 5–7 кл. – 9 500, 8–10 кл. – 1 909 учащихся. В 1–4 кл. экзамены сдали на «от-лично» 15,4 %, на «хорошо» – 25 %, «посредственно» – 51,3 %, «плохо» – 2,3 %, «не получили оценки» – 6,4 %. В 5–10 кл. из 11409 учащихся сдали на «от-лично» 14,8 %, на «хорошо» – 22,3 %, «посредственно» –52,1 %, «плохо» – 3,3 %, «не получили оценки» – 7,5 %. Всего из 36621 учащегося 1–10 кл. сдали на «отлично» – 15,2 %, на «хо-рошо» – 24,1 %, «посредственно» – 51,6 %, «плохо» – 2,7 %, «не получили оценки» – 6,4 %. Анализ отчетов учебно-воспитательной воспитательной работы в школах республики за 1941/1942–1944/1945 учебные годы показал, что на первом плане была патриотическая и военно-физкультурная подготовка учащихся. В частно-сти, содержание уроков по гуманитарным предметам было ориентировано на воспитание патриотизма. Об этом свидетельствует справка обкома ВКП (б) «О состоянии учебно-воспитательной работы в школах г. Нальчика» (20 декабря 1941 г.). В ней отмечалось: «…В 1941/42 учебном году школы перестроили в основном свою учебно-воспитательную работу применительно к военной об-становке. Урок, как основная форма педагогического процесса, заметно пере-строен в направлении воспитания в детях патриотизма и чувства ненависти к немецким захватчикам. Отражается это в содержании диктантов, пересказов и сочинениях школ» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 262. Л. 20]. Учащиеся 9–10-х классов также занимались физической подготовкой, на что дополнительно отводилось 15 часов (в 9-х кл.) и 3 часа (в 10-х кл.). Только в 1944/1945 учебном году в школах республики подготовлены значкисты «Го-тов к труду и обороне» (ГТО) – 718, «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) – 122, «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) и «Готов к санитарной обо-роне» (ГСО) – 1331, «Противовоздушной и противохимической оборона» (ПВХО) – 2482 [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 159, 164]. Внешкольная работа в КБАССР также соответствовала требованиям воен-ного времени. Широкое развитие получили военные кружки, в которых учащие-ся приобретали необходимые военные знания. После сдачи соответствующих нормативов 1672 учащихся стали обладателями значков «Пулеметчик», «Авто-матчик», «Шофер», «Радист», «Телеграфист», «Телефонист», «Сандружинника» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 159, 164]. В 1943 г. стала функционировать Детская спортивная школа, где занима-лись 50 детей в секциях спортивных игр и легкой атлетики [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 757. Л. 32]. Школьники принимали участие в соревнованиях по различным видам спор-та. Например, с 24 мая по 3 июня в Баксанском районе был проведен третий профсоюзно-комсомольский кросс. В нем приняли участие учащиеся, учителя и допризывники сел Заюково, Кызбурун I, Кызбурун II, Баксангэс, Баксаненок и Кызбурун III. В кроссе приняли участие 865 учащихся, из которых сдали нормы на знач-ки ГТО первой ступени – 304 и нормы на значки БГТО – 538. По общим резуль-татам кросса первое место было присуждено Баксанской средней школе (воен-рук – лейтенант Ступкин, директор Новосельцев), второе место – неполной средней школе села Старая Крепость (военрук – тов. Пашуев, директор Мух-урова) [УЦДНИ АС КБР. Ф. 291. Оп. 1. Д. 8. Л. 58, 58 об.]. Анализируя перестройку деятельности общеобразовательных учреждений республики следует отметить, что военная, физическая подготовка и воспитание патриотизма учащихся создали условия для их практического применения на фронте и в тылу. Важным направлением в повседневной жизни учащихся являлась деятель-ность, направленная на укрепление фронта и тыла. Прежде всего, в начале вой-ны более 10 тыс. комсомольцев ушли на фронт, в том числе – 2 354 доброволь-но [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 278. Л. 14]. Школьники и учителя участвовали в строительстве оборонительных со-оружений. Вместе со своими учителями активное участие в партизанском дви-жении на территории временно оккупированной Кабардино-Балкарии принима-ли школьники. Особо отличились А. Друс, X. Шаваев, А. Мельников, С. Ше-ретлоков, Г. Алхасова, В. Прохоров, братья Буздовы, В. Максимкин, А. Ковалев и другие. Например, пионеры Миша Ревякин и Петя Храмеев предотвра¬тили взрыв здания Кабардино-Балкарского государ¬ственного пединститута, спасли подстанцию ГЭС, несколько заводов Нальчика, разъединив электрические про-вода, протянутые к заложенным эсэсовцами фугасным минам. Другой пример: в мае 1942 г., учащиеся неполной средней школы с. Актопрак Чегемского района Оюс Таттаев, Ахмат Гочаев, Исхак Таттаев, Шамиль Чеккев, пасшие скот, встретили незнакомых мужчин, направлявшихся в сторону Баксанского ущелья. Благодаря бдительности и находчивости ребят «диверсанты», пробиравшиеся к важному промышленному объекту – Тырныаузскому волфрамо-молибденовому комбинату, были задержаны и обезврежены» [КБТФ 2005: 62, 63]. Многие школьники за героизм в борьбе против оккупантов отмечены пра-вительственными наградами. Сбор средств в помощь фронту Школьники и учителя занимались сбором средств в фонд обороны, теплых вещей и подарков воинам Красной Армии. Так, например, в 1944 г. на построй-ку танковой колонны «Смерть немецким оккупантам» пионеры из селений Псы-гансу и Нартан Кясова и Карданова внесли наличными по 5 000 рублей. От-дельные школы – мужская средняя школа № 2, где секретарем комсомольской организации был т. Дорошевский, собрала 35 500 рублей, женская средняя школа № 1, где секретарем комсомольской организации была т. Соколова, – 30 845 рублей, обе эти школы получили благодарность от т. Сталина [УЦДНИ АС КБР. Ф. 19. Оп. 1. Д. 98. Л. 3]. В итоге школы г. Нальчика собрали 176 663 рубля. Всего комсомольцами республики было собрано более 3 млн рублей на строительство танковой ко-лон¬ны «Смерть немецким захватчикам» и 1 700 тысяч рублей на звено истреби-телей «Комсомолец Кабарды» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 19. Оп. 1. Д. 105. Л. 20]. В справке Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) от 20 декабря 1941 г. «О состоянии учебно-воспитательной работы школьников школах г. Нальчика» отмечается: «…Школьники участвовали в создании фонда обороны страны (7-й класс школы № 1 сдал 1400 руб. облигаций госзаймов, 5 «а» – 350 руб., в младших классах этой школы дети собирают средства в специальные классные копилки). Собрали и сдали 42 т черного металла и 21 кг цветного. Коллективы учащихся и учителей школ Курпского района в августе 1942 г. собрали 23 т металлолома. Кроме того, на молодежных воскресниках заработа-но и внесено в Фонд обороны 2338 т металлолома» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 262. Л. 4, 5; КБВОВ 1975: 50]. Шефство над эвакгоспиталями Значимую работу школьники республики проводили по оказанию шефской помощи военным госпиталям, эвакуированным в г. Нальчик. Ученики общеоб-разовательных школ г. Нальчика, Докшукинской средней школы, участвовали в организации досуга раненых бойцов, приносили им продукты питания, книги, журналы, канцелярские товары. Помимо этого, учащиеся и учителя городских школ приняли участие в сборе лекарственных трав и ягод. Ученики школа № 6 вели переписку с бойцами действующей армии [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 262. Л. 20]. 3 октября 1944 г. газета «Кабардинская правда» опубликовала письмо во-еннослужащих Н. Дьячкова, Д. Миронова: «…Недавно у нас в госпитале были шефы – учащиеся женской средней школы № 1 г. Нальчика. Они принесли нам разнообразные подарки: фрукты, печенье, пирожные, кисеты с табаком, бумагу, карандаши и другие предметы. Передав подарки, юные шефы рассказали, как они учатся, и выступили с декламацией стихотворе¬ний советских поэтов, зову-щих к мести врагу. Мы очень довольны приходом наших шефов и сердечно благо¬дарим за подарки» [Лики войны 1996: 389]. Забота о семьях фронтовиков Значительную работу провели комсомольские организации республики по оказанию помощи семьям и детям фронтовиков. Путем проведения декадников и однодневных воскресников комсомольцами и молодежью республики собрано в 1943–1944 гг. 670 439 руб., продовольственного картофеля 17 919 кг, кукуру-зы 3802 кг и 2 тонны овощей, кроме того, собрано 555 пар обуви и одежды [КБВОВ 1975: 477]. Хорошую инициативу проявили пионеры и школьники Каменномостской средней школы, собравшие семена и засеявшие для фонда обороны пришколь-ный участок. На май 1942 г. пионеры республики своими силами и средствами откормили для фронтовиков около 10 тыс. цыплят [УЦДНИ АС КБР. Ф. 19. Оп. 1. Д. 98. Л. 13]. Организация помощи детям-сиротам Комсомольские организации республики проводили воскресники и декад-ники в помощь детям-сиротам. В 1943 г. в воскреснике участвовали 30 883 ком-сомольца, которые заработали 280 760 руб. Лучшие результаты показали Урванский район, где заработали 33 673 руб., соответственно Зольский район – 24 700 руб., Прохладненский район – 24 524 руб. и город Нальчик – 3 746 руб. В 1944 г. в воскреснике заработано 404 360 руб. В фонд помощи детям-сиротам было перечислено 685 120 руб. [УЦДНИ АС КБР. Ф. 19. Оп. 1. Д. 98. Л. 13; КБВОВ 1975: 480]. Деятельность в восстановление народного хозяйства Во всех школах республики были организованы школьные бригады, кото-рые участвовали в восстановительных работах. Например, в г. Нальчике были созданы 43 школьные бригады, в которых насчитывалось 800 учеников. Ребята приняли активное учас¬тие в восстановлении Дворца пионеров, драмтеатра, очистке парка. В Нальчике действовало 59 тимуровских команд, охватывавших более 500 пионеров. Ребята обрабатывали огороды, рубили дрова, ухаживали за детьми фронтовиков [УЦДНИ АС КБР Ф. 1. Оп. 1. Д. 889. Л. 23]. В справке Нальчикского горкома ВЛКСМ «О работе комсомольцев и мо-лодежи по восстановлению хозяйства города» 29 марта 1946 отмечалось: «…В 1945 г. пионеры и школьники отработали по восстановлению госдрамтеатра бо-лее 50 тыс. чел.-часов; восстановили здание 2 мужской средней школы и 4 шко-лы (неполной средней), произвели уборку дворов и озеленение всех школ горо-да; почти на весь отопительный период самими школьниками заготовлялись дрова; во время уборочной кампании пионеры и школьники ежегодно помогали колхозникам в уборке урожая» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 19. Оп. 1. Д. 147. Л. 7]. Участие в сельскохозяйственных работах В связи с призывом в Красную Армию общая численность рабочих, кол-хозников и служащих в стране значительно сократилась. В этих условиях воз-никла необходимость пополнения трудовых ресурсов. Поэтому государствен-ными органами власти и партийными организациями страны и регионов был принят ряд нормативно-правовых актов. Так, в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 2 июля 1941 г. Совнарком Кабар-дино-Балкарской АССР (далее – СНК КБАССР) и бюро Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) (далее – СНК КБАССР) и бюро обкома ВКП (б) приняли сов-местное решение «О привлечении к участию в сельскохозяйственных работах, учащихся VII–X классов неполных средних и средних сельских и городских школ» от 12 сентября 1941 г.) [УЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 418. Л. 5]. 5 ноября 1941 г. СНК КБАССР и бюро обкома ВКП (б) приняли другое по-становление. В нем было указано: «Разрешить исполкомам райсоветов депута-тов трудящихся и райкомам ВКП (б); привлечь в организованном порядке для участия в сельскохозяйственных работах, учащихся V–VI классов; продлить срок участия на сельскохозяйственных работах, учащихся V–X классов до 1 де-кабря 1941 г.» [Тетуев 2021: 105]. В рамках реализации упомянутых нормативно-правовых документов и на основе постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 17 сентября 1941 г. «Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, техникумов и вузов» Совнарком и бюро Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) утвердил (5 января 1942 г.) контингент подлежащих к обучению сель-скохозяйственным работам учащихся средних и высших учебных заведений и части служащих городов и районных центров, а также сроки и время занятий [УЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 418. Л. 83, 84]. В соответствии с постановлением Совнаркома и бюро Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) от 5 января 1942 г. учащиеся 5-х классов изучали приемы выращивания овощных культур, ученики 7–8-х классов овладевали – агротехникой зерновых и технических культур и 9–10 классов – тракторами и комбайнами. Всего в первом полугодии 1942 г. обучалось 7 096 школьников [УЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 418. Л. 5]. Учащиеся школ республики принимали активное участие в сельскохозяй-ственных работах. Например, в газете «Социалистическая Кабардино-Балкария» отмечалось: «…в сельхозартели им Коминтерна Терского района комсомолец Лукоев в конце июня 1941 г. организовал на прополку пропашных культур бо-лее 20 школьников. Они успешно помогали взрослым очищать колхозные поля и огороды от сорняков, а также на уборке сена. В сенокосной бригаде колхоза особенно хорошо работали пионеры Мухаммед Шомахов, Володя Шомахов, Леон Шомахов. Хорошо организована работа пионеров и в колхозе «Терек». Здесь на сенокосе и прополке работают все школьники. На сборке сена занято больше 30 пионеров» [КБВОВ 1975: 41]. В уборе урожая в Кабардино-Балкарии принимали участие и учащиеся го-родских школ. В статье, опубликованной в газете «Социалистическая Кабарди-но-Балкария», отмечалось: «…Особых успехов среди городских школ добилось первое звено Виктора Лисянского ученика Нальчикской школы № 3, который 18 июля 1941 г. на прополке выполнил 420 % дневной нормы выработки. …Однако Виктор, увидев, что 7-я бригада отстает, и пошел туда политруком. Затем эта бригада вышла в ряды передовых. Так… боролись школьники за вы-сокий урожай» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 262. Л. 20]. Следует отметить, что согласно постановлению бюро обкома ВКП (б) и СНК КБАССР «О проведении прополочных работ в колхозах и совхозах рес-публики» (5 июня 1942 г.) учащиеся средних и неполных средних школ на про-полочные и другие работы в колхозы и совхозы направлялись раздельно маль-чики и девочки, во главе с учителями школ [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 466. Л. 91, 92]. Всего в сельскохозяйственных работах участвовали в 1941 г. более 10 тыс. и 1942 г. – 13 тыс. учащихся республики [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 262. Л. 20; Д. 466. Л. 91, 92]. В докладной записке Кабардинского обкома ВЛКСМ ЦК ВЛКСМ о работе школ в республики от 15 августа 1944 г. отмечалось: «…в период летних кани-кул до 12 тыс. учащихся 6–10-х классов работают на полях в колхозах. До 5 тыс. учащихся младших классов участвуют в сборе колосьев. По отдельным районам, таким, как Прохладненский, Майский, Терский, Урожайненский, При-малкинский и ряд других районов, силами пионеров и школьников собрано от 7 до 15 тонн колосьев. Пионерские отряды колхозов «Политотдел», «Дея», «Ку-ян», Урожайненского района под руководством учительницы Каировой соби-рают в день по 200–250 кг колосьев. Пионеры колхоза «Тельман» сел. Красно-армейское этого же района собирают каждый по 10–11 кг зерна. Отряд пионе-ров Т.В. Кравцовой ежедневно собирает по 150–200 кг зерна. 20 пионеров отря-да детдома № 2 г. Прохладного, работая ежедневно по 6 час. па полях колхоза «1-я пятилетка», собрали 1860 кг колосьев [УЦДНИ АС КБР. Ф. 19. Оп. 1. Д. 98. Л. 34, 35]. В полевых работах 1945 г. участвовали 11 199 учащихся, которые вырабо-тали 436 714 трудодней. Кременчуг-Константиновская школа получила 1-ю Всесоюзную премию за участие в полевых работах, а Куркужинская – 3-ю пре-мию. Более 40 учащихся на¬граждены грамотами ЦК ВЛКСМ за участие в поле-вых работах [УЦДНИ АС КБР. Ф. 19. Оп. 1. Д. 153. Л. 14, 15]. Большое значение в повседневной жизни учащихся имела школа, где они получали знания и усваивали гражданские ценности. В исследуемый период, как и в 30-е гг. XX столетия, главным направлением деятельности общеобразова-тельных учреждений был охват детей школьного возраста всеобщим обучени-ем. По данным Всероссийской переписи населения 1939 г., в Кабардино-Балкарии проживали 359 219 человек, из них неграмотное население составляло 144750 чел. (40, 3 %), в том числе детей от 8 до 18 лет 4390 (3,3 %) . На наш взгляд, эти данные не отражали реальное положение в регионе, численность не охваченных учебой в школе была значительно больше. На реализацию указанной задачи отрицательно повлияла временная окку-пация территории Кабардино-Балкарии. За время оккупации из 218 специальных школьных зданий захватчики разрушили 206, вместе с тем уничтожены, сожже-ны или разбиты почти все школьное оборудование, учебные, наглядные посо-бия. Разграблены здания педагогического института и педагогического училища [УЦГА АС КБР. Ф. 292. Оп. 1. Д. 19. Л. 1–1 об.]. Следует отметить, что несмотря на определенные успехи в развитии в вос-становлении школьного образования, тем не менее не удалось достигнуть пока-зателей довоенного уровня численности школ, учащихся, и учителей (см. таб. 2). Таблица 2 Численность общеобразовательных школ и учащихся в КБАССР (1940–1946 гг.) [Народное хозяйство 1957: 89–91] Учебный год школ Учащихся (тыс. чел.) Всего учителей (включая совместителей) 1940/1941 240, в том числе: городских – 28, сельских – 2012 75,0, в том числе: городских–17,3, сельских – 57,7 2812, в том числе: городских – 573, сельских – 2239. 1945/1946 210, в том числе: городских – 32; сельских – 178. 47,6 в том числе: в городской местности – 13,8, сельской – 33,8. 2172, в том числе: городских – 541, сельской – 1631. Анализ таблицы показывает, что в 1945/1946 по сравнению с 1940/1941 учебным годом численность школ уменьшилась в 1,1 раза, соответственно уча-щихся – в 1,5 раза, учителей – в 1,3 раза. О трудностях по охвату всеобучем де-тей школьного возраста свидетельствуют и результаты учебно-воспитательной работы школ республики. 10 августа 1943 г. СНК КБАССР, обсудив итоги 1942/1943 учебного года, отметил, что на начало учебного года из 41 958 детей школьного возраста обучением было охвачено только 32 367 (77,1 %), выдер-жали переводные испытания 15 589 (48,1 %) учеников, закончили начальные, неполные средние и средние школы 1 715, в том числе 10 класс – 178 учеников. Выполнение Закона о всеобуче в Кабардино-Балкарии в 1942/43 учебном году было ниже, чем в среднем по РСФСР (78,8 %) на 1,7 % [УЦГА АС КБР. Ф. Р-556. Оп. 2. Д. 4. Л. 131; ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 69. Д. 3068. Л. 63]. Наряду с этим СНК КБАССР выявлены основные недостатки прошедшего учебного года: неполный охват обучением детей школьного возраста, недоста-точная обеспеченность школ учителями, слабая материальная база (нехватка учебников, тетрадей, наглядных пособий, лабораторного оборудования и др.), малоэффективная учебно-воспитательная работа. СНК в своем постановлении обязал Наркомпрос республики разработать и реализовать меры по устранению отмеченных недостатков в работе школ. В справке заведующего отделом школ Кабардинского обкома ВКП (б) от 22 апреля 1944 г. указано, что на 20 сентября 1943 г. не охвачено школой 3362 учеников. При этом выбыли из школ за ноябрь–декабрь 1943 г. и январь–февраль 1944 г. 632 ученика [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 976. Л. 4]. В связи с этим с этим положением в ряде районов республики обсуждался вопрос о всеобуче (Кубинский, Урванский, Прохладненский, г. Нальчик). Большую работу по вовлечению детей в школу осуществляла административная комиссия Чегемского района, которая свои заседания проводила в школах сел с приглашением сельского актива. В результате 28 нарушителей закона были оштрафованы и благодаря созданию общественного мнения все дети района бы-ли охвачены учебой [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 10]. В селах были проведены общие собрания родителей по вопросам работы школ. Учителя систематически посещали родителей и детей на дому. После разъяснительной работы удалось привлечь в школу в 1944 г. в Нальчикском районе 41 чел., Майском– 86, Прохладненском – 56, Урванском – 58. Наряду с этим, через торгующие организации были приобретены одежда и обувь для 88 остронуждающихся детей, все они были возвращены в школу. Заметную роль в привлечении детей в школу сыграли горячие завтраки, организованные почти при каждом образовательном учреждении за счет урожая с подсобных хозяйств школ и подшефных предприятий, колхозов и совхозов [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 12, 13]. В целом в течение 1944/1945 учебного года нуждающиеся школьники по-лучили: одежду – 1698 чел., обувь – 1843 чел., отчислено трудодней в фонд помощи детям – 4 500, выдано денег – 18 600 руб., выдано кукурузы (в зерне) –180 кг. [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 113]. Вместе с тем проблема всеобуча в целом по республике решалась медленно (см. таб.3). Таблица 3 Общие итоги состояния всеобуча в школах Кабардинской АССР за 1943/1944 – 1945/4 учебный год [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 889. Л. 18; Д 893. Л. 2; Д. 1334. Л. 3–8; Д. 1379. Л. 97; УЦГА АС КБР. Ф. Р-556. Оп. 2. Д. 4. Л. 131]. Всего учащихся 1943/1944 учеб. Год 1944/1945 учеб. год 1945/1946 учеб. год На начало учеб. года 40495 45128 46180 На конец учеб. года 34754 (86 %) 38075(84,3 %) 42816(92 %) Отсев 3312 (8 %) 4702 (10,5 %) 3 364 (8 %) Из данных таблицы видно, что отсев учащихся в 1943/1944, 1945/1946 учебных годах составил – 14 %. Этот показатель в 1944/1945 равнялся 15,7 %. При этом основными причинами отсева учащихся явились неудовлетворитель-ные материально-бытовые условия учащихся, отсутствие одежды и обуви – 1425, отдаленность от школы – 186, работа на предприятиях – 273, работа в колхозах – 810, домашние работы – 1073, исключение из школы – 127, дли-тельная болезнь и смерть – 596, уход в РККА – 39, малолетки (не достигшие 7 лет) –173 и другие. При этом следует отметить, что отсев учащиеся в 8–10 классах в стране и регионах был наибольшим. Например, в 1944/45 учебном го-ду в школах Кабардинской АССР всего обучалось 38075 учащихся, в том числе в старших классах – 1942 (5,1 %). Многие из учащихся старших классов не могли продолжать образование в связи с занятостью на производстве. В связи с этим в целях обучения городской и сельской молодежи и подростков без отрыва от производства СНК СССР при-нял постановления: «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (5 июля 1943 г.), об организации вечерних школ сельской молодежи» (6 июля 1944 г.), в соответствии с которыми в республике были организованы школы рабочей и сельской молодежи для обучения без отрыва от производства. В них в 1944/1945 учебном году обучались 4 956 учащихся, в том числе в городских – 1 тыс. и сельских – 3 956 [Директивы 1947: 214; УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 893. Л. 2]. Помимо этого, в 1943 г. в г. Нальчике стала функционировать школа ФЗО с контингентом 200 человек, которая готовила квалифицированных рабочих для народного хо¬зяйства республики (токарь, литейщик, монтажник, сантехник, плотник, столяр) [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 914. Л. 11–13]. В целях социальной поддержки детей фронтовиков постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 г. от платы за обучение в 8–10 классах были освобождены дети рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского флота, с сентября 1944 г. – дети офицеров-инвалидов, а также погиб-ших, пропавших без вести, умерших вследствие ранений, увечий, контузий, по-лученных на фронтах ВОВ [ВОВ 2014: 487]. Указанные постановления были ре-ализованы и в школах республики. Промышленные предприятия, колхозы и совхозы республики отчисляли средства для создания фонда всеобуча в школах. В 1943–1945 гг. 20 тысячам учащихся за счет этого фонда была оказана материальная помощь. «В г. Наль-чике несколько десятков школьников состояло на патро¬нате в гороно, 700 чело-век питались в детских столовых, 40 лучших старшеклассников получали сти-пендию обкома ВЛКСМ, многим оказывали помощь деньгами, одеждой, обу-вью. В летнее время, несмотря на большие трудности, профсоюзные, комсо-мольские организации направили в пионерские лагеря 770 школьников г. Наль-чика» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 262. Л. 20; Д. 466. Л. 91, 92]. Во исполнение постановления СНК СССР «О введении раздельного обуче-ния мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и сред-них школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и авто-номных республик и крупных промышленных городов» от 31 мая 1943 г. в школах Кабардинской АССР было введено в 1944/145 учебном году раздельное обучение мальчиков и девочек только в городе Нальчике. Функционировали 3 мужские средние, 1 семилетняя, 4 женские средние, 1 семилетняя школы. Обу-чались в мужских школах 2 330, в женских 2 562 чел. В отчете Минпроса рес-публики отмечается, что такая форма обучения позволило выявить и удовле-творить специфические интересы мальчиков и девочек [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 183]. В мужских школах усиливалась военно-физическая и допризывная подго-товка, а в женских изучали санитарное дело, готовились стать радистами, теле-фонистками. Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 августа 1943 г. утверждены «Правила для учащихся» [Правила 1954: 174]. Правила включали 20 пунктов и в основном определяли школьную повсе-дневность ученика: опрятность, вежливое обращение к старшим, своевременная явка в школу, добросовестное выполнение домашних заданий, стремление к культуре речи и другие. Педагогические коллективы школ Кабардино-Балкарии проводили воспита-тельную работу, добиваясь строго соблюдения «Правил», реагируя на наруше-ния, пресекали безнаказанность. В целом их реализация в школах способствова-ла укреплению дисциплины среди учащихся. Вместе с тем в некоторых средних школах г. Нальчика, № 8 г. Прохладно-го, сс. Урожайненское, Вольный Аул, Кенже, Альтуд в результате недостаточ-ной воспитательной работы имели место нарушения дисциплины. Так, например, в справке «Об успеваемости в учебе и поведении в школе детей республиканского и городского руководящего состава за подписью завот-делом Кабардинского обкома ВКП (б) от 4 апреля 1944 г. указывается: «…Плохое поведение и низкая успеваемость в учебе перечисленных 16 школь-ников (детей руководящего актива) говорит о том, что родители недостаточно занимаются домашним воспитанием своих детей и со школой не имеют связи [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 976. Л. 1, 1об.]. Другой пример: ученик 7 класса СШ Тырныаузского комбината Кнаус вы-бил зуб ученику 1 класса, за что не понес должного наказания, снижена только отметка за поведение. В этой школе к концу 1944/1945 учебного года из 347 учащихся 36 имеют сниженные оценки за поведение на 1–2 балла [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 52-54]. В целях улучшения качества учебной работы в школе СНК Союза ССР г. СНК принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» (21 июня 1944 г.), в котором было указано установить «для учащихся, оканчивающих начальную и семилетнюю школу, обязательную сдачу выпуск-ных экзаменов, а для учащихся, оканчивающих среднюю школу, сдачу экзаме-нов на аттестат зрелости» [Постановление 1944: 182]. В дальнейшем, постановлением СНК от 30 мая 1945 г. в «Положении о зо-лотой и серебряной медалях» дополнялось в пункте четвертом, что школьники, награжденные золотыми и серебряными медалями «За отличные успехи и при-мерное поведение», имеют право поступления в высшие учебные заведения Со-юза ССР без вступительных экзаменов. С 1945 г. участники войны получили право внеконкурсного зачисления с условием успешной сдачи вступительных экзаменов [ВОВ 2014: 479, 480]. Реализация постановления СНК Союза ССР г. «О мероприятиях по улуч-шению качества обучения в школе» от 21 июня 1944 г., в школах республики в некоторой степени повысило требовательность к работе учителей и учебе уча-щихся, немного положительно повлияло на качество знаний учащихся. Об этом свидетельствуют результаты учебой работы школ республики (см. таб. 4) Таблица 4 Общие итоги учебной работы школ Кабардинской АССР в 1944/1945 учебном году [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 37, 38]. Классы Учащихся к концу учебного года Переведено учащихся в сле-дующие классы и окончили Оставлены на повторный курс в тех же классах Перевод отложен до осени 1-4 26 290, в том числе: сельских шко-лах – 19 615, городских школах – 6 675 18 630, в том числе: сельск. – 13 397, гор. –5 233 6 259, в том числе: сельск. –5 356, гор. – 903 1 401, в том числе: сельск. –862, гор. – 539 5-7 9 840, в том числе: сельск. – 7 472, гор. – 2 368 4 147, в том числе: сельск. –2 911, гор. – 1 136 4 208, в том числе: сельск. – 3 534, гор. – 674 1 585, в том числе: сельск. – 1 027, гор. – 558 8-10 1 942, в том числе: сельск. – 1 151 гор. – 794 1178, в том чис-ле: сельск. – 698, гор. – 485 418, в том чис-ле: сельск. – 292, гор. – 127. 346, в том чис-ле: сельск. – 161, гор. – 185. Всего 38 075, в том числе: сельск. – 28 238, гор. – 9 837. 23855, в том числе: сельск. – 17 006, гор. – 6 854. 10 885, в том числе: сельск. – 9 182, гор. –1 703. 3 332, в том числе: сельск. – 2 050, гор. – 1 282. Анализ таблицы показывает, что из общее количество учащихся, оставших-ся на конец учебного года в 1–10 классах, – 38 072, в том числе в сельской местности – 28 238 (74,2 %), в городской местности – 9 837 (25,8 %), переведе-ны в следующие классы 23 852 (62,6 %), оставлены на повторный курс в тех же классах 10 885 (28,6 %) и отложен перевод до осени 3 332 (8,7 %). При этом показатели переведенных учащихся в следующие классы сельских школ по сравнению с городскими ниже на 9,5 % и больше на 15,2 % оставленных на по-вторный курс. Следует отметить, что число переведенных учащихся в следую-щие классы и окончивших начальную, семилетнюю и среднюю школу в 1944/1945 учебном году по сравнению с 1943/1944 учебным годом был меньше на 9 %, однако по глубине усвоения программного материала и прочности по-лученных знаний выше. Следует отметить, что отсев учащихся в 8–10 классах в стране и регионах был наибольшим. Например, в 1944/1945 учебном году в школах Кабардинской АССР всего обучалось 38 075 учащихся, в том числе в 8–10 классах – 1942 (5,1 %). Вместе с тем одной из одной из основных причин слабой подготовки уча-щихся являлся слабый состав педагогических кадров. К началу учебного года требовалось 509 учителей, 23 директора НСШ и СШ, не хватало школьных ин-спекторов районных и городских отделов народного образования, Наркомпроса, института усовершенствования учителей. Кроме того, из 2 337 работающих в 1944/1945 учебном году учителей высшее образование имел 291 чел. (12,4 %), незаконченное высшее – 424 (18,1 %), среднее педагогическое – 887 (38 %), не-полное среднее – 735 (31,4 %) [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 19–21]. Помимо этого, в школах был недостаток школьной мебели, тетрадей и учебников. Например, в 1944/1945 учебном году всего была получена 2 721 тетрадь, в среднем за год – по 6 тетрадей. Школы не имели учебников «Книга для чтения для 2 классов», «История и география» для 4–10 классов, «Русская литература» для 10 класса, «Основы дарвинизма» для 10 класса, «Родной язык и литература» для 5–10 классов, «Русский язык» для всех классов [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1334. Л. 17]. Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что в экстремальных условиях военного времени укрепление тыла и фронта в дея-тельности общеобразовательных учреждениях являлось главной задачей, по-этому учеба отходила на второй план. В связи с этим основными направлениями повседневности школьников и профессиональных учебных заведений стали обучение военному делу, военно-патриотическое воспитание, организация труда школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве, охват детей школьного возраста всеобщим обучением. Помимо этого, учащиеся оказывали помощь фронту, эвакуированным госпиталям, семьям военнослужа-щих и детям-сиротам. Вместе с тем с большими трудностями проводилась реа-лизация закона о всеобщем обучении детей школьного возраста, причинами че-го являлись слабое материальное обеспечение школ, недостаток мебели, класс-ных досок, учебной литературы, канцелярских принадлежностей, нехватка ква-лифицированных педагогических работников, материально-бытовые трудности учащихся. В связи этим республике не удалось достигнуть довоенных показате-лей по численности школ, учащихся и педагогических кадров. Тем не менее при всех упущениях и недостатках перестройка системы общего образования была необходимым условием для достижения победы в войне.About the authors
Alim I. Tetuev
The Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Email: alim-tetuev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4387-291X
References
- Бечерякова 2014 – Бечерякова Е. Г. Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска) // Молодой ученый. – 2014. – № 20. –– Т. 2. – С. 7-9. – EDN: TBFVCV.
- Боффа 1990 – Боффа Дж. История Советского Союза. T.2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941–1964 гг.: Пер. с итал. /Дж. Боффа. 2-е изд. – М.: Международные отношения, 1990. – 632 с.
- Верт 1992 – Верт Н. История Советского государства, 1900-1991 / пер. с французского: – М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. – 480 с.
- ВОВ 2014 – Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 10. Государство, общество и война. – М.: Кучково поле, 2014. – 864 с
- ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации.
- Директивы 1947 – Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг. / Сост. канд. пед. наук Н. И. Болдырев. – Вып. 1. – Москва; Ленинград: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1947. – 320 с.
- Дудкина 2013 – Дудкина М. П. Изменения в школьном образовании в 1941–1945 годах (на материале Западной Сибири) // Идеи и идеалы. – 2013. – Т. 2. – № 1 (15). – С. 115-122. – EDN: PZZPGX.
- КБВОВ 1975 – Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сборник документов и материалов. – Нальчик: Эльбрус, 1975. – 795 с.
- КБТФ 2005 – Кабардино-Балкария: Тыл и фронт 1941–1945 (к 60-летию Великой По-беды) / сост.: Х.М. Думанов, В.Х. Кажаров, А.И. Тетуев, О.Л. Опрышко. – Нальчик: Эльфа, 2005. – 340 с.
- Козлов 2014 – Козлов Н.Д. Повседневная жизнь в советском тылу в годы Великой Оте-чественной войны в отечественной историографии начала XXI в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – Т. 4. – № 2. – С. 30-45.
- Лики войны 1996 – Лики войны: Сб. док. по истории Кабардино-Балкарии в годы Ве-ликой Отечественной войны (1941–1945 гг.). – Нальчик: Эльбрус, 1996. – 498 с.
- Народное хозяйство 1957 – Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР. Стати-стический сборник. – Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство. 1957. – 113 с.
- Постановление 1944 – Постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению ка-чества обучения в школе» от 21 июня 1944 г. // Народное образование в СССР: Общеобразо-вательная школа: Сборник документов 1917-1973 гг. – Москва: Педагогика, 1974. – 559 с.
- Правила 1954 – Правила для учащихся: Приложение к приказу НКП РСФСР №58а от 5 августа 1943 г. Утверждены постановлением СНК РСФСР от 2 августа 1943 г. // Справочник директора школы: Сборник постановлений, приказов, инструкций и других руководящих материалов о школе / Сост. М. М. Дейнеко. – Москва: Учпедгиз, 1954. – 515 с.
- Тетуев 2005 – Тетуев А.И. Историческая память о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (на примере Кабардино-Балкарии). – Нальчик: Издательская типография «Принт Центр», 2021. – 380 с.
- УЦГА АС КБР – Управление центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики
- УЦДНИ АС КБР – Управление центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики
- Хутуев 1984 – Хутуев Х.И. Становление и развитие социалистической культуры совет-ской Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Эльбрус, 1984. – 452 с.
- Черник 1984 – Черник С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечествен-ной войны: историко-педагогическое исследование. – Москва: Педагогика, 1984. – 240 с.
- Чеченов 1971 – Чеченов Ш. Ш. Осуществление ленинской программы народного обра-зования в Кабардино-Балкарской АССР. (1920-1970 годы). – Нальчик: Эльбрус, 1971. – 335 с.
- Яцкевич 2016 – Яцкевич О. Г. Школьное образование в годы Великой Отечественной войны // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2016. – № 3. – С. 147-153.
Supplementary files
