Ш.Б. НОГМОВ О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОГО ЧЕРКЕССКОГО ОБЩЕСТВА
- Авторы: ОЗОВА Ф.А.1
-
Учреждения:
- РГБУ «Карачаево-Черкесский ордена «Знак Почета» институт гуманитарных исследований при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики»
- Выпуск: № 4 (2019)
- Страницы: 26-36
- Раздел: Средневековая и новая история
- Статья получена: 27.05.2025
- Статья опубликована: 15.12.2019
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/293822
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-4-26-36
- EDN: https://elibrary.ru/ORBGTB
- ID: 293822
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Система судопроизводства является показателем уровня и характера развития социума. В этом отношении представляет большой интерес изучение самобытной судебной системы черкесского общества, основополагающие знания по которой дают труды Ш.Б. Ногмова. Данная проблема не была предметом систематического изучения, в статье сделана попытка выявить характерные и особенные черты судебной системы феодальной Черкесии, проследить их трансформацию в процессе демократических преобразований в стране на рубеже XVIII–XIX вв.
Ключевые слова
Полный текст
Благодаря трудам Ш.Б. Ногмова мы можем реконструировать систему судопроизводства в традиционном обществе Черкесии и проследить ее трансформации в начале XIX в. Особую ценность имеют сведения о судебной системе хей (хе), созданной в период правления великого князя (пщым япщ) Черкесии Инала Нэху / Инал Светлый / Сиятельный (1427-1456) и великого князя (пщышхуэ) Кабарды Беслана Кайтуковича Жанхотова (1498-1525) [Ногмов 1994: 95, 126], а также данные о решениях Хасэшхуэ Кабарды 1807 г.: «Народное условие, сделанное 1807 года июля 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев» [Ногмов 1994: 161-169]. Однако эти сведения фрагментарны [Думанов, Кушхов 1986: 42; Кажаров 1994: 212, 256-262] и их расшифровка требует своего ключа. Таковым, на наш взгляд, являются данные из «Свода адатов горцев Северного Кавказа (Черноморской Линии, Кубанской и Терской областей)»: «Если противники не желают примириться добровольно, но передают свое дело решению суда, то первоначально через посредников условливаются, каким судьям поручить разбор дела ― постоянным или произвольным» [Леонтович 1883: 235]. В черкесских феодальных владениях в качестве «постоянных» судов выступали суды хей при великом князе и хеезжа / хеящIэ в каждом населенном пункте, а в качестве «произвольных» – суды древней системы третейских судов тхьэрыIуэ хасэ / тхаохасэ (букв. «присяжный суд»). Таким образом, главное в понимании судебной системы у адыгов – альтернативность, представленная двумя системами – постоянно действовавшими судами и сословными третейскими судами тхьэрыIу хасэ, формировавшимися по необходимости. Суды тхьэрыIу хасэ были отделены от прямой административной и военной власти сюзерена, хотя и зависели от него в определенной мере [Кажаров 1992: 132, 133]. Судопроизводство же в обоих судах было идентичным, что и порождало определенную путаницу в понимании судебной системы традиционного черкесского общества.
Первая судебно-административная реформа, о которой писал Ш.Б. Ногмов, относилась к периоду правления Инала Нэху, объединившего под своей властью адыгские земли на фоне постепенной утраты монголами политического доминирования в регионе. Она состояла в учреждении наряду с действовавшими у черкесов издревле третейскими судами тхаохасэ постоянной системы судопроизводства. Вся территория Черкесии была разделена на 40 судебных округов. «Сорок судей, поставленных над народом, заботились о его благосостоянии и поддерживали тишину и благоденствие» [Ногмов 1994: 95].
С распадом после смерти Инала Нэху единого политического пространства Черкесии трансформировалась и созданная им судебная система. Ее дальнейшее развитие в Кабарде было связано с судебной реформой пщышхуэ Беслана Кайтуковича Жанхотова. Тогда при пщышхуэ был учрежден главный или высший суд – хей, в компетенции которого были уголовные дела и «жалобы на судей», «относившиеся до всего народа дела» [Ногмов 1994: 126]. В каждом населенном пункте были учреждены постоянно действовавшие низшие суды – хеезжа (хеящIэ, букв. выяснение правды). Из оппозиции «высший» – «низший» очевидно, что судебные дела были разделены, соответственно, на крупные и мелкие. Таким образом, с начала XVI в. в Кабарде развивалась система высших судов хей при великом князе, рассматривавшая крупные вопросы, и низших – хеящIэ – мелкие вопросы. Главный суд Хей при пщышхуэ был вышей апелляционной инстанцией: к его компетенции относились дела, связанные с жалобами на судей. Хей также рассматривал уголовные дела и дела по преступлениям, направленным против всего народа. Они разбирались под председательством пщышхуэ [Ногмов 1994: 126].
Учреждение постоянных судов не отменило действие древних третейских судов тхьэры1у хасэ. Они специально формировались для разбора каждого конкретного дела. В отличие от постоянных судов хей, имевших два уровня компетенции – «федеративный» и местный, тхьэрыIу хасэ имели четыре уровня компетенции – «конфедеративный», «федеративный», «удельный» и местный. На «конфедеративном» и «федеративном» уровнях они создавались исключительно для арбитражного судопроизводства между княжествами или уделами. Удельные суды были, если не исключительно, то преимущественно дворянскими судами. То обстоятельство, что «присяжный суд дворян получил большое распространение в Кабарде (да и во всей Черкесии) и стал, по существу, главной разновидностью верховного суда» в XVIII в., В.Х. Кажаров объяснял «феодальной раздробленностью страны» [Кажаров 1994: 261]. В силу вотчинной системы управления, а также функционирования ряда институтов такого порядка, как, например, институт посредничества и ручательства (кодохг, коддохг [Хан-Гирей 2009: 109, 193]), дела свободных земледельцев (лъхукъуэлI) и крепостных крестьян (Iуэгу) редко выходили за пределы сельского уровня судопроизводства в къуажэ.
Помимо постоянных судов хеящIэ в каждом къуажэ тяжущиеся стороны могли обратиться в традиционный третейский суд тхьэрыIу хасэ. Он избирался для каждого такого случая «из уважаемых стариков» по желанию «противников» [Леонтович 1883: 235]. Все сельские суды имели право разбирать все дела (за исключением уголовных) и жалобы местных жителей [Ногмов 1994: 126]. Свои впечатления о судебной системе черкесов высказал, после подробного описания ее принципов и процессуальной стороны судопроизводства, владевший черкесским языком Л.Я. Люлье: «Здесь я считаю уместным заявить в качестве неоднократного свидетеля о том замечательном превосходстве горцев, которое проявляется в легкости, даже, можно сказать. красноречии изложения мыслей, во врожденной способности их вести правильные прения, к которым имеют большую привычку» [Антология… 2011: 55].
Судопроизводство. В значительной мере неясность в описании судебной системы Черкесии была связана с тем, что суды хей, как и тхьэрыIу хасэ осуществляли свое судопроизводство в традициях древнейшего третейского судопроизводства Черкесии. Т. е. оба вида судов тхьэрыIу хасэ и Хей являлись по характеру судопроизводства третейскими присяжными судами. Именно поэтому Ш.Б. Ногмов называл хеящIэ третейскими судами [Ногмов 1994: 126]. Одинаковым, как в тхьэрыIу хасэ, так и в княжеских судах был сложившийся еще в древних хасэ, порядок и характер судопроизводства: деятельность суда была нацелена на достижение правосудия и удовлетворявшего стороны компромисса [Интериано 2006: 32; Грабовский 1870: 19; Катанчиев 2003: 58]. С. Хан-Гирей отмечал: «Образ судопроизводства и в маловажных обстоятельствах тот же, как и в важных случаях» [Хан-Гирей 2009: 120]. Таким образом, тхьэрыIу хасэ оставалось «базовым механизмом традиционной правовой культуры, вне зависимости от нормативной основы судебных разбирательств» [Адыгская… 2006: 346]. С. Хан-Гирей отмечал: «Эти правила судопроизводства сделались до такой степени ясными и удобопонятными, что всякий, сколько-нибудь сведущий в народных обычаях, мог предугадать приговор судей раньше его произнесения. Соображаясь с такими правилами, временем освященными, и руководствуясь внушением совести, судьям легко было решать дела, даже самые запутанные» [Хан-Гирей 2009: 526]. Этнографические материалы свидетельствуют, что порядок третейского судопроизводства в черкесских регионах сохранялись вплоть до 1920-х гг. [Думанов, Кушхов 1986: 49]. Это убедительно подтверждает заключение В.А. Дмитриева: «Использование промежуточного, медиаторского субъекта в отношениях двух, часто диаметрально противоположных сторон, возможно, имеет отношение к глубинным пластам адыгского менталитета» [Дмитриев 2001: 367]. Результатом многовекового функционирования системы третейского судопроизводства надо признать такую отличительную особенность традиционной правовой культуры черкесов, как приоритетность компромисса над сверхнормативным насилием [Дмитриев 2001: 343], ориентированность на соблюдение устоявшихся моделей поведения и правового регулирования.
Этимология лексемы хасэ свидетельствует о том, что первичной функцией этого института была судебная функция. В XIX в. она продолжала обозначать «суд» [Каменев 1867: 19] или «судебное место» [Леонтович 1883: 233]. Глагол хасэн имеет значение ― «вершить правосудие» [Ногма 1956: 45, 46]. Возникновение хасэ, т.е. суда в Черкесии предания относят к архаической эпохе нартов. Приобретя при феодализме сословно-классовый характер, суды сохранили архаическую оболочку и название хасэ. Со временем стали различаться хасэ (как Собрание) и тхьэрыIу хасэ (как суд). Деятельность этих институтов была крайне ритуализирована [Адыгская… 2006: 352], она была выстроена вокруг церемонии присяги. В деятельности хасэ ритуал присяги использовался значительно реже. С. Хан-Гирей отмечал, что все дела, решаются судом, в котором «законы основываются иногда на примерах, а всегда на чистоте совести» [Хан-Гирей 2009: 122, 124]. Главным доказательством «чистоты совести» была клятва. Таким образом, тхьэрыIу хасэ, отпочковавшись от системы хасэ, стали представлять собой самостоятельные судебные институты, имевшие особые алгоритмы формирования и функционирования. Все они строились на ритуале присяги. «Процесс принятия присяги был обставлен весьма торжественно и ритуализован» [Думанов, Кушхов 1986: 48]. В разные периоды существования присяга производилась в соответствии с той религиозной доктриной, которая господствовала. Клятва в архаический период была языческая, позднее – построена на симбиозе древней языческой основы и христианских постулатов, в исламский период – на Священном Коране. Обряд присяги подробно описан Л.Я. Люлье [Антология… 2011: 59]. О значении обряда присяги в черкесском обществе свидетельствуют сведения Дж.А. Лонгворта: «Их королем является клятва. Она действительно является монархом – и единственным, – влиянию и власти (говоря морально и метафорически) которого со времен незапамятных подчиняется все на Кавказе. Ее печать является тем, что придает законность любому сообществу, социальному или политическому. Она – высший арбитр во всех спорах, единственный законодатель, чей авторитет заставляет выполнять то, что ее санкция утвердила. Все, независимо от пола и от состояния, являются ее подданными. Горе тому несчастному клятвопреступнику, который посмеет предать свою преданность ей! На него и на всех, кто связан с ним, падает погибель; его родственники погибнут как паршивое стадо овец; его дети, хотя он и признает и искупит свое преступление, уйдут от него, как пораженные плесенью колосья или иссохшие ветви от ствола; сам он, если ему позволят в дальнейшем влачить жалкое существование в пример другим, будет жить разоренным, угрызаемый совестью человеком, как бремя для земли и ее частей, изгнанник и предмет всеобщего презрения» [Лонгворт 2002: 465].
Приведем институты, на которых зиждилось традиционное третейское судопроизводство.
- Присяга судей. Избранные судьи назывались тхьэрыIу хас, тааркоясь [Антология… 2011: 55], тххарьохас – присяжные, так как приводились после избрания к присяге Тхьэ (Богу). «По избранию обществом князей и дворянства, приводятся к присяге, состоящей в том, чтобы соблюдать в делах всегда истину и производить суд по крайнему разумению справедливо, не увлекаясь корыстолюбием и пристрастием, почему эти судьи и называются присяжными судьями (тххаръохасъ)» [Хан-Гирей 1992: 130]. Из числа присяжных судей избирались «адвокаты-руководители» – «тлукуо» (л1ыкIуэ). Они играли ведущую роль в судебном процессе, на них лежала миссия доведения до членов суда сути дела [Антология… 2011: 55].
- Очистительная присяга. Ручательство за верность присяги обвиняемого. Это «правило» или «обыкновение» получило в судопроизводстве черкесов «с незапамятных времен характер узаконений» [Хан-Гирей 2009: 526]. Судебное разбирательство происходило гласно и открыто. При отсутствии доказательства невиновности в качестве таковой признавалась очистительная присяга. «Обвиняемый без очевидных улик мог оправдать себя, так называемой очистительной присягой» [Бгажноков 1986: 97]. Это касалось даже тяжких преступлений: обвиняемый мог себя оправдать очистительной присягой, при условии, что его очистительную присягу поддержат «два человека честных правил, указанные его обвинителями, но которые не должны были быть явными недоброжелателями обвиняемого» [Хан-Гирей 2009: 526]. «Этот род свидетельства назывался таирко-шес (тхьэрыIуэ шес) ‑ “ручательство за верность присяги”. Число свидетелей соизмеряется с важностью иска и значением преступления» [Антология… 2011: 55].
- Присяга тяжущихся сторон. Она заключалась в том, что стороны обязывались, «что они останутся довольны тем решением, которое определит суд» [Леонтович 1883: 235]. По окончании судебного разбирательства, перед оглашением приговора стороны вновь обязывались соблюдать произносившийся устно приговор «в чем бы он ни заключался» присягой [Хан-Гирей 2009: 119]. В том случае, если обвиняемый отказывался от присяги, он мог отказаться и от исполнения приговора, тогда – имел право обратиться к новому суду [Леонтович 2002: 235, 236].
- Присяга свидетелей для доказательства виновности. «Для доказательства виновности ответчика необходима присяга, по крайней мере, двух свидетелей» [Антология… 2011: 55]. К присяге не допускались родственники, как обвиняемого, так и обвинителя и все могущие быть заинтересованными лица. Большое место отводилась прениям сторон. Защитники (адвокаты) обвиняемой стороны назывались уэчыл.
- Присяжные свидетели (тхьэрыIуэ щыхьэт). Институт свидетелей. «Свидетелями могут быть только люди, известные своею честностью и хорошим поведением» [Антология… 2011: 55]. Свидетели могли давать показания, как под присягой, так и без присяги. Все зависело от важности дела. Присяжные свидетели (тхьэрыIуэ щыхьэт) также строился на ритуале присяги. Этот институт мог, в частности, использоваться в случаях, если ответчик был ранее обвинен в клятвопреступничестве или при рассмотрении особо тяжких преступлений (обесчещение женщины, убийство), прибегали к институту присяжных свидетелей (тхьэрыIуэ щыхьэт) [Хан-Гирей 2009: 120, 121]. При их привлечении им было достаточно подтвердить под присягой, что обвиняемый говорит правду [Бгажноков 1986: 97; Думанов, Кушхов 1986: 48]. Б.Х.Бгажноков отмечает, что в судопроизводстве черкесов необходимость в такого рода присяжных свидетелях возникала нечасто, так как случаи ложной присяги были редки: «Каждый заботился о сохранении чести и достоинства ― своего личного и всего рода в целом» [Бгажноков 1986: 97]. Останавливал людей и грех клятвопреступления.
- Присяга тяжущихся сторон перед оглашением приговора. Стороны по окончании судебного разбирательства перед оглашением приговора вновь обязывались соблюдать произносившийся устно приговор «в чем бы он ни заключался» присягой [Хан-Гирей 2009: 119]. Обвинитель обязывался «забыть всякое чувство неприязни к обвиняемому», а обвиняемый ― обязывался «беспрекословно подчиниться требованиям состоявшегося приговора и не позволять себе уклоняться от должного его исполнения» [Антология… 2011: 55].
- Присяжные поручители. В заключение «чтобы больше упрочить взаимную связь налагаемых обязательств, берется от истца, и от ответчиков по одному присяжному поручителю, отвечающего за поведение каждого. Весьма редко случается, чтобы после этого ответчик или осужденный изъявил свое неудовольствие или несогласие на решение» [Антология… 2011: 55].
Судоустройство. Как уже отмечалось, принцип судоустройства в тхьэрыIу хасэ и хей был во многом схож: состав судов избирался, их состав носил сословный характер. В адатах отмечается, что тхьэрыIу хасэ создавался путем избрания «судей из уважаемых стариков» [Леонтович 1883: 235]. Эти «старики», могли принадлежать как к уоркскому, так и к тлхукотльскому сословию. По сведениям С. Хан-Гирея, можно, на наш взгляд ретроспективно судить о составе постоянных судов в XVIII в. Состав судов был различен в зависимости от уровня суда. В Хей входили: пщышхуэ, два представителя уорков, один представитель третьего сословия тлхукотлей и один священнослужитель и знаток Адыгэ хабзэ [Хан-Гирей 2009: 279, 280].
На местном уровне (къуажэ) хеящIэ переизбирались ежегодно, они состояли из нескольких уорков и нескольких тлхукотлей. Состав суда хеящIэ утверждал къуажэпщ.
В судах обоих видов обязательно избирался председатель. В тхьэрыIу хасэ – «один из стариков избирается общим судьей для обеих тяжущихся сторон, голос которого имеет особенную важность в случае несогласия судей» [Леонтович 1883: 235]. Председатель судов назывался тхьэмадэ (букв. угодный Тхьэ / Богу). Роль секретаря в судах выполнял представитель духовенства.
Выбор судей оставался в обоих случаях за тяжущимися сторонами. Если обращались в постоянный суд хеящIэ, судьи выбирались из постоянных судей, а в том случае, если обращались в тхьэрыIу хасэ ― судьи избирались из «посторонних уважаемых стариков» [Леонтович 1883: 235]. «Судьи избирались преимущественно из того сословия, к которому принадлежат тяжущиеся, а потому и постоянные судьи избираются из разных классов народа» [Леонтович 1883: 234]. В зависимости от сложности дела число судей избиравшихся для отправления правосудия варьировался от 1 до 6 человек с каждой стороны. Судьи избирались «не иначе, как с обоюдного согласия обоих спорящих сторон» [Антология… 2011: 55].
Первая бросающаяся в глаза разница между третейскими и постоянными судами состояла во времени функционирования. ТхьэрыIу хасэ, как и хасэ, от которого отпочковались эти суды, не были постоянными органами, они создавались по инициативе тяжущихся сторон и носили временный характер, ликвидируясь после свершения правосудия. Постоянные суды действовали на постоянной основе, переизбираясь ежегодно. Другое отличие: состав постоянных судов хей и хеящIэ утверждал пщы. В Хей председательствовал пщышхуэ. Тем не менее, можно утверждать, что в XVIII в. суды хей «были отделены от прямой административной и военной власти сюзерена, хотя и зависели от него» [Кажаров 1992: 132, 133].
Заседание тхьэрыIу хасэ проводилось там, где было совершено преступление. Тхьэмадэ проводили заседание большую часть дня, или, сидя на земле в хорошую погоду и в палящий зной, или, стоя под проливным дождем и снегом. Тхьэмадэ находились в центре круга, поодаль ‑ до нескольких сотен человек «с одной лишь целью, чтобы показать, что вершимое правосудие является уделом не какой-то группы, а абсолютного большинства» [Белл 2007: 179].
В начале XIX в. постоянные суды в Кабарде были преобразованы в суды мехкеме. В июле 1807 г. в Кабарде состоялось собрание хасэ, под руководством князя Адильгирея Хатокшоко и тлекотлеша Исхака Абуко и вновь (впервые это произошло во второй половине 1780-х гг.) был учрежден духовный суд под названием мехкеме. Решения хасэ Кабарды были оформлены в «Народное условие, сделанное 1807 года июля 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев» [Ногмов 1994: 161–169]. Наконец, поправки к своду Адыгэ хабзэ, выработанные еще в 1799 г., были приняты хасэ. Они дали правовую базу для деятельности трех мехкеме: двум в Большой Кабарде, одному – в Малой. Мехкеме должны были стать инструментами преобразования традиционного феодального кабардинского общества «в соответствии с нормами шариата» [Кажаров 2006: 420].
Мехкеме в 1807 г. возник не на пустом месте, но в документах нигде нет даты его более раннего учреждения. В.Х. Кажаров отмечает, что в документах отсутствуют сведения «о дате учреждения мехкеме» [Кажаров 2006: 420]. Полагаем, это объясняется тем, что духовный суд, или мехкеме, возник в результате трансформации княжеского суда хей под влиянием идей исламского фундаментализма и процесса глубокой демократической трансформации, которую в это время переживало все черкесское общество. В ст. 27 «Народного условия…» совершенно точно зафиксировано, что духовные суды, или мехкеме, стали трансформацией постоянных княжеских судов, в которых председательствовал пщышхуэ Кабарды (с 1807 г. его стали именовать турецким словом «валий»): «Мехкеме есть суд, в котором старший судья – валий, членами два или три князя, прочие же члены – из узденей, очередующихся каждый на три месяца; всех вообще 12 членов, в том числе секретарь и кадий» [Ногмов 1994: 164]. Правомерность заключения, что мехкеме не что иное, как преобразованные княжеские суды, подтверждает «Описание кабардинцев. 1815-1816 гг.» неизвестного автора. Он писал: «Образ настоящего судопроизводства. Ежели кто-либо из трех званий, принадлежащих к одному роду, считает себя обиженным, то доносит о том старшему князю (уали, валий), который представляет обвиняемого и обвиняющегося первосвященнику; сей последний собирает духовный суд и, решив дело по Алкорану, налагает по оному наказание, за исполнением обязан блюсти уали. Хотя и весьма редко кабардинцы обращаются в своих раздорах к сей расправе, однако ж примеры отмщения обид силой теперь уже не столь часты» [Русские авторы… 2001: 48]. В этом контексте проблема даты возникновения мехкеме решается совершенно в ином русле, чем это делалось прежде. Полагаем, что историю мехкеме нельзя рассматривать вне связи с его предтечей – княжеским судом хей, постепенная трансформация которого в суд, все более (но не в полной мере) руководствующийся шариатом в определенной мере, завершилась в 1807 г.
Таким образом, сведения Ш.Б. Ногмова дают основополагающее представление о судебной системе традиционного черкесского общества за длительный период, начиная с эпохи князя Инала Нэху в XV в. и заканчивая концом XVIII – началом XIX в., когда княжеские суды трансформировались в суды мехкеме. Система судопроизводства у адыгов в этот период, как и в позднее Средневековье, продолжала носить альтернативный характер.
Об авторах
Ф. А. ОЗОВА
РГБУ «Карачаево-Черкесский ордена «Знак Почета» институт гуманитарных исследований при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: fo7799@rambler.ru
Список литературы
- Адыгская… 2006 – Адыгская (черкесская) энциклопедия. – М.: Фонд им. Б.Х. Акбашева, 2006. – 1247 с.
- Антология… 2011 – Антология памятников права народов Кавказа. Т. 3. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2011. – 756 с.
- Бгажноков 1986 – Бгажноков Б.Х. Адыгские клятвы // Общественный быт адыгов и балкарцев. – Нальчик: КБНИИИФЭ, 1986. – С. 81-103.
- Белл 2007 – Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837–1839 годов: в 2 т. Т. 2 / Пер. с англ. К.А. Мальбахов. – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат Революции 1905 года», ИЦ «Эль-Фа», 2007. – 407 с.
- Грабовский 1870 – Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4. – Тифлис: Тип. Главного управления наместника Кавказа, 1870. – С. 1-72.
- Дмитриев 2001 – Дмитриев В.А. Насильственные действия и их проявления в традиционном и современном социуме адыгов // Антропология насилия. – СПб.: Наука, 2001. – С. 332-381.
- Думанов, Кушхов 1986 – Думанов Х.М., Кушхов Х.С. К вопросу о судоустройстве и судопроизводстве в Кабарде во второй половине XIX – начале XX века // Культура и быт адыгов. (Этнографические исследования). – Вып. VI. – Майкоп, 1986. – С. 41-51.
- Интериано 2006 – Интериано Дж. О быте и обычаях черкесов // Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Сборник материалов. – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат Революции 1905 года», ИЦ «Эль-Фа», 2006. – С. 30-37.
- Кажаров 1992 – Кажаров В.Х. Адыгская хаса: из истории сословно-представительных учреждений феодальной Черкесии. – Нальчик: Эльбрус, 1992. – 160 с.
- Кажаров 1994 – Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII – первой половине XIX века. – Нальчик: Эль-Фа, 1994. – 438 с.
- Кажаров 2006 – Кажаров В.Х. О времени и обстоятельствах учреждения «духовных судов» в Кабарде // Исторический вестник. – Вып. III. – Нальчик: Эль-Фа, 2006. – С. 398-436.
- Каменев 1867 – Каменев Н.Л. Бассейн Псекупса // Кубанские войсковые ведомости. – 1867. – № 5 (4 февраля). – С. 19-20.
- Катанчиев 2003 – Катанчиев Т.М. Кабардинское обычное право, его особенности. Изд. 2-е. – Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2003. – 193 с.
- Леонтович 1883 – Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 2. // Записки Императорского Новороссийского университета. Т. 38. – Одесса: Тип. П.А. Зеленого. – 1883. – 403 с.
- Лонгворт 2002 – Лонгворт Дж.А. Год среди черкесов / Пер. с англ. В. М. Аталиков. – Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2002. – 542 с.
- Ногма 1956 – Ногма Ш.Б. Филологические труды: в 2 т. Т. 1 / Исслед. и подгот. к печати Г. Ф. Турчанинов. – Нальчик: Кабард. кн. изд-во, 1956. – 308 с.
- Ногмов 1994 – Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев / Сост. Т. Х. Кумыков. – Нальчик: Эльбрус, 1994. – 232 с.
- Русские авторы… 2001 – Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа: в 2 т. Т. 1. – Нальчик: Эль-Фа, 2001. – 323 с.
- Хан-Гирей 1992 – Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Изд. 2-е, доп., испр. / Сост. Г. Х. Мамбетов. – Нальчик: Эльбрус, 1992. – 352 с.
- Хан-Гирей 2009 – Хан-Гирей С. Избранные труды и документы / Сост. М.Н. Губжоков. – Майкоп: ОАО «Полиграф-Юг», 2009. – 672 с.
Дополнительные файлы
