"THE POPULAR MASSES OF KABARDA FEEL THE ARTFULNESS OF THEIR INCLUSION INTO THE GORSKAYA REPUBLIC AND DEMAND TO REVISE THIS DECISION…". DOCUMENTS AND MATERIALS ON THE FORMATION OF THE KABARDA AUTONOMOUS REGION IN 1921
- Авторлар: BOROV A.K.1, KAZHAROV A.G.2
-
Мекемелер:
- FSBSE «Federal Scientific Center ‘Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»
- The Institute for the Humanities Research – Affiliated of the Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»
- Шығарылым: № 2 (2021)
- Беттер: 61-96
- Бөлім: Recent history
- ##submission.dateSubmitted##: 20.05.2025
- ##submission.datePublished##: 15.12.2021
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/292589
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2021-2-61-96
- EDN: https://elibrary.ru/LRCSNJ
- ID: 292589
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
During the formation of the Highlander’s Republic, which lasted from November 1920 to April 1921, the leadership of Kabarda repeatedly declared its opposition to joining the collective mountain autonomy. Historical experience since 1917 has shown that this kind of national-state formations threatened the land-territorial interests of the Kabardian people. But, despite the objective grounds that testified to the inexpediency of joining the Gorskaya ASSR, Kabarda, under the tough pressure of the Center, was forced to submit. But immediately after the formation of the Gorskaya ASSR, the leadership of the Kabardin district initiated the raising of the issue of national autonomy. The issue was discussed at meetings of various bodies of the party and Soviet authorities, as well as at the congress of the peoples of Kabarda. A large array of materials was deposited in the central and regional archives, many of which were introduced into scientific circulation by researchers. There were many publications in various collections of documents. But there are still a number of important documents that have not been published, but which are of fundamental importance for the reconstruction of the processes of the national-state development of Kabarda. In particular, the unpublished materials of the meeting of the Kabardin district committee of the RCP (b), held on June 10, 1921, and the congress of the peoples of Kabarda, held on June 11–13, 1921, are of particular interest. Their analysis reveals the course and nature of the complex process of the socio-political struggle of the leadership of Kabarda for secession from the Mountain ASSR. In this regard, the publication of these documents and materials will contribute to a deeper understanding of the processes of formation of the Kabardian Autonomous Region.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
16 октября 2018 г. Президент РФ подписал указ о праздновании в 2022 г. 100-летия образования Кабардино-Балкарской Республики1. Отсчет ее истории как субъекта Российской Федерации ведется с 1922 г. по очевидным основаниям. В самом начале года – 16 января Всероссийский центральный исполнительный комитет РСФСР постановил: «Во изменение постановления ВЦИК от 1 сентября 1921 г. об образовании Кабардинской автономной области образовать объединенную Кабардино-Балкарскую автономную область, непосредственно связанную с РСФСР, выделив для сего из состава Горской Автономной Республики территорию, занимаемую ныне балкарцами, и объединив Балкарию с Кабардой» [Административно-территориальные… 2000: 95–96]. А в конце года, 6–9 декабря, состоялся первый съезд Советов области, который завершил процесс институционализации Кабардино-Балкарской автономной области в составе РСФСР избранием областного исполнительного комитета из 30 человек под председательством Б.Э. Калмыкова и его заместителя М.А. Энеева [История… 1967: 111–112]. Уже отсюда видно, что создание Кабардино-Балкарской автономии представляло собой не единовременный акт, а процесс. С точки зрения политической истории, первая фаза этого процесса начинается с открытой постановки вопроса о выходе Кабарды из состава Горской АССР 21 мая1921 г., а ее результаты находят формальное закрепление в провозглашении Кабардинской автономной области 1 сентября 1921 г. С этого начинается вторая фаза, которая имеет своим содержанием поиск жизнеспособной формы самоопределения Балкарии: в составе ГАССР или вне ее, в отдельной от Кабарды или совместной с ней автономной области. Ее результаты формально закреплены в постановлении ВЦИК от 16 января 1922 г. об образовании объединенной КБАО. Наконец, третья фаза, охватывающая практически весь 1922 г., – это фаза выработки взаимоприемлемого варианта практической реализации принятых решений.
Цель настоящей публикации состоит в том, чтобы охарактеризовать одно из ключевых событий первой фазы процесса образования Кабардино-Балкарской автономии в составе РСФСР – съезда советов Кабарды 11–13 июня 1921 г., постановившего «просить высшие органы власти РСФСР о выделении трудящихся Кабарды и находящегося среди них иногороднего населения в Автономную Кабардинскую область» [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 23]. Для достижения указанной цели необходимо кратко рассмотреть основные элементы, из которых складывался политический контекст, сделавший необходимым проведение съезда, организационные аспекты и значение его решений. В полной мере представить, как понимали историческую ситуацию середины 1921 г. в Кабарде и вокруг нее сами участники событий позволяют документы, связанные с проведением съезда: протокол заседания Кабардинского окружного комитета РКП(б) 10 июня 1921 г. и стенографический отчет о работе съезда советов Кабардинского округа 11–13 июня 1921 г.
Общая обстановка в регионе Центрального Кавказа (Терской области) в 1920–1921 гг. формировалась социально-политическим опытом и итогами революции и гражданской войны, а также интересами и целями основных субъектов регионального политического процесса.
Для партии большевиков и центральных органов власти советской России по завершении гражданской войны на повестку дня встал вопрос как обеспечить утверждение советской власти на Северном Кавказе «всерьез и надолго». Успешный опыт привлечения народов региона на сторону советской власти на начальном и завершающем этапах гражданской войны был связан с удовлетворением их земельных нужд, а затянувшаяся борьба с повстанческим движением свидетельствовали о необходимости в полной мере учитывать социальное и культурное своеобразие местных обществ. Таким образом, к осени 1920 г. основными задачами политики советской власти на Северном Кавказе стали построение такой организации власти, которая соединяла бы в себе автономную форму и советское содержание, а также выработка механизмов удовлетворения земельных нужд горских обществ. Специфика ситуации в Терской области заключалась в том, что решение второй задачи было невозможно на путях социализации и перераспределения частновладельческих земель бывших господствующих классов. Реализовать уравнительный принцип землепользования внутри региона можно было только за счет казачества и Кабарды, более или менее обеспеченных земельными ресурсами.
Граничившие с Кабардой и/или казачьими станицами этнические общества Карачая, Балкарии, Осетии, Ингушетии вынесли из периода гражданской войны и первых послевоенных месяцев ценный этно-социальный и политический опыт. Он свидетельствовал, что советская власть в регионе в лице Терской советской республики в 1918 г., Терского областного ревкома и Терского областного исполкома советов в 1920–1921 гг. идеологически и политически готова к проведению масштабного перераспределения земельных ресурсов между этно- социо- территориальными общностями (народами) региона в пользу малоземельных горских обществ. Чтобы претендовать на «прирезку» земель достаточно было самого факта малоземелья, а проводить в жизнь свои интересы позволяло наличие представительства в региональных институтах власти или обращение к советскому центру как верховному арбитру. В качестве механизма решения соответствующих вопросов с 1920 г. выступали попытки закрепить за собой земли, ранее арендовавшиеся в Кабарде и казачьих отделах, а также предложения об изменении границ этнически маркированных административных единиц (округов) Терской области, а затем Горской АССР. При этом ставились вопросы о выселении (иногда массовом) казачьих станиц и кабардинского населения соответствующих территорий.
После окончания гражданской войны ситуация в регионе Центрального Кавказа была достаточно благоприятной для реализации стратегий, вытекающих из описанного выше опыта. Ими определялся ход событий на протяжении 1920 – первой половины 1921 гг.
15 февраля 1920 г. вышло постановление ВЦИК «Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В частности, в нем указывалось, что «предстоящее освобождение … Северного Кавказа вводит в состав РСФСР ряд малых национальностей с своеобразной культурой, историей и группировкой классов» [За власть… 1957: 209].
С конца марта до начала августа 1920 г. власть в регионе осуществляли чрезвычайные органы власти – революционные комитеты во главе с Северо-Кавказским революционным комитетом, образованным 31 марта 1920 г. [Бугай 1981: 37].
Решением съезда народов Терека, открывшегося 6 августа 1920 г. во Владикавказе, был сформирован Исполнительный комитет советов Терской области. Власть перешла к советам, но идея горской советской автономии руководителями региона, судя по всему, не поддерживалась [Дзидзоев 2003: 67].
Иначе развивались события в центре. Политбюро ЦК РКП (б) – на заседании 14 сентября 1920 г. по докладу И.В. Сталина признал необходимым «проведение самых решительных мер для свободной деятельности горцев и создания между ними и русским населением правильных отношений на основе полной административной автономии» [РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 108. Л. 1].
Однако на состоявшемся в конце сентября 1920 г. по инициативе Г.К. Орджоникидзе совещании партийных и советских работников после длительного обсуждения и серьезных споров большинством голосов «идея автономии была отвергнута» [Дзидзоев 2003: 79].
Только после того, как 14 октября 1920 г. Политбюро ЦК РКП (б) приняло подготовленное В.И. Лениным постановление, в котором признало «необходимым проведение в жизнь автономии, в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений», движение к автономии в самом регионе приобрело динамику [Ленин 1967: 342].
27 октября 1920 г. пленум Кавказского бюро ЦК РКП (б) принял постановление «О горской автономии», в котором признал «своевременным образование Терской и Дагестанской горских республик, типа Башкирской советской республики» [Борьба… 1972: 423–424]. Тем самым был предопределен в принципе характер постановления совещания коммунистических организаций Дона и Северного Кавказа, состоявшегося 27–29 октября 1920 г. во Владикавказе. В нем говорилось, что одним из наиболее верных способов к утверждению всех принципов Советского строительства среди горцев Совещание признает «организацию горских автономных республик на тех основаниях, кои установлены для окраинных автономных республик, входящих в РСФСР» [Юсупов 1968: 8].
17 ноября 1920 г. во Владикавказе открылся съезд народов Терской области, на котором И.В. Сталин объявил о решении советской власти предоставить народам бывшей Терской области автономию в виде Горской республики [Летифов 1972: 34]. 20 января 1921 г. ВЦИК принял постановление об образовании Горской республики, в котором определялись административно-территориальная структура и система органов власти Горской Автономной Советской Социалистической Республики [Конституции… 1940: 97]. ГАССР образовывалась как составная часть РСФСР. Декрет предусматривал включение в ее состав территории, на которой проживали в то время балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, чеченцы, а также жившие между ними казаки и иногородние (некоренное население). Соответственно ГАССР делилась на шесть административных округов, каждый со своим окружным исполкомом: Балкарский, Ингушский, Кабардинский, Карачаевский, Осетинский, Чеченский. Органами государственной власти и управления ГАССР объявлялись Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров, а также местные Советы, избираемые на основе Конституции РСФСР. Для управления делами ГАССР утверждались 11 народных комиссариатов [Даудов 2012: 32].
Учредительный съезд советов Горской АССР состоялся 16–22 апреля 1921 г. На нем был избран ЦИК советов ГАССР в составе 66 человек (по одному депутату от 25 тыс. населения). Соответственно этому места в ГорЦИК распределялись следующим образом: от Чечни – 18, Кабардинской – 10, Осетии – 7, Дигории – 2, Балкарии – 3, Ингушетии – 3, Карачая – 4, Грозного – 7, Владикавказа – 6, казаков – 3, армии – 3 [Даудов 2012: 34]. 25 апреля на заседании Горского ЦИК были проведены выборы руководителей структур власти Горской АССР – Президиума ЦИК во главе с Т.Э. Эльдархановым (Чечня) и Совета народных комиссаров во главе с С.А. Такоевым (Осетия). В состав Президиума ЦИК, состоявшего из 9 членов, от Кабарды вошел один Б.Э. Калмыков, в составе СНК ГАССР не было ни одного представителя от Кабарды, но 5 человек от Осетии и 3 – от Ингушетии [ЦГА РСО-А. Ф. Р-41. Оп. 1. Д. 66. Л. 2].
Меньше чем через месяц после завершения конституирования Горской АССР 21 мая 1921 г. на совместном заседании Кабардинского окружного исполнительного комитета Советов и окружного партийного комитета РКП (б) был поставлен вопрос о выходе Кабарды из состава коллективной горской автономии [Дзамихов, Кажаров 2019: 56–57].
С точки зрения описанных выше процессов, протекавших в плоскости политической вертикали советского государства, это выглядит непонятным. В полной мере представить условия, сделавшие возможным или неизбежным такое развитие событий, можно если принять во внимание то, что происходило «на земле», в горизонтальной плоскости отношений Кабарды с ее соседями. Основные коллизии здесь завязались еще весной 1918 г., когда Терская республика признала власть советов, а затем приняла к руководству принципы «Декрета о земле» [Бадтиев 1982: 48]. На втором съезде народов Терека было предложено выделить «несколько «земельно-территориальных групп»: казачество (обеспеченные территориально и наделами); кабардинцы (обеспеченные территориально, но не обеспеченные наделением); плоскостные осетины, ингуши и др. (малоземельные); живущие в горах осетины, ингуши, балкарцы, чеченцы (безземельные) [Съезды… 1977: 187]. В связи с таким раскладом был поставлен вопрос о перераспределении земельного фонда и принято, что «границы территорий каждого национального самоуправления не являются постоянно зафиксированными и должны определяться размером земельных угодий, находящихся в фактическом пользовании данного народа после проведения коренной земельной реформы» [Съезды… 1977: 158]. В 1918 г. органы власти Терской республики приняли решения об отторжении от Кабарды в пользу Карачая, Балкарии, Осетии Ингушетии в общей сложности больше 50 тыс. десятин земли [УЦГА АС КБР. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 70. Л. 9; Улигов 1979: 153].
Эта политика получила продолжение и после восстановления советской власти в регионе в 1920 г. 27 апреля 1920 г. была образована комиссия из представителей Ингушского, Осетинского, Чеченского и Кабардинского ревкомов для проведения административного деления области [УЦГА АС КБР. Ф. Р-201. Оп. 1. Д. 7. Л. 46]. В основу работы комиссии был положен принцип, согласно которому вся земля в области считалась единым государственным фондом, а участки земли, «заарендованные у кого бы то ни было в прошлый посевной год, остаются ... за прежними арендаторами» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-201. Оп. 1. Д. 5. Л. 3 об.].
В июле 1920 г. Владикавказский окружной ревком образовал «специальную комиссию по обследованию земель в Большой и Малой Кабарде на предмет переселения беженцев из Южной Осетии». Комиссия пришла к выводу что в Кабарде имеется около 28 000 дес. вполне пригодных для полевых культур земель, отвод которых беженцам из Южной Осетии является «безусловно желательным и возможным» [Борьба… 1960: 153; 157; 158].
В сентябре 1920 г. органы власти Терской области постановили наделить балкарцев 7 000 дес. земли, в том числе за счет отведения им участков земли в Кабарде вблизи сел Кармово и Бабуково. А если некоторые из них «окажутся непригодными под посев», предусматривалась необходимость предоставления им дополнительно наделов кабардинских сел Кармово (1 567 дес.) и Атажукино III (1 875 дес.) [УЦГА АС КБР. Ф. Р-201. Оп. 1. Д. 3. Л. 41].
Отмена аренды привела к возникновению острого земельного спора Кабарды с Карачаем, который продолжался весь 1920 г., а затем и после провозглашения Горской АССР. Карачай претендовал на значительные участки Нагорных пастбищ в границах от р. Малки до Пятигорского округа (90 000 дес.), которые ранее арендовались у Кабарды. Земельные власти Терской области признавали, что оспариваемая земля «является достоянием кабардинцев», но не видели в этом основания для разрешения вопроса в пользу кабардинцев, поскольку «карачаевцы просят предоставить спорные земли лишь на текущий год» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-264. Оп. 1. Д. 130. Л. 2].
29 декабря 1920 г. постановлением ВЦИК Карачай был выведен «из состава Кубано-Черноморского ревкома» и включен в состав Терской области с тем, чтобы он мог войти затем в Горскую АССР. В постановлении оговаривалось, что это делается «в целях строго планомерного удовлетворения нужд трудового населения Большого и Малого Карачая» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-201. Оп. 1. Д. 3. Л. 153]. У.Д. Алиев впоследствии признавал, что «присоединяясь к ГАССР, Карачай надеялся, что земельный вопрос с Кабардой будет разрешен на уравнительных началах в пользу Карачая» [ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 432. Л. 96 об.].
ВЦИК 27 января 1921 г. постановил образовать комиссию под председательством В.И. Невского для подготовки предложений по разрешению земельного вопроса в ГАССР [Декреты… 1986: 355–356; Бугай 1992: 39]. Представители Кабарды не были допущены к участию в работе комиссии. 8 марта 1921 г. исполком Осетинского округа официально представил В.И. Невскому докладную записку, в которой ставился вопрос о том, откуда взять требуемое количество земли для удовлетворения земельной нужды осетин. По мнению руководства Осетинского округа ответ напрашивался сам собой. Землю следовало искать в Кабарде, т.е. надо было «освободить всю Малую Кабарду в пользу Осетинского округа» [ЦГА РСО-А. Ф. Р-50. Оп. 1. Д. 61. Л. 19–19 об.]. В этой докладной записке говорилось о 82 000 дес. кабардинских земель, на которые претендовали ее авторы [Русские… 1996: 304].
Наконец, Учредительный съезд Советов Горской республики вынес резолюцию о необходимости скорейшего проведения уравнительного землепользования и обязал ЦИК и Наркомат земледелия Горской республики «в спешном порядке урегулировать земельные отношения между округами и народностями, входящими в состав ГАССР, на уравнительных началах» [Съезды… 1959: 718–719]. При этом состав руководящих органов республики, в котором доминировали представители малоземельных народов, предвещал наращивание давления на Кабарду в земельно-территориальном вопросе и для противостояния этому давлению в рамках ГАССР она не располагала какими-либо рычагами.
На этом фоне не может вызывать удивления, что в Кабарде был предпринят ряд шагов, которые инициировали процесс выхода ее из Горской АССР и создания Кабардинской автономной области: решения Кабардинского окружного исполнительного комитета Советов от 21 мая 1921 г., Кабардинского окружного комитета РКП(б) от 10 июня 1921 г., съезда Советов Кабардинского округа 11–13 июня 1921 г. и собрания Нальчикской организации РКП(б) от 17 июня 1921 г. Эти решения легли в основу соответствующих законодательных актов, принятых центральными и краевыми органами власти и управления [За власть… 1957: 425–426].
На вышеуказанном совместном заседании Кабардинского окружного исполнительного комитета Советов и Кабардинского окружного комитета РКП(б) от 21 мая 1921 г. было принято решение поставить перед органами власти Горской республики вопрос о выделении Кабарды в «автономную экономическую область» [Дзамихов, Кажаров 2019: 56–57]. При этом было отмечено, что автономия есть «властный голос народа» [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 30]. По сложившейся практике «властный голос народа» требовалось оформить решением съезда. Между тем вопрос о национальной автономии, т.е. об отношении Кабарды к Горской АССР стоял на повестке дня с момента провозглашения последней в ноябре 1920 г. и уже дважды обсуждался на народных съездах.
26 ноября – 1 декабря 1920 г. состоялся второй съезд Советов Нальчикского округа. Принять на нем решение об автономии Кабарды значило бы противопоставить себя только что провозглашенной воле советской власти создать коллективную горскую автономию. К тому же для предотвращения такого хода событий в Нальчик приехал С.М. Киров, который на съезде сделал доклад об автономии горских народов [Кажаров 2019: 185]. В конце марта 1921 г., то есть после принятия постановления ВЦИК об образовании Горской АССР, состоялся третий съезд Советов округа. Помимо этого обстановку определяли другие два обстоятельства. С одной стороны, накануне окружного съезда, 8–16 марта 1921 г., состоялся Х съезд РКП(б), решения которого предполагали развитие советской государственности в национальных районах [КПСС в резолюциях… 1953: 559]. Поэтому третий съезд Советов Кабарды мог принять постановление о национальной автономии, оставаясь в русле партийной и государственной политики. С другой – Съезд работал в условиях, когда провозглашение Горской республики воспринималось руководителями соседних горских округов как благоприятный фактор для разрешения земельного вопроса за счет перераспределения кабардинских земель. Характер работы комиссии ВЦИК под руководством В.И. Невского свидетельствовал о реальности угрозы значительных территориальных потерь, а возможно, подрыва фундаментальных основ жизнеобеспечения Кабарды. И все же, несмотря на критическую ситуацию, связанную с обострением земельно-территориальных отношений с соседями, было принято, казалось бы, нелогичное и противоречившее интересам Кабарды решение одобрить вхождение в состав Горской АССР. Видимо, дело в том, что и в данном случае альтернативой было открытое противопоставление своей позиции уже принятым решениям центральной советской власти.
Руководство Кабарды не было готово к столь смелым и решительным шагам, но оно не скрывало своего критического отношения к коллективной горской автономии. В ходе обсуждения руководством Горской республики вопроса «Об автономии Кабарды» 2 июня 1921 г. на заседании Горского областного комитета РКП (б) Н.И. Дзедзиев напомнил, что такие деятели как С.А. Такоев и Б.Э. Калмыков были «с самого начала противниками объединения» народов Терека в единой автономии [ГАНИ РСО-А. Ф. 204. Оп. 1. Д. 4. Л. 23]. Сам Б.Э. Калмыков в ходе дискуссий 10 июня 1921 г. не мог отрицать, что второй съезд Советов Кабарды поддержал создание ГАССР, «но кабардинские делегаты и тогда были недовольны постановкой вопроса о Горской республике» и сам он лично от имени кабардинских делегатов «протестовал среди ответственных товарищей против образования Горской республики» [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 34]. Можно предположить, что и решение третьего съезда Советов округа в марте 1921 г., одобрившего вхождение Кабарды в состав ГАССР, было принято с трудом. Это видно хотя бы из того, что сразу по его завершении уже 31 марта 1921 г. Г.К. Орджоникидзе сообщил С.М. Кирову, что руководство Кабарды поставило «ребром … вопрос о выделении из республики» [Бугай, Гонов 1997: 6].
Такая нейтральная констатация факта в разговоре между двумя руководителями Кавбюро ЦК РКП (б) была отражением того обстоятельства, что к этому времени для многих советских и партийных деятелей стала понятна ошибочность провозглашения ГАССР, а государственная политика по вопросу национально-государственного строительства в национальных регионах претерпела изменения в свете решений X съезда РКП (б). Можно допустить, что в период работы третьего съезда Советов Кабарды была достигнута определенная договоренность между Б.Э. Калмыковым и представителями центральной советской власти о том, что вопрос об автономии Кабарды можно будет поставить спустя некоторое время после Учредительного съезда Советов Горской АССР.
Разумеется, далеко зашедший процесс институционализация Горской Республики объективно мог быть фактором, способным заблокировать процесс формирования Кабардинской национальной автономии. Съезд народов Терека, состоявшийся в ноябре 1920 г., декрет ВЦИК от 20 января 1920 г. о создании Горской АССР, Учредительный съезд Советов Горской республики (16–22 апреля 1921 г.), отсутствие на всех этапах ее конституирования официальных возражений со стороны Кабарды становились серьезными аргументами для руководства Горской республики против кабардинской автономии. Поэтому впоследствии не совсем убедительной для него была позиция Б.Э. Калмыкова при обосновании им причин постановки вопроса о кабардинской автономии.
Вместе с тем постановка вопроса о выходе Кабарды из состава уже созданной ГАССР не несла мотива противопоставления общему политическому курсу центральной советской власти. Она выглядела как попытка исправления одной ошибки, допущенной при ее формировании, и как внутренняя для ГАССР коллизия, в разрешении которой Кабарда апеллировала к центру. Эта позиция не могла базироваться на личном мнении отдельных руководителей, которых можно было просто призвать к порядку в рамках партийной дисциплины.
Для всех участников политического процесса было важно опереться на определенное выражение воли народа. В тех условиях сыграть такую роль и кардинально переломить сложившуюся ситуацию мог только съезд Советов Кабарды. 27 мая 1921 г. в Нальчик приехали И.В. Сталин и Г.К. Орджоникидзе [За власть… 1957: 415]. По всей видимости, с их подачи на следующий день, 28 мая, было принято решение о созыве съезда народов Кабарды [За власть… 1957: 416]. 1 июня 1921 г. органы власти Кабардинского округа утвердили повестку дня съезда, в которой основным стал вопрос о выделении Кабарды в автономную область [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 32].
Когда стало очевидно, что развитие ситуации будет предопределено решением съезда, руководство Горской республики 2 июня 1921 г. приняло решение направить в Кабарду своих представителей с целью «детально выяснить все обстоятельства отношений окружной партийной организации, отдельных ответственных товарищей, а также кабардинского народа, информировать их о взглядах по этому вопросу Горского комитета и провести соответствующую кампанию» [ГАНИ РСО-А. Ф. 204. Оп. 1. Д. 4. Л. 24].
10 июня 1921 г., в день, когда должен был открыться съезд Советов Кабарды, состоялось заседание Кабардинского окружного комитета РКП (б) с участием представителей Горской Республики Н. Дзедзиева, А. Смирнова, Н. Носова, Г. Иоанисиани. Со стороны кабардинского руководства принимали участие Б. Калмыков, Ф. Фаддеев, З. Мидов, А. Кокожев, Б. Павлович, И. Котов и Д. Прохоров. Присутствовали также М. Энеев и Н. Макаров от Балкарского партийного бюро РКП (б). Заседание проходило под председательством И. Котова. [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 34].
С основным докладом выступил Б.Э. Калмыков. Он сформулировал основные причины постановки вопроса о выходе Кабарды из Горской АССР в автономную область и акцентировал внимание присутствующих на том, что и раньше возражал против включения Кабарды в состав Горской АССР. Б.Э. Калмыков не раз повторял, что мнение кабардинского народа по этому вопросу не спрашивали: «Кабардинский округ искусственно вошел в состав Горской республики... без широкого обсуждения этого вопроса самих массах» [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 34]. Он считал, что исторические условия с момента провозглашения Горской республики кардинально изменились, и теперь «народные массы Кабарды, чувствуя искусственность вхождения в состав Горской республики, требуют пересмотра этого вопроса…» [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 34].
После доклада развернулось обсуждение вопроса, которое носило острый характер. Выступления участников заседания проливают свет на некоторые аспекты истории национально-государственного строительства в регионе и национальной политики советской власти. Подтвердилось общее скептическое отношение советских и партийных деятелей региона к идее коллективной горской автономии. Н.И. Дзедзиев признал, что «еще в Москве был против Горской республики, как сшитой белыми нитками», но не стал возражать против нее, так как ему сказали, «что это воля народа, выраженная еще в ноябре 1920 года» [Улигов 1979: 297]. При образовании Горской АССР не только предварительно не были проведены народные съезды, на которых были бы обсуждены и вынесены соответствующие решения по вопросам, связанным с формированием единой республики горских народов, но и после ее провозглашения И.В. Сталиным возникла дискуссия о нежизнеспособности такого государственного образования.
Необходимо отметить, что это заседание не было запланировано руководством Кабардинского округа. В этот день, как было указано выше, должен был открыться съезд Советов Кабарды, и все необходимые организационные и подготовительные мероприятия по советской и партийной линиям были проведены. Поводом для его проведения стал приезд представителей Горской республики. Они считали, что вопрос о кабардинской автономии «не поднимается самими массами, и все начинания идут сверху». Поэтому утром 11 июня ими был предложен проект постановления, согласно которому вопрос о кабардинской автономии необходимо перенести на «широкое обсуждение трудящихся Кабарды в аулах, деревнях и проч.», а «по выяснении вопроса созвать съезд для окончательного решения вопроса» [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 35]. Фактически это была попытка срыва работы съезда, что и было целью приезда горских работников.
Представитель руководства Кабарды Ф.И. Фаддеев предложил другую резолюцию, согласно которой для «выделения трудящиеся массы Кабарды в политическом, экономическом и культурном отношении достаточно подготовлены и что в экономическом отношении кабардинский народ всецело связан с РСФСР, а поэтому окрпартком находит необходимым разрешить вопрос о выделении Кабарды на съезде советов, имеющим быть 11 июня с.г.». Кабардинский окружной комитет РКП (б) единогласно принял соответствующее постановление [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 35].
11 июня в Нальчике начал свою работу съезд советов Кабардинского округа. Надо учитывать, что и до 1920 г. проходили съезды, на которых обсуждались актуальные вопросы социально-экономической, политической и культурной жизни народов Кабарды и Балкарии. Они способствовали повышению национального самосознания и развитию политической культуры в регионе. На таких форумах работа была организована по определенной схеме, которая включала обязательное обсуждение «политико-просветительских» вопросов о международном положении советского государства, об истории мирового и российского революционного движения, о проблемах развития горских народов и т.д. [Эбзеева 1976: 59]. Отличие четвертого съезда Советов Кабарды от аналогичных форумов состояло в том, здесь советская форма только обрамляла национальное содержание. Съезд, выражая «твердую неуклонную волю всех без исключения трудящихся Кабарды», имея в виду, что «ни одного голоса возражения не раздавалось» и «экономическое прикрепление Кабарды к ГССР гибельно отразится на восстановлении разрушенного крестьянского хозяйства Кабарды», постановил «просить высшие органы власти РСФСР о выделении трудящихся Кабарды и находящегося среди них иногороднего населения в Автономную Кабардинскую область». Президиуму съезда и окружному исполнительному комитету Советов поручалось немедленно представить обстоятельный доклад по этому решению в высшие органы власти РСФСР и ГАССР [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 23].
Здесь шла речь не о формальном одобрении уже принятого в центре решения, как это часто бывало в тот период. Съезд на основе свободного волеизъявления народа принял историческое решение о форме национально-государственного развития Кабарды, а тем самым задал направление дальнейшему политическому развитию, завершившемуся образованием Кабардино-Балкарской Автономной области в 1922 г.
Таким образом, публикуемые здесь материалы заседания Кабардинского окружного комитета РКП(б), состоявшегося 10 июня с участием представителей Горского областного комитета РКП(б), и съезда Советов Кабардинского округа 11–13 июня 1921 г. имеют принципиальное значение для понимания многих аспектов национально-государственного строительства не только в Кабардино-Балкарии, но и в целом на Северном Кавказе после окончания Гражданской войны.
Материалы заседания Кабардинского окружного комитета РКП(б) до сего времени не были опубликованы, а отдельные фрагменты документов съезда народов Кабарды были изданы в различных сборниках документов. В частности, в сборниках документов 1957 г. и 1983 г. были опубликованы выписки из протокола съезда, письмо И.В. Сталина в адрес Б.Э. Калмыкова, резолюция съезда, а также телеграмма о решении съезда председателю ВЦИК М.И. Калинину [За власть… 1957; Документы… 1983].
Но опубликованные тогда материалы не дают полного и глубокого представления о ходе и характере процесса формирования кабардинской автономии. Пробелы в изучении могут восполнить протокол заседания Кабардинского окружного комитета РКП(б) [ГА РФ. Ф. 5677. Оп. 2. Д. 225. Л. 34–35] и стенографический отчет о работе съезда народов Кабарды [УЦГА АС КБР. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 4. Л. 1–8], которые впервые публикуются в настоящем издании.
1 Президент подписал Указ «О праздновании 100-летия образования Кабардино-Балкарской Республики» // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/58833 (дата обращения: 19.05.2021).
Авторлар туралы
A. BOROV
FSBSE «Federal Scientific Center ‘Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: aslan-borov@mail.ru
A. KAZHAROV
The Institute for the Humanities Research – Affiliated of the Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»
Email: artur-kazharov@yandex.ru
Әдебиет тізімі
- Административно-территориальные… 2000 – Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность. Сборник документов / Сост. Р.М. Ашхотова и др. – Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2000. – 732 с.
- Бадтиев 1982 – Бадтиев А.А. Ленинский декрет «О земле» – правовая основа аграрных преобразований на Северном Кавказе (1917–1924 гг.). – Орджоникидзе: Ир, 1982. – 130 с.
- Борьба… 1960 – Борьба трудящихся Юго-Осетии за советскую власть. 1917–1921 гг.: Документы и материалы / Сост. И.Н. Цховребов. – Сталинир: Государственное издательство Юго-Осетии, 1960. – 312 с.
- Борьба… 1972 – Борьба за советскую власть в Северной Осетии. Сборник документов и материалов / Сост.: В.С. Гальцев, А.К. Джанаев, Т.Н. Кибизов и др. – Орджоникидзе: Ир, 1972. – 542 с.
- Бугай 1981 – Бугай Н.Ф. Ревкомы. Научно-популярный очерк. – М.: Издательство политической литературы, 1981. – 177 с.
- Бугай 1992 – Бугай Н.Ф. 20–40-е гг.: депортация населения с территории европейской России // Отечественная история. – 1992. – № 4. – С. 37–50.
- Бугай, Гонов 1997 – Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Северный Кавказ: границы, конфликты, беженцы (Документы, факты, комментарии). – Ростов н/Д.: Ростовская высшая школа, 1997. – 204 с.
- Даудов 2012 – Даудов А.Х. Государственное устройство Горской АССР // Вестник СПбГУ. Серия 12. – 2012. – Вып. 1. – С. 31–41.
- Декреты… 1986 – Декреты Советской власти. – М.: Политиздат, 1986. – Т. 12. – 427 с.
- Дзамихов, Кажаров 2019 – Дзамихов К.Ф., Кажаров А.Г. О национальной государственности народов КБР: история становления и конституирования (начало 1920-х гг.) // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. – 2019. – № 3(42). – С. 39–58.
- Дзидзоев 2003 – Дзидзоев В.Д. От Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР (1917–1924 гг.) (Начальный этап национально-государственного строительства народов Северного Кавказа в XX в.). – Владикавказ: Издательство СОГУ, 2003. – 210 с.
- Документы… 1983 – Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.) / Сост. Р.Х. Гугов и др. – Нальчик: Эльбрус, 1983. – 800 с.
- За власть… 1957 – За власть Советов в Кабарде и Балкарии. Документы и материалы по истории борьбы за Советскую власть и образования Кабардино-Балкарской автономной области (1917–1922 гг.) / Сост. Д.В. Шабаев, Л.Б. Татарокова, Р.Х. Гугов, У.А. Улигов. – Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1957. – 538 с.
- История… 1967 – История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. – М.: Наука, 1967. – Т. 2. – 439 с.
- Кажаров 2019 – Кажаров А.Г. Становление национальной автономии Кабардино-Балкарии: предпосылки, альтернативы, итоги (1917–1920-е гг.). – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2019. – 408 с.
- Конституции… 1940 – Конституции и конституционные акты РСФСР (1918–1937): Сборник документов под общей редакцией А.Я. Вышинского. – М.: Издательство Ведомостей Верховного Совета РСФСР, 1940. – 298 с.
- КПСС в резолюциях… 1953 – КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1953). 7-е изд. – М.: Госполитиздат, 1953. – Ч. 1: 1898–1925. – 952 с.
- Ленин 1967 – Ленин В.И. Проект Постановления Политбюро ЦК РКП (б) по вопросу о задачах РКП (б) в местностях, населенных восточными народами // Полное собрание сочинений. 5-е изд. – М.: Издательство политической литературы, 1967. – Т. 41. – С. 342–343.
- Летифов 1972 – Летифов А.Л. Исторический опыт национально-государственного строительства на Северном Кавказе. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1972. – 228 с.
- Русские… 1996 – Русские на Северном Кавказе 20–30-е годы. Документы, факты, комментарии. – М.: Принформ, 1996. – 392 с.
- Съезды… 1959 – Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских Социалистических Республик: Сборник документов. 1917-1936 гг.: в 7 т. Т. 1: Съезды Советов РСФСР и Автономных Республик РСФСР. 1917–1922 гг. / Сост. Д.А. Гайдуков, А.М. Давидович, С.Л. Ронин, М.И. Юмашев. – М.: Госюриздат, 1959. – 836 с.
- Съезды… 1977 – Съезды народов Терека. Сборник документов и материалов: в 2 т. / Сост. Х.Х. Бекузаров, А.К. Джанаев, Д.З. Коренев, В.Д. Кучиев. – Орджоникидзе: Ир, 1977. – Т. 1. – 350 с.
- Улигов 1979 – Улигов У.А. Социалистическая революция и Гражданская война в Кабарде и Балкарии и создание национальной государственности кабардинского и балкарского народов (1917–1936). – Нальчик: Эльбрус, 1979. – 354 с.
- Эбзеева 1976 – Эбзеева С.Э. Становление советской национальной государственности народов Северного Кавказа. – М.: Юридическая литература, 1976. – 134 с.
- Юсупов 1968 – Юсупов П.И. Борьба за ленинские принципы национальной политики в Чечено-Ингушетии (1920–1925 годы). – Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1968. – 64 с.
- ГА РФ – Государственный архив Российской Федерации.
- ГАНИ РСО-А – Государственный архив новейшей истории Республики Северная Осетия-Алания.
- РГАСПИ – Российский государственный архив социально-политической истории.
- УЦГА АС КБР – Управление Центрального государственного архива архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
- ЦГА РСО-А – Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания.
Қосымша файлдар
