LAND QUESTION IN THE ACTIVITIES OF KABARDIAN PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY
- Authors: KUSHKHABIEV A.V.1
-
Affiliations:
- FSBSE «Federal Scientific Center ‘Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»
- Issue: No 4 (2021)
- Pages: 185-204
- Section: Recent history
- Submitted: 19.05.2025
- Published: 15.12.2021
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/292507
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2021-4-185-204
- EDN: https://elibrary.ru/RLLNGH
- ID: 292507
Cite item
Full Text
Abstract
The article shows that the land question was a priority in the activities of Kabardian public associations at the beginning of the XXI century. Kabardian public associations protested against the decisions of the Parliament of the KBR in 2005–2009 on the liquidation of inter-settlement territories and their distribution among some rural settlements. The leaders of the Kabardian national movement announced a disproportion in the distribution of «inter-settlement territories» along ethnic lines – the allocation of more than 90% of inter-settlement territories to villages with a predominantly Balkarian population, and appealed to the leadership of the Russian Federation and the KBR with requests to repeal of all laws on the boundaries of municipalities adopted in the KBR in 2005–2009 and the subsequent adoption of the law «On distant pastures», with the allocation of mountain pastures in a separate category of land, equally belonging to mountainous and lowland villages, regardless of the nationality of the people living there. In the context of the aggravated socio-political situation, the Parliament of the KBR suspended consideration of a draft law on changing the boundaries of municipalities in the republic (November 2009), and also adopted a law (June 2011), according to which distant pastures are classified as republican property and are not subject to privatization. But, despite the normative acts adopted by the Parliament of the KBR, the distributed «inter-settlement territories» remained in the use of some rural settlements.
Full Text
Введение
Земельные отношения, выходящие за рамки вопросов владения, распоряжения и пользования земельными ресурсами, и приобретающие политизированные формы территориального вопроса, связанного с межэтническим отношениями, находятся в эпицентре общественной жизни Кабардино-Балкарии на протяжении длительного времени. Это обусловлено объективными, исторически сложившимися обстоятельствами: общей ограниченностью земельных ресурсов; локализацией кабардинского населения в предгорно-плоскостной, а балкарского – в горной зоне; неравномерностью распределения сельскохозяйственных угодий между этими зонами; ростом населения и развитием способов хозяйствования. На эти обстоятельства накладывается своего рода субъективный фактор: меняющиеся приоритеты государственной политики и осуществляемые время от времени земельные и административные преобразования, которые ведут к слому устоявшегося порядка в поземельных отношениях и административно-территориальной организации этносоциального пространства региона.
Отсюда – периодические «обострения» земельного вопроса. Так было в 1860-х гг., когда для осуществления земельной реформы потребовалось формальное разграничение территорий Кабарды и Балкарии. После революции 1917 г. аграрная политика советской власти, основанная на принципах социализации земли и уравнительного землепользования вылилась в масштабное перераспределение земельных ресурсов и соответствующую перекройку административно-территориальных границ в регионе. По оценкам историков это привело только за 1918–1921 гг. к сокращению земельных угодий Кабарды на 30% [Улигов 1979: 292]. Крушение советской общественно-государственной системы в начале 1990-х гг. вновь резко актуализировало проблематику земельно-территориальных отношений и поставило их в центр этнополитических коллизий. Но и в условиях стабилизации общественно-политической ситуации и укрепления российской государственности в 2000-е гг. проявили себя факторы обострения земельного вопроса в Кабардино-Балкарии.
Факторы обострения земельных отношений в Кабардино-Балкарии в конце XX – начале XXI в. и их конфликтогенный потенциал рассмотрены в ряде работ историков и политологов: Ж.А. Калмыкова [Калмыков 2010], К. Казенина [Казенин 2009], А.И. Тетуева [Тетуев 2015], М.Б. Шоровой [Шорова 2012], А.Н. Таковой [Такова 2009], А.Р. Атласкирова [Атласкиров 2019] и др.
В то же время в данных работах на наш взгляд недостаточно учитывается историческая новизна современного бытования земельного вопроса. Если в имперский и советский период государственные органы в поисках решений в этой сфере по своему усмотрению привлекали к участию в них официальных представителей местных элит (традиционных в 1860–1870-х или новых советских в 1920-х гг.), то в 1990-е и 2000-е гг. инициативную и активную роль в постановке и решении земельного вопроса зачастую играли самодеятельные общественные объединения.
Целью настоящей работы является анализ позиций и деятельности кабардинских общественных объединений в сфере обсуждений и решений по земельно-территориальному вопросу в Кабардино-Балкарской Республике в начале XXI в.
Актуализация земельного вопроса и общественно-политическая ситуация в Кабардино-Балкарии в начале 2000-х гг.
В 1991–1996 гг. территориальные споры между Кабардинским и Балкарским национальными движениями были связаны с проблемой определения границы между провозглашенными республиками – Республикой Балкария и Кабардинской Республикой. Органами государственной власти республики совместно с балкарскими общественными организациями также проводилась работа по решению проблем территориальной реабилитации репрессированного балкарского народа. Требования активистов балкарского национального движения заключались в восстановлении административных районов республики по состоянию на январь 1944 г.
В начале XXI в. в Кабардино-Балкарии начался новый виток актуализации земельного вопроса. Он вызван определенными решениями в области землепользования и административно-территориального устройства республики. В 2002 г. было принято Постановление Правительства КБР (от 03.08.2002. № 335) «О предоставлении земель государственным унитарным предприятиям «Аурсентх» и «Хаймаша» в зоне отгонного животноводства – т. е. о передаче пастбища государственного земельного запаса Эльбрусского района в бессрочное пользование нескольким государственным унитарным предприятиям. Аналогичное решение было принято и по Зольскому району. Активисты балкарских общественных организаций восприняли эти постановления как посягательство на национальные интересы. Дополнительным фактором обострения данной проблемы послужило и намерение республиканских властей придать поселку Эльбрус статус города республиканского подчинения и возможная приватизация туристических комплексов в Приэльбрусье, что лишило бы руководство Эльбрусского района каких-либо рычагов воздействия на курортно-туристическую зону. Еще более широкий резонанс вызвало принятие Парламентом КБР Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 № 12-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 № 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике», которые причислили значительное число пастбищ к категории межселенных территорий, не принадлежащих сельским муниципальным образованиям. Кроме того, четыре населенных пункта вблизи Нальчика – Адиюх, Белая Речка, Кенже и Хасанья – вводились в состав Нальчикского городского округа, вследствие чего лишались статуса самостоятельных муниципальных образований [Закон... 2005a; Закон... 2005b].
В ответ на принятие указанных законов развернулось массовое движение за ликвидацию межселенных территорий путем их включения в границы сельских муниципальных образований (поселений), в котором участвовали активисты Балкарского национального движения, население и главы балкарских сельских поселений [Межэтнические.. 2014: 18–19].
Балкарское национальное движение расценивало принятие закона «О статусе и границах муниципальных образований в КБР» как посягательство на целостность «балкарской этнической территории». Закон они квалифицировали как антиконституционный и противоречащий законодательству Российской Федерации. В конце марта 2005 г. главы двадцати балкарских селений и лидеры ряда балкарских общественных объединений подписали Обращение к руководству КБР с требованиями: отменить закон «О статусе и границах муниципальных образований в КБР»; в частности, отменить решение о присоединении сел Хасанья и Белая Речка к г. Нальчику и ликвидации их местного самоуправления; восстановить в соответствие с законом «О реабилитации репрессированных народов» (от 26.04.1996 г. (статьи 3 и 6) Чегемский и Хуламо-Безенгиевский районы, ликвидированные в результате политической репрессии в ранее существовавших границах» и др. [Шорова 2012: 105]. Был сделан запрос в Конституционный Суд РФ о правомерности выделения в КБР межселенных территорий. В своих определениях Ж71-О-П от 03.04.2007 г. и № 715-О-П от 02.10.2007 г. Конституционный суд признал соответствующие положения республиканских законов противоречащими федеральному законодательству [Определение... 2007].
15 июня 2007 г. в Верховный суд КБР был направлен иск Совета старейшин балкарского народа (далее – ССБН) о невыполнении органами власти Кабардино-Балкарии решения Конституционного суда, а также закона РФ «О реабилитации репрессированных народов». 14 июля 2007 г. был проведен несанкционированный митинг балкарской оппозиции, выдвинувший ряд требований, среди которых: 2. Реализовать право жителей сельских поселений на обладание земельными паями на безвозмездной основе; 3. Восстановить территориальные права муниципальных образований – сел, у которых отторгнуты «межселенные территории»; 4. Восстановить муниципальные органы власти сел, присоединенных к городским округам вопреки Конституции, Федеральному закону и определению Конституционного суда России; 5. Согласовать пределы пограничной зоны на территориях населенных пунктов в строгом соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственной границе» [Казенин 2009: 94].
11 октября 2008 г. состоялся съезд ССБН, в резолюции которого воспроизводились требования балкарских съездов начала 1990-х гг.: восстановить принципы образования Кабардино-Балкарии на условиях Постановления ВЦИК РСФСР от 16.01.1922 г.; завершить до 01.02.2009 г. восстановление районов по состоянию на 8 марта 1944 г. и др. В случае невыполнения этих требований съезд предоставлял старейшинам балкарского народа полномочия обратиться к федеральным властям «...с просьбой о признании конституционного права балкарского народа на полное самоопределение в составе РФ в качестве его прямого субъекта»1.
Представители Балкарского национального движения провели с 26 по 29 октября 2009 г. в Москве серию пикетов, которыми они хотели привлечь внимание федеральных органов власти и общественности на неисполнение властями республики Закона «О реабилитации репрессированных народов» и Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В качестве нерешенных вопросов они называли восстановление Хуламо-Безенгиевского района, возвращение статуса балкарским поселкам Хасанья и Белая Речка, а также полную передачу селениям земель, отнесенных к межселенным территориям [Шорова 2012: 108].
27 ноября 2010 г. в г. Нальчике прошел Съезд балкарского народа. В резолюции съезда содержится поручение, возложенное на ССБН, – совместно с другими организациями и объединениями, отстаивающими интересы балкарского народа, сконцентрировать все силы и возможности для достижения реального самоопределения балкарского народа в составе Российской Федерации2.
Позиции и деятельность кабардинского национального движения в сфере земельного вопроса
Таким образом, изменения, инициированные властными структурами КБР в системе муниципальных образований, вызвали массовое движение за ликвидацию межселенных территорий путем их включения в границы сельских поселений, в котором участвовали активисты Балкарского национального движения, население и главы балкарских сельских поселений.
Все это придавало национальный «уклон», вопросам распределения земельных ресурсов и административно-территориального устройства республики, который не мог не вызвать ответной реакции Кабардинского национального движения. Начиная с 2005 г., в течение нескольких лет в КБР были учреждены кабардинские молодежные общественные объединения, которые восстановили Кабардинское национальное движение и развернули деятельность в русле общечеркесского движения. В 2005 г. в Нальчике было учреждено отделение международного общественного движения «Черкесский конгресс» (КБРОД «Черкесский конгресс», с 2011 г. ОД «Черкесский союз»). В 2005 г. в Нальчике была учреждена молодежная кабардинская ОО «Всемирное адыгское братство» (2005–2009) [Кушхабиев 2021: 117]. В апреле 2009 г. в г. Нальчике был создан Координационный совет адыгских общественных объединений КБР (далее – КСАОО), в который вошли общественные объединения: «Адыгэ хасэ», «Кабардинский конгресс», общественный комитет «За мир и межнациональное согласие в КБР», «Черкесский конгресс», «Союз абхазских добровольцев», «Союз ветеранов Афганистана», «Союз фермеров и арендаторов», «Пэрыт». Одним из приоритетных в деятельности кабардинских общественных объединений в рассматриваемое время стал земельный вопрос.
Власти республики предпринимали попытки сформировать как бы промежуточный «интернациональный» полюс общественной активности, способный уравновесить этно-национальные движения и обратить вспять тенденцию нарастания межнациональной напряженности.
С целью стабилизации общественно-политической ситуации и межнациональных отношений в республике, в апреле 2007 г. по инициативе Президента КБР А.Б. Канокова и ряда общественных организаций, в г. Нальчике было создано движение «Единая Кабардино-Балкария», в которое вошли «Адыгэ Хасэ», «Алан», 18 национально-культурных центров, Фонд культуры и Союз кинематографистов. Целью движения провозглашались консолидация всех сил и противостояние любой агрессии, политической в том числе, чтобы в Кабардино-Балкарии процветали мир, стабильность, единство. К движению не присоединился ССБН, продемонстрировав свою позицию [Раннаи 2007].
По инициативе Общественно-консультативного центра при Президенте КБР, 1 ноября 2008 г. в г. Нальчике состоялся Гражданский форум, посвященный проблемам межнациональных отношений в республике. В форуме приняли участие политические партии, общественные объединения, национально-культурные центры и творческие союзы. В проекте резолюции форума сказано о том, что структуры гражданского общества должны солидарно противостоять явлениям, когда требования, методы, действия и акции тех или иных структур вызывают социальную напряженность, наносят ущерб межнациональному согласию и идут в разрез с требованиями закона. В данном документе также зафиксировано, что способом решения любых возникающих проблем, которые имеют этнический аспект, в Кабардино-Балкарии должен быть открытый и сдержанный диалог, направленный на поиск конкретных форм и механизмов решения этих проблем3.
Но практические решения органов государственной власти в земельно-территориальном вопросе не могли снять озабоченность кабардинских активистов и организаций тем, что воспринималось ими как одностороннее удовлетворение притязаний одной национальной группы и ущемление интересов другой. В условиях обострения общественно-политической ситуации Парламент КБР с августа 2005 по август 2006 г. внес 18 поправок в республиканский Закон № 13-РЗ, в результате которых земли сельских поселений были увеличены за счет межселенных территорий на 284,4 тыс. га. При этом земли поселений с преимущественно балкарским населением увеличились на 272,7 тыс. га, с преимущественно кабардинским населением – на 11,2 тыс. га, с преимущественно русским населением – на 0,5 тыс. га. Но межселенные территории не были ликвидированы полностью. Вслед за решением Конституционного Суда РФ о неправомерности выделения в КБР межселенных территорий последовал очередной виток рассмотрения поправок к Закону «О статусе и границах муниципальных образований» № 13-РЗ от 27.02.2005 г. [Калмыков 2010: 135].
Позиция адыгских общественных объединений строилась на основе нескольких положений. Во-первых, они указывали, что межселенные территории не создавались за счет «изъятия» земель у сельских поселений. Концептуальная основа Закона № 13-РЗ заключалась в том, что территории поселений были определены в пределах исторически сложившихся земель населенных пунктов и фактического порядка землепользования на дату принятия закона. Кроме того статус межселенных территорий получили земли общего пользования – отгонные пастбища, государственный земельный запас, государственный лесной фонд (635,4 тыс. га). Во-вторых, признавая, что предусмотренное этими законами придание значительной части земель статуса межселенных территорий находилось в противоречии с нормами Ф3 № 131, они указывали и на другие противоречия между республиканским и федеральным законодательством. В частности, статусом сельских поселений наделен 71 сельский населенный пункт, в которых не имеется нормативной для регионов типа КБР численности населения – 3 тыс. чел., в том числе в 21 поселении проживает менее чем по 1 тыс. чел. В нарушение ч. 3 ст. 85 Федерального Закона № 131-ФЗ границы муниципальных образований КБР, установлены без предварительного законодательного определения территорий и порядка использования земель отгонного животноводства. При этом значительная часть земель традиционного отгонного животноводства в Черекском, Чегемском, Баксанском и Зольском районах, находившаяся в пользовании одних поселений, в одностороннем порядке включена в состав территорий других. Таким образом, поправки, внесенные в 2005–2006 гг. в республиканские законы РЗ-12 и РЗ-13, не только не устранили нарушения норм соответствующего федерального законодательства, а наоборот, привели к возникновению новой проблемы – нарушению норм ФЗ № 131 в части справедливого закрепления ранее имевшихся территорий земель общего пользования за сельскими поселениями КБР [Калмыков 2010: 134, 136].
В итоге, поправки, принятые Парламентом КБР к вышеуказанным законам, вызвали протест Кабардинского национального движения, заявившего о значительной диспропорции при распределении «межселенных территорий» по этническому признаку, что привело не к стабилизации, а к еще большему обострению общественно-политической ситуации и межнациональных отношений в республике.
В декабре 2008 г. несколько кабардинских общественных объединений создали комитет «За мир и межнациональное согласие в КБР» и обратились к Президенту КБР А.Б. Канокову и Председателю Парламента КБР И.Б. Бечелову в связи с обострившейся ситуацией вокруг межселенных территорий. В обращении подчеркивается, что реализация на территории КБР федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вызывает «осложнение общественно-политической ситуации и межнациональных отношений». В обращении, в частности, сказано: «... К сожалению, Совет старейшин балкарского народа под надуманным лозунгом борьбы за устранение межселенных территорий, целенаправленно осуществляет политику расширения границ балкарских населенных пунктов за счет ущемления прав и интересов кабардинского народа и всего населения республики»4.
В обращении сказано, что депутаты Парламента допускают трудно поправимую политическую ошибку, последствия которой могут быть катастрофическими, так как около 200 тыс. га пастбищных угодий исторически находились в общем пользовании, как при царской России, так и при Советской власти: «Никто и никогда не покушался на такой статус-кво этих угодий. Богатейшие пастбища Зольского района были закреплены за населенными пунктами во всех районах республики. До сих пор никто не смел нарушать этот демократический принцип, консолидирующий народы КБР. Решение парламента о передаче огромных территорий пастбищных и сенокосных угодий нескольким малонаселенным пунктам в ущерб основной части населения республики вызывает недоумение и может стать поводом для серьезного социального и межнационального конфликта»5. Представители кабардинских общественных объединений просили отложить назначенную на 18 декабря 2008 г. процедуру второго чтения по внесению изменений в республиканский закон, определяющий границы между поселениями в Эльбрусском и других районах республики, и провести широкий и гласный диалог для принятия взаимоприемлемого справедливого решения. В обращении также сказано: «В случае отклонения наших справедливых требований оставляем за собой право обратиться к кабардинскому и другим народам, проживающим в Кабардино-Балкарии, с призывом провести общенациональные акции протеста»6.
Председатель ОД «Черкесский конгресс» Р. Кешев подчеркнул: «Сегодня межселенные территории ликвидируются, и балкарские населенные пункты резко расширяют свою территорию. Булунгу получило 54 тыс. га, а плотность населения там стала чуть больше одного человека на кв км. Более 60% территории республики занимают горы и предгорья, а проживают там 40–50 тыс. человек. Кое-кто ведет дело к разъединению республики. Мы заявляем: если будет происходить раздел, то только по исторически установленным границам 1863 г., определенным с участием Российского государства»7.
18 декабря 2008 г. в повестке дня заседания Парламента КБР значились пять вопросов, среди которых – принятие во втором чтении изменений в закон «О статусе и границах муниципальных образований», касающихся границ населенных пунктов Эльбрусского района. По предложению комитета по законодательству, обсуждение всех пяти законопроектов было отложено8.
Руководители семи кабардинских общественных объединений направили Президенту КБР А.Б. Канокову обращение (от 11.01.2009), в котором содержится просьба: приостановить процедуру принятия законов о дополнениях в РЗ-12 от 27.02.05 г. в части изменения границ муниципальных образований до рассмотрения их обращений в Государственную Думу РФ; создать согласительную комиссию для выработки компромиссных предложений; дать поручение подготовить правовую оценку обоснованности передачи высокогорных пастбищ Хаймаша из состава Баксанского района в Эльбрусский [Президенту... 2010a: 102]. Они также направили Обращение к депутатам Парламента Кабардино-Балкарской Республики (от 11.01.2009), с просьбой воздержаться от голосования по законопроектам в части закрепления за малочисленными населенными пунктами высокогорных отгонных пастбищ, находящихся в Эльбрусском, Черекском и Зольском районах [Обращение... 2010a].
Форум адыгских общественных объединений КБР, состоявшийся в Нальчике 4 апреля 2009 г., принял заявления и обращения к руководителям органов государственной власти РФ и КБР по территориальной проблеме и проблеме обострения межнациональных отношений в республике. В заявлении форума «по вопросам реализации в КБР Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации...» поставлен вопрос: почему в соответствии с Законом № 13-Р3 (27.02.2005 г.) и поправками, принятыми Парламентом КБР, «площади одной группы сельских поселений увеличились на 244 тыс. га, а другой – только на 11 тыс. га. При этом 238 тыс. га земель отведено 16 населенным пунктам, правомерность наделения которых статусом сельских поселений вызывает сомнения, поскольку в каждом из них проживает менее 3 тыс. чел.». Почему на долю одной группы сельских поселений, где проживает 40,5 тыс. чел. (4,5% всего населения КБР), приходится в итоге 334 тыс. га земли (26,8% всей территории КБР), а на долю другой группы сельских поселений с населением 267 тыс. чел. (30% всего населения КБР) – 350 тыс. га (27% территории КБР)?» В заявлении содержится несколько предложений Парламенту и Президенту КБР, сущность которых заключается в том, чтобы не допустить принятия каких-либо законодательных актов, затрагивающих вопросы границ и землепользования КБР без проведения согласительных процедур с участием заинтересованных сторон, отменить Закон КБР № 13-Р3 от 27.02.2005, разработать и принять новый и т. п. [Заявление... 2010: 85–87].
В связи с обращениями кабардинских ОО в мае 2009 г. была создана согласительная комиссия по законодательным инициативам по реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В состав комиссии (36 чел.) на паритетной основе вошли представители кабардинских, балкарских и русских общественных объединений (18 чел.), а также властных структур (18 чел.). ССБН отказался от участия в работе согласительной комиссии, настаивая на том, чтобы включить отгонные пастбища в границы сельских поселений, которые находятся в непосредственной близости от них, т. е. преимущественно в балкарские населенные пункты9.
29 октября 2009 г. на последнем заседании согласительной комиссии его участникам предложили рекомендовать Парламенту КБР принять закон, устанавливающий порядок использования земель отгонного животноводства, подготовленный властными структурами и устанавливающий республиканскую собственность на эти земли. Членами согласительной комиссии было также предложено рекомендовать парламенту принять законы о границах Верхнего Чегема, Эльбруса, Верхнего Баксана, Безенги, Бабугента и Верхней Балкарии. Представители кабардинских ОО голосовали против этих проектов, но они были поддержаны представителями балкарских и русских ОО. Был отклонен также внесенный в согласительную комиссию кабардинскими общественными объединениями законопроект, который предполагал, что земли отгонного животноводства будут находиться в собственности муниципалитетов, то есть всех населенных пунктов республики, которые получали бы на горных пастбищах свои участки. Таким образом, согласительная комиссия двумя третями своего состава одобрила законопроекты, внесенные властными структурами. Сопредседатель согласительной комиссии от кабардинских ОО М.И. Докшоков в знак протеста написал заявление о выходе из ее состава10.
31 октября от имени кабардинских ОО законопроект о распределении земель отгонного животноводства между всеми муниципальными образованиями республики был внесен непосредственно в Парламент КБР. Депутаты отклонили этот документ и приняли в первом чтении законопроект аграрного комитета, в соответствии с которым эти земли остаются в собственности КБР. Вместе с тем парламент рекомендовал аграрному комитету доработать закон с учетом предложений кабардинских ОО11.
В тот же день Парламент КБР внес очередные изменения в закон «О статусе и границах муниципальных образований», определил новые границы сел Верхний Баксан, Эльбрус, Верхняя Балкария, Бабугент, Безенги и Верхний Чегем. Согласно принятым законопроектам, в Черекском и Эльбрусском районах были ликвидированы межселенные территории, а все земли (около 100 тыс. га) переданы девяти селам с преимущественным балкарским населением. Принятые поправки вызвали протесты со стороны Кабардинского национального движения12.
По данным КСАОО, протест Кабардинского национального движения был вызван значительной диспропорцией при распределении «межселенных территорий» по этническому признаку. В результате указанных поправок к Закону РЗ-13, в частности, между балкарскими селениями Нижний Чегем, Яникой и кабардинским селением Лечинкай находилось 24 тыс. га межселенной территории, которые были распределены следующим образом: 23,3 тыс. га отвели балкарским селам, и только 700 га кабардинскому селу. 14 тыс. га межселенной территории, находившейся между балкарским селом Бабугент и кабардинским селом Жемтала были полностью отведены селу Бабугент. В целом, после принятия вышеуказанных поправок, территории земель в границах сельских поселений с преимущественным балкарским населением составили 334,4 тыс. га (население 41,3 тыс. чел.), площадь на 1 чел. – 8,1 га, плотность населения – 12 чел. на 1 кв км; с преимущественным кабардинским населением – 333,2 тыс. га (население 253,7 тыс. чел.), площадь на 1 чел. – 1,3 га, плотность населения – 76 чел. на 1 кв км; с преимущественным русским населением – 125,3 тыс. га (население 47,4 тыс. чел.), площадь на 1 чел. – 2,6 га, плотность населения – 38 чел. на 1 кв км [Калмыков 2010: 138–139].
Уже 31 октября 2009 г. руководители ОО «Адыгэ Хасэ», «Всемирное адыгское братство» и «Черкесский конгресс» заявили о своем несогласии с решением парламента, указывая, что в состав балкарских населенных пунктов вошли все межселенные территории, тогда как близлежащим кабардинским населенным пунктам не досталось ни одного квадратного метра земли. Кроме того, кабардинские селения оказались отсеченными от горных пастбищ, которыми традиционно пользовались раньше. Они назвали на согласительной комиссии происшедшее «сговором балкарских общественных организаций и представителей власти КБР»13. В заявлении кабардинских ОО подчеркивается, что «31 октября в результате «продавливания» законопроектов о границах балкарских сел «адыгские села лишились исторически принадлежавших им горных пастбищ в Черекском, Чегемском и Эльбрусском районах»: «На 40 тыс. балкарского сельского населения теперь приходится 430 тыс. га земель – 34% территории республики». ОО «Адыгэ Хасэ», «Всемирное адыгское братство» и «Черкесский конгресс» потребовали отмены земельных законов, принятых с 2005 г., и полного пересмотра земельной реформы14.
2 ноября КСАОО дал негативную оценку изменению закона относительно границ шести балкарских селений, отметив, что они разрушают сложившиеся веками исторические традиции землепользования и угрожают целостности республики, политической и межэтнической стабильности. По сложившейся ситуации КСАОО обратился к адыгскому народу, к президентам России и Кабардино-Балкарии. Жители сел Жемтала, Зарагиж, Аушигер (с преобладающим кабардинским населением) заявили о намерении обратиться в суд, считая, что эти законопроекты лишили их горных пастбищ, которыми они пользовались традиционно15.
17 ноября 2009 г. ОО «Адыгэ Хасэ» и «Черкесский конгресс» при участии представителей МЧА и других ОО, провели митинг протеста против диспропорции в распределении межселенных территорий по этническому признаку. В митинге приняли участие свыше 2 тыс. чел.16 В резолюции митинга выражен протест относительно того, что согласно поправкам в РЗ-14 «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике», 24 балкарских сельских поселения с населением 40,5 тыс. человек увеличили свои площади с 92 тыс. га в начале 2005 г. до 430 тыс. гектаров к 2009 г., т. е. в 4,7 раза. В то же время территория 86 кабардинских сельских поселений с населением 270 тыс. человек выросла с 340 до 350 тыс. гектаров, т. е. на 10 тыс. га. После такого распределения в среднем на одного сельского жителя-балкарца приходилось 8,1 га, а на одного сельского жителя-кабардинца – 1,3 га земли [Резолюция... 2010: 115].
В резолюции зафиксирован ряд требований, среди которых: 1. Приостановить дальнейшее изменение границ каких-либо поселений КБР до законодательного урегулирования всех спорных вопросов в сфере землепользования. 2. Снять с дальнейшего рассмотрения парламентский законопроект «О статусе земель отгонного животноводства в Кабардино-Балкарской Республике». 3. Рассмотреть и принять предложенный адыгскими общественными организациями закон «О статусе территорий и порядке использования земель в целях традиционных форм отгонного животноводства в Кабардино-Балкарской Республике». 4. В законодательном порядке признать утратившими силу Законы КБР «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» №12-РЗ от 27.02.2005 г. и «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» №13-РЗ от 27.02.2005 г. со всеми поправками. 5. Принять новые Законы «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» с учетом положений вышеуказанного Закона «О статусе территорий и порядке использования земель в целях традиционных форм отгонного животноводства в Кабардино-Балкарской Республике» [Резолюция… 2010: 116–117].
В резолюции митинга также содержатся требования: проведения служебного расследования и привлечения к ответственности конкретных должностных лиц Администрации Президента КБР и Парламента КБР, а также глав администраций Черекского и Чегемского районов, администраций ряда сельских поселений, повинных в многочисленных нарушениях ФЗ № 131 при принятии законодательных актов по перераспределению межселенных территорий без обсуждения местными депутатами и согласования с населением; отзыва депутатов ГД РФ от КБР М.Ч. Залиханова и А.Л. Шхагошева. В случае невыполнения всех пунктов, изложенных в резолюции, участниками митинга принято решение добиваться отставки Президента КБР и роспуска Парламента КБР. В резолюции митинга содержится поручение КСАОО подготовить и направить обращение Президенту РФ Медведеву Д.А., Председателю Правительства РФ Путину В.В. и Председателю Госдумы Грызлову Б.В. [Резолюция… 2010: 116–117].
В Обращении участников республиканского митинга к Президенту КБР А.Б. Канокову, Председателю Парламента КБР А.А. Чеченову и Главному Федеральному инспектору по КБР Аппарата Полномочного представителя РФ А.И. Вербицкому содержатся основные пункты требований, указанные в резолюции митинга. В обращении также сказано о требовании «исправить ошибку, допущенную прежним руководством республики при создании в 1995 году Эльбрусского района, в результате которого сел. Кенделен незаконно было передано 60 тыс. га высокогорных пастбищ, ранее принадлежавших кабардинским селениям Баксанского района» [Обращение… 2010b: 122–124].
В обращении участников митинга к Президенту РФ Д.А. Медведеву, Председателю Правительства РФ, Председателю Всероссийской политической партии «Единая Россия» В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателю Высшего Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Б.В. Грызлову, излагается понимание источников обострения общественно-политической ситуации в КБР и проблемы непропорционального распределения межселенных территорий. В обращении содержится просьба оказать содействие в решении нескольких вопросов, в частности, «Обеспечить реализацию 131-го Закона РФ с соблюдением принципа исторической справедливости в интересах всех народов КБР, в том числе и кабардинского [Президенту... 2010b: 127, 131]
С заявлениями относительно общественно-политической ситуации, обострившейся в КБР в связи с земельным вопросом, выступили ОД «Адыгэ Хасэ» г. Краснодара и ОО «Адыгэ Хасэ» Республики Адыгея. В их заявлениях содержится призыв к Президенту и Парламенту КБР – во взаимодействии с общественностью республики, принять исчерпывающие меры по исправлению данной ситуации и решать вопросы, возникающие между народами по такому тонкому вопросу, как земельный, в правовом поле [Заявления… 2009; Митингу... 2009].
26 ноября 2009 г. Парламент КБР, на основании обращения глав администраций сельских поселений Аушигер, Заюково, Жемтала, Лечинкай, Шалушка и КСАОО, а также предложения президиума регионального отделения партии «Единая Россия» о приостановлении рассмотрения вопросов изменения границ сельских поселений до окончательного принятия Закона КБР «О статусе земель отгонного животноводства в КБР» и определения границ отгонного животноводства, приостановил рассмотрение законопроекта об изменении границ муниципальных образований в республике17 [Постановление... 2010].
В экспертном заключении управления Минюста РФ по КБР о Законе КБР «О статусе и границах муниципальных образований в КБР» в части изменения границ сельского поселения Бабугент отмечается, что этот закон содержит положения, противоречащие федеральному законодательству. Вопрос границ муниципальных образований будет далее решаться согласительной комиссией18.
28 июня 2011 г. Парламент КБР принял закон «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства», согласно которому, отгонные пастбища в Зольском, Чегемском, Черекском и Баксанском районах республики отнесены к категории республиканской собственности и не подлежат приватизации. Но работы по уточнению границ земель отгонного животноводства, которые предусматривалось завершить до 2014 г., не были проведены [Межэтнические... 2014: 19].
Вместе с тем, несмотря на принятые Парламентом КБР нормативные акты, распределенные в 2005–2009 гг. «межселенные территории» остались в пользовании сельских поселений.
Заключение
Изученные материалы показывают, что земельный вопрос был приоритетным в деятельности кабардинских общественных объединений в начале XXI в. Изменения, инициированные властными структурами КБР в системе муниципальных образований, вызвали массовое движение за ликвидацию межселенных территорий путем их включения в границы сельских поселений, в котором участвовали активисты Балкарского национального движения, население и главы балкарских сельских поселений.
В условиях обострения общественно-политической ситуации в республике, в 2005–2009 гг. Парламент КБР принял ряд поправок к Закону «О статусе и границах муниципальных образований», в результате которых межселенные территории были ликвидированы и перераспределены между некоторыми сельскими поселениями. Принятие данных поправок вызвало протест Кабардинского национального движения, лидеры которого заявили о диспропорции при распределении «межселенных территорий» по этническому признаку – с отводом свыше 90% межселенных территорий селениям с преобладающим балкарским населением. Кабардинскими общественными объединениями были проведены форум и республиканский митинг, направлены обращения к руководству Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики с просьбами об отмене всех законов о границах муниципальных образований, принятых в КБР, начиная с 2005 г. в рамках исполнения 131-го федерального закона, и последующем принятии закона «Об отгонном животноводстве», с выделением горных пастбищ в отдельную категорию земель, равно принадлежащих горным и равнинным селам, независимо от национальности проживающих там людей. В ноябре 2009 г. Парламент КБР приостановил рассмотрение законопроекта об изменении границ муниципальных образований в республике, а в июне 2011 г. принял закон «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства», согласно которому, отгонные пастбища отнесены к категории республиканской собственности и не подлежат приватизации. Но, несмотря на принятые Парламентом КБР нормативные акты, распределенные «межселенные территории» остались в пользовании некоторых сельских поселений.
1 Гусейнов О. Съезд ССБН не исключил самоопределения балкарцев в составе РФ // Газета Юга. – 16.10.2008. – № 42 (763).
2 Оразаева Л. Участники съезда балкарского народа заявили, что земельный вопрос в КБР не решается. 29.11.2010 [Электронный ресурс] // Электронно-периодическое издание «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/177773/ (дата обращения: 19.09.2021).
3 Гражданский форум обсудил вопросы межнационального согласия // Советская молодежь. – 2008.05.11. – № 44 (7326) – С. 1.
4 Гусейнов О. «Оставляем за собой право провести акции протеста» // Газета Юга. – 25.12.2008. – № 52 (773).
5 Там же.
6 Гусейнов О. «Оставляем за собой право провести акции протеста» // Газета Юга. – 25.12.2008. – № 52 (773).
7 Там же.
8 Гусейнов О. Вопрос о границах отложен // Газета Юга. – 25.12.2008. – № 52 (773).
9 Оразаева Л. Участники съезда балкарского народа заявили, что земельный вопрос в КБР не решается. 29.11.2010 [Электронный ресурс] // Электронно-периодическое издание «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/177773/ (дата обращения: 19.09.2021).
10 Гусейнов О. Может стать поводом для серьезного конфликта // Газета Юга. – 05.11.2009. – № 45 (818).
11 Там же.
12 Там же.
13 Парламент Кабардино-Балкарии приостановил рассмотрение законопроекта об изменении границ муниципальных образований. 28.11.2009 [Электронный ресурс] // KBRLIFE.RU: События и жизнь в КБР: сайт. URL: http://www.kbrlife.ru/politika/700-parlament-kabardino-balkarii-priostanovil.html (дата обращения: 11.10.2021).
14 Гусейнов О. Может стать поводом для серьезного конфликта // Газета Юга. – 05.11.2009. – № 45 (818).
15 Там же.
16 В Нальчике прошел митинг адыгской общественности. 17.11.2009 [Электронный ресурс] // KBRLIFE.RU: События и жизнь в КБР: сайт. URL: http://www.kbrlife.ru/news/648-v-nalchike-proshjol-miting-adygskojj.html (дата обращения: 11.10.2021).
17 Парламент Кабардино-Балкарии приостановил рассмотрение законопроекта об изменении границ муниципальных образований. 28.11.2009 [Электронный ресурс] // KBRLIFE.RU: События и жизнь в КБР: сайт. URL: http://www.kbrlife.ru/politika/700-parlament-kabardino-balkarii-priostanovil.html (дата обращения: 11.10.2021).
18 Там же.
About the authors
A. V. KUSHKHABIEV
FSBSE «Federal Scientific Center ‘Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»
Author for correspondence.
Email: anzor-vk@mail.ru
References
- Атласкиров 2019 – Атласкиров А.Р. Проблема земельных отношений в общественной жизни Кабардино-Балкарской республики // Электронный журнал «Кавказология». – 2019. – № 1. – С. 193–212. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-1-193-212
- Закон... 2005a – Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 № 12-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики».// Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page=1&print=1&nd=135014279&rdk=11&&empire= (дата обращения: 15.10.2021).
- Закон... 2005b – Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 № 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/802057542?section=text (дата обращения: 15.10.2021).
- Заявления… 2009 – Заявления Адыгэ Хасэ г. Краснодара. 17.11.2009// KBRLIFE.RU: События и жизнь в КБР: сайт. URL: http://www.kbrlife.ru/news/648-v-nalchike-proshjol-miting-adygskojj.html (дата обращения: 11.10.2021).
- Заявление... 2010 – Заявление Форума кабардинских (адыгских) общественных объединений по вопросам реализации в КБР Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 // В интересах мира и согласия в КБР (Материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г. / Сост. Ж.А. Калмыков. – Нальчик, 2010. – С. 82–87.
- Казенин 2009 – Казенин К. «Тихие» конфликты на Северном Кавказе: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. – М.: REGNUM, 2009. – 180 с.
- Калмыков 2010 – Калмыков Ж.А. О проблемах реализации в КБР Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (аналитическая записка // В интересах мира и согласия в КБР (Материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г. / Сост. Ж.А. Калмыков. – Нальчик, 2010. – С. 134–143.
- Кушхабиев 2021 – Кушхабиев А.В. Черкесский вопрос в деятельности кабардинских общественных объединений в начале XXI века // Электронный журнал «Кавказология». – 2021. – № 2. – С. 112–134. – DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2021-2-112-134
- Межэтнические... 2014 – Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Кабардино-Балкарской Республике. Экспертный доклад / Ред. В.А. Тишков, А.Х. Боров, В.В. Степанов. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2014. – 59 с.
- Митингу... 2009 – Митингу адыгского народа Кабардино-Балкарской Республики. 17.11.2009// KBRLIFE.RU: События и жизнь в КБР. URL: http://www.kbrlife.ru/news/648-v-nalchike-proshjol-miting-adygskojj.html (дата обращения: 11.10.2021).
- Обращение… 2010a – Обращение к депутатам Парламента Кабардино-Балкарской Республики // В интересах мира и согласия в КБР (Материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г. / Сост. Ж.А. Калмыков. – Нальчик, 2010. – С. 103–106.
- Обращение… 2010b – Обращение участников республиканского митинга кабардинской общественности Кабардино-Балкарской Республики к Президенту КБР А.Б. Канокову, председателю Парламента КБР А.А. Чеченову и Главному Федеральному инспектору по КБР Аппарата Полномочного представителя РФ А.И. Вербицкому // В интересах мира и согласия в КБР (Материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г. / Сост. Ж.А. Калмыков. – Нальчик, 2010. – С. 118–124.
- Определение... 2007 – Определение Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 171-О-П.// Гарант. Информационно-правовой портал: сайт. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12053372/ (дата обращения: 19.10.2021).
- Постановление 2010 – Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики «Об отмене постановлений Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2009 года № 160-П-П-166-П-П» // В интересах мира и согласия в КБР (Материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г. / Сост. Ж.А. Калмыков. – Нальчик, 2010. – С. 132–133.
- Президенту... 2010a – Президенту Кабардино-Балкарской Республики А.Б. Канокову // В интересах мира и согласия в КБР (Материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г. / Сост. Ж.А. Калмыков. – Нальчик, 2010. – С. 99– 102.
- Президенту... 2010b – Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Всероссийской политической партии «Единая Россия» В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателю Высшего Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Б.В. Грызлову // В интересах мира и согласия в КБР (Материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г. / Сост. Ж.А. Калмыков. – Нальчик, 2010. – С. 125–131.
- Раннаи 2007 – Раннаи Л. Национально-культурные центры объединились в «Единую Кабардино-Балкарию» // Кабардино-Балкарская правда. – 17.04.2007. – № 116 (21991). – С. 1–2.
- Резолюция… 2010 – Резолюция митинга адыгской общественности кабардино-Балкарской Республики // В интересах мира и согласия в КБР (Материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г. / Сост. Ж.А. Калмыков. – Нальчик, 2010. – С. 113–117.
- Такова 2009 – Такова А.Н. Политические преобразования в Кабардино-Балкарской Республике 2005-2008 гг. // Вестник РГГУ. Научный журнал. Серия «Исторические науки. История России». – 2009. – № 17 (09). – С. 157–166.
- Тетуев 2015 – Тетуев А.И. Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в начале XXI в. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2015. – № 1. – С. 36–41.
- Улигов 1979 – Улигов У.А. Социалистическая революция и гражданская война в Кабарде и Балкарии и создание национальной государственности кабардинского и балкарского народов (1917–1937 гг.). – Нальчик: Эльбрус, 1979. – 356 с.
- Шорова 2012 – Шорова М.Б. Факторы и механизмы этнополитического раскола // Научная мысль Кавказа. – 2012. – № 2. – С. 104–109.
Supplementary files
