The problem of the origin of the east adyghe population

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The problem the East Adyghe population origin is of great importance in the history’s study of the North Caucasus. This study sheds light on many debatable issues related to the ethnic history of the Central Caucasus. In Russian historiography for a long time exists the late Mediaeval “migration” theory of its origin, which, in fact, is based mostly on the spread of the Kabardian kurgan culture. It overlooks a vast stratum of anthropological research related to ancient and early mediaeval cultures, without which the reconstruction of the ethnic-regional history is impossible. Such an approach has led to a biased and one-sided view of the history’s study of the Central Caucasia. In the article, the anthropological data was obtained through a field archaeological research, which cannot be dismissed in the study of the autochthonous population of the Central Caucasus, which was actualized. The resolution of the considered problem is possible only with a comparative-historical analysis of archaeological, anthropological and written sources.

Full Text

Постановка вопроса изучения происхождения восточно-адыгского населе-ния является актуальной темой в кавказологии. Поверхностное отношение к данной проблеме неминуемо приводит к забвению огромного пласта этнической истории региона, а в последующем, и искажению целостной истории Централь-ного Предкавказья. В отечественной историографии рассматриваемая проблема активно исследовалась, начиная с 1950-х гг. Учитывая скудость письменных ис-точников по древней и раннесредневековой истории Центрального Предкавка-зья, большое внимание исследователи уделяли археологическим источникам, в особенности палеоантропологии и их сравнению с подобными образцами из других регионов. Неоценимое значение в выяснении краниологии древнего населения Центрального Предкавказья, имеют исследования А.В. Шевченко [Шевченко 1983; Шевченко 1986] и М.М. Герасимовой [Герасимова 1994; Гера-симова, Пежемский 2013]. Широкое применение археологических материалов использовали в своих работах по этногенезу В.П. Алексеев [Алексеев 1974], Р.Ж. Бетрозов [Бетрозов 1998], В.А. Кузнецов [Кузнецов 1984]. Важную роль играли и исследования в области этнографии и языкознания, изучающие арха-ичные мотивы, их аналогии и истоки у народов Кавказа. К указанному кругу ис-следований относятся труды В.И. Абаева [Абаев 1949; Абаев 1958], Ш.Д. Инал-ипа [Инал-ипа 1969] и т.д. Другую группу составляют исследователи, опирающиеся на источники, связанные с Поздним Средневековьем. Основной базой для их исследований служат позднесредневековая кабардинская курганная культура и гипотеза о полном доминировании Алании и Орды в Центральном Предкавказье до эпохи Позднего Средневековья. К ним относятся труды В.П. Левашевой [Левашева 1953], А.Х. Нагоева [Нагоев 1973], Л.Э. Голубевa [Голубев 2008], Е.И. Нарож-ного [Нарожный 2008] и т.д. В отличие от них, в своем исследовании Л.И. Лав-ров [Лавров 1956] выдвигает гипотезу о появлении восточно-адыгского населе-ния в более ранний период, уже в XIII в. Можно выделить также и исследования Г.А. Кокиева [Кокиев 1946] и А.В. Гадло [Гадло 1994], указывающие на частич-ное занятие адыгами территории Центрального Предкавказья в древности и Раннем Средневековье. Предлагаемая статья в процессе раскрытия заданной проблемы опирается на широкую источниковедческую базу, состоящую из археологических, антро-пологических, этнологических и нарративных исследований. Цель настоящей статьи состоит в исследовании происхождения восточно-адыгского населения, с использованием всех имеющихся источников. В источниках Позднего Средневековья восточные адыги фиксируются под разными названиями. Экзоэтноним «кабардинцы» встречается в известиях вене-цианского посла в г. Тане в 30–50-х гг. XV в. Иоасафата Барбаро. Восточных адыгов он упоминает как «кевертейцы» и дает их географическое размещение в Центральном Предкавказье рядом с асами или аланами [АБКИЕА 1974: 42]. Среди адыгов и других народов термин «Кабарда» являлся обозначением кня-жества и имел только территориальное значение, географическую принадлеж-ность, что и отразилось в большинстве источников. Название «кабардинцы» редко применялось для обозначения восточно-адыгского населения, за которым сохранялся более известный общеадыгский экзоэтноним – «черка-сы»/«черкесы». У ряда народов сохранилось более древнее название восточных адыгов: осетин – «касгон», лезгин – «касогар», сванов – «кашаг», мегрелов – «кашак». Несомненно, им родственны и происходят из одного корня восточно-славянское название адыгов – «касоги», византийское – «казахи», арабское – «кешек», древнегрузинское – «касаги» и древнеармянское – «гашк». Вполне ве-роятно, что этимология вышеуказанного названия восходит к более раннему обозначению древних адыгов, встречающееся в ближневосточных источниках в форме каска / кашаки / Ga-as-ga во II тыс. до н. э. [Дьяконов 1968: 4, 5]. Одним из главных вопросов рассматриваемой проблемы является взаимо-связь распространения известной кабардинской курганной культуры в Цен-тральном Предкавказье в XIV–XVII вв. с массовым переселением адыгов из За-кубанья и появлением восточных адыгов на современной территории. По мне-нию А.Х. Нагоева, массовое переселение и появление адыгов в Центральном Предкавказье могло произойти только с конца XIV в. после разгрома Тимуром Золотой Орды [Нагоев 1973: 14]. Указанная гипотеза возникла в отечественной историографии в 50–60-х гг. ХХ в. и связывается с появлением позднесредневе-ковой кабардинской курганной культуры. Здесь возникает вопрос о причинах появления восточно-причерноморских и белореченских курганов, имеющих с кабардинскими могильниками единый генезис. Ведь их появление не связано с переселениями западных групп адыгов из других территорий. Вполне допусти-мо, что курганная погребальная культура могла образоваться в процессе разви-тия быта и культуры восточно-адыгского населения. Есть предположение, что погребальная культура фиксирует изменения в духовной культуре адыгов, свя-занных с широким распространением христианства. Свою роль в данном про-цессе могли сыграть генуэзские колонии, основанные в XIII в. и находившиеся на всей территории Черкесии. Известные письменные источники XIII–XVI вв. и более позднего времени свидетельствуют о религиозном синкретизме адыгов. Во время своего путешествия по Кавказу в 1253 г. Гильом Рубрук описал чер-кесов как христиан [АБКИЕА 1974: 36]. Иоганн Шильтбергер в начале XIV в. уточнил, что черкесы – христиане греческого (православного) вероисповедания [АБКИЕА 1974: 38]. Согласно имеющимся данным, в XIII в. курганная погре-бальная культура адыгов не наблюдается. По сведениям того же Иоганна Шиль-тбергера, у адыгов наблюдался обычай хоронить убитых молнией в «гробу», который вешают на высокое дерево [АБКИЕА 1974: 40]. Указанный обряд воз-душного захоронения, являвшийся древнейшим, был распространенным и про-изводился в Черкесии и во время обыкновенных похорон. Не исключая возмож-ность усиления распространения среди адыгов христианства в XIII-XIV вв., мы полагаем, что в массовом появлении погребальной культуры сыграло свою роль другое обстоятельство. В начале XIV в. в Европу из Азии начала распростра-няться чума. К 1340 гг. большую часть Европы охватила смертоносная болезнь. Чума погубила в разных районах Европы от 25 до 50 % населения. Она проник-ла и на Северный Кавказ. В сложных эпидемиологических условиях крайне опасным было оставление покойников не захороненными, подвешенными на де-ревьях и т.д. К этому периоду происходит массовое распространение погре-бальной культуры, которая в условиях чумы являлась более безопасной. Во многих случаях курганы облагаются сверху каменной обкладкой, закрепляя, та-ким образом, изоляцию трупа. Христианство у адыгов существовало в синтезе с архаичным религиозным мировоззрением, что отражается и в материалах кур-ганной погребальной культуры. Гипотеза миграционного характера происхождения восточно-адыгского населения на Центральном Кавказе получила широкое распространение, осо-бенно в отечественной историографии. Существуют даже попытки привязыва-ния появление восточно-адыгского населения с определенным адыгским субэт-носом. По мнению В.П. Левашевой, это были абадзехи [Левашева 1953: 209]. Однако появление и формирование субэтнической группы абадзехов в источни-ках наблюдается не ранее XVII в., что сразу исключает выше названную версию. Л.Э. Голубев считает, что восточно-адыгское население образовалось под напо-ром османо-крымской агрессии, в результате которого произошло выдавлива-ние части адыгов из Приазовья и Тамани на восток, в малонаселенные районы Центрального Кавказа в XV в. [Голубев 2008: 909]. Следует особо отметить, что упомянутая версия, которой придерживается ряд кавказоведов, не опирает-ся на исторически подтвержденные факты. С ним не соглашается Е.И. Нарож-ный, указывающий на присутствие в Пятигорье в 1492 г. кочевых подразделе-ний Большой Орды [Нарожный 2008: 762-763]. Следовательно, Е.И. Нарожный делает вывод о появлении восточно-адыгского населения после XV в. В указан-ных версиях игнорируется факт существования в XVI–XVII вв. на Тамани и Приазовье достаточно большого адыгского массива, представленного хегаками, хетуками (адале), жанеевцами и др. которых почему – то, никто не вытеснял. Жанеевцы известны своим многолетним сопротивлением османо-крымской экс-пансии в т. ч. в Приазовье и граничили с владениями османов до XVIII в. Боль-шой массив адыгского населения находился и в самом Крыму. Версия о нахож-дении адыгского населения в Приазовье не подтверждается и историческими ис-точниками. Необходимо также отметить, о столкновения кочевников Большой Орды с уже существующим в Пятигорье черкесским населением, впоследствии которого ордынцы вынуждены были откочевать к Дону [СРИО 1884: 167, 255, 358]. Даются и другие датировки переселения адыгов в Центральное Предкавка-зье. По гипотезе, которую выдвинул Г.А. Кокиев, заселение Центрального Предкавказья адыгами проходило в несколько этапов [Кокиев 1946: 34]. Пер-вый этап произошел в начале нашей эры под давлением древнегреческой и рим-ской экспансии. Второй, связан с агрессией хазар в X в. По Г.А. Кокиеву, во-сточные пределы Касахии в X в. (Северо-Восточной части адыгских земель) до-ходили до Эльбруса и далее на восток до Аланских ворот [Кокиев 1946: 34]. Третий этап продвижения адыгов в Центральное Предкавказье по Г.А. Кокиеву связан с последствиями монголо-татарских вторжений и произошел в XIII-XIV вв. Последнее массовое продвижение адыгов на восток, согласно Г.А. Кокиеву, произошло в XVI в., впоследствии которого адыги заняли территорию Малой (Восточной) Кабарды. С процессами развития производительных сил, усилив-шихся под влиянием Тмутараканского княжества в X – XI вв., связывает пересе-ление адыгов в Центральное Предкавказье В.П. Левашева [Левашева 1953: 165-213]. Появление кабардинцев в Центральном Предкавказье, находившихся в се-редине Аланского государства, А.В. Гадло относит к XII в. [Гадло 1994: 150,151,202]. Рассматриваемой теме посвящена специальная работа Л.И. Лаврова [Лав-ров 1956: 19]. Он, в отличие от историков, указывающих на появление кабар-динцев на современной территории только в конце XIV, XV и даже XVI вв., считает нужным не забывать о летописном повествовании «Житие князя Михаи-ла Ярославича», описывающем казнь тверского князя Михаила Ярославовича ханом Золотой Орды Узбеком. В работе приводятся факты из русской летописи, в которой сказано, что убийство произошло в городе Дедякове в 1319 г. «за ре-кой Тереком, под великими горами Ясскими и Черкасскими». Л.И. Лавров дела-ет вывод, что если близлежащие горы (т.е. Центральный Кавказ) уже в начале XIV в. стали называться Черкасскими, то пребывание кабардинцев на рассмат-риваемом месте перестало к этому времени быть новостью [Лавров 1956: 19]. Исходя из политической обстановки, сложившейся на Северном Кавказе после нашествия монгольского хана Бату, он делает вывод о заселении адыгами Цен-трального Предкавказья во второй половине XIII в. О нахождении адыгов в Центральном Предкавказье в начале XIV в. свидетельствуют и сведения крым-ского автора Абд ал-Кырыми, по которым будущий хан Узбек, укрывался и воспитывался у черкесского князя в местности Кабартай, Черкесского вилайета [Мустакимов 2009: 278]. С выводами о миграционной версии происхождении восточных адыгов не соглашаются многие исследователи, относящих адыгов к автохтонному населе-нию Центрального Предкавказья. В своих исследованиях В.П. Алексеев отмеча-ет, что «преемственность современных кабардинцев и бесленеевцев с древними жителями Центрального Предкавказья восходит, по меньшей мере, к эпохе поздней бронзы – началу I тысячелетия до н. э.» [Алексеев 1974: 196]. Извест-ный абхазский ученый Ш.Д. Инал-ипа подчеркивает, что между осетинами и адыго-абхазами, несмотря на принадлежность их языков к различным семьям, наблюдаются удивительные соответствия и параллели в языке, археологии и эт-нографии, труднообъяснимые одними только взаимовлияниями, заимствовани-ями и пр. [Инал-ипа 1969: 66, 67]. Выдающийся осетинский ученый В.А. Абаев считал влияние кавказского субстрата на ираноязычных алан значительным, от миксации которых сформировались осетины [Абаев 1949: 80]. Также он под-черкивает, что антропологический тип осетин характеризуется разными чертами с «преобладанием в одних случаях европейских, в других – кавказско-средиземноморских черт» [Абаев 1949: 79]. Данные выводы согласуются с тези-сом В.А. Кузнецова, по которому местное аборигенное население оказало силь-ное этническое и культурное воздействие на алан [Кузнецов 1984: 147]. По мне-нию В.И. Абаева, самоназвание части осетин дигорцев – «дигорон» происходит от древнего кавказского племенного названия, где корень «диг» тождественен самоназванию черкесов – «адыгэ» [Абаев 1958: 380]. Адыгскую природу проис-хождения экзоэтнонима «дигор» поддерживает и В.И. Кузнецов. На основании археологических исследований он пришел к выводу, что в западной части Ала-нии древний аборигенный пласт был представлен древнеадыгским субстратом, в который впоследствии влились иранские племена [Кузнецов 1962: 72, 73]. Е.И. Крупнов проанализировав данные археологии, лингвистики и фольклора, делает вывод о культурной и языковой общности древнейшего населения Центрально-го и Северо-Западного Кавказа, Абхазии, Западной Грузии [Крупнов 1969: 26-43]. В более поздний период, в результате нашествия на Северный Кавказ иран-ских и тюркских кочевников, произошли некоторые изменения ее этнической карты. Опираясь на археологические и исторические источники, Р.Ж. Бетрозов подчеркивает, что автохтонное население Центрального Предкавказья являлось адыгским, и непосредственно связан с майкопской, северокавказской и кобан-ской культурами (IV – III тыс. до н. э.). Далее он приходит к выводу, что этот древний субстрат сыграл значительную роль в сложном этногенетическом про-цессе народов в силу обстоятельств, перешедших к иранскому и тюркским язы-кам [Бетрозов 1998: 228]. Важное значение в разрешении вопроса о происхождении коренного насе-ления Центрального Кавказа имеют данные антропологии. По ним, преоблада-ющим антропологическим типом населения Алании к моменту образования алано-осской народности был понтийский (адыгский), а не кавкасионский. А.В. Шевченко, на основании данных краниологии, пришел к выводу, что дигорцы и иронцы по признакам, характеризующим форму мозговой коробки и по ширине лица, сопоставимы с адыгами [Шевченко 1983: 83-85; Шевченко 1986: 161-165; Герасимова 1994: 54]. Как отмечает известный ученый – антрополог М.М. Гера-симова, преобладающим антропологическим типом раннесредневекового насе-ления территории Северной Осетии был долихо/мезокранный вариант с круп-ными размерами мозгового черепа и сравнительно узким лицом. Такой же вари-ант антропологических данных просматривается и в последующий период, в се-риях позднесредневековых черкесских/кабардинских курганов и в склепах Гор-ной Осетии [Герасимова 1994: 54]. На основе антропологических исследований М.М. Герасимова делает вывод, что этногенез алан/осов на территории Пред-кавказья составил синтез ираноязычного населения и местных племен, относя-щихся к адыгскому массиву и восточнее представленных населением кобанской культуры [Герасимова 1994: 59]. Археологические данные подтверждают мате-риальную и генетическую взаимосвязь древнего населения Западного и Цен-трального Кавказа [Кагазежев 2019: 202]. Антропология носителей кобанской культуры, как и населения Западного Кавказа, отличается выраженной доли-хокранией – крайне узким лицевым скелетом, высоким и узким, сильно высту-пающим носом, т. е. они являлись понтийцами [Герасимова, Пежемский: 2013; Кобанская культура: антропология 1959: 26-27]. Вышеуказанные факты проти-воречат распространенной теории брахикефальности древних автохтонов цен-тральных предгорий Кавказа, которая не подкреплена палеоантропологическими находками. В исследовании, посвященном кобанской культуре, археологи И.М. Чеченов и Б.Х. Атабиев пришли к выводу, что в ареале Пятигорского «локаль-ного варианта» проживали в основном племена, родственные древнеадыгской этнической группе [Чеченов, Атабиев 2008: 447, 448]. Указанный факты явля-ются важными в спорном вопросе о происхождении автохтонного населения Центрального Кавказа, которое по антропологическому типу было не кавкаси-онским, а понтийским. Совокупность вышеуказанных фактов позволяет следующие выводы. Рас-пространение в XIV–XVII вв. кабардинских курганных групп на территории Центрального Предкавказья не является свидетельством образования первой восточно-адыгской общности в указанном регионе. Изменение обряда захоро-нения в позднем средневековье фиксируется на всей территории проживания адыгов, и связан с объективными эпидемиологическими причинами, и возмож-но, с трансформацией религиозного мировоззрения. Антропологические иссле-дования древних и части средневековых захоронений Центрального Предкавка-зья, показывают их идентичность населению Северо-Западного Кавказа. Предки восточных адыгов представляли автохтонное население Центрального Предкав-казья, а в процессе миксации с которыми были образованы новые этносы регио-на.
×

About the authors

Zhiraslan V. Kagazezhev

Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Email: jiraslan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0508-3493

References

  1. Абаев 1958 – Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. – Т. 1. – М.-Л: Наука, 1958. – 657 с.
  2. Абаев 1949 – Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. – М: АН СССР, 1949. – 603 с.
  3. АБКИЕА 1974 – Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX вв. / Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданова. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – 636 с.
  4. Алексеев 1974 – Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа: Краниологическое ис-следование. – М.: Наука,1974. – 320 с.
  5. Бетрозов 1998 – Бетрозов Р.Ж. Адыги: Возникновение и развитие этноса. – Нальчик: Эльбрус 1998. – 280 с.
  6. Гадло 1994 – Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV–Х вв. – СПб.: СПбГУ, 1994. – 238 с.
  7. Герасимова 1994 – Герасимова М.М. Палеоантропология Северной Осетии в связи с проблемой происхождения осетин // Этнографическое обозрение. – 1994. – № 3. – С. 51-62.
  8. Герасимова, Пежемский 2013 – Герасимова М.М., Пежемский Д.В. Палеоантропология населения кобанской культуры. Население Юга России с древнейших времен до наших дней. Донские антропологические чтения. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013. – С. 24-32.
  9. Голубев 2008 – Голубев Л.Э. Адыгские феодальные владения в XV в. // Крупновсие чтения 1971-2006. Тезисы докладов. – Владикавказ: б/и, 2008. – С. 909.
  10. Дьяконов 1968 – Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа // История Арм. наго-рья с 1500 по 500 г. до н. э. Хурриты, лувийцы, протоармяне. – Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1968. – 264 с.
  11. Инал-ипа 1969 – Инал-ипа Ш.Д. Исторические корни древней культурной общности кавказских народов // Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. – М.: Наука, 1969. – 547 с.
  12. Кагазежев 2019 – Кагазежев Ж.В. Древние культуры Северного Кавказа: проблемы происхождения и этногенетических взаимосвязей // Известия КБНЦ РАН. – 2019. – № 6. – С. 194-202.
  13. Кобанская культура: антропология 1959 – Кобанская культура: антропология. Исто-рия Северо-Осетинской АССР. В 2-х т. – Москва: Изд-во АН СССР 1959-1966, 1959. – Т. 1. – С. 26-27.
  14. Кокиев 1946 – Кокиев Г.А. Некоторые сведения из древней истории адыгов. – Наль-чик: Кабгосиздат, 1946. – 36 с.
  15. Крупнов 1969 – Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность // Советская археология. – № 1. – 1969. – С. 26-43.
  16. Кузнецов 1962 – Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. – М.: АН СССР, 1962. – 137 с.
  17. Кузнецов 1984 – Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Орджоникидзе: ИР, 1984. – 303 с.
  18. Левашева 1953 – Левашева В.П. Белореченские курганы // Археологический сборник. Труды Государственного исторического музея. – Вып. 22. – М.: Госкультпросвеиздат, 1953. – С. 165-213.
  19. Мустакимов 2009 – Мустакимов И.А. Еще раз о предках «Мамая-царя» // Тюркологи-ческий сборник 2007-2008 // История и культура тюркских народов России и сопредельных стран. – М.: Изд-во: «Восточная литература» РАН, 2009. – 427 c.
  20. Нагоев 1973 – Нагоев А.Х. Материальная культура кабардинцев в эпоху Позднего средневековья (XIV–XVII вв.). – Нальчик: Эльбрус, 1981. – 88 с.
  21. Нарожный 2008 – Нарожный Е.И. О «Пятигорских черкасах», которые «совершают богослужение на славянском языке» // Крупновские чтения 1971-2006. Тезисы докладов. – Ставрополь: Наследие, 2008. – С. 762-763.
  22. СРИО 1884 – Сборник Русского исторического общества. – Вып. 41. – СПб: Тип. Ф. Елеонского и К°, 1884. – 558 с.
  23. Чеченов, Атабиев 2008 – Чеченов И.М. Атабиев Б.Х. К проблеме происхождения ко-банской культуры и ее локальных вариантов // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Крупновские чтения. 1971–2006. – Вып. VIII. – М.: Памятники исторической мысли, Ставрополь: Наследие, 2008. – С. 447-448.
  24. Шевченко 1986 – Шевченко А.В. Антропология современного и древнего населения европейской части СССР. – Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1986. – 221 с.
  25. Шевченко 1983 – Шевченко А.В. Материалы по палеоантропологии бронзового века Предкавка-зья // Кочевники Азово-Каспийского междуречья. – Орджоникидзе: СОГУ, 1983. – 116 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Кагазежев Ж.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».