CIRCASSIAN QUESTION IN THE CURRENT ACTIVITIES OF KABARDIAN PUBLIC ASSOCIATIONS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

It was revealed that at the beginning of the XXI century joint activities of some Kabardian public associations, founded at the beginning of the XXI century (Circassian Congress, etc.), and some other Circassian public associations of the Russian Federation and the Circassian diaspora was focused on solving the components of the Circassian question at the federal and international levels: the problem of recognizing and condemning the Circassian genocide committed by tsarism at the end of the 18th–19th centuries, the problem of repatriation and emergency evacuation of Circassians from Syria to Russia. The International Circassian Association carried out activities to solve at the federal level the problem of granting to foreign Circassians, in particular Syrian, obtaining Russian citizenship in a simplified manner in accordance with the legislation of the Russian Federation on foreign compatriots. But Circassian public associations and ICA failed to achieve a solution to these problems at the federal level. The joint activities of Kabardian and other Circassian public associations of the Russian Federation and the Circassian diaspora on the solution of the Circassian question at the beginning of the XXI century, as well as the divergence of their positions on the question of holding the XXII Olympic Winter Games in Sochi (boycott by one group and support by another), testify about the preservation in the historical memory of the Adyghe people and, especially, in the memory of foreign Circassians of the large-scale tragedy in the New history of the Caucasus – the mass eviction of the Circassians into the Ottoman Empire, carried out by the authorities of Tsarist Russia (1858–1865), about the urgency of the problem of repatriation foreign Circassians.

Full Text

Введение

Актуальность работы. В конце XX в республиках Северного Кавказа обострился ряд проблем (социально-экономических, межнациональных и др.), которые оказывали и влияние на социально-политическую ситуацию в регионе и в начале XXI в. К числу таких относится и Черкесский вопрос, который включает в себя актуальные проблемы, поставленные рядом черкесских (адыгейских, кабардинских, черкесских) общественных организаций: проблему признания и осуждения руководством РФ и международными организациями факта геноцида черкесского (адыгского) народа, осуществленного царской Россией в конце XVIII–XIX в., проблему предоставления зарубежным черкесам права на беспрепятственную репатриацию (получение гражданства РФ в упрощенном порядке).

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена также и появлением значительного количества научных и публицистических работ, в которых Черкесский вопрос рассматривается с односторонних, критических позиций [Кушхабиев 2014; Кушхабиев 2015a; Кушхабиев 2016].

Актуальность исследования обусловлена также и тем, что некоторые аспекты данной проблемы остаются недостаточно изученными. В этой связи, объективное исследование деятельности кабардинских общественных объединений по решению Черкесского вопроса в начале XXI в. имеет важное фундаментальное и прикладное значение.

Цель статьи – анализ деятельности кабардинских общественных объединений по решению Черкесского вопроса в начале XXI в.

Источниковая база. Данная статья подготовлена на основе анализа делопроизводственной документации кабардинских общественных объединений и Международной черкесской ассоциации, нормативных актов Верховного Совета Кабардино-Балкарии, материалов периодической печати рассматриваемого периода, а также личных наблюдений автора.

 

Черкесский вопрос в деятельности общественных объединений Кабардинского национального движения и Международной черкесской ассоциации в 1990-е гг.

Решение Черкесского вопроса являлось одной из главных задач общественных объединений Кабардинского национального движения, учрежденных в период перестройки (1985–1991) и в 1990-е гг.: клуба «Ашамаз» (основан в г. Нальчике в ноябре 1985 г., с мая 1990 г. – общественная организация «Адыгэ Хасэ»), партии «Адыгский национальный конгресс» (основана в сентябре 1991 г.), женской общественной организации «Сатэней» (основана в сентябре 1991 г.), общественно-политического движения «Кабарда» (основано в декабре 1991 г.), общественно-политического движения молодежи «Объединенная Черкесия» (основано в январе 1992 г.), Адыгской народной партии (основана в декабре 1993 г.), Ассоциации адыгской (черкесской) интеллигенции (основана в ноябре 1997 г.), общественного объединения «Конгресс кабардинского народа» (ККН), образованного на Первом съезде кабардинского народа (10.01.1992) с целью воссоздания суверенной Кабардинской Республики. Решение Черкесского вопроса стало одной из основных задач региональной общественной организации «Всечеркесская (адыгская) Отечественная Хасэ» (основана в мае 1991 г.), международного общественного объединения «Международная черкесская ассоциация» (основана в мае 1991 г., позднее переименована в Союз общественных объединений МЧА). Содействие репатриации зарубежных соотечественников было включено и в задачи регионального объединения «Ассамблея горских народов Кавказа» (основано в августе 1989 г.) [Кушхабиев 2020a: 166–168; Кушхабиев 2020: 181, 182; Кушхабиев 2019: 39, 41].

В конце 1980-х и в 1990-е гг. общественные объединения Кабардинского национального движения и МЧА на своих съездах, собраниях, заседаниях и митингах принимали обращения к органам государственной власти Кабардино-Балкарии и Российской Федерации, к международным организациям (ОННН, ООН) с просьбами о признании и осуждении геноцида черкесского (адыгского) народа, совершенного царизмом в конце XVIII–XIX в., и с просьбами о предоставлении зарубежным черкесам статуса народа-изгнанника и двойного гражданства – страны проживания и РФ [Кушхабиев 2019: 39–42].

Обращения общественных объединений Кабардинского национального движения по данному вопросу были поддержаны Верховным Советом Кабардино-Балкарии. Им были приняты постановления: Об установлении Дня памяти адыгов – жертв Кавказской войны и насильственного выселения за рубеж (30.08.1990), установивший 21 мая в КБАССР Днем памяти адыгов – жертв Кавказской войны и насильственного выселения за рубеж [Постановление... 1990] и Постановление об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны (от 07.02.1992. № 977-XII-B), в котором зафиксировано: «... 1. Считать массовое истребление адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и их насильственное выселение с исторической родины в Османскую империю актом геноцида, тягчайшим преступлением против человечества. 2. Войти с предложением в Верховный Совет Российской Федерации рассмотреть вопрос о признании геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и предоставлении им двойного гражданства...» [Постановление... 1992]. Также было принято Обращение Парламента Кабардино-Балкарской Республики к Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (от 12.05.1994.), в котором содержится просьба: «... дать правовую и нравственную оценку последствиям Кавказской войны, признать геноцид черкесского (адыгского) народа, всемерно способствовать в получении им статуса народа-изгнанника, оказать содействие потомкам депортированных адыгов, желающим возвратиться на свою историческую родину» [Обращение Парламента... 1994].

На основании обращений МЧА с просьбами о содействии в решении Черкесского вопроса, Организация непредставленных наций и народов (ОННН) приняла несколько документов: Обращение ОННН Президенту России Б.Н. Ельцину (от 23.04.1997 г.); Резолюцию о ситуации черкесского народа            (15–19.06.1997); Резолюцию ОННН по проблеме предоставления зарубежным черкесам права на облегченную процедуру получения гражданства РФ (24.10.1999). В них зафиксированы просьбы ОННН к руководству РФ: о закреплении за черкесским (адыгским) народом статуса народа-изгнанника; о признании права беспрепятственного возвращения потомков депортированных черкесов (адыгов) на историческую родину; об оказании государственной поддержки черкесам-репатриантам и др. [Обращение ОНН... 1997; Резолюция Генеральной... 1998; Резолюция ОННН... 1999].

В целом, в 1990-е гг. общественные объединения Кабардинского национального движения и МЧА получили поддержку в решении Черкесского вопроса от органов государственной власти КБР, РА и ОННН, но им не удалось добиться решения данного вопроса на федеральном уровне.

В середине 1990-х гг. происходило ослабление Кабардинского национального движения, причиной чему послужили провал проекта по созданию суверенной Кабардинской Республики и противодействие движению со стороны властных структур. К концу XX в. наиболее влиятельные общественные объединения Кабардинского национального движения были упразднены, либо взяты под контроль органами государственной власти КБР.

 

Деятельность Международной черкесской ассоциации по решению проблемы беспрепятственной репатриации зарубежных черкесов  в начале XXI в.

В 2000-м г. МЧА была взята под контроль органами государственной власти, после чего ее деятельность по решению составляющих Черкесского вопроса приобрела ограниченный характер. Активизация деятельности МЧА по решению проблемы репатриации зарубежных соотечественников началась после появления проекта нового федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в котором содержались статьи, затруднявшие получение гражданства РФ зарубежными черкесами. В этой связи Исполком МЧА направил обращение к Президенту РФ В.В. Путину (от 25.03.2002), в котором содержится просьба – внести соответствующие изменения в проект данного закона [Обращение Исполкома... 2011].

Делегаты VI Конгресса МЧА (Нальчик, 17–19.08.2003), приняли Обращение к Президенту РФ В.В. Путину, в котором выражена обеспокоенность в связи с вступлением в силу с 1 июня 2002 г. нового закона «О гражданстве РФ», в котором от иностранцев, желающих получить гражданство РФ, требуется обязательное знание русского языка (ст. 13. п. 1 д). В обращении содержится просьба о рассмотрении возможности дополнения статьи 14 (прием в гражданство РФ в упрощенном порядке) данного закона требованием владения «языка своего народа, исторически проживавшего на территории России» [Постановления... 2003].

В 12 пункте «Основных направлений деятельности Исполкома МЧА на предстоящий период», принятых на VI Конгрессе МЧА, сказано о необходимости решения проблемы согласованного и совместного обращения законодательных органов Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии к Президенту Российской Федерации с призывом о признании деяний царизма по отношению к адыгам и абазинам в XIX в. актом геноцида и закреплением за ними статуса народа-изгнанника [Основные... 2011].

МЧА выступила с заявлением в адрес высших органов власти РФ (от 03.09.2005), в котором содержится просьба – предпринять меры по внесению поправок в Федеральный закон «О гражданстве» в части условий приема в гражданство РФ (ст. 13): сократить для соотечественников сроки непрерывного проживания на территории РФ с 5 лет до 1 года; снять требования об отказе от имеющегося у них иного гражданства; признать достаточным условием владение наряду с русским языком, языком одного из коренных народов России, признанным государственным в РФ [Заявление... 2011].

МЧА направила обращение к Председателю ГД РФ Б.В. Грызлову и заместителю председателя Комитета по международным делам ГД РФ А.А. Климову (от 04.07.2011), в котором содержится предложение – рассмотреть ряд рекомендаций, связанных с проблемами черкесской диаспоры, среди которых: предусмотреть предоставление зарубежным соотечественникам гражданства РФ в упрощенном порядке, для чего внести в ГД проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»; в целях создания условий для реализации черкесами своих этнокультурных прав и интересов, их самосохранения и развития, как одного из российских народов, разработать и принять специальную программу по преодолению последствий Кавказской войны для черкесского народа [Кушхабиев 2013: 124].

В целом, в начале XXI в. МЧА не удалось добиться решения проблемы беспрепятственной репатриации зарубежных черкесов (получение гражданства РФ в упрощенном порядке) на федеральном уровне.

 

Черкесский вопрос в деятельности молодежных кабардинских общественных объединений в начале XXI в.

В начале XXI в. в Кабардино-Балкарии происходила активизация кабардинского (адыгского) национального движения в молодежной среде. При этом представители кабардинской молодежи развернули свою деятельность в составе общечеркесского движения. В декабре 2004 г. в г. Майкопе было создано Адыгейское республиканское общественное движение «Черкесский конгресс» (АРОД «Черкесский конгресс»). В 2005 г. отделения этого движения были учреждены в Кабардино-Балкарии (КБРОД «Черкесский конгресс», с 2011 г. ОД «Черкесский союз») и Карачаево-Черкесии (КЧРОД «Черкесский конгресс»), а затем и в некоторых странах, в которых находятся черкесские диаспоры. Черкесский конгресс также заключил соглашения о совместной деятельности с общественными организациями «Кавказский форум» в Турецкой Республике и «Обществом дружбы иорданских и кавказских черкесов» в Иорданском Хашимитском Королевстве. Фактически Черкесский конгресс стал международной сетевой организацией, поставившей в качестве главной цели решение Черкесского вопроса. Решение данного вопроса в качестве одной из главных целей и задач было также поставлено молодежной кабардинской ОО «Всемирное адыгское братство» (2005–2009). Содействие репатриации зарубежных черкесов и оказание репатриантам помощи в правовых вопросах стало главным направлением деятельности ОО «Пэрыт» (2008–2914). В апреле 2009 г. в г. Нальчике был создан Координационный совет адыгских общественных объединений КБР (далее – КСАОО КБР), в котором среди комиссий сформировали и комиссию по содействию репатриации зарубежных черкесов [Кушхабиев 2013: 183]. В решении составляющих Черкесского вопроса стали принимать участие и учрежденные в рассматриваемый период ОД «Хасэ» КБР и КБОД «Адыгэ Хэкужъ – Черкесия». В целом, начиная с 2005 г., в течение нескольких лет в КБР были учреждены молодежные общественные объединения, которые воссоздали Кабардинское национальное движение и вошли в общечеркесское движение. Одной из главных целей и задач ОО воссозданного Кабардинского национального движения стало решение Черкесского вопроса на федеральном и международном уровнях.

Для достижения своей цели Черкесский конгресс направил обращения с просьбами о признании геноцида черкесов, совершенного царизмом, к Государственной Думе РФ (от 25.06.2005), к Президенту РФ В.В. Путину (от 28.10.2005). Аналогичные обращения были направлены от ряда черкесских общественных объединений РФ и зарубежной черкесской диаспоры к Президенту РФ В.В. Путину (от 17.11.2006), а также в Европарламент (от 11.10.2006, от 08.10.2008), к Государственной Думе РФ (от 17.05.2011) [Кушхабиев 2013: 99–101, 105–109].

21 мая 2007 г. КБРОД «Черкесский конгресс» провел в г. Нальчике политический митинг, посвященный Черкесскому вопросу. Участники митинга приняли обращение к органам государственной власти РФ с требованием признать геноцид черкесов1.

После обращений ряда черкесских общественных организаций РФ и зарубежной черкесской диаспоры к руководству Грузии с просьбами о признании геноцида черкесского народа, Парламент Грузии принял резолюцию «О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской империей» (от 20.05.2011.), в которой, в частности, сказано: «1. Признать массовое истребление черкесов (адыгов) и их изгнание с исторической родины в период Русско-Кавказской войны актом геноцида согласно Гаагской IV конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» от 18 октября 1907 года и Конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него» от 9 декабря 1948 года.

  1. Признать черкесов, депортированных в период Русско-Кавказской войны и впоследствии, беженцами согласно Конвенции ООН от 28 июля 1951 года «О статусе беженцев» [Резолюция Парламента... 2011].

Представители некоторых черкесских общественных организаций зарубежной черкесской диаспоры и РФ также направили обращения с просьбами о признании геноцида черкесов, совершенного царизмом, органам государственной власти Украины (от 19.05.2014., повторное обращение от 20.06.2014.), Польши (от 11.11.2014.), Литовской Республики (от 11.03.2015.), Республики Эстония (от 11.05.2015.), Республики Молдова (от 27.08.2015.), Румынии (01.12.2015.), Республики Финляндия (06.12.2015.). Однако органы государственной власти указанных стран не вынесли решений по данному вопросу [Кушхабиев 2015: 207; Кушхабиев 2017: 109].

Черкесский вопрос снова стал предметом рассмотрения ОННН. 10-я сессия Генеральной Ассамблеи ОННН (27–30.05.2010, г. Рим), приняла Резолюцию по Черкесии, в которой содержится призыв к руководству РФ: официально признать всех черкесов, вне зависимости от мест проживания, коренными жителями их Родины – Черкесии, предоставив им все права в соответствии с 46 статьями Декларации ООН по правам коренных народов, а также Всеобщей декларацией прав человека; исправить действующие законы по репатриации для того, чтобы гарантировать черкесам абсолютное и безоговорочное право возвращения на их Родину – Черкесию, предоставить им право на двойное гражданство. В резолюции также содержится призыв к странам, в которых проживают черкесы (Турция, Иордания и Сирия), предоставить черкесам двойное гражданство, оказывать им помощь в деятельности по сохранению своей культуры и установлению контактов с их соотечественниками, живущими на родине [Резолюция 10-й... 2010].

После обращений черкесских общественных организаций США к администрациям некоторых городов этой страны с просьбами о признании геноцида черкесов, совершенного Российской империей в конце XVIII–XIX в., геноцид черкесов в разных формулировках был признан административными единицами Уэйн (21.05.2014), Халедон (17.07.2014) и Проспект Парк (19.07.2014) штата Нью-Джерси [Кушхабиев 2017: 109].

В целом, в начале XXI в. черкесским общественным объединениям РФ (включая кабардинские общественные объединения) и зарубежной черкесской диаспоры не удалось получить признания и осуждения геноцида черкесов от органов государственной власти РФ и некоторых государств Европы. Геноцид черкесов, совершенный царизмом в конце XVIII–XIX в., был признан Парламентом Грузии (2011 г.) и административными единицами Уэйн, Проспект Парк и Халедон штата Нью-Джерси США (2014 г.).

 

Позиции кабардинских общественных объединений по проведению XXII Олимпийских игр 2014 г. в Сочи

Позиции кабардинских и, в целом, черкесских общественных объединений РФ и других стран разошлись по вопросу о решении руководства РФ и Международного Олимпийского комитета (далее – МОК) (от 04.07.2007) о проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. Данное решение стало одним из факторов обострения Черкесского вопроса на международном уровне. Представители ряда черкесских общественных объединений РФ (Черкесский конгресс, Черкесский союз и др.) и зарубежной черкесской диаспоры выступили с протестом по данному решению. Свою позицию они мотивировали следующими факторами: в районе Сочи на Красной поляне завершилось завоевание Черкесии царской Россией (21 мая 1864 г.); в 2014 г. – годовщина, 150 лет со времени окончания завоевания Черкесии; в районе Сочи находились последняя столица и парламент Черкесии – Великий меджлис. Вскоре был учрежден Комитет «Нет Сочи 2014», в который вошли 30 черкесских общественных организаций. Комитет «Нет Сочи 2014» стал проводить в разных странах акции протеста против проведения Олимпиады-2014 в Сочи. Другая группа черкесских общественных объединений (МЧА, КСАОО КБР, Адыгэ Хасэ КБР, Союз абхазских добровольцев КБР, Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент РА и др.) поддержала руководство РФ по данному проекту, настаивая при этом на включении в культурную программу Олимпиады компонентов черкесской истории и культуры [Кушхабиев 2017: 110, 111]. В сентябре 2011 г. представители КСАОО КБР, Адыгэ Хасэ КБР и Союза абхазских добровольцев КБР приняли меморандум в поддержку Олимпиады в Сочи. Свою позицию они мотивировали тем, что Олимпиада должна быть использована для гармонизации и укрепления межнациональных отношений, восстановления мира и взаимопонимания между народами Кавказа, и как прямое следствие – упрочения государственности РФ, что отвечает интересам всего российского общества и его неотъемлемой части – черкесского (адыгского) народа [Представители... 2011].

С приближением Олимпиады в Сочи правоохранительные структуры РФ предприняли превентивные меры в отношении некоторых активистов черкесских общественных объединений, придерживавшихся критической позиции по проведению Олимпиады. 13 декабря 2013 г. сотрудники правоохранительных органов принудительно доставили в Следственный комитет Краснодарского края восемь активистов черкесских и абазинских общественных объединений из КБР, КЧР и РА. Среди задержанных были: И. Яганов – председатель ОД «Хасэ» КБР член Общественного совета СКФО, Р. Кеш – координатор ОД «Черкесский союз» (КБР). После допросов                  (14–16.12.2013) задержанные были отпущены. Во время допросов задержанным задавали вопросы, связанные с Олимпиадой в Сочи, с деятельностью черкесских общественных объединений и др. По мнению активистов черкесских общественных объединений, данное задержание было акцией устрашения2.

Представители некоторых черкесских общественных объединений выступили с протестом по данному задержанию. Председатель Кабардино-Балкарского правозащитного Центра В.Н. Хатажуков обратился к генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке (14.12.2013) с просьбой принять соответствующие меры реагирования и приложить все возможные усилия для объективного и непредвзятого расследования обстоятельств, связанных с обысками, задержанием и препровождением активистов черкесских общественных объединений КБР, РА и КЧР в Краснодар [Правозащитный... 2013].

Накануне и во время проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи (7–23.02.2014) некоторые зарубежные черкесские общественные организации (Патриоты Черкесии, Черкесская инициатива, КАФФЕД и др.) провели акции протеста против проведения Олимпиады в Сочи: в Турции (г. Стамбул, г. Анкара), Израиле (г. Тель-Авив), Грузии (г. Анаклия), Литве (г. Вильнюс) [Кушхабиев 2015: 205, 206].

7 февраля 2014 г. в день открытия Олимпиады в Сочи, группа черкесских активистов организовала в г. Нальчике автопробег и демонстрацию протеста против проведения Олимпиады в Сочи. Демонстранты держали в руках черкесские флаги и полотнища с надписью «Сочи – земля геноцида черкесов». В центре города, возле памятника царице России Марии полиция задержала и доставила в отделения полиции г. Нальчика 29 демонстрантов. Среди них был председатель ОД «Адыгэ Хэкужь – Черкесия» А. Мурзакан. 8 февраля Нальчикский городской суд вынес решения об административных арестах шестерых активистов общественных объединений на сроки от 4 до 15 суток ареста за организацию несанкционированной акции3.

Черкесские общественные объединения РФ и зарубежной черкесской диаспоры: «Адыгэ Хэкужь – Черкесия», «Черкесский Союз», «Патриоты Черкесии», «Право на Родину», Черкесский культурный центр в Латвии и Центр по правам человека Латвии, выступили с открытым обращением к главе КБР Ю.А. Кокову в связи с задержаниями в Нальчике участников акции против Олимпиады (от 15.02.2014). В обращении сказано, что задержанные 7 февраля 2014 г. активисты мирной акции «Сочи – земля геноцида» подверглись жестоким избиениям в местах задержания, в том числе с использованием электрошокеров. Авторы обращения потребовали незамедлительного публичного расследования действий сотрудников силовых структур и привлечения виновных к ответственности4.

21 июня 2014 г. возле генерального консульства РФ в Стамбуле ОО «Черкесская инициатива» провела акцию протеста против преследования участников демонстрации протеста в Нальчике 7 февраля 2014 г. В этой акции приняли участие свыше 60 человек. С заявлением о солидарности с участниками демонстрации в Нальчике 7 февраля 2014 г. также выступили 64 черкесских общественных деятеля из республик Северного Кавказа и зарубежной диаспоры (от 16.12.2014) [Кушхабиев 2015: 206].

В целом, черкесским общественным организациям, выступавшим против проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи (Комитет «Нет Сочи 2014» и др.), не удалось добиться своей цели; ни одно из государств не приняло решения о бойкоте Олимпиады в Сочи.

Руководство РФ поддержало предложения и просьбы группы черкесских общественных объединений о включении черкесского компонента в культурную программу Олимпиады. В «Доме адыга», подготовленном в Олимпийском парке Сочи, была размещена выставка «Традиционная культура адыгов», которая состояла из более чем 300 единиц и охватывала период с VII в. до н.э. до наших дней. В реализации данного проекта, направленного на пропаганду культуры черкесов – автохтонного народа региона, принимали участие сотрудники администрации Краснодарского края, Национального музея РА, Музея истории г. Сочи и его Лазаревского филиала, активисты ОО «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов и др. На сценических площадках Олимпийского парка ежедневно проходили концерты хореографических и фольклорных коллективов, известных эстрадных исполнителей Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Краснодарского края. В «Доме адыга» также демонстрировались модели черкесской этнической одежды, произведения мастеров народных ремесел. На площадке перед «Домом адыга» устраивали черкесский джэгу (народные танцы). «Дом адыга» был одним из самых популярных объектов их культурной программы. Его посещали около 2 тыс. человек в день [Кушхабиев 2017: 111, 112].

11 февраля на встрече с членами Общественного совета по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. Президент РФ В.В. Путин заявил, что Черкесский вопрос при подготовке Олимпиады был политическим инструментом конкурентов России, и поблагодарил адыгов за мудрость и взвешенность. По словам Президента РФ В.В. Путина, попытка разыграть т. н. Черкесский вопрос являлась атавизмом политики сдерживания, которую страны Запада использовали против Советского Союза5.

Неоднозначной была оценка черкесского компонента в культурной программе Олимпийских игр 2014 г., данная активистами черкесских общественных объединений. В частности, представители МЧА заявили о своей позитивной оценке степени представленности черкесского компонента в культурной программе Олимпиады в Сочи. Представители некоторых черкесских общественных организаций («Адыгэ хасэ» Краснодарского края и др.), а также Национально-культурный абазинский центр «Абаза» заявили о том, что черкесский компонент был представлен в культурной программе Олимпиады в недостаточной степени [Кушхабиев 2017: 112].

Расхождение позиций черкесских общественных объединений РФ и зарубежной черкесской диаспоры по вопросу о проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи выявило сохранность в исторической памяти черкесского этноса и, особенно, в памяти зарубежной черкесской диаспоры масштабной трагедии в Новой истории Кавказа – массового изгнания черкесов в Османскую империю, осуществленного властями царской России (1858–1865). Проведенные группой черкесских общественных организаций («Нет Сочи 2014» и др.) массовые акции протеста против проведения Олимпиады в Сочи, продемонстрировали их политический потенциал на международном уровне. В то же время, использование данными организациями только мирных методов показало их дружественное отношение к России. Позиция другой группы черкесских общественных объединений, заключавшаяся в поддержке проведения Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, и обращениях к руководству РФ с просьбами о включении в культурную программу Олимпийских игр в Сочи черкесского компонента, продемонстрировала поддержку значительной частью черкесской общественности РФ и зарубежной черкесской диаспоры политики руководства РФ. Включение черкесского компонента в культурную программу Олимпийских игр 2014 г. в Сочи продемонстрировало на международном уровне поддержку руководством РФ группы черкесских общественных объединений. Данная ситуация также выявила отсутствие единства в общечеркесском национальном движении, в частности, среди кабардинских общественных объединений.

 

Проблема репатриации сирийских черкесов в деятельности кабардинских общественных объединений и МЧА в 2011–2014 гг.

Конфликт в Сирии, вспыхнувший в марте 2011 г. и переросший в гражданскую войну, оказал значительное влияние на деятельность черкесских общественных объединений РФ и зарубежной черкеской диаспоры. Большинство сирийских черкесов отказалось принимать участие в войне на чьей-либо стороне и приняло решение возвратиться на историческую родину – Северный Кавказ. Начиная с декабря 2011 г. представители групп сирийских черкесов, черкесские общественные объединения РФ и зарубежной черкесской диаспоры стали обращаться к органам государственной власти РФ, РА, КБР и КЧР с просьбами об оказании содействия сирийским черкесам в возвращении на историческую родину. В связи с эскалацией военных действий в Сирии, весной 2012 г. черкесские общественные объединения стали обращаться к руководству РФ, а также в ООН с просьбами об экстренной эвакуации черкесов из Сирии в Россию [Кушхабиев 2017: 100, 101].

МЧА стала проводить активную деятельность по содействию репатриации сирийских черкесов. На совместном совещании МЧА и КСАОО КБР (13.12.2011, Нальчик), была сформирована рабочая группа, на которую возложили составление программы мер по оказанию помощи черкесам в Сирии. 19 декабря 2011 г. МЧА предложила правительственной Комиссии КБР по делам соотечественников за рубежом комплекс мер по оказанию помощи соотечественникам в Сирии6.

29 декабря 2011 г. в г. Черкесске состоялось экстренное заседание Совета черкесских общественных организаций РФ, посвященное положению черкесской диаспоры в Сирии. От кабардинских общественных объединений в его работе принимали участие: ОД «Хасэ» КБР, ОО «Пэрыт», КСАОО КБР, ОД «Адыгэ Хэкужъ – Черкесия», ОД «Черкесский союз», ОО «Адыгэ Хасэ» КБР. Участники заседания приняли постановление и обращения к Президенту РФ Д.А. Медведеву, к Председателю Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкину, а также к главам КБР, РА и КЧР. В обращении к Председателю СФ и Председателю ГД, в частности, содержится призыв – способствовать принятию на государственном уровне решений по защите и покровительству Российской Федерацией черкесской общины Сирии, обеспечить право на добровольное переселение в РФ соотечественников из-за рубежа, обратившихся с призывом о помощи [Совместное... 2011].

МЧА направила обращение к Президенту РФ Д.А. Медведеву, Председателю СФ ФС РФ В.И. Матвиенко, Председателю ГД ФС РФ С.Е. Нарышкину по вопросу о репатриации соотечественников из Сирии (от 20.01.2012), в котором содержится просьба оказать содействие соотечественникам в Сирии, выразившим желание вернуться на родину [Обращение МЧА... 2012b].

МЧА также направила обращение к главам КБР, РА и КЧР (20.01.2012) с просьбой о принятии комплекса мер по оказанию содействия соотечественникам, возвращающимся из Сирии [Обращение МЧА... 2012a].

На совещании представителей МЧА и КСАОО КБР (10.06.2012, Нальчик), было принято Обращение общественных организаций и граждан Кабардино-Балкарской Республики к Главе КБР А.Б. Канокову, Председателю Парламента КБР А.А. Чеченову, Председателю Правительства КБР И.К. Гертеру о принятии неотложных мер помощи сирийским черкесам. В Обращении, в частности, содержится призыв – совместно с руководителями РА и КЧР обратиться к федеральным органам власти с просьбой об осуществлении на государственном уровне необходимых правовых, организационных и иных неотложных мер для возвращения на историческую родину сирийских черкесов [Обращение общественных... 2012].

МЧА приняла обращение к Президенту РФ В.В. Путину (от 23.07.2012), в котором, содержится просьба – принять исчерпывающие меры по спасению соотечественников (черкесов) в Сирии [Обращение МЧА... 2012c].

Делегаты IX Конгресса МЧА (20.10.2012, Нальчик) приняли обращение к Президенту РФ В.В. Путину и ГД ФС РФ, в котором сообщается о кризисном положении черкесов в Сирии и их стремлении к репатриации. В обращении, содержится просьба – взять под защиту и покровительство РФ черкесов в Сирии как российских соотечественников и организовать их экстренную эвакуацию [Обращение делегатов... 2012].

МЧА снова направила обращение в СФ ФС РФ (от 05.11.2012), в котором содержится просьба – содействовать незамедлительной эвакуации сирийских черкесов на историческую родину [Обращение МЧА... 2012].

8–17 ноября 2012 г. молодежными черкесскими общественными объединениями были проведены в Москве возле здания МИДа пикеты в защиту черкесов в Сирии. Участники пикетов требовали незамедлительной эвакуации черкесов из зоны военных действий Сирии в РФ. Совет черкесских общественных организаций РФ (от 11 организаций) направил обращение к Президенту РФ В.В. Путину (от 16.12.2012), в котором также содержится просьба – незамедлительно начать реализацию мер, предусмотренных планом по эвакуации соотечественников-черкесов из Сирии в Россию [Кушхабиев 2013: 166, 167].

Положение сирийских черкесов стало особенно сложным, в связи с разрушением всех районов их компактного проживания (10 сел и кварталов городов) за время военных действий. Подавляющее большинство черкесов, оказавшихся в зоне боевых действий, лишились своего недвижимого и другого имущества. У многих из них пропали личные документы. Преобладающая часть черкесов сконцентрировалась в нескольких кварталах Дамаска и его пригороде Кудсея. В конце 2014 г. численность черкесов, погибших в зоне военных действий и пропавших без вести, составила около 300 человек, тысячи получили ранения [Кушхабиев 2017: 100].

Всемирный черкесский (адыгский) форум (29.06.2013, Нальчик), принял резолюцию, посвященную проблемам репатриации сирийских черкесов. В ней содержатся обращения: к руководству РФ: оказать содействие в добровольном переселении сирийских соотечественников в РФ; способствовать решению комплекса вопросов, связанных с упрощенным въездом в РФ, выдачей российских виз, приемом в российское гражданство соотечественников из Сирии, предоставлением им статуса беженца; к руководителям КБР, РА, КЧР, Краснодарского и Ставропольского краёв: принять республиканские и краевые программы по оказанию содействия добровольному переселению на историческую родину соотечественников, проживающих за рубежом; к международным организациям (ЮНЕСКО, ВОЗ, Верховный комиссар ООН по делам беженцев): содействовать предоставлению «гуманитарных коридоров» для обеспечения доставки гуманитарных грузов и продовольствия в населенные пункты САР и лагеря беженцев и др. [Резолюции Всемирного... 2013].

 

Позиции органов государственной власти КБР и РФ по вопросу репатриации сирийских черкесов в 2011–2014 гг.

Органы государственной власти КБР заявили о поддержке соотечественников в Сирии и стали предпринимать определенные меры по их приему. Парламент КБР принял обращение к Председателю СФ ФС РФ В.И. Матвиенко и Председателю ГД ФС РФ С.Е. Нарышкину по вопросу об оказании содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих в САР и странах Ближнего Востока (от 31.10.2013). В обращении сказано о необходимости принятия федеральных законов в части определения четкой формулировки статуса российского соотечественника применительно к представителям зарубежной черкесской (адыгской) диаспоры и официального признания этой этнической группы российскими соотечественниками… [Обращение Парламента... 2013]. В целом, позиция Парламента КБР заключалась в правовой поддержке сирийских черкесов, стремящихся к репатриации.

Органами государственной власти РФ была изучена проблема черкесской диаспоры в Сирии. В выводах и рекомендациях, подготовленных делегацией СФ ФС РФ, посетившей САР 16–19 марта 2012 г., содержатся предложения о содействии сирийским черкесам, желающим возвратиться на историческую родину. В документе, в частности, сказано: «Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением проработать заблаговременно механизмы проведения экстренной гуманитарной эвакуации в Российскую Федерацию представителей черкесской диаспоры Сирии, оказавшихся в сложной гуманитарной ситуации, и, выразивших добровольное согласие на переселение в Российскую Федерацию» [Выводы... 2012]. Определенная поддержка, оказанная Советом Федерации РФ и руководствами КБР и РА черкесской диаспоре Сирии в начале конфликта, способствовала смягчению позиции ряда черкесских общественных объединений РФ и зарубежной диаспоры в Черкесском вопросе, в частности, в вопросе о проведении Олимпиады в Сочи.

Позиция органов государственной власти РФ по вопросу репатриации сирийских черкесов изложена в письмах-ответах на обращения черкесских общественных объединений с просьбами о содействии по решению данной проблемы: директора Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ А.В. Журавского (от 21.12.2012); заместителя директора Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства иностранных дел РФ А. Ярахмедова (от 31.01.2013); министра регионального развития РФ С.В. Иванова (от 04.09.2013); заместителя руководителя Федеральной миграционной службы РФ А.А. Фоменко (от 26.08.2013); директора по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями О. Васнецова (от 05.10.2015). Она заключается в том, что документы сирийских черкесов, необходимые для получения российского гражданства, рассматриваются в рамках действующего законодательства РФ. Для оформления же документов сирийских черкесов, необходимых для въезда в РФ и получения гражданства РФ в упрощенном порядке, в настоящее время нет политических и правовых оснований [Кушхабиев 2017: 101, 102]. В письме С.В. Иванова сказано, что в связи с отсутствием соглашения между РФ и САР об упрощении визовых процедур выдача виз производится в соответствии с действующим законодательством РФ [Положение... 2013]. В письме А.А. Фоменко сказано, что в отношении граждан Сирии, являющихся сирийскими черкесами, каких-либо ограничений при приеме в гражданство РФ не имеется [О рассмотрении... 2013]. В письмах С.В. Иванова и А.А. Фоменко подчеркивается, что субъекты РФ, в которых исторически проживают черкесы, не участвуют в реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Обращения же черкесских общественных объединений и Парламента КБР к руководству РФ по вопросам о предоставлении сирийским черкесам облегчающих правил получения гражданства РФ и о срочной эвакуации черкесов из САР в РФ не получили поддержки.

 

Содействие кабардинских общественных объединений                     черкесам-репатриантам из Сирии в процессе адаптации

Репатриация сирийских черкесов не приняла широкого размаха, прежде всего, в связи с бюрократическими барьерами. По официальным данным, численность черкесов-репатриантов из Сирии с начала конфликта к 1 января 2015 г. составила 1624 человека, из которых свыше 1 тыс. поселились в КБР, около 600 человек – в РА, 30 человек – в КЧР7. В то же время часть черкесов-репатриантов из Сирии выехала из РФ в связи с проблемами адаптации. В указанный период в КБР из Сирии, кроме черкесов поселились балкарцы, чеченцы, дагестанцы, осетины и русские8. В КБР также въехало около 700 беженцев – арабов и курдов из Сирии.

В КБР, РА и КЧР у репатриантов из Сирии особенно актуальными проблемами являются: оформление документов, необходимых для получения вида на жительство и гражданства РФ; жилищная проблема и проблема трудоустройства. В рассматриваемый период в КБР решением проблем репатриантов из Сирии занимались: ОО «Пэрыт», МЧА, предприниматели, сотрудники государственных организаций, волонтеры. С 2002 г. в КБР осуществляет деятельность Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом и репатриантов. В первое время репатриантов из Сирии разместили в санаториях г. Нальчика, а также в съемных квартирах. Их проживание оплачивалось за счет пожертвований многих жителей республики. Около половины репатриантов из Сирии поселились в г. Нальчике, другие – в Баксанском, Прохладненском и других районах республики. К концу 2015 г. для семей репатриантов из Сирии предприниматели приобрели 86 домов в г. Нальчике и районах КБР. Для оказания финансовой помощи репатриантам из Сирии в КБР и г. Москве были организованы телемарафоны и концерты. В конце 2015 г. в санатории Терек оставалось 15 репатриантов из Сирии.

В КБР медицинская помощь соотечественникам из Сирии предоставляется бесплатно. Детей репатриантов из Сирии принимают в детские сады и школы республики. Большинство репатриантов из Сирии устроились на работу: в сфере строительства, производства, торговли, общественного питания, сельского хозяйства и др. Общественные объединения и волонтеры организовали обучение репатриантов из Сирии русскому и черкесскому языку, а также подготовку выпускников школ к ЕГЭ. В 2012–2015 гг. для детей репатриантов в школе № 8 г. Нальчика введены дополнительные часы на обучение русскому языку (10 часов в неделю). В 2013–2014 гг. Министерство образования и науки РФ предоставило 104 гражданам Сирии возможность обучения в Кабардино-Балкарском госуниверситете на бюджетной основе [Кушхабиев 2017: 105].

В целом, в начале XXI в. некоторые кабардинские общественные объединения, а также предприниматели и волонтеры оказывали помощь черкесам-репатриантам из Сирии в решении наиболее актуальных проблем (правовых вопросов, жилищной проблемы, проблемы трудоустройства).

 

 

Заключение

Выявлено, что деятельность молодежных кабардинских общественных объединений, основанных в начале XXI в., была сосредоточена на решении Черкесского вопроса. Кабардинские общественные объединения, совместно с другими черкесскими общественными объединениями РФ и зарубежной черкесской диаспоры принимали обращения к органам государственной власти РФ, к руководствам некоторых стран бывшего СССР, Европы, США и в Европарламент с просьбами о признании и осуждении геноцида черкесов, совершенного царизмом в конце XVIII–XIX в., но органы государственной власти РФ и большинства указанных стран не вынесли решений по данной проблеме. Геноцид черкесов был признан Парламентом Грузии (2011 г.) и тремя административными единицами штата Нью-Джерси США (2014 г.).

Международная черкесская ассоциация принимала обращения к органам государственной власти РФ с просьбами о предоставлении зарубежным черкесам права на беспрепятственную репатриацию (получение гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии с законодательством РФ о зарубежных соотечественниках). После начала конфликта в Сирии (март 2011) Кабардинские общественные объединения, совместно с другими черкесскими общественными объединениями РФ и зарубежной черкесской диаспоры, и МЧА принимали обращения к органам государственной власти РФ и в ООН с просьбами о содействии в репатриации, а затем – об экстренной эвакуации черкесов из Сирии в Россию, но им не удалось добиться решения этой проблемы.

Позиции черкесских и, в частности кабардинских общественных объединений, разошлись по вопросу о решении руководства РФ и Международного Олимпийского комитета о проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи (2007 г.). Ряд черкесских общественных объединений РФ и зарубежной черкесской диаспоры (Комитет «Нет Сочи 2014» и др.) выступили против проведения Олимпиады. Другая группа черкесских общественных объединений (МЧА, КСАОО и др.) выступила в поддержку проведения Олимпиады. Черкесским общественным объединениям, выступавшим против проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, не удалось добиться своей цели; ни одно из государств не приняло решения о бойкоте Олимпиады в Сочи.

Совместная деятельность кабардинских и других черкесских общественных объединений РФ и черкесской диаспоры по решению Черкесского вопроса в начале XXI в., а также расхождение их позиций по вопросу о проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, свидетельствует о сохранности в исторической памяти адыгского народа и, особенно, в памяти зарубежных черкесов масштабной трагедии в Новой истории Кавказа – массового выселения черкесов в Османскую империю, осуществленного властями царской России (1858–1865), об актуальности проблемы репатриации зарубежных черкесов.

 

1 Гусейнов О. Молодежь ослушалась старших // Газета Юга. – 24.05.2007. – № 21(690). – С. 1.

2 Об «олимпийском» преследовании гражданских активистов Северо-Западного Кавказа (19.12.2013) // Информационно-аналитическое агентство «Natpress»: сайт. URL: http://www.natpressru.info/index.php?newsid=8613 (дата обращения: 05.05.2021).

3 На акции протеста против Олимпиады Сочи в Нальчике много задержанных (07.02.2014) // Информационно-аналитическое агентство «Natpress»: сайт. URL: http://www.natpressru.info/index.php?newsid=8705 (дата обращения: 05.05.2021).

4 Черкесские организации требуют привлечь к ответственности виновных в избиении участников акции против Олимпиады (19.02.2014) // Черкесский культурный центр. URL: http://circassiancenter.org/permalink/3531.html (дата обращения: 06.05.2021); Задержанные в Нальчике черкесские активисты помещены в ИВС (08.02.2014) // Электронное периодическое издание «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/237882/ (06.05.2021); Мурзакан: в Нальчике участники акции против Олимпиады заявляют об избиении сотрудниками полиции (09.02.2014) // Электронное периодическое издание «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/237908/ (дата обращения: 06.05.2021).

5 Владимир Путин поблагодарил адыгов за поддержку Олимпиады // Советская молодежь – 2014.12.02. – № 6 (7599). – С. 2.

6 Международная Черкесская Ассоциация предложила перечень неотложных мер по оказанию помощи сирийским черкесам (19.12.2011) // Сайт МЧА. URL: http://www.intercircass.org/?p=590 (дата обращения: 08.05.2021).

7 Официальные данные по сирийским черкесам, вернувшимся за годы войны в Адыгею (01.02.2015) // Информационно-аналитическое агентство «Natpress»: сайт. URL: http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9385 (дата обращения 09.05.2021).

8 Вопрос обустройства черкесов-репатриантов не решен на государственном уровне РФ (31.01.2015) // Информационно-аналитическое агентство «Natpress»: сайт. URL: http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9374 (дата обращения: 28.04.2021).

×

About the authors

A. V. KUSHKHABIEV

FSBSE «Federal Scientific Center ‘Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»

Author for correspondence.
Email: anzor-vk@mail.ru

References

  1. Выводы... 2012 – Выводы и рекомендации делегации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, посетившей Сирийскую Арабскую Республику 16–19 марта 2012 г. (17.04.2012) // Сайт Международной Черкесской Ассоциации (МЧА). URL: http://intercircass.org/?p=1667 (дата обращения: 08.05.2021).
  2. Заявление... 2011 – Заявление МЧА в адрес руководства высших органов власти Российской Федерации от 03.09.2005 года в связи с некоторыми негативными тенденциями в общественной жизни страны, ущемляющими права российских и зарубежных адыгов // Архивы и общество. – 2011. – № 18. – С. 154, 155.
  3. Кушхабиев 2015 – Кушхабиев А.В. Деятельность черкесских общественных организаций Российской Федерации и зарубежной диаспоры по решению «Черкесского вопроса» в 2013–2014 гг. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2015. – № 2 (64). – С. 203–209.
  4. Кушхабиев 2020 – Кушхабиев А.В. Кабардинское национальное движение в 1992 году: основные проблемы и направления деятельности // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 2. – С. 178–203. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-2-178-203
  5. Кушхабиев 2014 – Кушхабиев А.В. Проблема массового выселения черкесов (адыгов) в Османскую империю (1858–1865 гг.) в работах российских историков // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2014. – № 1 (57). – С. 137–143.
  6. Кушхабиев 2015a – Кушхабиев А.В. Проблема репатриации сирийских черкесов в работах российских исследователей // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2015. – № 6 (68). – С. 139–145.
  7. Кушхабиев 2013 – Кушхабиев А.В. Проблемы репатриации зарубежных черкесов: история, политика, социальная практика. – Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2013. – 224 с.
  8. Кушхабиев 2020a – Кушхабиев А.В. Становление Кабардинского национального движения (1985-1991) // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 1. – С. 163–201. DOI https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-1-163-201
  9. Кушхабиев 2019 – Кушхабиев А.В. «Черкесский вопрос» в деятельности кабардинских общественных организаций в конце XX в. // Вестник АГУ. – 2019. – Вып. 2 (239). – С. 37–45.
  10. Кушхабиев 2016 – Кушхабиев А.В. «Черкесский вопрос» в работах российских авторов // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2016. – № 2 (70). – С. 158–165.
  11. Кушхабиев 2017 – Кушхабиев А.В. «Черкесский вопрос»: проблемы и динамика современного развития // Актуальные проблемы социально-политического и этнокультурного развития современной Кабардино-Балкарии. – Нальчик: КБНЦ РАН, 2017. – С. 96–130.
  12. О рассмотрении... 2013 – О рассмотрении резолюции Всемирного черкесского (адыгского) форума (26.08.2013) // Сайт МЧА. URL: http://intercircass.org/?p=4769 (дата обращения: 08.05.2021).
  13. Обращение делегатов... 2012 – Обращение делегатов IX Конгресса МЧА к руководству РФ (20.10.2012) // Сайт МЧА. URL: http://www.intercircass.org/?p=3383 (дата обращения: 08.05.2021).
  14. Обращение Исполкома... 2011 – Обращение Исполкома МЧА на имя Президента РФ В.В. Путина от 25 марта 2002 года о новом законопроекте «О гражданстве Российской Федерации», ухудшающем положение зарубежных соотечественников // Архивы и общество, 2011. – № 18. – С. 140, 141.
  15. Обращение МЧА... 2012 – Обращение МЧА в СФ ФС РФ (05.11.2012) // Сайт МЧА. URL: http://www.intercircass.org/?p=3389 (дата обращения: 08.05.2021).
  16. Обращение МЧА... 2012a – Обращение МЧА к главам КБР, Адыгеи, КЧР (20.01.2012) // Сайт МЧА. URL: http://www.intercircass.org/?p=756 (дата обращения: 08.05.2021).
  17. Обращение МЧА... 2012b – Обращение МЧА к Президенту РФ Д.А. Медведеву о содействии черкесам Сирии (20.01.2012) // Сайт МЧА. URL: http://www.intercircass.org/?p=760 (дата обращения: 08.05.2021).
  18. Обращение МЧА... 2012c – Обращение МЧА к Президенту РФ В.В. Путину (23.07.2012) // Сайт МЧА. URL: http://www.intercircass.org/?p=2719 (дата обращения: 08.05.2021).
  19. Обращение ОНН... 1997 – Обращение ОНН. Его Превосходительству Президенту Российской Федерации Борису Ельцину (23.04.1997) // Черкесское зарубежье. – Нальчик, 1998. – Июнь-июль. – № 4. – С. 2.
  20. Обращение общественных... 2012 – Обращение общественных организаций и граждан Кабардино-Балкарской Республики к Главе КБР А.Б. Канокову, Председателю Парламента КБР А.А. Чеченову, Председателю Правительства КБР И.К. Гертеру о принятии неотложных мер помощи сирийским черкесам (10.06.2012) // Сайт МЧА. URL: http://www.intercircass.org/?p=2225 (дата обращения: 08.05.2021).
  21. Обращение Парламента... 1994 – Обращение Парламента Кабардино-Балкарской Республики к Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (от 12.05.1994.) // Кабардино-Балкарская правда. – 1994.13.05. – № 87 (18359). – С. 1.
  22. Обращение Парламента... 2013 – Обращение Парламента КБР к Совету Федерации и Государственной Думе РФ по вопросу оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих в Сирийской Арабской Республике и странах Ближнего Востока (31 октября 2013 года г. Нальчик) // Сайт МЧА. URL: http://intercircass.org/?p=4865 (дата обращения: 08.05.2021).
  23. Основные... 2011 – Основные направления деятельности Исполкома МЧА на предстоящий период // МЧА 1991–2011. Сборник документов и материалов / Сост. К.Ф. Дзамихов. – Нальчик: Тетраграф, 2011. – С. 335–337.
  24. Положение... 2013 – Положение черкесской диаспоры в Сирии в центре внимания МИДа РФ (04.09.2013) // Сайт МЧА. URL: http://intercircass.org/?p=4741 (дата обращения: 08.05.2021].
  25. Постановление... 1990 – Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР «Об установлении Дня памяти адыгов – жертв Кавказской войны и насильственного выселения за рубеж» // Кабардино-Балкарская правда. – 1990.06.09. – № 171. – С. 3.
  26. Постановление... 1992 – Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны (от 07.02.1992. № 977-XII-B) // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.20.02. – № 35 (17808) – С. 1.
  27. Постановления... 2003 – Постановления и обращения делегатов VI Конгресса МЧА 17–19 августа 2003. – Нальчик, 2003.
  28. Правозащитный... 2013 – Правозащитный Центр КБР обратился к генпрокурору РФ по задержанию черкесских активистов (14.12.2013) // Информационно-аналитическое агентство «Natpress»: сайт. URL: http://www.natpressru.info/index.php?newsid=8596 (дата обращения: 05.05.2021).
  29. Представители... 2011 – Представители черкесских организаций Кабардино-Балкарии приняли меморандум в поддержку Олимпиады в Сочи (02.09.2011) // Электронное периодическое издание «Кавказский узел»: сайт. https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/191868 (дата обращения: 07.05.2021).
  30. Резолюция Всемирного... 2013 – Резолюция Всемирного черкесского (адыгского) форума 29 июня 2013 г // Сайт МЧА. URL: http://intercircass.org/?p=4422 (дата обращения: 08.05.2021).
  31. Резолюция Генеральной... 1998 – Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Непредставленных народов и наций. Генеральная Ассамблея V сессия. 15–19 июля 1997 года. Резолюция о ситуации черкесского народа // Черкесский мир. – 1998. – № 1. – С. 25.
  32. Резолюция ОННН... 1999 – Резолюция ОННН по проблеме предоставления зарубежным черкесам права на облегченную процедуру получения гражданства РФ (24.10.1999) // Черкесский сайт eLot.ru. URL: http://www.elot.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2543&Itemid=5 (дата обращения: 23.10.2012).
  33. Резолюция Парламента... 2011 – Резолюция Парламента Грузии «О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской империей» (20.05.2011) // Электронное периодическое издание «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/185902/ (дата обращения: 26.04.2021).
  34. Резолюция 10-й... 2010 – Резолюция 10-й сессии Генеральной Ассамблеи ОННН по Черкесии (27–30 мая 2010 г. – Рим, Италия) // Сайт ОННН. URL: https://www.unpo.org/content/view/11157/81/ (дата обращения: 20.05.2021).
  35. Совместное... 2011 – Совместное обращение черкесских организаций к Президенту и Федеральному Собранию РФ (29.12.2011) // Сайт МЧА. URL: http://www.intercircass.org/?p=660 (дата обращения: 08.05.2021).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 КУШХАБИЕВ А.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».