“THERE ARE NO DISAGREEMENTS AMONG THE MASSES. THERE ARE ON THE TOP...”. DOCUMENTS AND MATERIALS ON THE EXIT OF BALKARIA FROM THE GORSK REPUBLIC AND THE FORMATION OF THE KABARDIN-BALKAR AUTONOMOUS REGION

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

An important stage in the formation of the Soviet autonomy of Kabardino-Balkaria is the secession of Balkaria from the Mountain Republic and the solution of the issue of its entry into the united autonomy of the Kabardian and Balkarian peoples. The national self-determination of Balkaria took quite a long period – June 1921 – August 1922. In June 1921, M. Eneev was one of the first statesmen of Kabarda and Balkaria to declare the mistake of creating the Mountain Republic and the need for Balkaria to secede from it. In August 1922, the Regulation on the unification of Kabarda and Balkaria was adopted, which completed the difficult process of agreeing on the mechanisms of unification of Kabarda and Balkaria. During this time, the problem has been discussed at various levels. A large array of archival documents and materials has accumulated, the publication of which will contribute to a deeper study of the creation of the Kabardino-Balkarian Autonomous Region in the early 1920s. Analysis of the documents indicates that attempts to form a separate autonomous region of Balkaria revealed the impossibility of resolving the land issue of the Balkar people at the expense of the territory of Kabarda outside the framework of the general ethnopolitical system. The center, which initiated the unification of Kabarda and Balkaria, pursued an appropriate policy and brought this process to its logical conclusion. At the same time, the historical features of the relationship between Kabardins and Balkars, a long stay in a single administrative-territorial space, the positive experience of administrative and political interaction of elites during the revolution, the Civil War and the post-war period, as well as their national-state preferences were taken into account. There are no documents and materials indicating the unwillingness of the Balkar people to join the united autonomy of Kabarda and Balkaria. Moreover, the decisions of the Constituent Congress of Soviets of the Kabardino-Balkarian Autonomous Region in December 1922 are nothing more than an act of free expression of the will of the Balkar people.

Толық мәтін

Образование Горской республики привело к существенной дестабилизации отношений между Кабардой и Балкарией. Коллективная автономия, призванная объединить горские народы бывшей Терской области, по сути, разъединила их. Они вошли в нее как самостоятельные округа, хотя и в бывшей Терской области, и в Терской республике, и в 1920 – начале 1921 г. между ними существовало административно-политическое единство. Образование Горской республики привело к нарушению традиционной системы этнополитического взаимодействия Кабарды и Балкарии.

Инициирование в мае 1921 г. кабардинским руководством вопроса о выходе Кабардинского округа из состава Горской республики и образовании Кабардинской автономной области [Дзамихов, Кажаров 2019: 56–57] способствовало актуализации вопроса о национально-государственном статусе Балкарии. Этот вопрос обсуждался органами власти Балкарского округа, Горской республики, НКН РСФСР, ВЦИК РСФСР. В архивах отложились протоколы, докладные записки, проекты различных правовых документов, которые имеют принципиально важное значение для анализа процесса выхода Балкарии из состава Горской республики и образования Кабардино-Балкарской автономной области.

Особый интерес представляют протоколы заседаний Горского областного комитета РКП (б) от 7 августа 1921 г., 18 августа 2021 г., 16 октября 1921 г., 27 октября 1921 г., 31 октября 1921 г., информационный доклад «О выделении Балкарского округа из Горской республики в автономную административную единицу» от 9 декабря 1921 г., докладная записка балкарской делегации в НКН РСФСР от 4 января 1922 г., докладная записка В.С. Муромцева от 7 января 1922 г. в НКН РСФСР «Балкария или пять горских обществ (в связи с выделением Балкарии из Горской республики)» и др. Анализ указанных документов, извлеченных их Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива новейшей истории Республики Северная Осетия-Алания, свидетельствуют об остроте проблемы определения национально-государственного статуса Балкарии в 1921–1922 гг.

Впервые о возможности выхода Балкарии из состава Горской АССР было заявлено М.А. Энеевым 2 июня на объединенном заседании Кабардинского и Балкарского окружных комитетов РКП (б). Он заявил, что Балкария, «как связанная во всех отношениях с Кабардой, должна будет присоединиться к решению съезда Советов Кабардинского округа» [Боров, Кажаров 2021: 124]. На этом этапе такое заявление означало возможность объединения усилий руководства Кабарды и Балкарии по решению вопроса о выходе из состава Горской Республики, и, более того, образовании единой административно-политической единицы. Но в силу разных обстоятельств вопрос о трансформации административно-политического статуса Балкарии был на некоторое время снят с повестки дня. Однако формирование Кабардинской автономной области проблематизировало вопрос трансформации национально-государственного статуса Балкарского округа Горской республики.

7 августа 1921 г. Горский областной комитет РКП (б) обсуждал вопрос «О положении дел в Балкарии в связи с выделением Кабарды». Руководители Балкарского округа не совсем ясно себе представляли возможный сценарий дальнейшего развития ситуации. Об этом свидетельствует характер вопросов, сформулированных секретарем окружного партийного комитета Балкарского округа Масловым. Анализ основных положений его доклада показывает, что по проблеме дальнейшего национально-государственного развития балкарского народа в среде руководителей Балкарского округа сложились «разные мнения и группировки». В связи с отсутствием единого подхода, он просил Горский областной комитет РКП (б) «обсудить положение и дать ему, как секретарю Балкарского оргбюро, разъяснение о линии поведения». После обмена мнениями Горский областной комитет РКП (б) поручил «Балкарскому оргбюро строго … придерживаться и проводить тактику и мнение Горского комитета, зафиксированных раннее по этому вопросу» [ГАНИ РСО-А. Ф. 204. Оп. 1. Д. 4. Л. 51].

18 августа Горский областной комитет РКП (б) в очередной раз обсуждал ситуацию в Балкарском округе. На заседании с докладом выступил М.А. Энеев. Он считал, что «… в связи с выделением Кабарды в автономную область между кабардинцами и балкарцами на почве землепользования возникает ряд конфликтов и недоразумений, что положение в настоящий момент надо считать серьезным и необходимо принять меры к улаживанию этих конфликтов, принимающих резкую форму…». Горский областной комитет РКП (б) постановил довести до сведения СНК РСФСР и Кавказского бюро ЦК РКП (б) информацию «о создавшихся обостренных взаимоотношениях между кабардинцами и балкарцами». Также было принято решение «настоять на принятии срочных мер по устранению возможности дальнейших кровавых столкновений между кабардинцами и балкарцами, вызываемых на почве землепользования, для чего необходимо установление точных границ Кабарды и Балкарии в самом срочном порядке» [ГАНИ РСО-А. Ф. 204. Оп. 1. Д. 4. Л. 54].

После декретирования Кабардинской автономной области стало очевидно, что оставаться в составе Горской республики Балкария не могла, так как она еще больше, чем Кабарда, была оторвана от неё. Балкария имела выход на плоскость только через Кабарду [Боров, Кажаров 2007: 348, 349]. Выход Кабарды из Горской республики инициировал возникновение двух тенденций в государственно-политическом развитии Балкарии. С одной стороны, тенденция, направленная на образование Балкарской автономной области, а с другой – объединение Балкарии с Кабардой в единую автономию. Национально-государственные процессы в Балкарии развивались в благоприятных политико-идеологических условиях. После образования Кабардинской автономной области руководители Горской республики были лишены реальной возможности противодействовать руководству Балкарского округа.

16 октября 2021 г. на заседании Горского областного комитета РКП (б) Н.И. Дзедзиев, отчитываясь о результатах поездки в Москву, довел до сведения присутствующих о том, что Сталин «намерен … способствовать выделению Карачая и Балкарии» из состава Горской АССР [ГАНИ РСО-А. Ф. 204. Оп. 1. Д. 5. Л. 5].

27 октября 1921 г. состоялось заседание президиума Горского областного комитета РКП (б), на котором рассматривался протокол Балкарского оргбюро от 24 октября 1921 г. Судя по всему, руководство Балкарского округа вынесло на заседание вопрос о выходе Балкарии из состава Горской АССР. Проблему, которую необходимо было обсудить, сформулировал Н.И. Дзедзиев: «В связи с якобы назревшей тенденцией балкарцев выделиться в автономную область, Балкарское оргбюро решило до съезда балкарцев взять инициативу в свои руки и необходима санкция и мнение по этому вопросу Гороблпарткома». Члены президиума разделились относительно перспектив дальнейшего пребывания Балкарского округа в составе Горской республики. «Чтобы иметь определенные представления о необходимости выделения», было принято решение заслушать М.А. Энеева, который видел решение вопроса в направлении выхода Балкарии из Горской республики. Он считал, что основными причинами выделения являются «земельный вопрос, экономическое тяготение Балкарии скорее к Тергубернии, чем к Горской республике. Географическое положение Балкарии, пример Кабарды, политический момент в связи с политикой Центра по отношению к национальностям Кавказа…». Отвечая на вопросы присутствующих, М.А. Энеева подчеркнул важность примера Кабарды для балкарского народа. По его мнению, о «том, что Кабарда выделилась, население Балкарии мало знало до сего времени. Лишь в последнее время, когда видят, что Кабарда получает материальные блага, стали более интересоваться». М.А. Энеев также подчеркнул, что «Балкария экономически связана с Кабардой» [ГАНИ РСО-А. Ф. 204. Оп. 1. Д. 5. Л. 9].

Руководители Горской республики понимали необратимость процессов распада коллективной государственности. Как указано в протоколе, «Маслов в своем выступлении доказывает целесообразность выделения Балкарии чисто хотя бы географическими условиями, то же самое можно и следует говорить о Карачае», а «Зязиков находит, что как бы не старались обойти этот вопрос, приходится считаться с фактом тенденции выделения и считать таковую жизненной и поощряемой Центром». Однако для принятия решения важное значение имела сформулированная на народном съезде позиция. На этот вопрос обратил внимание Н.И. Дзедзиев, который отметил: «… вопрос следует рассматривать в плоскости: назрел ли этот вопрос в самой массе Балкарии. В данном случае мы видим, что тенденция пока не исходит из самой массы, а сверху. Экономические, географические и прочие условия в пользу выделения. С этим приходится считаться». С его точкой зрения согласился и М. Энеев. После дальнейшего обмена мнениями было принято следующее постановление: «В случае поднятия вопроса о выделении Балкарии на съезде беспартийными, поручить Оргбюро взять в свои руки и повести в плоскости выяснения мнения широких трудовых масс Балкарии и в зависимости от результатов поставить вопрос на обсуждение следующего съезда» [ГАНИ РСО-А. Ф. 204. Оп. 1. Д. 5. Л. 9].

Вопрос о национально-государственном статусе Карачая и Балкарии обсуждали и на заседании Горского областного комитета РКП (б) 31 октября 1921 г. Взвешенную оценку ситуации дал Назаров, который привел «ряд фактов, свидетельствующих о том, что положение в Балкарском и Карачаевском округах, само по себе требует отмежевания от Горской республики, которая фактически уже потеряла влияние над этими округами». На заседании постановили направить в Балкарию К.С. Бутаева для участия в работе съезда балкарского народа [ГАНИ РСО-А. Ф. 204. Оп. 1. Д. 5. Л. 13, 14.].

На Учредительном съезде Советов Кабардинской АО, состоявшемся в конце ноября 1921 г., была затронута проблема этнополитического взаимодействия Кабарды и Балкарии. Судя по воспоминаниям С.М. Буденного, принимавшего участие в работе Учредительного съезда, Б.Э. Калмыков в ходе обсуждения с ним перспектив развития Кабардинской автономной области затронул вопрос об образовании Кабардино-Балкарской автономной области. Оба согласились с тем, что объединенная автономия должна стать результатом волеизъявления кабардинского и балкарского народов. С.М. Буденный так описывал свой разговор по этому вопросу с Б.Э. Калмыковым: «Говорили мы и о возможности воссоединения в единой автономной области кабардинцев и балкарцев и были едины в том, что это возможно только при проявлении желания к братскому союзу обоих народов» [Буденный 1973: 263].

По вопросу формирования объединенной автономии кабардинского и балкарского народов между руководителями Кабарды и Балкарии в свое время была достигнута предварительная договоренность. Впоследствии Б.Э. Калмыков вспоминал: «Когда Кабарда выделилась в самостоятельную область, я заявил, чтобы Балкария присоединилась и образовать совместно Кабардино-Балкарскую автономную область. Они дали мне согласие, но потом изменили свое мнение, и Балкария осталась в составе Горской республики. Через некоторое время товарищи подняли вопрос о выделении Балкарии в самостоятельную область. Центр заявил, чтобы Балкария слилась с Кабардой» [Калмыков 1983: 65].

Представитель ВЦИК на Северном Кавказе B.C. Муромцева предложил образовать объединенную автономную область кабардинского и балкарского народов [УЦГА АС КБР. Ф. Р-201. Оп. 1. Д. 33. Л. 1]. 7 декабря 1921 г. Президиум исполнительного комитета Кабардинской АО, рассмотрев это предложение, признал возможным объединение Кабарды и Балкарии [УЦГА АС КБР. Ф. Р-201. Оп. 1. Д. 33. Л. 1].

9 декабря 1921 г. в Коллегию НКН РСФСР был направлен информационный доклад, в котором обосновывалась необходимость выделения Балкарского округа из Горской республики в автономную административную единицу [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 432. Л. 3–4об.]. Анализ его содержания показывает, что он был подготовлен человеком, хорошо знакомым с теорией и практикой национальной политики советской власти.

В докладе акцентировалось внимание на следующие обстоятельства:

во-первых, город Нальчик является единым политическим, экономическим и культурным центром для Кабарды и Балкарии;

во-вторых, на ярмарке в Нальчике происходит постоянный товарообмен балкарских шерстяных и молочных изделий на кабардинский хлеб, главным образом, на кукурузу. Кукурузы своего производства Балкарии хватает лишь на 20 дней в году;

в-третьих, весной и осенью балкарский скот должен спускаться на кабардинскую плоскость, на молодую траву, так как нагорные пастбища месяца на полтора позже освобождаются от снега и на такой же срок раньше покрываются им осенью. Своего же сена балкарцам не хватает;

в-четвертых, Кабарда и Балкария имеют общее лесное хозяйство;

в-пятых, разрешение земельного вопроса с Кабардой невозможно, оставаясь в Горской АССР, вследствие подчиненности Кабарды непосредственно центру – РСФСР [Улигов 1979: 305].

В докладе проводилась мысль об экономической взаимозависимости Балкарии и Кабарды. Примечательно, что автор говорил об отделении Балкарии от Кабарды. По его мнению, только отделение будет способствовать решению земельного вопроса между Кабардой и Балкарией. Это объяснялось тем, что при таком развитии событий предполагалось «вмешательство центрального органа, вышестоящего и имеющего возможность принудить к земельной реформе». Автор считал, что «неразрешенный земельный вопрос, остатки прежней межнациональной вражды требуют отдельного существования Балкарского округа» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 432. Л. 4, 4об.].

Содержание доклада в корне противоречило выводу о необходимости образования Балкарской автономной области. Приведенные данные свидетельствовали о тесных экономических и иных связях, развитие которых было в интересах обоих народов. Для этого необходимо было воссоздать административно-политические механизмы взаимодействия, нарушенные в период кратковременного пребывания Кабарды и Балкарии в составе Горской АССР. Образование двух самостоятельных автономных областей – Кабардинской и Балкарской – повлекло бы за собой ухудшение земельно-территориальных отношений между кабардинским и балкарским народами. Встал бы вопрос о границах между разными субъектами РСФСР. Признание возможности объединения с Балкарией не помешало президиуму исполкома Кабардинской АО рассмотреть на своем заседании от 10 декабря вопрос «О выселении из районов г. Нальчика Балкарского окрисполкома» и принять соответствующее постановление, предлагавшее «выселиться из пределов Кабардинской АО в течение 10 дней» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 1. Л. 18].

В конце декабря 1921 г. в Москве проходил 9-й Всероссийский съезд Советов, в работе которого принимали участие делегаты Кабарды и Балкарии. 4 января 1922 г. балкарская делегация съезда направила в НКН РСФСР докладную записку за подписью М. Энеева и А. Гемуева. В ней ставился вопрос о невозможности дальнейшего пребывания Балкарии в Горской республике, так как, «во-первых, она оторвана от ГССР географически и слабо связана экономически и культурно, и, во-вторых, разрешение земельного вопроса с Кабардой невозможно оставаясь в ГССР вследствие подчиненности Кабарды непосредственно центру РСФСР» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 30]. В докладной записке обосновывался тезис о необходимости формирования Балкарской автономной области, «непосредственно подчиненной центру РСФСР». Ее авторы затронули и проблему перспектив взаимоотношений Балкарии и Кабарды. Они считали, что их объединение в рамках общей автономии «в данный исторический период нецелесообразным по следующим соображениям:

Балкария представляет совершенно отдельную народность с самостоятельным языком, особыми условиями быта, характера и т.д.;

в хозяйственном отношении Балкария имеет свои особенности. В Балкарии господствует скотоводческое хозяйство, тогда как в Кабарде преобладает земледелие;

Балкария испокон веков была в полной зависимости от Кабарды экономически и политически, что является одной из причин ее отсталости в хозяйственном и культурном отношениях. Слияние с Кабардой до уничтожения экономического господства Кабарды вследствие ее многоземелья и при наличии национального неравенства означает продолжение старой политики.

Исходя из этих соображений, Балкарский съезд Советов постановил ходатайствовать перед ВЦИК о выделении Балкарии в автономную область» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 30].

Приведенные аргументы против объединения Кабарды и Балкарии в исторических условиях начала 1920-х гг. были несостоятельными. Во-первых, несмотря на то, что кабардинцы и балкарцы являлись разными народами, они имели много общего в истории и культуре. Во-вторых, различный хозяйственный уклад способствовал формированию выгодного для обеих сторон экономического взаимодействия. В-третьих, в условиях послереволюционного времени были сведены на нет условия и факторы существования зависимости Балкарии от Кабарды.

Принципиальное значение в докладной записке придавалось обоснованию тезиса о том, что «разрешение земельного вопроса с Кабардой невозможно оставаясь в ГССР» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 30]. Для существования добрососедских кабардино-балкарских отношений пребывание Балкарии в составе Горской АССР или формирование Балкарской автономной области не имели принципиальных различий. И в том и в другом случае Кабарда и Балкария представляли бы собой разные административно-политические единицы. Именно этот фактор способствовал бы воспроизведению ситуации, при которой руководители Балкарии вынуждены были обращать внимание на невозможность разрешения «земельного вопроса с Кабардой».

Балкарская делегация приложила к докладной записке проект декрета об образовании Балкарской автономной области. В нем указывалось, что Балкарский округ выделяется из Горской АССР в автономную область с административным центром в Долинском [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 29]. Представленный проект об образовании Балкарской автономной области был написан от руки и изобиловал многочисленными ошибками и исправлениями. Это заставляет усомниться в том, что документ был результатом продуманной и одобренной съездом Советов Балкарского округа политики, то есть подготовленным задолго до приезда в Москву. Сам факт проведения такого съезда нельзя считать окончательно установленным. Кроме косвенных данных о том, что он должен был состояться и состоялся, нет прямых доказательств в виде конкретных материалов: решений, постановлений, резолюций. К докладной записке кроме проекта об образовании Балкарской автономной области не были приложены другие важные материалы о решениях и постановлениях съезда Советов Балкарского округа. А они, в случае их наличия, имели бы принципиальное значение, так как именно такие материалы могли лечь в основу легитимации Балкарской автономной области. Советская власть в этот период была весьма чувствительна к национальному позиционированию и волеизъявлению, поэтому она не смогла бы проигнорировать постановление съезда Советов Балкарского округа. Это заставило бы искать механизмы решения проблем, связанных с образованием Балкарской автономной области. Необходимо учитывать то обстоятельство, что к этому времени сложилась практика совместных съездов народов Кабарды и Балкарии. К осени 1921 г. состоялось только по одному отдельному съезду в Кабарде и Балкарии: в апреле 1921 г. в Балкарии, а в июне 1921 г. в Кабарде. В работе съезда в Балкарии принимали участие представители Кабарды, а в работе съезда в Кабарде – представители Балкарии. В работе данного съезда в Балкарии, если он и состоялся, представителей Кабарды не было. Нет точных сведений о том, когда и где состоялся съезд Советов Балкарского округа. Об этом можно судить только по косвенным данным. Как отмечалось ранее, Горский областной комитет РКП (б) на своем заседании, состоявшемся 27 октября 1921 г., обсуждал вопрос о том, какую линию необходимо вести на предстоящем съезде Советов Балкарского округа. А на Учредительном съезде советов Кабардинской автономной области, состоявшемся 25–30 ноября 1921 г., Б.Э. Калмыков проинформировал делегатов о том, что в Балкарии состоялся съезд, на котором постановили выделиться в автономную область, т.е. он должен был состояться в ноябре 1921 г.

Обращает на себя внимание фраза Б.Э. Калмыкова на Учредительном съезде советов Кабардинской автономной области, о котором речь шла выше, «насколько мне известно» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-376. Оп. 1. Д. 4. Л. 14]. Отсюда следует, что его и других представителей Кабарды на съезде не было. Учитывая, что съезд, если бы он состоялся, то должен был проводиться в Нальчике, так как центром Балкарского округа по декрету ВЦИК еще оставался Долинск, такая формулировка представляется, по меньшей мере, странной. О материалах съезда в Балкарском округе нет упоминаний и в постановлениях органов власти РСФСР. Даже при вынесении решения об образовании Балкарской автономной области НКН РСФСР 6 января 1922 г. не было ссылок на волеизъявление балкарского народа на съезде.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что, по всей видимости, докладная записка от 4 января и проект декрета об образовании Балкарской автономной области не были результатом решения (или однозначного решения) народного съезда. Они были подготовлены в спешке в Москве и были продиктованы тем, что к концу 1921 г. начинает усиливаться тенденция по объединению Кабарды и Балкарии.

Кабардинская делегация съезда советов, узнав о содержании указанных документов, от имени исполкома Кабардинской автономной области направила в НКН РСФСР решительный протест против отдельных положений предложенного проекта об образовании Балкарской автономной области. В частности, руководители Кабарды возражали против включения селения Хабаз в состав Балкарской автономной области, т.к. «оно находилось слишком далеко от национальной границы Балкарии и его включение в Балкарскую АО создаст чересполосицу, на которую Балкария будет претендовать». Они категорически выступили против включения Долинского в Балкарскую область. Кроме того, были возражения против включения в Балкарскую АО «многих лесных полян, входящих в территорию Кабардинской АО» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 29].

Руководители Кабардинской автономной области в данном случае не выступали против образования Балкарской автономной области. Б.Э. Калмыков на Учредительном съезде Советов Кабардинской АО заявлял, что «такого течения, чтобы присоединить их к себе, с нашей стороны нет» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-376. Оп. 1. Д. 2. Л. 14]. Не было такого «течения» и на рубеже              1921–1922 гг. Но Б.Э. Калмыков и другие руководители Кабарды считали, что «разрешение ... вопроса может последовать лишь по фактическому обследованию на местах авторитетной комиссией» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 31].

6 января 1922 г. на заседании Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР был рассмотрен проект постановления ВЦИК об образовании Балкарской автономной области. Коллегия Наркомата одобрила представленный проект [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 1]. Однако 9 января, изменив это решение, Коллегия НКН РСФСР «признала целесообразным выделение из состава Горской республики территории, занимаемой ныне балкарцами и образование из нее вместе с Кабардой объединенной Кабардино-Балкарской автономной области, непосредственно связанной с РСФСР…». Также указывалось, что Нальчик будет «местом пребывания Балкарского, как и Кабардинского исполкомов» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 22б – 22в].

На заседании Коллегии НКН РСФСР от 6 января 1922 г. не было И.В. Сталина [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 1], а 9 января Коллегия НКН собралась практически в полном составе. Присутствовали Сталин, Карклин, Павлович, Ибрагимов, Султан-Галиев, Бройдо, Клингер и представители заинтересованных сторон. Из всех членов Коллегии НКН РСФСР И.В. Сталин чаще бывал в регионе, а национальные лидеры Северного Кавказа стремились больше контактировать с ним, нежели с другими представителями Наркомата. Самые сложные вопросы, имевшие прямое отношение к горским народам, решались с его непосредственным участием. Поэтому И.В. Сталин имел более глубокие представления о характере и сущности происходивших событий. Вполне вероятно, что решение об объединении Кабарды и Балкарии было принято с ведома и согласия В.И. Ленина. Ведь И.В. Сталин, как показала история с созданием Горской республики, несмотря на свою компетентность, не был застрахован от ошибок при определении основных направлений политики советской власти на Северном Кавказе. Поэтому без предварительных консультаций с В.И. Лениным, который с осени 1920 г. уделял пристальное внимание решению проблем советизации Северного Кавказа, и получения от него соответствующей поддержки, Сталин вряд ли пошел бы на принятие принципиально нового решения в государственной политике на Северном Кавказе, каковым, несомненно, являлось объединение Кабарды и Балкарии в рамках единой автономии.

При вынесении решения об объединении Кабарды и Балкарии на вышеуказанном заседании НКН РСФСР от 9 января 1922 г. учитывалось мнение В.С. Муромцева, который в докладной записке от 7 января 1922 г. указывал: «В настоящее время Балкария экономически тесно связана с Кабардой. Местом сбыта продуктов горского производства – сыра, масла, шерсти и мяса, а также закупка недостающего хлеба, является город Нальчик. Нальчик в буквальном смысле слова является жизненным источником, откуда горцы черпают насущное продовольствие. В то же время Нальчик является удобным административным центром всей Балкарии. Эти данные заставляют сделать вывод о том, что Балкарию необходимо выделить из Горской республики и объединить с Кабардой, но нет оснований к ее выделению как области» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 432. Л. 6, 7].

Необходимо обратить внимание также на то обстоятельство, что, как указано в протоколе, по вопросу объединения Кабарды и Балкарии, то есть за отмену решения от 6 января 1922 г., все проголосовали единогласно, в том числе и представители Балкарии М. Энеев и А. Гемуев. Относительно границ Балкарии НКН РСФСР постановил определить их «с соблюдением земельных интересов Балкарии... специальной комиссией ВЦИК».

В результате, 16 января 1922 г. ВЦИК вынес постановление об образовании объединенной Кабардино-Балкарской автономной области [Административно-территориальные… 2000: 95–96]. Решение территориальной проблемы между Кабардой и Балкарией должно было происходить в рамках общей автономии. Но в ходе реализации положений постановления ВЦИК от 16 января 1922 г. возникли трудности, которые препятствовали формированию автономной области. Они были связаны, прежде всего, с позицией руководства Кабардинской автономной области по предложенной модели формирования объединенной автономии кабардинского и балкарского народов. Постановление ВЦИК было основано на решении НКН РСФСР от 9 января 1922 г., которое определяло принципы организации системы власти в объединенной автономии Кабарды и Балкарии. Во главе Кабардино-Балкарской автономной области должен был стоять общий областной исполнительный комитет, сформированный на паритетных началах из представителей Кабардинского и Балкарского исполнительных комитетов [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 22б – 22в.].

Руководство Кабардинской автономной области выступило против такого принципа организации структуры власти. 10 января, т.е. еще до выхода декрета ВЦИК об образовании Кабардино-Балкарской автономной области, за подписью Б. Калмыкова был направлен соответствующий документ в НКН РСФСР. В нем указывалось, что делегаты 9-го съезда Советов от Кабардинской области, обсудив протокол заседания Коллегии НКН РСФСР, признали «целесообразным и жизненно необходимым создать облисполком из представителей Кабарды, Балкарии и иногороднего населения области (казаки, русские, осетины, немцы, евреи и проч.), так как такового населения гораздо больше в области, чем балкарцев» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 84].

На самом заседании НКН РСФСР, состоявшемся 9 января, Б.Э. Калмыков не имел возражений. По-видимому, обсуждение вынесенного решения с другими представителями делегации Кабардинской автономной области, среди которых были и русские, заставило его обратиться с соответствующим заявлением в НКН РСФСР. Он осознал невозможность реализации предложенной модели организации власти в Кабардино-Балкарской автономной области. Принцип паритетности между кабардинцами и балкарцами исключал возможность представительства других народов в областном органе власти. В условиях, когда Кабардинская автономная область в силу исторических обстоятельств формировалась как национально-государственное образование всех населяющих ее народов, решение НКН РСФСР от 9 января 1922 г., а затем и постановление ВЦИК от 16 января 1922 г., привели к размыванию институциональных основ Кабардинской автономной области. Решения органов власти РСФСР требовали кардинального изменения национально-государственной сути Кабардинской автономной области. В таких условиях действия Б.Э. Калмыкова объективно вели к защите прав и интересов всех народов Кабардинской автономной области. Балкарская делегация предложила Кабардинскому исполкому предоставить иногороднему населению, которое «не занимает определенной территории, а вкраплено среди кабардинцев», «соответствующее количество мест из причитающихся ему в облисполкоме» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 85]. Такой подход был неприемлем для руководства Кабардинской автономной области, так как еще сильнее ущемлялись права народов Кабардинской автономной области. На этом этапе руководство Кабарды решительно выступило против предложенного центром механизма объединения с Балкарией.

27 февраля было созвано объединенное совещание представителей органов власти Кабарды и Балкарии для обсуждения условий формирования объединенной автономной области. Однако «несмотря на долгие дебаты, совещание к определенному решению не пришло». Было лишь постановлено созвать объединенный пленум Кабардинского и Балкарского исполнительных комитетов. Как отмечается в документах, он не состоялся «ввиду отсутствия Энеева и других товарищей, а также по многим другим причинам» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 34].

16 марта на заседании Кабардинского областного комитета РКП (б) был рассмотрен вопрос «О проведении в жизнь постановления ВЦИК об организации Кабардино-Балкарской автономной области». Было принято решение «созвать полный президиум облисполкомов и полный пленум облпарткомов Кабарды и Балкарии 10 апреля с. г., о чем сообщить Балкарскому оргбюро, к каковому сроку Балкария должна выделиться из Горской СС республики» [Возникновение… 1963: 172–173]. Однако и это постановление не было реализовано на практике.

21 апреля 1922 г. Кабардинское представительство препроводило в Президиум ВЦИК и НКН РСФСР докладную записку исполнительного комитета советов Кабардинской автономной области, в которой отмечалось, что «местные условия не позволяют сконструировать областной исполком..., причиной чему является решительный протест населения Кабарды, права коего приравнены к правам населения Балкарии численностью в десять раз меньшего». Руководство Кабарды выступило с предложением сформировать областной исполнительный комитет объединенной автономии таким образом, чтобы каждая национальность была представлена в нем пропорционально количеству населения [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 16. Л. 61].

На характер развития ситуации повлияло принятие Президиумом ВЦИК 22 июня 1922 г. постановления, которое удовлетворяло земельные интересы Балкарии. В целом оно было приемлемым и для Кабарды. Балкария получила кабардинские земли, на которые претендовала. Положительный момент для Кабарды состоял в том, что ВЦИК утвердил ее административные границы с Карачаем по реке Кич-Малка. В постановлении специально затрагивался вопрос о хуторе Долинском, являвшемся предметом противоречий между Кабардой и Балкарией. Он был признан «неотъемлемой частью г. Нальчика» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 7. Л. 39].

Согласие руководителей Кабарды на разрешение земельной проблемы Балкарии за счет кабардинских земель было продиктовано тем, что постановление ВЦИК от 22 июня 1922 г. исходило из существования объединенной автономной области. С точки зрения руководства Кабарды эти вопросы были взаимосвязаны. Не случайно, что на состоявшемся 29 июня 1922 г. заседании Кабардинского областного комитета РКП (б) по докладу Б. Калмыкова «о поездке в Москву для разрешения земельного вопроса» было принято решение «доклад принять к сведению» и «для разрешения вопроса о слиянии Кабарды и Балкарии по советской линии создать комиссию в составе тт. Чикина, Павловича и Шведова, а также просить Балкарское оргбюро о выделении в указанную комиссию одного представителя Балкарии» [Возникновение… 1963: 207–208]. Однако ситуацию осложняло то обстоятельство, что между заинтересованными сторонами еще не было достигнуто согласие по вопросу о принципах и механизме конструирования исполнительного комитета Кабардино-Балкарской автономной области. ВЦИК 3 июля предложил НКН РСФСР рассмотреть вопрос о выделении Балкарии в автономную область [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 16. Л. 112], что, несомненно, могло привести к изменению позиции кабардинского руководства по вопросу разрешения земельной проблемы Балкарии за счет земельного фонда Кабарды.

7 июля 1922 г. Б.Э. Калмыков направил телеграмму во ВЦИК и НКН РСФСР, в которой было указано: «Принимая во внимание, что между кабардинским и балкарским народами нет серьезных разногласий в общей политической работе, с одной стороны, и что разновидность хозяйства балкарцев и кабардинцев отличительна только землепашеством и скотоводством, с другой стороны, и что основной земельный вопрос между кабардинцами и балкарцами, вызывающий до сих пор недоразумения, разрешен ВЦИК, облпартком, подразделяя количество населения (кабардинцев 160 тысяч, балкарцев 26 тысяч, русских и других 80 тысяч) считает, что создание Кабардино-Балкарского областного органа на паритетных началах вызовет лишь развитие и углубление национализма, как среди балкарского, так и кабардинского и других народов. Поэтому Кабоблком, считая целесообразным создание Кабардино-Балкарского областного исполкома на основе Конституции РСФСР, просит ЦК РКП и ВЦИК постановление ВЦИК от 16 января с.г. отменить» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 16. Л. 54].

Для обсуждения создавшегося положения 9 июля 1922 г. было проведено заседание Кабардинского областного комитета РКП (б) с участием заместителя председателя Исполнительного комитета и члена оргбюро РКП (б) Балкарского округа К.Э. Ульбашева. На этом заседании Б.Э. Калмыков дал характеристику взаимоотношениям Кабарды и Балкарии в дореволюционную эпоху и в революционный период. По его мнению, исторический опыт взаимодействия показал, что Кабарда и Балкария «это две неразрывные народности, которые ни политически, ни экономически разделить нельзя» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 34]. Б.Э. Калмыков затронул вопрос о противоречиях между Кабардой и Балкарией: «… некоторые товарищи начали поднимать вопрос о том, что между Кабардой и Балкарией якобы существуют какие-то разногласия и даже вражда, с чем, конечно, я ни в коем случае согласиться не мог, так как отлично знал и настроение кабардинских крестьян и крестьян балкарских» [Калмыков 1983: 64].

Б.Э. Калмыков проинформировал участников совещания о том, что он обсуждал с руководителями Балкарии вопрос о причинах их стремления выделиться в автономную область. По его словам, они хотели «провести на местах широкую партийную и советскую работу и затем снова соединиться с Кабардой». Но, как считал Б.Э. Калмыков, «никакой работы по сей день нет, так как и самих руководителей нет» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 35]. В таком свете более понятным становится выступление возглавлявшего партийную организацию Кабарды Б. Павловича, который в начале совещания акцентировал свое внимание на том, что «… вот уже больше месяца в руководящем органе Балкарского исполнительного комитета сидит один т. Ульбашев» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 34]. Обращает на себя внимание его суждение о том, «что нет ни одного селения в Кабарде, где бы не жили балкарцы на равных началах с кабардинцами, пользуясь землями и сенокосами. То же самое происходит в Балкарии по отношению к кабардинцам. И в силу эгоизма отдельных лиц губить целую народность мы не имеем права, и это не достойно коммунистов, и мы должны высказаться за абсолютное присоединение» [Калмыков 1983: 65]. Б.Э. Калмыков также заявил, что «не надо внедрять в думу балкарца национализм, а надо создать экономическое равновесие между Кабардой и Балкарией…» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 35, 36].

К.Э. Ульбашев, отвечая на вопросы присутствующих, отметил, что «разногласия в самой массе нет. В верхах есть. Но в то время, когда мы здесь можем ругаться, крестьянин кабардинский и крестьянин балкарский работают мирно, совместно. Ни один балкарец не сказал, что выделение для него выгодно. Балкарская автономия существовать самостоятельно не может, ее экономические условия заставят слиться с Кабардой» [Возникновение… 1963: 216–220]. По вопросу об объединении Кабарды и Балкарии К.Э. Ульбашев заявил: «Такого течения в балкарских массах нет, т.к. народ сейчас не знает о выделении, но когда была организована Кабардино-Балкарская автономия, то народ рад был этому и остался очень доволен, тенденция к выделению была тогда, когда Балкария находилась в составе Горской Республики» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 36].

После всестороннего обсуждения вопроса Кабардинский областной комитет РКП (б) постановил довести до сведения центральных органов советской власти информацию о том, что «балкарские трудовые массы более склонны сотрудничать с кабардинским народом, чем выделяться в автономную область» и что «Кабардинский облпартком, состоящий в большинстве своем из присланных Центром товарищей, считает необходимым организацию Кабардино-Балкарского облисполкома на основах Конституции РСФСР» [Улигов 1979: 308]. Большой интерес вызывает пункт из постановления, сформулированный в следующей редакции: «В случае несогласия ВЦИКа на создание единого Кабардино-Балкарского облисполкома на основах Конституции РСФСР … предложить ВЦИКу назначить Кабардино-Балкарский съезд с представителями краевой власти для разрешения этого вопроса» [Бербеков 1963: 282]. Если бы не было полной уверенности в том, что балкарский народ поддержит на этом съезде идею объединения Балкарии с Кабардой в единую автономию, такого решения не было бы. Постановлением Центр ставился в известность, что «вопреки желанию балкарского трудового народа объединиться с Кабардой руководители балкарского народа продолжают добиваться отделения Балкарии от Кабарды в ущерб интересам балкарского трудового народа» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 37].

Вопрос о национально-государственном статусе Балкарии был рассмотрен на заседании Коллегии НКН РСФСР 10 июля 1922 г. Ее материалы показывают, что в Центре понимали глубину объективных факторов, делавших объединение Кабарды и Балкарии единственно возможным решением проблем национально-государственного устройства кабардинского и балкарского народов. Наркомат по делам национальностей РСФСР, понимая всю сложность ситуации, принял постановление: «… принимая во внимание большое число населяющих Кабардинскую область нацменьшинств, НКН находит возможным согласиться с предложением создать объединенный исполком с представительством 1/3 oт Кабарды, 1/3 от Балкарии и 1/3 от нацменьшинств, населяющих Кабарду» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 16. Л. 29].

16 августа 1922 г. на заседании Кабардинского областного комитета РКП (б) в очередной раз обсуждался вопрос «О слиянии Кабарды и Балкарии». В постановлении говорится: «Ввиду поступившего заявления от балкарцев о том, что они этот вопрос у себя не обсуждали и в данный момент не подготовлены для окончательного разрешения его, перенести этот вопрос на завтра, т. е. 17 августа, предварительно обсудив его в Балкарии и Кабарде» [Возникновение… 1963: 232].

17 августа 2022 г. состоялось объединенное заседание Кабардинского областного комитета РРКП (б) и Балкарское организационное бюро РКП (б) утвердили «Положение по объединению Кабарды и Балкарии», представленный Антониковским, ответственным секретарем Кабардинского областного комитета РРКП (б). Было также принято решение «для проведения организационной работы по слиянию и созыву пленумов создать тройку в составе тт. Калмыкова, Энеева и Шведова, каковой предоставить право по мере необходимости кооптировать ответственных товарищей». Работа должна была быть окончена в течение одной недели [Возникновение… 1963: 233]. Положение предусматривало образование единого объединенного областного исполнительного комитета, состоящего на треть из кабардинцев, на треть из балкарцев и на треть из русских. При этом было решено в Балкарии иметь окружной исполком, как и в четырех округах Кабарды. По партийной линии также создавался единый аппарат обкома РКП (б). Балкарское оргбюро РКП (б) приравнивалось к остальным окружным партийным структурам Кабардино-Балкарской автономной области. Трехнациональный принцип представительства в органах власти и управления проводился и во внутренней конструкции исполкома области: в Большом и Малом президиумах, в наиболее крупных отделах облисполкома – земледелия, народного образования и внутреннего управления [Ансоков 1974: 118].

Принцип, зафиксированный в Положении, был далек от буквы решения Президиума ВЦИК от 16 января 1922 года. Первоначально построение органов власти и управления в КБАО мыслилось так: две национальности – кабардинцы и балкарцы – проводят свои съезды Советов, отдельно для Кабарды и для Балкарии и избирают на них также в отдельности свои исполнительные комитеты. Избранные исполкомы на паритетных началах образовывают объединенный Кабардино-Балкарский исполнительный комитет. Кабардинский и Балкарский исполкомы при этом не целиком входили в объединенный облисполком, а посылают туда своих представителей. Складывался, таким образом, сложный порядок управления областью: отдельные исполнительные комитеты в Кабарде и Балкарии, кроме того, еще один общий объединенный облисполком. Фактически же был реализован вариант, представленный в постановлениях Коллегии Наркомнаца от 10 и 13 июля 1922 г., по которому балкарцы получили 1/3 мест в исполкоме, а население Кабарды – кабардинцы и русские – 2/3 мест [Боров, Кажаров 2007: 356].

Утверждение «Положения по объединению Кабарды и Балкарии» имело принципиальное значение и свидетельствовало о завершении процесса согласования принципов образования Кабардино-Балкарской автономной области. 29 августа 1922 г. вопрос об объединении Кабарды и Балкарии обсуждался на заседании пленума областного исполкома. В своем докладе Б.Э. Калмыков, основываясь на вышеуказанном положении, заявил, что «никаких национальных исполкомов создавать не будем, а останутся только окружные исполкомы» [Бербеков 1963: 283].

6 сентября 1922 г. состоялись выборы объединенного исполнительного комитета. Из состава пленума областного исполнительного комитета были выделены Большой президиум из семи человек (Б.Э. Калмыков, М.А. Энеев, И.Н. Боровицкий, Н.А. Катханов, А.Д. Гемуев, Ф.И. Фаддеев и секретарь обкома партии) и Малый президиум из трех человек (Б.Э. Калмыков, М.А. Энеев и Ф.И. Фаддеев). Председателем областного исполнительного комитета единогласно был избран Б.Э. Калмыков, его заместителями – М.А. Энеев и Ф.И. Фаддеев, секретарем – И.Н. Боровицкий [Документы… 1983: 722, 723].

6–9 декабря 1922 г. в Нальчике состоялся первый съезд Советов Кабардино-Балкарской автономной области. Он обсудил вопросы хозяйственного и культурного строительства, выработал меры по улучшению деятельности местных органов власти и т.д. На нем также был избран областной исполнительный комитет из 30 человек под председательством Б.Э. Калмыкова и его заместителя М.А. Энеева [История… 1967: 111, 112]. Объединенная автономия Кабарды и Балкарии стала политической и экономической формой сотрудничества и сосуществования Кабарды и Балкарии и явилась результатом осознанного национально-государственного выбора кабардинского и балкарского народов.

При анализе проблем формирования Кабардино-Балкарской автономной области необходимо принять во внимание следующие обстоятельства.

Кабардинская сторона выразило категорическое несогласие объединяться на условиях, зафиксированных в Постановлении ВЦИК от 16 января 1922 г. Руководство Кабардинской автономной области считало противоречащими интересам народов Кабарды формирование системы власти на паритетной основе. Важное значение имело Постановление ВЦИК от 22 июня 1922 г., по которому земельный вопрос в Балкарии был решен за счет территории Кабарды. Это был основной правовой акт процесса институционализации Кабардино-Балкарской автономной области. Оно сделало необратимым процесс формирования объединенной автономии кабардинского и балкарского народов. Руководство Кабарды согласилось на урезку части своей национальной территории в пользу Балкарии в силу того, что это было осуществлено в рамках единой автономии.

Важнейшим императивом, сделавшим возможным для руководителей Кабарды уступки по вопросу урезания ее территории в пользу Балкарии, явилось то обстоятельство, что указанное постановление исходило из существования объединенной автономной области. Учитывалось, что масштабные земельные уступки Кабарды могут способствовать смягчению трений и стабилизировать ситуацию, только если они будут иметь место в рамках единой автономии. Политическая воля лидеров Кабарды и Балкарии была ограничена рамками единой политической идеологии, партийной дисциплины и государственной ответственности. Тем не менее, и в этих пределах они сумели найти удачную, действительно компромиссную формулу решения проблемы этнотерриториального разграничения. Сущность ее состояла во взаимном признании как земельных интересов и нужд Балкарии, так и исторических прав Кабарды на свою территорию. Глубинные предпосылки означенного компромисса лежат в области природно-географических факторов – объективно неустранимой территориальной связанности кабардинского и балкарского народов. Создание КБАО стало формой национально-государственной институционализации этой «связанности». Принципиально значимым было «опережающее» решение вопроса о политико-административном объединении Кабарды и Балкарии по сравнению с решением проблем этнотерриториального разграничения. Объединение Кабарды и Балкарии стало средством и условием адаптации их к новым историческим реалиям постреволюционного времени. Особый аспект отношений Кабарды и Балкарии заключался в том, что разрешение противоречий было возможно в данном случае на пути объединения усилий и взаимоприемлемого соглашения в едином административно-политическом образовании.

×

Авторлар туралы

K. DZAMIKHOV

Institute for the Humanities Research – Affiliated Federal State Budget Scientific Establishment «Federal Scientific Center ‘Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: casbolat2013@yandex.ru

A. KAZHAROV

Institute for the Humanities Research – Affiliated Federal State Budget Scientific Establishment «Federal Scientific Center ‘Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»

Email: artur-kazharov@yandex.ru

M. TAMAZOV

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

Email: muslimt@mail.ru

Әдебиет тізімі

  1. Административно-территориальные… 2000 – Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность. Сборник документов. – Нальчик: Эль-Фа, 2000. – 732 с.
  2. Ансоков 1974 – Ансоков М.Т. Образование и развитие национальной государственности народов Кабарды и Балкарии (1917–1936). – Нальчик: Эльбрус, 1974. – 211 с.
  3. Бербеков 1964 – Бербеков Х.М. Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1964. – 536 с.
  4. Боров, Кажаров 2007 – Боров А.Х., Кажаров А.Г. Становление единой Кабардино-Балкарской автономии // История многовекового содружества. К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии с Россией. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007. – С. 342–360.
  5. Боров, Кажаров 2007 – Боров А.Х., Кажаров А.Г. Становление Кабардино-Балкарской автономной области: механизмы, этапы, значение // Электронный журнал «Кавказология». – 2021. – № 3. – С. 111–161. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2021-3-111-161
  6. Буденный 1973 – Буденный С.М. Пройденный путь. В 3-х кн. – М.: Воениздат, 1973. – Кн. 3. – 408 с.
  7. Возникновение… 1963 – Возникновение и укрепление Кабардино-Балкарской областной партийной организации (1917–1922). Сборник документов и материалов. – Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1963. – 324 с.
  8. Дзамихов, Кажаров 2019 – Дзамихов К.Ф., Кажаров А.Г. О национальной государственности народов КБР: история становления и конституирования (начало 1920-х гг.) // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. – 2019. – № 3(42). – С. 39–58.
  9. Документы… 1983 – Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус, 1983. – 800 с.
  10. История… 1967 – История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. – М.: Наука, 1967. – Т. 2. – 439 с.
  11. Калмыков 1983 – Калмыков Б.Э. Статьи и речи. – Нальчик: Эльбрус, 1983. – 239 с.
  12. Улигов 1979 – Улигов У.А. Социалистическая революция и Гражданская война в Кабарде и Балкарии и создание национальной государственности кабардинского и балкарского народов (1917–1936). – Нальчик: Эльбрус, 1979. – 354 с.
  13. ГА РФ – Государственный архив Российской Федерации.
  14. ГАНИ РСО-А – Государственный архив новейшей истории Республики Северная Осетия-Алания.
  15. УЦГА АС КБР – Управление центрального государственного архива архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
  16. ЦДНИ КБР – Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© ДЗАМИХОВ К.F., КАЖАРОВ А.G., ТАМАЗОВ М.S., 2021

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қол жетімді Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».