CHIEF OFFICE AND COUNCIL OF THE CAUCASIAN VICEROY (1858): BACKGROUND OF FORMATION, STRUCTURE AND SCOPE OF THEIR POWERS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the prerequisites for the creation, the structure and scope of powers of the Head department and the Council of the Caucasian Viceroy. The Regulation «On the Chief Office and Council of the Caucasian Viceroy» adopted on December 21, 1858 was analyzed in detail. It is noted that as the administrative and territorial changes in the region were carried out in the 40-50-s of the XIX century, the need to review the existing and adopt new normative acts regulating the activities of administrative structures in the region increased. The correspondence of the Caucasian Viceroy A.I. Baryatinsky with the heads of the highest authorities of the Russian Empire, which discussed the necessity and validity of this transformation, is analyzed. The structure and powers of the relevant departments (general affairs, court cases, financial and state property), the Department of Agriculture and Colonies of Foreign Settlers in the Caucasus and behind the Caucasus, the archive, the treasury, the register, the printing house, the public library and the editorial office of the newspaper Caucasus and the Transcaucasian Gazette were considered. The staff table of the General Directorate of the Mayor of the Caucasus for 1859-1860 was analyzed. It is concluded that during the administrative reforms in 1858 an administrative institution was established under the Caucasian Viceroy, to exercise his powers as a senior official in the province, to determine the main directions of development and development of the Caucasus region, to ensure the implementation of the orders of the Emperor and the highest bodies of state power of the Russian Empire.

Full Text

Введение

В числе основных аспектов исследования истории инкорпорации Кавказа в политико-правовое пространство России в XIX в. выступают административные преобразования и деятельность различных органов власти. Это дает возможность подробно исследовать особенности развития российской государственности в присоединяемых к империи территорий, охарактеризовать механизмы управления многонациональным регионом, проанализировать способы оптимизации и повышения эффективности в деятельности государственного аппарата на разных этапах истории. В этом плане предпосылки учреждения в 1858 г., структура и объем полномочий Главного управления и Совета Наместника кавказского представляют большой научный интерес. 

Изучению истории Кавказского наместничества (1844–1881) в историографии посвящено множество работ [Эсадзе 1907; Лисицына 2001; Малахова 2001; Кондрашова 2003; Муханов 2007; Муханов 2011; Урушадзе 2011; Лазарян 2012; Невская, Кондрашева 2015; Урушадзе 2016; Гусейнов 2017; Глашева 2018a; Глашева 2018b; Урушадзе 2019 и др.]. В них рассмотрены вопросы формирования центральных органов управления Кавказом в 30–50-е годы XIX в., создания Кавказского наместничества, особенности его взаимодействия с Кавказским комитетом и другими властными структурами, различные аспекты деятельности наместников (М.С. Воронцова, А.И. Барятинского и др.) и т.п. Однако исторические предпосылки преобразования Главного управления Закавказским краем, Совета главного управления и канцелярии Наместника Кавказа в Главное управление и Совет Наместника кавказского, определение структуры и штата последнего до сих пор не становились предметом специального исследования.

Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые и делопроизводственные источники. К нормативно-правовым источникам относится Положение «о Главном управлении и Совете Наместника Кавказского» принятое 21 декабря 1858 г. В нем определена структура Главного управления и объем полномочий каждого подразделения. В приложении к Положению помещено штатное расписание Главного управления на 1859-1860 гг., что дало возможность охарактеризовать его кадровый состав. К делопроизводственным – переписка Наместника Кавказа А.И. Барятинского с руководством Государственного совета Российской империи. Анализ переписки позволяет оценить степень развития системы управления Кавказским краем в середине 50-х гг. XIX в., охарактеризовать подходы властей к проведению административных преобразований в регионе, оценить обоснованность и реалистичность предлагаемых изменений и т.п.

Статья подготовлена с опорой на принципы научности, объективности и системности. В ходе исследования использовались методы анализа нормативно-правовых актов (исследование учредительного документа, регламентировавшего деятельность Главного управления Наместника Кавказа), а также – ретроспективный (характеристика исторических предпосылок образования Главного управления), историко-сравнительный (сопоставительный анализ Главного управления и схожих организаций в прошлом) и структурно-функциональный (исследование структурных подразделений Главного управления, выявление их внутренней связи и взаимообусловленности) методы.

 

Результаты исследования

Главное управление Закавказским краем в Тифлисе было образовано в 1840 г. вслед за образованием в Санкт-Петербурге временного учреждения для управления Кавказом и надзора за деятельностью кавказской администрации – Закавказским комитетом, правопредшественником которого был созданный в 1833 г. Комитет об устройстве Закавказского края [Мунаев 2005: 105]. В структуре Главного управления Закавказским краем состояли главноуправляющий краем, Тифлисский военный губернатор и Совет Главного управления. В состав Закавказского края в то время входили Грузино-Имеретинская губерния и Каспийская область. В 1846 г. вместо канцелярии Главного управления Закавказским краем была учреждена канцелярия Наместника кавказского. В ведении новой канцелярии находились «дела Кавказского и Закавказского края по всем почти частям гражданского управления, за исключением только дел государственных имуществ, для которых по Высочайшему повелению 21 декабря 1849 г. учреждена особая экспедиция на правах министерских департаментов» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 4 об.]. К середине 50-х гг. XIX в. в структуре Канцелярии были сосредоточены исполнительное, судебное и финансовое ведомства, «из коих каждое имеет значительное развитие вследствие местных условий Закавказского края, где все отрасли гражданского устройства и управления требуют особых и сложный соображений с разными началами гражданской жизни здешнего народа и где множество самых важных вопросов подлежит многостороннему исследованию» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 4 об. – 5]. Кроме того, к этому времени Совет Главного управления был ограничен лишь решением некоторых дел в отношении Закавказского края и был признан низкоэффективным учреждением в менявшихся политико-правовых реалиях [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 5].

Поэтому по мере проведения административно-территориальных преобразований в регионе (разделения Грузино-Имеретинской губернии в Тифлисскую, учреждения Кавказского наместничества и образования Кавказского края, включения в состав Кавказского края новых губерний и областей) нарастала необходимость пересмотра имевшихся и принятия новых нормативных актов, регламентировавших деятельность административных структур в регионе.

Все это привело к необходимости на базе Главного управления Закавказским краем, Совета главного управления и канцелярии Наместника учредить Главное управление и Совет Наместника кавказского. При этом предполагалось, что новое Управление «сосредоточит в одном стройном учреждении все те дела, разрешение коих предоставлено наместнику или высшей власти» и снимет с «Наместника, не нарушая его прав, часть труда и предоставит ему способ заниматься делами более важными» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 7 об.].

Так, в декабре 1858 г. А.И. Барятинский в письме председателю Государственного совета А.Ф. Орлову указывал, что он занялся устройством Главного управления по распоряжению Императора, объединив в его составе существовавшие на тот момент «Канцелярии наместника, Совета, Экспедицию государственных имуществ и т.п.» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 1 об.]. При чем А.И. Барятинскому было делегировано право самостоятельно «определить его состав, [осуществить] разделение дел, распределение занятий и порядок делопроизводства, указать права и обязанности всех чинов и… ввести штат» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 1 об.]. При этом предполагалось установить двухлетний испытательный срок деятельности Управления.

Именно в этих условиях 21 декабря 1858 г. было принято Положение «О Главном управлении и Совете Наместника кавказского». По сути Положение было принято с целью детализации целого ряда статей, содержавшихся в действовавшем на тот момент Учреждении управления Закавказского края 1840 г. [Свод законов… 1857: 1-91]. В частности, оно заменило те части Учреждения, которые содержали общие правила деятельности и организации делопроизводства в Главном управлении, объем полномочий Начальника гражданского управления и Совета Главного управления [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 107-161 об.].

В структуру Главного управления входили Начальник, профильные департаменты (общих дел, судебных дел, финансовый, государственного имущества) и управление (сельского хозяйства и колоний иностранных поселенцев на Кавказе и за Кавказом). В качестве самостоятельных частей в Главном управлении состояли архив, казначейство, регистратура, типография, публичная библиотека и редакция газеты «Кавказ» и «Закавказского вестника».   В качестве особых подразделений к Главному управлению относились присутствие о земских повинностях и временное отделение по делам гражданского устройства края. Помимо этого, по мере необходимости к деятельности Наместника могли привлекаться специалисты «для исполнения разных поручений и особых занятий» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 107-107 об.]. Пи начальнике управления предусматривались две должности чиновников особых поручений.

Некоторые статьи Положения о Главном управлении имели отсылочный характер. Например, внутреннее устройство департаментов, порядок делопроизводства, объем полномочий, ответственность служащих и некоторые другие вопросы регламентировались Учреждениями для управления Ставропольской губернией и Закавказским краем (1840). Также деятельность Тифлисской публичной библиотеки, редакции газеты «Кавказ» и «Закавказского вестника» и типографии также регламентировалась специальными положениями.

Начальник Главного управления назначался на должность Высочайшим указом Правительствующего Сената по представлению Кавказского наместника [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 107 об.]. Начальник осуществлял общее руководство деятельностью структурных подразделений Управления. Он совмещал должность председателя Особого присутствия о земских повинностях. В его подведомственности находились вопросы принятия, увольнения и кадровой ротации сотрудников управления, а также – право ходатайствовать перед Наместником поощрения наиболее успешных из них.

В главе департаментов стояли директора. Руководители особых управлений (сельского хозяйства и колоний иностранных поселенцев) по статусу приравнивались к директорам департаментов. Руководители структурных подразделений, как и начальник управления, назначались и освобождались от должностей Высочайшими указами Правительствующего Сената по представлению Кавказского наместника. Руководители следующего звена (например, помощник начальника особого Управления сельского хозяйства, начальники отделений в департаментах, архива, казначей, архитектор, землемер, главный редактор газеты и вестника, главный библиотекарь) назначались и увольнялись Наместником по представлению начальника Главного управления. 

Функции распорядителя финансовых средств, предоставленных в распоряжение Кавказского наместника, исполняло специальное Казначейство, которое состояло в подведомственности финансового департамента Главного управления [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 110]. 

При осуществлении своих полномочий четкого регулирования и учета требовало движение колоссального объема документации, входящей и исходящей корреспонденции, коммуникации между департаментами и структурными подразделениями Управления. Поэтому в анализируемом положении значительное место отведено порядку производства дел, причем на всех стадиях: поступление дел (возбуждение производств), порядок их учета, контроль за исполнением принятых решений и т.п.

В регистратуре Главного управления велись 2 учетные книги. В первой фиксировались Именные Высочайшие указы, указы Правительствующего Сената и отношения Председателя и Управляющего делами Кавказского комитета, Министерств и ведомств. Во второй – остальные бумаги, направляемые на имея Кавказского наместника и начальника Главного управления [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 112]. Помимо этого, в регистратуре вели алфавитный журнал жалобам и просьбам, подаваемым на имя Наместника. В регистратуре каждому документу присваивался идентификационный номер, после чего документы направляли на рассмотрение в профильные структурные подразделения Управления. По особо важным делам вели специальный реестр документов для первоочередного рассмотрения.

Большой массив документов Главного управления составляла переписка Наместника. В нее включались: 1. объявления Высочайших повелений; 2. объявления Высочайших приказов; 3. объявление собственных приказов Наместника; 4) Всеподданнейшие донесения Императору и рапорты в Правительствующий Сенат; 5) переписка с министрами; 6) предписания департаментам и служащим [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 113]. Специальный пункт анализируемого Положения устанавливал правило, согласно которому «никакая исполнительная бумага не исходит из Департамента, не быв записанною в исходящий журнал» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 114]. Для этого велись общие по каждому департаменту исходящие журналы. Обязательным требование делопроизводства в управлении была обязательная ежемесячная ревизия дел в департаментах, порядок которой определялся в анализируемом Положении.

Департаменты были обязаны ежегодно отчитываться о проделанной работе. Как правило, периодичность отчетов устанавливалась в 1 год. Отчеты представлялись по двум основным направлениям: по финансовому обеспечению и о проделанной работе по существу. На основании отчетов всех структурных подразделений Управления под руководством начальника Управления составлялся сводный отчет в виде «проекта Всеподданнейшего отчета Наместника кавказского по всему управлению вверенным ему краем» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 115]. Составленный таким способом отчет рассматривался на общем собрании руководителей структурных подразделений Управления, к нему добавлялись предложения. После чего все это было предложено на рассмотрение Наместнику для последующего представления Императору.

Департамент общих дел состоял из инспекторского и распорядительных отделений. Кроме того, он координировал деятельность общих для всего Управления регистратуры и архива, а также – Тифлисская публичная библиотека, редакции газеты «Кавказ» и Закавказского вестника и Типография главного управления Наместника кавказского. В штатном расписании по этой структурной единицы управления предусматривались должности директора департамента, трех начальников управлений, трех старших и трех младших столоначальников, трех старших и трех младших помощников столоначальников, журналиста (совмещавшего должность экзекутора и расходчика) и чиновника особых поручений. Кроме того, к этому департаменту были отнесены и должности начальника архива и его помощника, архитектора, землемера, общего регистратора, двух письменных и двух словесных переводчиков и врача [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 121].

Департамент судных дел состоял их двух отделений и одного общего стола. В него входили отделение уголовных (для утверждения приговоров уголовных и военных судов и решений, принятых по упрощенной форме над отставными военными по определенным категориям дел, жалобы должностных лиц на неправильные решения судов, решение спорных вопросов в области исполнения судебных приговоров, дела о ссылках преступников и т.д.) и гражданских дел (подсудные Кавказскому наместнику, случаи приостановления Наместником исполнения указов Сената, жалобы на решения Тифлисского коммерческого суда, об установлении опеки и попечительства, продажи имущества малолетних, спорные вопросы подсудности гражданских дел, обсуждение поправок в нормативные акты, рассмотрение протестов и замечаний губернских прокуроров и стряпчих, жалобы на решения и медлительность производства гражданских дел в губернских учреждениях, дела о различных формах усыновления, дела и вопросы по определению прав различных сословий и т.д.). Общий стол департамента судных дел оказывал организационное сопровождение его деятельности. В штатном расписании по этому департаменту предусматривались должности директора, двух начальников отделений, двух старших и трех младших столоначальников, двух старших и трех младших помощников столоначальников, а также – как и в департаменте общих дел журналиста (совмещавшего должности экзекутора и расходчика) и чиновника особых поручений [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 122].

Финансовый департамент также состоял из трех отделений: двух распорядительных и одного счетного. К общему составу и непосредственному ведомству данного департамента принадлежит Казначейство Главного управления. Финансовый департамент осуществлял высший надзор и распоряжение по делам таможенного управления в крае, вопросы внешней и внутренней торговли, поощрение заводской и мануфактурной промышленности, любые отчисления в казну, денежные земские повинности, руководство хозяйственными и распорядительными действиями управления Горной частью на Кавказе и за Кавказом, «высшее счетоводство по местным доходам и расходам Государственного казначейства» и т.п. [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 117]. Таким образом, в этом департаменте решались вопросы по таможенной части, а также – по мануфактуре и торговле, податей и сборов, денежных земских повинностей. Во втором распорядительном отделении финансового департамента рассматривались вопросы «винного и акцизных сборов и питей и табаку», по «горной и соляной частям» и др. [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 118]. К ведению счетного отделения относились бухгалтерия и контроль. Для организации деятельности департамента предусматривались должности директора, двух начальников отделений, двух старших и двух младших столоначальников, двух старших и двух младших помощников столоначальников. В счетном отделении предусматривалась должности начальника, старшего бухгалтера, бухгалтера, старшего контролера, контролера, двух счётных чиновников, журналиста (также совмещавшего должности экзекутора и расходчика), а также – чиновника особых поручений. Кроме того, в штате департамента для осуществления полномочий главного управления в целом должности казначея, помощника казначея и трех счетоводов [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 123].

В департаменте «государственных имуществ» были сосредоточены все дела «Главного управления Наместника кавказского по части государственных имуществ (кроме лесов и садов) и попечительству над свободными сельскими обывателями (за исключением иностранных поселенцев) в Закавказском крае и Ставропольской губернии» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 119]. Он состоял из двух отделений и особого счетного стола. В первом отделении рассматривались вопросы, относящиеся к государственному имуществу, попечительство над свободными сельскими обывателями по губерниям Закавказского края, и общие дела по инспекторской части о чинах, принадлежавших к управлению государственным имуществом по всему ведомству Кавказского наместника. Во втором отделении – дела по имуществу государства и попечительству в Ставропольской губернии и «по управлению Грузинскими церковными установлениями» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 120]. Счетный стол заведовал общей бухгалтерий и контрольной частью над обеими отделениями департамента. В штате департамента государственных имуществ предусматривались должности директора, двух начальников отделений, одного старшего и двух младших столоначальников, одного старшего и двух младших помощников столоначальников, контролера (совмещавшего должность бухгалтера), двух землемеров, журналиста (совмещавшего должность экзекутора и расходчика) и чиновника особых поручений [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 124].

Особое управление сельского хозяйства состояло из лесной и сельско-хозяйственной частей. Основные компетенции департамента заключались в заведывании лесным фондом Кавказа и Закавказья и развитии сельского хозяйства и управления колониями иностранных поселенцев в крае. Для этой структуры главного управления в штате предусматривались должности начальника управления, помощника начальника управления, начальника лесной части (штаб-офицера корпуса лесничих), старшего и младшего делопроизводителей, старшего и младшего помощников делопроизводителей, журналиста, двух инженеров-гидравликов, двух их помощников и землемера [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 124].

К числу особых управлений при Главном управлении Кавказского наместника относились особое присутствие по Закавказскому краю о земских повинностях и Временное отделение по делам гражданского устройства края. Председателем особого присутствия о земских повинностях был начальник Главного управления. Присутствие состояло из департамента общих дел и финансового и департамента государственного имущества. Особое присутствие имело собственную канцелярию, состоявшую из секретаря и бухгалтера-контролера. Временное отделение по делам гражданского устройства края находилось в непосредственном ведении Кавказского наместника и состояло из Управляющего, трех редакторов и их трех помощников и других чиновников [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 125].

Совет Наместника состоял из присутствия и канцелярии. Во главе Совета был председатель, «Высочайше к тому назначенный из определенного штатом числа непременных членов» [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 121]. Помимо этого, в состав Совета входили 8 членов. На заседания Совета могли быть приглашены директора департаментов и начальник особого управления сельского хозяйства и колоний иностранных поселенцев. Для сопровождения деятельности Совета была учреждена особая канцелярия во главе с «правителем дел совета». Также в канцелярии предусматривались должности старшего и двух младших помощников «правителя дел» (при чем один из младших помощников состоял в прямой подведомственности председателя Совета) и журналиста [РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 11а. Ч. 1. Л. 126].

 

Заключение

Таким образом, преобразование Главного управления Закавказским краем, Совета главного управления и канцелярии Наместника Кавказа в Главное управление и Совет Наместника кавказского в 1858 г. было обусловлено такими предпосылками, как: присоединение к России новых территорий и народов, увеличение числа административно-территориальных единиц в составе Кавказского края, увеличение объема делопроизводственных документов и финансовых затрат на содержание управленческого персонала, потребность в повышении эффективности принимаемых властями решений и упрощении коммуникации с другими учреждениями власти и контроля и т.п. В целом, Главное управление представляло собой полипрофильное учреждение, в структуре которого предусматривались ведавшие общими, финансовыми, судебными, имущественными вопросами подразделения. Так, при Наместнике Кавказа было создано административное учреждение, для реализации им полномочий как высшего должностного лица в крае, определения основных направлений освоения и развития кавказского региона, обеспечения исполнения распоряжений Императора и высших органов государственной власти Российской империи.

 

×

About the authors

A. H. ABAZOV

The Institute for the Humanities Research – Affiliated of the Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

Author for correspondence.
Email: alex_abazov@list.ru

References

  1. Глашева 2018a – Глашева З.Ж. Формирование центральных органов управления Кавказом в 30-50-е годы XIX века // Научный диалог. – 2018. – № 7. – С. 224-234. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-7-224-234
  2. Глашева 2018b – Глашева З.Ж. Особенности гражданского и военного управления Кавказом в 50–60-е годы XIX в. // Электронный журнал «Кавказология». – 2018. – № 3. – С. 45-53. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2018-3-45-53
  3. Гусейнов 2017 – Гусейнов М.Ш. Создание царизмом Кавказского наместничества (1845-1846 гг.) // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 32. – № 1. – С. 14-21. DOI: https://doi.org/10.21779/2542-0313-2017-32-1-14-21
  4. Кондрашова 2003 – Кондрашова А.С. Кавказское Наместничество и его деятельность на Северном Кавказе (вторая половина XIX – начало XX в.). Дис. … канд. ист. наук. – Ставрополь, 2003. – 320 с.
  5. Лазарян 2012 – Лазарян С.С. Необходимость, назначение и характер Кавказского Наместничества в правление Николая I // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 1. – С. 375-379.
  6. Лисицына 2001 – Лисицына Г.Г. Кавказский комитет – высшее государственное учреждение для управления Кавказом (1845–1882) // Россия и Кавказ – сквозь два столетия. Исторические чтения. – СПб.: СПбГУ, 2001. – С. 154-168.
  7. Малахова 2001 – Малахова Г.Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII-XIX вв. – Ростов-н/Д: Издательство СКАГС, 2001. – 392 с.
  8. Мунаев 2010 – Мунаев В.С. Деятельность М.С. Воронцова на Кавказе в 1844–1854 гг. // Вопросы истории. – 2010. – № 10. – С. 105-118.
  9. Муханов 2007 – Муханов В.М. Покоритель Кавказа князь А.И. Барятинский. – М.: Центрполиграф, 2007. – 228 с.
  10. Муханов 2011 – Муханов В.М. Проект преобразований в кавказском корпусе князя А.И. Барятинского и отзыв на него Н.Н. Муравьева-Карского (1856) // Кавказский сборник. Т. 7 (39) / Под ред. В.В. Дегоева. – М.: Русская панорама, 2011. – С. 291-313.
  11. Невская, Кондрашева 2015 – Невская Т.А., Кондрашева А.С. Северный Кавказ. Традиционное общество и реформы (конец XVIII – начало XX вв.). – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – 368 с.
  12. РГИА – Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург).
  13. Свод законов… 1857 – Свод законов Российской империи, издания 1857 г. Т. 3. Ч. II – Особые губернские учреждения. – СПб.: Типография второго отделения собственного Его Императорского Величества канцелярии, 1857. – С. 1-91.
  14. Урушадзе 2011 – Урушадзе А.Т. Кавказский комитет и Кавказский наместник: формирование и особенности взаимоотношений в 1845-1854 гг. // Вестник Южного научного центра РАН. – 2011. – Т. 7. – № 4. – С. 96-100.
  15. Урушадзе 2016 – Урушадзе А.Т. Кавказ: взаимодействие культур (конец XVIII – середина XIX вв.). – Ростов-н/Д: Издательство Южного Федерального университета, 2016. – 280 с.
  16. Урушадзе 2019 – Урушадзе А.Т. Другая Кавказская война: Кавказский наместник VS царские министры (1844-1853) // Уральский исторический вестник. – 2019. – № 3 (64). – С. 31-39. DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2019-3(64)-31-39
  17. Эсадзе 1907 – Эсадзе С.С. Историческая записка об управлении Кавказом. – Тифлис: Типография «Гуттенберг», 1907. Т. I. – 616 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 ABAZOV A.H.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».